ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
материал

Мухтарулина Анна Корнеевна

В данном разделе представлена программа научно-исследовательской работыпо теме "Использование элементов ТРИЗ на уроках кулинарии  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии 16675 «Повар", разработка социально-значимого проекта для обучающихся с ОВЗ, с целью создания инновационной образовательной среды, способствующей формированию этнической, региональной, гражданской, общечеловеческой идентичности обучающихся с ОВЗ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Анна Корнеевна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\тит.jpeg

Наименование НИР

Использование элементов ТРИЗ на уроках кулинарии  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии 16675 «Повар

Основание для разработки

Информатизация образовательного процесса

Разработчик

Мухтарулина А.К. – преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»

Цель НИР

Разработка и применение комплекта заданий по системе ТРИЗ – педагогики на уроках кулинарии

Задачи НИР

  1. Способствовать формированию устойчивых профессиональных навыков
  2. Вырабатывать умения и навыки аналитической деятельности
  3. Способствовать развитию коммуникации в процессе коллективного поиска и обоснования решения
  4. Разработать комплект заданий по системе ТРИЗ, для применения на уроках кулинарии по профессии 16675 «Повар»

Наименование специальностей

16675 «Повар»

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  1. Улучшение качества преподавания специальных дисциплин
  2. Повышение мотивации обучающихся к изучению кулинарии
  3. Формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся  по профессии Повар
  4. Разработка комплекта заданий по системе ТРИЗ, для применения на уроках кулинарии по профессии 16675 «Повар»

Проблема:

В процессе каждодневной деятельности перед преподавателем постоянно встает вопрос «Как учить?», поэтому он задумывается об обновлении и улучшении учебно-методического обеспечения реального учебного процесса.

Особенно остро стоит вопрос об обучение обучающихся с ОВЗ с нарушением интеллекта, где требуется особая логика построения учебного процесса

Актуальность проблемы:

Возможность получения образования, независимо от ограничений возможностей здоровья, законодательно закреплено в Законе "Об образовании в РФ".

Задачи профессионального обучения лиц с ОВЗ определяются общими принципами педагогики: подготовка к активной общественно - полезной жизни, приобретение профессиональных навыков и общего развития.

Наша задача - подготовить выпускника по профессии «Повар»,  одной из наиболее востребованных профессий на рынке труда.

Разнообразие методов и приёмов обучения создает условия для повышения качества обучения для лиц с особыми образовательными потребностями, повышения показателей трудоустройства, повышения уровня адаптивности обучающихся к условиям профессиональной деятельности, разработки системы педагогической диагностики. Для современного специалиста очень важно уметь публично представить интеллектуальный продукт, показать его значимость и возможность практического применения.

Исходя из выше написанного, цель данной работы заключается в разработке комплекта заданий по системе ТРИЗ, для применения на уроках кулинарии, направленных на развитие познавательных универсальных действий

Для достижения поставленной цели в работе поставлены  следующие задачи:

1. Разработать определенную методику обучения для лиц с ОВЗ с нарушением интеллекта

2.         Разработать комплект заданий по системе ТРИЗ, для применения на уроках кулинарии по профессии 16675 «Повар»

Объект исследования: Объектом исследования является процесс развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Предмет исследования: Система развития знаний и умений, обучающихся  на уроках кулинарии

Гипотеза:

Последовательное, систематическое внедрение в педагогический процесс элементов ТРИЗ-педагогики способно не только расширить существующий арсенал методических средств, но и повысить качество обучения, уровень адаптивности обучающихся  к условиям профессиональной деятельности. 

«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его

надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при

 минимуме затрат достичь максимального эффекта» 

(Г. С. Альтшуллер) 

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория советской школы Г. С. Альтшуллера.  

Безусловно,  ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Тем не менее, современная ТРИЗ-педагогика  рассчитана на возрастные группы от дошкольников до студентов.

Чтобы приступить к основам ТРИЗ-педагогики, совсем не обязательно умение читать, писать и считать, чем и привлекательна данная технология для обучения лиц с ОВЗ с нарушением интеллекта.

Существует около 70 различных методов и приемов, многим знакомы методы ТРИЗ:

         метод мозгового штурма,

         синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях),

         морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения),

         метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами) и так далее.

Применение данной технологии обусловлено тем, что технология  ТРИЗ способствует преодолению обучающимися замкнутости, робости, учит их отстаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у них понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь обучающихся. Таким образом, методы и приемы ТРИЗ развивают все компоненты и  устной речи. 

Способность схватывать суть задачи и находить для неё нестандартные решения — это и есть «смекалка», которой учит система ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач.

То же самое происходит с обучающимися с ОВЗ с нарушением интеллекта: поиск и изобретение вариантов решения задачи пробуждает в них азарт, а гордость за самостоятельно найденный ответ служит лучшей мотивацией.

ТРИЗ - педагогика ориентирована и на массовую, и на элитную школу, и на школу для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Обучающиеся с ОВЗ с нарушением интеллекта - это тоже люди, к которым нужен особый подход в обучении. Причин отмеченного явления много и они хорошо известны нам (алкоголь, загрязнения, безграмотное воспитание…).

Что в этом направлении может сделать ТРИЗ - педагогика?

Именно для отстающих в умственном развитии детей методики ТРИЗ-педагогики не менее полезны, чем для детей одаренных.

 Почему?

Дело в том, что ТРИЗ предлагает много методов решения задач и приемов разрешения противоречий, что позволяет формализовать, то есть упростить процесс решения творческих задач, позволяет задачи высокого уровня сделать "менее творческими", не требующими высоких способностей, а это делает возможным получить сильное решение сложных задач мало одаренным людям.

Задания, разработанные по системе ТРИЗ - педагогика позволяют всем обучающимся включиться в работу группы, лучше усваивать теоретический материал и применять его на практических занятиях.

Ожидаемые результаты:

  • Улучшение качества преподавания по дисциплине Кулинария
  • Повышение мотивации обучающихся к изучению дисциплины Кулинария
  • Формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся с ОВЗ
  • Создание комплекта заданий по системе ТРИЗ, для применения на уроках кулинарии по профессии 16675 «Повар»

Используемые источники:

1. Об образовании в РФ: Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ— СПб., 2014

2.  https://infourok.ru/ispolzovanie-elementov-triztehnologii-v-nachalnoy

3.  https://infourok.ru/refleksiya-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-2127728

4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/26/ispolzovanie-priem

 5. Зиновкина М.М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование XXI века. (Теория и практика) // Монография. – М.: МГИУ, 2007. – 306 с.

 6. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. – ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каменский филиал Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Бурятия «Политехнический техникум» Тема проекта: «МУЗЕЙ МЕНЯЕТ МИР» Руководитель проекта : Мухтарулина А.К. Косенко В.Н Левковская Н.А.

Слайд 2

ЦЕЛЬ: Создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию этнической, региональной, гражданской, общечеловеческой идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: развивать способности и формировать соответствующие навыки межличностного общения через общение с музейными экспонатами; развивать способности восприятия и понимания музейного предмета во взаимосвязи с окружающей средой; развивать творческие способности, обеспечить поэтапное развитие визуального мышления; формировать толерантное отношение к окружающему миру; формировать профессиональные навыки; создавать условия для восстановления и поддержания здоровья.

Слайд 3

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА: Проект «Музей меняет мир» – это цикл культурно-образовательных событий в музее для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); Проект направлен на организацию внеурочной деятельности и оздоровление обучающихся с ОВЗ, на решение проблемы адекватного восприятия обществом людей с ОВЗ; В результате реализации проекта будут подготовлены и оформлены выставки творческих работ обучающихся с ОВЗ (вязаные игрушки, вязаные картины в технике «Воздушная петля», эксклюзивные изделия из шерсти; Качественные показатели предполагают изменение внутреннего мира обучающегося, появление потребности самосовершенствоваться, познавать мир культуры и искусства.

Слайд 4

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА Основные этапы Сроки Содержание работы Ответственные I этап - организационный сентябрь 2022 г. Мониторинговые исследования. Выявление проблематики. Проектирование мероприятий по проекту. Мухтарулина А.К. Косенко В.Н. II этап - теоретический 09.09.2022г . Интерактивная экскурсия "Музей без границ" Левковская Н.А. 23.09. 2022г . Квест-игра "О чём поведал бабушкин сундук...." Мухтарулина А.К. 06.10.2022-10.11.2022г . Цикл встреч с интересными людьми: Тонких М.Ф., Душакова О.Ф., Бильтрикова Е.М., Манькова Н.А., Михалева Е.В., Разумейко Е.П., Астраханцева Г.В. Мухтарулина А.К.

