Практические работы по общесвотвознанию
рабочая программа на тему

Ольга Ивановна Теплякова

Практические работы по общесвотвознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_raboty_po_obshchesvotvoznaniyu_1.docx90.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное бюджетное учреждение начального профессионального образования Воронежской области

«Профессиональный лицей №29

пос. Молодежный Россошанского района»

Методические указания   по выполнению

практических  работ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ 05. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

(ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)

для профессий  среднего  профессионального образования

по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих

по профессиям

     35.01.13  (110800.02) Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства

     23.01.03 ( 190631.01)  Автомеханик

     23.01.07  190629.07  Машинист крана(крановщик)

     19.01.17 ( 260807.01)  Повар, кондитер

Методические указания  рассмотрены и одобрены

на заседании предметно - цикловой  комиссии

от « ______» ________________2014г., протокол № _______

Председатель ПЦК_______________

пос. Молодежный, 2014г

    Методические указания  разработаны в соответствии с локальными актами «Положение о лабораторных работах и практических занятиях» и «Положение о разработке методических указаний по выполнению лабораторных и практических работ (для обучающихся)» ГОБУ НПО ВО «ПЛ № 29».

Организация-разработчик: Государственное образовательное бюджетное учреждение начального профессионального образования Воронежской области «Профессиональный лицей №29 пос. Молодежный Россошанского района»

                     

               Разработчики:

Тепляеова О.И.. – преподаватель люществознания

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

                                                  Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………4

2. Критерии оценки практических заданий………………………………..     6

4. Перечень практических  работ                                                     …………  7

4. Содержание практических работ                          ……………………   8-37

5. Список рекомендуемой литературы………………………………………38

6. Приложение  (оформление отчета по практической работе)…………….39

Пояснительная записка

  Методические указания   по выполнению  практических  работ  по учебной дисциплине обществознание являются составной частью УМК  по обществознанию  и предназначены для обучающихся среднего профессионального образования  по профессиям  19.01.17. (260807.01)  «Повар, кондитер»,   35.01.13 (110800.02) Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства , 23.01.03 (190631.01)  Автомеханик,  23.01.07  (190629.07)  Машинист крана(крановщик)

             Цель методических указаний: организовать самостоятельную деятельность обучающихся при проведении практических  работ.

    Практические занятия дополняют теоретический курс, позволяют лучше усвоить его, знакомят с фактическим материалом на практике. Целью проведения практических занятий является отработка основных теоретических знаний  и приобретение практического опыта: (взять из Стандарта по Обществознанию 2010 г)

            Организация обучения и изучение курса обществознания в   группах требуют от преподавателя  системной целенаправленной работы по реализации компетентностного подхода. Данный подход подразумевает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, создание условий для развития творческих способностей обучающихся. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые в курсе обществознания:

- понимание сущности прочитанного текста;

- умение выделять основную, главную мысль;

- умение кратко изложить его содержание, ответить на вопросы по тексту;

- умение преобразовывать информацию, переводить ее из одной знаковой системы в другую;

- умение высказывать собственную точку зрения и аргументировано доказывать её;

- способность находить нужную информацию;

- выявлять общие свойства предметов и явлений, делить их на группы, классифицировать определенным образом;

- логически последовательно рассуждать;

- планировать собственную деятельность, определять последовательность своих действий;

- оценивать свою деятельность на основе сравнения с образцом;

- находить допущенные ошибки и исправлять их.

К числу специальных умений и навыков, формируемых в процессе обучения обществознанию,  можно выделить следующие:

- умение критически воспринимать информацию на основе комплексного анализа ее источников;

- понимание специфических особенностей социально – гуманитарного знания, его отличия от естественнонаучного;

- умение оперировать специальными научными понятиями;

- умение анализировать социальные явления и процессы, определять их причины и последствия;

- умение понимать сложность и многообразие современного мира, ориентироваться в социальной обстановке;

- умение оценивать свое поведение и поведение других людей на основе его соотнесения с социальными нормами и ценностного отношения к людям;

- умение регулировать собственное поведение на основе  знания социальных норм и допустимых способов социальной деятельности;

- способность воспринимать общество как систему, выделять его существенные элементы и компоненты, связи и отношения между ними;

 - умение определять свою социальную принадлежность;

- способность критически мыслить и объективно оценивать социальные объекты, действия, поведение;

- способность  эффективно строить взаимодействия с другими людьми.

Формирование данных умений и навыков возможно в процессе обучения предмету на  традиционном уроке. Однако,  необходима система специально организованных занятий по самостоятельному осмыслению знаний, формированию на этой основе и закреплению учебных умений и навыков.

