«Применение современных технологий обучения в условиях реализации ФГОС СПО»
учебно-методический материал

Одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области

Подмосковный колледж «Энергия»

«Современные технологии обучения и методы оценки качества образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО»

Вариативный модуль

Контрольная работа № 2

«Применение современных технологий обучения
в условиях реализации ФГОС СПО»

ВЫПОЛНИЛА:

Колпакова Галина Олеговна,

преподаватель спецдисциплин

ГАПОУ МО  

«Подмосковный колледж «Энергия»

Город Ногинск

2018

Педагогическая технология – совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т.Лихачев.)

Педагогическая технология – это:

1) содержательно-операционная деятельность по обеспечению педагогического процесса;

2)  совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами;

3)  рационально организованная деятельность по обеспечению достижения целей педагогического процесса.

Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации. Это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения – содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

   Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

   

Одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в классе.

Я использую современные технологии обучения при реализации требований ФГОС СПО.

В целях повышения эффективности и результативности учебного процесса использую технологию проблемного обучения на уроках Допуски и технические измерения.

При проблемном обучении не исключается объяснение преподавателя и выполнение учащимися задач и заданий, требующих репродуктивной деятельности. Но принцип поисковой деятельности доминирует. При проблемном обучении преподаватель систематически создает проблемные ситуации, организует учебную деятельность так, что на основе анализа учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью преподавателя), определения, применяют известные знания в новой ситуации.

 В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий по использованию знаний в незнакомых ситуациях, формирует способность открывать новые знания и   находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

Проблемное обучение предлагается осуществлять в форме проблемного изложения. При этом сообщение нового материала осуществляется самим преподавателям, но учащиеся вовлекаются им в активную мыслительную деятельность. Проблемное изложение организуется при помощи сочетания объяснительно - иллюстративного метода с приемами создания проблемных ситуаций, постановки проблемных вопросов, демонстрацией опыта и т. д.

Чтобы устранить выявленные недостатки в ходе урока планирую использовать:

1)        Проблемные ситуации и вопросы;

2)        Учебные презентации.

Проблемная ситуация – это ключевое понятие проблемного обучения.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда для осмысления чего – либо не хватает наличных знаний, т.е. имеет место противоречие между знанием и незнанием. Для того, чтобы у учащихся появилось желание выйти из проблемной ситуации, необходимо соблюдение двух условий: содержательная сторона ситуации должна представлять определенный интерес для учащихся, и они должны чувствовать, что решение проблемы в целом им посильно, так как часть необходимых знаний у них есть.

Проблемный вопрос отличается от обычного тем, что в нем есть скрытое противоречие, что он открывает возможность не однотипных ответов, неоднозначного решения и что в прошлом опыте того, кому он задается, нет готовой схемы решения.

Я применяю групповые технологии.

Цель данной системы - обеспечение активного учебного процесса, достижения высокого уровня усвоения содержания. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются: группа на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание либо одинаковое, либо дифференцируемое ( имеющее различия) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; - задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; состав группы не постоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами исходя из физических данных учащихся. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При групповой форме работы учащихся на уроках значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему товарищу.

Внедрение модульной технологии обучения на уроках материаловедения.

Содержание каждого модуля методически прорабатывается, определяются знания и умения, необходимые для изучения, определяются методы изучения, средства контроля усвоения знаний. Модуль состоит из трёх частей: вводная часть, диалогическая и итоговая. Задачи вводной части: сформировать у учащихся общее представление о содержании модуля, поставить учебные цели и показать пути их достижения, ознакомить с предполагаемыми результатами данного модуля, возможными способами проверки его усвоения. Главную обучающую нагрузку несёт диалогическая часть, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов учебного процесса через внедрение исследовательских групповых и индивидуальных форм обучения. Итоговая часть модуля включает разноуровневые задания, контрольные работы, тесты и зачеты.

Цели уроков, разработанных по модульной технологии: сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы при выполнении заданий различных видов, научить их правильно пользоваться справочной литературой, таблицами, наглядными пособиями и т.д. Примером служит разработка блока модулей по теме «Цветные металлы». Структура разработанных мной модулей содержит следующие элементы:

 -        предварительный тест, направленный на повторение материала, изученного в школе или в предыдущем модуле:

-        теоретический материал по теме модуля, перечень рекомендуемой литературы;

-        самостоятельную работу по теме, включающую вопросы для составления конспекта;

-        вопросы для самоконтроля, позволяющие проверить себя как по теоретическим, так и по практическим знаниям, умениям, навыкам;

-        практические, лабораторные или контрольные задания и работы,

связанные с расшифровкой марок материала, условных знаков и обозначений на чертеже с выполнением закалки, отпуска и т. д.

-        промежуточный тест, позволяющий оценить знания и поставить зачет

по теме;

-        итоговый тест по темам модуля, позволяющий оценить приобретённые умения и навыки.

В процессе обучения важно обеспечить у учащихся возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к содержанию, формам и методам осуществления. Это достигается методическими приёмами: анализ рисунков и схем, проведение с учащимися технических диктантов, во время которых учащиеся должны назвать состав той или иной марки стали или по составу определить марку стали. Неоднократное возвращение к основным моментам темы, чередование репродуктивных заданий с творческими, способствует более глубокому изучению предмета. Данная технология заставляет учащихся самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы, позволяет приобретать навыки работы со справочной литературой.

Модульная технология обучения может иметь многообразие видов, форм, методов, а также их сочетание и позволяет каждому учащемуся выбрать темп изучения материала и достигнуть результата на доступном ему уровне. Имея подробную инструкцию учащийся добивается глубоких знаний, так как применяет все виды памяти (видит, слышит, делает, тренируется) и в итоге умеет.

Качественно проведённые уроки по модульной технологии обучения позволяют обеспечить более высокий уровень владения знаниями и подготовить грамотных специалистов.

Сегодня учитель должен ясно понимать самоценность образования, прекрасно знать собственный предмет, методику преподавания, педагогику и психологию, использовать личностно-ориентированные методы, обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию личности. Учитель должен видеть место каждого участника в педагогическом процессе, уметь организовывать деятельность учащихся, предвидеть результаты, корректировать возможные отклонения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Современный урок в условиях реализации ФГОС"

                 В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образован...

Практическая готовность педагога к выполнению педагогических задач в условиях применения современных технологий обучения

Обеспечение готовности педагога к инновационной деятельности является одним из факторов, влияющих на реализацию ФГОС в условиях быстроменяющейся информационной среды....

« Практическая готовность педагога к выполнению педагогических задач в условиях применения современных технологий обучения.»

В течение всей профессиональной деятельности я работал над развитием профессиональных умений и навыков обучающихся, воспитанием их как личностей, развитием их творческого потенциала.Однако время дикту...

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В СПО

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»              ...

Рабочая программа Спец курса «Методика обучения учащихся в образовательной области «Технология» в условиях реализации ФГОС НОО»

Программа спецкурса: «Методика обучения учащихся в образовательной области «Технология» в условиях реализации ФГОС НОО», направлена на развитие художественно - творческой деяте...

Применение современных технологий обучения на уроках биологии в условиях реализации ФГОС СПО (из опыта работы).

Современная система образования не возможна без применения современных информационных технологий. Развитие качеств личности зависит от разнообразия видов деятельности. В статье приводится описание лич...

Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО

Существуют проблемы качества развития современных трудовых ресурсов. В последнее время усилилась тенденция получения высшего образования - все стремятся в ВУЗы, отсюда – снижение уровня професси...