МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
учебно-методическое пособие на тему

Настоящее учебное пособие составлено на основе профессиональной образовательной программы курса «Основы экономики» в соответствии с требованиями ФГОС.

Методическое  пособие включает в себя практические задания по дисциплине «Основы экономики», вопросы для самоконтроля, вопросы для обсуждения (в письменной и устной форме), тестовые задания, таблицы, схемы, работа с текстами.

Практическая работа является одним из элементов учебного процесса, направленного на подготовку высококвалифицированных специалистов.

Выполнение материалов текущего контроля способствует закреплению и углублению теоретических знаний обучающихся, позволяет сформировать у обучающихся навыки применения этих знаний на практике при анализе и решении практических ситуаций на примере реальных предприятий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Тамбовское областное государственное
  2. бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Мичуринский аграрный техникум»

(ТОГБОУ СПО «Мичуринский аграрный техникум»)

МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

по учебной дисциплине «Основы экономики»

17531 Рабочий зеленого хозяйства

                      с.Турмасово 2015

        Методические материалы  учебной дисциплины «Основы экономики» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС).

        

        Разработчик: Александрова Елена Николаевна, преподаватель истории и социально-экономических дисциплин ТОГБОУ СПО «Мичуринский аграрный техникум»

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее учебное пособие составлено на основе профессиональной образовательной программы курса «Основы экономики» в соответствии с требованиями ФГОС.

Методическое  пособие включает в себя практические задания по дисциплине «Основы экономики», вопросы для самоконтроля, вопросы для обсуждения (в письменной и устной форме), тестовые задания, таблицы, схемы, работа с текстами.

Практическая работа является одним из элементов учебного процесса, направленного на подготовку высококвалифицированных специалистов.

Выполнение материалов текущего контроля способствует закреплению и углублению теоретических знаний обучающихся, позволяет сформировать у обучающихся навыки применения этих знаний на практике при анализе и решении практических ситуаций на примере реальных предприятий.

Раздел 1. Экономика и ее роль в жизни общества

Тема 1.1. Назначение и структура экономики

Тест 1. Подберите к каждому термину из левой колонки определение из правой колонки

1. Экономика

а. Труд, земля, капитал, предпринимательство

2. Факторы производства

б. Нужда в необходимом для жизни

3. Средства труда

в. Процесс создания жизненных благ

4. Производство

г. Деятельность людей, обеспечивающая

    материальные условия жизни

5. Потребности

д. Созданные людьми вещи, с помощью

    которых создаются экономические блага

Тест 2. Подберите к каждому термину из левой колонки определение из правой колонки

1. Предметы труда

а. Целесообразная деятельность

    удовлетворяющая какие- то потребности

2. Услуга

б. Хозяйственный кругооборот в обществе

3. Ресурс

в. Вещи, подвергаемые обработке в процессе

    труда

4. Общественное производство

г. Возможность удовлетворить потребность

5. Факторы производства

д. Труд, земля, капитал, предпринимательство

Тема 1.2. Собственность и ее виды

Te с т 1

1. Собственность (в экономическом смысле слова) — это:

а) материальное или нематериальное благо;

б) отношения между людьми по поводу экономических благ;

в) закрепленные законом имущественные отношения;

г) отношения человека к благам.

2. В странах с развитой рыночной экономикой численно преобладают предприятия, основанные на:

а) индивидуальной частной собственности;

б) государственной собственности;

в) акционерной собственности;

г) кооперативной собственности.

3.  В чем сходство между акционерной и совместной (долевой) собственностью? Обе эти собственности являются:

а) личной собственностью;

б) групповой частной собственностью;

в) общественной собственностью;

г) индивидуальной частной собственностью.

4.  Государственная собственность возникает в результате:

а) приватизации;

б) национализации;

в) акционирования;

г) продажи государством контрольного пакета акций.

5. В условиях рынка в государственной собственности обычно находятся:

а) предприятия производственной инфраструктуры;

б) убыточные предприятия;

в) производство предметов первой необходимости;

г) земля

Te с т 2

1.Экономическая реализация собственности – это возможность:

а) продажи собственности;

б) присвоение блага;

в) управление собственностью;

г) получение дохода.

2.К какому типу присвоения относится государственная собственность:

а) частная собственность;

б) общее долевое присвоение;

в) общее совместное присвоение;

3. Основным содержанием понятия собственность для экономиста является:

а) пользование и распоряжение;

б) владение и управление;

в) получение дохода;

г) присвоение.

4. Формой общественной собственности является:

а) муниципальная собственность;

б) акционерная собственность;

в) кооперативная собственность;

г) коллективная собственность.

5.  Государственная собственность:

а) включает в себя федеральную и муниципальную собственность;

б) невозможна в условиях рынка;

в) представлена в России федеральной собственностью и собственностью субъектов Федерации;

г) возникает в результате приватизации.

Работа по карточкам

Изобразите схематически:

1.Общая долевая собственность

2.Система отношений собственности

3.Частная собственность

4.Общая совместная собственность

5.Типы присвоения

Тема 1.3. Организация хозяйственной деятельности

Тест 1

1

Товарное производство

А

Люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей

2

Стоимость

Б

Полезные продукты создаются для их продажи на рынке

3

Полезность

В

Пропорция, в которой один товар обменивается на другие товары или деньги

4

Натуральное производство

Г

Овеществленный в товаре труд людей

5

Цена товара

Д

Способность удовлетворять какие-либо потребности людей

Тест 2

1

Товарное производство

А

Конкретная полезность товара

2

Стоимость

Б

Полезные продукты создаются для их продажи на рынке

3

Потребительская стоимость

В

Пропорция, в которой один товар обменивается на другие товары или деньги

4

Меновая стоимость

Г

Овеществленный в товаре труд людей

5

Цена товара

Д

Способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорциях обмена

Тест 3

1

Цена товара

А

Конкретная полезность товара

2

Стоимость

Б

Люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей

3

Потребительская стоимость

В

Пропорция, в которой один товар обменивается на другие товары или деньги

4

Полезность

Г

Овеществленный в товаре труд людей

5

Натуральное производство

Д

Способность удовлетворять какие- либо потребности людей

Работа по карточкам

Заполните таблицу

Критерии различий

Натуральное

 производство

Товарное

производство

1.Характер хозяйства

2.Экономические формы  хозяйства

3.Особенности труда

4. Формы связи производителей с

    потребителями

Тема 1.4.Организация хозяйственной деятельности

Контрольный срез

1.Дать определение основному понятию - экономика.

2.Перечислить виды потребностей.

3.Назвать основные виды ресурсов.

4.Дать определение факторы производства.

5.Перечислите основные факторы производства.

6.Что такое производство?

7.Перечислите основные стадии общественного производства.

8.Что означает термин «собственность»?

9.Что такое отношения собственности?

10.Какие типы собственности Вы знаете?

11.Дать определение натурального хозяйства?

12.Что такое товарное производство?

13. Что такое товар и назовите его основные свойства?

14. Дать определение Деньги и перечислить их  функции.

15. Что такое инфляция и назвать виды инфляции в зависимости от темпов развития.

Практическое задание

1. Изменение видов потребностей:

Человеческие потребности по своему характеру делятся на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). В табл. 1 приведены статические данные об обеспеченности населения нашей страны товарами длительного

пользования.

Таблица №1. Обеспеченность населения России товарами длительного пользования, шт. на 100 семей.

Товары

1970 г.

1980 г.

1990 г.

1998 г.

Телевизоры

52

91

111

112

Радиоприёмные устройства

74

92

101

100

Холодильники и морозильники

30

89

95

93

Стиральные машины

52

76

77

80

Часы

433

534

585

616

Легковые автомобили

2

10

18

37

Велосипеды и мопеды

50

46

54

51

Сделайте вывод, о развитии каких потребностей населения свидетельствуют данные табл. №1.

 2. Изменение структуры потребительских расходов в России.

Фактические данные о потребительских расходах домашних хозяйств в России за последние два десятилетия приведены  табл. 2.

Какие выводы напрашиваются при изучении данных табл. 2.

Таблица №2. Структура потребительских расходов домашних хозяйств в России

(по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, %).

Виды расходов

1980 г.

1990 г.

1999 г.

Потребительские расходы. Всего

100

100

100

В том числе: Расходы на покупку продуктов питания

36,1

31,5

52,0

Расходы на покупку непродовольственных товаров

37, 8

45,8

30,8

Расходы на оплату услуг

14,3

13,1

13,0

3. Экономический анализ.

Проанализируйте статистические данные об организационно-правовых формах предприятий негосударственного сектора экономики США (середина 1990-х годов), приведённые табл. 3.

Таблица №3. Оргазационно  -правовые формы предприятий США.

Формы предприятий

Их доля в общем числе предприятий, %

Доля форм предприятий в общей сумме продаж продукции, %

1. Индивидуальные

Предприятия (без фермерских хозяйств)

74

6

2. Товарищества

8

4

3. Акционерные общества

18

90

На основании данных табл.3 определите эффективность хозяйственной деятельности разных форм предприятий. Укажите, какие формы предприятий преобладают в американской экономике.

4. Структура форм собственности.

Таблица №4. Распределение предприятий и организаций по формам собственности в России (на 1 января).

Число предприятий и организаций, тыс.

В процентах к итогу

1995 г.               1999 г.

1995 г.             1999 г.

Всего

1946                  2901

100                  100

В том числе по формам собственности: Государственная

325                     148

14,3                 5,1

Муниципальная

171                     183

8,8                   6,3

Собственность общественных объединений

53                       183

4,2                   6,3

Частная

1216                 2147

63,4                74,0

Прочие формы собственности

181                   240

9,3                  8,3

Оцените, как изменилась структура форм собственности за 1995-1999 гг.

5.Анализ статистических данных.

Таблица №5. Удельный вес продуктов питания, полученных населением Рocchh из личного подсобного хозяйства, в общем объёме потребления, %

Продукт

1980 г.

1994 г.

Овощи и бахчевые

36

61

Фрукты и ягоды

22

36

Молоко и молочные продукты

21

33

Мясо и мясопродукты

19

24

Определите, в каких направлениях изменилось производство продуктов питания в нашей стране за указанный в табл. 5 период, и попытайтесь объяснить эти изменения.

6. Инфляция.

Таблица №6. Индексы цен по секторам экономики (декабрь к декабрю предыдущего года; в разах).

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Индекс потребит. цен

26.1

9.4

3.2

2.3

12

1.1

1.8

1.4

Индекс цен производ.

промышленной продукции

33.8

10.0

3.3

2.7

1.3

1.1

1.2

1.7

Индекс цен производителей на реализованную сельскохоз. продукцию

16.1

11.6

5.3

2.7

1.7

1.1

1.1

1.3

Индекс тарифов на грузовые перевозки

35.6

18.5

3.5

2.7

1.2

1.0

1.2

1.2

*В среднем за год.

Попытайтесь сопоставить индексы цен по секторам экономики России и охарактеризовать темпы инфляции.

Раздел 2. Микроэкономика.

Тема 2.1. Структура микроэкономики

Понятийный диктант

- Макроэкономика – это …

- Государство – это …

- Микроэкономика – это …

- Домохозяйство – это …

- Предприятие – это …

Тема 2.2. Рынок

Тест 1

1. Кто при свободных рыночных отношениях определяет, в каком количестве и куда должны поступать произведённые товары:

A. Федеральное правительство.

Б. Покупатели.

B. Продавцы.

Г. Производители.

2. Закон предложения выражает

A. Обратную связь между ценой и количеством предлагаемого товара;

Б. Прямую связь между ценой и количеством предлагаемого товара;

B. Обратную связь между ценой и количеством спрашиваемого товара;

Г. меру эластичности предложения.

3. Какой рынок относится к производственному типу рынка:

A. Рабочей силы;

Б. Потребительский;

B. Капитала;

Г. Технологий.

4. По географическому положению рынок бывает:

A. Рынок ценных бумаг;

Б. Рынок покупателя;

B. Рынок региональный;

Г. Рынок средств производства.

5.Если уменьшение цены товара на 1 % приведет к увеличению спроса на него на 2 %, то этот спрос:

A. Эластичный;

Б. Неэластичный;

Тест 2

1.Если снижение  цены на 5 % приведет к сокращению объема предложения на 8 %, то данное предложение:

A. Неэластично;

Б. Эластично;

2. Экономические проблемы дефицита товаров больше всего относится к:

A. Неэффективному производству;

Б. Несоответствию потребностей общества и имеющихся ресурсов;

B. Нестабильным ценам;

Г. Неспособности государства устранить бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами)?

3. Кто при свободных рыночных отношениях определяет, в каком количестве и куда должны поступать произведённые товары:

A. Федеральное правительство.

Б. Продавцы.

B. Покупатели.

Г. Производители.

4. Какой рынок относится к производственному типу рынка:

A. Рабочей силы;

Б. Технологий;

B. Капитала;

Г. Потребительский.

5. Закон спроса характеризует:

A. Прямую зависимость величины спроса от уровня цен;

Б. Прямую зависимость цены от величины спроса;

B. Обратную зависимость величины спроса от уровня цен;

Г. Обратную зависимость цены от величины спроса.

Тема 2.3. Конкуренция и монополия

Тест 1 Подберите к каждому термину из левой колонки определение из правой колонки:

1. Монополия

А. Общественная инфраструктура.

2. Олигополия

Б. Право на использование или продажу изобретения.

3. Трест

В. Рынок, на котором есть только один продавец.

4. Монополистическая конкуренция

Г. Рынок, на котором господствует несколько крупных продавцов.

5. Легальная монополия

Д. Рынок, на котором большое число продавцов предлагают сходные товары с индивидуальными признаками.

6. Патент

Е. Большая корпорация или объединение корпораций, контролирующих рынок.

Тест 2 К термину у левой колонки найдите соответствующее определение в правой колонке.

1. Чистая монополия

А. Монополия по закону использует патенты, торговые знаки, авторские права

2. Монопсония

Б. Монополия имеет редкие ресурсы или важные для общества виды хозяйства

3. Легальная монополия

В. На рынке действует один продавец

4. Патент

Г. На рынке действует один покупатель

5. Естественная монополия

Д. Свидетельство о праве на созданное изобретение

6. Неценовая конкуренция

Е. Рынок, на котором несколько крупных продавцов

7. Олигополия

Ж. Соперничество монополистов отдельных разновидностей продукта

8. Монополистическая конкуренция

З. Соперничество в области качества, технического превосходства товаров

Работа по карточкам

Краткая характеристика моделей современного рынка

Модели рынка

Основные характерные черты

Число фирм

Контроль над ценой

Вступление в отрасль

Примеры

Чистая конкуренция

Чистая монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Тема 2.4. Экономические основы бизнеса

Контрольный срез

1.Назовите основные формы хозяйственной деятельности и охарактеризуйте их?

2.Какие существуют экономические субъекты рыночной экономики?

3.Дайте определение понятия « рынок».

4.Назовите законы функционирования рынка.

5.Что такое конкуренция?

6.По методам ведения – виды конкуренции.

7.Что такое монополия?

8.Назовите виды монополии.

9.Какие существуют основные формы монополистических союзов?

10.Опишите модель современного рынка.

11.Что такое предпринимательство?

12.Перечислите характерные черты  предпринимательства.

13.Какие существуют формы предпринимательства?

14.Перечислите принципы коммерческого расчета.

15.Дать определение коммерческого расчета.

Практическое задание

1. Задача о величине спроса.

Определите количественную зависимость спроса от рыночной цены. При этом важно иметь в виду, что о количественном изменении спроса судят по показателю его объема. Объем спроса - это количество товара, которое покупатели желают приобрести за определенную цену. Количественную зависимость спроса от уровня цен можно представить следующим образом. Допустим, на каком-то местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет повышаться так, как показано в шкале спроса (табл.1).

Таблица 1. Шкала спроса.

Цена 1 кг яблок, руб.

Покупатели готовы купить, т.

2

25

5

15

8

9

10

6

15

4

20

2

Какие выводы вытекают из анализа данных таблицы 1?

Какая проявляется пропорциональная зависимость объёма спроса от рыночной цены товара: прямая или обратная?

2.Графическая задача.

Изобразите кривую спроса, которая выражает количественную зависимость объёма спроса от цены товара (используя данные таблицы 1). Сформулируйте закон спроса.

3. Задача о величине предложения.

Укажите количественную зависимость предложения от рыночной цепь. Для определения такой зависимости используется показатель объема предложения. Объем предложения — это количество товара, которое продавцы желают продать по определенной цене.

Количественную зависимость объема предложения от уровня цен можно представить на следующем примере. Предположим, на местном рынке продаются яблоки. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи яблок будет возрастать. Это наглядно видно на условном примере в шкале предложения (табл.2).

Таблица 2. Шкала предложения.

Цена 1 кг яблок, руб.

Продавцы готовы продать, т.

20

25

15

15

13

9

10

6

8

4

5

2

Какое заключение можно сделать после рассмотрения таблицы 2? Какая проявляется пропорциональная зависимость объёма предложения от цены товара: прямая или обратная?

4.Графическая задача.

Начертите кривую предложения на графике, на котором выражена количественная зависимость объёма предложения от цены товара (используя данные таблицы 2).

Сформулируйте закон предложения.

