Конспект урока на тему "Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина"
план-конспект урока

Конспект первого урока по дисциплине "Конституционное право"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по дисциплине  ОП 02. Конституционное право 

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся – 2-го курса,

специальность Право и организация социального обеспечения  (для  набора 2017 года) 

форма проведения  -  комбинированный урок

преподаватель Соколова И.А.

Тема 1.1 Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина

Цели: изучение происхождения термина «конституционное право», истории возникновения конституционного права в системе отраслей права, тенденции и перспективы развития современного конституционного права

1.Образовательная: понимать значение термина «конституционное право», познакомить с историей возникновения конституционного  права в   системе отраслей права; научить разграничивать конституционное право  как отрасль права, науку и учебную дисциплину.

2.Воспитательная: Стремиться воспитать уважительное отношения к гражданству России, чести и достоинству личности, соблюдению и защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.
3.Развивающая:способствовать развитию логического мышления обучающихся, умения правильно обобщать данные и делать выводы; развитие навыков самостоятельной работы с текстом законов.

Междисциплинарные связи: 
Теория государства и права, Основы социологии и политологии.
Информационно-справочное оснащение:

Основная литература:

1.  Конституционное право России: учебник/ коллектив авторов; отв.ред. Комарова В.В. – Москва : КНОРУС, 2017

2. Конституционное право России: учебник. Меньшов В.Л.: - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2013. – 208 с. - (Профессиональное образование).

Дополнительная литература:

1. Конституционное право России , И.А.Умнова – М.: Издательство Юрайт, 2016.  

Интернет-ресурсы

  1. http://base.garant.ru/184566/
  2.  http://www.consultant.ru/popular/cons/
  3. http://www.pravo.gov.ru

 1. Организационный момент

2.Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала (Объявление темы занятия, его цели, задач и порядка проведения занятия)

3. Формирование новых знаний:

Таблица 1.

Наименование изучаемого вопроса

Контрольное (или тестовое) задание по изученному вопросу

Источники и литература (основная, дополнительная интернет-ресурсы)

1.Понятие и предмет отрасли конституционного права России

 Сформулируйте понятие науки конституционного права

 Конституционное право России: учебник/ коллектив авторов; отв.ред. Комарова В.В. – Москва : КНОРУС, 2017С. 9-10

 2. История возникновения конституционного права в системе отраслей права.

 Назовите основные периоды в развитии конституционного права

 Конституционное право России , И.А.Умнова – М.: Издательство Юрайт, 2016.  С. 12-18

3.Тенденции развития современного конституционного права

   Каковы перспективы дальнейшего развития современного конституционного права?

   Конституционное право России , И.А.Умнова – М.: Издательство Юрайт, 2016.  С. 19-29

1.Понятие и предмет отрасли конституционного права России

 КПЗС как учебная дисциплина – это систематизированный курс обучения, особенностью которого является комплексный характер: базируется на изучении конституций разных стран. Анализу подвергаются не правовые системы в целом, а только одна отрасль – конституционное право.

Основные цели учебной дисциплины:

  1. расширение юридического, политического кругозора,
  2. повышение уровня правовой культуры,
  3. выработка навыков анализа нормативно-правовых актов
  4. самостоятельная ориентация в конституционных процессах за рубежом


КПЗС как наука – система знаний о теориях конституций зарубежных стран

Функции:

  • учебно-познавательная,
  • возможность прогнозировать политические процессы (прогностическая функция),
  • рекомендательная (возможность перенимания опыта)

Методы:

  1. Общенаучные:
  1. диалектический (все процессы изучаются во взаимосвязи и постоянном развитии,
  1. Частнонаучные:
  1. метод сравнительно-правового анализа,
  2. конкретно-исторические методы,
  3. социологический,
  4. системного анализа.

КП как отрасль – система правовых норм, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов и органов самоуправления и управления.


Характерные черты КП как ведущей отрасли:

  • закрепляет политические отношения,
  • принципы, предписания и правила, действие которых общеобязательно для всех
  • единственная отрасль, где основным источником выступает основной закон государства, т.е. конституция
  • имеет особый предмет регулирования, в частности – отношения между человеком, обществом, государством, а также положения относящиеся к устройству государства.

2. История возникновения конституционного права в системе отраслей права.

