Психологический тренинг
презентация урока для интерактивной доски

Анастасия Горбатых

Психологический тренинг, направленный на сплочение коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.pptx789.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологический тренинг « Сплочение коллектива » Выполнила: Горбатых А.В. Студентка 1 курса магистратуры Г. Ростов-на-Дону 2014г . МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет педагогики и практической психологи

Слайд 2

Автор : Горбатых Анастасия Адресат тренинга: студенты, офисные работники Формат тренинга : Командный тренинг, открытый Основные тематические блоки тренинга: Вступление (информирование участников о целях и организационных моментах, о правилах работы группы) 1 день Разминка (3 упражнения) (использование упражнений, организация игровых ситуаций в целях осознания участников своих особенностей) Тренировочный этап (5 упражнений) (изменение неадекватных установок, форм поведения и отработка важных элементов взаимодействия в ходе выполнения участниками различных заданий) Этап снятия напряжения (1 упражнение) Заключительный этап (подведение итогов , рефлексия) 2 день Разминка (1 упражнение ) Тренировочный этап (7 упражнений) Этап снятия напряжения (1 упражнения) Заключительный этап

Слайд 3

Цель тренинга : сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия Задачи тренинга : определение особеннос тей взаимодействия в коллективе ; развитие навыков взаимоействия построение доверительных отношений Помощь в осознании своей роли в группе нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними; Установление благоприятного психологического климата в группе Сплочение группы. Инструментарий : цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания. Результат трен ин га : грамотное использование навыков , полученных на тренинге, сплочённость группы, более тесное межличностное и профессиональное взаимодействие участников тренинга. Продолжительность тренинга: 2 дня

Слайд 4

ДЕНЬ 1

Слайд 5

ВСТУПЛЕНИЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ) 1)Приветствие 2) Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Наверняка у вас есть общие цели. И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все вы нуждаетесь в поддержке, и вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед» 3) Сплоченность - термин обычно используется применительно к группе людей и обозначает склонность членов одной группы держаться вместе, выступая «единым фронтом» по таким важным вопросам, как правила поведения или культурные предпочтения. Существует мнение, что сплоченность группы приводит к увеличению ее эффективности и влиятельности, а, следовательно, и к благополучию ее членов.

Слайд 6

РАЗМИНКА Упражнение 1 « Рукопожатие или поклон» (10 минут ) Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия разных народов Вот несколько вариантов приветствия:· 1)объятие и троекратный поцелуй поочередно в обе щеки (Россия);· легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);· рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);· легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);· легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

Слайд 7

РАЗМИНКА Упражнение 2 «Перевернутое имя» (20 минут) «Закрой глаза… три раза глубоко вздохни… опусти плечи… освободи свои мысли … расслабь … руки … ноги…» 1. Каждый должен сконцентрироваться на своем имени, мысленно перевернуть его и несколько раз проговорить про себя, чтобы привыкнуть к необычному звучанию. 2. Теперь все представляют себе, будто перевернутое имя – слово какого-то чужого языка, на котором говорят жители отдаленной страны или даже существа с другой планеты. Каждый воображает, будто в руках у него словарь этого экзотического языка. 4. Предложите участникам мысленно перелистывать этот словарь, до тех пор, пока в нем не найдется страница с их перевернутым именем. Может быть, перевод дан как текст или как картинка, или смысл слова объясняется каким-нибудь иным способом. 5. Теперь участники поочередно называют свои настоящие и переставленные имена и за две минуты объясняют «перевод», который нашли в воображаемом словаре.

Слайд 8

РАЗМИНКА Упражнение 3 «Пожалуйста» (15 минут) Цель : Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения. Ход упражнения: Вариант 1 . Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры. Вариант 2 . Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Примечание : с самого начала оговорить, что это шуточное упражнение и не стоит принимать его в серьез (обижаться).

Слайд 9

ОСНОВНОЙ ЭТАП Упражнение 4 «Вавилонская башня» (5-7 МИНУТ) Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню.

Слайд 10

ОСНОВНОЙ ЭТАП Упражнение5. "Групповая скульптура" (10 МИНУТ) Каждый участник одновременно и скульптор и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый участник, это может быть любой желающий или назначенный ведущим человек, и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух участников композиции. Выполняя это упражнение, необходимо: 1) действовать в довольно быстром темпе; 2) следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: "застывшая" скульптура может "ожить".

Слайд 11

ОСНОВНОЙ ЭТАП Упражнение 6 «Дом» (5-7 МИНУТ) Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения. Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Слайд 12

ОСНОВНОЙ ЭТАП Упражнение 7 " Отзеркаливание " (10 МИНУТ) Инструкция : "Сейчас я предлагаю выполнить несколько несложных заданий, точнее – сымитировать их выполнение. Внимательно прослушайте задания. Их всего четыре. Задания следующие: 1) пришиваем пуговицу; 2) собираемся в дорогу; 3) печем пирог; 4) выступаем в цирке. Особенность этих заданий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Один из них – исполнитель, а другой – его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя".

Слайд 13

ОСНОВНОЙ ЭТАП Упражнение 8 «Квадрат» (5-10 мин.) Ход упражнения Построить весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешать открывать глаза. Спросить, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры. Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Слайд 14

СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ Упражнение 9 «А я еду...» (5 МИНУТ) Цель : разрядка участников, расслабление. Ход упражнения : Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с ...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

Слайд 15

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РЕФЛЕКСИЯ (10 минут) Участником тренинга предлагается ответить на вопросы: «- Что для вас было наиболее интересно на сегодняшнем занятии, а что нет? - Что нового вы узнали о себе и других? - Как вы считаете, поможет ли данное занятие улучшить взаимодействие участников между собой?

Слайд 16

ДЕНЬ 2 Вспомнить то, какие упражнения были в предыдущий день. Что нового Вы узнали в прошлый раз?

Слайд 17

РАЗМИНКА Упражнение «1. Добрый день, шалом, салют!» (10 минут) Материалы. Приготовить для каждого участника карточку, где написано слово «здравствуйте» на разных языках. Приветствия Италия: Bon giorno ; Швеция: Grüezi ; США: Hi ; Англия: Hello ; Германия: Guten Tag ; Испания: Buenos Dias ; Гавайи: Aloha ; Франция: Bonjours , Salut ; Малайзия: Selamat datang ; Россия: Здравствуй; Чехия: Dobry den ; Польша: Dzièn ; Япония: Sayonara ; Израиль: Shalom ; Египет: Asalamu Aleikum ; Дания: Goddag ; Турция: Merhaba .

Слайд 18

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Упражнение 2 «Постройтесь по росту!» (5 минут) Ход упражнения : Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет. Примечание : Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.

Слайд 19

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Упражнение 3 « Путанка » (10 минут) Ход упражнения : Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая « путанка », можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», – спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Слайд 20

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Упражнение 4"Найди пару" (10-15 минут) Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка , Ильф и Петров и т.д. Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.

Слайд 21

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Упражнение 5 «Переправа» (10-15 минут) Цель : Сплочение, «ломка» пространственных барьеров между участниками, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения, необходимости решить нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии. Участники стоят плечом к плечу на полосе шириной 20-25 см. Игра проходит интереснее, если эта полоса представляет собой не просто линию на полу, а небольшое возвышение: например, гимнастическую скамейку, бордюрный камень на обочине дороги или бревно на лесной поляне. Каждый участник поочередно переправляется с одного конца шеренги на другой. Ни ему, ни тем, кто стоит в шеренге, нельзя касаться ничего за пределами той полосы, на которой стоят участники.

