Развитие эмпатии у преподавателей Алданского политехникума как фактор повышения профессиональной компетентности
статья

Дмитриенко Людмила Серафимовна

В материале приводится исследования уровня эмпатии преподавателей Алданского политехникума, приведены теоретические аспекты влияния эмпатии на профессиональные компетенции, рассматриваются методы развития эмпатии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_empatii_statya.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмпатии у преподавателей Алданского политехникума как фактор повышения профессиональной компетентности

Психологическое благополучие преподавателя – одна из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. Исследования педагогической деятельности показали, что она обладает рядом особенностей, позволяющих характеризовать ее как потенциально эмоциогенную. Высокая эмоциональная напряженность вызвана наличие большого числа факторов стресса, постоянно присутствующих в работе учителя. Это такие особенности деятельности, как высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, ролевая неопределенность, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д. Следовательно, эмоциональные особенности педагогической деятельности могут препятствовать возникновению глубокой и достоверной эмпатии, способствуют развитию эмоционального выгорания преподавателей.

Цель нашего исследования: выявить особенности проявления эмпатии у преподавателей-предметников и влияние педагогической эмпатии на развитие профессиональной компетентности.

К настоящему моменту в отечественной психологии существует достаточно литературы по проблемам эмпатии, истории развития представлений о ней в философии и психологии. Мы же рассматриваем педагогическую эмпатию как профессионально-значимое качество личности педагога, проявляющееся в ситуации общения и взаимодействия, в понимании внутреннего мира учащихся, эмоциональном приобщении к их жизни. Эмпатийные переживания преподавателя реализуются в формах помогающего поведения, то есть речь идет о действенной педагогической эмпатии, обеспечивающей успешность межличностного взаимодействия. В этом случае педагогическая эмпатия имеет особую значимость для морального и нравственного совершенствования личности, оптимизации межличностных отношений, складывающихся в творческой деятельности и общении между преподавателем и студентом.

Такие ученые-исследователи, как К. Роджерс, З. Фрейд, Дж. Иган, Е. П. Ильин, Г. Калеро, Р. Мэй, Д. Ниренберг, Е. Р. Овчаренко, Е. И. Рогов, Г. Щедровицкий, И. М. Юсупов отмечают, что эмпатия является ключом к подлинному пониманию человека. Иначе говоря, эмпатия способствует педагогической наблюдательности, является условием установления тесного контакта и подлинного диалогического общения, фактором, который все более способствует эмоциональной интеграции, восстановлению нарушенных связей с окружающими, необходимым условием любого творчества.

     Эмпатия является сложным функциональным образованием, в котором когнитивные и эмоциональные процессы составляют взаимообуславливающее единство.

     Эмпатия предполагает наличие ощущения понимания и сопереживания психологического состояния другого человека. Исходя из этого, в дальнейшем мы будем рассматривать роль эмпатии в педагогическом процессе, а в частности, как влияет педагогическая эмпатия преподавателей-предметников на успешность обучения студентов. Говоря об эмпатии, мы подчеркивали значимость диалогического общения между преподавателем и студентом, то есть, иначе говоря, акт эмпатии не может произойти вне диалога, который помимо передачи вербальной информации общающихся включает эмоциональный компонент. Поэтому очень важно уметь выражать свои эмоции, чувства, переживания словами.

На наш взгляд, изучение этого явления позволит в некоторой степени объяснить и расширить представления об эмпатии, а также получить более полную картину в области взаимоотношений между преподавателем и студентом.

Нами проведено эмпирическое исследование эмпатии у преподавателей ГАПОУ «Алданский политехнический техникум». В нем приняли участие преподаватели и мастера политехникума (28 чел). Основным измерительным инструментом исследования эмпатии у преподавателей явилась следующая психодиагностическая методика: «Способность педагога к эмпатии» И. М. Юсупова.

Анализ результатов эмпирического исследования показал, что у большинства педагогов (72%) преобладает средний уровень эмпатии (14 чел) Это говорит нам о том, что они в общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника могут терять терпение. Предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. В межличностных отношениях эти люди более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. У них нет раскованности чувств, и это мешает их полноценному восприятию людей.

        Из всех испытуемых было выявлено 16 % педагогов, которые обладают высоким уровнем эмпатии (8 чел) Это говорит нам о том, что испытуемые чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. Они эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты и находят общий язык. Испытуемые стараются не допускать конфликты и находить компромиссные решения. В оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам.

