Рабочая программа по православной культуре 2 класс ФГОС
рабочая программа по теме

Программа составлена в соответствии с положением МБОУ "Гимназия №18" на 2013-2014 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 18»

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол от

«_28_» _августа 2013г. 

№ _1_

СОГЛАСОВАНО

 заместитель директора  по УВР

__________________

Н.И. Проскурина

«_28августа 2013г.

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического

совета

протокол  

от « 29» августа 2013г

№1

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Гимназия №18»

_________В.Д. Демидова

Приказ

от « 30 »  августа 2013 г.

226

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Разиньковой Ольги Николаевны,

православной культуры

высшей квалификационной категории,

по учебному предмету «Православная культура»

2 «А», 2 «Б»,2 «В» классов

 

2013- 2014  учебный год

Старый Оскол

 

     



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Рабочая программа по православной культуре разработана на основе концепции и программы учебного предмета «Православная культура» 1-11 годы обучения Шевченко Л. Л. (М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, -  2008 г.)

Рабочая программа обеспечена следующим методическим комплексом:

    1. Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 1-й год обучения: в 2ч.– М.: Издательский дом «Покров», 2007.

  1. Шевченко Л.Л., Шестун Е. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации», 1-й  год обучения. – М.: Издательский дом «Покров», 2007. – 112с.: ил.

     3.Шевченко Л.Л., Шестун Е. Православная культура: музыкальное пособие «Звуковая палитра», 1- й год обучения.

            Общими целями изучения предмета «Православная культура» являются:

  • приобретение культурологических знаний, необходимых для формирования мировоззрения школьников;
  • обеспечение самоопределения личности, создания условий её самореализации.

            Программа Л.Л.Шевченко рассчитана на 34 часа.   В рабочую программу внесены изменения. В соответствии с Уставом МБОУ «Гимназия №18» учебный план во 2  классе составляет 34 учебных недели.  С  целью итогового контроля усвоения учащимися знаний за курс 2 класса урок 34 «Экскурсия в музей» заменен  уроком  «Итоговое повторение. Итоговая контрольная работа за курс 2 класса».

           Содержание и последовательность тем рабочей программы соответствует авторской.

Форма организации учебного процесса–урок.

. В образовательном процессе начальной школы используются следующие виды внутренней оценки результатов:

- контроль (текущий) по результату (урока, темы, раздела, курса) проводится после    осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;

- итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов, в том числе и метапредметных результатов в конце учебных четвертей и учебного года.

- накопительная оценка.

Преобладающими формами текущего и итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся являются творческие работы, собеседование, тестирование, анализ продуктов деятельности (мини-сочинения, рисунки и т.д.), контрольная работа.

           

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Цель рабочей программы учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и       воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других          

Программа определяет ряд практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников;
  • актуализация знаний современных школьников в области православной культурной традиции;
  • развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историко-культурном контексте;
  • приобщение детей к элементарным формам творческой деятельности на основе образцов православной культуры;
  • формирование нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности на основе положительной системы ценностей;

воспитание чувства сопричастности к сохранению богатого наследия  традиций религиозной культуры как средства духовно-нравственного  и эстетического развития личности; пробуждение познавательного интереса к феноменам православной культуры

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Православная  культура» основных задач образовательной области:

  • формирование первоначальных представлений о богатом наследии православной культуры;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

   

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 Рабочая программа учебного курса «Православная культура» рассчитана во 2 классе на 34 ч.  (1ч.  неделю, 34 учебных недель), в т.ч.  тестирование – 2, контрольных работ  –2.

№ п/п

Наименование раздела (темы)

Кол-во часов в примерной (авторской) программе

Кол-во часов в рабочей программе

1

Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем

8

8

2

В ожидании Рождества-самого красивого события зимы

8

8

3

Праздники-радости

10

10

4

Пасха: цвета и звуки весны

8

8

Всего:

34

34

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В содержание программы учебного предмета «Православная культура» заложен воспитывающий и развивающий потенциал. Средствами предмета в детях формируются нравственные, эстетические чувства, творческие способности и потребности эстетического преобразования окружающего мира; формируются ценностные ориентации, православное отношение к природе,  труду, производству, семейно-бытовым отношениям, устанавливаются межличностные отношения; воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, народу, его духовным и культурным ценностям; закладываются представления о красоте и доброте окружающего мира.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

  • Формирование чувства любви и гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности;
  • становление этических ценностных ориентаций на основе норм христианской морали;
  • осознание духовно-нравственных ценностей бытия и необходимости их осуществления в своем поведении;
  • формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры и религии;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование умения нравственной самооценки на основе понятий православной культуры, представлений нравственных нормах, социальной справедливости;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.

Метапредметные результаты

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природных, социальных, культурных в соответствии с содержанием учебного предмета.

Предметные результаты

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • формирование первоначальных представлений о православной культуре;
  • знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • осмысление базовых понятий христианской этики;
  • понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека;
  • понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
  • первоначальные представления об исторической роли православной культуры в становлении российского государства;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на православных духовных традициях;
  • осознание ценности человеческой жизни.

                                                                                   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Православная культура» для второго класса

Основной особенностью учебного предмета "Православная культура" является его культурологическая направленность. Это обусловлено светским характером государственной школы, в рамках которой преподается данный предмет.

Содержание учебного предмета «Православная культура» для второго класса представляет собой изложение истории христианской культуры, раскрывающейся в рамках содержательных линий, определенных Примерным содержанием по учебному предмету  «Православная культура» (Примерное содержанием по учебному предмету  «Православная культура». - М., 2002) .

Примерное содержание изучаемых знаний по учебному предмету “Православная культура” подразделяется на несколько содержательных линий:

  1. Православная христианская картина мира
  2. История православной религии и культуры
  3. Письменная культура Православия (православная словесность)
  4. Православный образ жизни
  5. Нравственная культура Православия
  6. Художественная культура Православия
  7. Региональный компонент образования

   Православная христианская картина мира

         Общее представление о красоте окружающего мира, умение слышать его звучание и рассуждать о взаимосвязанности его явлений. Осознание связи между внешним миром и состоянием души. Овладение базовым понятием «Бог - Творец». Знание библейской истории сотворения красивого мира Богом и жизни в нем человека с Богом. Общее представление о христианской картине мира. Понимание взаимосвязи красоты и добра в сотворенном мире. Представление о мире духовном и материальном. 

   История православной религии и культуры

          Усвоение элементарных представлений о православной культуре на основе художественных впечатлений. Овладение понятиями православной культуры: «добро», «зло», «грех», «непослушание», «прощение», «радость», «печаль», «помощь», «благочестие». Знание библейской истории  грехопадения Адама и Евы, Каина и Авеля, праведного Ноя и его сыновей, рождения  и Благовещения Девы Марии, Рождения, Крещения, Распятия и Воскресения Иисуса Христа. Объяснение смысла грехопадения первых людей. Осознание христианского понимания о всепрощении Божием. 

Письменная культура Православия (православная словесность)

    Первичное представление о славянской азбуке. Создатели славянской азбуки. Праздник славянской азбуки. Представление о житийной литературе. Ознакомление с житием святого князя Александра Невского. Православная поэзия. Православная художественная литература. Выделение особенностей и отличий православной художественной литературы и поэзии.  Ознакомление с произведениями И.Шмелева.

Православный образ жизни

        Понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека. Знание христианских традиций и обычаев празднования на Руси Рождества Христова, Воскресения Христова. Осознание состояния духовного совершенства человека как результата полного самопожертвования.

        Общее представление о Таинстве Крещения. Знание обычаев праздника Богоявления.

        Усвоение понятий «святой» и «ангел».  Объяснение сути праздника именины. Усвоение различий между Днем рождения, именинами и Днем ангела. Знание традиций праздника именины.

        Осознание служения воина как проявление жертвенной любви к ближнему.  Знание основных событий жизни святого князя Александра Невского, связанных с его воинскими подвигами. Усвоение понятия «благоверный». Знание традиций и обычаев Масленицы.

        Осознание духовно-нравственных ориентиров и путей самопожертвования как высшего подвига в жизни человека. Формирование ценностного отношения к подвигу, к истории Отечества. Осознание важности проявления уважения к памяти погибших за свою Родину.

        Усвоение понятий «род», «родословная», «потомки».  Формирование представлений о духовных ценностях семьи.

        Знание обязанностей человека по отношению к Богу, к людям, к себе. Усвоение понятия «ответственность» как послушание воле родителей, не осуждение других, защита красивого окружающего мира, умение преодолевать свои недостатки. Формирование потребности в труде. Осознание важности и необходимости любого труда на благо ближнего.

        Понимание молитвы как центра духовной жизни христиан.

Нравственная культура Православия

         Усвоение понятий:  «красота», «добро», «зло», «грех», «непослушание», «прощение», «радость», «печаль», «помощь», «православная вера», «Крест».  Понимание «послушания», «милосердия», «не осуждения», раскрытых в содержании рассказов и заданий учебного пособия, как правил жизни, данных Богом людям. Усвоение  христианского понимания сути борьбы добра и зла в мире. Овладение навыками  в нравственной оценке поступков  людей и самооценке на основе норм христианской морали. Понимание сущности «зла» как нарушения заповедей Бога, а добра как служения Богу и людям. Осознание понятия «Родина». Представление о проявлении любви к Родине. Православные нравственные основы любви к Родине. Патриотизм и гражданственность.

        Установление понятийно-содержательных связей:  «послушание – красота - радость», «непослушание - печаль», «благочестие – красота», «грех – смерть», «прощение - праздник - красота - радость»; «предательство - грех» и объяснение их. 

        Осознание последствий греховных поступков в жизни человека. Осознание греха как беззакония, нарушения заповедей. Понятие о посте как средства борьбы с грехом.

 

Художественная культура Православия

      Различение добра и зла в музыкальных произведениях и художественных изображениях природы и человека. Передача с помощью средств изобразительного искусства радости праздника, печального настроения. Представление о феноменах православной культуры. Отражение православной тематики в творчестве русских художников, композиторов. Церковное пение.

     Формирование первоначального представления о православной иконе как изображении лиц или событий Священной истории.

Региональный компонент образования. Храмы земли Оскольской

        Знание основных событий, связанных с историей храмов города Старый Оскол. Осознание  важной роли храма в жизни людей. Усвоение правил поведения в храме. Представление об устройстве православного храма, православных иконах. Знание имен особо почитаемых христианских святых.

        

                                                                                      тематическое планирование

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ПРЕДМЕТУ «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ 2 «а», 2 «Б», 2 «В» КЛАССов

Количество часов в году: 34 часов

Количество часов в неделю:   1 час

        

№ п/п

Наименование раздела и тем

Характеристика деятельности учащихся

(основные учебные умения и навыки)

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

план

факт

2 а

2 б

2 в

Раздел 1.  Красота Божьего мира (8 ч)

1.

Красота в звуках, красках, формах окружающего мира

Ориентироваться в учебнике по православной культуре. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Объяснять смысл пословиц. Находить общее и отличия. Размышлять над прочитанным.

07.09

05.09

04.09

2.

3.

Поиски красивого вокруг себя.

 Красота рукотворная и нерукотворная

Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Находить общее и отличия. Уметь видеть в изображениях животных красоту творений Бога и характеризовать животное по плану. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.

Осознавать значение Родины для человека. Характеризовать героев рассказа, соотносить нравственные качества с героями рассказов. Иметь понятие о роли православного храма в жизни человека. Уметь различать красоту рукотворную и нерукотворную.

14.09

12.09

11.09

21.09

19.09

18.09

4.

Красота нашего Отечества.

Бог – Творец красивого мира

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с сотворением мира.  Уметь соотносить изображения на иллюстрациях с днями творения. Характеризовать дни творения. Научиться видеть в красоте окружающего мира проявление любви Бога к человеку. Понимать взаимосвязь красоты и добра в сотворенном мире. Усвоить базовое понятие «Бог - Творец».

28.09

26.09

25.09

5.

Сотворение человека

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.  Усвоить понятие о Библии. Передавать с помощью средств изобразительного искусства красоту сотворенного мира на бумаге. Читать тексты учебника и пересказывать прочитанное.

05.10

03.10

02.10

6.

Правила жизни, данные людям

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с жизнью первых людей в раю. Усвоить понятие о Боге как Отце (Отче наш). Усвоить понятие «молитва». Иметь понятие о роли молитвы в жизни человека.

12.10

10.10

09.10

7.

Как изобразить доброе и красивое?

Осознавать связь между внешним видом и внутренним содержанием. Усвоить сущность «зла» как нарушение заповедей Бога, а добра как служения Богу и людям. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Составлять по иллюстрации текст-описание.

19.10

17.10

16.10

8.

Сотворение человека.

Повторение. Тест по теме: «Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем»

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе тестов, составленных по темам раздела «Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем»

26.10

24.10

23.10

Раздел 2. «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы» (8 ч)

9.

Как люди покинули Рай.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с грехопадением первых людей в раю. Иметь представление о христианском понимании сути борьбы добра и зла в мире. Понимать смысл грехопадения первых людей.

09.11

07.11

06.11

10.

Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные  с жизнью Иосифа – прообраза Христа. Усвоить понятийно-содержательные связи «послушание - радость», «непослушание - печаль». Характеризовать поступки героев, анализировать свои. Уметь видеть радость и печаль в красках и звуках окружающего мира. Видеть красоту природы, подбирать музыкальное  сопровождение к тексту.

16.11

14.11

13.11

11.

Добрые и злые люди.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с Каином и Авелем. Иметь представление о христианском понимании сути борьбы добра и зла в мире. Усвоить понятийно-содержательные связи «благочестие – красота», «грех – смерть». Уметь давать нравственную оценку поступкам  людей и самооценку на основе норм христианской морали.

23.11

21.11

20.11

12.

За что Бог наказал людей.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные со Всемирным потопом. Усвоить понятийно-содержательные связи «совесть - грех». Уметь давать нравственную оценку поступкам  людей и самооценку на основе норм христианской морали.

30.11

28.11

27.11

13.

14.

Как люди покинули Рай

Как Бог простил людей.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с рождением Девы Марии. Осознать христианское понимание о всепрощении Божием. Понимать состояние духовного совершенства человека как результат полного самопожертвования. Уметь соотносить содержание текста учебника с событиями Ветхого Завета. Усвоить понятийно-содержательные связи «прощение - праздник - красота - радость».

07.12

05.12

04.12

14.12

12.12

11.12

15.

16.

В ожидании праздника.

Контрольный тест по теме: «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы»

Знать основные факты, связанные с историей храмов города. Осознавать важную роль храма в жизни людей. Уметь правильно себя вести в храме.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе тестов, составленных по темам раздела «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы»

21.12

19.12

18.12

28.12

26.12

25.12

Раздел 3. Праздники-радости (10 ч)

17.

18.

Чему мы радуемся зимой?

Праздник Рождества Христова».

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с рождением Иисуса Христа. Осознать христианское понимание о всепрощении Божием. Уметь соотносить содержание текста учебника с событиями Ветхого Завета.

Усвоить понятийно-содержательные связи

«прощение – радость - праздник». Получить первичные представления о жертвенной любви Христа к людям.

18.01

16.01

15.01

25.01

23.01

22.01

19.

Зимние радости. Святки.

Понимать связь христианских традиций с жизнью современного человека. Знать христианские традиции и обычаи празднования на Руси Рождества Христова. Осмыслить понятия «грех», «стыд». Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Передавать с помощью средств изобразительного искусства радость праздника.

01.02

30.01

29.01

20.

Праздник Крещения.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с крещением Иисуса Христа. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Получить первичные представления о Таинстве Крещения. Называть обычаи праздника.

08.02

06.02

05.02

21.

Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения.

Понимать связь христианских традиций с жизнью современного человека. Усвоить понятия «святой» и «ангел».  Объяснять суть праздника именины. Усвоить разницу между Днем рождения, именинами и Днем ангела. Знать традиции праздников. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.

15.02

13.02

12.02

22.

Праздник Дня защитника Отечества.

Осознать служение воина как проявление жертвенной любви к ближнему.         Знать основные события, связанные с воинскими подвигами святого князя Александра Невского. Усвоить понятия «благоверный», «православная вера». Уметь давать нравственную оценку поступкам  людей на основе норм христианской морали.

22.02

20.02

19.02

23.

Радости Масленицы. Прощённое воскресенье.

Называть традиции и обычаи Масленицы. Усвоить понятие «прощение». Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Передавать с помощью средств изобразительного искусства радостное настроение.

01.03

27.02

26.02

24.

25.

Как люди предали Христа.

Покаяние.

Знать сюжеты Нового Завета, связанные с событиями Тайной Вечери. Усвоить понятийно-содержательные связи

«предательство - грех». Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Передавать с помощью средств изобразительного искусства печальное настроение. Усвоить понятия «грех», «пост». Уметь давать нравственную оценку поступкам  людей на основе норм христианской морали.

07.03

06.03

05.03

15.03

13.03

12.03

26.

. Контрольная работа по теме:«Праздники-радости».

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе заданий контрольной работы, составленной по темам раздела «Праздники-радости».

05.04

20.03

19.03

Раздел 4. Пасха: цвета и звуки весны (8 ч)

27.

Праздник Благовещения.

Знать сюжеты Нового Завета, связанные с Благовещением Пресвятой Богородицы. Усвоить понятия «благо», «благодать», «благословенна». Называть обычаи праздника. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.

12.04

03.04

02.04

28.

Как мы готовимся к празднованию Пасхи.

Знать сюжеты Нового Завета, связанные с распятием Христа. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Усвоить понятие «Крест» и объяснять значение слова «плащаница». Уметь давать нравственную оценку поступкам  людей на основе норм христианской морали. Иметь представление о жертвенной любви Христа к людям.

19.04

10.04

09.04

29.

Какого цвета праздник Пасхи?

Знать сюжеты Нового Завета, связанные с

Воскресением Христа. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Называть традиции и обычаи праздника. Передавать с помощью средств изобразительного искусства радость праздника.

26.04

17.04

16.04

30.

Праздник Дня Победы.

Осознать духовно-нравственные ориентиры и пути самопожертвования как высшего подвига в жизни человека. Сформировать уважение к подвигу, к истории Отечества. Называть героические черты характера людей, проявленные в годы ВОВ. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Усвоить понятие «поминовение». Осознать важность проявления уважения к памяти погибших ради своей страны, Родины

03.05

24.04

23.04

31.

Родословие моей семьи.

Называть степени родства в семье. Усвоить понятия «род», «родословная», «потомки». Уметь находить дополнительную информацию в различных источниках. Иметь представление о духовных ценностях семьи.  Освоить способы изображения родословной. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.

10.05

08.05

07.05

32.

Мои обязанности.

Знать обязанности по отношению к Богу, к людям и к себе. Иметь потребность в труде. Осознать важность и необходимость любого труда на благо ближнего. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Давать нравственную оценку поступкам  людей на основе норм христианской морали. Получить первичное представление о славянской азбуке и ее создателях.

17.05

15.05

14.05

33.

Храмы земли оскольской

Усвоить правила поведения в храме.

