контрольно-оценочные средства по дисциплине "Основы биомеханики"
учебно-методический материал на тему

Трофимова Ольга Ивановна

КОСы по дисциплине "Основы биомеханики " для студентов специальности "Физическая культура"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosy_obm.docx85.46 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

«НОВОУРЕНГОЙСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании предметной (цикловой) комиссии

Заместитель директора по УР

математических и общих  естественнонаучных дисциплин

Протокол №___от «___» ________201_ г.

___________О.В.Стрелецкая

Председатель П(Ц)К_______Л.А.Северьянова

КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

ГЕОГРАФИЯ

Преподавание в начальных классах

Дошкольное образование

Новый Уренгой 2015г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.2 Организация контроля по дисциплине        5

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ        8

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ (РУБЕЖНЫЙ)  КОНТРОЛЬ        22

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

объяснять новейшие изменения политической карты мира за последние десятилетия, объяснить влияние природных ресурсов на размещение хозяйства

Работа с политической картой мира и атласом

определять численность населения мира. Половой и возрастной состав населения. Городское и сельское население. Население и окружающая среда

практическое занятие

уметь определять по картам и таблицам особенности размещения основных природных ресурсов (минеральных, земельных, ресурсов пресной воды, лесных, мирового Океана, биологических, нетрадиционных, рекреационных)

практическое занятие

определять географию мирового хозяйства, географию промышленности.

работа с атласом

давать общую характеристику региона. Территории, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы: внутренние различия

работа с учебником

давать характеристику современного этапа развития хозяйства, изменение географического и геополитического положения России

работа с учебником и атласом

уметь определять роль географии в решении глобальных проблем человечества, общие экологические проблемы разных регионов Земли

Знания:

формы государственного устройства, этапы формирования политической карты мира

Знать формы государственного устройства

численность населения, Понятие о воспроизводстве. Состав и размещение, Миграции

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах

о географии отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта

Определение наиболее типичных экологических проблем для каждой группы природных ресурсов и их сочетаний, а также возможных путей их решения

знать общую характеристику региона, территорию, границы, положение: внутренние  различия между странами

глобальные проблемы человечества, проблемы мира и разоружения. Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты.

Объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций в русле решения глобальных проблем человечества

Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета.

Организация контроля по дисциплине

Список используемых оценочных средств:

  1. Контрольная работа
  2. реферат
  3. тест
  4. практическая работа
  5. решение  задач
  6. семинар
  7. презентации

Содержание учебного материала

по программе УД

Тип оценочного средства

(соответствует списку представленному выше)

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1 Общая характеристика мира

1

1

2

1

Раздел 2.        География мирового хозяйства

1

2

1

2

1

1

Раздел 3 Регионы и страны мира

1

1

2

Раздел 4. Россия в современном мире

1

1

4

1

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

Комплект заданий для контрольной работы

Тест

Вариант 1

1. Что такое «тело отсчета»?

А) Тело, относительно которого  определяется положение объекта

Б) Тело, от которого начинается движение

В) Тело, с которым сравнивают по величине другое тело

Г) Тело, обладающее эталонными размерами

Д) Тело, у которого заканчивается движение

2. В каком ответе верно указаны пространственно-временные характеристики движения?

А) Координаты тела

Б) Темп и ритм движения

В) Длительность движения, момент времени

Г) Траектория, направление и размах движения

Д) Скорость, угловая скорость, ускорение, угловое ускорение

3. Какие характеристики движения относятся к инерционным?

А) Масса тела, момент инерции тела

Б) Характеристики, описывающие движение тела по инерции

В) Расстояние, которое проходит тело по инерции

Г) Линейная скорость и ускорение

Д) Радиус вращения материальной точки

4. Что такое импульс силы?

А) Сила прилагается к телу через определенные промежутки времени

Б) Максимальное значение действующей силы

В) Значение силы в данный момент времени

Г) Произведение силы на время, в течение которого сила действует на тело

Д) Время, в течение которого сила действует на тело

5. Как зависит момент инерции от времени?

А) Не зависит

Б) Прямо пропорционально

В) Обратно пропорционально

Г) Существует квадратическая зависимость

Д) Зависит в данный момент времени

6. Точка массой  вращается вокруг оси по радиусу. Как изменится момент инерции, если радиус станет 2R?

А) Не изменится

Б) Больше в два раза

В) Меньше в два раза

Г) В четыре раза больше

Д)  Прямо пропорционально

7. В чем отличие внешних и внутренних сил?

А) Внешних больше, внутренних меньше

Б) Внешние силы имеют механическую природу, а внутренние биологическую

В) Внешние действуют на тело, а внутренние из тела

Г) Внешние тормозят движение, а внутренние нет

Д) Внешние отклоняют движение, а внутренние корректируют его

8. Формы проявления скоростных качеств?

А) Быстрота мысли

Б) Быстрота мышц

В) Быстрота бега

Г) Повышение темпа

Д) Смена ритма

9. Что такое управление?

А) Команды тренера

Б) Крик о помощи

В) Перевод системы в новое, заранее заданное состояние

Г) Подсказка

Д) Указание начальника

10. Какие силы относятся к «дистанционным» ?

А) Силы всемирного тяготения

Б) Силы трения

В) Силы упругости

Г) Силы сопротивления среды

Д) Центробежные силы

11. Волейболист производит наподдающий удар с угловой скоростью плеча. В каком случае скорость удара по мячу больше?

А) При ударе «согнутой» руки

Б) При более высоком прыжке

В) При ударе с опоры

Г) При ударе «прямой» рукой

Д) При большей массе ударного звена

12. Какие существуют способы задания положения точки в пространстве?

А) Рассказать о том, где находится точка

Б) С помощью координат X и Y

В) Установкой тела в данную точку пространства

Г) Естественный, координатный, векторный

Д) Способы, связанные с построением прямоугольной (декартовой) системы координат

13. Можно ли рассматривать человека как материальную точку?

А) Это кощунственно

Б) Можно, если его рост менее 142 см.

В) Можно, когда линейное перемещение больше, чем его размеры

Г) Вопрос противоречит здравому смыслу

Д) Можно, если точка больше человека

Вариант №2

1.Биомеханика – это раздел науки, изучающий …

А) спортивные движения человека;

Б) двигательные возможности и двигательную деятельность живых существ;

В) основные закономерности двигательных качеств людей разного возраста;

2.Биомеханика физических упражнений состоит из следующих разделов …

А) медицинской, эргометрической, инженерной;

Б) дошкольного возраста, школьного возраста, зрелого возраста;

В) общей, дифференциальной, частной;

3.Двигательная деятельность – это …

А) система упражнений, совершенствующая технику спортсмена;

Б) система двигательных действий;

В) система физических упражнений;

4.Оптимальный двигательный режим – это …

А) двигательный режим, прописанный врачом;

Б) наилучшая техника двигательных действий и наилучшая тактика двигательной                      деятельности;

В) двигательные действия спортсмена, направленные на решение поставленной цели;

5.Центр тяжести тела человека – это …

А) точка, к которой приложена равнодействующая сил тяжести всех частей тела;

Б) количество вещества (в килограммах), содержащееся в теле человека;

В) точка, где пересекаются линии действия всех сил, приводящих тело к поступательному движению;

6.Кости в теле человека выполняют следующие функции:

А) соединительную, деформационную, двигательную;

Б) защитную, соединительную, кинематическую;

В) двигательную, защитную, опорную;

7.Механические воздействия, действующие на тело человека – это …

А) давление, трение, вращение, падение;

Б) растяжение, сжатие, изгиб, кручение;

В) разрыв, перелом, растяжение, трещина;

8.Сократимость мышцы – это …

А) способность мышцы сокращаться при возбуждении;

Б) способность мышцы расслабляться после возбуждения;

В) способность мышцы сокращаться и расслабляться во время работы;

9.Мышцы – синергисты – это …

А) одинаковые мышцы, расположенные на левой и правой половине тела человека;

Б) мышцы, имеющие разнонаправленное действие;

В) мышцы перемещающие звенья тела в одном направлении;

10.Объектом биомеханического контроля является …

А) технико-тактическое мастерство спортсменов;

Б) моторика человека, то есть двигательные (физические) качества и их проявления;

В) физическое воспитание школьников и взрослых;

11.Шкалой измерений в биомеханике называется …

А) процедура биомеханического контроля;

Б) измерение качественных и количественных показателей двигательных действий;

В) последовательность величин, позволяющая установить соответствие между характеристиками изучаемых объектов и числами.

12.Объёмом техники называется …

А) разносторонность, эффективность и освоенность техники;

Б) совокупность технических приёмов, которыми владеет человек;

В) технический арсенал каждого вида спорта;

13.Тестированием в биомеханике называется …

А) процедура выявления и определения качества теста;

Б) контрольное испытание человека, осуществляемое для определения его технической и тактической подготовленности;

В) педагогическое оценивание двигательных качеств человека;

14.Качество теста в биомеханике – это …

А) способность теста точнее раскрыть интересующее явление;

Б) точность измерения теста;

В) экспертная оценка того качества, которое тестируется;

15.Дифференциальной биомеханикой называется раздел биомеханики …

А) изучающий двигательные особенности человека, зависящие от его телосложения и возраста;

Б) изучающий индивидуальные и групповые особенности двигательных качеств и двигательной деятельности людей;

В) изучающий двигательные возможности человека;

16.Процесс созревания – это …

А) совершенствование двигательных возможностей в процессе возрастного развития детей;

Б) результат педагогического воздействия на двигательную культуру ребёнка;

В) генетически обусловленное совершенствование систем организма;

17.Двигательные предпочтения – это …

А) предрасположенность к занятиям определённого вида спорта;

Б) способность выполнять движения определённой рукой, ногой;

В) совершенствование определённых технических приёмов;

18.Частной биомеханикой называется раздел биомеханики, изучающий …

А) отдельно взятые движения человека;

Б) отдельно взятые движения человека в различном возрасте;

В) вопросы технической и тактической подготовки в отдельных видах спорта;

19.Спорсмену спринтеру надо увеличивать энергетический потенциал …

А) фосфагенной энергетической системы;

Б) окислительной  энергетической системы;

В) лактацидной  энергетической системы;

20.Эстетический идеал – это …

А) телесная красота, увязанная с соображениями практической пользы;

Б) двигательная культура человека;

В) образец, соответствующий общепринятому в данный период времени представлению о красивом.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если ответил  - 100-90% (от общего числа баллов)

Оценка «хорошо» -                                                       -  89-70%

Оценка «удовлетворительно» -                                    -  69-50%

Оценка «неудовлетворительно» -                                        -   менее 50%

Практическая  РАБОТА

Анализ основных действующих внутренних и внешних  сил. Вес звеньев человека и положение их центра тяжести.

 Цель: освоить расчетные методы биомеханики, применяемые дня определения геометрии масс тела человека.

 Задачи: научиться определять вес звеньев тела человека и положение их центра тяжести на основе среднестатистических данных.

Оборудование: сантиметровая лента, микрокалькуляторы.

Пояснение

 Для определения динамических характеристик, характеризующих биодинамическую структуру спортивных упражнений, необходимо знать масс–инерционные характеристики биомеханической системы: вес звеньев тела, положение их центра тяжести, моменты инерции отдельных звеньев. До недавнего времени экспериментальное определение геометрии масс тела человека выполнялось на трупах (Harless, 1860; Braune, Ficher, 1869; Glauser,1969). Трупы замораживались, рассекались по осям вращения в суставах, определялся вес сегментов и положение центра масс сегмента. Исследования, выполненные на большом объеме экспериментальных данных, позволили получить среднестатистические результаты о геометрии масс тела человека. Среднестатистические показатели характеризуют усредненное значение исследуемых характеристик, которые выражаются через относительные веса сегментов и через относительные коэффициенты, определяющие положение центра тяжести сегментов. Сегменты тела человека Тело человека можно представить в виде биомеханической системы, состоящей

Вес сегментов тела

 Зная вес тела и относительный вес звена в процентах (весовой коэффициент по отношению к весу тела), можно определить вес отдельных сегментов

по формуле Рi = (Р × Кi) /100,

 Где Р – вес тела испытуемого;

 Рi – вес определяемого сегмента;

 Кi – весовой коэффициент сегмента; i – номер сегмента

; × – знак умножения в арифметическом действии;

 / – знак деления в арифметическом действии. Значения весовых коэффициентов звеньев тела представлены в таблице 1.

 Таблица 1

Кисть

1

Предплечье

2

 Плечо

3

Голова.

7

Туловище

43

бедро

12

голень

5

стопа

2

Пример Допустим, вес испытуемого равен 69 кг.

Тогда: 1. Вес кисти равен 0,69 кг (69×1)/100 = 0,69 (кг)

 2. Вес предплечья равен 1,38 кг (69×2)/100 = 1,38 (кг)

3. Вес плеча равен 2,07кг (69×3)/100 = 2,07 (кг)

Положения центров масс сегментов

Положение центра масс сегментов на их продольных осях определяется длиной сегмента и относительным коэффициентом в соответствии с формульной зависимостью

 Хc = (Li × Аi) / 100,

 где Хс – координата положения центра тяжести сегмента на его продольной оси;

 Li – длина i-го сегмента;

Аi – относительный коэффициент i-го сегмента

 i – номер сегмента.

Относительный коэффициент выражает в %, по отношению к длине сегмента, положение центра тяжести звена тела.

Значения относительных коэффициентов для отдельных звеньев тела представлены в таблице 2.

Название частей тела

Относительный коэффициент (%)

Кисть

50

Предплечье

42

Плечо

47

Голова

50

Туловище

44

Бедро

44

Голень

42

 Стопа

44

Пример 1. Длина бедра испытуемого – 50 см.

 В соответствии с (2) и данными таблицы 2 определяем, что центр тяжести бедра расположен на расстоянии 22 см от тазобедренного сустава (антропометрическая точки – переднепод-вздошная) (50 × 44) / 100 = 22 (см).

 2. Длина предплечья – 25 см. Следовательно, центр тяжести предплечья находится на расстоянии 11,75 см от локтевого, сустава (антропометрическая точка – плече–локтевая) (25 × 47) / 100 = 11,75 (см)

Задание 1.

 Подготовить рабочую таблицу для определения веса сегментов тела и положения их центра тяжести с записью весовых (3-я колонка) и относительных (5-я колонка) коэффициентов (см. табл.3).

2. Зная собственный вес, рассчитать по формуле (1) веса отдельных звеньев тела и записать вычисленные показатели в 4-ю колонку рабочей таблицы.

3. Измерить сантиметровой лентой длины звеньев тела и вписать результаты измерения в 6-ю колонку рабочей таблицы.

4. Вычислить по формуле (2) положение центра тяжести сегментов тела с записью результатов вычислений в 7-ю колонку рабочей таблицы

5. Показать на рисунки положение центров масс отдельных звеньев тела с указанием: – длины звена; – антропометрической точки (сустава), относительно которой определяется 15 положение центра масс звена; – расстояния от антропометрической точки в (см).

№ пп

Название частей тела

Весовой коэффициент (%)

Вес сегмента (кг)

Относительный коэффицие нт (%)

Длина сегмента (см)

Положение центра тяжести сегмента

2

3

4

5

6

7

Кисть

1

50

Предплечье

2

42

Плечо

7

47

Голова

3

50

Туловище

43

44

Бедро

12

44

Голень

5

42

Стопа

2

44

Практическая работа

Использование кинетической и потенциальной энергии во время физических нагрузок. Изометрический режим работы мышц .

Исследуя движения человека, измеряют количественные показатели механического состояния и двигательной функции его тела и самих движении. Иначе говоря, регистрируют биомеханические характеристики тела (размеры, пропорции, распределение масс, подвижность в суставах и др.) и движений всего тола и его частей (звеньев).

Важно понять, что биомеханические характеристики описывают тело человека как объект механического движения и служат основой для применения математических методов при анализе спортивной техники. Следует уяснить также, что для системного анализа (установления состава системы движений) характеристики позволяют различать в целостном двигательном действии разные части (фазы) и движения в этих частях. Для системного синтеза (определение структуры движений) биомеханические характеристики дают возможность установить изменения одних движений под воздействием других.

Необходимо научиться применять законы механики при определении кинематических и динамических характеристик. В целях лучшего усвоения материала о характеристиках рекомендуется перерисовать в тетрадь и заполнить следующую таблицу.

Таблица 3

Количественные характеристики движений

Характеристики

Что характеризуют

Наименование

Обозначение

Пространственные

Форму движения

Координата

Перемещение

Траектория

S; φ

ΔS; φК–φН

L=ΣdS; K=

Кинематичес

кие

Динамические

Контрольные вопросы

  1. Для чего определяется характеристики движений человека?
  2.  чем различие кинематических и динамических характеристик?
  3. Зачем нужно выбирать систему отсчета и как ею пользоваться?
  4. Дайте определение основных пространственных а временных характеристик движений, скорости и ускорения точек тела и звеньев тела.
  5. Что является мерой инертности тела при поступательном и вращательном движении?
  6. Что является причиной изменения движения? Какие характеристики относятся к силовым?
  7. Понятие о работе силы и ее мощности. Кинетическая и потенциальная энергия тела – энергия перемещения и взаимодействия.

Практическая работа

Характерные особенности проявления силовых качеств в ходе соревнований

Биомеханика двигательных действий

Следует разобраться в источниках и характере действия внешних и внутренних (активных и пассивных) сил, вызывающих изменения движения звеньев тела и всего тела в целом, деформацию объектов, с которыми взаимодействует спортсмен, и т.д. Важно понять роль взаимодействия сил в определении направления и скорости движения. Необходимо разобраться в природе сил инерции и использовании их в движениях. Следует изучить источники механической энергии двигательных действий человека, пути ее перехода, условия индивидуального использования и ее потери, что определяет совершенствование систем движений.

Контрольные вопросы

I. Что такое составное движение? Как складываются характеристики движений звеньев тела человека?

  1. Понятие о центре тяжести и центре масс тела. Что такое моменты инерции частей тела и всего тела человека относительно осей вращения?
  2. Каковы источники внешних и внутренних сил относительно тела человека?
  3. Как взаимодействуют внешние и внутренние силы, обуславливающие направление и скорость движений человека?
  4. Дайте определение движущего, тормозящего и направляющего действия сил в движениях человека.
  5. Что такое статические и динамические действия сил?
  6.  Какова роль сил инерции в движениях человека?
  1. Перечислите внешние силы, действующие на тело спортсмена в вашем виде спорта, и охарактеризуйте их роль.
  2. Каковы источники энергии, используемой в двигательных действиях человека?
  1. Как происходит превращение и преобразование энергии в
    двигательных действиях?
  2. Что представляет собой режим колебательных движений?

Практическая работа

Биомеханика двигательных качеств

В этом разделе дана биомеханическая характеристика двигательных качеств спортсмена. Следует уяснить, что уровень и структура развития двигательных качеств оказывает существенное влияние на технику движений и качество выполнения двигательное го задания в различных видах спорта. Это поможет расширить и углубить представления о методике совершенствования двигательных качеств. Надо обратить внимание на то, что методики совершенствования определенного двигательного качества имеют общие черты независимо от конкретного вида движения. Они обусловлены биомеханическими закономерностями строения, функционирования двигательного аппарата человека и механическими условиями выполнения двигательных действий.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятий «двигательные качества» и «двигательные задания».
  2. От чего зависит сила действия человека?
  3. Как изменяется сила действия спортсмена при разных положениях его тела?
  4. Как может изменяться скорость движущегося тела спортсмена?
  5. Дайте характеристику зависимости между силовыми и скоростными качествами.
  6. Каковы способы измерения выносливости?
  7. Каковы биомеханические проявления утомления?
  8. Каковы с биомеханической точки зрения пути повышения

Практическая работа

Системы движений и организация управления ими

Эта тема наиболее трудна для самостоятельного изучения, поскольку она требует привлечения представлений теоретической кибернетики знания физиологии движений. При изучении ее рекомендуется пользоваться консультациями преподавателя. Основное понятие «структура движений» раскрывается как взаимосвязь элементов движения в целостной системе. Разные стороны структуры (кинематическая, динамическая) показывают, что система движений имеет множество внутренних связей, которые налаживаются в процессе обучения технике и ее совершенствования. Это обеспечивается процессами управления движениями, основанными на обратных связях – информации об обстановке, состоянии двигательного аппарата и ходе выполнения двигательной задачи. Следует обратить особое внимание на понятия об управлении информации, двигательной задаче и программе действий. Эти понятия помогают глубже оценить и организовать целенаправленный тренировочный процесс, которым управляет тренер.

Контрольные вопросы

  1. Что такое система движений, ее состав и структура?
  2. Как выделяют элементы движений в пространстве и во времени; как они объединены в подсистемы и целостную систему?
  1. Каковы отличия видов структуры (кинематическая, динамическая)?
  2. Что такое информационная структура двигательного действия?
  3. Какова схема управления в двигательном действии человека?
  4. Что такое прямая и обратная связи?
  5. Что такое информация и каково ее значение в программировании движений?
  6. Каково содержание двигательной задачи и программы действия; как они формируются?
  7. Каковы основные особенности управления движениями в переменных условиях?
  1. Что такое оптимизация управления в спортивной технике?
  2. Как изменяется система движений при становлении и совершенствовании спортивной техники?
  3. Каковы направления развития систем движений?

Практическая работа

Движения вокруг осей

Движения вокруг осей особенно важны потому, что к ним относятся почти все движения в суставах тела человека. В основе этих движений лежат два вида простых движений – вращательные (по дугам окружностей) и поступательные (по их радиусам). Здесь следует различать изменения угловой скорости твердого тала и изменения движения системы тел, изменяющих конфигурацию вокруг оси.

Нужно определить источники возникновения центростремительной силы, удерживающей тело, и действие на него центробежной силы тела спортсмена или снаряда. При изучении причин увеличения и уменьшения скорости вращательного движения применять закон сохранения кинетического момента.

Изучая управление движениями вокруг оси, следует посмотреть две основные группы – с изменением кинетического момента системы и с его сохранением.

