Круглый стол : "Роль родителей в трудовом воспитании подростка"
методическая разработка на тему
Открытое мероприятие
Круглый стол
Тема: « Роль родителей в трудовом воспитании подростка»
Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое мероприятие
Круглый стол
Тема: « Роль родителей в трудовом воспитании подростка»
Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье.
Автор: Соковикова Татьяна Александровна
Социальный педагог
ГБОУ СПО МО
«Ногинский политехнический техникум»
Тема: « Роль родителей в трудовом воспитании подростка»
Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье.
Форма проведения: круглый стол
План .
I. Беседа социального педагога и преподавателей о значении труда в семье.
II.Анализ ситуаций на тему " Трудовое воспитание в семье".
IIIОбсуждение дискуссий « Трудовые традиции»
IV.Анализ анкет родителей и школьников.
V. Подведение итогов собрания.
Ход собрания.
Вступительное слово социального педагога.
Эпиграф: «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья» К.Д.Ушинский.
Уважаемые родители!
Сегодняшнее мероприятие мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей.
Участники: родители 1-2 кусов и классные руководители.
Ход беседы:
I. Беседа социального педагога о значении труда в семье.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:
- Приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
- организация обучения выполнению трудовых операций;
- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
- поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
-Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим.
Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.
Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.
Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела – не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни.
Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком, поваром, рабочим. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.
II. Разрешение некоторых ситуаций.
Ситуация первая.
Перед уходом на работу мать попросила дочь Валю вымыть посуду и полить комнатные цветы. Возвратившись домой, она огорчилась, увидев, что ее задание не выполнено. Дочь и раньше неоднократно ослушивалась мать. Какое качество личности ребенка проявилось в данной ситуации? Как поступили бы вы, если ваш ребенок не выполнил задание?
Ситуация вторая.
Мать поручила сыну Ване вычистить ковер, когда подросток закончил работу, которую выполнил старательно, мать заметила на ковре оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку ковра сама. Огорченный Ваня ушел из дому и вернулся поздним вечером.
Проанализируйте данную ситуацию. Правильно ли поступила мать, взявшись переделывать работу сына? Как следовало педагогически верно поступить в данной ситуации?
Ситуация третья
Дочь первокурсница, выслушав просьбу матери убраться дома, пренебрежительно ответила:-
Я не домработница, чтобы делать это. Мне надо уроки учить. До этого времени девочка охотно выполняла все поручения родителей на 1 курсе, когда учебная нагрузка возросла, мать полностью освободила дочь от домашних дел, чтобы она была отличницей. Дома все делали для нее за нее, и девочка не только привыкла к такому положению в семье, но и прониклась презрением к бытовому труду. Проанализируйте данную ситуацию
Ситуация четвёртая
Сыну было поручено купить хлеб к ужину. Встретившись с одноклассниками, он забыл обо всем на свете. Родители, вернулись домой и увидели, что сын просьбу не выполнил. Отец ушел за хлебом. Вечером, когда семья села ужинать, отец отправил сына из-за стола, лишив его ужина. Родители ругались, мать плакала, сын из комнаты так и вышел. Предложите вариант .
III. Обсуждение дискуссий
1. "Какой труд в семье вы считаете посильным (необходимым) для своего ребенка?"
2. " Труд - необходимость или обязанность?"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: "Роль трудового воспитания в социализации подростков"
Особое внимание в докладе уделяется вопросам трудового обучения и трудового воспитания как наиболее социально значимым....

Роль дисциплинированности в патриотическом воспитании подростков
Всем педагогам известно, что патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее самореализации на благо Отечества....
Формы и методы работы социального педагога по трудовому воспитанию подростков в условиях коррекционной школы
Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При организации труда ребенка с ограни...

Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания
Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...

Роль музея в патриотическом воспитании подростков
формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа...

Круглый стол для педагогов "Современные проблемы трудового воспитания"
Данная разработка круглого стола формирует представления о современных проблемах трудового воспитаня подростков и способах их устранения....