Слайд 5

Основные этапы Сроки Содержание работы Ответственные III этап - практический 10.11.2022-24.11.2022г . Мастер-класс "Буубэй", "Золотое руно" Косенко В.Н . Мухтарулина А.К 08.12.2022-22.12.2022г . Мастер-класс " Прялица ", "Секреты Марьи-искусницы" Левковская Н.А . Косенко В.Н. 19.01.2023г . Культурно-спортивное событие "Зимняя сказка" Мухтарулина А.К 09.02.2023-20.04.2023г . Мастер-класс "Волшебные кисть". "Ларец" Мухтарулина А.К 04.05.2023-15.06.2023г . Выставка творческих работ "Город мастеров" Косенко В.Н . IV этап – обобщающе-аналитический 22.06.2023г . Круглый стол "Музей меняет мир" 1.Итоговая диагностика, мониторинг. 2. Обмен опытом, изучение, обобщение, распространение информации о проекте. 3.Оформление результатов проекта 4.Планирование дальнейшей работы. Мухтарулина А.К. Левковская Н.А . Косенко В.Н.

Слайд 6

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ Цикл занятий: - «Музей без границ» Информация о музеях (направления, Великие музеи). История создания музея Каменского филиала ГАПОУ РБ «Политехнический техникум». Экскурсии в музеи. - «О чём поведал бабушкин сундук…» Информация о предметах старины (прялка, веретено, одежда), пословицы и поговорки, быт. «Встречи с интересными людьми» - Тонких М.Ф. – ветеран труда, Почетный гражданин Кабанского района Республики Бурятия; - Душакова О.Ф. – Заслуженный работник культуры РФ, автор книг по краеведению; - Бильтрикова Е.М. – член Союза писателей РФ, автор поэтических книг, сборников эссе и песенных альбомов; - Манькова Н.А. – руководитель клуба народных промыслов «Кудесница» - Михалева Е.В. – педагог дополнительного образования студии «Сувенир» -Разумейко Е.П. – народный мастер-кукольник, участник многих выставок, давний друг нашего музея - Астраханцева Г.А.- член клуба друзей музея, ветеран труда и др.

Слайд 7

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ Мастер-классы: « Буубэй » Овцы, козы, бараны. Породы, виды, разведение. Экскурсии на фермы, где разводят местную породу « буубэй » «Золотое руно» Распознавание шерсти (качество, виды, покраска шерсти, толщина нити) « Прялица » Виды прялок, чесалки, процесс изготовления пряжи, способы прядения «Секреты Марьи - искусницы» Технология ухода за шерстяными изделиями, маркировка, хранение. Культурно-спортивное событие «Зимняя сказка» Русские старинные игры и забавы в условиях зимнего пейзажа «Волшебная кисть» Тематика композиций для творческих работ, создание композиций, рисунок на кальке. «Ларец» Изготовление картин в технике «Воздушная петля». Вязание картины, оформление в багет.

Слайд 8

МУЗЕЙ БЕЗ ГРАНИЦ Новые современные технологии в музее Удобная работа с картографическими приложениями и фото галереями, привычные для поклонников современных гаджетов жесты - всё это теперь возможно благодаря использованию технологии Multicouch в сенсорных киосках. Специальная подборка по различным темам, голосовой гид, виртуальные экскурсии, «Лучшие музеи России и мира»

Слайд 9

КВЕСТ-ИГРА "О ЧЁМ ПОВЕДАЛ БАБУШКИН СУНДУК...." Знакомство с предметами старины, условиями жизни, быта……..

