План урока учебной практики по профессии "Повар-кондитер"
методическая разработка

Богданова Татьяна Сергеевна

План урока учебной практики
 

УП. 02 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога и теста.

Группа № 132 профессия «Повар, кондитер»

Тема: «Приготовление вареников с капустным и картофельным фаршем»

Цели урока:

Обучающая: Научить обучающихся самостоятельному (пользуясь  инструкционно-технологической картой) приготовлению вареников с капустным и картофельным фаршем

Воспитательная: Воспитывать чувство уверенности в себе, культуры труда, творческого подхода к выполнению задания, интереса и стремления к познанию профессии.

Развивающая: Развивать умения рационально организовывать труд; находить пути совершенствования  своего труда и повышение его эффективности; оперативно мыслить и анализировать выполненные работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_1.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок учебной практики по профессии "Повар-кондитер"

План урока учебной практики

УП. 02 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога и теста.

Группа № 132 профессия «Повар, кондитер»

Тема: «Приготовление вареников с капустным и картофельным фаршем»

Цели урока:

Обучающая: Научить обучающихся самостоятельному (пользуясь инструкционно-технологической картой) приготовлению вареников с капустным и картофельным фаршем

Воспитательная: Воспитывать чувство уверенности в себе, культуры труда, творческого подхода к выполнению задания, интереса и стремления к познанию профессии.

Развивающая: Развивать умения рационально организовывать труд; находить пути совершенствования своего труда и повышение его эффективности; оперативно мыслить и анализировать выполненные работы.

Задачи:

  1. Отработать и закрепить действия и приемы при приготовлении, и отпуске мучных блюд с учетом тепловой обработки.
  2. Соблюдать культуру труда, проявлять уверенность при выполнении задания
  3. Рационально использовать инвентарь и оборудование в процессе работы

Формируемые компетенции:

ПК Производить подготовку полуфабрикатов из теста.

ПК Производить обработку и приготовление основных начинок из овощей.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны уметь:

проверять органолептическим способом качество муки, яиц, жиров и сахара;

выбирать производственный инвентарь и оборудование для подготовки сырья и приготовления блюд;

готовить, формовать и оформлять вареники с овощным фаршем

Методы обучения: объяснение, показ трудовых приемов и операций

Межпредметные связи:

МДК. тема «Приготовление, оформление и отпуск мучных блюд»

ОП.01 Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве тема «Личная гигиена работников общественного питания»

ОП.02 Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров «Мука»

« Биологическое значение пищи и ее химический состав»

ОП.03 Техническое оснащение и организация рабочего места тема «Тепловое оборудование»;

Материально – техническое оснащение:

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, плита электрическая, холодильная камера, производственные столы.

Посуда, инвентарь, инструменты: Весы, сито, кастрюля, шумовка, скалка, ложка столовая, разделочные доски.

Сырье: Картофель, капуста белокочанная, масло растительное, лук репчатый, сахар, яйца, мука, соль.

Раздаточный материал: Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий, инструкционно-технологические карты.

Литература, используемая при подготовке занятия

1. А.И. Сдобнов, В.А. Циганенко «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий» - Киев «Арий» Москва «лада» 2005г.

2. Н.А. Анфимова «Кулинария» - Москва Издательский центр «академия» 2010г.

3. Е.П. Шалагинова, Н.Н. Шабалина, С.В. Соколова, Т.Н. Жегалина Практические основы профессиональной деятельности рабочая тетрадь Издательский центр «Академия 2009г;

4. Т.Г. Семиряжко, М. Ю. Дерюгина Кулинария контрольные материалы Москва Издательский центр «Академия» 2009;

Литература, рекомендуемая обучающимся

1. Н.А. Анфимова Кулинария; О.М. Соловьева, Г.К. Миронова, А.П. Елепин Кулинария Теоретические основы профессиональной деятельности.

Ход урока

Элементы внешней структуры

Элементы дидактической структуры

Содержание

I. Организаци-

онный

момент

(3-4 минуты)

  1. Взаимное приветствие.
  2. Проверка по журналу явки учащихся и выяснение

причины отсутствующих.

  1. Заполнения журналов «Здоровья» и «Журнала

гнойничковых заболеваний».

  1. Проверка наличия спецодежды, внешнего вида и

санитарного состояния.

II. Вводный инструктаж (35-40 минут)

Мотивационный

момент

1. Сообщить тему и цель урока: «Приготовление вареников с капустным и картофельным фаршем»

Вступление - рассказ мастера (приложение 1)

2. Поставить перед обучающимися технологические задачи (с записью в тетрадь)

Приготовить и оформить для подачи следующие блюда:

  1. Вареники с картофельным фаршем 3 порции
  2. Вареники с капустным фаршем 3 порции
  3. Дать оценку качества приготовленному блюду

Актуализация знаний учащихся для выполнения учебно-производственного задания.

1. Фронтальный опрос группы (приложение 2)

1) В чем заключается пищевое значение изделий из теста

2) Назовите классификацию изделий из теста

3) Дайте характеристику блюду «Вареники»

4) С какими фаршами приготавливают вареники?

5) Из каких последующих операций состоит технологический процесс приготовления вареников?

6) Перечислите правила варки вареников.

2. Учащиеся выполняют индивидуальные задания по тестам, записывая ответы в тетрадь

Инструктирование по вопросам предстоящей практической работы

1. Объяснение последовательности выполнения работ, показ формовки изделий.

1) Подготовка продуктов.

2) Замес теста

3) Приготовление фарша

4) Формование вареников

(практический показ мастера с пояснением, защипывание вареников косичкой и шишечкой)

5) Показать элементы оформления блюд

2. Выдать задания по приготовлению блюд.

1) Выбор рецептуры блюда (Разбивка учащихся на бригады).

2) Раздать инструкционно - технологические карты (приложение 3)

3) После расчета технологических карт, обучающиеся сдают на проверку производственные задания

4) Ответить на вопросы обучающихся.

5) Предостеречь от брака в работе, рассказать о видах брака и типичных ошибках

  • Время варки вареников – минут;
  • Недопустимые дефекты: Горький привкус, затхлый запах, жидкая консистенция, ярко - выраженная кислотность

6) Закрепление правил организации работы и техники безопасности при эксплуатации оборудования при приготовлении мучных блюд. Какие приемы безопасности следует соблюдать при приготовлении заданных блюд?

Эталон ответа:

  • Техника безопасности и правила эксплуатации электроплиты.
  • Правила безопасного труда при выполнении кулинарных работ.
  • Техника безопасности при работе с наплитной посудой и горячими жидкостями
  • Соблюдение санитарно-гигиенических требований

7) Сообщить нормы времени (при выполнении работ) (1 час 40 мин)

8) Сообщить обучающимся критерии оценок (приложение 4)

Подведение итогов вводного инструктажа

Объяснить, как должна быть представлена работа напомнить, что в конце урока учащиеся должны привести в порядок рабочие места.

Разрешить приступить к работе.

III. Текущий инструктаж

Целевые обходы

рабочих мест

(1 час 40 мин)

Деятельность учащихся

Деятельность мастера

1. Организация рабочего места каждой бригады, подбор посуды и приспособлений.

1. Обход с целью проверки правильности организации рабочего места, каждой бригады.

2. Взвешивание продуктов согласно рецептуре.

2. Наблюдение за деятельностью

учащихся.

3. Приготовление полуфабрикатов

Замес теста

Приготовление капустного или картофельного фарша

Формовка вареников

Охлаждение полуфабрикатов

3. Обход с целью контроля соблюдения технологической последовательности. Занести данные в карту критериев оценки

#1058;епловая обработка

Закладывание полуфабрикатов в подсоленную воду

#1044;оведение вареников до готовности

4. Обход с целью контроля правильности выполнения трудовых приемов и операций

При необходимости индивидуальное

инструктирование и показ.

Занести данные в карту

критериев оценки.