Слайд 22

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Упражнение 6 «Поезд» (15-20 минут) Ход упражнения : 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев. Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Слайд 23

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Упражнение 7 «Опустить предмет» Цель : Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей. Ход упражнения : 6-10 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м). Задача участников : опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.

Слайд 24

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Упражнение 8 «Говорящие руки» (10 минут) Цель : эмоционально-психологическое сближение участников. Ход упражнения : Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг. Варианты инструкций образующимся парам: Поздороваться с помощью рук. Побороться руками. Помириться руками. Выразить поддержку с помощью рук. Пожалеть руками. Выразить радость. Пожелать удачи. Попрощаться руками.

Слайд 25

СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ Упражнение 9 "Игра с песком« (5 минут) Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Ход игры: Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что ты на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно-сильно, насколько может максимально, сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессиленно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. Упражнение повторить 2-3 раза подряд, хотя бы раз в день, а лучше чаще.

Слайд 26

ОБЩАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 27

ГЛОССАРИЙ Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной деятельности. Сплоченность - склонность членов одной группы держаться вместе, выступая «единым фронтом» по таким важным вопросам, как правила поведения или культурные предпочтения. Жест — некоторое действие или движение человеческого тела или его части , имеющее определённое значение или смысл , то есть являющееся знаком или символом . Кинесика – данный элемент представляет совокупность телодвижений , жестов и поз , применяющийся для дополнения выразительных средств коммуникации . Межличностное пространство - дистанция общения , субъективный пространственный критерий эмоциональной близости людей . Чем в более близких отношениях находятся люди , тем меньше расстояние между общающимися .

Слайд 28

Личность - человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; Коллектив - группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели. Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Эмоция ( от лат . emoveo — потрясаю , волную ) — эмоциональный процесс средней продолжительности , отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям Язы к тела — знаковые элементы поз и движений различных частей тела , при помощи которых , как и при помощи слов , структурно оформляются и кодируются мысли ичувства , передаются идеи иэмоции .

Слайд 29

Пантомимика — это движения всего тела Рефлексия — всякое размышление человека , направленное на анализ самого себя ( самоанализ ) — собственных состояний , своих поступков и прошедших событий . Сенсорика – является одним из видов невербальной коммуникации , в основе которого лежит чувственное восприятие всеми культурами . Улыбка - выразительные движения мышц лица Воздействие - осознанный и целенаправленный процесс, суть которого заключается в оказании влияния одного из участников совместной деятельности и общения на другого

Слайд 30

Литература Вачков И.В«Основы технологии группового тренинга» М: Издательство "Ось-89", 1999 Кордуэлл . М Психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г. Фопель К. « Групповая сплоченность » М. Генезис, 2010 г. http://www.trepsy.net/training/stat.php?stat=2495 http://www.psyoffice.ru/4-0-2161.htm

Слайд 31

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг сплочения

Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, ко...

Психологический тренинг "Знакомство"

Предлагаю неоднократно опробированную разработку тренингового занятия для проведения в учебных группах первого курса СПО и НПО для знакомства и сплочения коллектива студентов. ...

Психологический тренинг для педагогов "Секрет счастья"

Тренинг для педагогов. Развивает коммуникативную компетентность, эмоциональную устойчивость, уверенность в себе и формирует самопринятие и понимание себя....

Методическая разработка практического занятия Психологический тренинг «Эффективность общения»

Методическая разработка практического занятия для студентов СПО по специальности "Программирование в компьютерных системах" по дисциплине "Психология и этика деловых отношений"  - психологический...

Социально-психологический тренинг «Человек в конфликте»

Цели тренинга: Показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние в  ходе  конфликта, отработать навыки использования воображения для реализации своего  эмоционального  ...

Психологический Тренинг "Дружба"

Психологический Тренинг "Дружба"...

Программа психологического тренинга "Счастливый билет" (психологическая подготовка к экзаменам)

Программа психологичекого тренинга для студентов колледжа "Счастливый билет". Психологическая подготовка к экзаменам....