Задания для практической работы составлены на основе учебника:

«Обществознание. 10 класс: учеб. для  общеобразовательных учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова и др.- 2-е изд.- М. : Просвещение, 2012.» , а также сборника «Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 класс. : пособие для учителя / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – 3-е изд.- М. : Просвещение, 2007.»

Критерии оценивания работы:

 «5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

 «4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание  основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

«3» - работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.

«2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

             Перечень практических работ по учебной дисциплине

обществознание

Тема

Количество часов

Страница

Многообразие видов деятельности

1

8

Экономика

1

12

Занятость и безработица

1

21

Демографическая ситуация в современной России.

1

28

Проблемы отмены смертной казни

2

32

             

         Практическая работа  № 1

Тема. Многообразие видов деятельности.

Цель. Закрепить знания о содержании понятия деятельность, видах деятельности.

Развивать умения переводить информацию из одной знаковой системы в другую, составлять на основе  анализа текстов источников схему, таблицу, круговую диаграмму;

  • составлять умозаключение о человеческой деятельности;
  • логически рассуждать, используя изученный материал;
  • выражать собственную точку зрения.

Воспитывать культуру общения, стремление к самосовершенствованию и самоопределению.

           Перед началом работы необходимо знать.

Сущность человеческой деятельности, отличие деятельности от поведения животных,  структуру деятельности, виды деятельности.

После окончания работы необходимо уметь.

Характеризовать деятельность по видам, анализировать примеры видов деятельности и уметь видеть их соотношение. Приводить конкретные примеры видов деятельности самостоятельно.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тексты заданий

        Основные теоретические положения.  

Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.

 Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Субъект – тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, организация, государственный орган.

Объект – то, на что направлена деятельность: природные материалы, различные предметы, сферы общественной жизни, группы людей.

Структура деятельности: цель, средства, действия, результат.

Деятельность многообразна. По объектам: практическая или духовная; по результатам: созидательная и разрушительная; а так же – продуктивная, репродуктивная, трудовая,  досуговая,  производственная, потребительская, образовательная, рекреационная.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы  и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.  Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную деятельность, а также созидательную или разрушительную.
     В зависимости от соответствия деятельности существующим 

общекультурным ценностям, определяют законную и незаконную, 

моральную и аморальную деятельность.
         В связи с социальными формами объединения людей, выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность. И так далее: однообразная, монотонная, инновационная, изобретательская, творческая, экономическая, военная, социальная деятельность.
Все виды деятельности связаны между собой. Своеобразной деятельностью является общение. Существуют разные подходы к вопросу о связи деятельности и общения: 1)общение и деятельность равны; 2) общение и деятельность противоположны; 3)общение и деятельность самостоятельны и равноправны.

Ход работы.

1. Знакомство с темой и заданиями к работе.

I. Определить вид деятельности по предложенным примерам.
а) Работа на конвейере. Положил железку туда, положил железку сюда.
б) Строительство многоэтажных домов.
в) Работа  художником, программистом, певцом и т.д.

г) Архитекторский проект здания, по которому это здание будет построено.

 д) Строительство дома, разведение скота, производство мебели и т.д.

е) Создание орудий труда и дальнейшее их использование. Пример: изобретение и производство. Сохранность машин и оборудования.

ж) Строительство городов, дорог, получение образования, изменение привычек и т.д.

з) совместное ведение сельского хозяйства, обработка земли, торговля, учеба и т.д.

II. Прочитайте задание №3 на странице 55 учебника «Обществознание. 10 класс». Выполните его, т.е. назовите действия людей различных профессий.

III. Прочитайте текст В.А. Петровского «Личность в психологии: парадигма субъектности» на странице 53-54 учебника «Обществознание. 10 класс».

Задание:

 А) Объясните, что такое субъект и объект деятельности.

Приведите конкретные примеры объектов и субъектов деятельности различных видов.

Б) Найдите и выпишите строки, где автор говорит о движении деятельности. Как вы понимаете эти слова?

В) Как, по мнению автора, связаны деятельность и сознание?  

3. Самостоятельная письменная работа.

Отчет о выполнении работы.

Письменные ответы на вопросы.

           Используемая литература

Основные источники:

Обществознание. 10 класс: учеб. для  общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова и др.- 2-е изд.- М. : Просвещение, 2012

Дополнительные источники: А.Г.Важенин «Практикум. Обществознание», М. «Академия», 2011

Гуревич «Человек и культура». – М., 1998.

Школьный словарь по обществоведению / под ред. Л.Н. Боголюбова и Ю.И. Аверьянова – М., 2002.

         

Практическая работа  № 2

Тема. Экономика

Цель. Формировать представление об экономике, как системе.

Познакомить с основными документами, регулирующими экономические отношения в государстве.

Развивать логическое мышление, интерес к изучаемому материалу.

Воспитание экономической культуры, рациональное поведение потребителя.

Перед началом работы необходимо знать.

Что такое экономика как подсистема общества. Роль экономики в жизни общества. Влияние государственной политики на условия функционирования экономики. Защита государством интересов прав потребителей.

После окончания работы необходимо уметь. Работать с текстом источника, выделять главное в учебном материале.

Находить в Конституции РФ статьи об экономических правах граждан, об экономической политике государства. Приводить примеры нарушения прав потребителей. По алгоритму объяснять правила защиты нарушенных потребительских прав.

Оборудование: учебники, рабочие тетради,  Конституция РФ,  статьи Закона РФ «О защите прав потребителей», задания по выполнению работы.

          Основные теоретические положения.

Конституция РФ об экономической свободе в государстве, равноправие форм собственности, охрана законом права частной собственности. Федеральный бюджет, налоги и сборы; финансовая, кредитная и денежная политика в ведении Совета Федерации и Государственной Думы. Закон РФ «О защите прав потребителей» об основных правах  потребителя – на информацию о товаре, на обмен товара, на расторжение договора купли-продажи.

                Ход работы.

1. Знакомство с темой и заданиями к работе.

2. Изучение текста Конституции и Закона…

  1. Конституция РФ

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

Статья 74

1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Статья 75

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Задание.

        А) В каких статьях Конституции подтверждается экономическая свобода?

Б) Какие статьи доказывают, что сфера экономики – важная часть политики государства.

В) Какими положениями статей Конституции можно доказать, что государство защищает экономические права граждан.

II.  Закон РФ «О защите прав потребителей»

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах) 

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;

цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг);

информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации.

2. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

Задание.

          А) Назовите права потребителя указанные в законе.

Б) Приведите примеры нарушения этих прав.

В) Можешь ли ты защитить свои права, зная нормы закона.  Какими способами ты будешь это делать?  

         3. Самостоятельная письменная работа.

Отчет о выполнении работы

Письменные ответы на вопросы

          Используемая литература

Основные источники:

Обществознание. 10 класс: учеб.  для  общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова и др.- 2-е изд.- М. : Просвещение, 2005

     

Практическая работа  №3

Тема. Занятость и безработица

Цель. Познакомить с ситуацией по занятости населения в РФ за последние годы;  с мероприятиями правительства, которые проводятся в данном направлении; с негативными социально-экономическими  последствиями  безработицы.

Развитие умения анализировать явления социальной-экономической жизни.

Воспитание  экономической культуры, активной жизненной позиции, стремление к  пониманию повышения квалификации в своей профессии.

Перед началом работы необходимо знать.

Экономика как наука. Факторы производства. Занятость. Виды, признаки, причины безработицы. Государственная политика в области занятости.  

После окончания работы необходимо уметь.  По статистическим данным определять положение на рынке труда.  Анализировать политику правительства, направленную на снижение безработицы. Понимать негативные социально-экономические последствия безработицы. Приводить примеры жизненных ситуаций, связанных с проявлением безработицы.

Оборудование: рабочая тетрадь, тексты заданий к практической работе.

          Основные теоретические положения. 

Уровень безработицы - одна из самых главных характеристик, описывающая экономику страны или региона. Практически всегда считается, что чем выше уровень безработицы, тем хуже экономическая ситуация и ниже уровень жизни населения.

Используется два показателя -  уровень безработицы и средняя ее продолжительность. Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве.

Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе.

Различают безработицу фрикционную, структурную, институциональную,

циклическую, добровольную.

     Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с

переменой рабочих мест, места жительства. Этот тип безработицы включает в себя людей, которые незаняты в связи с переходом с одной работы на другую.

     Структурная безработица по существу является углублением

фрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в

технологии происходят важные изменения, которые , в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу.

     Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация о вакантных рабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации.

     Циклическую безработицу вызывает спад производства во время

промышленного кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла, которая  характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет.

     Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать.

             Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

           Ход работы.

1. Знакомство с темой и заданиями к работе.

2. Изучение текста.

I.   Данные по занятости населения в России по годам

Ниже представлены усредненные данные по занятости населения и уровне безработицы в России по годам в виде таблицы: численность экономически активного населения, количество людей, имеющих работу, количество безработных и уровень безработицы.

Год

Экономически активные

Занятые

Безработные

Уровень безработицы, %

2012

75 676 000

71 545 000

4 131 000

5,46

2011

75 779 000

70 857 000

4 922 000

6,50

2010

75 478 000

69 934 000

5 544 000

7,35

2009

75 694 000

69 410 000

6 284 000

8,30

2008

75 700 000

71 003 000

4 697 000

6,20

2007

75 289 000

70 770 000

4 519 000

6,00

2006

74 419 000

69 169 000

5 250 000

7,05

2005

73 581 000

68 339 000

5 242 000

7,12

2004

72 985 000

67 319 000

5 666 000

7,76

2003

72 273 000

66 339 000

5 934 000

8,21

2002

72 357 000

66 659 000

5 698 000

7,88

2001

71 547 000

65 123 000

6 424 000

8,98

2000

72 770 000

65 070 000

7 700 000

10,58

Задание.  

А) Как изменяется количество экономически активного населения по годам?

Б) В каком году уровень безработицы был самым низким? Самым высоким?

В) Выбери два любых года и сделай выводы о положении на рынке труда.

II.  Направления политики занятости в РФ

Россия - огромная страна, состоящая из 83 федеральных субъектов - республик, краев, округов, областей и городов федерального значения. У каждого из этих регионов своя история, правительство, ресурсы, население и экономика, и, соответственно, уровень безработицы в каждом из регионов разный.

          Как показал анализ ситуации в сфере занятости России, безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики.

Суть в том, что действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Вот наиболее важные меры такого рода:

1.  Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

2.  Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.

3.  Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

4.  Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

5.  Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Решениями проблемы молодежной безработицы могут стать:

·  раннее привлечение подростков к труду;

·   квотирование рабочих мест для выпускников;

·  трудоустройство  для рядовых запаса российской армии;

·  введенная на муниципальном уровне система налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов;

·  предоставление кадровыми агентствами  услуги по лизингу персонала;

·  специальную программу по адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии;

·  создание при общественных организациях консультативных центров по вопросам занятости населения – молодежных бирж труда.

Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем. Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и, как мы уже убедились, приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.

Российское государство гарантирует своим гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или отказа в приёме на работу. В целях регулирования занятости государство осуществляет разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер. Для осуществления политики занятости государство создаёт координационные комитеты содействия занятости населения из представителей профсоюзов, органов работодателей, служб занятости и др.

Универсального рецепта сокращения безработицы нет. Ясно одно: осуществить политику продуктивной занятости можно только при условии сочетания взвешенных экономических реформ и адекватной социальной политики.

Задание.

А)  Поставь предложенные меры по предотвращению безработицы от наиболее необходимых в обществе, к несущественным (например: 3, 5, 1, 2, 4), по твоему мнению.

 Б) Какое мероприятие при решении проблем молодежной безработицы  ты считаешь наиболее эффективным? Почему? Сформулируй свое предложение по борьбе с этой социальной проблемой в стране.

  III. Поскольку для населения трудовая деятельность является источником существования, отсутствие работы негативным образом сказывается не только на конкретном человеке, но и на государстве в целом. Не стоит забывать, что социальная сфера, экономика, демография, политика тесно взаимосвязаны. Нарушение баланса процессов ведет к большим потерям во всех сферах общественной жизни.

Негативные социально-экономические последствия безработицы:

-        недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального;

-        снижение уровня жизни населения, потребительского спроса, уровня сбережений;

-        потеря профессиональных знаний и навыков;

-        сокращение налоговых и пенсионных поступлений;

-        рост алкоголизма, наркомании, самоубийств;

-        обострение криминогенной  ситуации;

-        увеличение социальной дифференциации.

   Задание.

А) Определи, в какой сфере общественной жизни могут сказаться последствия безработицы (по каждому пункту).

Б) Выбери одно последствие и приведи конкретный пример негативного последствия.

 3. Самостоятельная письменная работа.

Отчет о выполнении работы

Письменные ответы на вопросы (объем: не менее 1 листа)

               

Практическая работа № 4

Тема. Демографическая ситуация в современной России.

Цель. Познакомить обучающихся  с современными миграционными процессами в России.

            Учить формулировать определение обществоведческого понятия, определять причины  явления. Развивать умение оценивать миграционные процессы. Воспитывать любовь к Родине, через понимание причин негативной демографической ситуации в стране; социальную компетентность.

Перед началом работы необходимо знать. Демография как наука.  Демографическая ситуация в современной России. Естественная убыль населения. Негативные факторы демографии.

После окончания работы необходимо уметь. Находить нужную информацию  Давать определение понятию «утечка мозгов». Называть последствия «утечки мозгов». Выявлять качественную характеристику нелегальной миграции, объяснять социальные и экономические проблемы, возникающие в связи с ней. Знать меры, предлагаемые социологами для упорядочивания миграционных процессов.

Оборудование: рабочая тетрадь, текст П. Павленок, Л. Савинов «Современные миграционные процессы в России», задания к тексту.

Основные теоретические положения.  

Число россиян убывает.

Население России не воспроизводится с 60-х годов XX века.

В основном население сокращается из-за естественной убыли, т.е. из-за превышения числа смертей над числом рождений, а так же из-за эмиграции.

 Сокращается трудоспособное население.

В настоящее время в России ситуация с народонаселением – депопуляция.

В сентябре 2001 года правительство РФ одобрило  Концепцию демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года.

Ход работы.

1. Знакомство с темой и заданиями к работе.

2. Изучение текста.

Современные миграционные процессы в России

Внешние миграционные процессы в России характеризуются качественными признаками в отношении эмигрирующего контингента.

 Напомним, что страна за последние 20 лет теряла ежегодно не менее 100 тыс. человек. Россию покидают наиболее образованные, профессионально подготовленные люди, на обучение которых затрачен огромный капитал. «Утечка мозгов» - это показатель, характеризующий социально-экономическое и политическое положение страны. Россию покидают в первую очередь ученые, врачи, техническая и творческая интеллигенция, высококвалифицированные рабочие. Наши граждане, уезжая из страны, существенным образом способствуют росту научно-технического и интеллектуального потенциала Германии, Израиля, США и ряда других стран.

«Утечка мозгов» носит ярко выраженный перспективный характер. По результатам опроса студентов-выпускников ведущих естественно-технических вузов (МГУ, МФТИ, МИФИ, МАИ и др.), более 50% из них желали бы эмигрировать, а 10-12% уже имеют конкретные предложения для работы за границей. Сегодня каждый пятый эмигрант имеет высшее образование, в том числе среди выбывших в Израиль – 30%, в США – боле 40% (доля лиц с высшим образованием в России составляет лишь 13,3%).

Отъезд специалиста высокой квалификации равнозначен для России потере 300 тыс. долларов в год. Ущерб выезда одного специалиста со степенью доктора наук в ряде случаев достигает 2 млн долларов. По самым скромным оценкам экспертов по миграции населения, в ближайшие годы Россия из-за отъезда специалистов с высоким уровнем подготовки будет ежегодно нести потери в размере 30-35 млрд долларов.

Парадоксальность качественной стороны иммиграционно-эммиграционного баланса определяется тем, что, отдавая ряду стран свои наиболее высококвалифицированные кадры, Россия приобретает весьма низкоквалифицированные кадры из части избыточного трудового потенциала сопредельных и даже отдаленных стран. Точного определения количества иммигрантов в Россию нет, по мнению многих специалистов, нелегальных иммигрантов не менее 1 млн человек. В ряде регионов страны нелегальная иммиграция самым существенным образом оказывает влияние на социально-экономическое, а нередко даже и на государственно-политическое положение. Например, выходцы из стран Юго-Восточной Азии (главным образом из Китая) сосредотачиваются на Дальнем Востоке. С учетом нарастающего оттока русскоязычного населения из регионов Дальнего Востока увеличение доли китайцев среди общего числа населения создает не только этнические и культурные проблемы, но и далеко идущие экономические, военно-стратегические и политические сложности.

Нелегальные эмигранты занимают самые не престижные для местного населения рабочие места. Значительная их часть согласна работать не по специальности и без оформления своих трудовых отношений с работодателем. Такая ситуация создает особые социальные и экономические последствия. Работодатели в меньшей степени становятся заинтересованными в улучшении условий труда и внедрения новой, более совершенной техники; создаются условия для развития теневой экономики;; растет уровень травматизма и заболеваемости мигрантов.

Россия не способна сегодня избежать как легальной, так и нелегальной иммиграции. Её неизбежность предопределена демографической ситуацией в стране. Ради сохранения территории государству придется широко открыть двери для иммигрантов. Сдерживать нелегальную миграцию уже сейчас крайне сложно, придется ответить расширением легальных возможностей для иммиграции. Необходимо, не откладывая, разработать новое миграционное законодательство, учитывающее сегодняшние и завтрашние интересы России. Но одного только изменения законов недостаточно. Остро необходимы иные установки в отношении нации и гражданства, необходимо контролировать структуру иммиграции. Вместе с тем новые управленческие схемы и стремления должны быть направлены на оптимизацию демографической ситуации народа России, необходимо не завтра, а уже сегодня в реальности заботиться о его благосостоянии и здоровье.

                                   П. Павленок, Л. Савинов

Задания

А) Что такое «утечка мозгов»? Почему авторы считают её показателем, характеризующим социально-экономическое положение в стране?

Б) Назовите не менее трех последствий «утечки мозгов».

В) Какова качественная характеристика нелегальной иммиграции? Какие социальные  и  экономические проблемы возникают в связи с ней? (Назовите не менее трех).

Г) Какие меры предлагают авторы для упорядочивания миграционных процессов в России?

3. Самостоятельная письменная работа.

           Отчет о выполнении работы

Письменные ответы на вопросы.

Практическая работа  № 5

Тема. Проблема отмены смертной казни

Цель. Добиться усвоения обучающимися основных понятий МОРАТОРИЙ, ГУМАНИЗМ,  ДИЛЕММА.

 Формировать умения  сравнивать,  делать выводы, обобщать знания, полученные из разных источников.

Развитие навыков практической работы с законами, нормативными документами, мотивации к анализу чужих поступков и самоанализу; развитие  гуманистического мировоззрения.

Воспитание   основ правовой культуры; готовности к принятию на себя ответственности за совершаемые действия.

 Воспитание гражданственности, уважения к закону, социальным и правовым нормам, активной жизненной позиции и гуманизма.

Перед началом работы необходимо знать. Права и свободы человека; Всеобщая декларация прав человека; защита прав человека средствами ООН; Европейская система защиты прав человека; правовое поле; нравственно-философские категории.

После окончания работы необходимо уметь.

 Изучив фактический материал, делать теоретические выводы.      Заполнять сравнительную таблицу по заданным критериям.

На основании приведённых аргументов, высказывать  свое мнение по дискуссионному вопросу в обществе.

Оборудование:

Основные теоретические положения.  

ООН, созданная в 1945 году, приняла 10 декабря 1948 года Всеобщую Декларацию прав человека, где провозглашено право каждого на жизнь, но смертная казнь не была отменена.

Вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. На протяжении веков различные авторы высказывали свои точки зрения на этот вопрос, раскрывали свои аргументы, доказывая необходимость отмены или сохранения смертной казни. Тема смертной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого.

В 1983 году Совет Европы принял Протокол №6 (об отмене смертной казни) к Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод. В 1997 году Протокол подписала Россия, однако парламентом он не ратифицирован. Смертная казнь в нашей стране не применяется с 1996 года.

КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ ПОМИЛОВАНИЯ.

Ход работы.

1. Знакомство с темой и заданиями к работе.

2. Изучение текста.

I.  История применения смертной казни в России.

В России смертная казнь как мера наказания упоминалась еще в Краткой Русской Правде в XI веке. Разрешалась законом и кровная месть, но ее можно было заменить вирой (штрафом).

Вора, застигнутого на месте преступления, можно было убить сразу, но убить можно только ночью, и нельзя было убить связанного вора.

А вот за убийство княжеского слуги при исполнении обязанностей, было разрешено убить преступника в любое время, прямо на месте.

Впервые в законах смертная казнь как наказание появилась в Двинской уставной грамоте 1347 года за кражу, совершенную в третий раз.

А в Псковской грамоте 1467 года было 5 случаев применения смертной казни: за кражу из церкви, государственную измену, поджог, троекратную кражу и конокрадство.

При Иване Грозном смертная казнь применялась уже в 12 случаях. Среди них были ложный донос, восстание против власти, похищение людей, взяточничество, богохульство.

Важно заметить, что смертная казнь применялась в зависимости от личности преступника, например, за убийство родителей смертная казнь назначалась беспощадно, а за убийство детей мерой наказания были тюрьма и церковное покаяние.

Для усиления устрашающего эффекта, предусматривались разные виды казни: сожжение, повешение, отсечение головы, отравление, закапывание заживо, повешение за ребро на крюке, залитие горла расплавленным металлом и другие, но наибольшее число карманных краж совершалось на площадях в момент публичных казней: одних преступников казнили, а другие тем временем отрезали кошельки у зачарованных этим страшным зрелищем сограждан.

При Петре I смертная казнь назначалась в 101 случае.

Елизавета Петровна, напротив не подписала ни одного смертного приговора, в результате, тюрьмы были переполнены.

Екатерина II высказывалась против смертной казни, но в то же время говорила, что “Смертная казнь есть некоторое лекарство больного общества”. После восстания Пугачева было казнено 20 тысяч человек. Виселицы устраивали на плотах и пускали по течению Волги и Камы, чтобы их видело как можно больше людей.

За 25 лет правления Александра I смертная казнь применялась всего 24 раза, и то по решению военно-полевых судов в годы Отечественной войны 1812 года.

Николай I отметил свое вступление на престол казнью 5 человек (декабристы).

К смертной казни был приговорен и Достоевский, но его приговор заменили каторгой.

Николай II был гуманистом, и сократил применение смертной казни, но сам вместе с семьёй был расстрелян в 1918 году.

В  XX веке…большевики отказались от использования смертной казни лишь в первые месяцы своей власти, а потом менее чем на полгода – после Гражданской войны. И даже Сталин – в 1947 году, заменил расстрельные статьи на 25 лет лагерей. Правда, в 1950 году можно было уже расстреливать шпионов, диверсантов, изменников Родины, а в 1954 году к ним добавились и преступники, совершившие умышленное убийство.

Выдающийся криминалист А. Ф Кистяковский, книга которого “Исследования о смертной казни” в 2000 году была опубликована в Туле, сказал так: “ Ни один вопрос уголовного права не пользуется такой известностью и таким свойством привлекать к себе дух исследования, как смертная казнь”.

              Задание.

А) Почему же споры вокруг этой проблемы не утихают на протяжении всей человеческой истории? Можно ли сказать, что эта тема всегда нова и неисчерпаема?

Б) В связи с какими последними событиями дискуссия приобрела остроту? Почему общество не может быть равнодушным к этой проблеме?

II. Заполните таблицу.

 

Линии сравнения

Смертная казнь

Пожизненное лишение свободы.

Нравственные, религиозные и духовные аспекты

 

 

Принцип справедливости

 

 

Принцип гуманности.

 

 

Судебная ошибка

 

 

Превенция (предупреждение новых преступлений)

 

 

Политический аспект

 

 

Экономический аспект

 

 

III. Аргументы в защиту и против смертной казни. Они  перечислены А.А.Гусейновым в учебнике «Этика»

(М.: Гардарики, 1998. С. 434-442): 
Аргументы
«за»: 
1. Смертная казнь есть справедливое возмездие и является нравственным деянием, поскольку применяется в качестве наказания за убийство. 
2. Смертная казнь хотя, быть может, и несправедлива по отношению к тому, к кому она применяется, тем не менее оправдана, ибо своим устрашающим воздействием предотвращает совершение таких же преступлений другими. 
3. Смертная казнь приносит благо обществу тем, что освобождает его от особо опасных преступников. 
4. Смертная казнь может быть оправдана гуманными соображениями по отношению к самому преступнику, ибо пожизненное, тяжелое заключение в одиночной камере хуже, чем мгновенная смерть. 
5. Смертная казнь есть простой и дешевый способ отделаться от преступника. 
Аргументы
«против»: 
1. Смертная казнь оказывает нравственно развращающее воздействие на общество. Она оказывает такое воздействие непосредственно через людей, причастных к ней, и косвенно – тем, что в обществе самим фактом наличия смертной казни утверждается мысль, будто убийство хотя бы в каких-то случаях может быть справедливым, благим делом. 
2. Смертная казнь является антиправовым актом. Это, в частности, проявляется в том, что в праве действует принцип восстановимости наказания, что позволяет до некоторой степени делать обратимыми случае, когда совершается судебная ошибка. Применительно к смертной казни этот принцип нарушается: того, кого убили, нельзя вернуть к жизни, как и невозможно компенсировать ему нанесенный юридической ошибкой вред. 
3. Смертная казнь нечестива и лжива в том отношении, что она явно нарушает пределы компетенции человека. Человек не властен над жизнью. Жизнь есть условие человеческих деяний и необходимо должна оставаться их пределом. Кроме того, человек не может безусловно судить о виновности и об абсолютной неисправимости преступника. 
4. Смертная казнь есть покушение на коренной нравственный принцип самоценности человеческой личности, ее святости. 
         
Задание.

А)  Можно ли дополнить эти аргументы?  А может быть, их стоит сократить?   Насколько все эти аргументы достаточны и необходимы? 
        Б) Можно ли застраховаться от судебных ошибок?

Можно ли исправить ошибку, если смертная казнь приведена в исполнение?  Считаете ли вы, что смертная казнь - гуманное наказание?

 В) Вы согласны, что страшнее казнить одного невиновного, чем оправдать десять виновных? Почему сторонники и противники сметной казни не могут прийти к компромиссу?

