Программа по профориентации для учащихся 9 класса
рабочая программа по теме

Программа по по элективному курсу  « Ценности и смыслы профессиональной карьеры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon setevoe.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Щербаковская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено                                                                           Согласовано:                                                 Утверждаю:

На МО  26.08.2011г                                                               зам. дир.по УВР                                                                                                                                           Утверждено:                                                                    Кухтина Е.Н___________                                 Директор школы _____ Божко Т.Т.

Рук.МО_________                                                                                                                                                                                                                     ____________                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                               

Рабочая программа

Ковалевой Ольги Алексеевны 

по элективному курсу

« Ценности и смыслы профессиональной карьеры»

          ( в рамках сетевого взаимодействия)

9 класс

2011-12 учебный год

   

Пояснительная записка

           Рабочая программа по профориентации создана на основе ориентационного курса  «Ценности и смыслы профессиональной карьеры»  автора  С.Н.Чистяковой,   2004г.

          Перемены, происходящие сегодня в российском обществе, сказываются не только на системе экономических отношений, но и на духовном климате, на системе межличностных связей и отношений. На историческую арену выходят новые люди, обладающие иными представлениями о добре и зле, о том, что нравственно, а что безнравственно, что допустимо, а что категорически запрещено, что подлежит одобрению, а что безусловному осуждению общественным мнением. Система их жизненных ценностей во многом не совпадает с той, на выработку которой еще совсем недавно была направлена деятельность всей системы воспитания и образования. Для педагогов становится актуальным вопрос: каким образом подрастающее поколение выбирает ориентиры в мире ценностей? Какие ценности являются приоритетными в эпоху ожесточенной конкурентной борьбы, социальной нестабильности? Приближают ли педагоги социальную катастрофу, стремясь создать слой молодежи с ярко выраженным индивидуалистическим сознанием или эти опасения вызваны искаженными, несовременными, идеологически деформированными ценностными ориентациями самих учителей?

     Подростковый возраст, характеризующийся глубокими изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида, совпал у современного поколения подростков с периодом преобразования общественного сознания, с периодом крушения прошлых идеалов, возникновением новых ценностных ориентации и возрождением забытых ценностей.  В то же время, период окончания школы характеризуется для школьника активизацией процессов личностного, жизненного  и профессионального самоопределения, становлением его внутренней позиции как устойчивого отношения к себе (согласование себя настоящего и выбираемого будущего), отношения к людям (дифференциация на эмоционально-ценностной основе), отношения к миру и к различным видам деятельности (в том числе - избирательно-ценностное ориентирование в профессиональных стереотипах и версиях профессионального будущего). Кроме того, подрастающее поколение несет в себе потенциальную энергию дальнейшего развития. От того, какие ценности будут сформированы  у  молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь и перспективы развития нашего общества. Поэтому для старшеклассников, в особенности, проявивших интерес к обучению по социально-педагогическому  (гуманитарному) профилю, может оказаться интересным и полезным углубление в проблематику ценностно-смыслового аспекта профессиональной карьеры человека. При этом может иметь место как внешний взгляд на карьеру других людей, так и соотнесение изучаемого материала со своими ценностями и устремлениями.

Основные цели курса

1. С позиции актуальности для самих, старшеклассников осмысление ценностей и смыслов перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности, принятия или непринятия бытующих в общественном сознании стереотипов профессиональной успешности.

2.   С позиции введения элементов профилизации образовательной  среды и практическое применение (на примере ценностно-смысловых проблем профессиональной карьеры человека)знаний компетенции в области самореализации в образовательном и профессиональном пространстве.

Основные задачи курса

1.   Познакомить старшеклассников с существующими взглядами на проблемы профессиональной карьеры с ценностно-смысловых позиций.

2.Сформировать начальные навыки использования методических приемов как для оценки собственной позиции в рассматриваемых проблемах, так и для практической помощи сверстникам.

3.Способствовать приобретению школьниками навыков критического мышления  в отношении представления  в средствах массовой информации и существующих в обществе стереотипов карьерного успеха.

4.Создать предпосылки для формирования ценностно-смысловой, нравственной  основы развития будущего профессионала в области социальной деятельности.

Изменений, внесенных в программу нет.

Название учебно-методического комплекта:

Ориентационный курс для 9 класса под редакцией С.Н.Чистяковой «Ценности и смыслы профессиональной карьеры»

Количество учебных часов, на которое рассчитана программа: 34ч.

В том числе количество практических работ  - 6, проектов исследования -1.

Формы организации учебного процесса:

1.Мини-лекции и семинары с элементами дискуссий.

2.Создание эвристических ситуаций.

3.Демонстрация и проведением методик с их последующим обсуждением.

4.Самостоятельное выполнение  отдельных заданий, связанных с обработкой литературных источников.

5.Мини-тренинги, с показом презентаций.

6.Препроектная работа, подготовка к выбору темы проекта и проектной деятельности. (В соответствии с соответствующими Положениями).

Календарно-тематический план

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечания

1.

Смыслы и ценности в жизни человека.

3

24.09.11

Активизирующая методика «Как поживаешь»

1

22.10.11

Пр.работа№1

2.

Многообразие ценностей.

2

1

22.10.11

18.11.11

Методика Холланда.

1

18.11.11

Пр.работа№2

3.

Внешний мир и ценности человека.

1

2

18.11.11

19.11.11

Проективная

педагогическая методика «Карта города»

1

19.11.11

Пр.работа№3

Сам.работа со СМИ.

4.

Предпроектная работа.

3

23.12.11

Работа над проектной работой.

1

24.12.11

5.

Ценности профессиональной карьеры.

2

1

24.12.11

21.01.12

Активизирующая методика «Кем»(«За и против-1»).

1

21.01.12

Пр.работа№4

6.

Карьеризм.  Проблема ценностей и вопрос каким быть?

1

2

21.01.12

18.02.12

Активизирующая методика «Каким»(За и против-2).

1

18.02.12

Пр.работа№5

7.

Типичные и нетипичные  ценности в профессиональной карьере. Зачем человек делает карьеру?

Активизирующая методика «Зачем»(«За и против-3»).

3

1

17.03.12

21.04.12

Пр.работа№6

8.

Предпроектная и проектная деятельность

2

3

1

21.04.12

18.05.12

19.05.12

Защита работы

1

19.05.12

Итого: 34 часа

Содержание учебного курса

1.Смыслы и ценности в жизни человека. 4 часа (в «ориентационной» версии-2 часа)

Мировоззрение человека и смыслы его деятельности. Частное и общее: от проблемы смысла труда к проблеме смысла жизни. Жизнь ради идеи, жизнь ради людей, жизнь ради себя.  Ценности, ценностные отношения и ориентации. Ценностные ориентации подростков и их профессиональное будущее.

Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа Активизирующая методика «Как поживаешь» (индивидуальные приоритеты различных     жизненных ценностей)

2. Многообразие ценностей. 4 часа (в «ориентационной» версии -2 часа)

Жизненный и профессиональный успех глазами людей с разными ценностными ориентациями.  Ценности религиозного и нерелигиозного человека. Ценности людей с разным уровнем образования и разным образовательным запросом. «Мужские» и «женские» профессиональные ценности. Ценностные ориентации представителей различных профессиональных групп (реалистическая, интеллектуальная, социальная, артистическая, предпринимательская, конвенциональная).

Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа

методика Холланда.

3. Внешний мир и ценности человека. 4часа

(в «ориентационной» версии -2часа)

Социокультурная образовательная среда (семья, школьная среда, референтная группа) и ценности человека.  Социокультурный кризис и ценностные ориентации.  Зависимость ценностных ориентаций от макрофакторов социализации (страна, менталитет, общество, социальные структуры, экономика, государство), мезофакторов социализации (регион, СМИ, субкультуры), микрофакторов социализации (семья, соседство, группы сверстников). Средства массовой информации и ценностные ориентации.

Диагностико- развивающие процедуры и самостоятельная работа

Проективная педагогическая методика «Карта города» («Мэр города »).

Работа с литературой, газетами и журналами.

4. Предпроектная работа. 4 часа (в «ориентационной» версии отсутствует)

Знакомство с алгоритмом проектирования, планирование дальнейших действий.

5. Ценности профессиональной карьеры. Проблема ценностей и вопрос «Кем быть?». 4 часа (в «ориентационной» версии -1 час)

Жизненная карьера и профессиональная карьера. Профессия, профессиональная востребованность человека, профессиональная компетенция человека как ценность. Человеческие и профессиональные качества как ценность. Карьера как самостоятельная ценность. Увлеченность карьерой. Матричная карьера. Вертикальная и  горизонтальная карьера.

Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа.

Активизирующая методика «Кем?» («За и против-1»).

6. Карьеризм. Проблема ценностей и вопрос «каким быть?». 4 часа (в  ориентационной» версии—2 часа)

Карьера как средство достижения внепрофессиональных целей и стремления к внепрофессиональным ценностям. Позитивные и негативные стороны карьеризма. «Черная психология». Карьерный рост как социально одобряемая и социально неодобряемая ценность. Искусство быть лидером. Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа.  Активизирующая методика «Каким?» («За и против-2»)

7. Типичные и нетипичные ценности в профессиональной карьере. «Зачем» человек делает карьеру? 4 часа (в «ориентационной» версии - 2 часа)

Финансовая свобода как профессиональная ценность. Элитарные ориентации современников. Имидж успешного профессионала. Составляющие конкурентоспособности и трудоспособности.

Жизненный успех как перемещение по социальным уровням и как творческая самореализация. «Неочевидные» профессиональные ценности (свобода, эмпатия, альтруизм, терпимость).

Диагностико- развивающие процедуры и самостоятельная работа.

Активизирующая методика «Зачем?» («За и против-3»).

8. Предпроектная и проектная работа. 6 часов (в «ориентационной» версии отсутствует)

Определение темы проектной работы, работа с алгоритмом проектирования, анализ информационных источников и ресурсного обеспечения, планирование дальнейших действий. Защита предпроектной работы. 

Формы и средства контроля

1.Опрос

2.Тестирование.

3.Диагностирование.

4.Практическая работа.

Диагностическая методика Холланда

( изучение профессиональной направленности личности)

профессиональной направленности личности)

Утверждения

Абсолютно верно

Скорее верно, чем нет

Неверно

Не знаю

1.

2.

3.

4.

5.

6.

   Утверждение 1.  Вы – «практик», склонный заниматься конкретными делами  и предпочитаете работу, приносящую конкретные, ощутимые результаты для себя и для других; Вы любите физический труд (или просто предпочитаете «работать руками»); Вас интересует работа с техникой (имеется в виду не только сложное техническое оборудование, но и простейшие инструменты); Вас интересует деятельность, требующая практического склада ума, хорошо развитых двигательных навыков.

 Утверждение 2.  Вы – скорее «теоретик», чем «практик».Вы склонны заниматься изучением, исследованием какой-либо проблемы, получением новых знаний. Вы предпочитаете: работу, приносящую «радость познания», а иногда и «радость открытия», умственный труд; работу, требующую абстрактного склада ума, способностей к анализу, систематизации знания, широкого кругозора, определенного культурного уровня.

 Утверждение 3.  Вы – «коммуникатор», любящий работать с людьми и для людей, поэтому Вас заинтересовала бы работа, связанная с обучением, воспитанием, обслуживанием клиентов, помощью нуждающимся и т.п. Для Вас окажется интересной эмоциональна насыщенная, живая, разнообразная работа, предполагающая достаточно интенсивное взаимодействие с людьми.; связанная с выполнением некой общественной миссии, требующая умения общаться, речевых навыков и т.п.

Утверждение 4.  Вас заинтересовала бы «бумажная работа» (с документами, текстами, цифрами, в том числе с использованием компьютерных средств), Вы любите все упорядочивать и классифицировать. Для Вас оказалась бы предпочтительной работа, связанная с обработкой информации, в том числе с расчетами, вычислениями; с конкретным, четким кругом обязанностей; работа спокойная, размеренная, без особого ритска, требующая точности, аккуратности, внимательности, усидчивости; не связанная с частым общением, необходимостью управлять другими людьми, отвечать за их действия.

 Утверждение 5.  Вы – «организатор» и «инициатор», ориентированный на активную, преобразовательную деятельность. Вы предпочли бы работу, дающую относительную свободу, самостоятельность; обязательно престижную, обеспечивающую положение в обществе, превосходство над другими, материальное благополучие; работу, где есть азарт, риск, разнообразие, требующую инициативности, предприимчивости, организаторских навыков, воли, умения брать ответственность на себя.

Утверждение 6. Вы, скорее, «свободный художник» (в прямом и переносном смысле слова). Вас заинтересовала бы деятельность, связанная с созданием эстетических ценностей, развитием культуры. Вы  предпочли бы виды деятельности, дающие возможность творческого самовыражения, где нет жесткого режима, формальностей; работу, дающую простор фантазии, воображению, требующую развитого эстетического вкуса, специальных способностей (художественных, литературных, музыкальных).

Инструкция

 Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Из предложенных ниже пар профессий надо выбрать одну, которая Вам больше подходит (исходя из Ваших способностей и возможностей). Рядом с названием профессии в скобках стоит код. В бланке ответов напротив кода выбранной профессии, поставьте знак «+».  Затем подсчитайте количество плюсов в каждой строке.

1.Инженер(1) – Социолог(2)

2.Кондитер(1) – Священнослужитель(3)

3.Повар(1) – Статистик(4)

4.Фотограф(1) – Администратор торгового зала (5)

5.Механик (1) – Дизайнер(6)

6.Философ(2) – Врач(3)

7.Эколог(2) – Бухгалтер(4)

8.Программист(2) – Адвокат(5)

9.Кинолог(2) – Переводчик художественной литературы(6)

10.Страховой агент(3) – Архивист(4)

11.Тренер(3) – Телерепортер(5)

12.Следователь(3) – Искусствовед(6)

13.Нотариус(4) – Брокер(5)

14.Оператор ЭВМ(4) – Манекенщица(6)

15.Фотокорреспондент(5) – Реставратор(6)

16.Озеленитель(1) – Биолог-исследователь(2)

17.Водитель автотранспорта(1) – Бортпроводник(3)

18.Метролог(1) – Картограф(4)

19.Радиомонтажник(1) – Художник росписи по дереву(6)

20.Геолог(2) – Переводчик-гид(3)

21.Журналист(5) – Режиссер(6)

22.Библиограф(2) – Аудитор(4)

23.Фармацевт(2) – Юристконсульт(3)

24.Генетик(2) – Архитектор(6)

25.Продавец(3) – Оператор почтовой связи(4)

26.Социальный работник(3) – Предприниматель(5)

27.Преподаватель ВУЗа(3) – Музыкант-исполнитель(6)

28.Экономист(4) – Менеджер(5)

29.Корректор(4) – Дирижер(6)

30.Инспектор таможни(5) – Художник-модельер(6)

31.Телефонист(1) – Орнитолог(2)

32.Агроном(1) – Топограф(4)

33.Лесник(1) – Директор(5)

34.Мастер по ремонту и пошиву одежды(1) – Хореограф(6)

35.Историк(2) – Инспектор ГИБДД(4)

36.Антрополог(2) – Экскурсовод(3)

37.Вирусолог(2) – Актер(6)

38.Официант(3) – Товаровед(5)

39.Главный бухгалтер(4) – Инспектор уголовного розыска(5)

40.Рарикмахер-модельер(6) – Психолог(3)

41.Пчеловод(1) – Коммерсант(3)

42.Судья(3) – Стенографист(4)

Бланк протокола ответов

Код профессии

Выбор(фиксировать плюсом)

Сумма плюсов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

«Профессиональные» типы:  Реалистический, или практический

   Профессионалы данного «типа» склонны заниматься конкретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы, в основном, на практический труд, быстрый результат деятельности.

   В интеллектуальной сфере, в большей степени, преобладают математические способности. Способность к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее.

   Чаще люди этого «типа» выбирают профессии механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и другие профессии, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Общение не является ведущим в структуре деятельности, а связано скорее с приемом и переработкой информации.

     Интеллектуальный

   Профессионалы данного «типа» отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы.

   Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач.

   Люди этого «типа» предпочитают профессии научно-исследовательского направления: ботаник, философ, физик, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Межличностные отношения в структуре деятельности играют незначительную роль.

 Социальный

   Профессионалы данного «типа» гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы. Способны к сопереживанию, умению войти и понять эмоциональное состояние другого человека.

   Обладают хорошими вербальными(словесными) способностями, готовы входить в контакт с людьми(нуждаются в большом количестве контактов). Математические способности развиты слабее.

   В основном, люди этого «типа» ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.

 Конвенциальный, или стандартный

   Профессионалы данного «типа» практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, обладают хорошей энергией, ориентированы на социальные нормы.

   Проявляют склонность к миру обозначений, часто переводя предметные свойства окружающего мира в знаковую систему. Отдают предпочтения четко определенной деятельности, выбирают из окружающей среды цели  и задачи, поставленные перед ними обычаям и обществом. В основном выбирают профессии связанные с канцелярскими и расчетными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, системами условных знаков, такие, как: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, корректор и другие, направленные на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

   Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный «тип» личности. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но обладают достаточно высокими исполнительными качествами.

Предприимчивый.Профессионалы данного «типа» находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют тягу к приключениям(возможно авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями. Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочтительной является деятельность позволяющая проявлять энергию, организаторские способности. Сюда относятся профессии типа: товаровед, директор, журналист, телерепортер и другие, связанные с руководством, управлением и общением в разных ситуациях с разными людьми, влиянием на убеждения людей. Тип всегда неудовлетворенного человека.

Артистический

   Профессионалы данного «типа» оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают собственным(часто сложным) взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Отношения с окружающими строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображения, интуицию. Обладают хорошей реакцией, координацией, развитым восприятием. В достаточной степени развиты коммуникативные способности. Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.

 

Практическая работа: Активизирующий опросник профессионального и личностного самоопределения  «Кем быть?» Н.С. Пряжникова

 

Опросник «Кем быть?» применяется для повышения у подростков степени осознанности своих профессиональных предпочтений. По времени процедура занимает около 40 минут.

Общая схема использования активизирующего опросника следующая:

1. Психолог на доске показывает, как подготовить (нарисовать) бланк для работы с методикой, а подростки самостоятельно его рисуют на отдельных листочках (см. приложение 4).

2. Дается инструкция: «Вам будут предлагаться вопросы  различные трудовые действия, а Вы должны будете оценить, насколько Вам хотелось бы выполнять подобные действия в своей будущей профессии, используя 10-балльную шкалу, от 0 до 10 баллов (фактически, 11-балльная шкала). Например, если действие Вас привлекает, то в соответствующую данному вопросу клеточку ставится высокой балл, если нет  невысокий... Далее мы попробуем соотнести эти действия с различными группами профессий».

3. Психолог зачитывает вопросы, а воспитанники проставляют баллы-ответы в своих листочках. Данная методика допускает ненавязчивые комментарии и даже небольшие «лирические отступления» по отношению к некоторым вопросам.

4. Для подведения итогов учащиеся перед всеми своими баллами-ответами во второй и четвертой колонках бланка (перед ответами на вопросы 21  40 и 61  80) проставляют знак «минус».

5. По каждой из 20 строчек бланка подсчитывается алгебраическая сумма баллов-ответов (с учетом исправленных знаков) и результаты выписываются справа от бланка.

6. При подведении общих итогов психолог зачитывает нормы, которые учащиеся должны соотнести со своими ответами-результатами (по каждой из 20 строчек). Если полученный результат оказался ниже зачитываемой нормы, то справа ставится знак «минус», если выше  «плюс», если результат совпал с нормой (включая крайние значения интервала), то ставится «ноль».

7. Сразу же после каждого соотнесения результатов с нормами психолог зачитывает соответствующую каждой из 20 строчек группу профессий (Кодификатор профессиональных групп). Все эти профессии выписываются на листочке, напротив соответствующих результатов. Если у кого-то по данной группе получается «минус», то скорее всего эти профессии его мало интересуют, если «ноль», то уже можно говорить о некотором интересе, а если «плюс», то интерес может быть даже повышенным. На этом этапе психолог обязательно должен обратить внимание воспитанников на очень приблизительный характер всех этих результатов, со многими из которых можно просто не соглашаться, но все-таки спросив себя, а почему же так получилось?.. Желающих обсудить некоторые результаты подробнее психолог может пригласить в определенное время на индивидуальную профконсультацию.

Заметим, что в данной методике имеются некоторые виды трудовой деятельности (очень нетрадиционные для подобных опросников), например, «преступления», «бродяжничество» и др., по которым у кого-то могут получиться «плюсы». Конечно, психолог не должен поощрять (положительно подкреплять) такие ориентации подростков. Лучше сказать, что это «чистая случайность», что у данного подростка «просто плохое настроение» и что «вообще методика неудачная». Кроме того, именно по таким группам трудовой деятельности нормы сознательно были завышены. И все-таки иногда плюсы кто-то умудряется получить. Психолог не должен отказываться вообще от обсуждения с подростками подобных видов деятельности.

 Перечень вопросов для методики «Кем быть?»

 

«Оцените по 10-балльной шкале (от 0 до 10 баллов), насколько Вы хотели бы в своей будущей работе?»

 

1. Много разъезжать, встречаться с новыми людьми, видеть мир собственными глазами.

2. Многократно повторять одни и те же эксперименты ради стремления к истине, к новому знанию.

3. Выслушивать жалобы больных и старых людей, помогать им добрым словом и делом.

4. Стараться продавать товары (оказывать услуги) как можно дороже

5. Отдавать все силы служению Богу.

6. Работать с самой современной техникой, знать ее устройство и эксплуатацию.

7. Рисковать собственной жизнью ради жизни других людей.

8. Выступать перед аудиториями, на сцене, на экране, по радио.

9. Обрабатывать детали и материалы, стремиться к высокой точности и качеству.

10. Больше думать не о себе, а о благе других людей и всего народа.

11. Сооружать наземные и подземные объекты (строения, коммуникации...), получая за это очень приличные деньги.

12. Стараться покупать все подешевле, а продавать подороже.

13. Стремиться воплотить себя в великом творении искусства.

14. Любить всех членов своей семьи, никого не обделяя заботой и вниманием.

15. Если понадобится, использовать для построения своего счастья грубую силу, натиск и хитрость.

16. Делать все четко по инструкции, следить за тем, чтобы и другие выполняли приказы и указы, законы и постановления.

17. Никогда и никуда не спешить, отдыхать сколько хочется и где хочется.

18. Любить растения и животных, а также самому за ними ухаживать (в том числе, и фекалии собирать...).

19. Любить детей и стараться помогать им познавать мир.

20. Уметь управлять автомобилем, автобусом, троллейбусом, трамваем, а также самому их обслуживать.

21. Работать в спокойных и комфортабельных условиях, без волнений и физических нагрузок.

22. Всегда соглашаться с мнением своих коллег по работе, не спорить с ними.

23. Оказывать медицинскую помощь только за очень большие деньги (как в «развитых» странах...).

24. Презирать тех, кто Вам не понравился с первого взгляда.

25. Поменьше верить в милость божью и побольше доверять самому себе (самый большой грех...).

26. Уметь перекладывать ответственность за ошибки в расчетах и вычислениях на своих коллег по работе (это особый «талант»).

27. Расстреливать на месте всех воров, бандитов, взяточников, проституток и их сутенеров...

28. Всегда быть естественным на работе, никогда не улыбаться и не грустить по «заказу» (по производственной необходимости...).

29. Часто размышлять на работе о красивом и возвышенном, забывая о мирской суете и обо всем вокруг (какие-то работы это позволяют).

30. Умело использовать недостатки законов для достижения своих целей.

31. По возможности, перекладывать всю тяжелую работу на плечи своих коллег, стараясь беречь свое здоровье (пусть дураки «вкалывают»).

32. Получать за работу только честно заработанные деньги, которые соответствуют затраченным Вами усилиям.

33. Быть обычным, нормальным работником, делать все тихо и спокойно, без волнений и переживаний (хорошему человеку переживать нечего).

34. Стараться все свои силы, таланты и время отдавать только работе.

35. Быть добрым, благородным, бескорыстным, соблюдать законы и общепринятые нормы.

36. Больше рисковать, не бояться нарушать устаревшие законы (которые «ну просто отстают от жизни»...).

37. Стараться ни когда не драться, не воровать и не попрошайничать.

38. Бороться против того, чтобы животных использовали на мясо и шкуры.

39. Обязательно убеждать всех в своей правоте, стремиться, чтобы все уважали и побаивались Вас.

40. Управляя транспортным средством, всех обгонять в пути, всегда быть первым на дороге («не глотать чужую пыль!»).

41. Часто работать в отрыве от семьи и близких людей.

42. Скрупулезно изучать теоретический и практический опыт в какой-либо области знания.

43. Не терять самообладания при виде крови, открытых ран, ожогов, опухолей.

44. Делать все, чтобы люди чувствовали себя уютно.

45. Вести праведную, сдержанную жизнь, быть примером благопристойности для окружающих.

46. Конструировать новые приборы, делать их надежными, эффективными и красивыми.

47. Пресекать любую несправедливость, насилие, нарушение закона.

48. Уметь перевоплощаться в образы других людей (играть на работе различные роли).

49. Ремонтировать, настраивать сложную технику, аппаратуру и приборы.

50. Очень хорошо знать и соблюдать существующие законы.

51. Работать в сложных и необычных условиях (под землей, на ветру, у доменной печи...), получая за это весьма приличные деньги.

52. Лучше всех ориентироваться в ценах, знать ситуацию на рынке товаров и услуг.

53. Любить все красивое, уметь видеть прекрасное даже там, где другие его не замечают (например, увидеть, что лягушка  на самом деле прекрасна...).

54. Много работать по домашнему хозяйству, даже в выходные и праздничные дни.

55. Знать «свое место», строго соблюдать неписаные законы поведения в работающей группе, жестоко расплачиваться за их нарушение.

56. Не нарушая законов (!), стараться улучшить жизнь общества, коллектива, отдельного человека (чтобы и хорошо всем было, и законы не нарушались...).

57. Жить под открытым небом, питаться, чем бог послал и радоваться полной свободе от чего бы то ни было и от кого бы то ни было.

58. Стараться так выращивать животных, птиц и рыб, чтобы из них получалось хорошее мясо, шкура, другая продукция.

59. Самому побольше знать, чтобы было, чему учить других.

60. Постоянно быть внимательным и осторожным, быстро реагировать на все изменения в пути, соблюдать правила дорожного движения.

61. Всегда вовремя питаться и отдыхать, соблюдать режим дня, несмотря ни на какую срочную работу.

62. Думать только о простых, понятных и приятных вещах (есть и такие удивительные профессии).

63. Общаться только с красивыми и здоровыми людьми (а с больными и несчастными пусть кто-то другой занимается...).

64. Оказывать людям преимущественно бесплатные услуги (только «за спасибо»...).

65. Вести вольный образ жизни: пить, кутить, гулять... (в каких-то профессиях это просто необходимо и без этого сложно строить свои отношения с коллегами).

66. Беречь зрение, поменьше работать с экраном компьютера.

67. Брать подарки и взятки «без всяких там дурацких переживаний», смело используя свое служебное положение и власть (вон ведь сколько больших и видных «деятелей» понастроили себе дорогие замки-дачи в пригородах!..).

68. Делать на работе все только по-своему.

69. Часто устраивать во время работы перерывы, перекуры, распитие чая и других жидкостей.

70. На пути к своей цели безжалостно и ловко расправляться со своими конкурентами и противниками (чтобы работа была полна интриг и страстей...).

71. Делать замечания всем, кто ругается на работе матом.

72. Бескорыстно отдавать большую часть своих денег больным и немощным людям (и так трудиться долго и самозабвенно...).

73. В своих размышлениях основываться только на строгой логике и математике (чтобы все было четко и понятно, как будто «по полочкам разложено»).

74. Смело тратить все свои деньги на шикарные наряды и развлечения, быть настоящим «аристократом» (есть профессии, где без этого нельзя создать себе образ настоящего профессионала, без чего окружающие Вас просто не поймут...).

75. Разводить на работе рыбок, выращивать цветочки, любить все вокруг (чтобы была такая возможность).

76. Работать только с теми людьми, которые лично Вам приятны.

77. Иметь хорошие манеры поведения, быть обаятельным, изысканным, выглядеть благополучным и удачливым в делах.

78. Работать только по вдохновению, только тогда, когда появляется настроение поработать (есть и такие профессии, где иначе ничего не получится).

79. Искренне верить в мистику, в астрологические гороскопы и кофейную гущу, а также использовать все это в своей работе.

80. Иметь возможность отвлекаться и обсуждать во время работы самые разные дела, вести приятные разговоры.

81. Быть готовым к неожиданностям в пути, уметь с честью выходить из самых сложных ситуаций.

82. Уметь признавать свои ошибки и не бояться говорить об этом.

83. Убеждать людей в необходимости беречь свое здоровье (не курить, не пьянствовать, избегать излишеств) и так в основном работать.

84. Уметь легко улыбаться всякому клиенту и посетителю (а они разные бывают, например, пьяные и невоспитанные...).

85. Нести слово Божие людям.

86. Находить радость в сложных расчетах и составлениях компьютерных программ.

87. Смело вступать в противоборство даже с очень сильными и опасными бандитами.

88. В совершенстве владеть своим голосом, телом, настроением.

89. Соблюдать технику безопасности в работе с механизмами и аппаратурой.

90. Уметь нравиться, убеждать, располагать к себе самых разных людей.

91. Испытывать радость от силы и напряжения своих мышц на работе.

92. Не останавливаться ни перед чем, ради получения высокой прибыли.

93. Уметь описывать скучные и банальные вещи очень живо и увлекательно.

94. Уметь делать сразу несколько дел одновременно.

95. Рисковать для достижения своих целей и уметь расплачиваться за ошибки...

96. Уметь организовывать, руководить людьми.

97. Предвидеть малейшую опасность и вовремя уходить от нее («уносить и ноги»...).

98. Часто работать на земле и на свежем воздухе (и в любую погоду).

99. Добиваться уважения к себе не с помощью грубости и крика, а с помощью доброго и умного слова.

100. Уметь быстро и ловко разбираться с различными инспекторами и «начальниками».

