Психологические основы систем развивающего обучения
статья
Сегодня образование на всех его ступенях призвано не только снабдить ребенка теоретическими знаниями, но и поддерживать и развивать в нем творческую, мыслящую личность с активной жизненной позицией. Именно этот принцип является залогом успешной реализации систем развивающего обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические основы систем развивающего обучения
Выполнила:
Жучкова Оксана Николаевна
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
- ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ……………………………………………..4
- Предпосылки формирования развивающего обучения в отечественном образовании…………………………………..…...4
- Основные особенности систем развивающего обучения в школе с точки зрения психологии…………………………………………..5
- Анализ наиболее действенных психологические методики, разработанные для применения в развивающем обучении в школе………………………………………………………………..8
- РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИЗУЧЕННЫХ МЕТОДИК В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ…………..………….11
2.1. Методика, цели и задачи разработки практических рекомендаций по применению изученных методик в общеобразовательной организации ………………………………………………………..…….11
2.2. Методические рекомендации по применению психологических основ систем развивающего обучения в школе………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………19
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………….....21
ПРИЛОДЕНИЕ 2……………………………………………………………….22
ВВЕДЕНИЕ
Наблюдающаяся в настоящий момент устойчивая динамика роста технического и информационного прогресса все чаще заставляет задумываться о необходимости пересмотра существующих стандартов образования. Это связано с тем, что традиционное обучение уже не способно в полной мере отвечать современным требованиям обучения и воспитания личности обучающихся.
Актуальность. Сегодня образование на всех его ступенях призвано не только снабдить ребенка теоретическими знаниями, но и поддерживать и развивать в нем творческую, мыслящую личность с активной жизненной позицией. Именно этот принцип является залогом успешной реализации систем развивающего обучения в школе.
Отмечено, что в основе такого обучение лежат грамотные психологические подходы, позволяющие раскрыть в учащихся их индивидуальные способности и таланты, дать им возможность самовыражения и самореализации в ходе образовательного процесса.
Разработанность вопроса. Теоретические основы данного вопроса разрабатывались с 50х годов прошлого столетия. Наиболее значимыми в данной области признаны труды Б.Г. Ананьева (Б.Г. Ананьев, 1977. С. 24), Л.В. Занкова (Занков Л.В., 1990), Эльконин Д.Б. (Эльконин Д.Б., 1989). Основные причины для их научных изысканий строились на выводах о том, что огромнейшие усилия, прилагаемые на тот момент в отечественном традиционном образовании, не имели большого эффекта и не способствовали в должной мере психическому развитию детей. [20]
Таким образом, вопрос практической реализации основных теоретических психологических методик систем развивающего обучения стоит наиболее остро.
Цель:
Методическая разработка применения психологических основ систем развивающего обучения на примере общеобразовательной школы.
Задачи:
- Изучить предпосылки формирования развивающего обучения в отечественном образовании;
- Выявить основные особенности систем развивающего обучения в школе с точки зрения психологии;
- Проанализировать наиболее действенные психологические методики, разработанные для применения в развивающем обучении в школе;
- Описать методику, цели и задачи разработки практических рекомендаций по применению изученных методик в общеобразовательной организации;
- Разработать методические рекомендации по применению психологических основ систем развивающего обучения в школе.
Методы и методика. В курсовой работе были использованы методы описания, статистического анализа, а так же анализ существующих теоретических методик в области психологических основ развивающего обучения, разработаны собственные методические рекомендации.
Объект исследования: разработка методических рекомендаций по практическому применению психологических основ систем развивающего обучения в школе.
Предмет исследования: основные теоретические методики психологического развития школьников в системах развивающего обучения.
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ
1.1. Предпосылки формирования развивающего обучения в отечественном образовании
Изначально отечественное образование, сложившись в довольно устойчивую систему, носило объяснительно – иллюстративный характер. В такой ситуации уровень развития обучающихся и его скорость не имели тесной взаимосвязи с обучением. Уже в 50х годах ХХ ведущие отечественные ученые начали задумываться о необходимости изменить ситуацию.
По мнению Л. С. Выготского, соотношение обучения и развития - "Самый центральный и основной вопрос, без которого проблемы педагогической психологии... не могут быть не только правильно решены, но даже поставлены". [15] Именно на этом соотношении должна основываться любая методика, предполагающая правильное психическое развитие человека в процессе обучения.
В этой связи необходимо было обусловить четкое понимание того, что такое умственное развитие и, каким образом оно зависит от формата обучения. Впервые этим вопросом в отечественном образовании занимались С. Л. Рубинштейн и Б. Г. Ананьев. При этом Б. Г. Ананьев считал умственное развитие сложной психической особенностью, от которой зависит успех учения и труда. Это в действительности находило свое отражение в исследованиях того времени. [3]
Н. С. Лейтес в своих исследованиях писал, что сто качества ума дают основу возможностям теоретического познания и практической деятельности любого индивидуума. При этом он отмечал, что также существует прямая зависимость умственного развития от волевой и эмоциональной сфер психики человека. Обязательно, по его мнению, от этого зависит и возможность самоконтроля и саморегуляции во время обучения.[12]
Стоит отметить, что одной способности теоретически и практически действовать не достаточно. Явным условием нормального умственного и психического развития является знание.
Д. Левитов характеризовал умственное развитие через ряд показателей:
1) Самостоятельностью мышление;
2) Быстрота и прочность восприятия учебного материала;
3) Быстрота умственного ориентирования, проявляющаяся в поцессе решения нестандартных задач;
4) Глубокое проникновение в сущность изучаемых явлений (умение отличать существенные детали от несущественных) ;
5) Критичность ума, отсутствие склонности к появлению предвзятых, необоснованных суждений.
1.2. Основные особенности систем развивающего обучения в школе с точки зрения психологии
Для того, чтобы вести рассуждение о психологии систем развивающего обучения, необходимо полностью осознавать значение и условия использования термина «развивающее обучение». Сам термин принадлежит В.В. Давыдову и, подразумевает он наиболее комплексное понятие, работающее только в системе с сопутствующими условиями в обучении:
- Учет психологических новообразований данного возраста, которые будут возникать, формироваться и развиваться в данной возрастной категории;
- Наличие ведущей деятельности в данной категории, определяющей вероятность возникновения и развития сопутствующих новообразований;
- Согласованность с содержанием и способами осуществления психолого – педагогической деятельности;
- Учет взаимосвязей производимой психолого – педагогической деятельности с другими видами деятельности;
- Выявление системы методик, с помощью которых можно было бы определить уровень развития существующих новообразований в изучаемом направлении;
- Соответствие характеру связи этих уровней и особенностей организации производимой деятельности. [18]
Взаимосвязь обучения со всеми выше перечисленными условиями как раз и определяет развивающее обучение, как таковое.
Для применения развивающего обучения в общеобразовательной организации необходимо в обязательном порядке учитывать возрастные характеристики учащихся. Ни одна образовательная программа в школе, либо планирование не обходятся без соответствия стандартам образования для общеобразовательных организаций.
В этой связи в современной системе образования введен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, который подразумевает соблюдение определенных условий и требований.
Так же изменился подход к образовательному процессу и системе осваивания нового материала. Теперь учитель на уроке больше не играет главенствующие роли человека, выдающего весь «пакет» знаний. Теперь педагог лишь сопровождает обучающихся в освоении нового материала, направляет их. Его роль на этом фоне становится больше тьюторской.
Широко распространился в преподавании всех дисциплин личностно-ориентированный и деятельностный подходы, которые направлены на выявление индивидуальных особенностей и талантов личности каждого обучающегося. [10]
Применяемые подходы призваны формировать нормальное умственное и психическое развитие обучающихся. Их суть заключается в особой организации учебного процесса, в основе которой лежит проектно-исследовательская деятельность школьников. Такая деятельность напрямую способствует выявлению и развитию способностей каждого ребенка.
При этом существуют основные направленности, на которые должен опираться компетентный педагог в процессе современного развивающего обучения, соответствующего ФГОС:
1) жизнетворчество – подключение учащихся в решение существующих проблем реальной жизни, обучение технологиям самостоятельного стремления к изменению собственной жизни, создание среды жизни;
2) социализация – приобщение ребенка к жизни социума, его взросление, освоение различных способов и видов жизнедеятельности, а также выявление и усиленное развитие его духовных качеств и практических потребностей, способствование жизненному самоопределению;
3) культурная идентификация – восприятие собственных культурных особенностей и свойств личности, понимание того, что ребенок принадлежит к определенной культуре и направление и поддержка в приобретении общих черт культурного человека;
4) духовно-нравственное развитие личности – освоение и развитие понимания у ребенка общечеловеческих нормам нравственности, формирование внутренних систем моральной регуляции поведения (совесть, честь, собственное достоинство, долг и т.д.), осуществление формирования способностей выбора между добром и злом, измерения гуманистическими критериями своих поступков и поведения;
5) индивидуализация – оказание помощи в становлении индивидуальной, самобытной личности, развитии ее творческих способностей и талантов, формирование личностных характеристик каждого ребенка. [3]
Личностное развитие, становление личностного образа предполагает проектирование образа жизни ребенка в определенной социокультурной среде. Поэтому основная задача психолого – педагогической деятельности учитеся - создание условий для умственного и психического развития ребенка и оказание ему помощи в самоопределении.
1.3. Анализ наиболее успешных психологических методик в развивающем обучении, разработанных для применения в школе
На сегодняшний день ситуация обстоит так, что существует множество психологических методик, направленных на изучение психологических основ развивающего обучения, но далеко не все возымели действительно значимый эффект в данной области.
Отмечено, что сейчас системно разработанными считаются две основных системы развивающего обучения:
1) Система развивающего обучения В.В. Давыдова. Данное направление берет свое начало с трудов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева. [16]
Данная система основывается на принципе от общего с частному. Здесь подразумевается освоение новых знаний через общую картину и поиск причин и следствий поставленной проблемы. Для образовательного процесса по этой системе характерны обобщение и абстрагирование. Важным явлется нахождение связи между единичным и целым.
Мыслительное действие здесь выражается через качественный анализ теоретического знания, что дает возможность разобраться не только в самом материале, но в его смысле, выявить для себя его значение.
2) Методика развивающего обучения Л.В. Занкова. Эта методика психолого – педагогической деятельности объединяет наиболее современные способы работы с обучающимися, способствуя формированию творческой, мыслящей нетрадиционно личности. Л. В. Занков отдает предпочтение интенсивному развитию учащихся. При этом он не приемлет допущение неправомерного облегчения учебного материала, а также неоправданно медленные темпы его освоения и регулярное однообразное повторение. [7]
Система по Л. В. Занкову, основывается на нескольких важнейших принципах:
- Обучение должно иметь высокий уровень трудности. Реализация данного принципа подразумевает обязательное наличие меры трудности. Работа должна быть основана на преодолении препятствий, осмыслении взаимосвязей и систематизации осваиваемых явлений.
- Теоретическая основа знаний играет ведущую роль в развивающем обучении. Согласно этому принципу отработка таких важнейших показателей, как понятия, отношения, связи в учебном предмете, а также межпредметные связи так же важны, как и формирование и закрепление навыков.
- Ученик обязан самостоятельно осознавать собственное учение. Данный принцип способствует развитию рефлексии, осознанию самого себя в качестве субъекта учения.
- Развитие должно быть коллективным. Здесь подразумевается, что развитие личности может происходить только при условии освоение нового материала только в коллективе, так как без коммуникации учащийся не имеет возможности сравнивать, делать выводы, перенимать опыт и способы работы коллег по образовательному процессу. Данный принцип в частности отвечает за гуманизацию учебного процесса.
Таким образом, система по Л. В. Занкову нацелена на осмысленную работу учащихся во время освоения и познания нового. Она заставляет ставить цели и идти к ним, как индивидуально, так и коллективно, добиваясь успеха в образовательной деятельности, находя наилучшие способы решения поставленных задач. Данная система наилучшим образом развивает творческое мышление, заставляет, проходя через определенные препятствия, мыслить неординарно.
Вывод
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для полноценного умственного и психического развития обучающихся необходима полная замена объяснительно - иллюстративного способа освоения нового материала во время обучения на собственно – деятельностный. Только в таком случае обучение можно будет назвать развивающим.
Теоретические аспекты становления психологических основ развивающего обучения начали формироваться еще в середине прошлого столетия, что говорит о том, что вопрос соотношения и развития стал волновать ведущих ученых в области образования уже тогда.
На сегодняшний день наиболее распространенными и применяемыми являются системы развивающего обучения по В. В. Давыдову и Л. В. Занкову. С данных системах наблюдаются существенные отличия. Наиболее развитой и отвечающей современным стандартам в образовании является система Занкова, которая предполагает полноценное умственное и психологическое развитие только через деятельность и саморегуляцию учащихся.
- РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИЗУЧЕННЫХ МЕТОДИК В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Методика, цели и задачи разработки практических рекомендаций по применению изученных методик в общеобразовательной организации
Методика разработки практических рекомендаций для применения развивающего обучения в школе основывается на изученных теоретически системах развивающего обучения В. В. Давыдова и Л. В. Занкова. Данные теоретико-методологические подходы дают возможность определить взгляд, позицию, стиль педагога, его отношение к формированию личности ребенка, а также философское понимание своей роли в воспитании и обучении детей, как наставника, сопровождающего и направляющего в процессе обучения и воспитания.
При разработке рекомендаций была проведена работа по выявлению наиболее прочных связей между развитием и обучением. Для этого были даны определения этих понятий.
Развитие — процесс количественных и качественных изменений, происходящих под влиянием различных факторов, в том числе и воспитания. В характеристике ребенка-дошкольника можно говорить о возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту, причем важен не столько биологический, сколько психологический паспорт ребенка), индивидуальном (своеобразие, особенности развития), личностном (становление, развитие личностных качеств, их особенности).
Обучение — это специально организованный процесс взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на передачу информации, её переработку и создание новой. Важным при этом является воспитание положительного отношения к процессу познания, формирование специальных умений и навыков работы с информацией, развитие социально-нравственных привычек поведения.
Находясь в постоянном контакте с социумом учащийся становится подвержен преемственности личностных особенностей воспитания и образования других детей, его окружающих.
Таким образом, именно личностная ориетнированность психолого-педагогических процессов в ОО определяет возможность достижения целей и задач, поставленных перед развивающим обучением в школе.
В этой связи с практической части курсовой работы была поставлена цель: сформировать на основе систем развивающего обучения В. В. Давыдова и Л. В. Занкова рекомендации по психолого-педагогической деятельности в общеобразовательной организации.
При разработке практических рекомендаций были поставлена следующие задачи:
- Выявить наиболее значимые аспекты психологических основ в системах развивающего обучения В. В. Давыдова и Л. В. Занкова;
- Сформировать рекомендации по их применению в ОО;
- Определить предполагаемый эффект от применения разработанных рекомендаций.
2.2. Методические рекомендации по применению психологических основ систем развивающего обучения в школе
Занятия, разработанные по методикам, ориентированным на постоянную практическую деятельность учащихся, индивидуальную и групповую работу, заставляющие детей задумываться над применением полученных знаний призваны повысить интерес и уровень мотивации к изучению нового материала. На этой основе формируется активное деятельностное мышление, способствующее полноценному умственному и психологическому развитию. А конечная рефлексия как индивидуальная, так и групповая помогает учащимся наиболее точно разобраться со степенью усвоения материала.
Творческий подход к проведению занятия, добавление соревновательного эффекта, а также активное общение учащихся между собой и с преподавателем заставляют их принимать непосредственное участие в ходе занятия, а не просто присутствовать на нем.
Данное положение идет красной нитью через содержание систем развивающего обучения В. В. Давыдова и Л. В. Занкова, является их общей составляющей и обладает наибольшей эффективностью в применении в психолого- педагогической практике в общеобразовательной организации.
На основе ведущих положений изученных систем были сформированы следующие рекомендации:
- Педагогическая работа в общеобразовательной организации должна вестись в соответствии с уровнем психического и умственного развития категории обучающихся с которыми она ведется.
- Занятия должны четко планироваться и иметь 60% деятельностной составляющей. Для этого необходимо предоставить учащимся возможность заниматься исследовательской и проектной деятельностью. Изготовление проектов как в урочной, так и во внеурочной деятельности процесс многогранный и интересный. Для учащихся он интересен наиболее тем, что в результате такой деятельности получается актуальный продукт, который либо тут же, либо в дальнейшем презентуется. Исследовательская же деятельность вызывает большой интерес у детей самим процессом поиска и познания информации. При этом обучающиеся имеют возможность самостоятельно оценивать свои действия и уровень достигнутых результатов. Результаты точно так же презентуются, обсуждаются и оцениваются как коллективом, так и индивидуально. При таком подходе происходят сложные психические процессы, направленные на формирование неординарной, нестандартно мыслящей и продуктивно действующей личности обучающегося ;
- Учащиеся должны учиться самостоятельно ставить перед собой цели, и планировать действия для их достижения.
- Педагог должен выполнять сопровождающую, наводящую роль, уступая лидирующие позиции в освоении материала учащимся;
- Способы освоения нового материала должны меняться. Преподнесение общей информации по теме с поиском причин и следствий должно сменяться самостоятельных добывания знаний по нарастающей. Учащиеся должны уметь рассуждать логически и приходить к определенной целостной картине, являющейся конечной точкой в освоении конкретной темы.
- Скорость психического развития сугубо индивидуальна, поэтому занятия обязаны выстраиваться таким образом, чтобы заставлять мыслить и действовать индивидуально каждого ребенка. Существует достаточно много способов повысить уровень мотивации к освоению нового у учащихся. Одним из таких способов является применение личностно - ориентированных методик в преподавании предмета. Грамотно составленные практические занятия с применением личностно – ориентированных методик, заставляющие студентов лично добывать нужные знания различными способами, также регулярная поддержка, направление и стимулирование преподавателем существенно увеличивают интерес к изучаемому предмету и профессии в целом.
- Результативность образовательного процесса должна оцениваться в первую очередь самим учащимся, что позволит совершенствовать механизмы саморегуляции и самоконтроля психики.
- Конечная рефлексия должна завешать любое занятие любого типа, открывая педагогу наиболее точную картину правильности выбранных для занятия приемов и способов работы.
- Последующая работа должна раскрывать сформированные на предыдущих занятиях универсальные учебные действия (УУД), предусмотренные во ФГОС. (Приложение 1)
- Формирование УУД не должно быть помещено в узкие рамки изучения одной темы или предмета. Необходимо раскрыть учащимся возможность их применения в других областях знаний и жизни.
Данные рекомедации предполагают, что одна из важнейших целей развивающего образования - формирование у обучающихся научного мировоззрения. Оно базируется на целостности и единстве получаемых знаний, их системном и уровневом построении, многообразии и логических взаимосвязях между уровнями. Кроме того, биология как дисциплина ориентирована на формирование знаний о структуре и функционировании биологических систем, об устойчивом развитии природы и общества в их взаимодействии.
Для достижения наиболее точных результатов был разработан и предложен пример этапности практического занятия с учетом разработанных в ходе исследования рекомендаций. (Приложение 2)
При разработке занятия был сделан акцент на деятельностный подход к психолого-педагогическому процессу. В процессе познания, рассуждения, закрепления учащиеся действуют самостоятельно. При этом педагог грамотно подводит к переходу на следующую ступень занятия. В этом случае происходит активный процесс саморегуляции и самоконтроля психики учащихся, что помогает в дальнейшем полностью самостоятельно ставить перед собой четкие правильные цели, планировать дальнейшие действия, искать пути решения выявленных проблем.
На этой почве происходит активное формирование и развитие психики ребенка через действие. Ученик имеет возможность не только добиваться высоких результатов в освоении нового материала, но и здраво оценивать проделанную собой и коллективом работу.
Вывод
Таким образом, при регулярном применении разработанных рекомендаций, основанных на системах развивающего обучения В. В. Давыдова и Л. В. Занкова в планировании и проведении занятий, происходит достижение необходимого уровня результатов, так же прописанных государственным стандартом для каждой ступени образования. При систематической работе подобного характера обучающиеся не только поддерживают, но и развивают, и укрепляют в себе индивидуальные таланты и способности, чем обусловлено полноценное умственное и психическое развитие личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проделанной в исследовании работы можно заключить следующее:
- Сформированные еще в середине прошлого столетия психологические основы систем развивающего обучения в данный момент переживают необходимость в практическом применении.
В условиях постоянно нарастающего технического и информационного прогресса психика человека подвержена сильнейшему влиянию огромного информационного потока. Освоение и усвоение новой информации будет проходить успешно только в том случае, если учащиеся будут не только иллюстративно получать информацию, но и иметь возможность деятельностно в ней ориентироваться, самостоятельно целеполагать, ставить перед собой и решать определенные задачи, осознавать возможность применения полученных знаний на практике.
- Современная система образования в нашей стране прямым ходом идет к освоению развивающего обучения. Большим шагом этому стало внедрение ФГОС в образовательный процес. Данный стандарт предполагает наличие в психолого-педагогической работе деятельностного и личностно- ориентированного подходов, которые с точки зрения психологии способствуют наиболее устойчивому формированию по полноценной психически здоровой личности учащихся.
- Самыми популярными на сегодняшний день являются системы развивающего обучения В. В. Давыдова и Л. В. Занкова. Данные системы так же основываются на деятельностном подходе, но имеют несколько значительных различий. Использование сразу двух методик в образовательном процесс не возможно, но существует возможность интеграции и разработки практических рекомендаций по частичному их применению в общеобразовательной организации.
- Методически разработка практических рекомендаций в исследуемом направлении основывается именно на интеграции основных тезисов систем развивающего обучения по В. В. Давыдову и Л. В. Занкову. Целью практической части исследования стало сформирование на основе систем развивающего обучения В. В. Давыдова и Л. В. Занкова рекомендаций по психолого-педагогической деятельности в общеобразовательной организации. Для достижения данной цели были поставлены необходимые задачи и, далее, предложены пути их решения.
- Результатом исследования проведенного в курсовой работе стали методические рекомендации по применению психологических основ систем развивающего обучения в школе. Данные рекомендации разработанны на основе двух наиболее популярных систем развивающего обучения, они отвечают требованиям современного Федерального Государственного Стандарта в образовании. Дополнительно разработан примерный план занятия в общеобразовательной организации с учетом предложенных в работе рекомендаций.
Таким образом, при полноценном применении предложенных в исследовании рекомендаций существует реальная возможность вывести образовательный процесс на абсолютно новый уровень. Соответствующий психолого-педагогический подход в общем образовании призван формировать наиболее самостоятельную прогрессивно развивающуюся личность учащегося.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Атемаскина Ю. В., Богословец Л.Г., Современные педагогические технологии в ДОУ.- Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс». - 2013. - С.89.
- Атутов П. Р., Технология и современное образование / П.Р. Атутов // Педагогика. - 2011. - № 2. - С.236.
- Беспалько В. П., Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М., 2010.- С.287.
- Венгер А. Л., Цукерман Г. А., Психологическое обследование младших школьников. - М., 2001. – С. 213.
- Воронов В. В., Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. – С. 288.
- Вульфов Б .З., Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. - М.: Юрайт, 2013. – С. 511.
- Выготский Л. С., Педагогическая психология. - М., 1996. – С. 412.
- Гуревич П. С., Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. – С. 479.
- Давыдов В. В., Проблемы развивающего обучения/ - М: Просвещение, 2011 г. – С. 397.
- Джуринский А. Н., Сравнительная педагогика: Учебник для бакалавриата и магистратуры / А.Н. Джуринский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 440 c
- Кларин М. В., Инновации в мировой педагогике / М.В. Кларин. – Рига: Эксперимент, 2013 г. - С. 478.
- Ксензова Г. Ю., Перспективные школьные технологии: - М.: Педагогическое общество России, 2012. - С. 214.
- Кукушкин В. С., Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2013.- С. 59-64.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. - Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. - С.336.
- Кибанова А. Я., Психология и педагогика (адаптированный курс для бакалавров) / А. Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2012. – С. 480.
- Киреева Э. А., Психология и педагогика (для бакалавров) / Э. А. Киреева. - М.: КноРус, 2012. – С. 496.
- Кравченко А. И., Психология и педагогика: Учебник / А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. – С 400.
- Мандель Б. Р., Педагогика: Учебное пособие / Б. Р. Мандель. - М.: Флинта, 2014. – С. 288.
- Павленко Н. Н., Психология и педагогика: Учебное пособие / Н. Н. Павленко, С. О. Павлов. - М.: КноРус, 2012. – С. 496.
- Сальникова Т. П., Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2012. - С. 57.
- Селевко Г. К., Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2013. – С. 256.
- Шипилина Л. А., Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по напралению "Педагогика" / Л.А. Шипилина. - М.: Флинта, 2013. – С. 208.
- Щербакова Е. В., Педагогика. Краткий курс.: Учебное пособие / М. Н. Недвецкая, Т. Н. Щербакова, Е. В. Щербакова . - М.: УЦ Перспектива, 2013. – С. 408.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1. УУД, формируемые в процессе развивающего обучения
Вид УУД | Типы заданий |
Личностные | самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание |
1.Прочитать изучаемого параграфа учебника. 2.Ответить на вопросы и задания, которые находятся в конце параграфа. Объясни и выскажи своё мнение о прочитанном. 3. Просмотреть презентации по теме. 4. Творческое задание 5. Сравнить свою работу с работами других. | |
Коммуникативные | планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка |
1. Разделиться на группы. Составить задание для группы соперника через прием: «Пропущенные слова в тексте» 2. Совместное обсуждение выполненного задания. Оценка работы группы. 3. Разбиться на варианты и разработать презентацию. | |
Познавательные | общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем |
1. Прочитать содержание пункта параграфа на тему «…»; выделить все специальные термины и выражения, найти, что они обозначают. 2. Составить таблицу терминов, заменить слова синонимами и вставить во второй столбец. 3. С выписанными терминами придумайть свой рассказ, озаглавить, и записать его. | |
Регулятивные | планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка |
1. Решить задачи, в которых имеются преднамеренные ошибки. 2. Найти информацию в предложенных источниках. 3. Задания на выявление ошибок. 4.Самостоятельная работа. Её проверка: самоконтроль и взаимоконтроль. Результаты сравниваются, и выставляется итоговая оценка. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 2. Примерные этапы занятия с применением разработанных рекомендаций
Этапы | Содержание | Практическая составляющая |
Мотивирование на учебную деятельность | Создание доброжелательной атмосферы в кабинете, нацеливание на работу. | Творческое введение в тему |
Актуализация | Закрепление знаний, полученных ранее, привязка к новой теме через задание, на которое не хватает имеющихся знаний. | Вставить пропущенные слова в текст. |
Целеполагание, постановка проблемы | В ходе коллективной работы, выявляются затруднения, на основе чего сами студенты формулируют цель занятия. | Цель: «…» |
Поиск путей решения проблемы | Совместное планирование достижения поставленной цели. Групповая работа по решению практических задач | Разделение на две команды и составление « Авторских опор». Каждая команда проектирует свой плакат имеющихся знаний и возможных рассуждений по теме занятия, затем плакаты вывешиваются на доску и, происходит обсуждение с корректировкой педагога, добавляющего новую информацию. |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний. | Выполнение заданий по новой теме, самопроверка по эталону. | Например, выдаются карточки с индивидуальными заданиями. Затем на экран проектора выводятся правильные ответы. |
Систематизация знаний | Работа по выявлению связи между новой темой и ранее изученным материалом. | Команды формулируют по 3 вопроса, связывающих новую тему с ранее изученными и обмениваются ими с последующим обсуждением. (Для удобства в каждой команде выбирается спикер). |
Оценивание | Студенты самостоятельно оценивают проделанную работу | Упражнение «Хорошо – плохо» Команды составляют список вопросов усвоенных хорошо и не вполне усвоенных, затем происходит совместное обсуждение |
Рефлексия | Проверка значимости усвоенного материала | Учащиеся самостоятельно называют тему занятия, цель и определяют, достигнута ли она. Обосновывают применение полученных знаний на практике |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/18/picture-624940-1429371170.jpg)
Обобенности развивающегося обучения
Исследования, направленные на определение качества обучения учащихся черчению в общеобразовательной школе, проведенные в разные годы (А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, Е.А.Василенко, JI.H. Коваленко, В...
Методическая разработка проведения практического занятия по электротехнике на основе технологии развивающего обучения
Методические рекомендации по проведению практических работ по электротехнике в помощь преподавателю и обучающемуся...
Аудирование на основе коммуникативного подхода и его место в развивающем обучении
Аудирование на начальном этапе обучения, является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение.Именно на начально...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/08/picture-675005-1604852281.jpg)
Развивающее обучение на основе проблемной ситуации
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обуча...