5. Анализ статистических данных (таблица 3).

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике ведут учет хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара доминирующее (преобладающее) положение — долю более 35%.  Полученные данные позволяют оценить изменение доли отдельных предприятий на конкретных товарных рынках с тем, чтобы не допустить опасный уровень экономической концентрации (укрупнения размеров предприятия).

Сделайте выводы на основании данных табл.3.

Таблица 3. Предприятия, занимающие на рынке доминирующее положение в 2012 г.

Отрасли промышленности

Число доминиру

ющих

предцрият

ий

Удельный вес, %

Доминирующих предприятий в

общем числе предприятий

объемов их продукции в общем объеме производства

Вся промышленность Отрасли промышленности:

топливная

черная металлургия

цветная металлургия химическая и нефтехимическая

машиностроение и металлообработка

лесная,

деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

строительных материалов легкая

пищевая

258

7

29

28

43

125

.9

3

1

7

1,0

1.2

.10,5

6,8

6.7

2,0

0,3

0,1

0,03

0,1

16,4

6.3

63,9

30,5

26,1

27,0

12.6

2,3

0.3

0,3

Раздел 3. Распределение доходов в обществе

Тема 3.1. Распределение доходов в микроэкономике

Тест 1. К     терминам     из     левой     колонки     найдите соответствующие определения в правой колонке:

1. Повременная заработная плата

а. Мера вознаграждения за труд

2.  Заработная плата

б.  Стоимость жизненных благ, которые можно приобрести при данном уровне цен

3. Себестоимость

в.  Форма оплаты труда, при которой оплачивается количество выпущенной продукции

4. Сдельная заработная плата

г. Форма оплаты труда, при которой оплачивается отработанное время

5. Реальная заработная плата

д. Денежное выражение затрат на производство и реализацию продукции

Тест 2. К     терминам     из     левой     колонки     найдите соответствующие определения в правой колонке:

1. Норма прибыли

а. Кредит, который выдается в виде денежных ссуд

2. Коммерческий кредит

б. Степень выгодности применения первоначально затраченного капитала

3. Номинальная заработная плата

в. Доход, полученный в результате продажи товара на рынке

4. Прибыль

г. Кредит, при котором в долг дают товары с отсрочкой платежа

5. Банковский кредит

д. Определенная сумма денег, которая выплачивается работнику за труд

Тема 3.2. Налоговая система

Работа по карточкам

Укажите, какие санкции могут быть применены к налогоплательщикам в случаях следующих налоговых правонарушений:

Виды налоговых нарушений

Размер штрафа

1

Нарушение срока поставки на учет в налоговом органе

2

То же на срок более 90 дней

3

Незаконное воспрепятствование доступу проверяющего инспектора

4

Непредставление налоговой декларации

5

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения при совершении деяний в течение одного налогового периода

6

Неуплата или неполная уплата сумм налогов

7

Ведение деятельности без постановки на учет в налоговых органах

8

Непредставление в налоговые органы сведений о налогоплательщике по запросу налогового органа

Тестирование

1.Основой функционирования налоговой системы РФ является:

а)        Бюджетный кодекс РФ;

б)        Таможенный кодекс РФ;

в)        Налоговый кодекс РФ.

2.  Налог — это:

а)  обязательный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц;

б)  обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц;

в)  обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в целях формирования государственных финансов.

3.  Налоговая ставка — это:

а)  процентная величина от объекта налогообложения;

б)  величина налоговых начислений на единицу налоговой базы;

в)  фиксированная величина от объекта налогообложения.

4.  Какой из способов уплаты налога предполагает внесение налога в бюджет соответствующего уровня до получения дохода:

а) у источника выплаты;

б) по декларации;

в) когда налог исчисляется налоговым органом?

5. Основная задача деятельности налоговых органов РФ:

а) возврат излишне уплаченных налогов;

б) постановка на учет налогоплательщиков;

в) контроль за соблюдением налогового законодательства, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджеты разных уровней.

Работа по карточкам

По данным, приведенным в таблице 1, рассчитайте недостающие показатели и определите сумму налога на прибыль.

Вариант 1.

Таблица 1. Выписка из формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» предприятия за отчетный год

Наименование показателя

Сумма, тыс. руб.

Выручка от продажи (нетто)

18245

Себестоимость проданной продукции

16143

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

624

Управленческие расходы

930

Прибыль от продаж

Прочие доходы

111

Прочие расходы

85

Прибыль до налогооблажения

Налог на прибыль ( 20 %)

Вариант 2.

Таблица 1. Выписка из формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» предприятия за отчетный год

Наименование показателя

Сумма, тыс. руб.

Выручка от продажи (нетто)

18246

Себестоимость проданной продукции

16144

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

625

Управленческие расходы

931

Прибыль от продаж

Прочие доходы

112

Прочие расходы

86

Прибыль до налогооблажения

Налог на прибыль ( 20 %)

Вариант 3.

Таблица 1. Выписка из формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» предприятия за отчетный год

Наименование показателя

Сумма, тыс. руб.

Выручка от продажи (нетто)

18247

Себестоимость проданной продукции

16145

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

626

Управленческие расходы

932

Прибыль от продаж

Прочие доходы

113

Прочие расходы

87

Прибыль до налогооблажения

Налог на прибыль ( 20 %)

Расчет проводится методом алгебраической суммы.

Тестирование

Выбрать правильный ответ из предложенных вариантов:

1.Налог, включаемый в цену товара или услуги.

2.Стоимость, созданная трудом на данном предприятии и отражающая реальный вклад работников предприятия в создание стоимости выпускаемого товара.

3.Обязательные взносы в государственный бюджет или внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

4.Изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного роста производства.

5.Налог, средняя ставка которого возрастает по мере увеличения дохода налогоплательщика и снижается по мере сокращения его дохода.