Контрольные вопросы

  1. Каковы основные признаки вращательных движений?
  2. Понятие об удерживающем теле и центростремительных силах.
  3. Каковы способы изменения скорости вращения при сохранении и перемещении позы?
  4. Различия между вращательными движениями при опоре и в полете?
  5. Какова роль внешних и внутренних сил?
  6. Применение закона сохранения кинетического момента.
  7. Как создать начальное вращение (в опоре) и изменить скорость и направление вращения в полете?

Практическая работа

Локомоторные движения

Локомоторные движения рассматривают как способы активного передвижения человека с использованием взаимодействия с опорой или средой (вода). В наиболее распространенных наземных передвижениях основную роль играют механизмы отталкивания. Следует уяснить себе силы, обусловливающие отталкивание, роль маховых движений, относительность понятия об угле отталкивания.

Разбирая положения и движения в различных локомоциях, нужно обстоятельно анализировать работу функциональных мышечных групп и ее связь с фазами движений.

Контрольные вопросы

  1. Какова общая двигательная задача локомоторных движений и какие существуют вида спортивных локомоций?
  2. Как воздействуют внутренние и внешние сила при отталкивании?
  3. Какова роль маховых движений при отталкивании?
  4. Дайте определение фазовой структуры циклических локомоций.
  5. Каково соотношение подготовительных и рабочих фаз?
  6. Какова роль частоты и амплитуды движений в циклических локомоциях?
  7. Каковы особенности локомоций на скользкой опоре и в водной среде?
  8. Каковы особенности биодинамики прыжка?
  9. Дайте характеристику основных положений биодинамики бега.
  10. Каковы особенности передачи усилий при педалировании и академической гребле?

Самостоятельная работа

Перемещающие движения

При перемещающих движениях внешнему телу (снаряду, мячу, партнеру, противнику) придается оптимальная скорость и необходимое направление движения. Для этих движений характерно постепенное наращивание скорости в биокинематических цепях. Следует разобрать способы передачи движений на перемещаемый объект с постепенным разгоном объекта и ударом. Обратить внимание на условия, влияющие на траекторию (в частности, дальность) полета снаряда и точность в перемещающих движениях. Необходимо понять, каковы источники энергии, передаваемой при перемещении, и наиболее выгодные условия ее накопления и передачи. Изученные механизмы рассматривают в движениях метательных и ударных.

Контрольные вопросы

  1. Какие движения относятся к перемещающим и какова их основная двигательная задача?
  2. Что влияет на дальность полета снаряда?
  3. Каков механизм увеличения скорости рабочих звеньев при перемещающих движениях?
  4. Что влияет на точность в перемещающих движениях?
  5. Что такое удар и какие вида ударов различают?
  6. Каков фазовый состав ударных действий?
  7. Что определяет эффективность ударных действий?

Практическая работа

Биомеханика двигательного аппарата человека. Методы биомеханических исследований и контроля в физическом воспитании и спорте.

Оценка гибкости тела

Оборудование: линейка, небольшая скамейка.

Ход работы: Встаньте на скамеечку (или ступеньку) и, не сгибая колени, максимально наклонитесь вперед, пытаясь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры. Линейкой измерьте расстояние от кончиков пальцев до плоскости опоры. Если пальцы ниже ее, ставится знак «+», если до плоскости опоры не дотянулись – знак «-».

Результаты: «хорошие» - для юношей - + 6…+ 9 см; для девушек - + 7…+ 10 см.

«удовлетворительные» - более низкие положительные результаты;

«неудовлетворительные» - отрицательные значения (недостаточная гибкость).

Результаты работы: полученные результаты  оформите в рабочую тетрадь.

 Определение степени развития мускулатуры

Оборудование: сантиметровая лента.

Ход работы: работа проводится в парах (группах). У испытуемого измеряется окружность плеча: а) при свободно свисающей руке; б) при горизонтально поднятой, напряженной руке; в) при согнутой в локтевом суставе. Измерения проводятся на обеих руках, и измеряется наибольшая окружность.

Степень развития мускулатуры плеча определяется по формуле:

разность обеих окружностей плеча

А= —————————————————— × 100%      

окружность при выпрямленной руке

Результаты: если полученная величина этого соотношения окажется меньше 5, то это будет указывать на недостаточное развитие мускулатуры плеча (ожирение ее). Если значение измерений находится в пределах 5-12 – мускулатура развита нормально; если значение выше 12, то развитие мускулатуры плеча сильное.

Результаты работы: полученные результаты  оформите в рабочую тетрадь.

Практическая работа №9

 Определение пропорций телосложения (ОПТ)

Оборудование: сантиметровая лента.

Ход работы: работа проводится в парах (группах). У испытуемого определяют окружность грудной клетки и рост. Для оценки гармоничности телосложения используют следующее соотношение:

                                         окружность грудной клетки

А= ——————————————  × 100%  

                                                    рост

Результаты: при нормальном телосложении это соотношение составляет 50-55%, если же соотношение меньше 50% - развитие слабое; более 55% - высокое.

Определение правильности осанки

Оборудование: сантиметровая лента

Ход работы: работа проводится в парах (группах). У испытуемого с помощью сантиметровой ленты определяют ширину плеч и величину дуги спины. Для этого измеряют расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевыми суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, сзади – величину дуги спины.

Рассчитайте показатели осанки по формуле:

                                               ширина плеч

А= —————————— × 100%    

                                          величина дуги спины

Результаты: в норме показатель состояния осанки колеблется в пределах 100-110%. Если полученный результат менее 90 или более 125%, то это свидетельствует о выраженном нарушении осанки.

Результаты работы: полученные результаты  оформите в рабочую тетрадь.

Практическая работа

Биомеханика локомоций (движений) человека. Виды локомоций. Возрастная биомеханика.

 Сравнение статической и динамической работы

Оборудование: груз (сумка, тяжелая книга и т.д.), секундомер (или часы с секундной стрелкой).

Ход работы: работа проводится в парах (группах). Испытуемый берет в руки груз и поднимает его на вытянутой руке до горизонтального уровня. Затем включают секундомер и горизонтальной чертой отмечают уровень руки. Испытуемый закрывает глаза. При появлении следующих признаков каждый раз отмечается время: а) медленное опускание груза и подъем руки выше линии (обычно совершается рывком); б) дрожание руки, потеря координации; в) опускание руки – последняя стадия утомления – секундомер выключают и ставят конечное время.

Через 15 минут проводят контрольный опыт. Груз поднимают и опускают до горизонтальной отметки. Включают секундомер. Утомление наступает позже, так как данная работа требует меньше затрат энергии

Результаты работы: полученные результаты  оформите в рабочую тетрадь.

 Влияние мышечной деятельности на венозный кровоток

Оборудование: секундомер (или часы с секундной стрелкой), жгут.

Ход работы: работа проводится в парах (группах). Испытуемому перетягивают предплечье жгутом примерно в средней его части. Начало эксперимента фиксируется с помощью секундомера. Когда рельеф вен четко обозначится, время фиксируется вновь. Затем руку освобождают. Испытуемый повторяет опыт. Он сжимает и разжимает кулак.

Заполните таблицу. Решите, в каком случае наполнение кровью идет более интенсивно.

Таблица – 2

Результаты влияние мышечной деятельности на венозный кровоток

Состояние мышц предплечья

Время наполнения вен кровью

В покое

При сжимании и разжимании кулака

Результаты работы: полученные результаты  оформите в рабочую тетрадь.

Практическая работа

  Определение частоты сердечных сокращений в покое и после физической нагрузки

Оборудование: секундомер (или часы с секундной стрелкой).

Ход работы: измерьте пульс в состоянии покоя. Результат зафиксируйте. Сделайте 20 приседаний в среднем ритме. Подсчитайте число пульсовых ударов за 10 сек срезу после нагрузки, затем спустя 30, 60, 90, 120, 150 и 180 сек. Все результаты занесите в таблицу.

Таблица - 3

Динамика восстановления ЧСС

Пульс сразу после нагрузки

Пульс через интервалы

10

30

60

90

120

150

180

На основании полученных данных постройте график: на оси абсцисс отложите время, на оси ординат – ЧСС. Найдите на графике среднее значение ЧСС в состоянии покоя. Через точку проведите горизонтальную линию, параллельно оси абсцисс. Определите, во сколько раз увеличилась ЧСС после 20 приседаний. Определите по графику, за какое время ЧСС возвращается в норму.

Результаты: если ЧСС 30% и меньше – хорошо; если ЧСС выше 30% - недостаточная тренированность. Если ЧСС возвращается к норме за 2 мин и меньше – хорошо; если за 2-3 мин – удовлетворительно; за 3 и более минут – неудовлетворительно.

Результаты работы: полученные результаты  оформите в рабочую тетрадь.

Тесты по темам:

Локомоторные движения

1

Выберите правильный ответ: опорная реакция как внешняя сила при отталкивании от опоры

A) Ускоряющая сила B) Движущая сила C) Уравновешивающая сила D) Объединяющая все три силы

2

Выберите несколько правильных ответов: период опоры ноги в шагательных движениях (ходьба, бег) разделяется на фазы:

A) амортизации B) разгона и торможения C) отталкивания D) переноса

3

Установите правильную последовательность: период переноса ноги в шагательных движениях включает фазы: 1) подъёма, 2) разгона, 3)опускания ноги на опору, 4)торможения:

A) 2, 4, 3, 1 B) 1, 2, 4, 3 C) 1, 4, 2, 3,

4

Установите соответствие между стартовыми действиями:

1) Стартовые движения А) это действия, обеспечивающие увеличение скорости передвижения до требуемой скорости передвижения по дистанции 2) Стартовые положенияВ) это первые движения, которые обеспечивают прирост скорости после стартового сигнала 3) Стартовый разгон С) это исходные позы для последующего передвижения

Верно ли, что автоматизм – это способность выполнять движения легко, точно, без обязательного произвольного контроля на уровне отражения в сознании.

А)да В)нет

5

Установите правильную последовательность: Формирование и совершенствование системы движений на более высоком уровне происходит при многократной смене задач: 1) освоения; 2) применения; 3) ознакомления

А) 1, 2, 3 В) 3, 2, 1

Механическая работа

Выберите правильный ответ:

1.Мера механического воздействия на тело со стороны других материальных объектов на данном пути (произведение силы и пройденного пути):

 A) Кинетическая энергия тела

B) Импульс момента силы

C) Работа силы

D) Количество движения силы

 2. Выберите несколько правильных ответов: к действию силы при поступательном движении относятся:

 A) Импульс силы

 B) Работа силы

 C) Работа момента силы

 D) Количество движения

 3. Установите правильную последовательность: построение новой системы движений происходит на основе:

 1) подавления старых подсистем, непригодных для решения новой задачи;

2) использования ранее сформированных подсистем;

3) формирования совершенно новых подсистем; 4) установление новой системы движений.