 

Активизирующий опросник профессионального и личностного  самоопределения «Каким быть?» Н.С. Пряжникова

 Второй опросник проводится с целью активизации размышлений подростка о том, каким бы он хотел себя видеть в будущей профессии, какие основные качества хотел бы использовать и развивать в своем труде.

Общая процедура проведения опросника следующая:

1.     Психолог показывает на доске, как подготовить бланк ответов для работы с опросником или раздает готовые. Каждый учащийся на обычном тетрадном листе в клеточку рисует себе бланк (см. Приложение 5).

2.     Инструкция: «Оцените, насколько Вы согласны (или не согласны с приведенными ниже утверждениями. Отметьте в соответствующих ячейках бланка степень своего согласия или несогласия следующим образом:

«+ +»    полностью согласен

«+»       скорее согласен, чем не согласен

«0»       затрудняюсь ответить (желательно ставить меньше)

«»       скорее не согласен, чем согласен

«  «   совсем не согласен».

3.     Психолог зачитывает 50 утверждений (см. Перечень утверждений), а учащиеся выписывают свое отношение к ним в бланках. Здесь также допускается ненавязчивое комментирование отдельных утверждений, что отличает данную методику от «настоящих» тестов, где подобные комментарии влияют на «объективность» психологического «диагноза».

4. Перед подведением итогов во 2-й, 4-й, 6-й, 8-й и 10-й строчках бланка (перед утверждениями: 6 – 10, 16 – 20, 26 – 30, 36 – 40 и 46 – 50) все оценки по своим знакам меняются на противоположные. Например, если стояло «+ +», то надо заменить плюсы на минусы и получится « », если стоял «», то он превращается в «+», ноль так и остается без изменений.

5. По каждому из пяти столбиков необходимо сосчитать алгебраическую сумму всех плюсов и минусов (с учетом сделанных в некоторых строчках изменений) и результат выписать внизу. Для удобства и простоты подсчетов следует сначала сосчитать все плюсы, затем  все минусы и из большего вычесть меньшее.

 

Перечень вопросов-утверждений для опросника «Каким быть?»:

Отметьте, насколько Вы согласны с данными утверждениями:

«+ +»  полностью согласен;

«+»  скорее согласен, чем не согласен;

«0»  затрудняюсь ответить (ставьте 0 как можно меньше);

«»  скорее не согласен, чем согласен;

« »  совсем не согласен.

 

1. По-настоящему чувствуешь радость работы, когда используешь ручные орудия труда и простые приспособления.

2.  Интереснее всего размышлять над сложными задачами (логическими, техническими, конструкторскими…), искать оригинальные варианты их решения.

3. Надо стремиться искренне переживать за все, что ты делаешь (а от переживаний голова начинает болеть…).

4. Гораздо лучше, когда всю работу делаешь самостоятельно (и сам за все отвечаешь…).

5. Воровать очень нехорошо, даже тогда, когда никто и никогда об этом не узнает…

6. Лучше вовремя отказаться от физической работы.

7. Если много работать головой, то очень скоро свихнешься.

8. Человек не должен волноваться просто так, без пользы для дела (за любые волнения и переживания тоже платить надо).

9. Без поддержки коллег не сделаешь ни одного серьезного дела.

10. В наше время без воровства не проживешь.

11. Приятно постоянно напрягаться в труде, чувствовать силу своих мышц.

12. Сложные расчеты и вычисления, составление планов и программ  это самая современная и интересная работа.

13. Надо все делать красиво и эстетично (красота важнее полезности).

14. Трудно работать, когда кто-то тобой командует.

15. Надо с уважением относиться к любому посетителю или клиенту, даже если он не очень воспитан и образован.

16. Физический труд унижает человека.

17. Приятнее работать не головой, а чем-нибудь другим…

18. Хорошему человеку и без всяких переживаний хорошо.

19. Работать самостоятельно очень трудно и неприятно.

20. Иногда, ради интересов дела, можно и обмануть, и обидеть человека.

21. Настоящая работа  это работа с механизмами (машинами, станками, аппаратами).

22. Очень интересно работать с текстами, самому что-то писать, чертить.

23. Приятно делиться с различными людьми своими чувствами и эмоциями, чтобы люди радовались новым переживаниям.

24. Надо стремиться самому за все отвечать.

25. В основе каждого дела должны быть доброта и порядочность.

26. Благородный, уважающий себя человек не станет заниматься тяжелым физическим трудом.

27. Больше пользы не от того человека, который много размышляет, а от того, кто делает конкретные предметы и вещи.

28. В мире гораздо больше зла и уродства, чем добра и красоты.

29. Пусть лучше за все отвечают начальники, не простые работники.

30. Поскольку никто не знает четкой разницы между добром и злом, то все разговоры о порядочности  это пустой звук.

31. Ручная высокоточная работа  это высший класс.

32. Надо много читать специальную литературу, постоянно повышать свой профессиональный и общекультурный уровень.

33. Без сильных переживаний и душевных порывов и жизнь, и работа станут неинтересными.

34. В каждом деле нужно самому выполнять и самую творческую работу, и работу «черновую», грязную, непривлекательную.

35. Нужно стремиться в каждой ситуации самому решать, где добро, а где зло.

36. Надо больше работать не руками, а чем-нибудь другим.

37. Пусть умственным трудом занимаются те, кто ничего другого, более серьезного делать не умеют…

38. Гораздо важнее сделать вещь полезную, чем вещь красивую.

39. Намного спокойнее и приятнее, когда сложные и ответственные решения принимаешь не ты, а кто-то другой.

40. В наше время за очень большие деньги можно и друга продать и самого себя.

41. Лучше надеяться на собственные органы чувств (зрение, слух), чем на показания приборов.

42. Можно отказаться от многих жизненных благ ради того, чтобы сделать научное открытие, изобрести что-то.

43. Счастлив тот, кто умеет видеть красоту во всем.

44. Лучше в каждом деле надеяться на самого себя, чем на коллег и товарищей.

45. Помогая другому человеку, нельзя забывать о собственном счастье, удовольствии и достоинстве.

46. Только руками, даже очень сильными и проворными, собственное счастье не построишь (что-то еще нужно бывает…).

47. Только головой, даже очень умной, много не заработаешь (еще что-то должно быть…).