Ответы

а.        Внутренний государственный долг

б.        Государственный бюджет

в.        Дефицит государственного бюджета

г.        Акциз

д.        Государственные финансы

е.        Добавленная стоимость

ж. Налоги

 з.        Неравенство доходов
и. Фискальная политика
к. Дотации

 л. Рестрикционная фискальная политика

 м. Мультипликатор государственных закупок

 н. Дискреционная фискальная политика

 о. Налоговый мультипликатор

 п. Прогрессивный налог

Тема 3.3. Распределение доходов в обществе

Понятийный диктант

1. Заработная плата  - это…

2. Прибыль – это…

3. Ссудный капитал – это …

4. Норма прибыли – это …

5. Налоговая система – это …

Контрольный срез

1.Дать определение - заработная плата.

2.Какие факторы влияют на размер заработной платы?

3.Какие существуют формы заработной платы?

4.Что такое масса и норма прибыли?

5.Что такое себестоимость продукции?

6.Как распределяется Валовая прибыль?

7.Формы кредита.

8.Что такое процент?

9.Что такое рента?

10.Что такое аренда земли?

11.Какие существуют доходы от собственности?

12.Что такое налоги?

13.Основные функции налогов.

14.Что такое налоговая система?

15.Основные функции налоговой системы.

Практическое задание

Россия: рентабельность хозяйства

1.  Динамика рентабельности продукции и активов предприятий и организаций

Цифры табл. наглядно свидетельствуют о том, что в 1992—1998 гг. произошло резкое снижение уровня доходности предприятий и организаций: по рентабельности продукции в 3,5 раза, по рентабельности активов в 30 раз. Решающими причинами такого явления были непрерывное падение производства, сильная инфляция и неэффективное управление экономикой. Свою роль в этом отношении сыграло чрезмерное увеличение убыточных предприятий.

2.  Убыточность хозяйственной деятельности

Согласно данным табл. удельный вес убыточных предприятий во всей численности предприятий Российской Федерации резко возрос с 14 до 53%, то есть в 3,8 раза. Причины были те же, что указаны в предыдущем вопросе. Только в 1999 г. начавшийся подъем производства позволил снизить удельный вес убыточных предприятий до 44,4%.

3. Сравнительный анализ выгодности промышленного и торгового капитала

В период общего упадка экономики России многие торговые предприятия процветали благодаря следующим обстоятельствам:

либерализации цен (по существу ценовому «беспределу») и сильной инфляции;

монополизации рынка;

ликвидации государственной монополии внешней торговли и введении свободной внешней торговли. Это привело к широкой продаже дешевых отечественных природных ресурсов (нефти, металла, леса и др.) на мировом рынке по более высоким ценам;

закупке за границей многих видов дешевых товаров недостаточно высокого качества и перепродаже их в России по высоким ценам.

4. Торговля и отечественное производство в России: противоречия в их взаимосвязи

а. Необычайное расширение импорта зарубежных товаров, благоприятствующего иностранному капиталу, нанесло серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям. Показательны в этом отношении следующие статистические данные: уровень производства легкой промышленности страны в 1998 г. по сравнению с 1990 г. (1990 г. = 100%) составил 12%, пищевой промышленности — 49%.

б. Согласно данным специалистов, пороговая (предельная) величина удельного веса потребительских товаров, поступивших из-за рубежа, на национальном рынке не должна превышать 15% (остальная доля приходится на отечественное производство). Превышение этого показателя сигнализирует об угрозе национальной экономической безопасности (усиление хозяйственной зависимости от других стран).

в. В целях поддержки отечественного производства и повышения его роли в увеличении торговли государство вводит высокие таможенные пошлины (государственные денежные сборы) на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на отечественные товары, вывозимые за границу. Государство также экономически поддерживает рост национального хозяйства и повышает его конкурентоспособность на мировом рынке. Такого рода меры в России проводятся после 1988 г. В 1999 г. удельный вес товарных ресурсов отечественного производства возрос до 64%, а доля поступлений по импорту снизилась до 36%.

5. Розничные цены и покупательная способность населения: противоречия между ними

а. Ранее было выяснено, что масса торговой прибыли зависит от уровня цен и количества проданных товаров. В 1990-е годы в нашей стране торговый капитал ради своей выгоды воспользовался огромным инфляционным увеличением цен. Но такой шаг вступил в противоречие со сравнительно низкой покупательной способностью основной массы населения, что отрицательно сказалось на общем объеме розничной торговли.

б.  В целом физический объем розничного товарооборота (продажа всех товаров в их натуральном виде) с 1990 по 1998 г. сократилась на 15%. Это означает, что розничная торговля уменьшила закупки продукции на предприятиях промышленности и сельского хозяйства. Свертывание же производства влечет за собой, как естественное следствие, уменьшение суммарной величины новой стоимости — источника доходов всех групп населения. Разумеется, что в условиях выгодной для торговых посредников инфляции вдвое снизилась реальная заработная плата трудящихся или, иначе говоря, их покупательная способность.

в.  Сложившееся в 1990-е годы положение торгового бизнеса в нашей стране может в корне измениться в результате значительного снижения инфляционного роста цен, при стабилизации экономики и последующем подъеме производства и благосостояния населения, а также вследствие усиления государственного регулирования внутренней и внешней торговли.

Раздел 4. Макроэкономика

Тема 4.1. Экономический рост национального хозяйства

Тест 1 К терминам из левой колонки найдите соответствующее определение в правой колонке

1. Национальный доход

а. Совокупность материальных благ,  созданные трудом и накопленные в стране

2. Валовой внутренний продукт

б. Простое количественное увеличение факторов производства

3.Экстенсивный экономический рост

в. Совокупность доходов всех членов общества

4. Национальное богатство

г.  Отношение результата производства к затратам на его осуществление

5. Эффективность производства

д.  Годовая стоимость всей конечной продукции, созданной внутри страны

Тест 2

1. Накопление капитала - это:

а. сбережение денег;

б. увеличение количества средств производства на предприятии;

в. превращение прибыли в дополнительный капитал;

г. увеличение размеров активов предприятия (наличных денег, запасов сырья, машин и оборудования и т.д.)

2. Показатели эффективности производства - это:

а. фондоотдача;

б. материалоемкость;

в. фондоемкость;

г. себестоимость.

3. По какой формуле определяется эффективность производства:

а. Э= П*C

б. Э=С/П

в. Э= П/С

г. Э= Q/C

4. Основные макроэкономические показатели:

а. валовой внутренний продукт;

б. доход предприятия;

в. валовой национальный продукт;

г. производительность труда.

5. Интенсивный экономический рост- это:

а. увеличение производства за счет совокупной эффективности производственных факторов;

б. повышение эффективности использования факторов производства;

в. простое количественное увеличение факторов производства.

Тема 4.2. Неустойчивость и равновесие развития макроэкономики

Понятийный диктант

1. Безработица  - это…

2. Рабочая сила – это…

3. Безработный – это …

4. Трудоспособное население – это …

5. Инфляция – это …

Тестирование

Выбор правильного ответа:

1. Человек, потерявший работу из-за спада в экономике, увеличивает:

а) фрикционную безработицу

б) структурную безработицу

в) циклическую безработицу

г) естественную безработицу

2. К категории безработных будет относиться:

а) металлург, который по состоянию здоровья больше не может работать

б) уволенный токарь, который в течение длительного времени не смог найти работу и прекратил поиски

в) текстильщица, переведенная на режим неполной рабочей недели

г) программист, который уволился с работы потому, что его не удовлетворяла выплачиваемая там зарплата

3. Уровень безработицы при полной занятости:

а) учитывает только фрикционную и структурную безработицу

б) учитывает только циклическую безработицу

в) учитывает все виды безработицы

г) равен нулю

4. Одним из способов уменьшения естественного уровня безработицы является:

а) увеличение минимальной заработной платы

б) улучшение системы информации в сфере занятости

в) увеличение размера пособия по безработице

г) верно а) и б)

5.К экономически неактивному населению:

а) работающие по найму

б) учащиеся, студенты, аспиранты

в) лица, занятые ведением домашнего хозяйства

г) занятые в подсобных хозяйствах

Тема 4.3. Регуляторы национального хозяйства

Тестирование

1.Саморегулирующая рыночная система гарантирует:

А.отсутствие дефицита товаров

Б.невозможность избытка товаров

В.возможность избытка товаров

Г.дефициты и излишки товарной массы, которые быстро исчезают в результате действия ценного

   Механизма

2. Правительственная политика в области государственных расходов и налогообложения

    называется:

А.монетарной

Б.фискальной

В.политикой распределения расходов

Г.антикризисной политикой

3.Целью деятельности центрального банка является:

А. получение прибыли

Б. кредитование предприятий

В.первичный учет векселей

Г. регулирование массы денег в обращении

4.Важная задача финансовой политики государства:

А. стимулирование развития производства

Б. финансирование убыточных предприятий

В. финансирование благотворительных акций

Г. обеспечение высокой заработной платы всем категориям населения

5.государственный бюджет отражает расчеты государства:

А. о доходах граждан от предпринимательской деятельности

Б. о расходах на государственное управление

В. о курсах иностранных валют

В. об уровне безработицы

Тема 4.4. Макроэкономика

Контрольный срез

1.Что такое воспроизводство?

2.Назовите основные виды воспроизводства?

З.Что такое накопление капитала?

4. Перечислите факторы накопления.

5.Что такое эффективность производства и назовите основные показатели эффективности производства.

6.Что такое научно-техническая революция?

7.Что такое национальное хозяйство?

8.Назовите и дайте определение основным макроэкономическим показателям.

9.Что такое экономический рост?

10.Какие существуют типы роста национальной экономики?

11.Из каких фаз состоит экономический цикл, что представляет собой каждая фаза?

12.Что такое экономическое равновесие?

13.Какие типы безработицы Вам известны?

14.Что такое регулятор национального хозяйства?

15.Какие существуют типы макроэкономических регуляторов?

 

Практическое задание

Задание 1 .Динамика показателей производства в России в 1992-1998 гг.

О том, в каком состоянии находилось отечественное производство в 1990-е годы, можно судить по статистическим данным табл.1.

Таблица 1. Индексы некоторых социально-экономических показателей в 1992-1998 гг.

(в % к предыдущему году)

Показатели

1992г

1993 г

11994г

1995г

1996г

1997г

1998г

1999г

Валовой национальный продукт

85.5

91.3

87.3

95.9

96.6

100.9

95.4

102.2

Продукция промышленности

82

86

79

97

96

102

95

108

Продукция сельского хозяйства

91

96

88

92

95

101.5

87.7

102.4

Как Вы прокомментируете данные табл.1 и какие выводы можно сделать в отношении преодоления кризиса недопроизводства?

Задание 2.Расчетные задачи.

а. В 1999 г. в России среднегодовая численность населения составила 146.3 млн. человек, а экономически активное население-69.7 млн. человек.

Определите уровень экономической активности населения.

б. В 1998 г. в нашей стране насчитывалось безработных 9.0 млн. человек. Подсчитайте уровень безработицы.

Задание 3.Экономическая задача.

Все население страны (цифры условные ) составляет 10000 человек, из них 3000- дети и подростки до 16 лет, пациенты психиатрических больниц и исправительных учреждений: 2000 человек выбыли из состава рабочей силы; 500 безработных; 700 рабочих заняты неполный рабочий день или ищут работу.

Используя эти данные, определите:

а) уровень экономически активного населения;

б) официальный уровень безработицы.

Задание 4.Графическое задание.

Безработица и инфляция находятся в определенной количественной зависимости. Профессор Лондонской экономической школы А. Филипс установил следующую закономерность:

чем ниже уровень инфляции, тем выше уровень безработицы, и наоборот.

