Классный час, посвящённый 1150-летию Российской государственности, в форме игры «Звёздный час»
классный час по теме

Для 10-11 классов, студентов 1-2 курсов СПО.

Игра составлена на основе популярной телевизионной программы.

Цели и задачи:

-способствовать развитию интереса учащихся к истории нашего государства;

-развивать навыки коллективной работы;

-воспитывать чувство уважения к историческим  личностям и чувство гордости к героическому прошлому нашей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час, посвящённый 1150-летию Российской государственности, в форме игры «Звёздный час» для 10-11 классов, студентов 1-2 курсов СПО.

Игра составлена на основе популярной телевизионной программы.

Она может проводиться в разных вариантах:

- играют несколько участников, выбывая по мере прохождения туров;

- играют несколько участников, но проходят все туры;

- играют команды, выбывая по мере прохождения туров;

- играют команды, проходя все туры.

Я всегда использую четвёртый вариант. Он даёт возможность привлечь весь класс и попробовать учащимся свои силы в различных конкурсах.

Если вы выберите иные варианты, то целесообразно между конкурсами или во время выполнения командами заданий устроить игру со зрителями.

Большая часть заданий располагается на стендах. Портреты, рисунки имеют цифровое обозначение.

Команды рассаживаются за столы, на которых разложены карточки с цифрами – от 0 до 9. Учитель, выступая в роли ведущего, задаёт вопрос. Капитан команды, после обсуждения, поднимает карточку с цифрой. Если ответ правильный, команда получает звезду. В случае, если на стенде нет изображения с правильным ответом, команда поднимает табличку с цифрой 0. Команды получают возможность получить дополнительную звезду, если назовут правильный ответ.

        Побеждает команда, набравшая наибольшее количество звёзд.

Они получают право выступить перед зрителями с приветственным словом. Это их звёздный час.

        Не всегда есть возможность пригласить жюри. В таком случае ребята самостоятельно отмечают правильные ответы. После каждого конкурса мы подводим итоги, фиксируя результат на доске.

Я  предлагаю большее количество заданий, чтобы учитель мог использовать тот материал, который для него наиболее интересен.

Цели и задачи:

-способствовать развитию интереса учащихся к истории нашего государства;

-развивать навыки коллективной работы;

-воспитывать чувство уважения к историческим  личностям и чувство гордости к героическому прошлому нашей страны.

Вступительное слово учителя

Дорогие ребята! В 2011 году указом президента Д.А. Медведева 2012 г. был объявлен годом истории. Мы отмечаем юбилеи важнейших событий: 200-летие Отечественной войны 1812 года, 400-летие освобождение Москвы от поляков, 770-летие Ледового побоища, 70-летие начала контрнаступления под Сталинградом, 90-летие образования СССР.

А начиналось всё в далёком 862 году. Тогда, как сообщает  летопись «Повесть временных лет», возникло государство у восточных славян.

1150-летию Российской государственности посвящён наш классный час.

Сколько в ней всего: беды и удали!

Сколько раз лавиной шли враги!

Но хранят и ныне камни Суздаля

Лёгкий шаг владимирских княгинь.

Словно кость, белеет в разнотравии

Черен чингисханова копья.

Горькая, великая и славная

Русская история моя!

Всё в тебе и суд и милосердие,

Беспристрастье и страстей игра,

Псы Малюты и ягнята Сергия,

Меч Осляби и верстак Петра.

Щедрость ломоносовского гения,

Пушкина летящая строка,

Непреклонная решимость Ленина

Всё переиначить на века.

Жизни не щадили, если стоило.

Шли сквозь ветер огненный и злой.

Сколько раз ты, русская история,

Яростно работала метлой.

Сколько незаметных ты заметила,

Право на бессмертье им дала.

Скольких претендентов на бессмертие

Ты в своих архивах погребла.

Дни и годы вымеряла маршами,

Воздавая мёртвым и живым.

Рядового возносила в маршалы,

Маршала равняла с рядовым.

С нами дни и светлые и чёрные,

С нами наши долгие века.

Ни одна страница не зачёркнута,

Ни одна не вырвана строка.

Давайте перелистаем страницы нашей истории.

