Конспект урока "Древняя Финикия"
план-конспект урока на тему

Игнатова Анжелика Александровна

Номинация «Современные средства обучения в образовательном процессе» Выполнила: Игнатова Анжелика Александровна, учитель истории и обществознания I квалификационной категории МАОУ «СОШ № 57» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методическая тема "Интерактивная доска SmartBoad как эффективное средство организации исследовательской деятельности учащихся 5-х классов на уроке истории" Задачи: • представление успешного опыта применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе; • развитие и популяризация новых результативных форм и методов учебной работы педагогов, активно использующих ИКТ и современные средства обучения в педагогической практике; • обмен опытом, обсуждение вопросов, возникающих в связи с интеграцией в образовательном процессе педагогических, информационных и коммуникационных технологий; • организация профессионального взаимодействия педагогов. Методическая разработка урока истории по теме «Древняя Финикия» составлена в соответствии с ФГОС (второго поколения). Содержание темы реализуется через авторскую программу А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой по «История Древнего мира. 5 класс., учебник «История Древнего мира» А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой, изд-во «Просвещение», 2012 г., раздел «Древний Восток». Уровень развития класса соответствует психическим и физиологическим нормам данного возраста. Учащиеся обладают повышенной мотивацией к изучению истории, уровнем обученности по истории, имеют опыт работы на интерактивной доске SmartBoad, уверенные пользователи ПК (умеют осуществлять поиск в сети интерент по ссылкам – т.е. копировать, вставлять в окно и др.). Урок занимает важное место в системе уроков курса Древний мир, т.к. способствует формированию у учащихся понимания особенностей религиозных представлений древних египятн, развивает комуникативные УУД. Урок построен в системе деятельностного метода, в основе которого лежит идея организации понимания и принятия учащимися на личностно-значимом уровне нормы учебной деятельности, т.е. нормы и ценности самоизменения и саморазвития. Новизна данной методической разработки заключается в том, что ребенок во время урока не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной научно-исследовательской деятельности, в том числе и интернет (пользуясь доской SmartBoad). Кроме того, на уроке истории дети занимаются стихотворчеством. Актуальной задачей на уроке является обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Виды универсальных учебных действий, которые отрабатываются на уроке: Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. • личностное, жизненное самоопределение; • действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К регулятивным универсальным учебным действиям относятся: • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. К общеучебным универсальным действиям относятся: • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • поиск и выделение необходимой информации; • структурирование знаний; • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Важно отметить такое общеучебное универсальное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Логическими универсальными действиями являются: • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; • подведение под понятие, выведение следствий; • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; • доказательство; • выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, современных средств коммуникации. Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Основными целями урока являются – формирование умений реализации новых способов действий и формирование системы понятий. Этапы урока: 1. Организационный момент А) Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок. Б) Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебный процесс. 2. Актуализация знаний А) фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Б) обоснование данных затруднений, фиксация затруднений 3. Проблемное объяснение нового материлала. А) Формулировка и согласование цели урока, построение проекта выхода из затруднения (плана действий) Б) Реализация построенного проекта - Распределение объема работы, принятие на себя определенных ролей участниками проекта (командир, секретарь, спикер, эксперт); - Осуществление поиска информации (в учебнике, в интернете с помощью доски SmartBoad; ссылок, которые заранее подготовил для длетей учитель); - Анализ и отбор методов представления найденной информации В) Представление конечного продукта деятельности (первичное закрепление во внешней речи) Г) Оценка командиром, а потом экспертами качества работы каждого участника проекта, самооценка, оценка учителя. 