5. Доведение до готовности блюда, оформление.

Оформление блюда

Подача, бракераж ( приложение 5)

5. Обход с целью контроля соблюдения технологической последовательности

приготовления и техники безопасности.

При необходимости индивидуальное

инструктирование и показ.

Занести данные в карту

критериев оценки

IV. Заключительный инструктаж (количество

10 -15 минут)

Подведение итогов

1. Проверка результатов выполнения учащимися производственной работы (бракераж качества блюд);

2. Мастер комментирует итоговые отметки. Ответить на вопросы обучающихся;

3. Отметить, кто из обучающихся добился отличного качества работы;

4. Выдача домашнего задания, сообщить тему следующего урока: составить технологическую схему приготовления блинов;

5. Уборка рабочих мест.

Приложение 1

История блюда

Вареники – это блюдо, пришедшее из украинской национальной кухни. Когда на Руси готовили пельмени, казаки украинские уплетали вареники с картошкой за обе щеки со сметаной, шкварками и жареным луком.

Вареники воспеты в произведениях Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки или Ночь перед Рождеством» (видеоролик с фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» где толстый Пацюк, с аппетитом есть вареники).

…Этот Пузатый Пацюк был точно когда-то запорожцем; но выгнали его или он сам убежал из Запорожья, этого никто не знал. Давно уже, лет десять, а может, и пятнадцать, как он жил в Диканьке. Сначала он жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру…

Тут заметил Вакула, что ни галушек, ни кадушки перед ним не было; но вместо того на полу стояли две деревянные миски: одна была наполнена варениками, другая сметаною. Мысли его и глаза невольно устремились на эти кушанья. «Посмотрим, — говорил он сам себе, — как будет, есть Пацюк вареники. Наклоняться он, верно, не захочет, чтобы хлебать, как галушки, да и нельзя: нужно вареник сперва обмакнуть в сметану».

Только что он успел это подумать, Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и ещё сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать.

Н. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки»

На самом деле мало кто знает, что корни этого блюда уходят в турецкую кухню. По приданию украинцам очень понравилось блюдо дюш-вара, что из турецкого оно превратилось в вара-неки! А потом и в известные вареники с привычными и понятными казаками начинками.


Приложение 2

Фронтальный опрос

1) В чем заключается пищевое значение изделий из теста?

ответ – изделия из теста обладают привлекательным внешним видом, хорошим вкусом, ароматом и легко усваиваются организмом. Изделия из теста высококалорийны благодаря содержанию углеводов (крахмал и сахар), жиров, белков, минеральных веществ, витаминов группы В, РР, А

2) Назовите классификацию изделий из теста

ответ -

  • Мучные блюда: вареники, пельмени,
    блины, оладьи, блинчики.
  • Мучные кулинарные изделия: пирожки,
    расстегаи, кулебяки, ватрушки, пироги.
  • Мучные гарниры: лапша домашняя,
    клецки, профитроли, корзиночки.

4) Дайте характеристику блюду «Вареники»

ответ - полукруглые пирожки с фаршем внутри, край вареников защипан косичкой, массой 12 или 25 грамм.

5) С какими фаршами приготавливают вареники?

ответ - вареники приготавливают с картофелем, капустой, фасолью, вишнями, яблоками, и творогом.

6) Из каких последующих операций состоит технологический процесс приготовления вареников?

Ответ –

  • Приготовление теста
  • Подготовки фарша
  • Формовки вареников
  • Охлаждение полуфабрикатов
  • Варка

7) Перечислите правила варки вареников.

Ответ - вареники варят в широкой низкой посуде, закладывая

их в кипящую подсоленную воду (на 1 кг вареников 4 л воды)

небольшими порциями. Продолжительность варки с момента

закипания воды после опускания вареников мин; варят при

слабом кипении. Всплывшие вареники вынимают шумовкой,

кладут в посуду с растопленным сливочным маслом и слегка

встряхивают.


Приложение 3

Расчет количества сырья (брутто и нетто) для приготовления 3-х порций по бригадам.