(классный руководитель объясняет правила игры)

На магнитной доске располагаются портреты исторических деятелей. (Олег, Ленин, Суворов, Дм. Донской, Ал. Невский, Иван Грозный, Сталин, Горбачёв, Путин, Александр II, Жуков, Иван III, Пётр I, Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Пожарский, Кутузов)

1-й конкурс. «Личности»

        Первый достоверный древнерусский князь, варяг. Согласно разным версиям, был не то знатным военачальником в войске Рюрика, не то его близким родственником, специально править за малолетством Игоря.  Именно он перенёс центр княжества в Киев. Совершил поход на Византию в 907 г. и прибил щит на стены Константинополя в знак победы.         

(Олег)

Российский император. Вступив на престол в 1855 году, постарался побыстрее закончить Крымскую войну. В 1861 году подписал «Манифест» и «Положения», уничтожавшие крепостное право в России. Народ стал называть его царём-освободителем. 1 марта 1881 года был смертельно ранен.

(Александр II)

Государственный деятель. Граф. В 1809 году подготовил проект государственных преобразований в Российской империи, включавший постепенную ликвидацию крепостного права, введение суда присяжных и создание двухпалатного парламента.

(М.М. Сперанский)

        Историк Н.М. Костомаров писал о нём: «…С помощью злодеяний и наёмников овладел государством. Но скоро доказал, что родился быть государем великим. Главное его право на вечную память и благодарность состоит, конечно в том, он поставил россиян путь истинной веры, но имя Великого принадлежит ему за дела государственный.

(Владимир Красное Солнышко)

Сын Владимира Мономаха, князь суздальский и великий киевский князь. Прозвище своё получил, так как постоянно стремился расширить владения, вмешиваясь в дела своих соседей. Заложил ряд городов: Переяславль – Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров. Благодаря ему, Москва впервые упоминается в летописи.

(Юрий Долгорукий)

Русский князь, полководец. Свою первую крупную победу одержал в 19 лет и получил почётное прозвище. Ему приписывают крылатое выражение: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».

(Александр Невский)

Укрепив свои позиции на княжеском престоле, стал готовиться к столкновению с Ордой. В 1378 году войска под его командованием одержали победу на реке Воже. Спустя два года повёл за собой рать объединённых сил и одержал победу на Куликовом поле. В честь этой победы получил почётное прозвище. И славу национального героя.

(Дмитрий Донской)

Великий князь с 1462 г. главная цель правления – объединение земель и укрепление могущества государства. Подчинил себе почти все русские земли. Женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог.

(Иван III)

Фамилия происходит от названия городка Погорелово. Воевал с И. Болотниковым. Участник Первого земского ополчения. Один из руководителей Второго ополчения. В Москве на Красной площади ему поставлен памятник.

(Д.И. Пожарский)

Историк Н. М. Карамзин писал о нём: «…добрая слава…пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились. Но имя… блистало на судебнике и напоминало о приобретениеи трёх царств монгольских»

(Иван Грозный)

О ком писал А.С. Пушкин: «Он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

(М.В. Ломоносов)

Историк В.О. Ключевский писал о ней: «Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она наследовала энергию своего великого отца».

(Елизавета Петровна)

При опросах избирателей в начале 2000 г. из действующих политиков он выиграл у всех по номинациям: «упорство», «целеустремлённость», «собранность в критических ситуациях», «готовность к неожиданностям». В итоге получил самые высокие оценки как человек, «способный управлять государством».

(В.В. Путин)

Первая женщина-космонавт. Её позывные с орбиты были: «Я-Чайка».

(В.Н. Терешкова)

Сын крупного боярина. Принял иночество и положил начало будущему Троице-Сергиеву монастырю. Несмотря на своё стремление к отшельнической жизни, был крупной и авторитетной фигурой на Руси.

Выступал за сильную княжескую власть и за объединение Руси. В 1380 году благословил Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву.

(Сергий Радонежский)

Путч 1991г., гайдаровские реформы 92-го, противостояние с Верховным Советом. Начало войны в Чечне в 94-м, Грозный и Будёновск в 1995-м., выборы в 96-м. Вторая волна реформ в 97-м. финансовый кризис в 98-м. Война в Косове в 99-м. Каждый год – за десять. Каждый год - неимоверная тяжесть решений. И при этом в стране, несмотря ни на что, продолжалась нормальная цивилизованная жизнь. Появились совершенно новые отношения, новый образ мышления, новая формация людей – выросших «при свободе», сделавших свой первый настоящий бизнес – «при свободе».

(Б.Н. Ельцин)

Выступая в Государственной Думе 10 мая 1907 года он произнёс: «…Цель правительства вполне определённая: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода…

…Противникам государственности хотелось бы избрать для России путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций.

Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»

(П.А. Столыпин)

Пришёл в Красную армию, имея за спиной опыт младшего офицера старой русской армии. Воевал с Колчаком, Деникиным. В 1921 году подавляя восстание в Кронштадте, был решителен, жесток и беспощаден.

Стоял у истоков советской военной науки. Первый теоретически обобщил то новое в военном искусстве, что возникло в ходе гражданской войны. Настойчиво указывал на необходимость глубокого реформирования в армии.

В 1937 г. он и ещё семь человек были обвинены в шпионаже в пользу Германии, создании контрреволюционной организации, готовящей военный переворот с целью смещения Сталина. Как «враги народа» были расстреляны.

(М.Н. Тухачевский)

Современники отмечали, что он был человеком железной воли, большого личного мужества, выдержки и самообладания. Осенью 1941 г. руководил обороной Ленинграда, в октябре возглавил Западный фронт, который защищал Москву, в августе 1942 г. был назначен заместителем верховного Главнокомандующего, первым заместителем наркома обороны. После победы под Сталинградом ему было присвоено звание Маршала Советского Союза.

 По поручению Сталина принимал безоговорочную капитуляцию Германии.

(Г.К. Жуков)

По своим человеческим качествам личность незаурядная и благородная. Увлекаясь какой-то идеей, отдавался этому увлечению полностью, убеждая и увлекая этой идеей и окружавших его людей.

В годы его правления в стране стали реальными свобода печати, свобода веры, свободные выборы, многопартийность. Проведена реабилитация жертв сталинских репрессий. Началось движение к многоукладной экономике. В 1989 году были выведены войска из Афганистана.

(М.С. Горбачёв)

Последний император династии Романовых. Получил разностороннее образование, что делало его интересным в общении человеком. Владел несколькими иностранными языками, увлекался чтением, обладал глубокими историческими познаниями.

Весной 1917 года отрёкся от престола. 16 июля 1918 г. с женой и детьми был расстрелян в г. Екатеринбурге.

 (Николай II)

Участник Российской полярной экспедиции, которая была призвана исследовать Новосибирские острова, и – второй раз в истории мореплавания – пройти Северным морским путём в Тихий Океан.

Получил мировую известность как лучший специалист по минированию морей.

В 1918 году занял пост «Верховного правителя России». Его власть была признана Деникиным, Юденичем. В 1920 году был расстрелян большевиками.

(А.В. Колчак)

После смерти Сталина и последовавшего вскоре ареста Берии становиться Первым секретарём ЦК КПСС. С этого момента началось сосредоточение в его руках огромной власти. На XX cъезде партии в 1956 году выступил с докладом, разоблачавшим культ личности Сталина. Это был его звёздный час.

Был человеком настроения и нередко поступал как человек настроения.

Сложность и неоднозначность его натуры отразил в памятнике ему на Новодевичьем кладбище в Москве скульптор Эрнст Неизвестный. Скульптура символично выполнена в мраморе из чёрного и светлого тонов.

(Н.С. Хрущёв)

Выдающийся полководец и дипломат. А.В. Суворов высоко оценил действия своего ученика и сподвижника во время взятия Измаила, сказав: «Он дрался на левом фланге, но был моей правой рукой». Во время войны с Наполеоном Бонапартом был назначен главнокомандующим русской армии.

(М.И. Кутузов)

Годы гражданской войны нередко называют его звёздным часом. По популярности он был следующим после Ленина лидером.

В  сентябре 1918 г. назначается председателем Реввоенсовета республики. Немало сделал для создания Красной армии, стал автором первой советской военной присяги. Борьба его за лидерство со Сталиным окончилась поражением. Выслан из страны в 1919 г.

В 1940 г. убит испанским гражданином в результате покушения, организованного органами внутренних дел СССР.

(Л.Д. Троцкий)

Этого известного российского книгоиздателя современники называли «русским Фордом», «фактическим министром просвещения», «русским самородком».

«Всю жизнь я верил и верю в силу, которая помогала мне преодолевать все тяготы жизни: я верю в будущее русского просвещения, в русского человека, в силу света и знания, – писал он в своих воспоминаниях, -…мечта моя – чтобы народ мой имел доступную по цене, понятную, полезную книгу»

(И.Д. Сытин)

В судьбе этого человека было много неожиданных поворотов. Он был награждён Сталинской премией за создание водородной бомбы, а 20 лет спустя получил Нобелевскую премию мира.