Иметь представление о роли православного храма в жизни человека. Получить первичное представление об устройстве православного храма, иконах,  называть имена известных православных святых.

21.05

22.05

24.05

34.

 Итоговая контрольная работа за курс 2 класса.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе заданий контрольной работы, составленной по учебному материалу за курс 2 класса.

24.05

22.05

21.05

Сводная таблица по видам контроля

Вид контроля

Входная (диагностическая) работа

Промежуточный контроль уровня достижения результатов

Итоговый контроль уровня достижения результатов

Итого

1четв.

2четв.

3четв.

4четв.

Количество плановых:

Контрольных работ

1

1

2

Практических работ

Тестовых работ

1

1

2

Итого

1

1

1

1

4

                                      Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения.

Количество

Книгопечатная продукция

1

2

3

1

2

                                                     Основная литература

Шевченко Л.Л., Шестун Е. Православная культура: Экспериментальное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 1-й год обучения: в 2ч.– М.: Издательский дом «Покров», 2007.

Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»:  1-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.-112 с. – 1000 экз.– ISBN 5-98475-001-5.

Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. –М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

Дополнительная литература

Православные храмы земли Оскольской [Текст]./Авт.-сост. П.Е.Шишкин, Н.И.Мурашов. Ред. В.А.Вербкин. - Старый Оскол, 2008. - 88 с.: илл. - 10000 экз. - ISBN 978-5-9901470-1-0.

Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя, ред. Смольникова Е.И. – М.: Издательство «Первое сентября», 2005. – 256с

26(100%)

1(100%)

1(100%)

1(100%)

1(100%)

Печатные пособия

1.

Пособие "Иллюстрации", в котором содержится перечень иллюстраций для сопровождения уроков.

1(100%)

Экранно-звуковые пособия

1

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (аудиокассета)

1(100%)

                                           Технические средства обучения

1

Персональный компьютер с принтером.

1(100%)

2

Мультимедийный проектор

1(100%)

3

Экспозиционный экран

1(100%)

4

Сканер

1 (100%)

                                                              Оборудование класса

1

Ученические столы 1-местные

26 (100%)

2

Стулья

26 (100%)

3

Стол учительский с тумбой

1 (100%)

4

Шкафы для хранения учебников, пособий и пр.

2 (100%)

ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

        

Тест1

по теме «Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем»

  1. Что относится к красоте нерукотворной?

а) Дом, книга, картина, ваза.

б) Небо, цветок, море, лебедь.

  1. Что Бог сотворил в 3 день творения?

а) Солнце, звезды,  луну и все небесные тела

б) Сушу, море, растения

  1. Выбери, какое слово пропущено в предложении: «Бог сотворил мир за … дней».

а) семь

б) шесть

в) пять

  1. Как правильно закончить предложение: «В раю Адам и Ева…»

а)  могли делать все, что хотели

б) должны были соблюдать правило: быть послушными Богу

  1. Закончи предложение: «Бог сотворил невидимый мир, в котором живут ангелы. Ангелы – это…».

а) добрые красивые люди

б) добрые невидимые духи

Тест2

по теме «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы»

  1. Закончи предложение: «Адам и Ева …».

а) исполняли волю Бога и всегда жили в раю

б) нарушили волю Бога и покинули рай

  1. Как закончить цепочку: «Раскаяние -… »?

а) прощение – радость

б) печаль – наказание

  1. Какое слово пропущено в тексте: «У Адама и Евы родились два сына: Каин и Авель. Авель был…»?

а) добрым, послушным, благочестивым

б) злым и грубым

  1. От чего погибли злые люди на земле?

а) от всемирного землетрясения

б) от всемирного потопа

  1. В каком городе родилась Пресвятая Богородица?

а) Вифлееме

б) Иерусалиме

в) Назарете

Контрольная работа № 1

по теме «Праздники-радости»

)

Вариант 1

Задание 1

Объясни понятия:

«красота нерукотворная» -…

«милость» - …

«добро» -…        

Задание №2

Закончи предложение:

«В начале сотворил…»

Задание №3

Раскрой взаимосвязь понятий:

«раскаяние – прощение»

Задание №4

Выпиши слова, с которыми связано слово «послушание»:

Своевольничать, исполнять, слышать, прекословить.

Задание№5

Нарисуй и подпиши одну из православных традиций праздника Рождества Христова

Вариант 2

Задание 1

Объясни понятия:

«красота рукотворная» -…

«милосердие» - …

«зло» -…        

Задание №2

Закончи предложение:

«В третий день сотворил…»

Задание №3

Раскрой взаимосвязь понятий:

«благочестие – красота»

Задание №4

Выпиши слова, с которыми связано слово «покаяние»:

прощение, самооправдание, исправление, радость.

Задание№5

Нарисуй и подпиши одну из православных традиций праздника Рождества Христова

Итоговая контрольная работа за курс 2 класса.

Вариант 1.

Задание 1.

Допиши предложение:

«Человека называют добрым, когда …».

Задание 2

Из предложенного перечня выдели христианские православные праздники и расположи их в последовательности событий библейской истории:

Рождество Пресвятой Богородицы, Новый год, Воскресение Христово, День защитника Отечества, Рождество Христово.

Задание 3

Нарисуй «Дерево жизни» и соедини его плоды с понятиями, подходящими по смыслу: терпение, непослушание, благочестие, неусидчивость, милосердие, неуступчивость, воровство, прощение, злость.

Добавь свои названия «плодов».

Задание №4

Объясни понятие:

Великий пост - …

Задание №5

Объясни смысл праздника Рождества Христова

Вариант 2.

Задание 1.

Допиши предложение:

«Любить родителей - значит…».

Задание 2

Из предложенного перечня выдели праздники Христовы и расположи их в последовательности событий библейской истории:

День Ангела Хранителя, Новый год, Воскресение Христово, День защитника Отечества, Рождество Христово, Благовещение.

Задание 3

Нарисуй «Дерево греха» и соедини его плоды с понятиями, подходящими по смыслу: терпение, непослушание, благочестие, неусидчивость, милосердие, неуступчивость, воровство, прощение, злость.

Добавь свои названия «плодов».

Задание №4

Объясни понятие:

Радоница - …

Задание №5

Объясни смысл праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

Ключи

                                                                      Тест 1                                      Тест 2

1

б

1

б

  2

а

 2

а

3

б

3

а

4

б

4

б

5

б

5

в




Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 18»

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол от

«_28_» _августа 2013г. 

№ _1_

СОГЛАСОВАНО

 заместитель директора  по УВР

__________________

Н.И. Проскурина

«_28августа 2013г.