48. Поэты и мечтатели  это бездельники и дармоеды.

49. Чем меньше хлопот на работе и чем проще сама эта работа, тем лучше.

50. Не стоит ломать голову над тем, что такое хорошо, а что такое плохо  все это уже давно расписано в умных книгах, учебниках и законах.

 

Активизирующий опросник профессионального и личностного самоопределения «Зачем?» Н.С. Пряжникова

 

Третий опросник используется для повышения у воспитанников степени осознанности профессиональных мотивов, связанных с личностным смыслом и ценностями различных видов трудовой деятельности.

Общая процедура использования опросника «Зачем?» близка к процедуре опросника «Каким быть?» и предполагает следующие основные этапы:

1.     Психолог для примера рисует на доске образец бланка ответов , а воспитанники делают себе такой же бланк на своих тетрадных листочках в клеточку.

2.   Инструкция: «Вам будут предлагаться различные вопросы-утверждения, так или иначе относящиеся к труду, а Вы должны будете оценить свое отношение к этим утверждениям, проставляя в бланках ответы следующим образом:

«+ +» – полностью согласен;

«+»     скорее согласен, чем нет;

«0»     затрудняюсь ответить;

«»      скорее не согласен, чем согласен;

« »    совсем не согласен».

3. Психолог зачитывает 70 вопросов-утверждений, иногда очень кратко и ненавязчиво комментируя некоторые из них, а воспитанники выписывают в своих бланках свое отношение к ним.

4.  Перед подсчетом результатов необходимо в бланках ответов поменять знаки на противоположные во 2-й, 4-й, 6-й, 8-й и 10-й строчках (или в ответах на вопросы: 8 – 14, 22 – 28, 36 – 42, 50 – 56 и 64 – 70). Ноль остается без изменений.

Например, если в ответе на 12-й вопрос было два «плюса», то они превращаются в два «минуса»; если в ответе на 27-й вопрос был один «минус», то он превращается в «плюс» и т.д.

 

Перечень вопросов-утверждений к опроснику «Зачем?»

 

Оцените, насколько Вы согласны с данными утверждениями, связанными с трудовой деятельностью, отметив в бланках свое к ним отношение следующим образом:

«+ +»  полностью согласен;

   «+»  скорее согласен, чем не согласен;

   «0»  затрудняюсь ответить (желательно ставить поменьше);

   «»  скорее не согласен, чем согласен;

« »  совсем не согласен.

 

1.   Хорошо работать можно только за очень хорошие деньги.

2.   Руководить, управлять людьми  это самое достойное занятие.

3. Даже самая интересная работа не стоит того, чтобы из-за нее терять здоровье.

4. От однообразной, спокойной работы можно сойти с ума.

5. Главное в любом деле, чтобы окружающие гордились тобой.

6. Размышлять о возвышенном  это самый интересный и достойный труд (хотя кому нужны эти размышления).

7. Невыносимо работать, когда не с кем обмолвиться словом.

8. Есть вещи более важные, чем комфорт и богатство.

9. Нельзя управлять людьми: они сами должны принимать важные решения.

10. Если постоянно думать о своем здоровье, то точно скоро умрешь раньше времени.

11. Только тихая, спокойная работа способствует настоящему творчеству.

12. Многие люди часто завидуют дуракам и проходимцам, а нередко и любят их, сами того не понимая.

13. После работы надо гнать от себя всякие серьезные мысли и переживания.

14. Можно с ума сойти от того, что постоянно с кем-то  общаешься на работе.

15. Ради больших денег можно согласиться на любую работу.

16. Только влияя на судьбы других людей, можно себя самого почувствовать человеком.

17. Главное в любой работе  беречь свои нервы.

18. Без риска и приключений работа и вся жизнь становятся пустыми и неинтересными.

19. Приятно, когда кто-то завидует тебе и твоей работе.

20. Только ничтожный человек боится мечтать о собственном счастье, боится своих мыслей и чувств.

21. Высшая ценность труда  это радость человеческого общения.

22. Не все хорошие работники хорошо зарабатывают…

23. Быть начальником  очень неблагодарное дело (никто спасибо не скажет).

24. Если работа интересная, то забываешь даже о собственном здоровье.

25. Только авантюристы и хулиганы любят приключения и риск.

26. Главное не то, что тебя уважают другие, а то, что ты сам себя уважаешь.

27. Только дураки отдают свою жизнь ради каких-то там высших ценностей и идеалов.

28. Самое скучное  это выслушивать других людей.

29. Надо стремиться меньшими усилиями и меньшими стараниями зарабатывать как можно больше денег.

30. Очень приятно, когда все тебя уважают и побаиваются.

31. Лучше чего-то не сделать (или сделать плохо), чем растрачивать свое здоровье и нервы.

32. Только рискуя по-настоящему, можно добиться чего-то значительного.

33. Главное не то, что ты делаешь, а то, где ты работаешь и с какими интересными, замечательными людьми встречаешься.

34. Смысл жизни  в творческом труде и поиске истины.

35. Хороша такая работа, где встречаешься с множеством самых разных людей.

36. Богатство убивает в человеке благородство (только почему-то самые «благородные» любят получать большие гонорары…).

37. Чем больше власти, тем меньше настоящих друзей и человеческого общения.

38. Лучшее лекарство от всех болезней  это труд.

39. Можно с удовольствием работать без всяких рискованных и непредвиденных ситуаций.

40. В модных, престижных организациях и учебных заведениях часто царят «волчьи законы» (склоки, травля, зависть…).

41. Настоящая истина не в книгах, а в вине и развлечениях (даже «всенародно любимые» президенты пьют, а «претенденты в президенты» своим именем водку называют…).

42. К сожалению, на работе люди часто не столько работают, сколько выясняют друг с другом отношения.

43. Не умеют хорошо зарабатывать только дураки и лентяи (любого человека сразу по его деньгам видно…).

44. Нельзя допускать того, чтобы кто-то тобой командовал.

45. Тихая, спокойная работа  путь к здоровью и долголетию.

46. Надо стремиться как можно больше увидеть своими глазами и как можно больше попробовать «всякого-разного» на себе (учиться надо на «родном», на собственном опыте и на собственных глупостях…).

