Роль лабораторно-практических занятий в формировании профессиональных компетенций студентов
методическая разработка
Тема посвящена исследованию значимости лабораторно‑практических занятий как ключевого элемента образовательного процесса, направленного на формирование и развитие профессиональных компетенций обучающихся.
Актуальность обусловлена необходимостью подготовки конкурентоспособных специалистов, способных эффективно применять теоретические знания в практической деятельности. Лабораторно‑практические занятия выступают важнейшим звеном между академическим обучением и профессиональной практикой.
Цель изучения — раскрыть педагогические механизмы формирования профессиональных компетенций через лабораторно‑практическую деятельность, а также обосновать её роль в системе профессионального образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области "Саратовский областной образовательный комплекс-Политехнический колледж-Лицей-интернат 64"
Филиал областного образовательного комплекса –
Политехнический колледж г. Хвалынск
ДОКЛАД
РОЛЬ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
Подготовила преподаватель профессионального цикла Матвеева О.Б.
Хвалынск
В условиях развития рыночных отношений качество профессионального образования приобретает большое значение. Система подготовки специалистов в новых условиях должна выработать эффективную схему обучения, при которой обучающийся получают максимальное количество общетеоретических знаний в сочетании с сугубо практическими, и в то же время востребованными и перспективными, что может обеспечить будущему специалисту социальную защищенность и более быструю и успешную адаптацию в социуме. В современных условиях востребован высокий уровень подготовки конкурентоспособного специалиста, который умеет не только выполнять определенную работу на предприятии, но и может рекомендовать направления для улучшения его деятельности.
Проблема подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена в средних специальных профессиональных учебных заведениях – колледжах – относится к числу весьма актуальных. Особенно остро она встала с началом постперестроечного процесса, появлением современных технологий, широким применением средств вычислительной техники. Современному хозяйству потребовались такие управленческие кадры среднего звена, которые способны решать новые задачи в сложных и постоянно меняющихся условиях. В системе профессионального образования в настоящее время происходит изменение государственной политики. Идет поиск форм и методов повышения качества образования. Возрастает роль инновационных и экспериментальных методов обучения, направленных на развитие творческих способностей личности, повышения ее активности, приспосабливаемости и адаптируемости к новым условиям.
На заседании Правительства РФ, посвященного совершенствованию системы среднего профессионального образования была озвучена основная цель совершенствования системы СПО так: «создать современную, эффективную систему профессионального образования, которая ориентирована на запросы предприятий, способна удовлетворять потребности нашей экономики». Среди комплекса мер, который разработало Минобрнауки, одним из трех стратегических направлений обозначено: «сосредоточить ресурсы бизнеса, государства, образовательной сферы в целом на развитии системы среднего профессионального образования. Здесь речь идет, прежде всего, о том, чтобы студенты совмещали теоретическую подготовку с практическим обучением на предприятии. С этим есть пока проблемы. Не менее половины учебного времени студенты должны проводить на производстве или в учебно-тренировочных центрах. При этом работодатели могут активнее участвовать в планировании и реализации программ обучения через советы при органах власти и отраслевых объединениях, а также через наблюдательные и попечительские советы в учебных заведениях – это так называемая дуальная система образования». Благодаря увеличению роли практической подготовки, будущие специалисты осваивают производственные навыки уже на стадии обучения. Достигается это путем увеличения практической составляющей учебного процесса и проведения занятий непосредственно на рабочем месте.
На данный момент времени в рамках, установленных ФГОС производственная практика студентов – такая же неотъемлемая часть учебного процесса, как лекции и семинары.
В учебных программах профессиональных учебных заведений предусматривается как теоретическое, так и практическое обучение.
Задачи, методы и формы организации, содержание этого образования, имеющие свои особенности, направлены к одной цели – подготовке высококвалифицированных младших специалистов. Следовательно, теоретическое и практическое обучение считается самостоятельной, но взаимосвязанной частью образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях.
В системе среднего образования большую роль играет чередование теоретических занятий с практическими. Теория является первым шагом подготовки студентов к практическому обучению. Проблемы, поставленные в ней, на практическом обучении приобретают конкретное выражение и решение.
Практические занятия по любой дисциплине – это коллективные занятия. Они дают значительный положительный эффект, если в ходе их царит атмосфера доброжелательности и взаимного доверия, если студенты находятся в состоянии раскрепощенности, спрашивают о том, что им неясно, открыто делятся с преподавателем и другими обучающимися своими соображениями. На теории студент достигает определенного уровня понимания, на практическом занятии он их закрепляет.
Практическое обучение занятия является составной частью программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования) и проводится в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса в целях закрепления и углубления знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретения необходимых умений, навыков и опыта практической работы по всем видам профессиональной деятельности по осваиваемой специальности.
Практика обеспечивает дидактическую последовательность процесса формирования у студентов системы профессиональных знаний и умений в соответствии с профилем деятельности, прививает студентам навыки самостоятельной работы по избранной специальности. В современных условиях значение практик только возрастает. Для студентов это один из наиболее эффективных способов вхождения будущего специалиста в профессию, для предприятия – возможность формирования кадрового резерва, а для учебного заведения – повышение качества учебного процесса и, как следствие, рост конкурентоспособности выпускников.
Для работодателей это возможность познакомиться поближе со своими потенциальными сотрудниками, использовать уже сейчас имеющиеся у студентов знания и навыки.
Основная ответственность в реализации практико-направленного обучения возлагается на мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин, которые стремятся развить у студентов интерес к выбранной специальности, чувство ответственности за принятые решения, подготовить к сознательной трудовой деятельности. В практическом обучении так же активно участвуют и работодатели. В целом между учебным заведением и организациями, предоставляющими базы практики, выполняется двусторонне сотрудничество, в результате чего образовательная организация получает возможность привлекать для практической и учебной работы со студентами высококвалифицированных специалистов, вырабатывать общие требования к компетентности специалистов, облегчить процесс профессиональной адаптации выпускников и трудоустройство. Организации и предприятия, в свою очередь, получают специалиста, соответствующего их потребностям, могут осуществлять работу по непрерывному образованию своих сотрудников, получают возможность быстро адаптировать молодых специалистов. Результаты совместной деятельности обсуждаются на встречах, тематика которых касается качества образования, качества выполнения работ в профессиональной деятельности. Такие встречи помогают осознать потребности как учебной организации со стороны предприятий и организаций, так и учесть требования работодателей при подготовке специалиста. Без конструктивного диалога невозможно определить направления совершенствования профессионального образования.
Таким образом, профессиональный подход к организации способствуют интеграции образования и производства, подготовке конкурентоспособных специалистов на рынок труда реализации практико-ориентированного подхода в обучении. Чтобы достичь определенных результатов:
- нужно быть компетентным в управлении качеством образования;
- внедрять инновационные педагогические технологии в учебно- воспитательный процесс, широкие маркетинговые исследования рынка труда и образовательных услуг, новые подходы к организации производственного обучения обучающихся;
- учитывать мнение работодателя; - нужна соответствующая материально-техническая база;
- иметь высокопрофессиональные педагогические кадры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студентов на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем»
Цель работы - показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.В работе рассматриваются следующие а...
Доклад к педагогическому совету «Формирование профессиональной компетенции студентов среднего профессионального образования»
В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве основного...
Роль учебно-исследовательской деятельности в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов
В настоящее время большое внимание в образовательном процессе уделяется гармоничному развитию личности обучающегося. Одна из составляющих этого процесса развития – приобщение к...

Роль дисциплин общеобразовательного цикла в формировании общих компетенций студентов техникума.
23.01.2020 г. Роль общеобразовательных дисциплин в формировании общих компетенций студентов техникума. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственны...
Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов на занятиях по математике, инженерной графике.
Компьютер в образовательном учреждении перестал быть только предметом изучения, он стал средством изучения. Основная задача применения компьютерных технологий обучения – повышение эффективности ...

Роль предметной цикловой комиссии в формировании профессиональных компетенций педагогов
Выступление на заседании ПЦК "Роль предметной цикловой комиссии в формировании профессиональных компетенций педагогов"...