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического

совета

протокол  

от « 29» августа 2013г

№1

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Гимназия №18»

_________В.Д. Демидова

Приказ

от « 30 »  августа 2013 г.

226

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Разиньковой Ольги Николаевны,

православной культуры

высшей квалификационной категории,

по учебному предмету «Православная культура»

2 «А», 2 «Б»,2 «В» классов

 

2013- 2014  учебный год

Старый Оскол

 

     



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Рабочая программа по православной культуре разработана на основе концепции и программы учебного предмета «Православная культура» 1-11 годы обучения Шевченко Л. Л. (М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, -  2008 г.)

Рабочая программа обеспечена следующим методическим комплексом:

    1. Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 1-й год обучения: в 2ч.– М.: Издательский дом «Покров», 2007.

  1. Шевченко Л.Л., Шестун Е. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации», 1-й  год обучения. – М.: Издательский дом «Покров», 2007. – 112с.: ил.

     3.Шевченко Л.Л., Шестун Е. Православная культура: музыкальное пособие «Звуковая палитра», 1- й год обучения.

            Общими целями изучения предмета «Православная культура» являются:

  • приобретение культурологических знаний, необходимых для формирования мировоззрения школьников;
  • обеспечение самоопределения личности, создания условий её самореализации.

            Программа Л.Л.Шевченко рассчитана на 34 часа.   В рабочую программу внесены изменения. В соответствии с Уставом МБОУ «Гимназия №18» учебный план во 2  классе составляет 34 учебных недели.  С  целью итогового контроля усвоения учащимися знаний за курс 2 класса урок 34 «Экскурсия в музей» заменен  уроком  «Итоговое повторение. Итоговая контрольная работа за курс 2 класса».

           Содержание и последовательность тем рабочей программы соответствует авторской.

Форма организации учебного процесса–урок.

. В образовательном процессе начальной школы используются следующие виды внутренней оценки результатов:

- контроль (текущий) по результату (урока, темы, раздела, курса) проводится после    осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;

- итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов, в том числе и метапредметных результатов в конце учебных четвертей и учебного года.

- накопительная оценка.

Преобладающими формами текущего и итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся являются творческие работы, собеседование, тестирование, анализ продуктов деятельности (мини-сочинения, рисунки и т.д.), контрольная работа.

           

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Цель рабочей программы учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и       воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других          

Программа определяет ряд практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников;
  • актуализация знаний современных школьников в области православной культурной традиции;
  • развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историко-культурном контексте;
  • приобщение детей к элементарным формам творческой деятельности на основе образцов православной культуры;
  • формирование нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности на основе положительной системы ценностей;

воспитание чувства сопричастности к сохранению богатого наследия  традиций религиозной культуры как средства духовно-нравственного  и эстетического развития личности; пробуждение познавательного интереса к феноменам православной культуры

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Православная  культура» основных задач образовательной области:

  • формирование первоначальных представлений о богатом наследии православной культуры;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

   

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 Рабочая программа учебного курса «Православная культура» рассчитана во 2 классе на 34 ч.  (1ч.  неделю, 34 учебных недель), в т.ч.  тестирование – 2, контрольных работ  –2.

№ п/п

Наименование раздела (темы)

Кол-во часов в примерной (авторской) программе

Кол-во часов в рабочей программе

1

Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем

8

8

2

В ожидании Рождества-самого красивого события зимы

8

8

3

Праздники-радости

10

10

4

Пасха: цвета и звуки весны

8

8

Всего:

34

34

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В содержание программы учебного предмета «Православная культура» заложен воспитывающий и развивающий потенциал. Средствами предмета в детях формируются нравственные, эстетические чувства, творческие способности и потребности эстетического преобразования окружающего мира; формируются ценностные ориентации, православное отношение к природе,  труду, производству, семейно-бытовым отношениям, устанавливаются межличностные отношения; воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, народу, его духовным и культурным ценностям; закладываются представления о красоте и доброте окружающего мира.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

  • Формирование чувства любви и гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности;
  • становление этических ценностных ориентаций на основе норм христианской морали;
  • осознание духовно-нравственных ценностей бытия и необходимости их осуществления в своем поведении;
  • формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры и религии;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование умения нравственной самооценки на основе понятий православной культуры, представлений нравственных нормах, социальной справедливости;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.

Метапредметные результаты

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природных, социальных, культурных в соответствии с содержанием учебного предмета.

Предметные результаты

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • формирование первоначальных представлений о православной культуре;
  • знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • осмысление базовых понятий христианской этики;
  • понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека;
  • понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
  • первоначальные представления об исторической роли православной культуры в становлении российского государства;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на православных духовных традициях;
  • осознание ценности человеческой жизни.

                                                                                   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Православная культура» для второго класса

Основной особенностью учебного предмета "Православная культура" является его культурологическая направленность. Это обусловлено светским характером государственной школы, в рамках которой преподается данный предмет.

Содержание учебного предмета «Православная культура» для второго класса представляет собой изложение истории христианской культуры, раскрывающейся в рамках содержательных линий, определенных Примерным содержанием по учебному предмету  «Православная культура» (Примерное содержанием по учебному предмету  «Православная культура». - М., 2002) .

Примерное содержание изучаемых знаний по учебному предмету “Православная культура” подразделяется на несколько содержательных линий:

  1. Православная христианская картина мира
  2. История православной религии и культуры
  3. Письменная культура Православия (православная словесность)
  4. Православный образ жизни
  5. Нравственная культура Православия
  6. Художественная культура Православия
  7. Региональный компонент образования

   Православная христианская картина мира

         Общее представление о красоте окружающего мира, умение слышать его звучание и рассуждать о взаимосвязанности его явлений. Осознание связи между внешним миром и состоянием души. Овладение базовым понятием «Бог - Творец». Знание библейской истории сотворения красивого мира Богом и жизни в нем человека с Богом. Общее представление о христианской картине мира. Понимание взаимосвязи красоты и добра в сотворенном мире. Представление о мире духовном и материальном. 

   История православной религии и культуры

          Усвоение элементарных представлений о православной культуре на основе художественных впечатлений. Овладение понятиями православной культуры: «добро», «зло», «грех», «непослушание», «прощение», «радость», «печаль», «помощь», «благочестие». Знание библейской истории  грехопадения Адама и Евы, Каина и Авеля, праведного Ноя и его сыновей, рождения  и Благовещения Девы Марии, Рождения, Крещения, Распятия и Воскресения Иисуса Христа. Объяснение смысла грехопадения первых людей. Осознание христианского понимания о всепрощении Божием. 

