Урок по теме "Правовые основы брака и семьи"
план-конспект урока по теме

Романова Марина Анатольевна

Урок по теме "Правовые основы брака и семьи" разработан с применением модульной технологии обучения. Может быть проведен как при преподавании  предмета "Основы права", так и в курсе преподавания "Обществознания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_pravovye_osnovy_braka_i_semi.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

План открытого урока

по теме «Правовые основы брака и семьи»

(с применением модульной технологии обучения)

Предмет: основы правоведения.

Профессия: «Мастер общестроительных работ».

Группа: 12.

Дата проведения: 25.01.09.

Место проведения: ГОУ СПО РМЭ «Марийский политехнический техникум».

Преподаватель: Романова Марина Анатольевна.

Тема урока: Правовые основы брака и семьи.

Цель урока: сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений.

Задачи:

Дидактическая (образовательная): уметь характеризовать правовые основы семейно-брачных отношений.

Воспитательная: воспитывать культуру жизненного самоопределения, расширять кругозора.

Развивающая: формировать и развивать умения анализировать, выделять главное, развитие навыков самостоятельной работы, работы с законодательными документами.

Тип урока: изучение нового материала с применением модульной технологии обучения.

Вид урока: урок теоретических самостоятельных работ.

Методы урока: частично-поисковый, проблемный, самостоятельная работа по алгоритму, беседа, обсуждение выполненных работ.

Учащиеся должны знать, что такое семья; брак; брачный договор; каковы условия и порядок заключения брака.

Учащиеся должны уметь: объяснять назначение семьи; раскрывать правовые основы семейно-брачных отношений; аргументировать свои ответы; высказывать собственную точку зрения.

Учащиеся должны понимать важность семейного законодательства в личной жизни каждого человека.

Межпредметные связи: обществознание.

Внутрипредметные связи:  гражданское право.

Учебно-методическое обеспечение урока: комплект обучающего раздаточного материала 26.

Хронокарта урока:

№ п/п

Этапы и содержание урока

Время

мин

1

Организационный момент.

5

1.1.

Мотивация темы

2

1.2.

Предварительное определение уровня знаний

3

2

Основная часть урока. Организация самостоятельной работы учащихся по основным вопросам темы урока

28

2.1

Общая характеристика семейного права.

13

2.2

Брак: порядок и условия его заключения

15

3

Подведение итогов урока

12

3.1.

Проверка степени усвоения материала.

9

3.2.

Заполнение дневника урока

2

3.2

Домашнее задание.

1

Домашнее задание:

1. Учебный материал к теме 26 «Правовые основы брака и семьи». 

2. Сочинение–размышление  на выбранную тему  «Роль семьи в современном обществе»,  «Зачем человеку семья».


Модуль. Семейное право.

Результат 1. Охарактеризовать правовые основы семейно-брачных

 отношений.

Тема 26. Правовые основы брака и семьи.

Ход урока.

  1. Организационный момент- 5 минут.

1.1.        Мотивация учащихся - 2 минуты.

1.2.        Предварительное определение уровня знаний (лист с заданием 26.1) - 3 минуты.

  1. Организация самостоятельной работы учащихся по основным вопросам темы урока (учебный материал 26, лист с заданием 26.2) -

28 минут.

  1. Общая характеристика семейного права.                        13 мин.
  2. Брак: условия и порядок его заключения.                15мин.

III.  Подведение итогов урока – 12 минут.

  1. Проверка степени усвоения материала (лист с заданием 26.3)                 9 минут.
  2. Заполнение дневников 2 минуты.
  3. Домашнее задание - 1 минута.

Напишите сочинение–размышление  на выбранную тему:

- «Роль семьи в современном обществе».

- «Зачем человеку семья».


Модуль. Семейное право.

Результат 1. Охарактеризовать правовые основы семейно-брачных

 отношений.

МОТИВАЦИЯ

Семья.

На Руси это издавна чтимо,

Это в нашей, наверно крови:

Чтобы женщина шла за мужчиной

В испытаньях, в скитаньях, в любви.

Чтоб, его признавая начало,

Все тревоги в себе затая,

Все же исподволь напоминала:

Мы не просто вдвоем — мы семья.

Мы — семья.

Это значит, мы вместе.

Мы едины любовью и верой,

Мы едины землей и трудом.

И распахнуты дружеству двери

В наш добротный устойчивый дом.

Мы – семья.

По отечески строги

К нам бывают родные края.

И Отечество тоже в итоге –

Нет, не просто народ, а семья.

Народ – это живой организм, клеточками которого являются семьи. Если семейный уклад народа нарушается, то общество начинает серьёзно болеть. Именно в семье происходит передача опыта от одного поколения другому. Сын работает рядом с отцом и именно здесь он получает живой опыт жизни. Мы как народ слабеем, поскольку крепость народа – в крепости семьи, а семья в России практически уничтожается.

Сегодня большая часть молодежи – не только юноши, но и девушки - вовсе не связывают познание семейных радостей  жизни со штампом в паспорте.

В России все реже женятся, все чаще разводятся. В 1990 году зарегистрировано 1300 тыс. браков и 560 тыс. разводов. В 2006 году –браков 1113 тыс., зато разводов – 641 тыс. В полтора раза выросло число молодых людей, вообще не желающих обременять себя семейными узами. В мире появилось движение под названием чайлдфри, которое объединяет людей принципиально не желающих иметь детей. Видя в этом серьёзную проблему, Правительство России объявило 2008 год – годом семьи.

В последнее время много говорят и пишут о личных сторонах жизни людей: дают советы молодоженам, исследуют причины разводов, наставляют родителей в нелегком деле воспитания детей. То есть разговор идет об отношениях людей, состоящих в браке.

Разговор о семейном праве начнем с нескольких зарисовок. Родители каждое утро водят ребенка-первоклассника в школу, а после школы — домой. Бабушка выезжает с внучкой летом на дачу. Сын покупает новую мебель матери-пенсионерке. Эти и подобные ситуации можно воспринять как нормальные семейные отношения воспитанных и гуманных людей. Но наша задача увидеть в них особые правовые отношения — семейные правоотношения. Длительное совместное проживание мужчины и женщины, при котором брачные отношения не оформлены в государственных органах в соответствии с законодательством, называют фактическим браком. Некоторые семейные пары проживают в так называемом церковном браке, появившемся в результате венчания мужчины и женщины в церкви без регистрации брака на законных основаниях. Ни фактический, ни церковный брак не порождают правовых отношений между супругами.

Разнообразные правовые отношения всех членов семьи порождает только брак, зарегистрированный на законных основаниях в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС), т. е. гражданский брак.

Сегодня в ходе занятия мы должны с вами охарактеризовать правовые основы семейно-брачных отношений, дать характеристику семейного права, стать компетентными в вопросах порядка и условий заключения брака.


Модуль. Семейное право.

Результат 1. Охарактеризовать правовые основы семейно-брачных

 отношений.

Задание 26.1.

Предварительное определение уровня знаний.

Вопросы для устного опроса учащихся.

  1. Что такое семья?

  1. Зачем человеку семья?

  1. Может ли человек жить без семьи, не испытывая трудностей?


Модуль. Семейное право.

Результат 1. Охарактеризовать правовые основы семейно-брачных

 отношений.

Тема 26. Правовые основы брака и семьи.

Учебный материал 26.

Общая характеристика семейного права.

Семейное право — отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Семья, материнство, отцовство и детство в России находятся под защитой государства.

Семейное законодательство строится, прежде всего, на принципиальных положениях Конституции России. Ст. 17 Конституции закрепляет государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.

Ст. 23 Конституции России предоставляет право гражданину на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Ст. 38 Конституции России устанавливает защиту государством материнства, детства и семьи. Она устанавливает равное право и обязанность родителей заботиться о детях и об их воспитании. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Семейное законодательство находится в совместном ведении  Российской  Федерации и ее субъектов. Семейное законодательство включает Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г. (вступил в силу с 1996 г.), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы, а также законы субъектов РФ. Законы субъектов Федерации регулируют семейные отношения по вопросам, отнесенным к их ведению Семейным кодексом или им не урегулированным. Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Федерации, должны соответствовать Семейному кодексу РФ. Семейные отношения регулируются также указами Президента РФ, постановлениями правительства и другими подзаконными актами.

Если имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством, то применяется гражданское законодательство при условии, что оно не противоречит существу семейных отношений. Составной частью семейного законодательства являются, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции России, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России. Ст. 16 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) предоставляет мужчинам и женщинам, достигшим совершеннолетия, право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью. Им предоставляются одинаковые права по вступлению в брак, во время брака и во время его расторжения.


Брак: условия и порядок его заключения.

Нигде, наверное, человек не чувствует себя лучше, увереннее, комфортнее, чем в семье.

Семья представляет собой союз лиц, основанный на браке, родстве либо принятии детей на воспитание и характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой, имеющих между собой предусмотренные законом права и обязанности.

Влюбленные не всегда задумываются о том, что продолжением их любви станет прочный семейный союз, путь к которому лежит через событие, которое носит строгое и официальное название — «вступление в брак».

По семейному праву брак — это свободный равноправный  союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющих целью создание семьи и порождающих между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. Брак должен быть основан на взаимных чувствах любви, уважения и дружбы супругов.

Однако даже самой сильной взаимной привязанности недостаточно, чтобы брак был зарегистрирован. Закон требует соблюдения обязательных условий и порядка заключения брака.

Статьи Семейного кодекса Российской Федерации определяют следующие условия вступления в брак.

Извлечения из Семейного кодекса РФ.

Раздел II. Заключение и прекращение брака.

Глава 2. Условия и порядок заключения брака.

Статья 12. Условия заключения брака

1.        Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

2.        Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

Статья 13 Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин, органы местного самоуправления по месту государственной регистрации заключения брака вправе по просьбе лиц, желающих вступить в брак, разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака.

Не допускается заключение брака между:

  1. лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
  2. близкими  родственниками  (родственниками по прямой восходящей и  нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными (имеющих общих отца и мать) и не полнородными (имеющих общих отца или мать) братьями и сестрами;
  3. усыновителями и усыновленными;
  4. лицами, из которых хотя бы одно лицо ,признано  недееспособным вследствие психического расстройства.

Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (загс). Существует определенный порядок регистрации брака, который включает, прежде всего, личную подачу заявления будущими мужем и женой в районный (городской) загс по месту жительства одного из них. Загс определяет день регистрации брака, не раньше чем через месяц после подачи заявления. Этот срок может быть сокращен по уважительным причинам или увеличен (не более чем до трех месяцев). При наличии особых обстоятельств (беременности, рождении ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Государственная регистрация брака происходит в назначенный день и час, как правило, в торжественной обстановке. Вместе с тем удовлетворяются просьбы будущих супругов, желающих, чтобы регистрация проходила скромно, без какой-либо торжественности. Присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно. Под записью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожены ставят свои подписи, а затем эта подпись скрепляется подписью должностного лица загса. В паспортах жены и мужа делается соответствующая запись. Супругам выдается свидетельство о браке. С этого момента у молодожёнов появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности.


Модуль. Семейное право.

Результат 1. Охарактеризовать правовые основы семейно-брачных

 отношений.

Закрепляющий материал.

Задание 26.2.

Задание 1. Дайте определение семейного права.

Задание 2. Заполните схему «Законодательные источники семейного

права».

Задание 3. Рассмотрите следующие ситуации:

1. В трехкомнатной квартире жили Наталья Васильевна, Виктор Петрович и их дочь - студентка Даша. Недавно Даша вышла замуж и привела в дом мужа - Олега. Молодым выделили комнату. Даша попросила мать по-прежнему вести домашнее хозяйство при условии, что она и Олег будут вносить свою долю денег.

2. Через некоторое время Даша попросила у матери выделить eй место в холодильнике и на полках в кухне, сказав, что хочет сама вести с мужем хозяйство.

3. Через год после вступления в брак Даша и Олег сумели купить квартиру и переехали от Дашиных родителей. К этому времени у них родился сын Алексей.

Применительно к каждой ситуации определите, о каком количестве семей идет речь.

Задание 4. Дайте определение брака

Задание 5. Используя извлечения статей из Семейного кодекса РФ, перечислите условия заключения брака.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Задание 6. Запишите предложенные вам этапы заключения брака в правильной последовательности:

  1. Возникновение  прав и обязанностей.
  2. Достижение брачного возраста.
  3. Оплата государственной пошлины.
  4.  Подача заявления  в загс.
  5. Свадебная церемония.
  6. Желание заключить брак.
  7. Регистрация брака.
  8. Получение свидетельства о браке.


Модуль. Семейное право.

Результат 1. Охарактеризовать правовые основы семейно-брачных

 отношений.

Проверка степени усвоения материала.

Задание 26.3.

Задание 1. Ответьте «да» или «нет».

  1. Семейное право регулирует личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье.
  2. Семейное законодательство допускает произвольное вмешательство кого-либо в дела семьи.
  3. Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным.
  4. Семья, материнство, отцовство и детство в России находятся под защитой государства.
  5. Мужчины при вступлении в брак, во время брака и во время его расторжения имеют больше прав, чем женщины.

Задание 2. Рассмотрите два случая из жизни:

  1.  Бабушка воспитывает внука - сына умершей дочери.
  2.  Одинокая женщина удочерила девочку из детского дома.

Являются ли эти объединения семьями? Свой ответ обоснуйте.

Задание 3. Проанализируйте ситуацию.

        В загс приходят юноша и девушка. Они молоды им обоим по двадцать, любят друг друга и согласны вступить в брак. Оба требуют, чтобы их брак был зарегистрирован сегодня или в крайнем случае завтра, потому что на послезавтра куплены билеты и они хотят отправиться в свадебное путешествие.

        Работники загса их попросили заполнить соответствующие бумаги и прийти через месяц.

Чем объяснить такой ответ?

Законодательные

 источники семейного права


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Правовые основы брака и семьи"

Презентация к  уроку "Правовые основы брака и семьи"...

План открытого урока по дисциплине: Основы экономики -Тема урока: «Производительность труда. Факторы производительности труда»

Тип урока: комбинированныйВид урока: урок-практикум комплексного применения знаний в рамках темы: «Производительность труда»Цели урока:Дидактические:·        Повтори...

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...

Презентация к уроку литературы по теме "Авторский идеал семьи в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Данная презентация может быть использована при проведении урока литературы по теме "Авторский идеал семьи в романе Л.Н.Толстого"Война и мир" при изучении раздела "Русская литератур...

Урок- викторина по английскому языку "Королевская семья Великобритании"

Материалы урока содержат ознакомительную информацию о членах королевской семьи в Великобритании, вопросы на закрепление темы в виде викторины, а также анкету "Сможешь ли ты быть королевой?"....

Урок(внеклассное занятие) по окружающему миру "Семь чудес Кузбасса"

Урок или внеклассное занятие, которое можно провести в рамках декады естественно-математических наук. Урок -путешествие содержит познавательный материал по родному краю Кузбассу. Занятие учит ребят ра...

конспект урока с технологической картой по обществознанию. Семья и брак как социальные институты

Семья – это первичная социальная группа, основанная на браке или кровном родстве между людьми, связанная ведением общего хозяйства, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью. Осно...