1. Приготовьте три порции вареников с овощным фаршем.

2. Заполните технологическую карту.

Технологическая карта

Наименование блюда: «Вареники с овощным фаршем»

Сборник рецептур 2005г. Раскладка № 1040

№ п/п

Сырье

Масса

на 1 порцию в г.

Масса

на 3 порции в г.

брутто

нетто

брутто

нетто

Тесто для вареников № 1039:

1

Мука пшеничная

57

57

171

171

2

Яйца

4

4

12

12

3

Молоко

20

20

60

60

4

Соль

1

1

3

3

Выход

-

82

-

246

Фарш № 1085:

5

Картофель

128

91¹

384

273¹

6

Лук репчатый

32

13¹

96

40¹

7

Масло растительное

4

4

12

12

8

Соль

1

1

3

3

Масса сырых вареников

-

185

-

555

Масса вареных вареников

-

200

-

600

9

Сметана

20

20

60

60

Выход

-

225

-

675

1 – масса овощей указана после тепловой обработки.

Технологические условия

Приготовление теста. В муку добавляют нагретое до 30-35°С молоко или воду. Затем вводят яйца, соль и замешивают тесто, до тех пор пока оно не приобретет однородную консистенцию. Перед формовкой тесто выдерживают 30-40 минут. Вареники формуют так же как пельмени, но более крупных размеров (на 10-11г теста 12-13г фарша на 1шт.). Вареники опускают в подсоленную кипящую воду и варят при слабом кипении 5-7 минут.

Приготовление фарша. Очищенный картофель варят, отвар полностью сливают, затем картофель в горячем виде протирают, смешивают с пасерованным до готовности луком.

При отпуске вареники (7-8шт. на порцию) поливают маслом или сметаной, или маслом и сметаной.

Требования к качеству: форма полукруглых пирожков с хорошо заделанными краями, не слипшимися, недеформированными, имеют однородную консистенцию, мягкую и нежную. Цвет – белый с кремовым оттенком. Поверхность вареников блестящая от масла. Вкус в меру соленый, без кислоты, без посторонних запахов и привкусов. Масса одного вареника 12 или 25 грамм.

Производственное задание

1. Приготовьте три порции вареников с овощным фаршем.

2. Заполните технологическую карту.

Технологическая карта

Наименование блюда: «Вареники с овощным фаршем»

Сборник рецептур 2005г. Раскладка № 1040

№ п/п

Сырье

Масса

на 1 порцию в г.

Масса

на 3 порции в г.

брутто

нетто

брутто

нетто

Тесто для вареников № 1039:

1

Мука пшеничная

57

57

171

171

2

Яйца

4

4

12

12

3

Молоко

20

20

60

60

4

Соль

1

1

3

3

Выход

-

82

-

246

Фарш № 1086:

5

Капуста

155

124

456

372

6

Масло растительное

7

7

31

21

7

Лук репчатый

25

21

75

63

8

Масло растительное

3

3

9

9

Масса лука пассерованного

-

10

-

30

9

Перец черный молотый

0,02

0,02

0,06

0,06

10

Петрушка (зелень)

2

1

6

3

11

Соль

1

1

3

3

Выход

-

225

-

675

Технологические условия

Приготовление теста. В муку добавляют нагретое до 30-35°С молоко или воду. Затем вводят яйца, соль и замешивают тесто, до тех пор пока оно не приобретет однородную консистенцию. Перед формовкой тесто выдерживают 30-40 минут. Вареники формуют так же как пельмени, но более крупных размеров (на 10-11г теста 12-13г фарша на 1шт.). Вареники опускают в подсоленную кипящую воду и варят при слабом кипении 5-7 минут.

