Причины увеличения численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Девальвация семейных ценностей»
статья

Бугаева Айслу Шакировна

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx35.28 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

НА КОМИССИЮ ПО ПРОБЛЕМАМ ВОСПИТАНИЯ:

«Причины увеличения численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.                                                Девальвация семейных ценностей»

ВЫПОЛНИЛ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ А.Ш. БУГАЕВА

САРАТОВ -2017

     Конвенция ООН о правах ребенка признает, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия; с этой они принимают необходимые законодательные и административные меры. Закон превращается в эффективный механизм регулирования общественных отношений только в тех случаях, когда в нем используется четкий понятийный аппарат, именно это определяет, какие нормы права, и в каких случаях используются. Социальное сиротство является термином социологическим и не имеет адекватного закрепления в праве, что влечет существенные расхождения в оценке распространенности этого явления. Актуальность проблемы социального сиротства является бесспорной уже на протяжении нескольких лет, а в настоящее время особо важной, что подтверждается тем фактом, что даже правительство причисляет проблему сиротства к приоритетным задачам, требующим немедленного решения. Социальное сиротство получило широкое распространение в период распада традиционной многопоколенной семьи. Совместное проживание нескольких поколений, вовлечение старших детей в воспитание младших практически исключали возможность того, что в случае смерти родителей дети оставались без опеки родственников. В современной России рост социального сиротства обусловлен двумя причинами. Первая причина, общая для стран Запада, заключается в кризисе института семьи. Этот кризис проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов, значительной распространенности незарегистрированных брачных отношений, снижения рождаемости, легализации гомосексуальных браков. Вторая причина специфическая – критическое состояние российской семьи, которое обусловлено бедностью значительного числа семей, отсутствие эффективной социальной политики, широким распространением алкоголизма, и связанного с ним семейного насилия. Сирота… Невозможно привыкнуть к этому слову. У нас в стране возникает ситуация, когда само общество порождает целое поколение детей-сирот. Многие из них имеют живых родителей: алкоголиков, наркоманов, воров, проституток. Это разложившиеся, аморальные, беспринципные типы. Дети поступают в детские дома, школы-интернаты из домов ребенка, когда их в родильных домах оставляют матери, из семей алкоголиков и наркоманов, лишенных родительских прав. Сироты не знают ни семейного тепла, ни материнской ласки. Самым печальным является то, что все эти дети больны. У них травмированная психика, они страдают различными заболеваниями, и почти все имеют задержки в развитии. Самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской популяции) составляют умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. О кризисном состоянии российской семьи свидетельствует устойчивый рост числа родителей, лишенных родительских прав. Лишение родительских прав является основной причиной социального сиротства. Так, половина выявляемых в течение года детей, оставшихся без попечения родителей, - это дети, родители которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах. Ситуация с социальным сиротством в современной России (распространенность, формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей) определяется факторами, сформировавшимися еще в советский период. Коммунистическая идеология приоритетной формы воспитания считала общественное, семья рассматривалась как отживший свое институт, не имеющий существенного значения формирования личности ребенка. Следствием такого подхода были, во-первых преимущественное устройство детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в интернатные учреждения и, во-вторых, отказ от активного социального вмешательства в неблагополучные семьи для вывода их из кризисного состояния. В годы Советской власти и в настоящее время государство вместо предупреждения семейного неблагополучия (социальная поддержка семей, ранняя профилактика дисфункциональных отношений в семье) Основные усилия направляет на устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Причиной увеличения количества социальных сирот являются не столько экономические факторы, сколько социальные и психологические. Научно-технический прогресс и меры по социальной защите населения так же приводят к возможности человеку прожить без семьи (в свое удовольствие) не опасаясь за свою старость, что снижает ответственность у людей за подрастающее поколение. Сегодня Мир вступил в XXI век. Однако проблемы детей-сирот преобладает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия. Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.  Проблема отказа матери от своего новорожденного ребенка – распространенное социальное явление. Роль социальных факторов в формировании искажений материального поведения настолько велика и очевидна, что многие исследователи непосредственно сводят именно к ним всю спорную проблему причинности социального сиротства. В наш детский дом-интернат дети поступают уже отказниками по медицинским показателям (матери оставляют их в родильных домах), после чего они поступают в дом ребенка и, в возрасте трех-четырех лет, уже поступают к нам. По результатам наблюдений будущие отказницы чаще всего воспитывались в неполной семье, однако и они часто находились в неблагополучной, психо-травмирующей среде. Только в 1/3 случае женщины характеризовали отношения в родительской семье как хорошие. В большинстве семей дочерей «воспитывали» грубостью, криком, а часто и побоями. Таких семей, по нашим данным, не менее 58%. При этом били детей 1% отцов и, что особенно показательно, 13% матерей. Хорошо известно, какое важное значение имеет образ собственной матери для формирования психологических установок на материнство у молодых женщин. В этом отношении отказницы с детства приобретали негативный опыт. Около трети из тех, кто рос с матерью, отмечали плохие с ней отношения. В 60% случаев матери женщин отказниц категорически отказываются помочь своей дочери в воспитании новорожденного. Ситуация с отцами еще хуже. Прежде всего, как уже отмечалось, многие росли вообще без отца. Развод родителей пришлось пережить в детстве (до 12 лет) 18% женщин. В сохранившихся семьях обстановка была далеко не всегда благополучной, и 23% оценивают свои отношения с отцами как плохие, а иногда очень плохие. Злоупотребляли алкоголем 38% отцов (в популяции около 5%), а «случалось выпить лишнего» — 63%. Большинство будущих отказниц в детстве были, по их словам, «сыты и одеты, хотя не имели ничего сверх этого», но у 6% таких семей едва хватало на еду. Более трети семей были обеспечены ниже среднего уровня. Свои жилищные условия большинство респонденток считают средними. Плохими их назвали 6% опрошенных, хорошими — 11%. При этом 11% женщин жили в коммунальной квартире, 30% не имели своего места (угла, комнаты) для учебы и игры. В половине семей случались драки, скандалы. Обращает на себя внимание также крайне неблагополучная ситуация с источниками доходов и соответственно с материальным достатком отказниц. Только 18% из них до настоящей беременности постоянно работали, остальные не работали по разным причинам (искали работу, ссылались на плохое здоровье и т. д.), а 12% откровенно заявили, что и не собираются работать. Большинство отказниц не имели никакой определенной профессии или специальности. Около половины их находились на иждивении родителей, родственников и друзей. Подрабатывали, когда была возможность, и перепродавали вещи и продукты 5%. При этом 45% считали, что хотя они не голодают, но совершенно не имеют денег на одежду; 15% сообщили, что им не хватает денег вообще, и 25% хотели бы иметь дополнительные доходы на развлечения и дорогие вещи; 55%  отказницы считали свое материальное положение ниже среднего в стране, и никто не оценивал его выше среднего, а средний уровень, как известно, таков, что позволяет не голодать, но ничего сверх этого. В такой ситуации появление ребенка неизбежно приведет к еще большему снижению уровня жизни. Отсюда, естественно, что мотив материальной необеспеченности занимает важное место в ряду других мотивов. На него ссылается 50% опрошенных.  

Девальвация семейных ценностей

Можно ли переломить ситуацию?

1

В прошлогоднем Послании Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ были сформулированы основные положения стратегии национальной политики охраны детства, защищающей интересы и права ребенка, и в первую очередь право ребенка воспитываться в семье. Определены первостепенные задачи властных структур по поддержке семей, имеющих детей, и материальному стимулированию семейных форм устройства сирот.

Девальвация семейных ценностей, как считают ученые и убеждает реальность, - следствие не только материального обнищания огромной массы людей, но и обесценивания духовно-нравственных принципов, потеря смысла существования, веры в будущее. Отсюда демографические и семейные проблемы. На протяжении последних 15 лет смертность во многих регионах России превышает рождаемость почти в два раза, по статистике, каждый четвертый ребенок рождается вне брака. Безнадзорные дети с трудом поддаются учету. Наша страна находится в ряду мировых лидеров по количеству абортов. Ежегодно около 2 миллионов российских детей в возрасте до 14 лет подвергаются физическому насилию, две тысячи подростков кончают жизнь самоубийством.

О том, как переломить эту негативную тенденцию, шла дискуссия в старинной Костроме на межрегиональной научно-практической конференции «Семья для ребенка». За «круглым столом», обмениваясь опытом, педагоги, психологи, медики и социальные работники из регионов Центрального федерального округа говорили о профилактике семейного неблагополучия и проблемах детского сиротства.

Так, исследования в Костромской области и других регионах ЦФО показывают, что длительная практика лишения родительских прав, помещение детей в интернаты малоэффективны. Дети, выходящие из интерната, как правило, не готовы к жизни, чаще всего теряют связь с родственниками и семьей, им некуда возвращаться. Следует обратить внимание на функциональную разобщенность системы, которая находится в ведении трех отраслей: здравоохранения, образования и социальной защиты населения. Каждая из них отвечает за свое направление по обеспечению охраны детства, что часто приводит к отсутствию четкой структуры, ответственности, мониторинга и оценки. Необходим серьезный пересмотр роли домов ребенка, детских домов, интернатов, приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних детей, относящихся к «группе риска». С точки зрения специалистов, переориентация этих государственных учреждений должна быть направлена прежде всего на сокращение темпов и масштабов социального сиротства, уменьшение числа детей, нуждающихся в опеке, создание групп сопровождения приемных семей.

Опыт, накопленный в Костромской области, заслуживает внимания. В регионе более 80 процентов детей, помещенных в приюты, возвращаются в родные семьи. Специфика учреждений социальной защиты для несовершеннолетних заключается в том, что их главной задачей является не изоляция ребенка от семьи, а реабилитационная работа с родителями, сохранение родственных связей и возврат ребенка в кровную семью. За три года число детей, лишенных родительского попечения, снизилось с 730 до 519. Более 83 процентов детей, отданных из семей группы риска в интернаты, возвращены в родные семьи, всем осиротевшим детям в возрасте до трех лет подбираются усыновители.

С целью развития семейных форм устройства детей-сирот в 2003 году в Костромской области создан Центр индивидуального учета и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За три года число детей, переданных в приемные семьи, возросло в 3,6 раза. В регионе организована школа приемных родителей, где они получают необходимые знания и квалифицированную помощь специалистов, активно работает организация приемных родителей «Теплый дом». По итогам 4-летней работы с приемными семьями можно сделать некоторые выводы. Практика показывает, что при переходе ребенка в новую семью повышается его успеваемость в школе. Ежегодная диспансеризация детей показывает улучшение их здоровья. Достигнув совершеннолетия, они успешно социализируются в обществе.

Заместитель директора Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ Марина Гордеева отметила, что 2007 год должен стать переломным в вопросах организации работы по сокращению количества детей, содержащихся в интернатах. Эта задача сложная и комплексная, требующая принципиально новых управленческих решений. Безусловно, основная доля ответственности здесь ложится на региональные и муниципальные власти, в частности - на органы опеки как центральное звено в работе с детьми-сиротами.

На конференции было отмечено, что в регионах ЦФО создана инфраструктура профильных социальных служб, укрепляются их материальная база и кадровый состав. Усиливается согласованность в деятельности органов и учреждений образования, социальной защиты населения и здравоохранения, намечается позитивная динамика устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи. Вместе с тем масштабы социального сиротства сокращаются очень медленно. В связи с этим назрела необходимость совершенствования работы по развитию и стимулированию институтов усыновления, опеки и попечительства, приемной семьи и других семейных форм устройства сирот.

Участники конференции подчеркнули, что профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства наталкивается на трудности и противоречия нормативно-правового, административного и методического характера, как это происходит при трансформации детских домов в службы сопровождения замещающих семей. Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусматривает функцию устройства и сопровождения детей, а тем более семей. Не решены вопросы обеспечения домов ребенка специалистами по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, в семьи. В законодательстве не прописаны нормы об организации работы профилактических структур по раннему выявлению неблагополучных семей и сохранению для ребенка его кровной семьи.

По итогам конференции ее участники направили в адрес Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства образования и науки Российской Федерации свои предложения, касающиеся:

- профессионального статуса, а также связанных с ним вопросов заработной платы, трудового стажа, социального и пенсионного обеспечения граждан, привлекаемых на профессиональной основе к выполнению функций замещающей семьи в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- организации и деятельности специальных служб устройства и сопровождения детей, оставшихся без родительского попечения, в замещающие семьи;

- обеспечения раннего выявления неблагополучных семей и помощи семье в кризисных ситуациях;

- организации и работы служб сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление, опеку и другие формы семейного устройства.

Кострома

Мнение

Алина ЛЕВИТСКАЯ, директор Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ:

- Сегодня во всех регионах России существуют такие формы семейного устройства детей-сирот, как опека, попечительство и усыновление. Более чем в 80 регионах получил развитие институт приемной семьи. Так, за период с 2000 по 2005 год их количество увеличилось почти в 4 раза, а число детей в них - более чем втрое. В Белгородской и Тамбовской областях в соответствии с областным законом создаются семейные детские дома. В последнее время обеспечивается приоритет российских граждан при устройстве в семью сирот и детей, лишенных родительского попечения. Общее количество детей, устраиваемых в семьи граждан России, значительно превышает число детей, усыновляемых иностранцами. Например, в 2005 году в российские семьи устроено около 100 тысяч сирот, в семьи иностранных граждан - около 7 тысяч. Предварительный анализ ситуации за прошедший год позволяет сделать вывод об увеличении численности детей, передаваемых на воспитание в российские семьи, в том числе на усыновление.

На государственном уровне реализуются меры, направленные на материальное стимулирование устройства сирот на воспитание в семьи. В 80 регионах законодательно установлены размеры ежемесячных выплат на содержание детей-сирот в семьях опекунов, попечителей и в приемных семьях. Действительно, финансовая составляющая - чрезвычайно важный, но все же не определяющий фактор в решении вопросов защиты прав детей, оставшихся без родительского попечения. В соответствии с Гражданским и Семейным кодексами система опеки и попечительства должна работать не только на то, чтобы найти как можно больше желающих принять ребенка в семью, но и подготовить граждан к приему и воспитанию ребенка, к тому, что он будет жить в новой, некровной семье. Необходимо обеспечить поддержку семьи в дальнейшем, иначе параллельно с ростом количества детей-сирот, устроенных в новые семьи, будет неизбежно расти число случаев отмены усыновления или опеки. Так, по предварительным данным, в прошлом году было отменено более 1000 решений о помещении ребенка на воспитание в некровную семью только по причине невыполнения приемными родителями обязанностей по содержанию и воспитанию детей, в 30 случаях - по причине жестокого обращения с ними. Свыше 2500 решений об устройстве ребенка отменено по инициативе усыновителей, опекунов и приемных родителей. Более 80 усыновителей и приемных родителей привлечены к уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении детей.

В связи с этим во всех регионах ставится задача создания системы служб, обеспечивающих психолого-педагогическую подготовку и профессиональное сопровождение замещающих семей. Такие службы созданы и успешно работают в Костромской, Брянской, Калужской, Смоленской, Ярославской областях, Москве и других регионах. Как показывает практика, подобные структуры могут создаваться и на основе перепрофилирования учреждений для детей-сирот различной ведомственной принадлежности. Опыт работы в регионах показывает, что при относительно небольших затратах можно добиться эффективных результатов по устройству детей в семьи российских граждан. Также такой подход дает возможность решить проблему нехватки кадровых и профессиональных ресурсов органов опеки и попечительства. По данным за 2005 год, из 3 тысяч органов опеки и попечительства 300 вообще не имели в штате специалистов по охране детства, а в 1700 работал только один профессионал.

В настоящее время Министерством образования и науки РФ разрабатывается проект федерального закона об общих принципах организации работы по опеке и попечительству над детьми. Готовятся изменения в Типовое положение об образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Начиная с 2008 года за счет предоставления субсидий намечается поддержка различных региональных форм семейного устройства сирот, создание системы, обеспечивающей подбор, подготовку и сопровождение семей, принимающих на воспитание детей, обеспечение профилактики социального сиротства.

000000000

Увы, сегодня к таким союзам чаще подходит определение «временный». Порой складывается впечатление, что никто или почти никто не верит в то, что это всерьез и навсегда, и в то, что, как говорится в клятве молодоженов, только смерть разлучит нас. Факт, что большинство заключающих брачный союз не только не готово к испытаниям, но и норовит сбежать при первых признаках семейной непогоды. И никто ведь таким слова поперек не скажет. Ведь марш Мендельсона может звучать, как в той песне, много-много раз. Оттого, видимо, число разводов из года в год не сокращается. Да и, как свидетельствуют данные Национального статистического комитета, в среднем уже к 37 годам женщина и к 40 мужчина вступают в брак повторно.  А кто-то не вступает никогда. И в принципе за это его тоже никто не осудит. Сегодня общество вполне демократично относится ко всем видам семейных союзов, в том числе гражданским. Никто не осуждает ни их, ни рожденных вне брака детей. Какая разница? Лишь бы у ребенка были мама и папа. А штампы… Любовь от них не зависит. Вроде бы все верно. Хотя, есть у этого явления обратная сторона. Многие ведь не то чтобы считают регистрацию неважной, а таким образом проверяют прочность отношений или… и вовсе изначально считают свой союз временным, поскольку не уверены, что рядом тот или та самая, с которым(ой) хочется жить всю жизнь и состариться вместе. Ведь штамп в паспорте – не приговор, а подтверждение серьезности намерений. Сказать, чтобы в этом направлении мы шли каким-то своим особым путем, скорее всего, будет преувеличением. Девальвация семейных ценностей – мировой тренд и проблема мирового масштаба. Исключение составляют разве что страны Латинской Америки, где эти понятия еще достаточно святы. Что до стран Западной Европы… Там институту семьи нанесли большую оплеуху, приравняв к семьям однополые союзы и дав возможность заменить мам и пап на родителей с порядковыми номерами. Мы-то от этого далеки, но семей, где дети воспитываются только одним из родителей, предостаточно. Как немало и социальных сирот, детей при живых родителях.  Так что и когда, собственно, пошло не так? Неужели настолько за последнюю сотню лет изменились люди? И институт брака, как об этом говорят многие, умер? Мол, в чем смысл? Прежде-то все (а как же любовь?) строилось лишь на зависимом положении женщины. А сегодня ей вполне по силам прокормить себя и ребенка. Более того, по статистике среди женщин-руководителей, которых, кстати, тоже становится все больше, 40 процентов имеют детей. А значит, и ответственный пост материнству не помеха.  В нашей стране делается многое для поддержания и женщин, и семей. Это многочисленные госпрограммы, социальная поддержка. По словам заместителя начальника отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Минтруда Марины Артеменко, у нас выплачивается 11 видов пособий на 540 тысяч детей. «В прошлом году стартовала масштабная программа «Семейный капитал», которая предусматривает предоставление безналичных средств в размере 10 тысяч долларов при рождении или усыновлении третьего и последующих детей. И на 1 марта 2016 года, — рассказала она, — в Беларусбанке открыто 14,6 тысячи депозитных счетов на сумму 146 миллионов долларов». В стране, и это приятная тенденция, растет рождаемость. Если в 2007 году родилось немногим более 103 тысяч детей, то уже в прошлом году эта цифра увеличилась почти на 16 тысяч. Причем более 50 процентов детей родились вторыми и последующими.  У нас более 80 тысяч многодетных семей! Казалось бы — живи и радуйся! Но, по словам специалиста, исследования в этой области показывают, что в семье не только неравномерно распределено время, которое оба родителя тратят на детей (мужчины в два раза меньше), но и на общение, когда собирается вся семья, его катастрофически мало. А именно — менее одной (!) минуты. Согласитесь, звучит жутковато. В то время как львиную часть времени у всех членов семьи отнимает пресловутый «черный ящик».  Странно было бы отрицать, говорит декан БГПУ им. М. Танка Александр Жук, что современная белорусская семья переживает сложности. «Прежние ценности меняют свое содержание, распадается свыше 40 процентов заключенных браков. Большое число детей воспитывается в неполных семьях. Актуальна проблема социального сиротства, — говорит он. — Поэтому мы при поддержке Минтруда и социальной защиты, а также министерств образования, здравоохранения, информации решили реализовать проект «Здоровая семья – здоровая нация». Речь, конечно же, идет обо всех аспектах благополучия. С одной стороны – это распространение лучших семейных примеров через социальные сети, с другой – проведение многочисленных тренингов, мастер-классов. Завершающим этапом, по словам Александра Жука, станут Молодежный республиканский форум «Семья 21 века» и национальный форум «Здоровая семья – здоровая нация».  Но по задумке проекта задачей номер один станет исследование, как в настоящее время и старшеклассники, и студенты относятся к семье, к рождению и воспитанию детей. «Мы и сами, конечно, понимаем, что проблем много, — делится мыслями руководитель рабочей группы проекта декан факультета социально-педагогических технологий БГПУ им. Танка Вера Мартынова. — Но сейчас очень важно, учитывая, что мы живем в век интернета, начать работу в социальных сетях. Поэтому мы планируем создавать там клубы гармоничной семьи, где мы совместно со всеми, кто пожелает, будем обсуждать, что значит современная белорусская семья, ее проблемы, и как их решать. Но главное условие в том, что мы хотим, чтобы активными были сами молодые люди. Чтобы не мы разрабатывали идею для них, а они для нас».  Понятно, ждать, что проблема решится сама собой, не приходится. Ведь время, когда семейным азам учили со школьной скамьи, кануло в Лету. Сегодня каждый сам себе профессор и студент, потому как учится на собственных ошибках и, зачастую, тянет за собой хвост родительских. А где, спрашивается, узнать, как правильно? Да, сейчас в школе существуют факультативы. Но, что не обязательно, то зачастую никому не нужно. Ведь всегда находятся дела поважнее. Что потом? Техникум, лицей, вуз – там семейные ценности доносятся до ребят тоже в зависимости от частной инициативы учебного заведения. Есть она, как, например, в БГУ, БГПУ, тогда студенты, опять же по собственному желанию, их посещают. А сколько тех, кто «сами с усами»?! «Мы хотим проектом заострить внимание всех социальных институтов нашего общества, что помимо обучения должна быть целенаправленная работа по всем фронтам – и СМИ, и семьи, и педагогов, и общества в целом, — убеждена Вера Мартынова. — Мы хотим донести, что семья – это главная ценность в жизни человека, общества и государства». 
Читать статью полностью на портале


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты детства

Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учереждениях социальной защиты детства. Выполнила Савкова Светлана Алексеевна ученица Вешенского педагогического колледжа имини М.А Ш...

Контрольная работа по дисциплине "Организация и содержание работы по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Контрольная работа разноуровневая. Имеет три уровня сложности. Может быть применена для обучающихся по профессии "Социальный работник"....

Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья:«Сопровождение    детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и  педагогам в решении задач развити...

Статья "Особенности социализации детей дошкольного возраста, в условиях семейной группы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Социализация воспитанника, находящегося в государственном учреждении по той или иной причине, имеет много сложностей, и вообще очень трудоемкий и многообразный процесс. Социализация такого ребенка нач...