 A) 1, 2, 3, 4 B) 2, 1, 3, 4 C) 3. 2, 4, 1 D) 1, 3, 4, 2

4. Установите соответствие координации движений человека:

 А) Мышечная координация

 1) Согласование нервных процессов, приводящее в конкретных условиях к решению двигательной задачи посредством управления движениями через мышечные напряжения

 B) Нервная координация

2) Согласование движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное)

 C) Двигательная координация

3) Согласование напряжений мышц, оказывающих воздействия на звенья тела как в соответствии с сигналами нервной системы, так и под действием приложенных сил

5. Верно ли, что структура движений в детском возрасте относительно быстро совершенствуется

А) Верно

В) Неверно

Итоговый тест

1.Биомеханика – это раздел науки, изучающий …

А) спортивные движения человека;

Б) двигательные возможности и двигательную деятельность живых существ;

В) основные закономерности двигательных качеств людей разного возраста;

2.Биомеханика физических упражнений состоит из следующих разделов …

А) медицинской, эргометрической, инженерной;

Б) дошкольного возраста, школьного возраста, зрелого возраста;

В) общей, дифференциальной, частной;

3.Двигательная деятельность – это …

А) система упражнений, совершенствующая технику спортсмена;

Б) система двигательных действий;

В) система физических упражнений;

4.Оптимальный двигательный режим – это …

А) двигательный режим, прописанный врачом;

Б) наилучшая техника двигательных действий и наилучшая тактика двигательной                      деятельности;

В) двигательные действия спортсмена, направленные на решение поставленной цели;

5.Центр тяжести тела человека – это …

А) точка, к которой приложена равнодействующая сил тяжести всех частей тела;

Б) количество вещества (в килограммах), содержащееся в теле человека;

В) точка, где пересекаются линии действия всех сил, приводящих тело к поступательному движению;

6.Кости в теле человека выполняют следующие функции:

А) соединительную, деформационную, двигательную;

Б) защитную, соединительную, кинематическую;

В) двигательную, защитную, опорную;

7.Механические воздействия, действующие на тело человека – это …

А) давление, трение, вращение, падение;

Б) растяжение, сжатие, изгиб, кручение;

В) разрыв, перелом, растяжение, трещина;

8.Сократимость мышцы – это …

А) способность мышцы сокращаться при возбуждении;

Б) способность мышцы расслабляться после возбуждения;

В) способность мышцы сокращаться и расслабляться во время работы;

9.Мышцы – синергисты – это …

А) одинаковые мышцы, расположенные на левой и правой половине тела человека;

Б) мышцы, имеющие разнонаправленное действие;

В) мышцы перемещающие звенья тела в одном направлении;

10.Объектом биомеханического контроля является …

А) технико-тактическое мастерство спортсменов;

Б) моторика человека, то есть двигательные (физические) качества и их проявления;

В) физическое воспитание школьников и взрослых;

11.Шкалой измерений в биомеханике называется …

А) процедура биомеханического контроля;

Б) измерение качественных и количественных показателей двигательных действий;

В) последовательность величин, позволяющая установить соответствие между характеристиками изучаемых объектов и числами.

12.Объёмом техники называется …

А) разносторонность, эффективность и освоенность техники;

Б) совокупность технических приёмов, которыми владеет человек;

В) технический арсенал каждого вида спорта;

13.Тестированием в биомеханике называется …

А) процедура выявления и определения качества теста;

Б) контрольное испытание человека, осуществляемое для определения его технической и тактической подготовленности;

В) педагогическое оценивание двигательных качеств человека;

14.Качество теста в биомеханике – это …

А) способность теста точнее раскрыть интересующее явление;

Б) точность измерения теста;

В) экспертная оценка того качества, которое тестируется;

15.Дифференциальной биомеханикой называется раздел биомеханики …

А) изучающий двигательные особенности человека, зависящие от его телосложения и возраста;

Б) изучающий индивидуальные и групповые особенности двигательных качеств и двигательной деятельности людей;

В) изучающий двигательные возможности человека;

16.Процесс созревания – это …

А) совершенствование двигательных возможностей в процессе возрастного развития детей;

Б) результат педагогического воздействия на двигательную культуру ребёнка;

В) генетически обусловленное совершенствование систем организма;

17.Двигательные предпочтения – это …

А) предрасположенность к занятиям определённого вида спорта;

Б) способность выполнять движения определённой рукой, ногой;

В) совершенствование определённых технических приёмов;

18.Частной биомеханикой называется раздел биомеханики, изучающий …

А) отдельно взятые движения человека;

Б) отдельно взятые движения человека в различном возрасте;

В) вопросы технической и тактической подготовки в отдельных видах спорта;

19.Спорсмену спринтеру надо увеличивать энергетический потенциал …

А) фосфагенной энергетической системы;

Б) окислительной  энергетической системы;

В) лактацидной  энергетической системы;

20.Эстетический идеал – это …

А) телесная красота, увязанная с соображениями практической пользы;

Б) двигательная культура человека;

В) образец, соответствующий общепринятому в данный период времени представлению о красивом;

Примерные темы рефератов, докладов:

  1. Биологические и механические явления в живых системах.
  2. Предмет биомеханики, связь с другими науками.
  3. Основные понятия. Описание движений человека в пространстве и во времени.
  4. Основные понятия и законы динамики движения человека.
  5. Геометрия тела человека и способы ее определения.
  6. Взаимодействия человека с внешней средой. Основные силовые взаимодействия.
  7. Биомеханические свойства мышечной и скелетной системы.
  8. Вращательные движения человека, их основные понятия и определения.
  9. Способы управления движением вокруг осей.
  10. Расчет механической работы, совершаемой при движении человеком.
  11. Внешняя и внутренняя работа. Вертикальная и продольная работа.
  12. Рекуперация энергии при локомоциях. Способы рекуперации энергии в теле человека.
  13. Методы измерения работы и энергии при движениях человека.
  14. Этапы преобразования энергии при движении.
  15. Механические колебания мышц.
  16. Распространение ударных волн в теле человека.
  17. Волновые процессы в движениях человека.
  18. Биомеханика ходьбы и бега.
  19. Перемещающие движения.
  20. Локомоторные движения.
  21. Биомеханика ударных действий.
  22. Индивидуальные и групповые особенности моторики.
  23. Биомеханика двигательных качеств.
  24. Строение двигательных действий
  25. Биомеханика и спортивная техника.
  26. Биомеханические черты спортивного мастерства.
  27. Биомеханический контроль в спорте.
  28. Онтогенез моторики.
  29. Противоречия совершенствования в движениях и их разрешение средствами биомеханики.
  30. Противоречия обучения движениям и их разрешение средствами биомеханики.

