Методические указания
учебно-методический материал на тему

Бобкова Ольга Александровна

Методические указания для самостоятельной работы студентов по истории для всех специальностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mu_istori.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

среднее профессиональное образование

Ростовской области

 «Октябрьский аграрно-технологический техникум»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «История»

Для студентов по специальностям СПО

Разработчик: Бобкова О. А.

преподаватель общеобразовательных

дисциплин ГБОУ СПО РО ОАТТ

                                                       

                                                     п. Качкан

                                            2014 – 2015 учебный год

Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии «Общеобразовательных дисциплин»

Протокол №___ от «___» сентября 2014 года

Методические рекомендации для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по специальностям СПО.

Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельных работ по дисциплине «История». Выполнение самостоятельной работы способствует закреплению и обобщению материала теоретического курса.

Разработчик: Бобкова Ольга Александровна, преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБОУ СПО РО ОАТТ


Содержание

Пояснительная записка

Правила и порядок написания доклада                                                                                  3

Требования к оформлению доклада                                                                                        5

Образец оформления титульного листа                                                                                 6

Темы докладов                                                                                                                             7

Правила и порядок написания реферата

Правила написания эссе

Порядок написания сочинения

Список литературы, рекомендуемой для написания доклада и реферата

Рекомендуемые сайты по Истории                                                                                       16


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «История» предназначены для для  специальностей  СПО.

Самостоятельная внеаудиторная работа по истории в объеме 58 часов проводится с целью содействовать оптимальному усвоению студентами учебного материала, развития познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.

Задачи самостоятельной работы:

- углубление и расширение теоретических знаний;

- систематизация и закрепление полученных знаний и умений;
- формирование умений использовать различные источники информации;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Формой отчета о выполненной работе могут быть выступления на семинарских занятиях, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, проверка записей в тетради, устный опрос.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

  • оформление материала в соответствии с требованиями.

ПРАВИЛА И ПОРЯДОК НАПИСАНИЯ ДОКЛАДА

Написание доклада предполагает основательное изучение студентами какой-то отдельной темы, основанное на использовании научной литературы. Работа над докладами имеет важное дидактическое значение:

  • развивает умение обращаться с научной литературой;
  • формирует способность анализировать и обобщать разнородную информацию по выбранной теме;
  • вырабатывает навыки самостоятельной научно-исследовательской работы;
  • способствует более глубокому ознакомлению студентов с важнейшими проблемами истории народов.

Для написания доклада каждый студент должен взять одну из предложенных тем.

Начальной фазой работы по выполнению доклада является ознакомление студента с научной литературой с целью подбора необходимого материала по предложенной теме. Изучать научную литературу следует внимательно, прослеживая основные выводы и точки зрения различных авторов по исследуемым проблемам. При изучении литературы не стоит стремиться лишь к заимствованию материала. Параллельно следует осмысливать полученную информацию, вырабатывать собственное мнение по изучаемой теме.

Следующим этапом работы является составление плана доклада, который способствует более полному и последовательному изложению материала, что, в свою очередь, позволит глубже раскрыть изучаемую тему. План должен отражать внутреннюю логику рассматриваемой темы и состоять следующих разделов:

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.
  4. Список литературы.

Во введении раскрывается значение темы доклада, обосновывается ее актуальность, показывается степень изученности, формулируются цель и содержание поставленных задач. Определяя актуальность темы, следует объяснить, чем (какими событиями, явлениями, юбилейными датами и т.д.) вызван интерес к ее изучению на современном этапе.

Основная часть доклада предполагает глубокое и последовательное изложение фактической стороны событий, рассмотрение различных точек зрения по исследуемой проблеме, анализ изучаемых фактов, процессов и явлений. Основную часть доклада целесообразно разделить на параграфы, каждый из которых должен завершаться кратким выводом.

Заключение должно содержать выводы, сделанные при раскрытии основных вопросов темы, а также оценку рассмотренных событий, процессов, явлений, деятельности исторических личностей. Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки всей проделанной работы.

Список литературы должен включать в себя только те источники (не менее двух), которые использовались при написании доклада. Все источники располагаются в алфавитном порядке. Например:

  1. Анисимов Е.В. В борьбе за власть: Страницы политической истории XVIII в. / Е.В.Анисимов, Н.Я. Эйдельман. - М., 1988. - 606 с.
  2. Волкова И.В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVIII-XX вв. / И.В. Волкова, И.В. Курукин // Вопросы истории. - 1995. - № 5/6. - С.40-61.
  3. Дворцовые перевороты в России. 1725-1825 / Сост. М.А. Бойцов. - Ростов на Дону, 1998. - 640 с.
  4. Десятков С.Г. Смерть Петра Первого: Интриги, заговоры, измены / С.Г. Десятков. - М., 1992. - 79 с.
  5. Империя после Петра: 1725-1765 / Я.П. Шаховской, В.А. Нащокин, И.И. Неплюев и др. - М., 1998. - 579 с.

