Обобенности развивающегося обучения
статья на тему

Цыганова Наталья Васильевна

Исследования, направленные на определение качества обучения учащихся черчению в общеобразовательной школе, проведенные в разные годы (А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, Е.А.Василенко, JI.H. Коваленко, В.Т. Ларина, Н.Ф. Семенова и др.), выявили, что чертежно-графическая подготовка ее выпускников не соответствует программным требованиям и тому значению, которое имеет эта дисциплина в развитии технического мышления в обществе. Наблюдения за работой школьников на уроках черчения; за абитуриентами художественно-графического факультета педагогического вуза, выполняющих экзаменационные задания, анализ их чертежей позволили сделать вывод: главные трудности для учащихся и выпускников школы связаны с чтением чертежей и обусловлены недостаточным развитием пространственных представлений и мышления, а в выполнении чертежей - с установлением и построением двумерных плоскостных изображений, с нанесением на чертеже размеров. Указанные трудности испытывает большинство ежегодных выпускников средних школ уже в течение десятилетий. Очевидно, дело не только в систематическом сокращении учебного времени, отводимого на изучение черчения, но и в эффективности принятой методики обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvivayushchego_obucheniya_chercheniyu.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развивающего обучения черчению в современной общеобразовательной школе.

Исследования, направленные на определение качества обучения учащихся черчению в общеобразовательной школе, проведенные в разные годы (А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, Е.А.Василенко, JI.H. Коваленко, В.Т. Ларина, Н.Ф. Семенова и др.), выявили, что чертежно-графическая подготовка ее выпускников не соответствует программным требованиям и тому значению, которое имеет эта дисциплина в развитии технического мышления в обществе. Наблюдения за работой школьников на уроках черчения; за абитуриентами художественно-графического факультета педагогического вуза, выполняющих экзаменационные задания, анализ их чертежей позволили сделать вывод: главные трудности для учащихся и выпускников школы связаны с чтением чертежей и обусловлены недостаточным развитием пространственных представлений и мышления, а в выполнении чертежей - с установлением и построением двумерных плоскостных изображений, с нанесением на чертеже размеров. Указанные трудности испытывает большинство ежегодных выпускников средних школ уже в течение десятилетий. Очевидно, дело не только в систематическом сокращении учебного времени, отводимого на изучение черчения, но и в эффективности принятой методики обучения.

Интересные и значимые работы в области методики обучения черчению (А.Д. Ботвинников, Е.А. Василенко, В.Н. Виноградов, В.А. Гервер),  Рекомендации и выводы исследователей не всегда находят применения в практике общеобразовательной школы по ряду объективных и субъективных причин, среди которых: отсутствие у учителей материальной заинтересованности в совершенствовании учебного процесса; не стабильность положения учебной дисциплины «черчение» в общеобразовательной школе; изъятие черчения из перечня основных предметов общего среднего образования; значительное сокращение учебного времени на изучение черчения в средней общеобразовательной школе (одногодичное обучение при одном часе в неделю в 9 классе) и, одновременно, увеличение объема, необходимого для изучения материала и формируемых умений в типовой учебной программе.

Таким образом, среди разнообразных факторов, определяющих современное состояние учебной дисциплины "черчение", достаточно ясно просматриваются главные противоречия, состоящие в несоответствии:

- декларируемых целей образования и его реальных результатов;

- необходимости дифференциации образования и единообразия технологии обучения;

- стремления современного образования к удовлетворению интересов и запросов личности, имеющиеся достижения психолого-педагогической науки, способствующие их реализации в обучении, и функционирующей в школах страны традиционной методической системы обучения черчению, недостаточно учитывающей возможности и способности ученика, закономерности его развития и воспитания в учебной деятельности;

- статуса общего среднего образования и положения в школе дисциплины "черчение" ("языка техники", отражающего целый пласт социального опыта - технической культуры человечества);

- недостаточного уровня графической подготовки выпускников школы и ее значимости в образовательном арсенале общества; сокращения учебного времени на изучение дисциплины и одновременного увеличения объема учебного материала; наличия накопленного, солидного, практически значимого теоретического и экспериментального материала и его использования в реальном учебном процессе;

- экстенсивной по существу традиционной методики обучения и активными по характеру современными формами изучения учебного материала, тесно связанными с развитием личности учащегося.

Разрешить противоречия  или их часть  помогут решения следующих задач:

1.Установить на основе анализа психолого-педагогических теорий организации процесса обучения совокупность положений, определяющих возможность актуализации развивающего потенциала учебной дисциплины «черчение».

2. Выявить наиболее эффективные методы и формы обучения черчению, способствующие развитию умственных сил, познавательных интересов, рефлексии, самостоятельности и творческих способностей учащихся.