        Среди педагогического состава также выявлен низкий и очень низкий уровни эмпатии – 6 человек (12%). Такие преподаватели с неразвитой эмпатией допускают педагогическую бестактность, прибегают к неоправданным наказаниям или морализаторству. Они не способны стать на место обучающегося, ориентироваться в мире значимых для него переживаний, принять его оценки как свои собственные а, следовательно, не понимают его психологии.

График, отражающий уровень эмпатии педагогов, представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Уровень эмпатии педагогов

Итак, проведя эмпирическое исследование эмпатии у преподавателей нашего учебного заведения, мы можем констатировать тот факт, что преподаватели данной выборки в большинстве своем и их педагогическая эмпатия, проявляемая преподавателями на зачетах и экзаменах, в некоторой степени влияет на оценку. Хотелось бы отметить, что принимали участие в исследовании преподаватели и мастера разных кафедр, но так как испытуемые были разновозрастной категории, разные по гендерному составу и по педагогическому стажу, то можно предположить, что и остальной педагогических состав нашего техникума будет иметь те же результаты исследования. Преподаватели вполне адекватно реагируют на все происходящее вокруг них, могут помочь советом, выслушать студентов, выход из сложившейся ситуации, а все это, в свою очередь, будет вызывать положительное отношение к ним со стороны студентов. Взаимопонимание при общении способно привести к снятию барьеров, налаживанию благоприятного психологического климата, способствовать раскрытию личностного потенциала каждого студента. Но при этом мы допускаем, что академическая успеваемость студентов может складываться и в зависимости от других составляющих, например, от подачи материала преподавателем, от степени его сложности, подготовленности студента к занятиям, его интеллектуальных возможностей, а эмпатия преподавателя выступает как один из факторов, влияющих на получаемую оценку. Мы с полной уверенностью можем утверждать, что им доступен для понимания большой спектр эмоциональных переживаний. Они способны к рефлексии, то есть анализу собственных психических состояний. Для этих педагогов важно, как они в действительности воспринимаются и оцениваются студентами. Они легко могут поделиться с аудиторией своими мечтами, фантазиями, переживаниями, не фиксируются на негативных переживаниях, способны к искреннему выражению своих реальных чувств, в том числе и отрицательных. Все это непременно должно способствовать большему эмоциональному включению в жизнь студентов, эмпатическому способу общения, стабилизации отношений, адекватному реагированию в стрессовых и конфликтных ситуациях.

Процесс формирования эмпатической культуры педагога предполагает деловые отношения. Для такого рода отношений характерно общение, связанное с главной функцией изучаемого процесса – передачей педагогу знаний и умений, необходимых для развития его эмпатической культуры. Предметом диалога здесь выступает предметная деятельность, а в качестве содержания – специальные знания и культурно-исторический опыт человечества. Развитию успешной коммуникации педагога способствуют:

     1. Установка на партнерство в общении.

    2. Признание прав партнера на собственную точку зрения и ее защиту.     3. Умение слушать и слышать партнера.

4. Готовность взглянуть на предмет общения с позиций партнерства. способность к сочувствию и сопереживанию.

 Таким образом, диалоговое общение, несомненно, способствует формированию эмпатии как личностного, профессионально-значимого качества педагога. Специалисты выделили эмоционально-интеллектуальные приемы развития эмпатии.

Идентификация (от лат. identificare - отождествление) – это способ понимания другого человека через осознанное или неосознанное уподобление его характеристикам самого субъекта. Процесс идентификации представляет собой механизм переноса себя в ситуацию оппонента, заставляет принять позицию другого человека. Идентификация как психологический прием помогает понять внутреннее состояние, намерения, мотивы, чувства другого человека, а это, в свою очередь, обеспечивает эффективность процесса формирования эмпатической культуры педагога.

Когнитивная интерпретация – это объяснение того, что пытается выразить собеседник, но пока не может сделать это достаточно точно и открыто. Он еще полностью не осознает свои чувства и состояние. Использование данного приема наиболее оправдано тогда, когда установился хороший психологический контакт.

Резюмирование – прием, похожий на интерпретацию. Только в этом случае подытоживаются основные идеи и чувства собеседника, высказанные им открыто, в конкретном фрагменте разговора. Резюмирующие реакции дают уверенность в точности восприятия сообщения собеседника и помогают педагогу понять, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль. «Зеркало» – прием повторения последней фразы с изменением порядка слов. Этот прием предполагает только отражение высказывания говорящего. Этот прием помогает «увидеть» себя со стороны своими же глазами и оценочным мнением.

Разновидность приема «Зеркало» - «Эхо». Это повторение последних слов собеседника. Главная функция этого приема - уточнение высказывания, но, ни в коем случае, не предполагает продолжения и развития мысли говорящего. И, тем самым, приписывания ему того, что не было сказано.

         «Имя собственное» – при взаимодействии со слушателем следует чаще обращаться к нему по имени, что вызывает доверительное отношение у партнера по общению.

Подбадривания и заверения – это приемы подтверждения того, что педагог хочет принять мысли и чувства ученика безоценочным мнением и независимо от того, разделяет ли учитель такую же точку зрения или нет. Приведем примеры реакций такого типа: «Да, я Вас понимаю», «Продолжайте, продолжайте. Это довольно интересно», «Приятно слышать», «Я рада, что ты так думаешь» и так далее. 26 Чаще всего такой прием применяется в начале диалога, чтобы установить контакт. Такие реакции снижают напряженность собеседника, помогают преодолеть боязни быть непонятым или получить отказ.

Проясняющие вопросы – это обращение к говорящему за уточнением. В качестве ключевых фраз, используемых как выясняющие, уточняющие вопросы, побуждающие к дальнейшим высказываниям, могут быть: «Тебя что-нибудь беспокоит?», «Не повторишь ли ты еще раз то, что сказал?», «Я не понимаю, что ты имеешь в виду?», «Так что же главное?», «Уточни этот момент» и другие.

Самораскрытие – иллюстрация на конкретном примере того, как у других людей протекают такие же процессы, как и у данного собеседника. Это чаще всего выражается в идентичности значений и чувств.

 Конкретный пример ни в коем случае не должен иметь каких-либо моральных оценок и поучений. Приводимые данные должны быть достаточно подробными и точными.

Эмоциональный отклик – это отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла, явления и ситуации. Внешне эмоциональный отклик выражается в мимике, речи и пантомимике. Главная роль этого метода заключается в том, что он регулирует процесс общения.

Установление личного контакта. Личный контакт выражается в разных проявлениях, а именно: в физическом контакте, который устанавливается посредством прикосновения; визуальном – посредством взгляда; вербальном – с помощью слов; пластическом – выраженный жестом; предметно-действенном - когда предмет и действие выступают средством установления связи.

Наибольшую ценность для воспитания эмпатической культуры педагога представляет визуальный контакт – взгляд глаза в глаза. Важно быть внимательным, чтобы собеседник понял, что другому интересен данный разговор. Визуальный контакт устанавливается с каждым педагогом из группы. Постепенно он дополняется вербальным, тактильным, предметно-действенным контактом.

    В процессе отработки данного приема формирования эмпатии у педагогов участники общения учатся устанавливать различного вида личные контакты.

Шутка и юмор – неформальный прием развития эмпатии. Он снимает психологическое напряжение, подчеркивает доброжелательные отношения. Среди юмористических приемов можно выделить: иронию; парадоксы; ложное усиление; двойное истолкование; ложное противопоставление; намек. «Подстановка мотива». Суть данного приема заключается в следующем: осознанная подмена реального мотива поступка другим, реализация которого не удалась по каким-либо причинам. Целью его является повышение самооценки педагога и развитие у него эмпатии по отношению к людям вообще.

Положительное подкрепление. Данный прием обязательно должен быть эмоционально окрашен. В них должно звучать признание достоинств педагога как личности, а не как человека, совершающего те или иные поступки.

  Подкрепление может быть мимическим (наиболее искренняя улыбка, доброжелательное выражение лица); пластическим (тактильное касание, одобрительный жест рукой); вербальным (комплимент, похвала, дружеский совет); предметным (небольшой подарок); действенным (какоелибо предложение, компромисс, рукопожатие). «Наедине с самим собой». Суть данного метода – безоценочное предоставление возможности педагогу самому разобраться в ситуации.

Виды данного приема: письменный («Изложите на бумаге, что вы думаете по данному вопросу»); отсроченный («Сейчас я немного ограничена во времени, но завтра мы обязательно разберемся в сложившейся ситуации...»); ограниченный временем («Предлагаю вам несколько минут на раздумье...»). Данный психологический прием стимулирует педагогов лучше вдумываться в ситуацию, анализировать, излагать свою точку зрения более полно. Формированию эмпатической культуры педагогов способствует психологический тренинг, позволяющий повысить компетентность в области общения и приобрести навыки межличностного взаимодействия. Эффективность тренинга определяется тем, что его участнику предоставляется возможность непосредственно в самом процессе общения оценить свою свой уровень коммуникабельности, организаторских способностей, некоторых личные психологических особенностей, самоконтроль, индивидуальность, и, как следствие, скорректировать их. Социально-психологический тренинг позволяет: 1) приобрести психолого-педагогические знания в сфере успешной коммуникации; 2) приобрести эффективные навыки общения; 3) сформировать установки на общение; 4) развивать способности к самоанализу, к пониманию других людей через эмпатию; 5) скорректировать систему отношений к себе и окружающим людям. Он должен быть основан на всех имеющихся принципах психологического тренинга.

    Основными элементами тренинга традиционно считаются деловые, ролевые игры и дискуссия. В основе деловой игры лежит проблемная ситуация. Обязательным условием проблемной ситуации является имитация конкретных условий, Она должна быть максимально приближенной к тем проблемным ситуациям, с которыми педагог чаще всего сталкивается в своей работе. Деловая игра должна содержать социальные и профессиональные роли, которые выполняют сами участники тренинга. Деловые игры позволяют взглянуть на ситуацию и на самого себя глазами партнера по общению.

    Основными признаками учебной деловой игры являются:

1. моделирование процесса деятельности педагога и учеников в аспекте разрешаемой проблемы;

2. распределение ролей между участниками игры.

Дискуссия, как психологический прием по повышению эмпатии, обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.

Таким образом, в ходе изучения данного вопроса были выделены конкретные психологические приемы, которые помогут педагогу повысить свой уровень эмпатии, а именно: идентификация, когнитивная интерпретация, резюмирование, «зеркало», «зеркало» – «эхо», «имя собственное», подбадривания и заверения, шутка и юмор, проясняющие вопросы, установление личного контакта, «подстановка мотива», положительное подкрепление, «наедине с самим собой». Также было выявлено, что формированию высокого уровня эмпатии у педагогов способствует психологический тренинг, позволяющий повысить компетентность в области общения и приобрести навыки межличностного взаимодействия.

Список использованной литературы:

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие / Г.М. Андреева. - М. : Аспект-Пресс, 2016. – 363 c
  2. Басова, А. Г. Понятие эмпатии в отечественной психологии [Текст] / А. Г. Басова // Молодой ученый. - 2012. - № 8. – С. 254-256. 6
  3. Басова, А. Г. Формирование эмпатии [Текст] / А. Г. Басова // Молодой ученый. - 2013. - №5. — С. 631-633.
  4. Ефимова, Д. В. Социосфера Диалогическое взаимодействие в педагогической среде как показатель профессиональной компетентности педагога [Текст] / Д. В. Ефимова // Пензенская государственная технологическая академия. - 2010. - № 1. – С. 51–55.
  5. Ильин, Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия [Текст] : монография / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. – 93 с.
  6. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] : монография / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. – 390 с.
  7. Овчаренко, Е.Р. Развитие эмпатии как профессионально значимое личностное качество педагога [Текст] / Е. Р. Овчаренко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2011. – С. 111-119. 29. Осипова, А.А

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова

Эмпатия (сопереживание), т. е. склонность к эмоциональной отзывчивости на переживания других людей, в процессе мотивации оказания помощи другому человеку играет большую роль. Разработано несколько методик измерения уровня эмпатии. Инструкция

Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: при ответе: «не знаю» – 0 баллов, «нет, никогда» – 1, «иногда» – 2, «часто» – 3, «почти всегда» – 4 и при ответе: «да, всегда» – 5 баллов. Отвечать нужно на все пункты.

Текст опросника

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы».

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.    

14. Если лошадь плохо тянет, ее надо хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, будто это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением.животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-нибудь помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники были так задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему. Обработка результатов

Подсчитывается сумма баллов. Но прежде нужно проверить степень откровенности обследуемого.

Если он ответил «не знаю» на утверждения под номерами 3, 9, 11, 13. 28, 36 «да, всегда» на утверждения 11, 13, 15 и 27, то это свидетельствует о его желании выглядеть лучше и о недостаточной откровенности.

Результатам тестирования можно доверять, если опрашиваемый дал не больше трех неискренних ответов.

При сумме от 82 до 90 баллов у человека очень высокий уровень эмпатийности, от 63 до 81 балла – высокий уровень, от 37 до 62 баллов – средний уровень, от 12 до 36 баллов – низкий уровень, 11 баллов и менее – очень низкий уровень эмпатийности.

Приложение 2

Тренинг 1

Длительность: 45 минут

Цель тренинга – включение участников тренинга в групповую работу, знакомство с феноменом эмпатии.

Задачи тренинга:

1) дать полную характеристику понятия «эмпатия»;

2) помочь в осознание своих переживаний, чувств;

3) развитить психологическую наблюдательность.

Оборудование: разные предметы (ручка, расческа, блокнот и т.п.)

Ход тренинга:

I. Организационный:

- Здравствуйте. Прежде чем начать тренинг, давайте проведем такое упражнение на знакомство.

Упражнение на знакомство «Корпоративный стандарт»

Представьтесь, пожалуйста, затем продолжите 2 предложения: «Многие знают, что я.… Но мало кто знает, что я…».

- Узнали ли вы что-то новое о своих коллегах?

- Отлично.

II. Основной:

 Сегодня хотелось бы поговорить о таком феномене, как эмпатия.

Что это такое, как вы думаете? (Эмпа́тия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания).

- Назовите ее положительное значение.

- А если ли отрицательное?

Преимущества эмпатии

1. Способный к сочувствию человек всегда сможет наладить хорошие отношения

2. Человека, с развитой эмпатией, практически невозможно обидеть. Он тонко чувствует мотивы людей, понимает все происходящее на эмоциональном уровне.

3. У сочувствующего человека более объемное восприятие мира, за счет чего его жизнь становится яркой, насыщенной переживаниями и эмоциями.

4. Как правило, развитая эмпатия свидетельствует о высоком уровне эмоционального интеллекта и огромном творческом потенциале.

 5. Люди с развитой эмпатией отлично подходят для руководящих должностей. Благодаря тому, что они видят намного больше, чем другие люди, им удается выстраивать эффективные команды, оставаться гибкими в любых обстоятельствах.

 6. Эмпатичные люди способны понимать, что происходит в их душе. Благодаря этому они чувствуют себя счастливее, чем те, кто лишен этой способности.

7. Эмпат легко отличает лукавство от искренности.

Недостатки эмпатии

Помимо положительных моментов, есть негативные. Жизнь эмпатичного человека – далеко не сказка. Рассмотрим недостатки эмпатии, а также трудности, с которыми сталкиваются способные сопереживать люди.

1. Эмпату сложно контролировать свои эмоции и переживания, и это часто становится причиной проблем.

2. Эмпату сложно сохранять стабильное настроение.

3. Эмпатичные люди часто переживают чужую боль тяжелее собственной. Из-за этого они могут быть склонными к депрессии, паническим расстройствам и другим психическим проблемам.

4. Эмпатичный человек часто чувствует себя одиноким, особенно если его окружают люди с менее развитым умением сочувствовать.

Предлагаю вам выполнить упражнения, которые помогут выявить и повысить свой уровень эмпатии, а также научиться контролировать свои чувства и эмоции, в зависимости от разных ситуаций.

Упражнение «Расскажу о своем хозяине»

Цель: включение участников тренинга в групповую работу.

Длительность: 10 минут

Участникам предлагается выбрать какой-либо личный предмет (расческу, сумочку, авторучку +) и от его имени представить своего хозяина и рассказать о нем что-нибудь интересное или примечательное (чем этот человек отличается от других).

Первым представляется ведущий, затем ассистент, затем остальные члены группы по мере готовности. Затем желающие могут задавать вопросы (каждое представление две, три минуты).

Упражнение «Чувства по кругу»

Цель: развитие возможности каждого участника в области вербализации чувств и состояний.

Длительность: 5 минут.

 Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-то состояние или чувство, а поймав брошенный нам мяч, будем называть антоним — противоположное состояние или чувство. Например, я бросаю мяч Татьяне Петровне и говорю: «Грустный». Татьяна Петровна, поймав мяч, называет антоним «веселый» и сама, бросая мяч кому-то другому, называет чувство или состояние. Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех».

Упражнение «Я вижу»

Цель: Развитие наблюдательности, осознание различия между тем, что «я вижу», и тем, что «представляю, интерпретирую», «мне кажется». Длительность: 10 минут.

Участники группы разбиваются на пары и садятся напротив друг друга. «Каждый из участников пары по очереди говорит одну фразу, начинающуюся со слов «Я вижу…», содержание которой касается внешнего облика партнера. ИО, (тренер обращается к участнице группы), давайте покажем, как это нужно делать».

Тренер и участница группы садятся друг против друга.

Тренер: «Я вижу, что Ваши руки лежат на коленях».

Участник: «Я вижу, что ты посмотрела вправо».

Тренер: «Я вижу, что Вы наклонили голову» и т. д.

 «Во время выполнения упражнения воздерживаться от использования оценочных понятий».

-Как вы думаете, на что направлено это упражнение? (развитие наблюдательности, восприятия, осознание состояний партнера в данный момент)

Упражнение «Распознай состояние»

Длительность: 10 минут Цель: развитие умения изобразить определенную эмоцию, распознать состояние партнера.

Инструкция: «Обратите, пожалуйста, внимание на Ваше состояние, осознайте его.

Теперь, когда вы это сделали, постарайтесь погрузиться именно в это осознанное состояние еще больше.

Тот, кто будет готов, поднимет руку, и все мы некоторое время посмотрим на него, попробуем понять его состояние и запомнить.

Потом руку поднимет следующий и так до тех пор, пока каждый не побудет в роли «объекта общего восприятия».

 III. Заключительный:

 - Какое чувство, эмоцию или состояние вы сейчас испытываете?

-В процессе выполнения упражнений возникали ли у вас какие-либо сложности? Почему?

 -Сложно ли было в образе «объекта восприятия»?

- Возникали ли сложности в распознании состояния партнера?

- Спасибо за работу. Давайте подарим друг другу улыбки и аплодисменты.

Тренинг 2

Длительность: 45 минут

Цель тренинга – включение участников тренинга в групповую работу, развитие навыков сочувствия, сопереживания, вчувствования в состояние партнера.

Задачи тренинга:

1) сформировать навыки «чтения» невербальных сигналов партнера;

2) развить навыки сочувствия и сопереживания.

Оборудование: не предоставлялось.

Ход тренинга:

  1. Организационный: - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы продолжаем говорить о феномене эмпатии. Скажите, важно ли в вашей профессии обладать таким личностным качеством, как эмпатия? Если да, то почему? (Ответы педагогов). Т.е. мы можем сделать вывод о том, что эмпатия является профессионально значимым качеством педагога. Предлагаю перейти к упражнениям, которые помогут вам развить и повысить ваш уровень эмпатии.
  2. Основной:

Упражнение «Ситуация»

Длительность: 10 минут

Цель: развитие навыков вхождения в различные эмоциональные ситуации, переживание соответствующих эмоций и состояний. Участники группы стоят по кругу.

Инструкция: «Сейчас мы будем ходить по комнате и тот из нас, чье имя я назову, предложит ситуацию, в которой каждый попробует себя представить, постарается в нее включиться и осознать те чувства, состояния, которые при этом возникают.

Итак, я начну: мы идем по густой чаще леса…» Далее через каждые двадцать-тридцать секунд тренер называет имя следующего члена группы.

После завершения упражнения можно задать вопросы: «Какие состояния у вас возникали в разных ситуациях?», «В какой из предложенных ситуаций вам было легче всего себя представить, в какой — сложнее?». В ходе упражнения можно предлагать следующие ситуации: «Вы опаздываете в театр»; « Вас пригласили на прием к английской королеве», «Вы спускаетесь в темный подвал», «Вы на вернисаже современных художников», «вы оказались в толпе людей» и т. д.

Упражнение «Говорящие жесты»

Цель: понимание состояния партнера через его жесты.

Длительность: 10 минут.

Участники группы стоят по кругу.

Инструкция: «Пусть каждый из нас по очереди сделает движение, отражающее его внутреннее состояние, a мы все будем повторять это движение 3—4 раза, стараясь вчувствоваться в состояние человека, понять это состояние». После завершения упражнения можно задать группе вопрос «Каково, по вашему мнению, состояние каждого из нас?». После того как относительно состояния кого-либо из участников будет высказано несколько гипотез, следует обратиться к нему за объяснением его действительного состояния.

Распознавание эмоций и мыслей

Описание: в этом упражнении вам нужно закончить предложение, начинающиеся со слов «я чувствую...», за которым следует эмоция. Помните, что список эмоций вы можете найти в интернете. Лучше всего будет записать эмоции в дневнике и периодически пополнять, когда вы столкнетесь с новой.

Примеры:

• Я чувствую себя счастливым, когда вижу своего друга.

• Я прихожу в восторг, когда рисую.

• Я чувствую себя грустным, когда понимаю, что наступает осень. Помните, что мысль, в отличии от эмоции, выражается словосочетанием «я чувствую» в контексте «я думаю», «я полагаю».

 Например, когда вы произносите «я думаю играть на гитаре интересно», то это ваше мнение, ваша мысль, но не эмоция.

Итоги упражнения:

• Какая разница между мыслью и ощущением?

Мысль — это идея и мнение, ощущение — эмоция.

«Создание предложений»

Описание: ваша задача — создать предложение, имея шаблон и подставляя свой готовый список эмоций.

 Шаблон для упражнения в команде и наедине:

«Ты чувствуешь ___, потому что ___. Я прав?» «Я чувствую __, потому что ___».

Помните, что вы можете подставлять совершенно любую эмоцию: злость, раздражение, счастье, подавленность, пустоту, смятение. Примеры: вот два примера ситуаций, в которых человек создает правильное предложение с точки зрения эмпатии.

• Джилл нахмурила свое лицо и сказала, что ее друг просто взял и уехал. Эмпатический ответ: «Джилл, ты чувствуешь себя грустной, потому что твой друг уехал? Я прав?».

• Отец пришел домой очень уставшим и сказал, что только что потерял свою работу.

Эмпатический ответ: «Пап, ты чувствуешь себя обеспокоенным из-за того, что потерял работу? Я прав?»

 Данные примеры являются настолько простыми, что могут показаться слишком очевидными. Однако если вы тщательно проанализируете свою жизнь, то можете заметить, что часто игнорировали эмоции и чувства других людей, будучи заваленными своими проблемами.

Практические примеры: для каждой следующей ситуации придумайте эмпатический ответ.

1. Ваш брат пришел домой в слезах и сказал, что ему дали обидное прозвище в школе.

 2. Ваш одноклассник, которому сегодня дали обидное прозвище, сидит тихо, понурив голову.

3. Ваш друг сказал, что не хочет идти домой, потому что провалил экзамен.

4. Ваш друг сказал, что не может пригласить вас к себе, потому что его мама заболела.

5. Ваш сотрудник сидит в одиночестве за обеденным столом, не ест свой обед и не произносит ни слова.

Итоги упражнения:

• Какие вопросы и трудности у вас возникли при создании предложений, демонстрирующих эмпатию?

 • Почему так важно проверять, верно ли вы трактовали эмоцию человека? III. Заключительный:

- Какое чувство, эмоцию или состояние вы сейчас испытываете?

 - В процессе выполнения упражнений возникали ли у вас какие-либо сложности? Почему?

- Всем спасибо за работу. Попрошу подарить друг другу аплодисменты.

Тренинг 3

Длительность: 45 минут

 Цель тренинга – развитие рефлексивного компонента эмпатии.

 Задачи тренинга: 1) создать условия для осознания своих личностных чувств, переживаний; 2) научить педагогов сочувствовать и сопереживать окружающим; 3) развивать и совершенствовать способность понимать собственный эмоциональный мир.

 Оборудование: листы бумаги по количеству участников, ручки.

Ход тренинга:

I. Организационный:

- Здравствуйте, коллеги. Предлагаю по кругу назвать свое эмоциональное состояние, которое вы испытываете в данный момент (Ответы).

Хорошо. Сразу к вам вопрос – все ли легко смогли описать свое эмоциональное состояние? В чем были затруднения? (Ответы).

-А как вы думаете, какая взаимосвязь между эмоциональным состоянием Вашим/партера и эмпатией? (Ответы).

- Отлично. Тогда предлагаю перейти к упражнениям, которые помогут развить анализ вашего эмоционального состояния.

II. Основной: Упражнение «На ощупь» Цель: осознание собственных переживаний, умение прислушиваться к своему внутреннему голосу. Участники группы стоят по кругу. Инструкция: «Сейчас мы все закроем глаза (выполнять упражнение удобнее, если есть повязки — шарфы, платки, которыми можно завязать глаза) и будем передвигаться по комнате, стараясь никого не задеть. Делать мы это будем примерно три минуты. Я скажу, когда они закончатся». Это упражнение стоит выполнять в комнате, где участники могут и с закрытыми глазами чувствовать себя безопасно. Для повышения чувства безопасности у членов группы и контроля за действиями участников тренер может не принимать участия в упражнении. Когда участники группы, завершив упражнение, займут свои места, можно задать им такие вопросы: « Как вы чувствовали себя во время передвижений по комнате?», «Каковы ваши впечатления?»

Упражнение «Цвет моего состояния»

Цель: развитие способности осознавать и вербализовать свое состояние, находить слова для его обозначения.

Инструкция: «Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. (Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего каждый из участников говорит всем, какого он сейчас цвета.) Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, — и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали».

«Создание эмоционального словаря»

Описание: лидер (ведущий) представляет упражнение, сообщая, что создание словаря для разных эмоций и ощущений поможет создавать эффективные предложения для выражения чувств.

Большой список эмоций вы можете найти в интернете — психологи насчитывают от 200 до 500 эмоциональных состояний. Эмоции можно разделить по категориям на позитивные, болезненные (негативные) и нейтральные. Позитивной может считаться счастье, возбуждение, умиротворенность, спокойствие, надежда. Негативной — страх, злость, вина, грусть, пустота, заниженная самооценка, отчаянье. Нейтральной — удивление, любопытство, интерес. В свою очередь болезненные эмоции можно разделить на тяжелые и легкие. Тяжелыми могут быть гнев, фрустрация, раздражение, в то время как легкие — это печаль, вина, пустота, низкая самооценка. Если вы выполняете упражнение сами, то возьмите лист бумаги и запишите все эмоции и ощущения, которые переживаете на протяжении дня. Для этого сначала точно определите, какой деятельностью вы занимаетесь. Например: проснулся, привел себя в порядок, сделал зарядку, оделся, почувствовал запах кофе, ехал на работу, услышал спор людей, услышал смех людей, вошел в комнату, сел за стол, слушал учителя, выполнил задание, пообедал, увидел родителей, поиграл с друзьями, поужинал, пошел спать. Как видим, даже мелкая деятельность имеет значение. Дело в том, что любая смена деятельности так или иначе меняет ваши чувства, настроение и эмоции. Отмечайте все, что чувствуете на протяжении дня и попытайтесь дать точное определение своим ощущениям.

Итоги упражнения:

1. Что вы узнали нового о своих эмоциях и ощущениях?

2. Поняли ли вы, в чем смысл быть осведомленным об эмоциях, которые вы ощущаете в настоящий момент?

3. Как осознанность о ваших эмоциях повлияла на ваше понимание чувств и ощущений других людей?

4. Какие выводы можно сделать относительно взаимосвязи конкретных эмоций с конкретной деятельностью? Почему вы испытываете позитивные эмоции в одной ситуации и негативные в другой?

III. Заключительный: - Давайте по кругу назовем свое эмоциональное состояние, которое вы испытываете после выполненных упражнений. - Какое упражнение вам понравилось больше? Почему? - Благодарю за хорошую работу. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в методической комиссии как одна из форм повышения профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.

Красникова Луиза Сахиуловна, председатель методической комиссии профессий нефтехимического профиля филиал ГОУ ВПО «ТюмГНГУ»...

Презентация "Инновационное пространство как фактор повышения профессиональной компетентности педагога"

Цель: обосновать роль инновационного пространства в повышении профессиональной компетентности.Задачи:1. Раскрыть понятия инновационное пространство и профессиональная компетентность.2. Рассмотреть ком...

Инновационные формы и методы работы методиста как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

Инновационные формы и методы работы методиста как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов....

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО

Опыт работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО  через систему методической работы в рамках проектной деятельности...

Повышение профессиональной компетентности педагога посредством диагностики (тестирования)

Повышение профессиональной компетентности педагога посредством диагностики (тестирования)...