 Г) Какую жизненную позицию по этому вопросу занимаете вы? Почему?

3. Самостоятельная письменная работа.

Отчет о выполнении работы

Письменные ответы на вопросы (объем: не менее 1 листа)

           

   Используемая литература

 Основные источники (не старше 5 лет)

  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2009. - 351 с.
  2. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва:  Просвещение, 2012. - 351 с.
  3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений начального и среднего специального образования.- Москва: Академия, 2012. – 432 с.
  4. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: контрольные задания. –Москва: Академия, 2012. – 124 с.

Дополнительные источники

  1. Кравченко И.В. Обществознание. 10 класс.– М.: Русское слово, 2004. – 191 с.
  2. Кравченко И.В. Певцова Е.А. Обществознание. 11 класс. – М.: Русское слово, 2010. – 192 с.

             

Инструкционная карта к практической работе № 1

 по теме «Многообразие видов деятельности»

обучающегося 1 курса группы №  ___________

_____________________________________________________

Цель:  

            Задания

 

  1. Определить вид деятельности по предложенным примерам.
    а) Работа на конвейере. Положил железку туда, положил железку сюда.


б) Строительство многоэтажных домов.

 
в) Работа  художником, программистом, певцом и т.д.

г) Архитекторский проект здания, по которому это здание будет построено.

 д) Строительство дома, разведение скота, производство мебели и т.д.

е) Создание орудий труда и дальнейшее их использование. Пример: изобретение и производство. Сохранность машин и оборудования.

ж) Строительство городов, дорог, получение образования, изменение привычек и т.д.

з) совместное ведение сельского хозяйства, обработка земли, торговля, учеба и т.д.

  1. Прочитайте задание в учебнике №3 на странице 55 «Обществознание. 10 класс». Выполните его, т.е. назовите действия людей различных профессий.

__________________________________________________________________

III. Прочитайте текст В.А. Петровского «Личность в психологии: парадигма субъектности» на странице 53-54 учебника «Обществознание. 10 класс».

Задание:

 А) Объясните, что такое субъект и объект деятельности.

Приведите конкретные примеры объектов и субъектов деятельности различных видов.

Б) Найдите и выпишите строки, где автор говорит о движении деятельности. Как вы понимаете эти слова?

В) Как, по мнению автора, связаны деятельность и сознание?  

ВЫВОДЫ К ПРАКТИЧЕСКОЙ  РАБОТЕ        

Я ПОВТОРИЛ

Я ПОНЯЛ

Я НАУЧИЛСЯ

Инструкционная карта к практической работе № 2

по теме «Экономика»

Обучающегося 1 курса группы __________________________________      

_____________________________________________________________

Цель.

Задания.

  1.  Изучите статьи Конституции РФ

      Статья 8

Статья 34

Статья 35

Статья 71 д), ж), з), л)

Статья 74

Статья 75

Статья 106 а), б), в)

Статья 114 а), б)

Ответь на вопросы.

        А) В каких статьях Конституции подтверждается экономическая свобода?

Б) Какие статьи доказывают, что сфера экономики – важная часть политики государства.

В) Какими положениями статей Конституции можно доказать, что государство защищает экономические права граждан.

  1.  Прочитайте статьи закона

 Закон РФ «О защите прав потребителей»

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах) 

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;

цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг);

информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации.

2. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

Выполните задания.

    А) Назовите права потребителя указанные в законе.

Б) Приведите примеры нарушения этих прав.

В) Можешь ли ты защитить свои права, зная нормы закона.  Какими способами ты будешь это делать?  

Выводы к практической работе

Познакомившись с текстами Конституции и Закона… я узнал

Теперь я могу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

База данных MS Access Практические работы (методические указания по проведению практических работ для специальностей юридического профиля)

Методическое пособие предназначено для студентов СПО юридического профиля, содержит восемь лабораторно - практических работ. Каждая практическая работа содержит теоретический материал, указания для вы...

Комплект методических материалов для практических работ по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации

Комплект методических материалов для практических работ по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет...

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК02.02 БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалт

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

Практическая работа №1 по выполнению практической работы по дисциплине "Программирование для автоматизированного оборудования"

Порядок расчета координат опорных точек при обработки деталей на токарных станках с ЧПУ...

3. 06 апреля 2020 г. Товары бытовой химии. Практическая работа №28. Практическая работа №29

Тема урока: Товары бытовой химии.Используя учебник товароведения, запишите в рабочую тетрадь классификацию, виды, отличительные особенности следующих товаров:1. Клеящие материалы;2. Синтетические моющ...