47. Надо стремиться к таким достижениям, о которых мечтает большинство людей и поменьше искать какое-то необычное, «свое» счастье (человеку ведь что надо?  машину, большую дачу, деньги, вещи и еще съездить в Америку…, а всякие там «идеи»  для дураков).

48. Читать серьезные книги интереснее, чем сидеть перед телевизором (но ведь от чтения у хорошего человека «мозги пухнут»).

49. Можно с удовольствием просто слушать, о чем говорят другие, даже когда сам не участвуешь в разговоре.

50. Честный человек не может и не должен быть богаче других людей.

51. Люди часто стремятся к власти потому, что не уверены в самих себе (вот им и надо поскорее «самоутвердиться»).

52. Когда бережешь себя и свое здоровье, то никогда приличных денег не заработаешь.

53. Непредвиденные события, риск, азарт только мешают работе.

54. Пусть лучше ты сам завидуешь гениям, чем тебе будут завидовать обыватели.

55. Напрягать свои мозги и волновать свою душу надо только за очень большие деньги (пусть дураки «задарма» думают…).

56. Когда чего-то не знаешь, лучше почитать об этом в умных книгах или учебниках, чем обращаться за помощью и разъяснениями к своим коллегам по работе.

57. Богатство и комфорт  это самое главное в человеческой жизни.

58. Очень приятно, когда все беспрекословно выполняют твои приказы и распоряжения, когда твое слово является законом для окружающих.

59. Чтобы быть здоровым, надо поменьше работать и побольше лечиться.

60. Нет ничего приятнее, чем выходить победителем из сложных и опасных ситуаций.

61. Надо всячески стремиться попасть в высший свет, быть среди элиты.

62. Человек прекрасен, когда он размышляет о великом и вечном (только обычно все смеются над такими людьми…).

63. Интересно работать, когда постоянно преодолеваешь заговоры своих коллег по работе и когда сам устраиваешь для них ловушки.

64. Самая лучшая работа делается не ради денег.

65. Распоряжаясь судьбами других людей, человек сам становится рабом своей власти.

66. Часто именно самые интересные профессии и опасны для жизни, и вредны для здоровья.

67. Путешествия, командировки, экспедиции обычно связаны с неприятностями и неудобствами.

68. Даже самую неуважаемую, непрестижную работу можно делать творчески.

69. Умные и благородные люди не бывают счастливыми.

70. Невозможно работать, когда к тебе постоянно пристают с вопросами.

Перечень учебно-методических средств обучения 

1.Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» Чистяковой С.Н., Шалавиной   Т.И.,1997г;

2.  Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса: «Учебное пособие - практикум»,Михеевой Е.В. 2004, Издательский центр «Академия». http://www.academia-moscow.ru

3.Рабочая тетрадь  «Профессиональное самоопределение» Пряжникова Н.С.

4. Методика формирования профессионального самоопределения школьников: Кн. для учителя. А.Я. Журкиной, С.Н. Чистяковой, 1996г.

5. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно - метод. Пособие Пряжникова Н.С., 2002,2003г. Московский городской педагогический университет

6. Профессиональное и личностное самоопределение, Пряжникова Н.С., 1996 г.,

7. В мире профессий, сайт источника: http://www.ashektress.ru

8.Учебный диск с презентациями «Профильное обучение в школе», 2009г., Амалтея.

Литература

1.   Берд П. Продай себя. - Минск: Амалфея, 1996.

2.   Биркенбиль В. Ф. Как добиться успеха в жизни. - М.: Интерспект, 1992.

3. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. -М.. Смысл, 1999.

4.   Головаха Е И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наукова думка, 1988.

5.   Зеленкова И.Л Беляева Е В. Этика. Учебное пособие и практикум Минск: В.М Схакун, 1995.

6.  Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д: Феникс, 1996.

7. Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению /Под. ред. С.П. Чистяковой. М.: Филология, 1998.

8.   Крылова Н. Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000.

9.  Лосский Н. О. Условия абсолютного добра: основы этики. Характер русского народа. -М., Политиздат, 1991.

10. Поляков В А. Технология карьеры.-М.: Дело ЛТД, 1995.

11. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. Комплект из 4-х книг под общим названием. - М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

12. ПряжниковН.С. Психология элитарности. -М.: МПСИ. -Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

13. Пряжников Н С. Психологический смысл труда. М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

14. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной, М.: «Флинта», 1998.

15. Служебная карьера/Под ред. Е.В. Охотского. -М.: «Экономика», 1998.

16. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990.

17. Хилл Н. Думай и богатей / Пер. с англ. - М.: Начала-Пресс, 1992.

18. Шепель В М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. — М.: Культурой спорт, ЮНИТИ, 1994.

19. Якокка Л. Карьера менеджера.- Тольятти: Довгань, 1995.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов по настольному теннису

Программа предназначена для углубленного освоения игры в настольный теннис, может применяться в школах со спортивным уклоном, а также в общеобразовательных школах. Курс рассчитан на 360 часов....

Воспитательский час по профориентации в 9 классе "Ищу работу"

На воспитательском  часе дети  знакомятся с правилами поиска работы. Обыгрываю дети ситуации по теме....

Программа по профориентации для учащихся 9 класса

Программа по профориентации , опробированая, дает хорошие результаты по итогам обучения .Важно: мои ученики довольны!Основные цели курса1. С позиции актуальности для самих, старшеклассников осмысление...

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов (34 ч)

Программа данного курса предусматривает углубление темы «Механика». Этот курс дополняет базовую программу, не нарушает её целостности. Курс рассчитан на 34 часа. Программа имеет как теоретическ...

Профориентация 9-ых классов

Цель:Оказание психологической помощи старшеклассникам ( учащимся 9-х классов ) в личностном и профессиональном самоопределении и выборе с учетом этого профиля обучения на ближайшие два года.Сроки пров...

Классный час по профориентации для учащихся 8-10-х классов «Выбор профессии – дело серьезное"

Классный час по профориентации "Выбор профессии-дело серьёзное!"...

Конспект мероприятия в рамках профориентации учеников 9 класса "Лучший учитель - это ТЫ"

Конспект мероприятия в рамках профориентации учеников 9 класса "Лучший учитель - это ТЫ"...