Самодержавие по своей сути отрицало конституционализм как связанность государственной власти правом. Те общественные отношения, которые сегодня называют конституционно-правовыми – в сфере организации и функционирования государственной власти, положения отдельных социальных групп населения, обязанностей подданных и т. д. – со времен Киевской Руси регулировались грамотами князей, их договорами, постановлениями земских соборов, императорскими указами и др.

Первые конституционные идеи в России появились в XVIII в. Это прежде всего идеи дворянского (феодально-крепостнического) конституционализма: «кондиции» для будущей императрицы Анны Иоанновны, идеи Н.И. Панина (совместно с Д.И. Фонвизиным им был даже разработан проект конституции), А.Р Воронцова и др. Все проекты, идеи этого периода не следует расценивать как призыв к установлению в России конституционной монархии – классовая сущность государства оставалась феодальной с сохранением центрального места в политической системе за монархом. Однако отдельные прогрессивные моменты эти идеи содержали: попытки урегулировать политические отношения в среде господствующего класса, институционализации общественного мнения, повышения его роли в жизни страны и др.

Во второй половине XVIII в. в России возникло новое течение общественно-политической мысли – просветительство. Его представители (СЕ. Десницкий, Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и др.) значительное внимание уделяли вопросам конституционализма. В целом их конституционные идеи и проекты не имели сословно-дворянской окраски, русские просветители выступали за ограничение власти монарха и центральное место в механизме государственной власти отводили народному представительству.

В XIX в. развитие конституционной мысли в России шло по двум направлениям:

1) монархическое (правительственное) – М.М. Сперанский, Н.Н. Новосельцев, П.А. Вяземский, П.И. Шувалов, П.А. Валуев и др.;

2) дворянско-либеральное и буржуазно-либеральное (этап революционно-дворянского конституционализма) – А.В. Бердяев, П.В. Долгоруков, П.И. Пестель, Н.М. Муравьев, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский и др.

Преобладающей на этом этапе была идея конституционной монархии, однако отдельные представители либерального направления уже выдвигали идею республиканского правления (П.И. Пестель в «Русской правде»); в одном из вариантов конституционного проекта Н.М. Муравьева в качестве формы территориального устройства для России предлагалась федерация.

В рассматриваемый период появились и писаные конституционные акты, разрабатываемые как для составных частей Российской исперии, так и для других государств: в 1804 г. Александр I одобрил проект Конституции для Ионических островов, в 1809 г. рядом императорских манифестов фактически была создана некодифицированная конституция Финляндии, в 1815 г. Александр I подписал Конституцию Царства Польского (первый действующий конституционный акт на территории Российской империи), в 1879 г. разработана Тырновская Конституция Болгарии (действовавшая вплоть до 1947 г.). Верховная власть приходит к убеждению в необходимости конституционного строя в России. В 1818 г. разрабатывается первая российская конституция – «Государственная уставная грамота Российской империи» («Хартия государственного устройства»). В 1881 г. Россия могла бы получить первую конституцию («лорис-меликовскую»), но убийство Александра II (царя-реформатора, готового даровать конституцию), размах террора, нарастание революционного движения и обстановка ответных репрессий не позволили этому осуществиться.

Таким образом, формирование идей конституционализма в современном понимании в России началось в первой четверти XIX в., а к началу XX в. в России уже было достаточно конституционно-реконструктивных замыслов.

Отправной точкой практической конституционализации и парламентаризации страны стали Высочайший Манифест Николая II от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Свод основных государственных законов 1906 г. («Учреждение Государственной думы», «Учреждение Государственного совета», «Правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов» и др.). В России впервые провозглашались неотъемлемые гражданские права (неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний, союзов и др.), вводились избирательные права, учреждались и формировались Государственная дума и Государственный совет. Подлинным парламентом эти органы не стали, однако четыре созыва Государственной думы при общем сроке легислатуры 20 лет – безусловно, значимый этап в становлении российского парламентаризма. В среде научной общественности того времени сложилось мнение, что эти акты установили в России конституционный строй, который значительно ограничивал основы самодержавия.

В феврале 1917 г., после того как Николай II и его брат Михаил отреклись от престола, монархия в России прекратила существование. Государственная дума сформировала Временное правительство, которое провозгласило Россию республикой. Дальнейшую судьбу государства должно было определить Учредительное собрание. Это был достаточно представительный, легитимный орган, выборы в него состоялись, оно было созвано и приступило к работе, однако в октябре 1917 г., после того как Учредительное собрание отказалось одобрить первые декреты советской власти, оно было распущено большевиками. Краткому этапу российского парламентаризма был положен конец.

Таким образом, говорить о последовательном восприятии Россией в начале XX в. идей и принципов конституционализма нельзя, однако нельзя не отметить прогрессивных сдвигов в укладе российской государственности, толчок к становлению начал конституционализма был дан.

3.Тенденции развития современного конституционного права

 Развитие конституционного права на современном этапе связано с осуществлением следующих основных задач:

1.Укрепление государства в лице всех институтов и всех уровней власти;

2. Обеспечение единства конституционно-правового законодательства путем устранения имеющегося несоответствия положений конституции, уставов и законов субъектов РФ федеральным конституции и законам;

3. Совершенствование федеративного устройства России, принципов разграничения полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектов;

4. Расширение гарантий, реального обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина;

5. Совершенствование структуры, принципов и методов деятельности государственного аппарата, сокращение имеющихся излишних звеньев, обеспечение должной координации территориальных органов федеральных исполнительных органов государственной власти, действующих в субъектах Федерации;

6. Развитие процессов формирования гражданского общества, становление подлинной многопартийной системы;

7. Развитие законодательства, способствующего практическому утверждению местного самоуправления;

8. Завершение процесса разработки и принятия всех предусмотренных в Конституции федеральных конституционных законов и федеральных законов;

9. Повышение действенности конституционно-правового регулирования, механизма реализации конституционно-правовых норм; усиление различных форм ответственности за нарушение последних.

4.Подведение итогов учебного занятия

 

Наименование изученного вопроса учебного занятия

Контрольное задание по изученному вопросу

1. О термине «конституционное право»

 Проведите соотношение между отраслью, наукой и дисциплиной конституционного права

 2. История возникновения конституционного права в системе отраслей права.

 С какого периода начала формироваться современная наука конституционного права РФ?

3.Тенденции развития современного конституционного права

1. В 2007 году в Конституцию Египта 1971 года был введен запрет на создание партий по религиозному принципу. В чем смысл данного запрета? Какую тенденцию в развитии конституционного права отражает данный запрет.

2. В Конституции Швейцарии содержится запрет ГМО и генной инженерии. Согласно ч.1 ст.119, человек подлежит защите от злоупотреблений медицинской и генной инженерии. Какая функция конституционного права реализуется данными нормами Конституции Швейцарии?  Является ли конституционное закрепление такого рода норм общей тенденцией конституционного права?

5.Домашнее задание на следующее занятие

 Заполните сравнительную таблицу: конституционное право как отрасль права, как наука и учебная дисциплина.

№ пп

Критерии

для

сравнения

Конституционное право как отрасль права

Конституционное право как наука

Конституционное право как учебная дисциплина

1.

Цель

2.

Предмет

3.

Метод

4.

Система

5.

Источники

         

Преподаватель                                                                                             Соколова И.А.

                                                                                 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Цикловой комиссии

___________________________

ГБПОУ Юридический коллеж

от ___ ____________ 201__ г. № ____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Освобождение человека от действия электрического тока» учебная дисциплина «Охрана труда»

Методическая разработка урока теоретического  обучения по разделу «Основы электробезопасности» предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по профессии 13046.01 «Обогат...

конспект урока на тему: «Потребитель и его права»

конспект урока на тему: «Потребитель и его права»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока проверки и оценки знаний, умений и навыков по учебной дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»

В представленной методической разработке изложена методика проведения урока проверки и оценки знаний, умений и навыков с применением  элементов технологий личностно - ориентированного, проблемног...

Методические рекомендации.Самостоятельные работы для студентов специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения по учебной дисциплине ЕН.02 Информатика

В методическом пособии представлены рекомендации для студентов по выполнению различных видов самостоятельной работы, предположительное время подготовки и т.д. Настоящее методическое пособие может быть...

Урок на тему "Особенности обслуживания гостей из арабских стран" (учебная дисциплина «Культура и традиции народов мира» по специальности 43.02.14 «Гостиничное дело»

Во многих российских гостиницах, особенно в крупных городах, останавливается много иностранных гостей. Каждый день работники таких гостиниц встречаются с разнообразием и своеобразием культур. Здесь ос...