«Человеконенавистник», «потерявший честь и совесть», «величайший гуманист», «честь и совесть нашей эпохи» - так называли его иногда одни и те же люди в разные времена.

 В память о нём названа площадь в Вашингтоне и проспект в Москве.

(А.Д. Сахаров)

В 12 лет зачислен в лейб-гвардии Семёновский полк. Прошёл все воинские звания. Блестяще воевал с турками и французами. Совершил знаменитый Швейцарский поход. Разработал солдатский учебник «Наука побеждать». Сущность его тактики – глазомер, быстрота, натиск. Граф Рымникский, князь Италийский.

(А.В. Суворов)

Простая русская женщина, ставшая первой в российской армии сестрой милосердия во время обороны Севастополя.

(Дарья Севастопольская)

Себя он не щадил, трудился

На благо родины своей

Осваивал науки, царский образ вжился

В сознание русских всех людей.

Открыты были цифирные школы,

Адмиралтейство, ассамблеи и театр,

Реформы в армии и праздник новогодний,

Одежды запада, дворцы его стоят.

Значение великое имели

Победы на Балтийских берегах.

Купечество вело торговлю смело,

Воздвигали крепости от шведов в трёх шагах.

(Пётр I)

2 - конкурс. «Поймай дату»

Заслушав стихотворение, определите, о каком событии идёт речь и укажите дату.

(Ответы записываются под цифрами. После выполнения задание проверяется)

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика-

Гремит салют над Ленинградом.

(Снятие блокады Ленинграда , 27 января 1944г.)

Есть на Волге утёс,

Он бронёю оброс, что из нашей отваги куются.

В мире нет никого, кто не знал бы его.

Он у нас Сталинградом зовётся.

…………………………………..

Эх ты, Волга река

Широка-глубока,

Ты видала сражений немало,-

Но такой лютый бой

Ты, родная впервой

На своих берегах увидала.

(Сталинградская битва, 17 июля 1942 – 2 февраля 1943 г.)

Наши славные герои

Родину прославили

И в Берлине над рейхстагом

Красный флаг поставили.

(Водружение флага над рейхстагом, 30 апреля 1945 г.)

Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских,

Это значит – против нас.

Он хотел людей свободных

Превратить в рабов голодных,

Навсегда лишить всего.

(Начало Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 г.)

Спать легли однажды дети-

Окна все затемнены,

А проснулись на рассвете-

В окнах свет и нет войны!

Можно больше не прощаться

И на фронт не провожать,-

И налётов не бояться,

И ночных тревог не ждать.

(Окончание Великой Отечественной войны, 9 мая 1945 г.)

Пятилетка!

Слово это

Всем теплом страны согрето.

Как в насущный хлеб зерно,

В нашу жизнь вошло оно.

(Первая пятилетка, 1928 г.)

Реже с «Варяга» несётся

К ворогу грозный ответ.

«Чайки! Снесите отчизне

Русских героев привет.

Миру всему передайте,

Чайки, печальную весть,

 В битве врагу мы не сдались-

Пали за русскую честь.

Мы перед врагом не спустили

Гордый Андреевский флаг

Сами взорвали «Корейца»,

Нами потоплен «Варяг».

(Гибель крейсера «Варяг», 1904 г.)

Распахнуты настежь

 в эфире

                шлюзы:

        «Вниманье!

        Говорит Москва!

Работают все радиостанции

                                Советского Союза!»

Дрогнул голос железного диктора:

«Новорождённый мальчик в Афинах

В честь Гагарина назван Юрием…

………………………………………..

Сегодня,

Двенадцатого апреля.

Поэты,

        Забыв о берёзовых почках,

Ломают строчки.

Ломают перья.

(Полёт Ю.А. Гагарина, 12 апреля 1961 г.)

День тот немеркнущей датой

Век в календарь записал.

Час или только двенадцать.

Важно ли - дали ясны.

Вот оно, золото наций,

Вот она, воля страны.

Равные среди равных…

День был, быть может, и сер,

Но засияли державно

Буквы СССР.

(Образование СССР, 30 декабря 1922 г.)

Мы с Японией буянили,

С Германией идём:

Кулаки у нас большие-

Мы ни где не пропадём.

(Начало Первой мировой войны, август 1914 г.)

Облетело столько истин-

Видно, ложь внутри была.

И республики, как листья.

Облетели со ствола

………………………………

Союз республик развалился.

Погасла красная звезда.

(Распад СССР, 8 декабря 1991 г.)

Был страшный год, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя-внука Чингис-хана,

Своё соседство с ним кляня…

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли,

В осенний день, по степи голой,

Топча сухие ковыли.

(Начало монголо-татарского нашествия, 1237 г)

И, только выждав, чтоб ливонцы,

Смешав ряды, втянулись в бой,

Он, полыхнув мячом на солнце,

Повёл дружину за собой.

По льду летели с лязгом, громом.

К мохнатым гривам наклоняясь,

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

(Ледовое побоище, 5 апреля 1242 г.)

Как Орда Мамая качнётся.

Как мы ляжем костьми на поле,

Тут Россия с нас и начнётся

И вовек не кончиться более!

(Куликовская битва, 8 сентября 1380 г.)

Государь прочитал и,

Спокоен и строг,

Повернулся к Ахметовым людям,

Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог.

И сказал: «Дань платить мы не будем!...»

С той поры не решалась нас грабить Орда,

Иго тяжкое сброшено было,

А в Орде началось несогласье, вражда,

И распалась татарская сила.

(Окончание монгольского ига, 1480 г.)

Сюда пришёл Пожарский – князь,

За ним текла людей река.

И, с Мининым объединяясь,

Сплотились русские войска.

(Освобождение Москвы от поляков, 1612 г.)

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

Французы двинулись как тучи

 И всё на наш редут.

Уланы с пёстрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами-

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

(Бородинское сражение 1812 г.)

И там, и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас – тот против нас!

Нет безразличных: правда с нами?»

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

 И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других

(Гражданская война, 1918-1922 гг.)

Колхозим хозяйства бедняцких масс,

Кулацкой не спугнуты злобою,

А индивидуумы шепчут: «У нас

Мнение имеется особое».

(Коллективизация, 1929 г.)

Москва-река, тебе хвала!

В веках ты видела не мало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала

Ты б рассказала нам о том,

Как люди начали селиться,

За тыном-тын, за домом дом

Росло на берегу твоём

Начало будущей столицы.

(основание Москвы, 1147)

Распалась цепь великая.

Распалась и ударила:

Одним концом по барину,

Другим по мужику.

(Отмена крепостного права, 1861 г.)

Вдали от стройки на равнине,

Вблизи Безродного села

В районе мельницы старинной

Посёлок вырос у ручья.

Росла плотина, рос посёлок.

Из камня выросли дома.

Квартал за кварталом сдавался.

Посёлок городом назвался.

(основание г. Волжского, 22 июля1954 г.)

На доске размещаются названия городов под цифрами.

3-й конкурс. «Города и сёла»

Город на Днепре. По археологическим данным, возник не позднее VII века. В «Повести временных лет» сохранилась легенда об основании города тремя братьями – Кием, Щеком, Хоривом. «Матерью городов русских» назвал его князь Олег.

(Киев)

Древний русский город на реке Жиздра. Во время монголо-татарского нашествия его жители в течение семи недель оказывали стойкое сопротивление войску хана Батыя. По преданию все его жители погибли в неравном сражении, уничтожив при этом 4 тыс. монголо-татар. Батый, не привыкший к подобному сопротивлению, назвал его «злым городом».

(Козельск)

Один из древнейших русских городов. Впервые упоминается в летописи в 859 г. Важнейшие вопросы решались на вече. Крупный торговый и ремесленный центр. Население было самым грамотным на Руси. Об этом свидетельствуют многочисленные находки берестяных грамот.

(Новгород Великий)

В районе этой деревни летом 1943 г. произошло самое крупное танковое сражение за всю историю Второй мировой войны.

(Прохоровка)

Эта крепость одной из первых приняла на себя удар немецко-фашистских войск на рассвете 22 июня 1941 г. её защитники стали примером небывалого мужества и героизма.

(Брест)

        Город в устье Северной Двины. Основан в 1584 году по указу царя Ивана Грозного как крепость Новые Холмогоры. С конца XVI века город превратился в центр русской торговли с иностранцами. В 1613 г. получил современное название.

(Архангельск)

Основан по указу царя Фёдоровича Ивановича в 1589 году. В 1925 году был переименован. С лета 1942 по февраль 1943 г. здесь проходила грандиозная битва, положившая начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. В 1961 году вновь был переименован.

(Царицын, Сталинград, Волгоград)

        Взятию этого города, как символа революции, гитлеровское командование придавало особое значение. 8 сентября 1941 года немецкие войска полностью блокировали его, отрезав от внешнего мира. Враг рассчитывал на начало в городе голодных бунтов. Однако этого не произошло. Наоборот, страшные испытания ещё больше сплотили людей.

(Ленинград)

        Жители этого города стали жертвами чеченских боевиков. Банда под командование Ш. Басаева захватила городскую больницу, где оказалось более 3 тыс. заложников, среди которых были женщины и дети. Федеральные власти вынуждены были выполнить условия террористов и сесть за стол переговоров.

(Будёновск)

Областной центр, в 1924-1991 г. назывался Свердловск. В 1918 году там была расстреляна царская семья.

(Екатеринбург)

Ни на одной самой подробной карте вы не найдёте сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистскими карателями весной 1943 г. 149 жителей заживо сгорели в огне.

Мемориальный комплекс включает в себя «Кладбище деревень». Деревень уничтоженных фашистами вместе с людьми, уничтоженных и не восстановленных.

(Хатынь)

4-й конкурс. Кроссворд

Каждая команда получает кроссворд.

2

8

п

3

и

е

о

н

р

т

д

е

т

4

5

9

с

м

у

т

а

с

е

а

о

с

т

п

р

п

6

7

т

р

е

а

р

б

з

р

1

к

о

л

л

е

к

т

и

в

и

з

а

ц

и

я

й

л

ч

ч

р

с

а

к

е

н

о

т

л

а

е

и

н

о

и

в

н

о

й

з

щ

а

в

а

и

щ

ц

н

и

и

а

н

я

а

2

8

3

4

5

9

6

7

1

  1. Ликвидация единоличных и массовая организация коллективных хозяйств в СССР, осуществляемая в конце 1920-нач. 30-хгг. (коллективизация)
  2. Период преобразований, проводимых М.С. Горбачёвым (перестройка)
  3. Так называют период правления Н.С. Хрущёва (оттепель)
  4. Период в правление Александра I, когда огромную роль в управлении страной играл его фаворит (аракчеевщина)
  5. Период русской истории. Система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565-1572 гг. для борьбы с предполагаемой изменой в среде феодалов, сопровождавшаяся массовыми репрессиями, казнями, земельными конфискациями (опричнина)
  6. Такое название получил период правления Анны Иоанновны (бироновщина)
  7. Так называют период правления Л.И. Брежнева (застой)
  8. Процесс создания крупной, технически развитой промышленности в СССР, начавшийся во второй половине 1920-х гг.
  9. Период, охватывающий конец XVI - нач. XVII века, сопровождавшийся гражданской войной и иностранной интервенцией.

Подведение итогов. Награждение.

Заключительное слово учителя.

Выдающийся русский историк В.О. Ключевский писал: «Изучая предков, узнаём самих себя, без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего живём, как и к чему должны стремиться».

Россия родная. Поля золотые.

Дороги твои далеко пролегли.

Нет доли и счастья без милой России

Покоя нет в жизни без русской земли.

Пусть сбудутся наши мечты и желанья.

Счастливой Россию увидеть хотим.

Слились наши судьбы единым сознаньем.

Мы выдержим вместе и всё победим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные символы Российской государственности.

Данный материал предназначен для классных руководителей и студентов педагогических средне-специальных учебных заведений при прохождении практики в школе. Позволяет выявить особенности современног...

Внеклассное мероприятие - игра "Звёздный час", по страноведению для 9-11 классов

Данная разработка содержит вопросы и задания по страноведению (США и Великобритания). Обязательно к данному уроку прилагается презентация со всеми заданиями....

Внеклассное мероприятие "Гроза 1812 года", в форме игры "Звёздный час"

Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для русского народа и в то же время поворотным пунктом в духовной жизни всей огромной страны.  Данная разработка составлена на ос...

Методическая разработка открытого воспитательного мероприятия (классного часа), посвящённого 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Санкт-Петербургский колледж управления и коммерции»  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  открытого ...

Методическая разработка. Час общения по теме российского государственного праздника «День народного единства» .

Час общения с использованием игровых форм (квэст, викторина, театрализация) для учащихся старшей школы и СПО....


 

Комментарии

Очень познавательный классный час, много интересных заданий: викторина, кроссворд, игры, прослежена вся история нашей страны, стихи и заключительное слово учителя.