конспект урока на тему: «Потребитель и его права»
план-конспект урока на тему

конспект урока на тему: «Потребитель и его права»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_potrebitel_i_ego_prava.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Потребитель и его права».

Цель:  Познакомить учащихся с правовым статусом потребителя в российском государстве, сформировать элементарные умения защиты своих прав в этой области. 

Ход урока

1. Анализ домашнего задания.

Устный опрос.  

Что такое гражданское право и что оно регулирует?

Какие виды договоров вы знаете?

Беседа по вопросам учебника

2. Объяснение материала

В начале изучения темы учащимся надо пояснить некоторые слова:

ПОТРЕБИТЕЛЬ - гражданин, имеющий намерение заказать, приобрести товары, работы, услуги для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

ИЗГОТОВИТЕЛЬ - организация или индивидуальный предприниматель производящие товары для реализации потребителям.

ИСПОЛНИТЕЛЬ - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель выполняющий работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

ПРОДАВЕЦ - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Подумайте, в каких случаях герои сказок были потребителями:

а) Муха-Цокотуха, когда «пошла Муха на базар и купила самовар» (да);

б) Старик по отношению к золотой рыбке? (Нет, так как старик не платит рыбке за услуги);

в) Робинзон Крузо на необитаемом острове (Нет, он же ничего не покупает).

В каких случаях книга может быть товаром?

— Если вы ее продаете Васе (да).

— дарите маме (нет).

— даете почитать учителю (нет).

Специалисты считают, что покупка товара должна быть осознанной потребитель должен сравнить цены на аналогичный товар в разных магазинах, проверить его качество, получить полный объем информации о нем.

Перечислите положительные и отрицательные стороны покупки товаров в следующих местах:

а) в супермаркете

«+» большой выбор, возможность осмотреть товар, не надо стоять в очереди в отдел;

«-» вероятность импульсных покупок, дороговизна;

б) в магазине с традиционным обслуживанием:

«+»  личный контакт с продавцом;

«-» большие затраты времени на покупку;

в) на вещевом рынке:

«+» большой выбор, дешевые цены;

«-» неудобства (сложно померить товар, много народу), отсутствие гарантий качества.

Потребитель – король?

На Западе есть такой девиз «Потребитель – это король».

Ваше отношение к этому девизу?  

- потребитель – главное действующее лицо в экономике: именно он определяет  какие товары и услуги будут производиться.

Что заставляет нас участвовать в экономической жизни?  - наши потребности.

- Назовите основные виды наших потребностей (по пирамиде Маслоу).

- физиологические, в безопасности, в дружбе, общении,  любви, в уважении, в  самореализации.

Итак, наши потребности требуют удовлетворения. Это вопрос выживания. Удовлетворить свои потребности человек или семья могут, если активно будут участвовать в экономической жизни общества.

- Что необходимо, чтобы удовлетворить наши потребности?   - необходимо их произвести.

- Можем ли мы все необходимые нам товары и услуги создать сами? - нет, необходим обмен.

Понятие потребления.

- Что же такое потребление? Попробуйте самостоятельно дать определение.

- Это процесс приобретения и использования товаров и услуг.

Признаки потребителя.

а) приобретающий:

Вы приобрели новую книгу на деньги родителей. Являетесь ли вы потребителем? – да.

б) потенциальный:

Вы выясняете у продавца качество товара. Являетесь ли вы потребителем? – да.

в) пользующийся:

Мама приобрела для вас новую куртку. Кто из вас потребитель?   - и мама, и вы.

г) оплачивающий товары и услуги:

В школе вы получаете образовательные услуги, а вечером ходите к  репетитору. В каком случае вы являетесь потребителем?  - только получая услуги у репетитора, т.к. оплачиваете его услуги.

д) личные нужды:

Предприниматель приобрел холодильник для перепродажи. Является ли он потребителем?  

 - нет, т.к. сам использовать не будет.

А если он купил его для своего магазина?  - нет, т.к. это производственные нужды.

А если  - для себя лично?  - да, т.к. это личные нужды, личное использование.

 Перечислите признаки потребителя, которые мы с вами сейчас выяснили.

- приобретающий, потенциальный, пользующийся, оплачивающий и использующий для личных нужд.           

Суверенитет потребителя          

Определение суверенитета

Суверенитет потребителя – это его независимость в принятии решения на рынке.

- Независимость от кого?   - от продавцов и производителей. Он возможен лишь в условиях свободы потребительского выбора.

Ограничения суверенитета потребителя:

а) ограничение свободы выбора:

- государственные ограничения,

- мало товара,

- мало продавцов;

б) непрофессионализм потребителя;

в) недостаток информации (обман, сокрытие);

г) влияние рекламы.

Потребитель независим в своем выборе, но его суверенитет ограничен непрофессионализмом и недостаточностью информации (сюда относятся и недобросовестная реклама, и обман продавцами покупателей и т.п.). всей информацией о приобретаемых им товарах.

Права потребителя.

Необходимая и достоверная информация  должна содержать:

  • обозначения стандартов, которым должны соответствовать товары,
  • сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении продуктов питания – сведения о составе, весе, объеме, калорийности, содержании вредных веществ, противопоказаниях к употреблению;
  • цену и условия приобретения товаров и услуг;
  • гарантийный срок;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
  • срок службы или срок годности товаров;
  • местонахождение изготовителя и организации, принимающей претензии от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
  • сведения о сертификации товара;
  • сведения о правилах продажи товаров, выполнении работ или оказании услуг.

Закон «О защите прав потребителей».

На страже  суверенитета потребителя стоит Закон “О защите прав потребителей”, который гарантирует соблюдение их основных прав на рынке. Этот закон регулирует отношения, вытекающие из договоров купли-продажи, имущественного найма, безвозмездного пользования имуществом, найма (аренды) жилого помещения, бытового заказа и абонементного обслуживания, перевозки граждан и грузов, комиссии, хранения, оказания финансовых услуг и других.

В стоящее время действует федеральный закон РФ «О защите прав потре6ителей (в ред. федерального закона от 9 января 1996 г.).

 Работа с документом. Основные статьи закона.

3. Домашнее задание.

Параграф 13, вопросы к параграфу и практикум. Сталкивались ли вы с нарушением прав потребителей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

конспект урока на тему: «Брак. Права и обязанности супругов»

конспект урока на тему: «Брак. Права и обязанности супругов»...

Конспект урока по теме "Темы и мотивы лирики в творчестве М.Цветаевой"

В данном методическом материале приведен план-конспекр урока с применением технологии развивающего обучения....

Конспект урока на тему "Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина"

Конспект первого урока по дисциплине "Конституционное право"...

Презентация к уроку по теме: Понятие и сущность права, норма права и правовые отношения

Презентация к уроку по теме: Понятие и сущность права, норма права и правовые отношения...

Методическая разработка урока на тему:"Потребители"

Данная разработка урока  поможет  студентам разобраться, что такое потребность...

Конспект урока по теме Освоение лексического минимума, выполнение упражнений по теме "Источники права"

Данное занятие разработано по стандартам ФГОС. Особенность занятия: использование активныех и интерактивных методов, приемов Mind Map и Brain Storming. Итогом занятия является усвоение студентиами нов...