ЗАНЯТИЕ ПО СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ: "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ"
план-конспект занятия на тему

Самойлова Валентина Николаевна

Данное занятие было проведено в рамках курса "Семейное воспитание" с воспитанниками детского дома. Целью данного занятия было дать воспитанникам представление о семье и её функциях, психологическом  климате, типах семей, различных стилях общения, воспитание уважительного отношения к семье, к женщине, к матери.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klimat_v_seme.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самойлова Валентина Николаевна,

воспитатель,

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Индустриально-судостроительный лицей

г. Санкт-Петербург

ЗАНЯТИЕ ПО СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ

Оборудование: семейные портреты известных людей, репродукции картин, раздаточный материал.

Цели занятия:

Образовательная:

- способствовать формированию  у воспитанников  четкого представления о семье и её функциях, психологическом  климате, типах семей, различных стилях общения.

Развивающая:

- продолжить формирование умения вести дискуссию, аргументировать собственную позицию.

Воспитательная:

- способствовать воспитанию уважительного отношения к семье, к женщине, к матери.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

2.  Вступительное слово воспитателя. Мотивация.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

 Л.Н. Толстой

Воспитатель:

Перед тем как непосредственно перейти к изучению темы, давайте определимся с терминами. Из слов, расположенных перед Вами, составим определение понятия «семья».  Слова: группа, это, людей, родством, связанных. 

Воспитанники составляют определение и озвучивают его.

  1. Изучение нового материала.

Воспитатель:

Историки не могут точно датировать время появления первых человеческих семей. Но ясно одно: семья существовала у всех без исключения народов, хотя у каждого  имелись, конечно,  и свои особенности семейных отношений. Вспомним о русских  традициях.

Жизнь русского крестьянина легкой не назовешь. С мая по сентябрь нужно было успеть вспахать под озимые и яровые, засеять, скосить, обмолотить, приготовить сено на зиму, а еще надо выполнять работы по дому, ухаживать за домашними животными. Не было никакой возможности вести хозяйство одному. Нужна была помощница. Приведите пословицы, которые подтверждают, что члены семьи  сообща работали.

Воспитанники называют пословицы, которые заранее готовили к занятию.

Жена вела домашнее хозяйство. Муж работает в поле. Каждый нуждается в другом, при этом не очень значимы внешние данные жены, важны ее здоровье, трудолюбие, нравственные качества, умение пожалеть, посочувствовать, посоветовать. 

Воспитанники приводят в подтверждение пословицы. 

«Не хвали жену телом, хвали – делом», «С лица воду не пить, умела бы пироги печь», « С доброй женой горе полгоря, а радость вдвойне» и т.д.

Самая важная обязанность мужа и детей – воспитание детей. Дети невольно подражали поведению и образу жизни родителей. И обучались тому, что знали родители. Семьи были многодетными, отсутствие детей в семье или один ребенок считались несчастьем. Кстати, и не только у крестьян. Многодетными (по нашим меркам) были семьи А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого, даже царские. 

Почему было так важно иметь много детей?

Ну а теперь сделаем вывод: для чего  была необходима семья?

Выслушиваются ответы воспитанников.  Как вы думаете, какие функции у семьи? Ответы воспитанников.

  1. Продолжение рода
  2. Хозяйственная
  3. Воспитательная
  4. Передача знаний
  5. Создание атмосферы психологического комфорта

О семье современной говорят, что она переживает кризис.

Какие проявления этого кризиса вы можете назвать?  Сегодня очень многие люди не понимают, для чего нужна семья. Давайте подумаем, какие функции семьи сегодня потеряли актуальность?

Но и семьи изменились. Существует несколько типологий семей.

Семьи бывают: полными и неполными; многодетными, малодетными и бездетными. А также ученые выделяют патриархальные, детоцентристкие, супружеские семьи.

Для патриархальной семьи характерна зависимость родственников от одного из супругов, так как у того рычаги экономического давления. Последний имеет право приказывать. Его распоряжения не обсуждаются, а строго выполняются.

Назовем плюсы и минусы таких семей.

В детоцентристской семье растут, как правило, один-два ребенка. Все внимание родителей уделено им, все средства тратятся на них. 

Назовем плюсы и минусы таких семей.

Для супружеской семьи характерным является определенная независимость супругов. Интересы их, как правило, выходят за рамки семьи.

Назовем плюсы и минусы таких семей.

Выслушиваются мнения ребят.

Не менее важным для понимания проблем семьи является осознание роли психологического климата. Что понимается под психологическим климатом? Климат семьи определяется стилем общения.

Выделяют три стиля общения:

- авторитарный – стиль «подавления». Какие проблемы будут  испытывать дети, воспитывающиеся в таких семьях?

- попустительский – «полная свобода». Это хорошо или плохо?

- демократический. Предположите, как строятся отношения в таких семьях?

Попробуем определить,  в каких семьях живут литературные герои.

  1. А. Линдгрен. «Пеппи – длинный чулок».

Я почти сирота, маму свою я не знаю, а папа у меня моряк, поэтому я его нечасто вижу. Я очень счастлива, что живу одна, потому что живу одна в своем доме, могу делать все, что захочу, меня не заставляют мыться, ходить в школу.

  1. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Я – царевна. Когда моя мама ждала моего появления, мой отец – царь –отправился в поход. А когда он вернулся, я только родилась, а мама от волнений умерла. Через год он женился на другой. Моя мачеха красива, своенравна и своевластна.

  1. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».

Мой муж – храбрый воин, он отважен, предан Родине и друзьям, но моя жизнь не так уж радостна. Почти все время я одна, не смею перечить мужу. Его слово для меня закон.

  1. А.Н. Островский. «Сердце не камень».

Я намного моложе мужа. Он – купец. Я его уважаю, всегда почтительна и не  смею ему перечить. Это и нормально, ведь он – хозяин, я ем его хлеб. Мое дело заботиться о бедных.

Мы узнали,  как важен  комфортный психологический климат в семье. Почему же А. Моруа сказал, что « отношения между родителями и детьми столь же драматичны, как отношения между любящими»?

 Ответы детей.

Как вы понимаете, что отношения в семье подобны «улице с двусторонним движением»?

  1. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная психология семьи и семейного воспитания

Тема: «Социальная психология семьи и семейного воспитания».Цель: Изучить  социальную психологию семьи, виды семей, семейные роли, нормы и традиции, динамику формирования семейных отношений ...

Функции семьи. Типы семейного воспитания.

В данном материале раскрывается понятие семьи и семейного воспитания, перечислены и раскрыты типы и функции семьи....

"Психологический климат в семье"

Цель мероприятия: показать роль семьи в жизни человека. Учащимся необходимо знать:- семья веками почиталась как большая ценность;- в основе семейных связей лежит кровное родство;- родители и дети...

Программа по семейному воспитанию "Всё начинается с семьи"

Программа,  по которой я работаю - семейное воспитание  в условиях детского дома «Всё начинается с семьи».Семейное воспитание детей в условиях детского дома - это одна из наиболее важны...

Создание благоприятного психологического климата в семье

Семья – первоисточник формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Именно в семье закладывается основа характера человека, предопределяется ег...

Характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей

Характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей...