Психологический тренинг "Знакомство"
план-конспект занятия по теме

Коковкина Наталья Васильевна

Предлагаю неоднократно опробированную разработку тренингового занятия для проведения в учебных группах первого курса СПО и НПО для знакомства и сплочения коллектива студентов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_znakomstvo.docx229.11 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка педагога-психолога ГПОУ «САТ»

Н.В. Коковкиной

Утверждено и рекомендовано к использованию

заседанием методического объединения воспитателей

«_04_»_сентября__2013_г.

Зам. директора ГПОУ «САТ»

__________/В.А. Пилипенко  

Занятие с элементами тренинга «Знакомство»

(адаптация студентов-первокурсников к техникуму)

Тренинговая работа является одной из наиболее эффективных форм работы со студентами. Групповая форма тренинга позволяет достаточно легко моделировать процесс межличностного взаимодействия, отрабатывать различные ситуации с учетом индивидуального уровня развития коммуникативной деятельности и уровня социально-психологической адаптации.

Социально-психологический тренинг (СПТ) предполагает совмещение информационной подготовки и тренировочных («игровых») упражнений с последующим анализом ситуаций, возникающих в ходе их выполнения.

Основной или стержневой целью СПТ является развитие компетентности в общении. Однако, это не единственная цель, которая стоит перед практикой социально-психологического тренинга. Ей сопутствуют и являются не менее важными две другие цели – развитие активной социальной позиции личности и повышение психологической культуры.

Цели тренинга предполагают решение следующих задач:

  • развитие процесса самопознания участников за счет снижения барьеров психологической защиты и перехода на личностный уровень общения;
  • осознание условий, влияющих на функционирование группы;
  • овладение умениями анализа индивидуальных, групповых и организационных проблем;
  • овладение приемами эффективного взаимодействия;
  • расширение диапазона творческих способностей.

Контингент: студенты 1 курса (возможно участие классного руководителя группы).

Цель занятия: оптимизация процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в техникуме.

Основные задачи:

  • знакомство с группой;
  • осознание личностных качеств и сценариев, проявляющихся в общении;
  • отработка навыков эффективного взаимодействия;
  • возможность проявления себя в группе и получение обратной связи;
  • приобретение навыков совместной деятельности;
  • определение статусно-ролевой позиции в группе;
  • создание позитивного микроклимата;
  • установка на взаимодействие, взаимопомощь и поддержку.

Занятие рекомендуется проводить в определенной последовательности:


1. Введение

  • Вводная информация
  • Цели и задачи занятия
  • Прояснение запросов участников группы
  • Правила группы

2. Разминка

  • «Снежный ком»
  • «Слепой и поводырь»
  • Упражнения на восприятие себя через восприятие другими людьми («механизм обратной связи»)
  • «Интервью»
  • «Визитка»
  • «Я за тебя отвечаю»
  • «Дерево талантов»
  • «Факс»
  • Заключительная часть
  • «Образ группы»
  • Рефлексия (подведение итогов работы)

Для наиболее легкого и быстрого запоминания имен участников группы и возможности обращения к ним по именам, предлагаю заранее подготовить бейджи или визитки для каждого члена группы с указанием его имени, происхождения, краткой характеристики.

Перед началом тренинга необходимо раздать бейджи участникам группы, в том числе и кл. руководителю, и попросить аккуратно прикрепить их булавками к одежде.  

Образец: 

ВАЛЕНТИН

(латинское)

«Сильный»

верный друг, любит отдыхать на природе, увлекается спортом склонен к философии, психологии

ВЛАДИМИР

(славянское)

«Владеющий миром»

любознательный, склонен к риску, авантюрам, но прислушивается к советам родителей

ВЛАДИСЛАВ

(славянское)

«Владеющий славой»

с детства проявляет твердость характера, трудолюбивый, ответственный, общительный

Введение

Общение людей друг с другом чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться эффективному общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это можно при помощи игровых упражнений. Игра – это модель жизненной ситуации, в частности – общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, экспериментировать, проявлять творчество, искать более эффективные способы взаимодействия друг с другом и не бояться «поражения».

Позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое поведение в последующих ситуациях. Важно помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении других людей, чем свои собственные.

Рекомендации ведущему. Далее следует рассказать о целях и задачах тренинга и прояснить запрос каждого участника группы.

Правила группы

В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать основными. Они обсуждаются всеми членами группы и принимаются как основные правила взаимоотношений или отклоняются, при этом выдвигаются альтернативные правила.

  • Общение по принципу «здесь и теперь». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как бояться показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область рассуждений. Но, основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера, поведения. Поэтому во время занятия все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

  • Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считают, что…» - на такое: «Я считаю, что…». Отказываемся и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли…» - на конкретную реплику: «Оля и Соня не поняли меня».

  • Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

  • Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения».

  • Как можно больше контактов и общения с различными людьми. У каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятия мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.

  • Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем, пока он не закончит говорить.

  • Правило «Стоп». Во время работы группы любой участник группы может остановить разговор, вопрос, обращенный к нему или какое-либо другое действие, если посчитает это психологически опасным для своего внутреннего мира. Человек чувствует в себе силы пробовать новые способы поведения только тогда, когда он свободен в выборе решений.

Упражнение «Снежный ком».

Цель данного упражнения – создание доброжелательной атмосферы, раскрепощение, знакомство с участниками тренинга.

Каждый участник группы называет свое имя и личностное качество, за которое его можно ценить, любить, уважать и т.д. Первый участник называет свое имя и качество, второй – называет имя и качество первого, затем свое и т.д. Таким образом, имена и качества нарастают как снежный ком. Последний участник называет всех.

Если вы уже достаточно хорошо узнали своих одногруппников, можете обозначить качества товарищей от своего имени, если нет, воспользуйтесь его визиткой.

Обсуждение:

  1. Что помогало выполнить упражнение?
  2. В каких случаях возникало волнение?
  3. Смотрели ли говорящие в глаза тем, о ком говорили?
  4. Как использовали приемы для запоминания?
  5. Смогли ли вы запомнить имена и характеристики всех участников группы?
  6. Часто ли пользовались визитками?

Упражнение «Слепой и поводырь».  

Цель игры – формирование доверия к окружающему миру.

 

Я хочу предложить вам игру, в которой ваши глаза будут отдыхать, а вести вас будут руки, уши, интуиция.

Предлагаю вам разделиться на пары. Один человек из пары закрывает глаза (можно глаза завязать шарфом). Второй становится поводырем. Он должен провести партнера по всему помещению, обходя при этом препятствия. «Слепой» при этом должен довериться своему «поводырю», ни в коем случае не открывать глаза. Обойдя помещение, участники пары меняются ролями.

Для данного упражнения рекомендую по всему помещению, в котором вы проводите тренинговое занятие, расставить в хаотичном порядке стулья, на которых ребята сидят во время тренинга.

Ребята используют любые приемы для проведения своего партнера по всему помещению, кто-то держа его за руку, кто-то на своей спине, получается очень интересно.

Обсуждение:

  1. Кому из участников больше понравилось быть поводырем, а кому слепым.
  2. Что вы чувствовали в этих ролях.
  3. Когда я чувствовал неуверенность?
  4. Когда я чувствовал себя уверенно?

Следующие два упражнения взаимосвязаны между собой и вытекают одно из другого. Цель этих упражнений – самораскрытие, самовыражение, более подробное и близкое знакомство членов группы друг с другом, сближение коллектива.

Упражнение «Интервью» Выполняется в парах.

«У вас есть 20 минут в течение которых вам необходимо взять друг у друга интервью. Вы должны как можно больше узнать о своем партнере: его жизни, интересах, ценностях, важных жизненных событиях, чтобы как можно точнее составить представление о данном человеке».

Упражнения «Визитка», «Я за тебя отвечаю».

Для выполнения упражнения участники садятся в круг.

Каждый участник рассказывает о своем партнере в течение одной минуты, представляя его группе.

Ведущий может задавать уточняющие вопросы, помогая сделать «визитку» наиболее информативной.


Упражнение «Дерево талантов»

Цель: самораскрытие участников группы, формирование позитивного самовосприятия и восприятия  других людей.

Материалы:  нарисованное на листе ватмана «дерево талантов», вырезанные из цветной бумаги листочки, клей.

     

В предыдущих упражнениях мы узнали о том, что вы любите делать. Но наверняка, у каждого из вас есть, чем поделиться друг с другом в плане умений. Что вы умеете делать хорошо или даже лучше других людей? Это могут быть не только учебные умения (решать задачи, писать сочинения), но и умение делать что-то руками (чинить утюг, шить, готовить), а также общечеловеческие умения (дружить, любить, выслушивать, поддерживать в трудную минуту).

        Перед вами – дерево талантов. Но на нём нет листьев, а только голые ветки. Наша задача – украсить своими талантами это дерево (раздаются вырезанные из цветной бумаги листочки, на которых каждый участник занятия пишет один или несколько своих талантов).

Заключение ведущего: Подойдите теперь к дереву ваших талантов, полюбуйтесь, какое оно красивое, несмотря на осенние холода и, когда все деревья уже сбросили свою листву, ваше дерево радует глаз обилием ваших лучших умений.

Образец уже заполненного дерева талантов одной группы,

а также оформленная аллея талантов первокурсников:

C:\Users\Коковкина\Desktop\фотоотчет\День первокурсн\DSC_0012.JPGC:\Users\Коковкина\Desktop\фотоотчет\тренинги 2\DSC_0126.JPG

Упражнение «Факс»

Рекомендации ведущему. Для выполнения упражнения необходимо заготовить картонку с предложением «Мы лучшая группа!», ручку и бумагу. Можно подобрать спокойную музыку для выполнения упражнения, т.к. оно должно выполняться молча.

Все участники становятся в колонну или змейку один за другим. Последний участник получает неизвестное группе сообщение («Мы лучшая группа!»). Он передает сообщение по одной букве или символу (рисует пальцем на спине впереди стоящего). Каждый участник передает полученную букву (символ) следующему, выводя у него на спине. Участник, который стоит первым, записывает полученные буквы. Должно получиться предложение. Если кто-нибудь из участников не понял букву, которую ему передали, то хлопает себя по плечу, значит ее нужно повторить. Буквы лучше использовать печатные.

Обсуждение:

  • Довольны ли вы результатом работы?
  • Что помогало и что мешало выполнить задание эффективно?
  • Что можно сказать о слаженности работы группы?
  • Достаточно ли ответственно вы выполняли свои функции?

Упражнение «Образ группы»

«Мне бы хотелось, чтобы сейчас каждый из вас выразил свое личное видение группы как единого целого, придумав какой-либо образ, сравнение или символ. Например можно сказать: «Она похожа на клетку со львами, где прекрасные и могучие звери мало знакомые друг другу втиснуты в маленькое пространство. Прутья мешают им двигаться, теснота и тревога делают их агрессивными, и, помимо всего этого их еще кормят непривычной для них пищей». Другую группу можно было бы описать так: «Мерседес без мотора, который пассажиры должны приводить в движение, крутя педали. Внешне он великолепен, но ему не хватает мощного двигателя, позволяющего мчаться вперед».

Подумайте немного о том, какая метафора подошла бы вашей группе».
Каждый участник предлагает свою метафору, после чего группа может обсудить следующие вопросы:

  • Есть ли во всех этих образах что-то общее?
  • Все ли образы вам понравились?
  • Почему возникли те или иные образы?

Во второй части упражнения участники создают метафоры, характеризующие идеальную группу, то есть такую, в которой они могли бы учиться с радостью и увлечением. Выслушав каждого, снова попытайтесь найти общее во всех метафорах и сформулируйте цели, к достижению которых стремятся члены группы.

Рефлексия. Эта процедура завершает занятие.

Необходимо выслушать каждого члена группы, узнать о его эмоциональном состоянии, дать возможность высказать свое отношение к происходящему. Обсуждение может направляться следующими вопросами:

  • С какими чувствами вы заканчиваете занятие?
  • Какое упражнение для вас было самым эффективным?
  • Что помогало и что мешало вам выполнять задания?
  • Что открыли нового для себя вы на этом занятии?
  • Довольны ли вы результатом нашей работы?
  • Что вы можете сказать о слаженности вашей группы?

Данная процедура (рефлексия) может выполняться и в виде анкетирования.
«Вам нужно закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым высказать свое отношение к происходящему. Будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и для всей группы в целом.»


Анкета «Откровенно говоря…»


Мое имя

  • Если оценивать мое внутреннее состояние по 10-бальной шкале то:

самочувствие - …

активность - …

настроение - …

  • Во время занятия я понял, что…
  • Самым полезным для меня было…
  • Я не смог быть более откровенным, так как…
  • На занятии мне удалось…
  • На занятии у меня не получилось…
  • На следующем занятии я хотел бы…
  • На месте ведущего я…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические основы публичной речи.

Многим из нас хорошо знакома картина: лектор выходит на трибуну и устанавливается ищущая тишина: «Что он скажет? Как начнет?»Несколько слов лектора, и вся аудитория либо превращается в заинтерес...

Педагогическое общение как аспект психологической культуры педагога

Профессиональное-педагогическое  общение  -  значимая составляющая культуры педагога, которая является основой взаимодействия со студентами, определ...

Сборник психологических рекомендаций для педагогов «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Данный сборник может быть полезен классным руководителям, педагогам - предметникам, психологам по выстраиванию конструктивных отношений педагог-обучающийся, с учетом индивидуальных психологических осо...

1.3. Деятельность в области здоровьесбережения (мониторинг психологического здоровья учащихся 1 и 2 этапы, пропаганды культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни, занятия психологической разгрузке)

Справка о деятельности педагога-психолога в области здоровьесбережения. Мониторинг психологического здоровья несовершеннолетних с 2014-2015 по 2018-2019 учебные годы...

Программа психологического тренинга "Счастливый билет" (психологическая подготовка к экзаменам)

Программа психологичекого тренинга для студентов колледжа "Счастливый билет". Психологическая подготовка к экзаменам....

Психологическое здоровье. Способы укрепления психологического здоровья.

Психологическое здоровье является важным компонентом счастливой и успешной жизни. И чтобы поддерживать его на высоком уровне, необходимо следить за ним так же, как и за физическим здоровьем....