И это объяснимо. С повышением уровня безработицы уменьшается покупательная способность населения. Безработица отрицательно сказывается на уровне оплаты труда. В итоге уровень инфляции снижается.

По предоставленным значениям уровня безработицы и темпов роста цен постройте на графике кривую Филипса.

Уровень безработицы, %                                    Темпы роста цен, %

2                                                                                         6

4                                                                                         5

6                                                                                         4

8                                                                                         3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Задание 5.Анализ статистических данных.

О степени развития социальной сферы в разных странах конце 20 в. говорят цифры, приведенные в табл.2.

Таблица 2. Показатели социального развития в некоторых странах

Страна

Продолжительность жизни, лет

Число пациентов на 1 врача, чел.

США

77

387

Германия

76

286

Япония

80

522

Россия

68

220

Китай

71

1034

Индия

62

2165

Афганистан

45

47358

Какие выводы и оценки напрашиваются при изучении данных таблицы 2?

Раздел 5. Современная мировая экономика

Тема 5.1. Мировое хозяйство

Понятийный диктант

1.Хозяйственная система планетарного масштаба, в которой установились разнообразные  

   экономические связи между странами и народами – это …

2.Широкое межгосударственное объединение, которое действует в соответствии со специальными

   соглашениями и обладает своей организационной структурой, включающей общее руководство и

   иные учреждения – это …

3.Специализация отдельных стран на производстве тех или иных товаров и услуг в целях их

   продажи на мировом рынке – это …

4.Хозяйственная система, охватывающая всю планету – это …

5.Развитие такого организационно- экономического сотрудничества, которое выпуск изделий в

   одних странах объединяет с их потреблением в других ( сотрудничество между странами по

   объединению производства и потреблению благ) – это …

Тема 5.2. Мировое хозяйство

Тест 1.К терминам из левой колонки найдите соответствующие определения в правой колонке

1. Открытая экономика

А. Отношения, которые входят в мировую экономическую систему

2. Мировое хозяйство

Б. Сотрудничество между странами по объединению производства и потреблению благ

3. Интернационализация производства

В. Хозяйство страны, осуществляющее экспорт и импорт товаров и услуг

4.Мирохозяйственные связи

Г. Разделение между странами  операций по изготовлению сложного изделия

5.Международная подетальная специализация

Д.Хозяйственная система, охватывающая всю планету

Тест 2.К терминам из левой колонки найдите соответствующие определения в правой колонке

1. Мировая экономика

А. Отношения, которые входят в мировую экономическую систему

2. Экономическая интеграция

Б. Сотрудничество между странами по объединению производства и потреблению благ

3. Интернационализация производства

В. Хозяйственная система планетарного масштаба, в которой установились разнообразные экономические связи между странами и народами

4.Мирохозяйственные связи

Г.Специализация отдельных стран на производстве товаров и услуг в целях их продаже на рынке

5.Международное разделение труда

Д.Межгосударственное объединение

Тема 5.3. Мировой рынок товаров, услуг и валют

Тест 1 К терминам из левой колонки найдите соответствующие определения в правой колонке

1. Международный вывоз капитала

А. Крупнейшие компании базируются в данной стране и имеют филиалы в других странах

2. Транснациональные корпорации

Б. Фактически полный контроль над объектами зарубежных капиталовложений

3. Международная экономическая интеграция

В. Перемещение трудящихся из своих стран в другие в поисках работы

4. Международная миграция рабочей силы

Г. Высшая ступень интернационализации хозяйственной жизни

5. Прямые иностранные инвестиции

Д. Помещение за границей средств, приносящих их собственнику доходы

Тест 2.К терминам из левой колонки найдите соответствующие определения в правой колонке

1. Международный вывоз капитала

А. Перемещение трудящихся из своих стран в другие в поисках работы

2. Международная миграция капитала

Б. Высшая ступень интернационализации хозяйственной жизни

3. Международная экономическая интеграция

В. Совокупность экономических отношений, связанных с функционированием денег на мировом рынке

4. Международная миграция рабочей силы

Г. Встречное движение капиталов между странами, приносящее их собственникам доход

5. Валютные отношения

Д. Помещение за границей средств, приносящих их собственнику доходы

Тема 5.4. Глобализация мировой экономики

Работа по карточкам

Заполнить таблицу: Последствия глобализации для современных государств.

Сфера жизни общества

Положительные последствия глобализации

Отрицательные
последствия глобализации

Экономическая.

 

 

Социальная.

 

 

Политическая.

 

 

Духовная.

 

 

Составить проект – решение глобальной проблемы (по выбору)

План работы.

  1. Дать четкое определение проблемы.
  2. Почему вы выбрали эту тему, чем она важна, для общества и для вас лично?
  3. Цель работы? Какие результаты вы планируете получить?
  4. Какие шаги по решению данной проблемы уже делаются сегодня?
  5. Какие (методы) способы исследования вы планируете применить?
  6. Обоснуйте ваш выбор с точки зрения достижения поставленной цели.
  7. Кому, каким органам власти, общественным организациям могут быть полезны результаты вашей работы? Свой вывод аргументируйте.
  8. Перечислите темы исследований, которые поддержали бы работу по избранной вами проблеме. Кратко обоснуйте свой выбор.
  9. Спрогнозируйте возможное ваше личное участие в решении избранной проблемы.

Контрольный срез

1.Что такое мировая экономика?

2.Что такое мировое хозяйство?

З.Что такое интернационализация производства?

4.Что такое экономическая интеграция?

5.Дайте определение - международное разделение труда.

6.Какие существуют формы международного разделения труда?

7.Назовите основные формы экономических отношений во Всемирном хозяйстве.

8.Что такое Международный вывоз капитала?

9.Какие существуют формы экспорта капитала?

10.Что такое Международная миграция рабочей силы?

11.Какие существуют формы Международной экономической интеграции.

12.Что такое Международная торговля?

13.Что такое импорт и экспорт товаров?

14.Что такое валюта и валютный курс?

15.Какие существуют виды валютного курса?

Практическое задание

Задание 1 .Демографическая глобальная проблема - касается изменения численности населения на нашей планете.

Таблица1. Данные о народонаселении некоторых стран.

Страна

Население,

млн .чел.

Динамика роста населения за

год, %

Детская смертность

Продолжительность жизни

Германия

82,6

0,3

4

76

Франция

59,1

0,5

5

78

Япония

126,5

0,3

4

80

США

273,3

1

7

77

Россия

147,2

-0,1

17

68

Китай

1268,7

1

31

71

Индия

989,2

1,9

71

62

Пакистан

136,8

2,6

88

62

Египет

64,8

2,2

40

65

Бангладеш

130

2,2

75

58

Ответьте на вопросы:

1. В чем состоит существо демографической проблемы, обострившейся во многих странах во второй половине XX в.?

2. Какие  сдвиги  в  составе  и  численности  населения  мира  стали происходить к концу XX в. и будут продолжаться в XXI в.?

3. Каковы  отрицательные  последствия  быстрого  роста населения  в развивающихся странах?

Задание 2. Продовольственная глобальная проблема.

Во всем мировом хозяйстве наблюдается очень неравномерная обеспеченность населения продовольствием. Об этом, в частности говорят следующие статистические данные. В развитых странах достигнут высокий уровень потребления продуктов питания, соответствующих или

превышающих установленные медициной физиологические нормы. Так, суточное потребление килокалорий в США составило 3642, Германии-3330,Италии-3504,Канаде-3056,Франции-3531,а в России-2704. В то же время калорийность питания в сутки достигла в Китае только 2844 килокалорий, Пакистане-2408,  Индии-2415 , Бангладеш-2105.

Ответьте на вопросы:

-В чем состоит острота глобальной продовольственной проблемы?

-Как можно решить эту проблему?

Задание 3.Преодоление отсталости развивающихся стран.

Значительное улучшение социально-экономического положения жителей всей планеты непосредственно связано с решением такой глобальной проблемы, как преодоление экономической отсталости и бедности населения многих развивающихся стран. О том, насколько велик разрыв между высокоразвитыми и бедными странами, можно судить по статистическим данным таблицы3.

Таблица 3. Валовой внутренний продукт некоторых стран.

Страны

ВВП на душу населения

Долл. США

США=100

США

27831

100

Япония

23980

86,2

Франция

20390

76,6

Россия

6742

24,2

Индонезия

3021

10,9

Пакистан

1397

5

Лаос

1103

4

Непал

936

3,4

Бангладеш

880

3,2

Филиппины

2984

10,7

Прокомментируйте данные таблицы З.

Задание 4.Планетарная экологическая проблема.

На   протяжении   всей   истории   развития   человечества   ущерб   от хозяйственной деятельности был  сравнительно  невелик,  и природа восстанавливала    экологическое    равновесие, по    крайней    мере, в планетарных масштабах. Но в наше время ущерб, наносимый окружающей

среде, возрос    настолько,    что    природа   утратила    способность    к самовосстановлению.

Поясните, что на Ваш взгляд, требуется делать, чтобы предотвратить экологическую катастрофу на Земле.

Задание 5.Для человечества нет иного выбора, кроме того, чтобы создать новый тип глобального хозяйства, в котором не будет войн, гибели миллионов людей от голода и уничтожения животворной природной среды.

Какими возможностями располагает человечество для успешного решения назревших планетарных проблем?

Список литературы

  1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. – М: Дрофа, 2012.
  2. Кожевников, Н.Н. Основы экономики [Текст]: учебн. для сред. проф. образования/ Н.Н.Кожевников, Т.Ф.Басова, В.В.Бологова - 5-е изд.– М.: Академия, 2010.
  3. Гомола, А. И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля [Текст]: учебн. для нач. проф. образования/ А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жанин – М.: Академия, 2011.
  4. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. – М., 2012.
  5. Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы текущего контроля по учебной дисциплине "Немецкий язык" для студентов 1 курса

Материалы текущего контроля (тестирования) для студентов 1 курса к темам «Описание людей», «Межличностные отношения», «Прямой и обратный порядок слов в простом немецком предложении», «Образ...

Материалы текущего контроля по учебной дисциплине "Немецкий язык" для студентов 1 курса

Материалы текущего контроля (тестирования)к темам «Описание людей», «Межличностные отношения», «Прямой и обратный порядок слов в простом немецком предложении», «Образование и употребление времен...

Задания для текущего контроля по учебной дисциплине ОП.04.Основы физиологии кожи и волос.

Задания для текущего контроля по  учебной дисциплине  ОП.04.Основы физиологии кожи и волос.Разработала: Иванова Т.Н., преподаватель дисциплин профцикла по профессии «Парикмахер»....

КОС. Материалы текущего контроля знаний по дисциплине "Основы социологии и политологии"

Контрольное оценочное средство позволяет в тестовой форме ( 4 варианта) проверить знания по разделу Основы социологии...

Примеры типовых задания для текущего контроля по учебной дисциплине "Обществознание". Раздел "Экономика"

Примеры типовых задания для текущего контроля по учебной дисциплине "Обществознание". Раздел "Экономика"...

Материалы для проведения текущего контроля по учебной дисциплине "Обществознание(включая экономику и право)"

Материалы для проведения текущего контроля по учебной дисциплине "Обществознание(включая экономику и право)" могут быть использованы на занятиях по данному предмету как комплексно, так и по ...

Методическая продукция: «Материалы для проведения текущего контроля по учебной дисциплине «Английский язык»

Методическая продукция: «Материалы для проведения текущего контроля по учебной дисциплине «Английский язык»...