Ссылки на электронные ресурсы оформляются следующим образом:

  1. Петр I // Имя Россия. Исторический выбор 2008. URL: http://www.nameofrussia.ru/person.html?id=97 (дата обращения: 09.10.2011).
  2. Петр I // Википедия – свободная энциклопедия. URL: http://www.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_I (дата обращения 05.09.2011).

В тексте доклада возможно использование библиографических ссылок, которые представляют собой совокупность библиографических сведений о цитируемом источнике. С этой целью используются знаки сносок в виде звездочки «*» или цифры. Если на одной странице располагается более двух ссылок, то использование звездочки нецелесообразно. Знак сноски размещается в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора. Например:

Как полагает известный историк Б.Д. Греков, «при Иване Грозном, в самом начале 80-х годов XVI в., правительство издало Указ о заповедных годах, в силу которого крестьяне лишились права выхода в Юрьев день».

При повторных ссылках полное описание источника дается только в первой сноске. В последующих сносках вместо заглавия используют условное обозначение. Например: «Указ. соч. С. 56.». Если несколько ссылок на один и тот же источник приводится на одной странице доклада, то в сносках проставляются слова «Там же» и номер страницы, на которую делается ссылка. В случае, когда текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, ссылку следует начинать словами «Цит. по:…».


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКЛАДА

Доклад выполняется на стандартных листах (формат А4). Текст размещается на одной стороне листа. Объем доклада должен составлять не менее 10 страниц.

Обязательными структурными элементами доклада являются:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Введение.
  4. Основная часть.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.

В «Содержании» должны быть отражены все структурные компоненты доклада (введение, параграфы основной части, заключение, список литературы). Каждую часть доклада следует начинать с новой страницы. Объем «Введения» и «Заключения» должен составлять 1 страницу.

Номера страниц проставляются в середине верхнего поля листа. Титульный лист и «Содержание» включаются в общую нумерацию, однако номер страницы на них не проставляется. Нумерация указывается, начиная лишь с третьей страницы, которая отводится под «Введение».

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Государственное бюджетное профессиональное

 общеобразовательное учреждение

Ростовской области

«Октябрьский аграрно-технологический техникум»

ДОКЛАД

по дисциплине «История»

Тема «Иван Грозный»

Выполнил: студент (ка)

гр.                     Ф. И. О.

Преподаватель: Бобкова О. А.

 п. Качкан

2014-2015 учебный год

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

  1. Русская историческая школа.
  2. Взгляды М.В. Ломоносова на историческое развитие России.
  3. Историческая концепция С.М. Соловьева.
  4. Восточные славяне в древности.
  5. Язычество древних славян.
  6. Возникновение Древнерусского государства.
  7. Международные связи Древнерусского государства в IX – первой трети XII века.
  8. «Русская Правда» о хозяйстве и политическом устройстве Руси.
  9. Города Древней Руси.
  10. Войны Древней Руси.
  11. Культура Древней Руси (IX - первая четверть XII века).
  12. Князь Ярослав Мудрый.
  13. Феодальная раздробленность как общественно-политическое явление.
  14. Господин Великий Новгород и Ганзейский союз.
  15. Русь и крестоносцы в XIII веке.
  16. Князь Александр Невский.
  17. Московское княжество при Иване I Калите.
  18. Русь и Золотая Орда в XIII – XV вв.
  19. Великий князь Московский Дмитрий Иванович Донской.
  20. Куликовская битва в русской истории.
  21. Собирание земель Руси в конце XIII – начале XVI века.
  22. Иван III – государь всея Руси.
  23. Московское государство XVI века в системе международных отношений.
  24. Реформы Ивана IV Васильевича.
  25. Политика опричнины.
  26. Ливонская война.
  27. Ермак и покорение Сибирского ханства.
  28. Развитие культуры России в XVI веке.
  29. Трагедия русской Смуты.
  30. Восстание под предводительством И.И. Болотникова.
  31. Польско-шведская интервенция в России в начале XVII века.
  32. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
  33. Социально-экономическое развитие в России в XVII веке.
  34. Государственный строй России в XVII веке.
  35. Церковная реформа Никона.
  36. Восстание под предводительством С.Т. Разина.
  37. Казачество России.
  38. «Бунташный» XVII век.
  39. Война России c Речью Посполитой за Украину и Белоруссию в XVII веке.
  40. Развитие культуры России в XVII веке.
  41. Крымские походы В.В. Голицына.
  42. Азовские походы Петра I.
  43. Россия в годы Петровских реформ.
  44. Восстание под предводительством К.А. Булавина.
  45. Северная война.
  46. Полтавская битва.
  47. Персидский поход Петра I.
  48. Дворцовые перевороты в России.
  49. Участие России в Семилетней войне.
  50. Социально-экономическое развитие России в XVIII веке.
  51. «Просвещенный абсолютизм» в России в XVIII веке.
  52. Эпоха Екатерины Великой.
  53. Восстание под предводительством Е.И. Пугачева.
  54. Российское дворянство XVIII века.
  55. Русско-турецкие войны при Екатерине II.
  56. Участие России в разделах Речи Посполитой.
  57. Россия и наполеоновские войны конца XVIII – начала XIX века.
  58. Российские полководцы XVIII века.
  59. Культура России в XVIII веке.
  60. Кризис крепостничества в первой половине XIX века.
  61. Александр I и тенденции к либеральной политике.
  62. Отечественная война 1812 года.
  63. Бородинское сражение.
  64. Движение декабристов.
  65. Деятельность М.М. Сперанского.
  66. Войны России с Турцией, Ираном и Швецией в первой трети XIX века.
  67. Кавказская война 1817 – 1864 гг.
  68. Внутренняя политика Николая I.
  69. Общественное движение в России во второй четверти XIX века.
  70. Крымская война.
  71. Отмена крепостного права в России.
  72. Александр II. Трагедия реформатора.
  73. Судебная реформа Александра II.
  74. Земская и городская реформы Александра II.
  75. Военная реформа Александра II.
  76. Культура России в первой половине XIX века.
  77. Особенности российского капитализма.
  78. Общественное движение в России в 50 – 60-х годах XIX века.
  79. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.
  80. Продвижение России в Среднюю Азию во второй половине XIX века.
  81. Продажа Аляски Америке.
  82. Революционное и либеральное народничество в России.
  83. Три направления в общественном движении России в 1870 – 1890-х годах.
  84. Формирование Тройственного союза и Антанты в конце XIX – начале ХХ века.
  85. Эволюция российского самодержавия в конце XIX – начале ХХ века.
  86. С.Ю. Витте и его реформы.
  87. Развитие культуры России во второй половине XIX века.
  88. Российский империализм в начале XX века.
  89. Политические партии России начала XX века.
  90. Русско-японская война.
  91. Революция 1905 – 1907 гг. в России.
  92. Российский парламентаризм начала XX века.
  93. «Третьеиюньская монархия» и реформы П.А. Столыпина.
  94. Участие России в Первой мировой войне.
  95. Февральская революция 1917 года.
  96. Кризисы Временного правительства.
  97. Октябрьский переворот 1917 года.
  98. Судьба Учредительного собрания.
  99. Трагедия Гражданской войны 1918 – 1922 гг.
  100. Новая экономическая политика (1921 – 1929 гг.).
  101. Образование СССР. Конституции 1924 г. и 1936 г.
  102. И.В. Сталин в борьбе за установление режима личной власти.
  103. Цели и итоги советской индустриализации.
  104. Коллективизация и раскулачивание в советской деревне.
  105. Советское тоталитарное государство и общество в 1920 – 1930-х годах.
  106. СССР в системе международных отношений в 1920 – 1930-х годах.
  107. «Культурная революция» в СССР.
  108. История советских силовых ведомств.
  109. Дипломатия СССР накануне Великой Отечественной войны.
  110. Причины поражений Красной Армии в 1941 – 1942 гг.
  111. Битва за Москву.
  112. Коренной перелом.
  113. Великая Отечественная война в 1944 – 1945 гг.
  114. Берлинская операция.
  115. СССР в войне с Японией.
  116. Антигитлеровская коалиция. Конференции союзников.
  117. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны.
  118. Борьба в тылу врага в годы Великой Отечественной войны.
  119. Особенности развития СССР в годы Великой Отечественной войны.
  120. Итоги и уроки Великой Отечественной войны.
  121. Современные попытки пересмотра итогов Второй мировой войны.
  122. Источники восстановление советского хозяйства после войны.
  123. Сталинский террор в послевоенном СССР.
  124. Начало «холодной войны» (1946 – 1953 гг.).
  125. Борьба за власть в СССР после смерти И.В. Сталина.
  126. Начало космической эры: достижения СССР в области космонавтики.
  127. «Хрущевская оттепель».
  128. Реформаторская деятельность Н.С. Хрущева.
  129. Противоречия внешней политики СССР 1950 – середины 1960-х годов.
  130. Социально-экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.
  131. «Неосталинизм» и диссидентское движение.
  132. Политика разрядки международной напряженности.
  133. Преобразование политической системы СССР в годы перестройки.
  134. Преобразования в сфере экономики в СССР в годы перестройки.
  135. Новый внешнеполитический курс СССР в годы перестройки.
  136. Августовские события 1991 года в СССР.
  137. Распад СССР.
  138. Конституционный кризис 1993 года.
  139. Становление новой политической системы в 1991 – 2000 гг.
  140. Переход к рыночной экономике (1991 – 2000 гг.).
  141. Российская Федерация и СНГ в 1991 – 2009 гг.
  142. Россия и мировое сообщество в 1991 – 2000 гг.
  143. Первые российские президенты: сравнительный анализ.
  144. Внутренняя политика России в начале XXI века.
  145. Современная Россия на мировой арене.

Правила и порядок написания рефератов.


Подготовительный этап работы.
Формулировка темы


          Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат.   Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы.


Создание текста.
Общие требования к тексту


          Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.
Универсальный план текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы - от реферата до докторской диссертации - строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.
         
Требования к введению. Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении.
Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.
Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.
         
Основная часть реферата. Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.

Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты.

             Заключение. Заключение — последняя часть реферата. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.
           
Список использованной литературы. Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг, а также источников, нормативных актов.


Требования к оформлению реферата


           Объемы рефератов колеблются от 10-18 печатных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа формата А4. По всем сторонам листа оставляются поля размером 20 мм, рекомендуется шрифт 12-14, интервал – 1или 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.

                               
Критерии оценки реферата

-  знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей;

- правильность формулирования цели, определения задач исследования,  соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов;

-  всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;

- использование литературных источников;

- культура письменного изложения материала;

- культура оформления материалов работы.

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ЭССЕ

           Эссе - жанр философской, литературно-критической, исторической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Существенными признаками эссе являются наличие конкретной темы или вопроса, личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления, относительно небольшой объем, свободная композиция, непринужденность повествования и парадоксальность, стремление чем-то удивить читателя. При этом для эссе необходимо внутреннее смысловое единство.

 Алгоритм написания эссе

  1. Внимательно прочитать тему эссе. Для того чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, студент должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль.
  2. В обязательном порядке студент должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобными по значению и смыслу фразами).
  3. В обязательном порядке студент должен изложить свое понимание смысла высказывания.
  4. Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной и личной жизни. Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов.
  5. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».

 Критерии оценки эссе

- представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы

-  раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

  • аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

ПОРЯДО НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

 

·        Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, т. е. сделали набросок плана сочинения.

·        Формулировка основной мысли (идеи) сочинения

·        Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — четко, ясно, категорично.

·        Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определенном порядке для обоснования тезиса

·        От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосновывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определенном порядке).

·        Подбор фактического и цитатного материала

               Во вступительной части сочинения необходимо охарактеризовать суть проблемы, ее значимость, актуальность. В основной части раскрывается тема сочинения.      Заключение придает сочинению законченный вид, оно может резюмировать, т. е. кратко повторить основные мысли в главной части. Вступительная и заключительная части могут быть предельно краткими.

     Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею произведения. Эпиграф возможен, но не обязателен в сочинении.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Основная литература:

  1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006.
  2. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006.
  3. Георгиева Н.Г. История России: учеб. пособие / Н.Г. Георгиева, В.А. Георгиев. – М.: ТК Велби, 2008. – 332 с.
  4. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.
  5. История / П.С. Самыгин и др. – Изд. 13-е, стер. – Р н/Д: Феникс, 2009.
  6. История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—2001.
  7. История России (с середины IX до начала XXI века): Хронологические таблицы / сост. М.Б. Бурзина. – М.: Дело и сервис, 2007. – 201 с.
  8. История России XIX – начала XX века / ред., Федоров В.А. М.: Проспект, 2010.
  9. История России XVIII – XIX вв. / под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 780 с.
  10. История России XX – начала XXI века / под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2006. – 759 с.
  11. История России в схемах: учеб. пособие / А.С. Орлов и др. – М.: Проспект, ТК Велби, 2008. – 303 с.
  12. История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 768 с.
  13. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2008. – 766 с.
  14. Карамзин, Н. История государства Российского: полное изд. в одном томе / Н. Карамзин. – М.: Альфа-книга, 2008. – 1279 с.
  15. Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. — М., 2006.
  16. Князев, Е.  Россия: от реформ к революции. 1861 – 1917: Курс лекций / Е. Князев. – М.: Тип. «Труд», 2007. – 373 с.
  17. Лисюченко, И.В. Отечественная история: Курс лекций / И.В. Лисюченко. – Ставрополь: Сервисшкола, 2007. – 392 с.
  18. Ломоносов, М.В. Записки по русской истории / М.В. Ломоносов. – М.: Эксмо, 2007. – 735 с.
  19. Моряков, В.И. Основа курса истории России: учебник / В.И. Моряков, В.А. Федоров, Ю.А. Щетинов. – М.: Проспект, ТК Велби, 2008. – 464 с.
  20. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен: в 15 кн. / С.М. Соловьев. – М., 2002-2004.
  21. Фомин, В.В. Начальная история Руси: учеб. пособие / В.В. Фомин. – М.: Русская панорама, 2008. – 296 с.
  22. Шестаков, В.А. Новейшая история России / В.А. Шестаков. – М.: АСТ, Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 479 с.

Дополнительная литература:

  1. Анисимов, Е. Иван VI Антонович / Е. Анисимов. – М.: Молодая гвардия, 2008. – 350 с.
  2. Анисимов, Е. Императрица Екатерина Великая / Е. Анисимов. – СПб.: Арка, 2007. – 96 с.
  3. Анисимов, Е.  История  России  от  Рюрика  до  Путина.  Люди.  События.  Даты / Е. Анисимов. – СПБ.: Питер, 2007. – 588 с.
  4. Архангельский, А. Александр I / А. Архангельский. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 444 с.
  5. Бантыш-Каменский, Д.Н. Энциклопедия знаменитых россиян / Д.Н. Бантыш-Каменский. – М.: Эксмо, 2008. – 799 с.
  6. Богословский, М.М. Петр I. Материалы для биографии: в 5 т. / М.М. Богословский – М.: Центрполиграф, 2007.
  7. Бондаренко, В. Борьба за власть: Троцкий, Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов / В. Бондаренко. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 238 с.
  8. Брикнер, А.Г. Смерть Павла I / А.Г. Брикнер. – М.: СТД, 2008. – 399 с.
  9. Бугай, Н.Ф. Северный Кавказ: новые ориентиры национальной политики: 90-е годы XX века / Н.Ф. Бугай, А.М. Гонов. – М.: Новый Хронограф, 2004. – 408 с.
  10. Бычков, А. Происхождение славян / А. Бычков. – М.: Олимп, АСТ, Астрель, 2007. – 254 с.
  11. Валянский, С.И. Забытая история русской революции. От Александра I до Владимира Путина / С.И. Валянский, Д.В. Калюжный. – М.: Вече, 2006. – 263 с.
  12. Ванюков, Д.А. Эпоха застоя / Д.А. Ванюков. – М.: Мир книги, 2008. – 239 с.
  13. Ванюков, Д.А. Великая Отечественная война / Д.А. Ванюков, А.А. Гнусарьков. – М.: Мир книги, 2007. – 239 с.
  14. Веттиг, Г.  Н.С. Хрущев и Берлинский кризис 1958 – 1963 годов: Политика угроз и возведение Берлинской стены / Г. Веттиг. – М.: РОССПЭН, 2007. – 407 с.
  15. Волин, В.М. Неизвестная революция: 1917 – 1921 / В.М. Волин. – М.: НПЦ «Праксис», 2005. – 606 с.
  16. Всеобщая история России: С древнейших времен до конца XVIII века / под ред. О.А. Яновского. – М.: Эксмо, 2008. – 590 с.
  17. Гордин, Я.А.  Мятеж  реформаторов:  Трагедия  мятежа:  14  декабря  1825  года / Я.А. Гордин. – СПб.: Пушкинский фонд, 2006. – 224 с.
  18. Горский, А.А. Древняя Русь: очерки политического и социального строя / А.А. Горский, В.А. Кучкин, П.В. Лукин, П.С. Стефанович. – М.: Индрик, 2008. – 480 с.
  19. Данилов, Е. Ленин: тайны жизни и смерти / Е. Данилов. – М.: АСТ, Зебра Е, 2007. – 655 с.
  20. Демин, В. Образование и крушение Российской империи / В. Демин. – М., Омск: Русская Правда. 2007. – 639 с.
  21. Дорофеев, В. Сталинизм: народная монархия / В. Дорофеев. – М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. – 399 с.
  22. Еремина, М.В. Царствование Александра III / М.В. Еремина. – М.: Мир книги, 2007. – 239 с.
  23. Иванян, Э.А. У истоков советско-американских отношений / Э.А. Иванян. – М.: Международные отношения, 2007. – 368 с.
  24. Ильинский, М. Нарком Ягода / М. Ильинский. – М.: Яуза, Эксмо, 2005. – 768 с.
  25. Император Петр I Великий: энциклопедия / под ред. М.Л. Вольпе. – М.: Зебра Е, АСТ, 2007. – 415 с.
  26. История человечества: т. 5. Россия / под общ. ред. А.Н. Сахарова. – М.: Магистр-Пресс, ЮНЕСКО, 2007. – 773 с.
  27. Кара-Мурза, С.  Маркс против русской революции / С. Кара-Мурза. – М.: Яуза, Эксмо, 2008. – 319 с.
  28. К истории русских революций: События, мнения, оценки / предисл. Ю.А. Полякова; послесл. И.Х. Урилова. – М.: Собрание, 2007. – 207 с.
  29. Кабытов, П.С.  П.А. Столыпин: последний реформатор Российской империи / П.С. Кабытов. – М.: РОССПЭН, 2007. – 191 с.
  30. Карпов, А. Юрий Долгорукий / А. Карпов. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 430 с.
  31. Каррер д` Анкосс, Э. Евразийская империя: История Российской империи с 1552 года до наших дней / Э. Каррер д` Анкосс. – М.: РОССПЭН, 2007. – 367 с.
  32. Козляков, В. Василий Шуйский / В. Козляков. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 301 с.
  33. Козляков, В. Смута в России. XVII век / В. Козляков. – М.: Омега, 2007. – 528 с.
  34. Костомаров, Н.И. Господство дома Романовых: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей: в 2 кн. / Н.И. Костомаров – М.: СТД, 2007.
  35. Костомаров, Н.И. Господство дома Св. Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н.И. Костомаров. – М.: СТД, 2007. – 711 с.
  36. Кузьмин, С.Л. От Скифии к России / С.Л. Кузьмин. – М.: Высшая школа, 2004. – 278 с.
  37. Куликовское поле: большая иллюстрированная энциклопедия / под ред. В.П. Гриценко. – Тула: Гос. воен.-ист. и природный музей-заповедник «Куликово поле», 2007. – 742 с.
  38. Курукин, И.В. Эпоха «дворских бурь»: Очерки политической истории послепетровской России, 1725 – 1762 гг. / И.В. Курукин. – Рязань, 2003. – 570 с.
  39. Леган, И. Андропов. Кто он? / И. Леган. – М.: ВИНИТА, 2005. – 176 с.
  40. Мавродин, В.В. Образование Древнерусского государства / В.В. Мавродин. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2008. – 590 с.
  41. Мальцева, Н.А. Эволюция большевистского политического режима. Становление тоталитаризма в СССР (октябрь 1917 г. – конец 30-х гг.): курс лекций / Н.А. Мальцева. – Ставрополь: «Сервисшкола», 2007. – 146 с.
  42. Мельгунов, С.П. Как большевики захватили власть: Октябрьский переворот 1917 года. «Золотой немецкий ключ» к большевистской революции / С.П. Мельгунов. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 640 с.
  43. Минаков, С. Сталин и заговор генералов / С. Минаков. – М.: Эксмо, Яуза, 2005. – 720 с.
  44. Млечин, Л.М. Борис Ельцин: Послесловие / Л.М. Млечин. – М.: Центрполиграф, 2007. – 301 с.
  45. Млечин, Л.М. Брежнев / Л.М. Млечин. – М.: Молодая гвардия, 2008. – 620 с.
  46. Морозова, Л.Е. Смута на Руси: Выбор пути / Л.Е. Морозова. – М.: АСТ, 2007. – 270 с.
  47. Невежин, В.А. «Если завтра в поход…» Подготовка к войне и идеологическая пропаганда в 30 – 40-х годах / В.А. Невежин. – М.: Яуза; Эксмо, 2007. – 319 с.
  48. От Ельцина до Путина: Три эпохи в историческом сознании россиян / С. Львов и др. – М.: ВЦИОМ, 2007. – 223 с.
  49. Павленко, Н.И. Петр I / Н.И. Павленко. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 428 с.
  50. Павленко, Н.И. Царевич Алексей / Н.И. Павленко. – М.: Молодая гвардия, 2008. – 299 с.
  51. Пашков, Б.Г. Русь. Россия. Российская империя: Хроника правлений и событий 862 – 1917 гг. / Б.Г. Пашков. – М.: ЦентрКом, 2007. – 683 с.
  52. Перестройка: Двадцать лет спустя / сост. В.И. Толстых. – М.: Рус. путь, 2005. – 232 с.
  53. Попов, В. Большая ничья: СССР от Победы до распада / В. Попов. – М.: НЦ ЭНАС, 2005. – 216 с.
  54. Пронина, Н. Александр Невский: Национальный герой или предатель? / Н. Пронина. – М.: Яуза, Эксмо, 2008. – 318 с.
  55. Скрынников, Р. Минин и Пожарский / Р. Скрынников. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 330 с.
  56. Соколов, Б.  Буденный: Красный Мюрат / Б. Соколов. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 335 с.
  57. Средневековая Русь / под ред. А.А. Горского и др. – М.: Индрик, 2007. – 357 с.
  58. СССР, Восточная Европа и Вторая мировая война. 1939 – 1941: Дискуссии, комментарии, размышления / под ред. С.З. Случа. – М.: Наука, 2007. – 487 с.
  59. Старилов, Н. Хроники Красного Октября / Н. Старилов. – М., Алгоритм, 2007. – 351 с.
  60. Столыпин П.А. глазами современников / под общ. ред. П.А. Пожигайло. – М.: РОССПЭН, 2008. – 367 с.
  61. Толмачев, Е.П. Военная политика и реформы Александра II / Е.П. Толмачев. – М.: Воениздат, 2007. – 335 с.
  62. Торопцев, А.П. Рюриковичи. От Ивана Калиты до Ивана Грозного / А.П. Торопцев. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 208 с.
  63. Три века: Россия от Смуты до нашего времени: Исторический сборник: в 6 т. / под ред. В.В. Каллаша. – М.: Престиж Бук, 2007.
  64. Троицкий, Н. 1812: Великий год России / Н. Троицкий. – М.: Омега, 2007. – 559 с.
  65. Шамбаров, В. Казачество. История вольной Руси / В. Шамбаров. – М.: Эксмо, Алгоритм, 2007. – 687 с.
  66. Шенк, Ф.Б. Александр Невский в русской культурной памяти: Святой, правитель, национальный герой (1263 – 2000) / Ф.Б. Шенк. – М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 589 с.
  67. Шепелев, Л.Е. Аппарат власти в России: Эпоха Александра I и Николая I / Л.Е. Шепелев. – СПб.: Искусство-СПб., 2007. – 461 с.
  68. Широкорад, А. Давний спор славян: Россия, Польша, Литва / А. Широкорад. – М.: АСТ, АСТ МОСКВА, Хранитель, 2007. – 842 с.
  69. Яковлев, А. Крымская война 1853 – 1856 / А. Яковлев. – М.: Паломник, 2007. – 192 с.
  70. Ярослав Мудрый и его эпоха / под ред. И.Н. Данилевского, Е.А. Мельниковой. – М.: Индрик, 2008. – 215 с.


РЕКОМЕНДУЕМЫЕ САЙТЫ ПО ИСТОРИИ

Образовательные порталы

1. Православный образовательный портал «Слово» (Раздел «История») - http://old.portal-slovo.ru/rus/history/.

2. Научный богословский портал «Богослов.Ru» (Раздел «Отечественная история) http://www.bogoslov.ru/journal/22476/index.html 

3. Социально-гуманитарное и политологическое образование (система федеральных образовательных порталов) - http://www.humanities.edu.ru/ Библиотека содержит курсы лекций, монографии, авторефераты, журналы и т.п.

4. Федеральный портал «Российское образование» –

http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm 

5. Единое окно доступа к образовательным порталам –

http://window.edu.ru/window 

6. Хронос. Всемирная история в Интернете - http://www.hrono.ru/ 

7. Российский общеобразовательный портал - http://historydoc.edu.ru/ 

8. Руниверс (портал о российской истории и культуре) - http://www.runivers.ru/ Портал содержит электронную факсимильную библиотеку, книги, изданные в России в ХIХ – начале ХХ века, по истории, труды русских философов, энциклопедии, сборники документов, карты, фотографии, которые были выведены из культурного оборота почти на столетие, и не переиздавались более.

Периодические издания

1. «Мир истории» (Российский электронный журнал) - http://www.historia.ru/ 

2. «Новый исторический вестник» - http://www.nivestnik.ru/ 

3. Журнал «Новая и новейшая история» -

http://www.hist.msu.ru/Journal/nni.htm 

4. «Россия – XXI век» (Общественно-политический журнал) –

http://www.ecc.ru/XXI/RUS_21/rus_21.htm 

5. Журнал «Общественные науки и современность» -

http://www.ecsocman.edu.ru/ons/ 

6. История (приложение к газете «Первое сентября») –

http://his.1september.ru/index.php 

7. Журнал «Родина» - http://www.istrodina.com/ 

8. «Экономическая история» - http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/obozren.htm 

Научные, учебные издания

1. Библиотека исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова –

http://www.hist.msu.ru/ 

2. Публикации кафедры истории Саратовского государственного университета - http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/history_rus 

3. Федеральный фонд учебных ресурсов «Отечественная история» -

http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/3/ 

4. Интернет для историков - http://edu.tsu.ru/historynet/ Размещены курсы лекций, учебники, хрестоматии, методические пособия, сборники документов.

5. Материалы русской истории –

http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm Размещены электронные версии некоторых классических трудов по русской истории.

6. История России - http://www.eliseev.ru/istor/h020.htm Представлены книги Скрынникова Р.Г., Вернадского Г.В., Янова А. и др.

7. Нарочницкая.Ru. Россия и русские в мировой истории –

http://www.narochnitskaia.ru/ 

8. Воронин А.В. История Российской Государственности –

http://www.lants.tellur.ru/history/voronin/index.htm 

9. История России. Мультимедиа-учебник - http://www.history.ru/histr.htm 

10. Национальная историческая энциклопедия –

http://www.interpretive.ru/dictionary/

11. Президентская библиотека - http://www.prlib.ru/Pages/Default.aspx

Тематические проекты

1. Русь Древняя и Удельная - http://avorhist.narod.ru/ 

2. «1812 год» - http://www.museum.ru/museum/1812/index.html 

3. Музей декабристов - http://decemb.hobby.ru/ 

4. Российский мемуарий - http://fershal.narod.ru/index.html 

5. Российские мемуары XVIII века - http://mikv1.narod.ru/ 

6. Русские мемуары - http://memoirs.ru/ 

7. ВМФ России - http://www.navy.ru/ 

8. Как наши деды воевали. Рассказы о военных конфликтах Российской империи - http://grandwar.kulichki.net/ 

9. Военная литература - http://militera.lib.ru/ 

10. Антибольшевистская Россия - http://www.antibr.ru/ 

11. СССР – Финляндия. Советско-финская война –

http://www.aroundspb.ru/finnish/ 

12. Вторая мировая война 1939 – 1945 – http://www.weltkrieg.ru/ 

13. Русское православие - http://www.ortho-rus.ru/ 

14. Научно-образовательный форум по международным отношениям –

http://www.obraforum.ru/pubs.htm 

15. Библиотека думающего о России - http://www.patriotica.ru/index.html 

16. Библиотека исторической и философской литературы –

http://www.istmat.ru/index.php?menu=1&action=1&item=49&glav=2 

17. Хронос. Статьи на исторические темы - http://www.hrono.info/index.php

18. История войн - http://history-of-wars.info/

19. Российская империя - http://www.rusempire.ru/

20. Россия в войнах и вооруженных конфликтах - http://www.allruswars.ru/

Каталоги Интернет-ресурсов

1. Образовательные ресурсы Интернет (аннотированный каталог) –

http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm 

2. Фундаментальная электронная библиотека - http://feb-web.ru/

3. Отечественная история - http://lants.tellur.ru/history/index.htm 

4. Сайтотека. История России - http://vmoisto.narod.ru/sajtIR.htm 

5. Библиотека Максима Мошкова. Lib.Ru: История России –

http://lib.ru/HISTORY/ 

6. Каталог исторических научно-образовательных ресурсов –

http://www.ab.ru/~kleio/internet/ 

7. КнигаФонд - http://www.knigafund.ru/

8. Библиотекарь.Ру - http://www.bibliotekar.ru/muzeu.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Методические указания контроля знаний по ПМ.05"

Методическая разработка для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)" СПО....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (методические указания к курсовой и к контрольной работе)

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить и проверить знания, полученные студентами в процессе изучения учебного материала, а также выявить умение применять на практике методы анализа конкре...

Методические указания для разработки методических рекомендаций по выполнению курсовых работ/проектов (для преподавателей)

Методические указания составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и предназначены оказать помощь преподавателям, осуществляющим руководство над вы...

Методические указания для проведения практических работ МДК.03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы мастеров производственного обучения»

Методические указания для проведения практических работРекомендованосоветом учебно - методического центрав качестве методических указаний для проведения практических работ по МДК.03.01 «Теоретические ...

Рецензия на методическую разработку по теме: Методические указания по выполнению практических работ по общепрофессиональной учебной дисциплине «Учет, калькуляция и отчетность»

Мишель де Монтень писал: "Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их". Управление любым хозяйственным объектом в условиях современной рыночной экономики невозможно без строго ко...

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения МДК.01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста

Методические указания включают некоторые содержательные аспекты практики работы по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста детей в ДОУ, формы и методы, ис...