Письменная культура Православия (православная словесность)

    Первичное представление о славянской азбуке. Создатели славянской азбуки. Праздник славянской азбуки. Представление о житийной литературе. Ознакомление с житием святого князя Александра Невского. Православная поэзия. Православная художественная литература. Выделение особенностей и отличий православной художественной литературы и поэзии.  Ознакомление с произведениями И.Шмелева.

Православный образ жизни

        Понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека. Знание христианских традиций и обычаев празднования на Руси Рождества Христова, Воскресения Христова. Осознание состояния духовного совершенства человека как результата полного самопожертвования.

        Общее представление о Таинстве Крещения. Знание обычаев праздника Богоявления.

        Усвоение понятий «святой» и «ангел».  Объяснение сути праздника именины. Усвоение различий между Днем рождения, именинами и Днем ангела. Знание традиций праздника именины.

        Осознание служения воина как проявление жертвенной любви к ближнему.  Знание основных событий жизни святого князя Александра Невского, связанных с его воинскими подвигами. Усвоение понятия «благоверный». Знание традиций и обычаев Масленицы.

        Осознание духовно-нравственных ориентиров и путей самопожертвования как высшего подвига в жизни человека. Формирование ценностного отношения к подвигу, к истории Отечества. Осознание важности проявления уважения к памяти погибших за свою Родину.

        Усвоение понятий «род», «родословная», «потомки».  Формирование представлений о духовных ценностях семьи.

        Знание обязанностей человека по отношению к Богу, к людям, к себе. Усвоение понятия «ответственность» как послушание воле родителей, не осуждение других, защита красивого окружающего мира, умение преодолевать свои недостатки. Формирование потребности в труде. Осознание важности и необходимости любого труда на благо ближнего.

        Понимание молитвы как центра духовной жизни христиан.

Нравственная культура Православия

         Усвоение понятий:  «красота», «добро», «зло», «грех», «непослушание», «прощение», «радость», «печаль», «помощь», «православная вера», «Крест».  Понимание «послушания», «милосердия», «не осуждения», раскрытых в содержании рассказов и заданий учебного пособия, как правил жизни, данных Богом людям. Усвоение  христианского понимания сути борьбы добра и зла в мире. Овладение навыками  в нравственной оценке поступков  людей и самооценке на основе норм христианской морали. Понимание сущности «зла» как нарушения заповедей Бога, а добра как служения Богу и людям. Осознание понятия «Родина». Представление о проявлении любви к Родине. Православные нравственные основы любви к Родине. Патриотизм и гражданственность.

        Установление понятийно-содержательных связей:  «послушание – красота - радость», «непослушание - печаль», «благочестие – красота», «грех – смерть», «прощение - праздник - красота - радость»; «предательство - грех» и объяснение их. 

        Осознание последствий греховных поступков в жизни человека. Осознание греха как беззакония, нарушения заповедей. Понятие о посте как средства борьбы с грехом.

 

Художественная культура Православия

      Различение добра и зла в музыкальных произведениях и художественных изображениях природы и человека. Передача с помощью средств изобразительного искусства радости праздника, печального настроения. Представление о феноменах православной культуры. Отражение православной тематики в творчестве русских художников, композиторов. Церковное пение.

     Формирование первоначального представления о православной иконе как изображении лиц или событий Священной истории.

Региональный компонент образования. Храмы земли Оскольской

        Знание основных событий, связанных с историей храмов города Старый Оскол. Осознание  важной роли храма в жизни людей. Усвоение правил поведения в храме. Представление об устройстве православного храма, православных иконах. Знание имен особо почитаемых христианских святых.

        

                                                                                      тематическое планирование

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ПРЕДМЕТУ «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ 2 «а», 2 «Б», 2 «В» КЛАССов

Количество часов в году: 34 часов

Количество часов в неделю:   1 час

        

№ п/п

Наименование раздела и тем

Характеристика деятельности учащихся

(основные учебные умения и навыки)

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

план

факт

2 а

2 б

2 в

Раздел 1.  Красота Божьего мира (8 ч)

1.

Красота в звуках, красках, формах окружающего мира

Ориентироваться в учебнике по православной культуре. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Объяснять смысл пословиц. Находить общее и отличия. Размышлять над прочитанным.

07.09

05.09

04.09

2.

3.

Поиски красивого вокруг себя.

 Красота рукотворная и нерукотворная

Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Находить общее и отличия. Уметь видеть в изображениях животных красоту творений Бога и характеризовать животное по плану. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.

Осознавать значение Родины для человека. Характеризовать героев рассказа, соотносить нравственные качества с героями рассказов. Иметь понятие о роли православного храма в жизни человека. Уметь различать красоту рукотворную и нерукотворную.

14.09

12.09

11.09

21.09

19.09

18.09

4.

Красота нашего Отечества.

Бог – Творец красивого мира

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с сотворением мира.  Уметь соотносить изображения на иллюстрациях с днями творения. Характеризовать дни творения. Научиться видеть в красоте окружающего мира проявление любви Бога к человеку. Понимать взаимосвязь красоты и добра в сотворенном мире. Усвоить базовое понятие «Бог - Творец».

28.09

26.09

25.09

5.

Сотворение человека

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.  Усвоить понятие о Библии. Передавать с помощью средств изобразительного искусства красоту сотворенного мира на бумаге. Читать тексты учебника и пересказывать прочитанное.

05.10

03.10

02.10

6.

Правила жизни, данные людям

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с жизнью первых людей в раю. Усвоить понятие о Боге как Отце (Отче наш). Усвоить понятие «молитва». Иметь понятие о роли молитвы в жизни человека.

12.10

10.10

09.10

7.

Как изобразить доброе и красивое?

Осознавать связь между внешним видом и внутренним содержанием. Усвоить сущность «зла» как нарушение заповедей Бога, а добра как служения Богу и людям. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Составлять по иллюстрации текст-описание.

19.10

17.10

16.10

8.

Сотворение человека.

Повторение. Тест по теме: «Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем»

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе тестов, составленных по темам раздела «Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем»

26.10

24.10

23.10

Раздел 2. «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы» (8 ч)

9.

Как люди покинули Рай.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с грехопадением первых людей в раю. Иметь представление о христианском понимании сути борьбы добра и зла в мире. Понимать смысл грехопадения первых людей.

09.11

07.11

06.11

10.

Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные  с жизнью Иосифа – прообраза Христа. Усвоить понятийно-содержательные связи «послушание - радость», «непослушание - печаль». Характеризовать поступки героев, анализировать свои. Уметь видеть радость и печаль в красках и звуках окружающего мира. Видеть красоту природы, подбирать музыкальное  сопровождение к тексту.

16.11

14.11

13.11

11.

Добрые и злые люди.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с Каином и Авелем. Иметь представление о христианском понимании сути борьбы добра и зла в мире. Усвоить понятийно-содержательные связи «благочестие – красота», «грех – смерть». Уметь давать нравственную оценку поступкам  людей и самооценку на основе норм христианской морали.

23.11

21.11

20.11

12.

За что Бог наказал людей.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные со Всемирным потопом. Усвоить понятийно-содержательные связи «совесть - грех». Уметь давать нравственную оценку поступкам  людей и самооценку на основе норм христианской морали.

30.11

28.11

27.11

13.

14.

Как люди покинули Рай

Как Бог простил людей.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с рождением Девы Марии. Осознать христианское понимание о всепрощении Божием. Понимать состояние духовного совершенства человека как результат полного самопожертвования. Уметь соотносить содержание текста учебника с событиями Ветхого Завета. Усвоить понятийно-содержательные связи «прощение - праздник - красота - радость».

07.12

05.12

04.12

14.12

12.12

11.12

15.

16.

В ожидании праздника.

Контрольный тест по теме: «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы»

Знать основные факты, связанные с историей храмов города. Осознавать важную роль храма в жизни людей. Уметь правильно себя вести в храме.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе тестов, составленных по темам раздела «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы»

21.12

19.12

18.12

28.12

26.12

25.12

Раздел 3. Праздники-радости (10 ч)

17.

18.

Чему мы радуемся зимой?

Праздник Рождества Христова».

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с рождением Иисуса Христа. Осознать христианское понимание о всепрощении Божием. Уметь соотносить содержание текста учебника с событиями Ветхого Завета.

Усвоить понятийно-содержательные связи

«прощение – радость - праздник». Получить первичные представления о жертвенной любви Христа к людям.

18.01

16.01

15.01

25.01

23.01

22.01

19.

Зимние радости. Святки.

Понимать связь христианских традиций с жизнью современного человека. Знать христианские традиции и обычаи празднования на Руси Рождества Христова. Осмыслить понятия «грех», «стыд». Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Передавать с помощью средств изобразительного искусства радость праздника.

01.02

30.01

29.01

20.

Праздник Крещения.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с крещением Иисуса Христа. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Получить первичные представления о Таинстве Крещения. Называть обычаи праздника.

08.02

06.02

05.02

21.

Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения.

Понимать связь христианских традиций с жизнью современного человека. Усвоить понятия «святой» и «ангел».  Объяснять суть праздника именины. Усвоить разницу между Днем рождения, именинами и Днем ангела. Знать традиции праздников. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.

15.02

13.02

12.02

22.

Праздник Дня защитника Отечества.

Осознать служение воина как проявление жертвенной любви к ближнему.         Знать основные события, связанные с воинскими подвигами святого князя Александра Невского. Усвоить понятия «благоверный», «православная вера». Уметь давать нравственную оценку поступкам  людей на основе норм христианской морали.

22.02

20.02

19.02

23.

Радости Масленицы. Прощённое воскресенье.

Называть традиции и обычаи Масленицы. Усвоить понятие «прощение». Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Передавать с помощью средств изобразительного искусства радостное настроение.

01.03

27.02

26.02

24.

25.

Как люди предали Христа.

Покаяние.

Знать сюжеты Нового Завета, связанные с событиями Тайной Вечери. Усвоить понятийно-содержательные связи

«предательство - грех». Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Передавать с помощью средств изобразительного искусства печальное настроение. Усвоить понятия «грех», «пост». Уметь давать нравственную оценку поступкам  людей на основе норм христианской морали.

07.03

06.03

05.03

15.03

13.03

12.03

26.

. Контрольная работа по теме:«Праздники-радости».

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе заданий контрольной работы, составленной по темам раздела «Праздники-радости».

05.04

20.03

19.03

Раздел 4. Пасха: цвета и звуки весны (8 ч)

27.

Праздник Благовещения.

Знать сюжеты Нового Завета, связанные с Благовещением Пресвятой Богородицы. Усвоить понятия «благо», «благодать», «благословенна». Называть обычаи праздника. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.

12.04

03.04

02.04

28.

Как мы готовимся к празднованию Пасхи.

Знать сюжеты Нового Завета, связанные с распятием Христа. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Усвоить понятие «Крест» и объяснять значение слова «плащаница». Уметь давать нравственную оценку поступкам  людей на основе норм христианской морали. Иметь представление о жертвенной любви Христа к людям.

19.04

10.04

09.04

29.

Какого цвета праздник Пасхи?

Знать сюжеты Нового Завета, связанные с

Воскресением Христа. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Называть традиции и обычаи праздника. Передавать с помощью средств изобразительного искусства радость праздника.

26.04

17.04

16.04

30.

Праздник Дня Победы.

Осознать духовно-нравственные ориентиры и пути самопожертвования как высшего подвига в жизни человека. Сформировать уважение к подвигу, к истории Отечества. Называть героические черты характера людей, проявленные в годы ВОВ. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Усвоить понятие «поминовение». Осознать важность проявления уважения к памяти погибших ради своей страны, Родины

03.05

24.04

23.04

31.

Родословие моей семьи.

Называть степени родства в семье. Усвоить понятия «род», «родословная», «потомки». Уметь находить дополнительную информацию в различных источниках. Иметь представление о духовных ценностях семьи.  Освоить способы изображения родословной. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.

10.05

08.05

07.05

32.

Мои обязанности.

Знать обязанности по отношению к Богу, к людям и к себе. Иметь потребность в труде. Осознать важность и необходимость любого труда на благо ближнего. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Давать нравственную оценку поступкам  людей на основе норм христианской морали. Получить первичное представление о славянской азбуке и ее создателях.

17.05

15.05

14.05

33.

Храмы земли оскольской

Усвоить правила поведения в храме.

Иметь представление о роли православного храма в жизни человека. Получить первичное представление об устройстве православного храма, иконах,  называть имена известных православных святых.

21.05

22.05

24.05

34.

 Итоговая контрольная работа за курс 2 класса.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе заданий контрольной работы, составленной по учебному материалу за курс 2 класса.