Структура реферата:

  1. титульный лист – без нумерации;
  2. план;
  3. введение – с краткой аннотацией выполненной работы;
  4. анализ изучаемой темы по рекомендуемому перечню содержания рефератов с заключением по обзору литературных источников;
  5. выводы – по существу выполненной работы;
  6. библиография – перечень литературы, используемой для написания текста реферата (в алфавитном порядке) - 5-7 источников.

Критерии оценок реферата

     Оценка «зачтено» ставится, если в реферате:

- правильно сформулированы цели и задачи;

- достаточно полно подобрана и проанализирована изучаемая литература;

- сделаны аргументированные выводы, вытекающие из содержания работы;

- правильно составлен план, охватывающие основные вопросы тем;

- грамотно использованы цитаты, точно указаны источники;

- изложение ведется по плану;

- работа написана литературным языком, грамотно оформлена.

   Оценка «не зачтено» ставится, если в реферате имеются следующие существенные недостатки:

- отсутствует ясная постановка конкретных целей и задач;

- недостаточно полно подобран материал или пересказано содержание учебника, лекции;

- недостаточно систематизирована, проанализирована и обобщена основная литература;

- отсутствуют выводы или они не соответствуют целям и задачам работы;

- изложение не соответствует плану;

- слабо аргументировано применение цитат или работа перегружена ими.    

Примерный перечень вопросов к зачету по Основам биомеханики

1. Предмет биомеханики как науки о движениях человека.

2. Общая задача изучения движений. Частные задачи биомеханики спорта.

3. Содержание биомеханики спорта: ее теория и методы

4. Механическое, функционально-анатомическое и физиологическое направления развития биомеханики.

 5. Развитие биомеханики спорта. Современный этап развития биомеханики спорта

6. Кинематические характеристики. Системы отсчета расстояния и времени.

 7. Пространственные характеристики: путь, траектория, кривизна.

 8. Элементарное перемещение, угловое перемещение.

 9. Временные характеристики: момент времени, длительность движения, темп и ритм движения. 10. Пространственно-временные характеристики: скорость (средняя, линейная, угловая) точек и звеньев тела человека.

11. Ускорение тела: линейное и угловое, положительное, отрицательное, нормальное, тангенциальное.

12. Инерционные характеристики тела человека: момент инерции тела человека, радиус инерции. 13. Силовые характеристики: сила и момент силы, импульс силы

 14. Количество движения. Кинематический момент. Закон сохранения количества движения.

15. Энергетические характеристики: работа силы, работа силы трения, работа силы тяжести, энергия упругой деформации.

16. Биокинематические цепи и пары. Замкнутые и незамкнутые цепи.

 17. Степени свободы и связи в биокинематических цепях.

18. Звенья тела как рычаги и маятники.

19. Элементы биомеханических рычагов.

 20. Механические свойства мышц. Упругие свойства мышц.

21. Трехкомпонентная модель мышц.

 22. Механика мышечного сокращения. Латентность сокращения. Рефлекторное кольцо.

23. Активное сокращение мышц.

 24. Мощность. Работа и энергия мышечного сокращения.

25. Влияние сопротивления (веса, нагрузки) на механические показатели мышечного сокращения. 26. Механические, анатомические и физиологические тяги мышц.

27. Моменты инерции звеньев тела. Центр масс тела человека.

 28. Составные движения в биокинематических цепях. Относительное и переносное движения. Уравнение Кориолиса.

 29. Силы в движениях человека. Силы упругой деформации. Реакция опоры.

30. Силы действия среды: статические (выталкивающие).

31. Силы действия среды: динамические силы (лобовое сопротивление, реакция среды).

 32. Биодинамическая характеристика силовых качеств

33. Силы сопротивления: инерция, тяжесть.

34. Двигательное действие как система движений.

35. Виды вращательных движений. Силы, действующие на вращающееся тело.

 36. Механизм движения вокруг осей. Центробежная и центростремительная силы

37. Центробежные силы энергии.

 38. Движение звеньев вокруг осей как результат сложения вращательного и радианного движения. 39. Закон сохранения кинетического момента.

 40. Условия равновесия тела и системы тела.

http://russtil1.narod.ru/images/image9.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена »....

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.05. Безопасность жизнедеятельности

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». КОС включа...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности в рамках основной образовательной программы

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные тех...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств по учебной дисциплине "Охрана труда"

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Охрана труда» КОС включают контрольные материал...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств МДК.01.01 КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ основной образовательной программы специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИ...

Контрольно-оценочные средства для итоговой аттестации по дисциплине "Анатомия и физиология человека с курсом биомеханики зубочелюстной системы"

Ниже представлены вопросы для итоговой аттестации студентов по дисциплине  "Анатомия и физиология человека с курсом биомеханики зубочелюстной системы"...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ МДК.03.01 ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ «ПМ.03. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ МОДЕРНИЗАЦИИ И МОДИФИКАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» программа подготовки специалистов среднего звена по

Фонд оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения МДК.03.01 Особенности конструкций автотранспортных средств программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 2...