4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и повторение. А) Повторение Б) Организация выполнения самостоятельной работы через выявление и исправление допущенных ошибок В) По результатам выполнения самостоятешльной работы создать ситуацию успеха. 5. Итог урока (рефлексия с использованием SmartBoad). Дидактические принципы: • Принцип сознательности и активности; • Принцип наглядности; • Принцип прочности; • Принцип доступности; • Принцип связи теории с практикой; • Принцип систематизации и последовательности; • Принцип научности Приемы стимулирования деятельности: Учитывала возрастные особенности детей младшего подросткового возраста. Сурпризный момент, расширенная предметная познавателная среда (артефакты в посылке можно потрогать) – мотивируют детей на активную исследовательскую деятельность. Одобрение, похвала, доброжелательный взгляд, спокойный и уверенный голос – считаю важными способами стимулирования любой полезной для детей деятельности науроке. Это порождает доброжелательную и доверительную атмосферу при общении. Создание ситуации успеха (по принципу открытых перспектив – в случае затруднения оказание помощи учителем или более сильными одноклассниками), подбадривание, помощь при подборе материала во время самостоятельной деятельности – это вселяет уверенность в свои силы и облегчает выполнение даже самых трудных заданий. При распределении ролей во время групповой деятельности учитывала то, чтобы каждый ребенок «примерил» на себя роль командира, спикера, эксперта и др. Именно то, что я не формировала специально группы, по принципу психологического комфорта или уровню знаний, ставит детей в ситуацию, когда они вынуждены активно работать «чтобы не подвести команду» и брать на себя роли, которые им трудны или кажутся менее престижными. Тема «Древняя Финикия» Цель урока: познакомить учеников с образом жизни древних финикийцев. Задачи: 1. Формировать умение давать нравственно-этическую оценку событий и явлений с точки зрения моральных норм (например, отрицательное отношение к работорговле, пиратству). Формировать умение оценивать результаты деятельности других людей и свои собственные. 2. Формировать умение принимать учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию (мобилизовывать свои силы для преодоления препятствий) для ее решения. 3. Развивать умение самостоятельно выделять проблему, ставить учебные цели и задачи, на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не усвоено; прогнозировать (предвосхищать) результат своей деятельности; умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от создавшихся условий; умение осуществлять поиск информации в различных источниках, сравнивать простые однородные факты, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования; представлять результаты своей деятельности в различных форматах (таблицах, публичных выступлениях); анализировать и обобщать данные таблиц, рисунков, результаты своей и групповой деятельности. 4. Формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками, определяя функции участников и способы взаимодействия; тактично управлять поведением партнеров, корректировать и оценвать его действия; умение достаточно точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение владеть монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Содержание учебного материала, который должны усвоить учащиеся. Учащиеся должны научиться давать определение терминам пурпур, финикийцы, «живой товар», благовония; научиться рассказывать, каким образом финикийцы выплавляли стекло и красили ткани; определять на карте местоположение Древней Финикии; рассказывать о том какие основные занятияя были у древних финикийцев (торговля, мореплавание, пиратство, работорговля), какой была религия, письменность. Средства обучения: проектор, интерактивная доска Smart Boad; ноутбуки для каждой команды, которые подключены к сети интеренет; набор предметов связанных с историей Древней Финикии (ракушка, пурпурная ткань, картина с изображением корабля и надписью «живой товар», винград, песок, сода, стеклянные шарики (бусы) и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_drevnyaya_finikiya_ignatova_a.a.doc461 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация

«Современные средства обучения в образовательном процессе»

Выполнила: Игнатова Анжелика Александровна,

учитель истории и обществознания

I квалификационной категории

МАОУ «СОШ № 57»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Методическая тема "Интерактивная доска SmartBoad как эффективное средство организации исследовательской деятельности учащихся 5-х классов на уроке истории"

Задачи:

  • представление успешного опыта применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе;
  • развитие и популяризация новых результативных форм и методов учебной работы педагогов, активно использующих ИКТ и современные средства обучения в педагогической практике;
  • обмен опытом, обсуждение вопросов, возникающих в связи с интеграцией в образовательном процессе педагогических, информационных и коммуникационных технологий;
  • организация профессионального взаимодействия педагогов.

Методическая разработка урока истории по теме «Древняя Финикия» составлена в соответствии с ФГОС (второго поколения).

Содержание темы реализуется через авторскую программу А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой по «История  Древнего мира. 5 класс., учебник «История Древнего мира» А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой, изд-во «Просвещение», 2012 г., раздел «Древний Восток».

Уровень развития класса соответствует психическим и физиологическим нормам данного возраста. Учащиеся обладают повышенной мотивацией к изучению истории, уровнем обученности по истории, имеют опыт работы на интерактивной доске SmartBoad, уверенные пользователи ПК (умеют осуществлять поиск в сети интерент по ссылкам – т.е. копировать, вставлять в окно и др.).

Урок занимает важное место в системе уроков курса Древний мир, т.к. способствует формированию у учащихся понимания особенностей религиозных представлений древних египятн, развивает комуникативные УУД.

Урок построен в системе деятельностного метода, в основе которого лежит идея организации понимания и принятия учащимися на личностно-значимом уровне нормы учебной деятельности, т.е. нормы и ценности самоизменения и саморазвития.

Новизна данной методической разработки заключается в том, что ребенок во время урока не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной научно-исследовательской деятельности, в том числе и интернет (пользуясь доской SmartBoad). Кроме того, на уроке истории дети занимаются стихотворчеством.

       Актуальной задачей на уроке является обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

       Виды универсальных учебных действий, которые отрабатываются на уроке:

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

• личностное, жизненное самоопределение;

• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

 К регулятивным универсальным учебным действиям  относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
        Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
К общеучебным универсальным действиям относятся:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
        Важно отметить такое общеучебное универсальное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Логическими универсальными действиями являются:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, современных средств коммуникации.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Основными целями урока являются – формирование умений реализации новых способов действий и формирование системы понятий.

Этапы урока:

  1. Организационный момент

А) Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок.

Б) Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебный процесс.

  1. Актуализация знаний

А)  фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Б)  обоснование данных затруднений, фиксация затруднений

3. Проблемное объяснение нового материлала.

А) Формулировка и согласование цели урока, построение проекта выхода из затруднения (плана действий)

Б) Реализация построенного проекта

- Распределение объема работы, принятие на себя определенных ролей  участниками проекта (командир, секретарь,  спикер, эксперт);

- Осуществление поиска информации (в учебнике, в интернете с помощью доски SmartBoad; ссылок, которые заранее подготовил для длетей учитель);

- Анализ и отбор методов представления  найденной информации

В) Представление конечного продукта деятельности (первичное закрепление во внешней речи)

Г) Оценка командиром, а потом экспертами качества работы каждого участника  проекта, самооценка, оценка учителя.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и повторение.

А)  Повторение

Б) Организация выполнения самостоятельной работы через выявление и исправление допущенных ошибок

В) По результатам выполнения самостоятешльной работы создать ситуацию успеха.

5. Итог урока (рефлексия с использованием SmartBoad).

Дидактические принципы:

  • Принцип сознательности и активности;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип прочности;
  • Принцип доступности;
  • Принцип связи теории с практикой;
  • Принцип систематизации и последовательности;
  • Принцип научности

Приемы стимулирования деятельности:

Учитывала возрастные особенности детей младшего подросткового возраста. Сурпризный момент, расширенная предметная познавателная среда (артефакты в посылке можно потрогать) – мотивируют детей на активную исследовательскую деятельность.  

Одобрение, похвала, доброжелательный взгляд, спокойный и уверенный голос  – считаю важными способами стимулирования любой полезной для детей деятельности науроке. Это порождает доброжелательную и доверительную атмосферу при общении.

Создание ситуации успеха (по принципу открытых перспектив – в случае затруднения оказание помощи учителем или более сильными одноклассниками), подбадривание, помощь при подборе материала во время самостоятельной деятельности – это вселяет  уверенность  в свои силы и облегчает выполнение даже самых трудных заданий.

При распределении ролей во время групповой деятельности учитывала то, чтобы каждый ребенок «примерил» на себя роль командира, спикера, эксперта и др. Именно то, что я не формировала специально группы, по принципу психологического комфорта или уровню знаний, ставит детей в ситуацию, когда они вынуждены активно работать «чтобы не подвести команду» и брать на себя роли, которые им трудны или кажутся менее престижными.

Тема «Древняя Финикия»

Цель урока: познакомить учеников с образом жизни древних финикийцев.

Задачи:

1. Формировать умение давать нравственно-этическую оценку событий и явлений с точки зрения моральных норм (например, отрицательное отношение к работорговле, пиратству). Формировать умение оценивать результаты деятельности других людей и свои собственные.

2. Формировать умение принимать учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию (мобилизовывать свои силы для преодоления препятствий) для ее решения.

3. Развивать умение самостоятельно выделять проблему, ставить учебные цели и задачи, на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не усвоено; прогнозировать (предвосхищать) результат своей деятельности; умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от создавшихся условий; умение осуществлять поиск информации в различных источниках, сравнивать простые однородные факты, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования; представлять результаты своей деятельности в различных форматах (таблицах, публичных выступлениях); анализировать и обобщать данные таблиц, рисунков, результаты своей и групповой деятельности.

4. Формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками, определяя функции участников и способы взаимодействия; тактично управлять поведением партнеров, корректировать и оценвать его действия; умение достаточно точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение владеть монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Содержание учебного материала, который должны усвоить учащиеся.

Учащиеся должны научиться давать определение терминам пурпур, финикийцы, «живой товар», благовония; научиться рассказывать, каким образом финикийцы выплавляли стекло и красили ткани; определять на карте местоположение Древней Финикии; рассказывать о том какие основные занятияя были у древних финикийцев (торговля, мореплавание, пиратство, работорговля), какой была религия, письменность.

Средства обучения: проектор, интерактивная доска Smart Boad; ноутбуки для каждой команды, которые подключены к сети интеренет; набор предметов связанных с историей Древней Финикии (ракушка, пурпурная ткань, картина с изображением корабля и надписью «живой товар», винград, песок, сода, стеклянные шарики (бусы) и др.

Конспект урока

на тему «Древняя Финикия».

5 класс.

Учитель: Игнатова Анжелика Александровна

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок.

Дети приветствуют гостей.

Учитель: давайте проверим нашу готовность к уроку. Все ли лежит на ваших партах: дневник, учебник, пенал, тетрадь? Хорошо, садитесь.

Ребята, вспомните,  историю каких древних государств мы изучили.

Дети: историю Древнего Египта и Древнего Междуречья.

2. Актуализация знаний

Учитель: Верно. Ребята, раз вы уже знаете историю Древнего Египта и Междуречья, давайте поиграем в игру «Путаница». Нужно правильно распределить элементы на SmartBoad в сравнительную таблицу (см. презентацию).

 

Дети помогают восстановить таблицу.

Учитель: благодарю вас - таблицу вы привели в порядок.  Ребята, а какой вывод мы можем сделать исходя из данной таблицы – была похажа жизнь древних шумеров на жизнь древних египятн или нет?

Ребята рассматривают таблицу и делают выводы.

3. Проблемное объяснение нового знания.

Учитель: Вы совершенно правы. Действительно, ребята, вы уже очень много узнали и пожалуй можно приступать к изученияю истории нового госдуарства. Давайте рассмотрим карту. Историю какого государства мы еще не изучили. Подсказка – это государство лежит вдоль восточного побережья Средиземного моря, севернее Палестины.

Ученики рассматривают карту, выдвигают гипотезу – Финикия.

Учитель: Ребята, вы совершенно правы. Значит тема урока будет какая?

Учитель: Как вы думаете жизнь а жизнь древних  финикийцев будет похожа на жинь древних египтян и месопотамцев?

Ученики выдвигают свои идеи. 

Учитель: А как вы думаете, жизнь финикийцев, которые проживали недалеко от Египта и Междуречья,  будет похожа на жизнь древних египтян и шумеров?  Каковы ваши гипотезы?

Ученики:

  1. Жизнь финикийцев похожа на жизнь египтян и шумеров.

Номер команды и содержание вопросов

Ответ

  1. Почему в посылке лежит изображение русского алфавита? Почему в посылку был положен виноград? Стр. 73,76. учебника.

В интеренете в Википедии в статье «Дальнейшее развитие» по ссылке вы можетие найти полезную информацию.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE

В посылке лежит азбука потому, что на основе финикийского алфавита была придумана и наш алфавит.

Финикийцы выращивали виноград.

  1. Почему в посылку была положена пурпурная ткань,  ракушка?  Можете найти информацию Стр. 74.

Информацию можно так же найти в интернете на сайте «Улитки – дары и бедствия приносящие»

Пурпурная ткань была положена потому, что финикийцы умели красить ткани краской, которую добывали из морских раковин.

  1. Почему в посылке лежат стеклянные бусы, песок и сода? Как финикийцы делали сосуды? Стр. 74.

В интернете по ссылке вы можете найти полезную информацию  http://www.mystic-chel.ru/east/phoenicia/401.html

Финикийцы получали после переплавки соды и песка.  Финикицы могли делать стеклянные изделия бусы, сосуды, которые могли выдувать с помощью металической трубки.

  1. Что такое благовоние?  Где могли финикийцы продавать благовония? Стр. 74, 75

По этой ссылке вы можете найти полезную информацию http://www.ancienthistory.spb.ru/book/5-15more/

Благовония – это разные душистые вещества. Ими могли торговать в колониях – городах, которые основывали финикийцы.

  1.  Почему в посылке лежит изображение корабля и табличка со словами «живой товар»? Стр. 74, 75.

По этой ссылке вы можете найти полезную информацию про корабли финикийцев http://www.letopis.info/themes/ships/korablestroenie_v_drevney_finikii.html

Финикийцы были разбойниками – пиратами. Они воровали людей и обращали их в рабство.

  1. Жизнь финикийцев НЕ похожа на жизнь древних египят и шумеров.
  2. Жизнь финикицев чем-то похожа, а чем-то не похожа.

Учитель:  Так много идеи! Значит цель нашего урока будет какой?

Ученики: Подтверидть одну из этих гипотез.

Учитель: Где мы можем найти эту информацию?

Ученики: прочитать параграф, найти информацию в Интернете, прочитать энциклопедию, спросить учителя или другого специалиста.

Учитель: Верно, вариантов множество. Но есть еще один прекрасный способ – это самостоятельно заняться исследованием. И у меня в связи с этим сюрприз – посылка из-за границы. Из государства Леван. На территории Левана в древние времена располагалось государство  Финикия. Давайте рассмотрим что лежит в посылке.Что за странный набор!

Учитель выставляет предметы на стол – благовония, ракушка, виноград, стеклянный сосуд со стеклянными бусинами, песок, сода, картина с нарисовнным на ней кораблем и табличкой «живой товар», кусок ткани необычного пурпурного цвета и как это не странно – изображение русского алфавита!

Учитель:  Давайте попробуем угадать, как связаны данные предметы с жизнью древних финикийев.  Но время на уроке ограничено, поэтому предлагаю работать в группе. Задания находятся на ваших персовнальных ноутбуках.

Учитель: Посмотрите на слайд вспомните правила работы в группе. Не забудьте, что работа в группе длится всего 5 минут. Не забывайте, что если кто-то из членов команды не выполнит задание, т.е. не напишет ответ на поставленный вопрос в тетрадь - вся группа получает на бал меньше.

Если вспомнили, то распределяйте дложности. Кто будет спикером, экспертом?

Ученики: Экспертами будут те, чьи гипотезы оказались верными на прошлом уроке.

Учитель: А кто будет командиром? Командиров приглашаю к себе.

Учитель: У экспертов самая важная работа – они дложны успеть прочитать весь параграф. Выслушать ответы всех команд, сравнить их с правильными ответами и поставить всем ребятам оценку.

(Эксперты имеют на руках эталоны – таблицы с правильными ответами).

Командиры подойдите за артефактами и заданиями.

Ученики самостоятельно ищут ответы (в том числе и в интеренете) записывают их в терадь.

  1. Первичное  закрепление во внешней речи.

По очереди спикеры отвечают у доски (допустимо и выступление нескольких человек, если ученики сочли, что это необходимо).

  1. Самостоятелная работа с самоповеркой.

Эксперты оценивают работу команды после каждого выступления.

Критери оценивания:

  1. Ответ соответствует эталону.
  2. Все члены команды сделали запись правильного ответа в тетради.
  3. Члены команды работали дружно, не мешали другим командам во время обсуждения.

Учитель выставляет по ходу выступления оценки. Ребята могут задавать вопросы в случае если им не понятно, почему выставлена та или иная оценка. Хвалит ребят по окончанию работы.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Учитель: Ну вот мы и познакомились с образом жизни древних финикийцев.

Давайте вернемся к тем гипотезам, которые мы выдвигали в начале урока.

Как они звучали?

Ученики: Их было всего 3 – похожа ли жизнь финикийцев на жизнь египтян и древних шумеров?

Учитель:  Давайте попробуем заполнить сравнительную таблицу «Образ жизни древних людей» с помощью доски SmartBoad. Распределите элемены на экране в нужные столбцы.

Все ли мы узнали? Да, еще остались незаполненными последние две ячейки. Нужна ли вам моя помощь? Учитель рассказывает о религии и общественном устройстве древних финикийцев.

Давайте сравним образ жизни древних финикийцев с образом жизни древних египятн и месопотамцев.

Какая гипотеза подтвердилась?  Достигли ли мы цели урока?

Что нужно сделать, чтобы хорошо запомнить изученный нами материал и на следующем уроке получить пятерку?

Правильно, нужно взять домашнее задание.

  1. Итог урока (рефлексия)

Домашнее задание: прочитать параграф 15. А еще я предлагаю вам стать  соавторами  моего стихотворения о Древней Финикии. Вам нужно будет только дописать последнее слово – рифму. Например:

Вот лилово-красный цвет,
Ткани лучше точно нет!

Этот цвет гламурный,
Назовем …

Финикийцы уж давно
Плавят из песка …

Я бы тоже, съесть  бы рад
финикийский …

Тянут паруса, канаты
Финикийские …

Их боятся жители
Ведь они …

Потому враждебное
Море …!

Много возят из колоний
Финикийских …

Мы узнали новый мир -
Библ, Сидон и город …?

Поднимите руку те, кому было интересно самостоятельно проводит научные изыскания (исследования)? Почему понравилось? С какими затруднениями вы столкнулись?

Оцените урок.

Ребята, отметьте используя доску SmartBoad смайликами, хотели бы вы провести еще, подобные исследования не смотря на трудности, которые вам встречались. Если да – то смайлик выбирайте веселый, если не очень хотите – вот такой, а если совершенно не желаете – то грустный. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Этикет телефонного звонка". Конспект игрового занятия " Прогулка по саду"

Представлен конспект занятия по этикету,которое учит воспитанников культурно общаться по телефону....

Задание 14 22.12.2021 Чтение чертежей ,условные обозначения ,записать основы в конспект .Внимание 24 числа контроль пройденного по форме вопрос ответ ,присылать ответы и фото конспектов нужно будет мне на почту ,ответ без фотографии конспекта Незачет!

, Чертеж это полноценный документ ,выдаваемый на одну конкретную деталь или целую металлоконструкцию. Он содержит всю информацию, которая может понадобиться сварщику. Профессиональное чтение сварочных...

Конспект лекции Составление опорного конспекта Нравственные начала исследовательской деятельности

Составление опорного конспекта Нравственные начала исследовательской деятельности...

Конспект занятия по рисованию " Храбрый Петушок" План -конспект в старшей группе.Нетрадиционное рисование ладошками и пальцами рук.

Конспект занятия по рисованию " Храбрый Петушок" План -конспект в старшей группе.Нетрадиционное рисование ладошками и пальцами рук.Тема: «Храбрый Петушок» (рисование ладошкой)Про...

Словарный диктант. Междуречье,Финикия. 5 класс

Словарный диктант по истории Древнего мира. Междуречье, Финикия...