Социальная психология семьи и семейного воспитания
методическая разработка на тему

Вендина Ольга Николаевна

 

Тема: «Социальная психология семьи и семейного воспитания».

Цель: Изучить  социальную психологию семьи, виды семей, семейные роли, нормы и традиции, динамику формирования семейных отношений и семейные конфликты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Методическое указание

по проведению практического занятия № 4

по дисциплине «Социальная психология»

Подготовил преподаватель: О.Н.Вендина

Тема: «Социальная психология семьи и семейного воспитания »

Цель: Изучить  социальную психологию семьи, виды семей, семейные роли, нормы и традиции, динамику формирования семейных отношений и семейные конфликты.

Оборудование:

      1. Андриенко Е.В. Социальная психология. -М., 2000. – 264с.

2.Шпарь В.Б. Рабочая книга практического психолога.- М.2005.-672с.

  1. Раздаточный материал: карточки с информационным материалом,  тестовая методика.

 В результате выполнения задания студент должен:

Иметь представление:

  1.  О семье и различия понятий «брак» и «семья»,  эволюции брачно-семейных отношений, Функциях семьи в обществе.
  2.  Об особенностях современной семьи и ее перспективах.
  3. О социальной психологии семьи, мотивах вступления в брак. Статусно-ролевых и позиционных отношениях в семье.
  4. О семейных нормах, традициях, ценностях,  стабильности и качестве брака.
  5. О семейных конфликтах, причинах распада семей.
  6. О возрастной динамике  семейных отношений..
  7. О типах семей и семейном воспитании.        

Знать: 

  1. Понятие семьи. Взаимосвязь и различие понятий «брак» и «семья».
  2. Функции семьи в обществе. Особенности современной семьи.
  3. Типы семей и семейного воспитания.

Уметь:

  1. Определять проблемы семейных отношений и пути разрешения этих проблем

Задания

Задача № 1

1.Чтобы определить готовы ли вы к семейным отношениям , проведите их оценку при помощи тестовой методики.(раздаточный материал тест «Готов ли ты к браку» №1) Тестирование.

Задача № 2 (В группах)

1.Ваша группа является семьей, определите:

Вид вашей семьи и распределите социальные роли в ней.

Охарактеризуйте деятельность каждого члена в вашей семье, какие позиции в русле трансактного анализа играет каждый член семьи

Какие проблемы в становлении и развитии семейных отношений бывают

В чем отличие семьи и брака?

Какая стратегия поведения проводится по отношению к детям

Что может послужить причиной конфликтов и каким образом можно их разрешить, избежать

Какие правила поведения в конфликте вы знаете?

Задача № 3

1.Самостоятельно запишите выводы по опорной схеме у себя в тетради.

(раздаточный материал задание №3).  Задание: «Самостоятельная работа по опорной схеме».

Указания по выполнению задания

  1. Студенты, используя раздаточный материал должны определить свою  готовность к семейным отношениям.
  2. Студенты, должны (по раздаточному материалу) прочитать данный материал и определить, работая в группах тип своей семьи,  проблемы в становлении и развитии семейных отношений ,

   отличие семьи и брака, психологические стратегии поведения по отношению к детям, причины            конфликтов и способы их разрешения, правила поведения в конфликте.

  1.  Студенты должны на основании изученного  материала сделать  выводы по опорной схеме

Опорная схема 1:


   Основные принципы семейных взаимоотношений:       



Т         Д        У       П





Т       Х       Е.Т.              К 


Контрольные вопросы

  1. -Объясните,  чем отличается понятие семьи от брака?
  2. Какие виды семей, наиболее, распространены в России передачи информации вы знаете?
  3. –Какие психосоциальные роли могут выполнять члены семьи?
  4. –КАКИЕ ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НАИБОЛЕЕ ТРАДИЦИОННЫ?
  5. Какие стратегии поведения в конфликте наиболее часто применяются на практике и наиболее эффективны ?

Методическое указание

по проведению практического занятия № 6

по дисциплине «Социальная психология»

Подготовил преподаватель: О.Н.Вендина

Тема: «Социальная психология конфликта »

Цель: Сформировать представление об общении в социальной психологии, ее функциях и видах,  владеть культурой профессионального общения.

Оборудование:

      1. Андриенко Е.В. Социальная психология. -М., 2000. – 264с.

2.Шпарь В.Б. Рабочая книга практического психолога.- М.2005.-672с.

  1. Раздаточный материал: карточки  тестовые методики.