3. Обосновать необходимость обучения школьников обобщенным приемам учебной деятельности (интеллектуальной и практической).

4. Создать систему обобщенных приемов (алгоритмов) решения типовых задач курса черчения и проверить ее эффективность в учебном процессе общеобразовательной школы.

5. Разработать систему развивающего обучения черчению учащихся средней общеобразовательной школы (концептуальные положения; целевые, содержательные, процессуальные и технологические характеристики);

6. Создать, экспериментально проверить учебно-методический комплекс средств обучения, включающий программу, учебные, методические, наглядные пособия, содействующий переходу от традиционного обучения черчению к обучению развивающей направленности.

7. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой системы обучения черчению.

 Развивающий потенциал обучения черчению выявляет свою действенность в содержательной и процессуальной частях системы обучения:

- введение пропедевтического этапа в начале изучения основного курса черчения;

- разделение содержания данного курса на тематические "блоки" и учебного материала этих блоков на относительно самостоятельные смысловые "порции" с выделением в них ключевых положений;

- приоритетное внимание к процессу освоения школьниками способов деятельности по решению учебных задач в последовательности: типовые -развивающие - творческие;

- оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения для конкретной образовательной ситуации;

- регулярная диагностика и контроль результатов учебной деятельности школьников во взаимосвязи с развитием их интеллектуальных способностей, своевременная корректировка педагогических действий;

- диалоговая форма общения во фронтальной и индивидуальной работе учителя с учениками;

- использование педагогических средств и приемов, стимулирующих самостоятельность и рефлексивную деятельность школьников и т.д.

 При изучении черчения учащиеся усваивают фундаментальные основы чертежно-графической деятельности, и это дает им возможность в дальнейшем специализировать полученные знания и умения применительно к выбранной профессии. Такого результата не в состоянии дать никакая другая учебная дисциплина, в том числе и технология, имеющая свои задачи и лишь частично соприкасающаяся с содержанием курса черчения

Объединяя умственные и практические действия, репродуктивную и поисковую деятельность учащихся, коллективные и индивидуальные формы работы, педагогический контроль и самоконтроль обучаемых, уроки черчения позволяют создать такую мотивационную среду, в которой у школьников формируются качества самостоятельности и инициативности, потребность в достижении желаемого результата, социально полезные ценностные ориентиры. .

Общая целевая направленность развивающего обучения позволяет выделить его следующие ключевые положения:

• обучение - движущая сила развития; личностная направленность обучения (ученик - субъект учебно-воспитательного процесса);

• ход, темп развития неравномерны и неодинаковы для всех учащихся ,

•учебная деятельность как среда познавательных процессов - основное условие и средство целостного развития личности обучаемого, главный фактор внутренних приращений через механизм интериоризации;

• органическая взаимосвязь структурных образований учебного процесса - "обучение - развитие — воспитание", усиление роли развивающей составляющей (формирование и развитие когнитивных, креативных, оргдеятелыюстных, социальных качеств личности обучаемого);

• историческая преемственность - традиции + новаторство в организации, методах, формах и средствах обучения, в оценке его результатов. Приоритет активизирующих форм и методов, стимулирующих процессы самоопределения, саморегуляции, самореализации, связанных с формированием и развитием творческого потенциала ученика;

• обучение в интенсивном режиме изучения программного материала на достаточно высоком уровне сложности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей всех учащихся класса.

Исходными ориентирами в содержательной части обучения черчению остаются следующие: а) знания (основообразующий и системообразующий компонент учебной деятельности):

• общая установка школьников на восприятие курса черчения -выделение практического значения графической грамоты в различных отраслях трудовой деятельности человека, связь обучения с интересами учащихся и имеющимися у них знаниями, усиление связи теории с практической работой на основе приоритета знаний способов деятельности;

•дифференциация понятия «знания» - знания теоретических основ курса, условностей и упрощений, установленных ГОСТ и знания обобщенных приемов учебной деятельности (интеллектуальной и практической);

• структурирование предметной информации с целью оптимизации ее объема, генерализация содержания курса, установление основных понятий, терминов; учет преемственности и межпредметных связей, а также соответствия изучаемого материала внутренним силам учащихся данного возраста на конкретном этапе обучения; б) умения и навыки (основной критериальный показатель результативности учения):

•умения и навыки - не только актуализация и практические проявления приобретенных знаний, но и их углубление и закрепление в памяти;

•детальное раскрытие содержания каждого умения как комплекса определенных действий (мыслительных и практических) и способов их выполнения;

• осознание каждым школьником необходимости овладения умениями и навыками чтения и выполнения чертежей и главного условия для этого -активной личной деятельности. Успешность процесса овладения умениями и навыками, их качество, перенос в новые условия зависят, прежде всего, от уровня мыслительной деятельности учащегося;

• целенаправленное формирование у школьников и развитие умений и навыков - интеллектуальных и практических - на базе имеющихся знаний (теоретических основ и способов деятельности) путем упражнений по решению последовательно усложняющихся учебных задач по траектории: коллективное, под руководством учителя, создание алгоритма (образца ориентировочных действий) решения типовой задачи — усвоение образца ориентировочных действий в процессе выполнения упражнений самостоятельное использование данного способа при решении типовых вариативных задач - его творческое применение в различных по сложности новых учебных заданиях. Преимущественная опора в учебно-воспитательном процессе на практическую деятельность школьников, во-первых, позволяет закрепить необходимые умения, довести их до уровня навыков, во-вторых, предоставляют учителю широкие возможности для развития у школьников умений наблюдения, представлений, анализа, обобщения, абстрагирования и пр., и формирования таких качеств личности, как рефлексия, самостоятельность, воля, стремление к познанию и др. В данном случае, результаты учебной деятельности по своей продуктивности выходят за рамки частнопредметных интересов в сферу общего развития личности учащегося.

Являясь основным механизмом практической реализации содержания обучения, применяемые в ходе исследования методы, приемы, формы и средства обучения рассматривались, прежде всего, с позиций их организационно-управленческой, контрольно-регулировочной эффективности, а также со стороны активизирующих и стимулирующих возможностей в формировании и развитии у школьников интеллектуальных и социально значимых личностных качеств. Конкретно это выразилось в следующем:

- введение пропедевтического этапа перед началом систематического изучения основного курса черчения с целыо выявления стартового уровня знаний и умений, близких к чертежно-графической деятельности (знания геометрических плоских и объемных фигур, умения их изображать, знания терминологии и проч.); выравнивание вышеперечисленных знаний с учетом включения в этот процесс всех учащихся класса;

- членение содержания курса черчения на блоки, включающие основные разделы и темы данного курса, согласно принятой нормативной последовательности, с выделением в них ключевых положений (особенностей), являющихся опорными для дальнейшего обучения. Деление материала сложной и объемной темы курса, изучаемого на уроке, на относительно самостоятельные смысловые "порции", имеющие четко поставленные задачи и объединяющие главные компоненты учебновоспитательного процесса: приобретение теоретических знаний, формирование обобщенного приема решения типовых задач по изучаемому материалу, контроль степени понимания и усвоения учащимися данного материала, хода "внутренних приращений" и анализ их результатов (по ответам учащихся, по практическим работам и пр.). "Порционный" способ отвечает психологическим закономерностям обучения - перед учащимися должна стоять одна незнакомая им задача, две задачи могут быть поставлены одновременно в том случае, если решение одной из них уже освоено учеником.

Гуманистическая основа развивающего обучения и ее отражение в принципе "ученик — субъект обучения» приобретают действенный характер. Практическими рычагами служат разнообразные организационные формы учебной работы и их рациональное для каждого занятия сочетание в условиях традиционной классно-урочной формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные; дифференцированные и вариативные задания с целью вовлечения в работу всех учащихся класса с разным уровнем обучаемости; игровые формы, стимулирующие мотивацию учения и сотруднический характер межличностных отношений.

Необходимым и ответственным звеном учебного процесса, непосредственно влияющим на его ход и результаты, является осуществляемая учителем "обратная связь", рассмотренная в исследовании во всем многообразии ее задач, форм, временных сроков. В качестве особенностей проверки и оценки учебной работы школьников при развивающем обучении показана их стимулирующая роль в активизации 1 мыслительной деятельности учащихся и в формировании положительного отношения к учебе. Подчеркнуто существенное значение мониторинга за достигнутым уровнем развития пространственных представлений и мышления у обучаемых в связи с очередным этапом в усвоении содержания новой части учебного материала (нормативные критерии для этого предложены автором) при соблюдении индивидуального подхода.

Контролирующие, обучающие и воспитательные функции "обратной связи" реализуются в ходе фронтальных, индивидуальных и комбинированных форм проверки знаний и умений, при анализе школьниками демонстрационного материала, по результатам выполнения ими практических работ с различной долей самостоятельности (классных и домашних, контрольных работ репродуктивного или творческого характера) на разных этапах обучающего процесса. Общей стратегической линией при этом является формирование способности школьника к самоконтролю, самооценке как важное условие становления его личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения практического занятия по электротехнике на основе технологии развивающего обучения

Методические рекомендации по проведению практических работ по электротехнике в помощь преподавателю и обучающемуся...

Использование в учебном процессе метода развивающего обучения

Использование в учебном процессе метода развивающего обучения...

Использование в учебном процессе метода развивающего обучения

Использование в учебном процессе метода развивающего обучения...

Технология развивающего обучения

МАтериалы для методического семинара...