Дифференциация и индивидуализация как главный аспект образовательного процесса в условиях ФГОС
статья на тему

Козина Лариса Станиславовна

Дифференциация и индивидуализация процесса обучения в условиях ФГОС на сегодняшний момент является особо актуальной темой.. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - легкий вопрос. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача - создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого студента. Решение этой задачи связано с реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_obucheniya.docx33.39 КБ
Файл differentsiatsiya_obucheniya.pptx205.21 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация и индивидуализация процесса обучения в условиях ФГОС на сегодняшний момент является особо актуальной темой, поскольку одним из недостатков обучения является ориентация на «среднего» ученика, студента.  А как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух людей, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций. И нам, преподавателям, эти  индивидуальные различия особенно заметны. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - легкий вопрос. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т. е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого студента. Решение этой задачи связано с реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся.

Попытаемся систематизировать  знания по проблеме дифференциации и индивидуализации обучения и рассмотреть пути реализации дифференцированного и индивидуального обучения для повышения качества образования.

Идея индивидуализации обучения далеко не нова. Выдающиеся педагоги отстаивали идеи о необходимости сообразовать процесс обучения с индивидуальными особенностями учащихся. Первой попыткой поставить эту идею на научную основу был «Дальтон-план», которую разработала ещё в 1919 г. американский педагог Хелен  Паркхерст.    Ирина Сергеевна Якиманская  разработала концепцию «личностно-ориентированного развивающего обучения»;  Лев Семенович  Выготский -  концепцию о зонах ближайшего развития;  Инге Унт -  «технологию индивидуализированного обучения»; Антонина Степановна Границкая -  «адаптивную систему обучения». 

Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а следовательно, понятия «дифференциация» и «индивидуализация» по существу тождественны.

Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся. Действительно, все  дети разные: по интересам, памяти, темпераменту, наклонностям, эмоциональному складу, умственным, физическим данным. Условно их можно разделить на 6 категорий

  1. отличников,
  2. среднеуспевающих
  3. слабоуспевающих
  4. кто старается учиться, но не получается
  5. кто мог бы учиться, но серьезно запустил материал и потерял интерес к учебе и веру в себя
  6. у кого и способности крайне ограниченны и потребность в учебе окончательно пропала.

Несмотря ни на что этих ребят нужно приохотить к учебе, помочь им. У многих из них основная задача – избежать труд, независимо от того, какой он – умственный или физический. А основная задача учителя – не дать возможности увильнуть, не выполнить задание, отвлечься от учебы. Это, конечно трудно, но у нас другого пути нет.

Дифференцированное обучение – такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп учеников.

Дифференциация обучения на уроке осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, средств методической поддержки учеников в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.

Осуществляя дифференцированное обучение, преподаватель должен будет:

  • иметь четкое представление о том, с какой целью, на каких уроках и, как конкретно он будет использовать его;
  • изучать и знать учебные возможности каждого обучающегося и  общую готовность обучающихся к учебной деятельности, восприятию конкретного учебного материала;
  • знать личностные качества обучающихся, которые играют огромную роль в усвоении учебного материала;
  • предвидеть затруднения, которые могут возникнуть у учащихся при усвоении нового материала и выполнения дифференцированных заданий и опираться на обратную связь с ними на  каждом уроке
  • использовать в системе уроков индивидуальные и групповые задания;
  • постоянно анализировать эффективность индивидуального и дифференцированного обучения;
  • иметь четкое представление о том, как будет продолжена работа на следующих уроках;
  • использовать дифференцированное обучение не эпизодически, а в системе; практиковать его на всем протяжении обучения.

Преподаватель  получает возможность

  • помогать слабому ученику, уделять большее внимание сильному (в обычном режиме - наоборот);
  • не снижать общий уровень преподавания;
  • эффективно работать с учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
  • создать оптимальные условия для более сильных учащихся;
  • изменить «Я»-концепцию ребенка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.

Однако, в реализации дифференцированного и индивидуального подходов есть трудности

  • Большая подготовительная работа перед уроком
  • Переработка содержания материала
  • Дидактическое обеспечение
  • Подготовка студентов к такой форме работы
  • Педагогический мониторинг

Выделяют следующие способы дифференциации:

  • по уровню творчества,
  • по трудности;
  • по объему;
  • по степени самостоятельности
  • по характеру помощи обучающимся
  • по форме учебных действий

Дифференцированное обучение не подстраивается под обучаемого, а помогает ему овладеть всеми знаниями, умениями, компетенциями по изучаемым дисциплинам.

Дифференциация обучения предусматривает

  • наличие базового образовательного уровня, которого обязан достичь обучающийся
  • базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к обучающимся
  • базовый уровень должен быть реально выполним для всех обучающихся
  • система результатов, которых должен достичь по базовому уровню обучающийся должна быть открытой (он должен знать, что с него требуют)
  • наряду с базовым уровнем обучающемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержания учебной дисциплины

Индивидуализация и дифференциация обучения – сложная кропотливая работа, требующая постоянного наблюдения, анализа и учета результатов, титанических усилий сос стороны преподавателя. Можно выделить 4 этапа работы над этой проблемой: 

  1. проведение диагностики.
  2. распределение учащихся по группам с учетом диагностики.
  3. определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий и
  4. реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.
  5. диагностический контроль за результатами.

Для реализации дифференцированного обучения возможно использование различных технологий и методик, таких как  адаптивная система обучения, технология проектного обучения, балльно-рейтинговой система,  технология «Портфолио» и другие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация и индивидуализация как главный аспект образовательного процесса в условиях ФГОС Козина Л.С. – преподаватель спец дисциплин Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить. Дмитрий Григорьевич Левитес

Слайд 2

Взаимосвязь индивидуализации и дифференциации обучения. Индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся, создание условий для проявления и развития личности. Дифференциация – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся . Индивидуализация обучения определяет сущность, целевую направленность дифференциации.

Слайд 3

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ в переводе с латинского « difference » означает разделение, расслоение целого на части ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ Это форма организации учебного процесса, при которой преподаватель, работая с группой обучающихся, учитывает их особенности ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ (дифференцированный подход в обучении) Это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей ЦЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ - ОБУЧЕНИЕ КАЖДОГО НА УРОВНЕ ЕГО ВОЗМОЖНОСТЕЙ, СПОСОБНОСТЕЙ, ОСОБЕННОСТЕЙ

Слайд 4

Положительные аспекты дифференциации Исключение уравниловки и усреднения обучающихся Отсутствие отстающих и неуспевающих, создание щадящих условий для слабых студентов Полная занятость всех обучающихся, самостоятельность, переходящая от уровня к уровню Повышение познавательного интереса и мотивации Развитие творческих способностей Формирование личностных качеств: самостоятельности, уверенности в себе

Слайд 5

Основания для индивидуализации и дифференциации в профессиональном образовании: профессиональные намерения, познавательные потребности, интересы студентов; познавательные возможности, особенности студентов. Способы дифференциации: по уровню творчества, по трудности; по объему; по степени самостоятельности по характеру помощи обучающимся по форме учебных действий

Слайд 6

Дифференциация обучения предусматривает

Слайд 7

Этапы процесса дифференциации обучения Изучение индивидуальных особенностей обучающихся Выделение различных групп обучающихся на основе полученных данных Подбор дифференцированных заданий для выделенных групп обучающихся и реализация дифференцированного подхода на всех этапах урока Отслеживание динамики индивидуального развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного процесса в условиях ФГОС СПО

В презентации рассматриваются особенности организации учебного процесса в учреждении СПО в условиях реализации ФГОС СПО...

Развитие личностно-профессионального мышления в условиях ФГОС.

     Процесс модернизации образования ставит перед педагогической общественностью ряд новых задач, успешное решение которых будет способствовать обеспечению качества «конечного п...

Организация мониторинга в условиях ФГОС на уроках физики

Презентация содержит опыт работы по мониторингу в 7 классе...

Буклет «Технологии работы с детским коллективом как механизмом социализации и индивидуализации личности обучающихся в условиях ФГОС»

Буклет «Технологии работы с детским коллективом    как механизмом социализации и индивидуализации личности обучающихся в условиях ФГОС» для педагогического совета. Автор-составитель: Са...

«Возможности повышения качества изучения дисциплины «Инженерная графика» через дидактическое обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения»

доклад на тему: Возможности повышения качества изучения дисциплины "Инженерная графика" через дидактическое обеспечение дифференцации и индивидуализации обучающихся...