 В результате выполнения задания студент должен:

Иметь представление:

  1. О конфликте как феномене социальной и духовной жизни человека.
  2. Об основных элементах  структуры конфликта: стороны (участники, субъекты) конфликта; предмет конфликта; условия протекания; образы конфликтной ситуации; мотивы участников, их действия; исход конфликтной ситуации. .
  3. О типологии конфликтов. Социально-психологической характеристике основных видов конфликта внутриличностного, межличностного, между личностью и группой, межгруппового. Функции и динамика конфликта.
  4. О причинах  конфликтов в организациях: неправильное распределение ресурсов; взаимозависимость работников разной квалификации; различия в целях и ценностях; неудовлетворительные коммуникации; психологическая несовместимость работников и т. д.
  5. Социально-психологический портрет конфликтной личности.
  6. Профилактика, урегулирование и разрешение конфликтов.
  7. Стратегии конфликтного взаимодействия: сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, соперничество.
  8. Кодекс конструктивного поведения в конфликте и табу в конфликтной ситуации.

Знать: 

  1. студент должен знать сущностные свойства конфликта, его социально-психологическую структуру; функции « динамику; причины конфликтов в организациях;
  2. социально-психологическую характеристику основных типов конфликта;
  3. стратегии поведения в конфликтной ситуации; пути урегулирования конфликтов.

Уметь: 

  1. студент должен уметь анализировать структуру конфликта, выявлять его причины,
  2. выбирать оптимальную стратегию поведения в конфликтной ситуации,
  3. диагностировать «конфликтную личность»,
  4. оказывать позитивное воздействие на разрешение конфликта

Задания

Задача № 1

1.Чтобы определить  ваш уровень конфликтности проведите тест .(раздаточный материал тест №1 «Особенности поведения в конфликте») Тестирование.

Задача № 2

Укажите вид конфликта, (уровень конфликта), по классификации С.Р. Филоновича, соответствующий указанным причинам, заполните таблицу:

Причины, вызывающие конфликт

Вид конфликта

Уровень конфликта

Неэффективные коммуникации (коммуникативные барьеры, искажающие информацию)

Психологический дискомфорт, связанный с невозможностью достижения поставленной цели

Недостаточно четкое распределение прав и обязанностей между группами

Конфликт между линейным и штабным персоналом

Неясность относительно властных полномочий, которыми человек располагает

Потенциальные конфликты между семьями

Отличие в темпераменте, типе личности, системе ценностей

Недостаточно четкое распределение властных полномочий между сотрудниками

Задача № 3

1.Изучите методы снятия напряжения и избавления от гнева, предложенные Дж. Г. Скоттом

(Раздаточный материал-задание-3)

Задача № 4

Изучите правила Дейла Карнеги «Как исправить человека, не оскорбляя его и не нанося ему обиды» (Раздаточный материал-задание 4) 

Задача № 5

Укажите тактики (стили) поведения (Приспособление, сотрудничество, компромисс, избежание, конфронтация ) в зависимости от стратегий поведения в конфликте по классификации К. Томаса и Р. Киллмена:  

Указания по выполнению задания

  1. Студенты, используя раздаточный материал, должны определить особенности своего поведения по тестовой методике.
  2. Студенты должны заполнить таблицу указав вид и уровень конфликта, зная его причину.
  3. Студенты, должны (по раздаточному материалу) изучить способы избавления от  гнева
  4.   Студенты должны изучить правила Дейла Карнеги «Как исправить человека, не оскорбляя его и не нанося ему обиды»
  5. Студенты должны  указать тактики (стили) поведения  в зависимости от стратегий поведения в конфликте по классификации

Контрольные вопросы

  1. -Что такое конфликт, какова его структура, виды?
  2. -В чем  значение «коммуникативной стороны»?-Какие формы передачи информации вы знаете?
  3. –Какие стратегии поведения в конфликтной ситуации на ваш взгляд наиболее приемлемы?
  4. –Какие причины конфликтов в организациях вы можете назвать?
  5. -Что мы имеем ввиду, когда говорим о конфликтной личности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Семья и семейные ценности"

Что такое семья? Традиции в детском доме....

Функции семьи. Типы семейного воспитания.

В данном материале раскрывается понятие семьи и семейного воспитания, перечислены и раскрыты типы и функции семьи....

О семье и проблемах семейного воспитания

В данной статье рассказывается о проблемах воспитания детей в семье....

Программа по семейному воспитанию "Всё начинается с семьи"

Программа,  по которой я работаю - семейное воспитание  в условиях детского дома «Всё начинается с семьи».Семейное воспитание детей в условиях детского дома - это одна из наиболее важны...

ЗАНЯТИЕ ПО СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ: "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ"

Данное занятие было проведено в рамках курса "Семейное воспитание" с воспитанниками детского дома. Целью данного занятия было дать воспитанникам представление о семье и её функциях, психологическом...

Интегрированная конференция. Тема: "Семья. Этапы развития семьи и семейных отношений"

Сценарий конференции на тему "Семья. Этапы развития семьи и семейных отношений"Дисциплины: "Философия", "Педиатрия", "Психология"Ссылка на скачивание презе...

Доклад на методическом объединении классных руководителей «МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ, СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ»

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку ...