Формы и методы работы социального педагога по трудовому воспитанию подростков в условиях коррекционной школы
статья на тему

Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При организации труда ребенка с ограниченными возможностями необходимо учитывать ряд факторов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы работы социального педагога по трудовому воспитанию подростков в условиях коррекционной школы

Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При организации труда ребенка с ограниченными возможностями необходимо учитывать ряд факторов:

Фактор социализации: ребенок нуждается в том, чтобы ему создали условия, успешного преодоления трудностей социализации и подготовки к самостоятельной жизни.

Труд как фактор, определяющий выбор подростком профессии. Именно в процессе трудовой деятельности выявляются склонности и профессиональные способности подростка. Формирование волевых качеств и навыков коммуникативной культуры, как фактор воспитания.

Формы и методы организации трудового воспитания социального педагога в коррекционной школе-интернате разнообразные. В основном используется традиционный метод беседа, обучающиеся тренинги с элементами практики, на которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, запоминать, слушать, сосредотачиваться, выделять главное и т.д.

Ожидаемые результаты трудового воспитания включают в себя психологическую и практическую готовность учащихся к труду, проявление интересов, развитие способностей учащихся. Неоспорим факт, что подростки с умственной отсталостью, занимавшиеся трудом в школьный период своей жизни, наиболее приспособлены к любому виду созидательного общественного труда.

Формами трудового воспитания являются:

- индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);

- коллективная (общественно полезный и производительный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые подростком для дальнейшей правильной адаптации в социуме);

групповая (внеурочные мероприятия на тему труда, занятия в кружках и творческих мастерских, занятия по интересам);

- фронтальная – выставки и конкурсы, акции.

Выбор социальным педагогом методов проведения работы по трудовому воспитанию для каждого мероприятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся и уровня их трудовой и профориентационной готовности. Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Рассмотрим наиболее характерные методы трудового воспитания.

Объяснение, этот метод используется для сообщения учащимся, например, правил поведения и последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций.

Инструктаж, применяется для сообщения правил техники безопасности перед практическими занятиями, например, с лопатой, граблями. Инструктаж необходимо проводить с учащимся непосредственно перед началом работы.

Профориентационная, беседа наиболее распространённый метод трудового воспитания и профессионального самоопределения. Беседа всегда должна быть логически связана с изучаемым материалом. Изучение детьми сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о мире труда. В ходе беседы необходимо раскрыть зависимость между получаемыми в школе трудовыми навыками и успешной работой по профессии в будущем.

Важной формой внеклассной работы по трудовому воспитанию и профессиональному просвещению учащихся является просмотр и обсуждение кинофильмов и телевизионных передач профориентационного содержания. Коллективные просмотры и последующее обсуждение телепередач и кинофильмов учат детей с ограниченными возможностями здоровья правильно понимать их содержание и идейный смысл, помогают видеть в любом трудовом достижении, прежде всего человека: рабочего, строителя и так далее.

Наиболее благоприятный метод для трудового воспитания подростков с умственной отсталостью является внеклассная совместная деятельность с общественно-значимым смыслом, когда учащиеся могут проявить своё личностное отношение к труду.

Организация КТД (коллективно-творческие дела) позволяют увлечь многих подростков общим делом, раскрывают их лучшие стороны, дают возможность показать свои знания и умения другим людям.

Индивидуальные задания учащимся предлагаются с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях использования своих склонностей и способностей.

Неделя труда, которая проходит ежегодно в нашей школе-интернате, значительно улучшает и оживляет работу по трудовому воспитанию и профориентации. Сюда включаются: встречи со специалистами той или иной профессии; выпуск стенгазет; конкурс «Лучший по профессии»; тематические классные часы; выставки поделок воспитанников, изготовленные ими во время часа «Умелые руки», в кружках и факультативах.

Не редко используются такие типы занятий как экскурсии, встречи с интересными людьми разных профессий (хотя бы которые работают в коррекционной школе – повар, медицинская сестра, воспитатель, уборщик помещений, штукатур-маляр, столяр, гончар, портной, швея, резчик по дереву и бересте. и др.)

Кружки и факультативы также способны оказать значительную помощь учащимся в трудовом развитии. В процессе ознакомления учащихся с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и познавательной активности, самостоятельности .

Не мало важную роль играет трудовое воспитание подростков коррекционной школы–интернат участие в процессе хозяйственно – бытового и сельскохозяйственного труда

Хозяйственно бытовой труд, как никакой другой, даёт возможность воспитать в детях аккуратность, дисциплинированность, самостоятельность, желание поддерживать чистоту и порядок вокруг себя, развивается интерес к качественной работе

Сельскохозяйственный труд даёт возможность работать подросткам в огороде на пришкольном участке, уход за растениями, выращивание цветов и овощей в теплицах, обязанности распределяются по желанию воспитанников, их возраста и опытности.

Как правило, формируется бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство по графику, который был составлен по их согласию, навести порядок в комнате, в группе, помочь товарищу. Учащиеся добросовестно выполняют свои обязанности, активно включаются в различные виды хозяйственно-бытового труда и сельскохозяйственного труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей, учатся правильно выполнять свою работу по дому, на пришкольном участке и на территории школы.

Хозяйственно-бытовой и сельскохозяйственный труд имеет свою цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации.

При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устраивать правильные деловые отношения. Постоянное выполнение подобных дел, особый эмоциональный настрой (готовность принять участие в хозяйственно-бытовом и сельскохозяйственном труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу, воспитателю, родителям) способствует формированию таких качеств как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем коллективистических начал личности подростка.

Хозяйственно-бытовой труд подростков по одному из видов общественно полезного труда самообслуживания, которое включает в себя дежурство по содержанию чистоты в спальных комнатах, классе; дежурство по школе и столовой; уход за растениями в комнатах, коридорах; работа на пришкольном участке

Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового и сельскохозяйственного труда, следует продумывать его организацию и приёмы, которые используются при обучении детей в коррекционной школе тем или иным умениям. Хотелось бы обратить внимание, что в работе социальных педагогов с подростками важны следующие группы методов:

Приучение и упражнение это многократное повторение, обучение и научение (как мы приучаем ребенка мыть руки, умываться, стирать и утюжить личные вещи), точно так же необходимо упражнять и приучать ребёнка выполнять трудовые операции.

Убеждение и внушение умственно отсталому ребёнку необходимо внушение веры в собственные силы, в то, что он сможет справиться с порученными заданиями нарастающей сложности, выбрать дело по душе и заниматься им в дальнейшем, быть полезным.

Можно использовать в работе :

Метод «Парадоксальная инструкция»:

Педагогический приём «Ведение дневника добрых дел» (группы)

Метод постановки перспективы (нацеливаем на будущее)

Пошаговая техника по формированию трудовых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья:

Шаг 1: «Сделать неприятное - приятным». Например, подростки не хотят мыть пол, не хотят делать влажную уборку в комнате. В работу можно включить конкурсы «На самую лучшую заправленную кровать», «Самый чисты пол, окно и т.д.»

Шаг 2: «На один минус два плюса». Не скупиться на похвалу. Есть подростки, которые нуждаются в дополнительной стимуляции. Необходимо всегда признавать их достижения.

Шаг 3: Замените «Не умею, не могу!» на «А я попробую!» с целью преодоления феномена избегания неудачи. Подростки «нытики» очень часто негативно настроены на работу. И они нуждаются в том, чтобы их оценили по достоинству и заранее, «авансом» надо одобрить и похвалить.

Шаг 4 «Система поощрений» – аплодисменты, выставки работ, звёзды (наклейки, награды), экраны чистоты с картинками и др.

Таким образом, главными задачами трудового воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи старшим и младшим школьникам, педагогам, воспитателям и младшим воспитателям.

Только когда методика организации трудового воспитания через практические занятия в коррекционной школе будет соответствовать педагогическим условиям, только тогда и трудовое воспитание в целом детей с умственной отсталостью будет наиболее эффективным и полноценным. Применение вышеуказанных практических занятий в коррекционной школе прокладывает учащимся прямую дорогу к правильному профессиональному самоопределению и их хорошей трудовой подготовке для самостоятельной жизни вне стен школы.

Подводя итоги первой главы, мы можем сделать следующие выводы:

Трудовое воспитание в условиях специальной коррекционной школы–интернат, носит не только обучающий и воспитывающий характер, но самое главное оно имеет коррекционную направленность на исправление присущих умственно отсталым детям недостатков физического и психофизического развития. Трудовая подготовка для детей с ограниченными возможностями здоровья более значима, чем для нормально развивающегося ребёнка. Труд для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья имеет очень большое значение в процессе знакомства с свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирование последовательности развивает восприятие, различные мыслительные операции, и различные формы мышления.

Социализация личности – одно из ведущих понятий педагогики, будучи междисциплинарным, она отражает достаточно сложное социальное явление

Таким образом, социализация личности подростка с умственной отсталостью есть важный процесс, продолжающийся в течение всего коррекционного обучения в школе -интернате, обеспечивая его превращение в личность посредством вхождения в социум. Основными стадиями социализации принято считать дотрудовую, трудовую и послетрудовую стадии. Для каждой из этих стадий характерны свои институты социализации. Трудовое воспитание подростков с ограниченными умственными возможностями - это воспитание прежде всего сознательного отношения к труду, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность, взаимоподдержка в делах, внимательность, выносливость, активность, восприимчивость, бережливость, обязательность, вовлечённость, дисциплинированность (но не выслуживание), дружелюбие, заинтересованность, готовность к преодолению трудностей и предоставить поддержку, качественность, искренность, изобретательность.

Таким образом, трудовая деятельность способствует коррекции не только умственного мышления, но и физического. Способствует развитию социально важных качеств личности, служащих показателем воспитанности, честности, откровенности, вежливость, рассудительности, смелости, щедрости, ответственности, признательности, добросовестного отношения к труду и обучению,

Организация трудового воспитания умственно отсталого ребенка сложна в силу его психофизических дефектов и должна строиться на основе индивидуального подхода к каждому учащемуся. Деятельность, которую подросток должен осуществлять, является соразмерной, его возможностям по уровню сложности - это обеспечивает переживание успеха от ее выполнения, уже в самом начале, предвосхищая достижение цели; поэтому как очень легкие, так и очень трудные задания не способствуют развитию воли, а, наоборот, вызывают либо негативные переживания, либо безразличие, так как деятельность не требует приложения усилий.

Только когда методика организации трудового воспитания через практические занятия в коррекционной школе будет соответствовать педагогическим условиям, только тогда и трудовое воспитание в целом детей с умственной отсталостью будет наиболее эффективным и полноценным. Применение вышеуказанных практических занятий в коррекционной школе прокладывает учащимся прямую дорогу к правильному профессиональному самоопределению и их хорошей трудовой подготовке для самостоятельной жизни вне стен школы.

Формы и методы организации трудового воспитания социального педагога в коррекционной школе-интернате разнообразные. В основном используется традиционный метод беседа, обучающиеся тренинги с элементами практики, на которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, запоминать, слушать, сосредотачиваться, выделять главное и т.д.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому обучению. 2 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под реда...

Круглый стол : "Роль родителей в трудовом воспитании подростка"

Открытое мероприятиеКруглый стол Тема: « Роль родителей в трудовом воспитании подростка»Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудов...

Деятельность школьного психолого-медико-педагогического консилиума в условиях коррекционной школы VIII вида

Деятельность школьного психолого-медико-педагогического консилиума в условиях коррекционной школы VIII вида...

Работа социального педагога с подростками девиантного поведения в школе

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава I. ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. 1.1           Девиантное поведение, сущность ...

Формы и методы работы педагога с семьей

Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое ка...

« Социальное партнёрство как инструмент экологического воспитания школьников в условиях железнодорожной школы - интерната»

Идея проекта появилась после участия образовательного учреждения в реализации Программы экологического просвещения в полигоне действия Западно- Сибирской железной дороги в 2016 году. Ст. Барабинск явл...

Педагогические методы взаимодействия социального педагога с семьями, воспитывающими детей и подростков с особыми образовательными потребностями

Инклюзивное образование – это совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможност...