Психологические основы публичной речи.
материал на тему

 

Многим из нас хорошо знакома картина: лектор выходит на трибуну и устанавливается ищущая тишина: «Что он скажет? Как начнет?»

Несколько слов лектора, и вся аудитория либо превращается в заинтересованное, ловящее каждое слово единое целое, либо как бы расползается в разные стороны. И тогда, кажется, что каждый слушатель занят своими мыслями (в худшем случае, своими делами) и только из вежливости сохраняет молчание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_osnovy_publichnoy_rechi.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические основы публичной речи.

Передо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя - победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о   силе разумения, то она в моей власти.

А.П. Чехов

Многим из нас хорошо знакома картина: лектор выходит на трибуну и устанавливается ищущая тишина: «Что он скажет? Как начнет?»

Несколько слов лектора, и вся аудитория либо превращается в заинтересованное, ловящее каждое слово единое целое, либо как бы расползается в разные стороны. И тогда, кажется, что каждый слушатель занят своими мыслями (в худшем случае, своими делами) и только из вежливости сохраняет молчание.

В чем же дело? Где кроется причина внимания или невнимания аудитории? Какими средствами и приемами заставляет слушать себя оратор? Эти и подобные вопросы часто задают себе те люди, кто, так или иначе, сталкивается с удивительно тонким и сложным видом деятельности - публичным выступлением.

Чтобы перейти вплотную к решению этого вопроса, хотелось бы напомнить:

Обязательные психолого-педагогические умения:

1.Волевые (умение управлять поведением группы, отдельных студентов и своим поведением).

2.Обладать хорошим качеством внимания (своевременное переключение, гибкость и др.) 3.Умение социальной перцепции (восприятия) - моделирование физического и психического

состояния, знание невербалики, например, «чтение по лицам».

4.Умение самоподачи (внешний вид, поза, движения)

5.Индивидуальный творческий стиль и многое другое.

6.Гностические умения (отличное владение своим собственным учебным материалом, умение вовремя наступить «на горло собственной песне» и др.)

7.Умение принимать решения или навык обучения (знание того, что надо сделать, чтобы достичь целей обучения в каждом конкретном моменте - для этого нужна высокая психолого-педагогическая грамотность)

8.Вовлеченность в процесс обучения.

9.Принятие норм профессионального мастерства.

10.Быть интеллектуальной личностью с хорошо развитыми качествами, необходимыми для педагогической деятельности:

- жизнерадостность и общительность

- доброта и способность понять другого

- самообладание и справедливость

- искренность и демократичность ну и, конечно, талант и способности.

11.Оптимальное построение своей речи (правильно поставленная дикция, акценты, паузы, высокая культура речи, словесная грамотность - падежи и ударения, отсутствие слов "паразитов":  да, ну, прочем и др.

При публичном выступлении могут возникать типичные психологи ческие затруднения:

  1. нелогичность (непоследовательность в изложении, нечеткая аргументированность, отсутствие ясности и четкости в ходе достижения поставленной цели)
  2. проблема самовыражения (недостаточная эмоциональность, монотонность, несоответствие внутреннего состояния с внешними признаками)
  3. эгоцентризм (неспособность понять иное, чужое мнение)
  4. некомпетентность
  5. проблема контакта
  6. проблема самоконтроля (трудно преодолеть волнение)
  7. проблема выхода из контакта (плохое (слабое) окончание темы, разговора)

Некоторые рекомендации лектору:

продумайте сложные вопросы и постарайтесь предвидеть сложные ситуации:

  1. наивные вопросы - опровергаем с помощью азбучных истин
  2. ироничные (с подковыркой) желающих повеселить аудиторию; либо в духе легкого юмора; либо серьезным тоном с подчеркиванием недопустимости юмора
  3. сложные - нельзя объять необъятное, или я посоветуюсь с Высшей школой (корифеем науки)
  4. вопросы, на которые уже отвечал - спокойно, используя фразу: «как уже отмечалось..»
  5. вопросы-замечания о несоответствии выводов, тезисов - "По мере того, как накапливаются факты, многие ранее казавшиеся бесспорными истины, пересматриваются.
  6. вопросы, принимающие значимость проблемы - не откликаясь эмоциональной вспышкой, ответить заранее продуманной фазой.

Во время выступления эпизодически оценивайте себя «со стороны», свой тон, позу, жесты, наличие "слов - паразитов", расслабляйте "мышечные зажимы". Во избежание досадных недоразумений четко оговорите значение употребляемых терминов, не следует рассчитывать, что все должны понимать "с полуслова", учитывайте степень подготовленности аудитории в обсуждаемом вопросе.

Первоначальная задача педагога - установить контакт, привлечь внимание, превратить совокупность индивидов в целое, завоевать внимание, осуществить доказа тельства в главной части и в заключении утвердить тезис, побудить к качественной учебе, повышению уровня образованности и культуры.

Педагог должен помнить, что только:

  1. высокие профессиональные знания дают публичной речи высокую объективность, достоверность и глубину;
  2. наглядность снимает абстрактность изложения;
  3. ясность и точность позволяет избежать путаницу, двусмысленности, недосказанности;
  4. неожиданные примеры, факты, парадоксы вызовут удивление, усилят впечатление;
  5. юмор поможет поднять моральный дух слушателей и не позволит «засушить» речь;
  6. повторы основных положений, мыслей помогут слушателям воспринять вас в целом;
  7. выдержка, такт - ваши друзья при всех неблагоприятных обстоятельствах.

и еще самые "банальные» мелочи:

  1. избегайте, не проявляйте признаков неуверенности;
  2. избегайте проявления пренебрежения, неуважения ваших слушателей;
  3. не заставляйте ваших слушателей с самого  начала обороняться;
  4. при возможности признавайте правоту слушателей;
  5. выберите стиль убедительный, но не навязчивый;
  6. вежливость, тактичность - ваши первые друзья;
  7. умейте остановиться вовремя;
  8. не доказывайте очевидного;
  9. отбросьте посредственные доводы, факты.

В ораторском искусстве нужны не правила, а труд. Риторические знания должны расшевелить природный ум, проявить свою индивидуальность. Ораторское искусство требует свободного проявления взглядов, искренности, правдивости. Педагог должен стоять с веком наравне - понимать духовные потребности общества.

Заключение.

"В речи имеют значение три вещи - кто говорит, как говорит и что говорит»  (Мерли,24,41)

Ораторское искусство с древнейших времен было одним из сильнейших рычагов культуры. Огромное несчастье нашей школы, наших учителей - незнание обязательной в дореволюционной России нормы образованного человека - классической риторики, она составляла теоретическую основу культуры публичной речи. После ликвидации неграмот ности, население страны научилось читать и писать, но до риторической грамотности не допустили. Для авторитарной системы риторика не нужна. Она помогает человеку проявить свою индивидуальность. Для авторитарной системы достаточно освоение истины на уровне передовиц партийной прессы, лозунгов, благодаря чему мы разучились по человечески говорить и писать. Кого и в чем может убедить бессвязная, неконкрет ная, невнятная речь, забитая штампами, пустыми словесными агрегатами - достаточно преклонения. Поклонение политическим лидерам не вина, а беда многих поколений советских людей, - обходились без всяких риторик, говорили просто - по-рабочему. Сменился лидер - сменились таблички. Незнание стало нормой, антикультура тоже. Пора осознать свою риторическую безграмотность и ликвидировать этот пробел.

Заканчиваю сообщение словами Д.Карнеги: «То, что оратор говорит в заключение, его последние слова продолжают звучать в ушах слушателей, когда он уже закончил выступление и, видимо, их будут помнить дольше всего».

Будем и мы помнить это на своих занятиях.

PS: O языке и красноречии.

Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь.

Красна речь слушаньем.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Ласковое слово - что весенний день.

Многое наговорено, да мало перепроверено!

Язык разумом открывает.

Не все мели, что знаешь.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Кто словом скор, тот в делах спор.

Красноплюй заговорит, всех слушателей переморит.

Слово не   воробей: вылетит, так и не поймаешь.

''Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они «захотели поглубже» в нее вникнуть".

Б.Паскаль

"Все, что намерен сказать, рассмотри прежде в уме своем, ибо у многих язык предверяет и самую мысль".

Сократ.

"Создать вступление к речи, чтобы привлечь слушателя, возбудить его внимание и подготовить к своим поучениям; изложить дело кратко и ясно ,чтобы все в нем было понятно; обосновать свою точку зрения и опровергнуть противную и сделать это не беспорядочно, а при помощи такого построения отдельных доводов, чтобы общие следствия вытекали из частных доказа тельств; все воспламеняющим или успокаивающим заклю чением" .

Цицерон

"Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если она дурно выражена, а если повторяется, то наводит на скуку".

Вольтер

"Уметь просто и красиво говорить - целая наука".

К. С. Станиславский

"Уметь правильно говорить ...- еще не заслуга, а не уметь - уже позор".

Цицерон

"Кто хочет иметь дело с людьми, тот должен мыслить хорошо, но говорить еще лучше".

М.М.Сперанский

Чайковский медицинский колледж

Преподаватель высшей категории

Коврижных Т.В. – педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психологические основы мотивации учебно-познавательной деятельности студентов"

В презентации материал о механизмах и слагаемых мотивации, учете психологических  особенностей студентов при мотивации к учебе,  а также методы формирования (развития) мотивации....

Психологические основы систем развивающего обучения

Сегодня образование на всех его ступенях призвано не только снабдить ребенка теоретическими знаниями, но и поддерживать и развивать в нем творческую, мыслящую личность с активной жизненной позицией. И...

Психологические аспекты устной речи

Очень часто на урок английского языка приходят люди, у которых может быть неплохой уровень грамматики и лексики, но чудовищное неумение их использовать в речи. В данной статье автор попытался проанали...

Психологические основы деятельности водителя

Возникновение и развитие психики происходит в непрерывном взаимодействии ее с физическим окружающим миром. Человеческая психика выступает в качестве регулятора проявления активного  поведения орг...