Слайд 10

ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ Цикл встреч: - Тонких М.Ф. – ветеран труда, Почетный гражданин Кабанского района Республики Бурятия; - Душакова О.Ф. – Заслуженный работник культуры РФ, автор книг по краеведению; - Бильтрикова Е.М. – член Союза писателей РФ, автор поэтических книг, сборников эссе и песенных альбомов; - Манькова Н.А. – руководитель клуба народных промыслов « Кудесница » - Михалева Е.В. – педагог дополнительного образования студии « Сувенир » -Разумейко Е.П. – народный мастер-кукольник, участник многих выставок, давний друг нашего музея - Астраханцева Г.А.- член клуба друзей музея, ветеран труда и др.

Слайд 11

Забайкальская тонкорунная, советская шерстная, романовская, горноалтайская , западно-сибирская мясная, Буубэй , тувинская короткожирнохвостная , монгольская, бурятская полугрубошерстная- названия для любого знатока в овцеводстве, подобны «бальзаму на душу». Информация о породах и их достоинствах. Экскурсия к местным овцеводам. МАСТЕР-КЛАСС: «БУУБЭЙ», «ЗОЛОТОЕ РУНО»

Слайд 12

МАСТЕР-КЛАСС: «ПРЯЛИЦА», «СЕКРЕТЫ МАРЬИ-ИСКУСНИЦЫ» Виды прялок, чесалки, процесс изготовления пряжи, отработка навыков. Занятия по распознаванию шерсти, её качества, виды, толщина нити… Технология ухода за шерстью, шерстяными изделиями, маркировка, хранение.

Слайд 13

КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ СОБЫТИЕ "ЗИМНЯЯ СКАЗКА" Основы истории развития подвижных игр в России; Техника безопасности при проведении игр. Игры: *Горелки *Волки и овцы *Двенадцать палочек *Лапта *Городки *Догонялки на санках *Поймай дракона, * Осьминожка *Узнай по голосу *Что пропало *Чижик *Пятнашки Соревнования по лыжам, конькам *Эстафеты

Слайд 14

МАСТЕР-КЛАСС : «ВОЛШЕБНАЯ КИСТЬ», «ЛАРЕЦ» Тематика композиций для творческих работ, создание схемы рисунка, перенос на бумагу. Изготовление картин, в технике «Воздушная петля», вязание картины, оформление в багет.

Слайд 15

ВЫСТАВКА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ГОРОД МАСТЕРОВ» Организация выставок, творческих работ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 16

КРУГЛЫЙ СТОЛ «МУЗЕЙ МЕНЯЕТ МИР» Итоговая диагностика, мониторинг; Обмен опытом, изучение, обобщение, распространение информации о проекте; Оформление результатов проекта; Планирование дальнейшей работы.

Слайд 17

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате реализации проекта будут подготовлены и оформлены выставки творческих работ обучающихся с ОВЗ (вязаные игрушки, вязаные картины в технике «Воздушная петля», эксклюзивные изделия, носки и варежки и др.) Качественные показатели предполагают изменение внутреннего мира обучающегося, появление потребности самосовершенствоваться, познавать мир культуры и искусства. Участник проекта развивает определённые компетенции, помогающие ориентироваться в системе морально-нравственных норм и ценностей.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности

«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый легкий, путь опыта – самый горький», - говорил один из мудрецов Конфуций.Сказано красиво, тонко, а неверно...

Изучение и анализ опыта инновационной деятельности в системе образованиям

Настоящий сборник  содержит аналитические материалы по системам образования отдельных стран, собранные руководителями колледжа в течение 2008-2011 учебного года по результатам командировок, и сод...

Изучение и анализ зарубежного опыта инновационной деятельности в системе образования

Настоящий сборник  содержит аналитические материалы по системам образования отдельных стран, собранные преподавателями  в ходе проведения исследовательской работы в рамках экспериментальной ...

Изучение и анализ зарубежного опыта инновационной деятельности в Северной и Южной Америки

Настоящий сборник  содержит аналитические материалы по системам образования отдельных стран Северной и Южной Америки, собранные преподавателями  в ходе проведения исследовательской работы в ...

Таблица 4.3: Результаты участия педагогического работника в инновационной деятельности

Таблица 4.3: Результаты участия педагогического работника в инновационной деятельности...

Применение активных и интерактивных методов и форм методической работы для активизации инновационной деятельности педагогов

В статье рассмотрена роль активных и интерактивных методов и форм в работе  по  активизации инновационной деятельности педагогов....

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Методическая и психологическая служба образовательног...