24.05

22.05

21.05

Сводная таблица по видам контроля

Вид контроля

Входная (диагностическая) работа

Промежуточный контроль уровня достижения результатов

Итоговый контроль уровня достижения результатов

Итого

1четв.

2четв.

3четв.

4четв.

Количество плановых:

Контрольных работ

1

1

2

Практических работ

Тестовых работ

1

1

2

Итого

1

1

1

1

4

                                      Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения.

Количество

Книгопечатная продукция

1

2

3

1

2

                                                     Основная литература

Шевченко Л.Л., Шестун Е. Православная культура: Экспериментальное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 1-й год обучения: в 2ч.– М.: Издательский дом «Покров», 2007.

Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»:  1-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.-112 с. – 1000 экз.– ISBN 5-98475-001-5.

Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. –М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

Дополнительная литература

Православные храмы земли Оскольской [Текст]./Авт.-сост. П.Е.Шишкин, Н.И.Мурашов. Ред. В.А.Вербкин. - Старый Оскол, 2008. - 88 с.: илл. - 10000 экз. - ISBN 978-5-9901470-1-0.

Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя, ред. Смольникова Е.И. – М.: Издательство «Первое сентября», 2005. – 256с

26(100%)

1(100%)

1(100%)

1(100%)

1(100%)

Печатные пособия

1.

Пособие "Иллюстрации", в котором содержится перечень иллюстраций для сопровождения уроков.

1(100%)

Экранно-звуковые пособия

1

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (аудиокассета)

1(100%)

                                           Технические средства обучения

1

Персональный компьютер с принтером.

1(100%)

2

Мультимедийный проектор

1(100%)

3

Экспозиционный экран

1(100%)

4

Сканер

1 (100%)

                                                              Оборудование класса

1

Ученические столы 1-местные

26 (100%)

2

Стулья

26 (100%)

3

Стол учительский с тумбой

1 (100%)

4

Шкафы для хранения учебников, пособий и пр.

2 (100%)

ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

        

Тест1

по теме «Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем»

  1. Что относится к красоте нерукотворной?

а) Дом, книга, картина, ваза.

б) Небо, цветок, море, лебедь.

  1. Что Бог сотворил в 3 день творения?

а) Солнце, звезды,  луну и все небесные тела

б) Сушу, море, растения

  1. Выбери, какое слово пропущено в предложении: «Бог сотворил мир за … дней».

а) семь

б) шесть

в) пять

  1. Как правильно закончить предложение: «В раю Адам и Ева…»

а)  могли делать все, что хотели

б) должны были соблюдать правило: быть послушными Богу

  1. Закончи предложение: «Бог сотворил невидимый мир, в котором живут ангелы. Ангелы – это…».

а) добрые красивые люди

б) добрые невидимые духи

Тест2

по теме «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы»

  1. Закончи предложение: «Адам и Ева …».

а) исполняли волю Бога и всегда жили в раю

б) нарушили волю Бога и покинули рай

  1. Как закончить цепочку: «Раскаяние -… »?

а) прощение – радость

б) печаль – наказание

  1. Какое слово пропущено в тексте: «У Адама и Евы родились два сына: Каин и Авель. Авель был…»?

а) добрым, послушным, благочестивым

б) злым и грубым

  1. От чего погибли злые люди на земле?

а) от всемирного землетрясения

б) от всемирного потопа

  1. В каком городе родилась Пресвятая Богородица?

а) Вифлееме

б) Иерусалиме

в) Назарете

Контрольная работа № 1

по теме «Праздники-радости»

)

Вариант 1

Задание 1

Объясни понятия:

«красота нерукотворная» -…

«милость» - …

«добро» -…        

Задание №2

Закончи предложение:

«В начале сотворил…»

Задание №3

Раскрой взаимосвязь понятий:

«раскаяние – прощение»

Задание №4

Выпиши слова, с которыми связано слово «послушание»:

Своевольничать, исполнять, слышать, прекословить.

Задание№5

Нарисуй и подпиши одну из православных традиций праздника Рождества Христова

Вариант 2

Задание 1

Объясни понятия:

«красота рукотворная» -…

«милосердие» - …

«зло» -…        

Задание №2

Закончи предложение:

«В третий день сотворил…»

Задание №3

Раскрой взаимосвязь понятий:

«благочестие – красота»

Задание №4

Выпиши слова, с которыми связано слово «покаяние»:

прощение, самооправдание, исправление, радость.

Задание№5

Нарисуй и подпиши одну из православных традиций праздника Рождества Христова

Итоговая контрольная работа за курс 2 класса.

Вариант 1.

Задание 1.

Допиши предложение:

«Человека называют добрым, когда …».

Задание 2

Из предложенного перечня выдели христианские православные праздники и расположи их в последовательности событий библейской истории:

Рождество Пресвятой Богородицы, Новый год, Воскресение Христово, День защитника Отечества, Рождество Христово.

Задание 3

Нарисуй «Дерево жизни» и соедини его плоды с понятиями, подходящими по смыслу: терпение, непослушание, благочестие, неусидчивость, милосердие, неуступчивость, воровство, прощение, злость.

Добавь свои названия «плодов».

Задание №4

Объясни понятие:

Великий пост - …

Задание №5

Объясни смысл праздника Рождества Христова

Вариант 2.

Задание 1.

Допиши предложение:

«Любить родителей - значит…».

Задание 2

Из предложенного перечня выдели праздники Христовы и расположи их в последовательности событий библейской истории:

День Ангела Хранителя, Новый год, Воскресение Христово, День защитника Отечества, Рождество Христово, Благовещение.

Задание 3

Нарисуй «Дерево греха» и соедини его плоды с понятиями, подходящими по смыслу: терпение, непослушание, благочестие, неусидчивость, милосердие, неуступчивость, воровство, прощение, злость.

Добавь свои названия «плодов».

Задание №4

Объясни понятие:

Радоница - …

Задание №5

Объясни смысл праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

Ключи

                                                                      Тест 1                                      Тест 2

1

б

1

б

  2

а

 2

а

3

б

3

а

4

б

4

б

5

б

5

в



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенност...

Рабочая программа по истории 6 класс (ФГОС)

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при из...

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС к предметной линии учебников В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и других.

Рабочая программа по литературе 5 класса к предметной линии учебников В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева разработана с учетом ФГОС. В ней отражены все главные составляющие рабочих программ.Тематическое план...

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС

                Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Курс продолжает изучен...

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС...

Рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС...

Рабочая программа по физике 7 класс ФГОС

Рабочая программа по физике 7 класс ФГОС...