Методическая разработка технологической карты урока по истории России
методическая разработка на тему

Солтанов Александр Иванович

Технологическая карта урока истории России по теме Начало Великой Отечественной войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_nachalo_vov.docx36.47 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Техникум «Приморский»

Технологическая карта урока по дисциплине «История» с использованием современных образовательных технологий

Преподаватель: Солтанов А.И.

Группа: 21

Тема урока:  «Начало Великой Отечественной войны»

Тип урока: комбинированный

Форма урока: индивидуальная и групповая работа студентов, групповые и фронтальные  дискуссии, работа с конспектом, учебником и  слайдами презентации и текстом приложений.

Ресурсы занятия:

1.  Тетради студентов для ведения конспектов.

2.  Раздаточный материал на бумажном носителе (тест) и тексты Приложений.

3.  Учебник истории -  «Россия и мир» - О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А.Рогожин – «Дрофа», «Веди-принт», М., 2011.

4.  История Отечества в документах 1917-1993гг. – М., 1994.

5. Технические средства: компьютер,  мультимедийный проектор, экран, электронная презентация.

Цель урока: выяснить как и почему состоялось нападение Германии на СССР,  почему по господствующей тогда официальной точке зрения оно считалось для  СССР  вероломным и внезапным, как развивались события в начале войны.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать познавательную активность и интерес к изучению данной темы;
  • познакомиться и усвоить новые в образовательном процессе понятия: страты, люмпены, маргиналы, социальные лифты, социальная стратификация и мобильность;

  • совершенствовать навыки работы с представленными  информационными источниками;
  • углубить и систематизировать знания учащихся о событиях, которые привели к началу Великой Отечественной войны;
  • используя первоисточники, определить каковы были военные планы и соотношение сил  Германии и СССР накануне ВОВ;
  • на основе изучения и анализа документов выяснить причины военных поражений РККА в начальный период Великой Отечественной войны.
  • Развивать умение индивидуальной, парной и групповой работы.

Развивающие:

  • развивать предметное и образное мышление, произвольное внимание;
  • формировать умение и навыки анализа исторических фактов на основе документов;
  • развивать представления о сложности и противоречивости исторических событий и умение аргументировать свою точку зрения;
  • развивать творческую деятельность студентов, включая их в решения проблемных задач.

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, ответственность, умение концентрировать внимание на главном, но при этом не упускать детали;
  • воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну;
  • воспитывать настойчивость в достижении учебной цели, умение отстаивать свои взгляды и терпимо относиться  к чужому мнению.

Планируемые результаты

Предметные УУД:  знать и характеризовать основные события военных действий,  даты, периодизацию, понятия из истории Великой Отечественной войны, личности военных и государственных деятелей; анализировать информацию слайдов презентации и приложений; вырабатывать умения давать объективную оценку историческим событиям и процессам.

Личностные УУД:

 проявлять уважение и испытывать чувство гордости к  истории Отечества;  формировать устойчивый познавательный интерес к изучаемой теме и истории родной страны; развивать умения быть собранным, дисциплинированным и ответственным; воспитание чувства самоуважения и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе.

Метапредметные УУД:

Познавательные – умение работать с учебным материалом; развивать умение  изучать и систематизировать информацию из

различных источников;  выявлять причины исторических событий, объяснять факты; уметь формулировать проблемы и решать их.

Регулятивные – умение планировать свою работу, правильно ставить и формулировать цели и задачи; владеть приемами контроля и самоконтроля, адекватно реагировать на советы и замечания преподавателя.

Коммуникативные – умение работать в паре и группе, понимать позицию партнера и согласовывать с ним все действия, владеть различными приемами выражения своих мыслей и чувств.

Оценочная  деятельность преподавателя в ходе урока:

  • Фиксирует активность и результативность студентов при фронтальной работе, группе и в парах.
  • Отмечает индивидуальный вклад  в работу наиболее активных и творческих студентов.

        Ход урока

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы организации работы

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1. Организационный этап.

Исполняется патриотическая песня «Священная война»

Актуализация опорных знаний по теме: «Советский Союз накануне Великой Отечественной войны»

2.  Этап создания проблемной ситуации

Индивидуальная работа

Фронтальная работа,  работа в парах и группах

Преподаватель приветствует студентов, проверяет готовность группы к уроку, отмечает отсутствующих, наводящими вопросами создает условия к возникновению у студентов потребности включения в учебную деятельность. Объявляет тему  урока (слайд  №2).

Раздает студентам тест с заданием (Приложение №1).

Рассказ преподавателя: Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии (Рихард Зорге, разведсеть «Красная капелла»).  Но Сталин считал, что война начнется не раньше 1942 года. Почему?

Советское руководство ясно осознавало, что Красная Армия не готова к наступательной войне. Докажите это фактами.

Студенты приветствуют преподавателя, отвечают на вопросы, настраиваются на урок, слушают преподавателя и патриотическую песню «Священная война», записывают в тетрадь тему урока.

Самостоятельное выполнение теста.

Студенты активно обсуждают поставленные вопросы, опираясь на материал учебника (с.158) и Приложение №2.

После дискуссии уполномоченные от групп студенты дают ответ.

3. Этап

освоения  новых знаний.

Фронтальная работа,  работа в парах и группах

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

Преподаватель формулирует основные проблемы урока:

  • Было ли нападение Германии внезапным и непредвиденным военно-политическим руководством страны?
  • Был ли СССР готов к войне?

Преподаватель предлагает ознакомиться с планом урока  (слайд №3):

  • Трагическое начало Великой Отечественной войны.
  • Мобилизация страны.
  • Оборонительные сражения Красной Армии.
  • Причины поражений Красной Армии.

Затем демонстрируется видео фрагмент о кануне Великой Отечественной войны.

Преподаватель сопровождает видео показ краткими  комментариями.

Студенты с помощью наводящих вопросов преподавателя включаются в активное обсуждение проблем, при этом используют Приложение №2.

По мере готовности ответов излагают свои точки зрения.

Студенты записывают в тетрадь план урока.

Студенты смотрят фрагменты, слушают комментарии и фиксируют в тетради новые понятия.

4. этап

закрепления новых знаний и рефлексия

5 этап.

Подведение итогов урока.

Индивидуальная работа.

Работа в парах.

Фронтальная работа.

Групповая работа

Фронтальная  и групповая работа

Фронтальная работа

Преподаватель предлагает выяснить причины военной катастрофы начала Великой Отечественной войны. У вас на столах лежит пакет с документами, который позволит нам выяснить эти причины (Приложение №2, слайд №14).

Существует мнение, что кроме названных вами причин, катализатором катастрофы начала войны стала паника и психологическая неготовность советского народа защищать свою страну. Во многих фильмах и книгах про Великую Отечественную войну есть значительный перекос в пользу негативных элементов: паника, огромные колонны пленных, стремительное продвижение противника, дезертиры, расстрелы паникёров т. д.  Но помимо этого существовали и люди, которые подделывали даты рождения, чтобы уйти на фронт. В первые 8 дней войны призвали более 5 млн человек.  Многие не дожидались повесток. Подумайте, какие чувства испытывали добровольцы? Что двигало ими?

Демонстрируется документальный видео фрагмент военных событий первых дней войны.

С какими проблемами столкнулись немецкие войска? – спрашивает преподаватель. Что такое план «Барбаросса» и план «Ост»? ( Слайд №8, №9).   

Вопреки множеству ошибок и просчетов начало войны не следует считать полностью провальным, а отступление Красной Армии паническим бегством.

С первых дней войны руководство страны пытается взять под контроль армию и мобилизацию всех сил и ресурсов для отпора врагу. Прежде всего это организация Ставки ГК, ВГК и ГКО (слайды №5 и №6).

Назовите фамилии и занимаемые должности лиц членов Ставки ГК на слайде №5.

Врагу дорого обходилась каждая пядь нашей земли, например, об этом свидетельствуют героическая оборона Брестской крепости (слайд №11), оборона Минска, Киева, Одессы, Севастополя, Смоленска и др.

Почему уже Смоленское сражение стало предвестником краха «молниеносной войны»? (Слайды  №12 и №13).

Преподаватель обращает внимание студентов на новые  понятия, новые факты, которые получили в ходе урока.

Для повторения и закрепления материала урока предлагает несколько объемных вопросов, которые являются сквозными для данного занятия. Эти вопросы позволяют не только повторить материал, но и глубже раскрывают тему.

  • Причины нападения Германии на СССР?
  • Характер войны со стороны Германии?
  • Характер войны со стороны СССР?
  • Цели СССР в Великой Отечественной войне?
  • Цели Германии в войне.

Преподаватель, подводя итоги, отмечает насколько был успешным весь урок и каждый из его этапов. Отмечает лучшие и наиболее интересные ответы студентов, оценивая их на «пять». Обещает, что оценки получат все, после проверки теста.

В заключение дается домашнее задание (слайд №15).

Преподаватель предлагает дома самостоятельно разобраться с теми фрагментами материалов урока, которые вызвали затруднения.

Студенты читают документы, анализируют и формулируют ответ на поставленные вопросы.

Называются причины с опорой на источники.

Предполагаемые ответы студентов:

Советские войска были атакованы внезапно. Войска, переброшенные к границе, не были развернуты для боевых действий. Многие части не были доукомплектованы до штатов военного времени. Не на должном уровне находились транспортные средства и связь. Сказался урон, понесенный в первые дни войны. На службу Германии была поставлена вся экономика Европы. У немцев было превосходство

в людях, технике, владение инициативой.

Студенты отвечают, аргументируют свою точку зрения, опираясь на самостоятельно добытые исторические факты по данным вопросам.

Студенты, обсуждая портреты на слайде №5, узнают изображенных лиц и делают записи в тетрадях.

Фиксируют факты в тетради и  готовят ответ на поставленный вопрос.

Студенты называют их и раскрывают значение.

Студенты, используя все материалы урока и обсуждая их,  готовят ответы.

Студенты дают самооценки своей работе, высказываются о наиболее понравившихся эпизодах урока, а также, что вызвало затруднения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка, технологическая карта, фотографии открытого урока истории по теме: "Пореформенная Россия".

Методическая разработка урока по теме: «Пореформенная Россия» включает в себя три составляющие.Во-первых, это разработка занятия, проводимого с использованием интерактивных методов обучения и информац...

Методическая разработка Технологическая карта уроков: «Опиливание», «Разметка плоскостная», «Сверление»

Методическая разработка предназначена для обучающихся по профессии "Слесарь". Цели урока: обучения: систематизация приемов, навыков обращения с инструментами;развития: уметь анализировать, ф...

Разработка технологической карты урока истории

Разработка технологической карты урока истории...

Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»

В  условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...

Методическая разработка. Технологическая карта урока. Красочные кубы. Арт объекты и искусство бумажной пластики.

Технологическая карта урока "Красочные кубы. Арт объекты и искусство бумажной пластики" 3 класс ИЗО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока. Мамин платок

Технологическая карта урока "Мамин платок" 3 класс ИЗО...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА Тема «Техника выполнения пиления древесины»Дисциплина «Технология выполнения простейших столярных работ»Для обучающимися с н...