Приготовление фарша. Свежую очищенную промытую капусту шинкуют, затем кладут слоем не более 3см на противень с растопленным маслом и жарят до готовности в жарочном шкафу при температуре 180-200°С. Готовую капусту охлаждают, добавляют соль, пассерованный лук, мелко нарезанную зелень петрушки. Солить капусту до жаренья, а также неохлажденную после жаренья нельзя, так как при этом из нее выделяется влага, что снижает качество фарша. Если свежая капуста горчит, ее предварительно бланшируют в течении 3-5 минут, откидывают, обсушивают, а затем обжаривают. Свежую капусту при частом помешивании можно обжарить на плите.

При отпуске вареники (7-8шт. на порцию) поливают маслом или сметаной, или маслом и сметаной.

Требования к качеству: форма полукруглых пирожков с хорошо заделанными краями, не слипшимися, недеформированными, имеют однородную консистенцию, мягкую и нежную. Цвет – белый с кремовым оттенком. Поверхность вареников блестящая от масла. Вкус в меру соленый, без кислоты, без посторонних запахов и привкусов. Масса одного вареника 12 или 25 грамм.


Приложение 4

Критерии оценок

Каждый пункт при приготовлении блюда оценивается по баллам, если есть недочеты минус 1 балл.

Наименование

Кол-во

баллов

Набранное

Кол-во

баллов

Организация рабочего места, чистота на рабочих местах - 1

Взвешивание продуктов согласно рецептуре – 1

Первичная обработка продуктов – 1

Соблюдение технологии приготовления – 1

Варка изделий - 1

5

Подача блюда – 1

Соблюдение температурного режима – 1

Бракераж приготовленного блюда – 1

3

Санитарное состояние

5

Оформление блюда

5

Устные ответы

4-5

Поведение

5

Всего

Итого 100-90% «5» 28 - 26 балла

90-80% «4» 25 - 23 балл

80-70% «3» 22 - 20 баллов

Менее 20 баллов - «2»


Приложение 5

Бракераж блюда: (заполняют учащиеся самостоятельно)

Наименование

блюда

Внешний вид

Цвет на разрезе

Вкус, консистенция

оценка

Вареники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока учебной практики по профессии "Повар, кондитер"

план урока учебной практики по профессии "Повар, кондитер"...

План урока учебной практики по профессии "Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)" "Разработка и заполнение товарной накладной и товарно-транспортной накладной"

ПМ.03 Организация транспортно-логистической деятельности на автомобильном транспорте МДК.03.02. Обеспечение грузовых перевозок на автомобильном транспорте Раздел 2. Организация грузовых перевозок на а...

План урока учебной практики: "Формирование, построение и заполнение средствами MS EXCEL документа "Путевой лист грузового автомобиля." для обучающихся по профессии "Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)"

ПМ.01 «Организация перевозочного процесса на автомобильном транспорте» Раздел 3. Осуществление перевозочного процесса на автомобильном транспорте с применением автоматизированных систем управления ...

План Урока учебной практики По МДК 02.01. «Методы учёта имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций»

ПланУрока учебной практикиПо МДК 02.01. «Методы учёта имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций»Профессия: «Управляющий сельской усадьбой»Курс: 2Группа: У-2Мастер производственного ...

План урока учебной практики Тема урока: "Выполнение технологических операций по сортированию рыбы, морепродуктов по видам, размерам, и качеству в соответствии с требованиями ГОСТ, ОСТ, ТУ. Изучение изменения рыбы-сырца"

План урока учебной практикив группе № ОР 1720 по профессии «Обработчик рыбы и морепродуктов»ПК 01 « Производство охлажденной и мороженой  продукции»МДК 01.01   Т...

План урока учебной практики ТЕМА УРОКА : « Приготовление без дрожжевого теста»

ПЛАНурока  учебной практики  ТЕМА УРОКА :  « Приготовление без дрожжевого теста»ТИП УРОКА : изучение трудовых приемов и операций при приготовлении пресного теста для пе...

РАЗРАБОТКА ПЛАНА УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИИ «Маляр» (группа специального коррекционного обучения) Тема урока: «Отделка по трафарету»

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся по профессии «Маляр» при  проведении урока учебной практики по теме: «Отделка по трафарету»Урок разработан с э...