Роль дисциплинированности в патриотическом воспитании подростков
статья на тему

Шепет Александр Васильевич

Всем педагогам известно, что патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее  развития и проявляется в ее самореализации на благо Отечества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль дисциплинированности в патриотическом воспитании подростков

Каждая эпоха выдвигает свои типичные варианты жизненных целей, свои варианты их замены и свой взгляд на патриотизм, как понятие. Исторический опыт показывает, что концепция индивидуального смысла жизни, способная реализоваться человеком различными способами и путями, должна быть достаточно общей. Психологически сущность разочарованных жизнью людей состоит в том, что жизнь вынудила их к деятельности, в которой они не могут найти смысл, отвечающий их пониманию цели жизни. Сами же люди оказались слишком инертны для пересмотра своей жизненной программы с учетом жесткой реальности. Рассмотрим роль патриотического воспитания в данном процессе.

Всем педагогам известно, что патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее  развития и проявляется в ее самореализации на благо Отечества. В наше время много внимания уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения, именно оно является основой воспитания гражданина страны и рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

 Я  предлагаю обсудить роль дисциплинированности, как одной из  составляющих патриотического воспитания, в формировании гражданской деятельности подростка.

Ни для кого не секрет, что главная задача воспитания подрастающего поколения – подготовка к будущей взрослой жизни. Непросто найти правильную линию воспитания, баланс между любовью и дисциплиной, потому что каждый подросток уникален. Для некоторых из них лучшим учителем является собственный опыт, в то время как другие охотнее прислушиваются к советам старших. Одни очень болезненно относятся к наказаниям, а вторые не слишком к ним чувствительны.

Коллективный уровень совместной деятельности  характерен высоким значением установки на социальную активность и ответственность, некоторым понижением групповых ориентаций, осознанием общественно значимых целей как собственных. Управление коллективно и диалогично, педагогический потенциал группы очень высок.

В целом можно сказать, что на протяжении четырех-пяти подростковых лет идет эволюция от преобладания потребности в эмоциональном контакте до становления собственных принципов поведения, основанных на складывающемся мировоззрении. Этот процесс идет неровно, с существенными отклонениями от средних темпов, зависящими, с одной стороны, от индивидуальных особенностей самоопределения, с другой — от социальной ситуации развития подростка.

Человека можно считать дисциплинированным, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы по своему происхождению и смыслу, то есть заданы обществом и  воспитываются в человеке от поколения к поколению. 

Память народа, пережившего страшные годы войны, передается от отцов к сыновьям. Дисциплинированность способствует формированию сознательного руководства собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов, которые диктует нам время и политическая жизнь нашей Родины.  В части патриотического воспитания подростков дисциплина - это тренировка ума и характера, для  того, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества.

Многое заставляя нас задуматься: а может ли человек не дисциплинированный  подчинить себя достижению цели. Подчинение общему распорядку, обязательность исполнения уставных требований командира приучают человека к дисциплинированности. Подняться на защиту интересов Отечества – значит выполнять приказ точно и своевременно.

Воспитание личности подростка в духе патриотизма является неотъемлемой частью формирования гражданина. В данном случае личность всегда конкретно - исторична, она продукт своей эпохи и жизни страны, 0на как современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути.

 Дисциплина – это хороший показатель в любой сфере жизнедеятельности человека. На самом деле, если подросток дисциплинирован, это поможет ему в будущей жизни. Режим,  расписание,  труд, и многое другое являются  условиями  для формирования и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы, проявлять любовь к своему Отечеству, понимать  неразрывность с его историей, культурой, достижениями и проблемами. Это  составляет духовно-нравственную основу личности, формирует ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.  

Психологически, к рубежу старшего подросткового и юношеского возраста, молодой человек вплотную подходит к сформированной потребности осознания смысла жизни, — основы его мировоззрения. Не достигшие этого осознания остаются по-детски эгоцентричными, инфантильными, непостоянными в своих привязанностях и обреченными на вечные конфликты, поскольку лишены психологического механизма, обеспечивающего сознательный выбор поведения.

С уверенность могу заявить, что дисциплинированность – это основа самовоспитания. Принцип систематичности и последовательности в поступках подростка  является одним из основных составляющих патриотического воспитания, который можно поставить в один ряд с принципом формирования морально – нравственных и волевых качеств.

 

Воспитатель Тверского Суворовского военного училища А.В. Шепет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол : "Роль родителей в трудовом воспитании подростка"

Открытое мероприятиеКруглый стол Тема: « Роль родителей в трудовом воспитании подростка»Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудов...

«Патриотизм и патриотическое воспитание подростков»

Сегодня эта тема очень актуальна. Еще совсем недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не ...

Доклад «Роль изучения истории родного края в гражданско – патриотическом воспитании учащейся молодежи»

Россия… Родина… С чего начинается? Где заканчивается? Или у нее вообще нет ни границ, ни пределов? Может, она живет в нас всегда, до тех пор, пока живем мы, где бы ни были, далеко ли, близко ли от дом...

Роль музея Боевой славы в гражданско-патриотическом воспитании будущих специалистов (на примере музея Боевой славы ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический техникум»)

В статье рассматривается роль музея Боевой славы в формировании у студентов компетенции – освоение социальных ролей патриота и гражданина. Статья подготовлена на основе анализа деятельности музе...

Роль исторического клуба в организации работы по патриотическому воспитанию студентов колледжа

Роль исторического клуба в организации работы по патриотическому воспитанию студентов колледжа    Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации патриотического воспитания студентов...

патриотическое воспитание подростков

Роль педагога в патриотическом воспитании подростков...

Роль музея в патриотическом воспитании подростков

формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа...