Лекции по Обществознанию (октябрь)
план-конспект занятия

Солоненко Ярослав Алексеевич

Лекции по Обществознанию (октябрь)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности

Понятие, виды и функции науки

Одним из социальных институтов духовной сферы общества является наука. Государственное и общественное признание в России наука получила только в начале XVIII века. 28 января (8 февраля) 1724 года указом Петра I было основано первое научное учреждение Академия наук и художеств в Петербурге. Наука играет значительную роль в жизни отдельного человека и общества в целом. Так, профессиональный успех человека напрямую зависит от степени владения научными знаниями. А прогрессивное развитие общества невозможно представить без достижений науки. Что же такое наука? Первое слово, ассоциирующееся с наукой, это знания - основа науки, без которых она теряет смысл. Знания создаются в результате исследовательской деятельности учёных и социальных институтов (научных учреждений). Поэтому формулируем и запоминаем следующее определение:

Наука – это особая система знаний о человеке, обществе, природе, технике, полученная в результате исследовательской деятельности учёных и научных учреждений. 


Об особенностях научных знаний было сказано на уроке 1.3 Виды знаний (см. Научное познание). При необходимости можете повторить или изучить эту тему. На данном уроке акцентируем внимание на видах и функциях научных знаний.

Многообразие явлений реального мира обусловило появление множества видов наук. Их насчитывается около 15 тыс. Все они подразделяются на:

  • естественные – науки о природе, среди которых астрономия, физика, химия, биология и др.;
  • социально-гуманитарные – науки об обществе и человеке, в их числе история, социология, политология, экономика, правоведение и др.;
  • технические виды – науки о технике, к которым относятся информатика, агрономия, архитектура, механика, робототехника и другие науки о технике. 

Немного охарактеризуем социально-государственные науки, имеющие непосредственное отношение к предмету обществознания. История – наука, изучающая человеческую деятельность, общественные взаимосвязи прошлого. Социология – наука о закономерностях функционирования и развития общества. Политология – наука об общественно-политической деятельности людей, связанной с властью. Экономика – наука о производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. Правоведение – наука, изучающая право, правотворческую и правоприменительную деятельность. Социальная философия – наука о сущности общества и месте человека в нем.

Социальное назначение науки заключается в функциях, которые она выполняет. Для каждой науки характерны специфичные функции, но есть и общие для всех наук:

  • Познавательная: это основная функция, отражающая сущность науки. Заключается в познании мира и вооружении людей новыми знаниями. Примеры: ученые – медики провели ряд исследований инфекционных заболеваний; ученые – сейсмологи изучают физические процессы, происходящие во время землетрясений.
  • Культурно-мировоззренческая: наука влияет на формирование человеческой личности, определяет его отношение к природе и обществу. Человека, не обладающего научными знаниями, основывающегося в своих рассуждениях и действиях только на личный повседневный опыт вряд ли можно назвать культурным. Примеры: группа научных работников выдвинула новую гипотезу происхождения жизни на Нашей планете; философские исследования доказывают, что во Вселенной имеется безграничное число галактик; Н. проверяет и критически осмысливает научную информацию. 
  • Производственная: наука – это особый «цех», призванный снабжать производство новой техникой и технологиями. Примеры: ученые-фармацевты создали новое лекарство для борьбы с вирусами; специалисты по генной инженерии разработали новый метод борьбы с сорняками.
  • Социальная: наука воздействует на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений. Примеры: исследования доказали, что увеличение расходов на образование на 1% в ближайшие годы приведёт к увеличению темпов экономического развития; в Госдуме состоялись слушания, на которых обсуждались научные прогнозы перспектив развития космической отрасли в РФ.
  • Прогностическая: наука не только вооружает людей новыми знаниями о мире, но и даёт прогнозы дальнейшего развития мира, указывая на последствия изменений. Примеры: советский физик-теоретик, академик А.Д. Сахаров выступил со статьей «Опасность термоядерной войны»; ученые – экологи предупредили об опасности загрязнения вод реки Волга для живых организмов.

https://cknow.ru/uploads/posts/2017-04/1491121180_1490624362_check.pngУчёные и социальная ответственность

Наука включает в себя не только систему знаний, но также научные учреждения и научных работников. Признанным центром фундаментальных исследований науки в нашей стране является Российская академия наук (РАН) – наследница Академии наук и художеств Петра Великого, которая в 1934 году переехала в Москву. В составе РАН крупнейшие учёные, проводящие исследования в медицине, сельском хозяйстве, образовании, энергетике и многих других областях. Учёные, исследователи, эксперты, лаборанты  особая категория людей. Они обладают научным мировоззрением и получают огромное удовольствие от научной творческой деятельности. Их труды вносят вклад в развитие определённой отрасли науки. Главной задачей научных работников является получение, обоснование и систематизация новых истинных знаний о реальном мире. 

Окружающая нас действительность в научных знаниях отражается в виде понятий и терминов. В этом состоит фундаментальное отличие науки от искусства или религии, отражающих знания о мире образно. Особенностями научного мышления и деятельности учёных являются:

  • отбор объективных, достоверных и точных научных фактов;
  • формулирование проблемы и построение гипотезы, способной её решить;
  • использование специальных методов исследования и сбор данных;
  • теоретическое обоснование понятий, принципов, законов;
  • проверка знаний с помощью доказательств.


Быстрое развитие науки пришлось на начало XX века. Это время становления научно-технического прогресса (НТП). Тогда наука сыграла ведущую роль в появлении крупного автоматизированного машинного производства, а профессия учёных стала востребованной. С каждым новым десятилетием количество учёных и научных открытый повышалось в разы. Особенно в ускоренном темпе развивается современная наука. В таких условиях остро стоит вопрос соотношения свободы научной деятельности и социальной ответственности учёных. Настоящий учёный должен быть гуманистом и твёрдо стоять на том, что научные достижения можно использовать только во благо людей. Вспомните последствия испытаний в области ядерной физики и атомных атак США над Хиросимой и Нагасаки, которые повергли в шок весь мир. Социальную ответственность учёный несёт не только за то, что уже сделано. Он ответственен и за выбор новых направлений исследований, особенно в области биологии и химии. В связи с социальной ответственностью учёных на первый план выходит этика науки. В ней воплощены общечеловеческие моральные ценности, нравственные правила и нормы. Учёный, игнорирующий требования научной этики рискует потерять уважение в глазах коллег и оказаться вне науки.



Предварительный просмотр:

Образование и его роль в жизни человека и общества

Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов..

Виды образования в Российской Федерации и их деление:

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Делятся эти виды на:

• общее образование:

• дошкольное образование;

• начальное общее образование;

• основное общее образование;

• среднее общее образование;

• профессиональное образования:

• среднее профессиональное образование;

• высшее образование — бакалавриат;

• высшее образование — специалитет, магистратура;

• высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации;

• дополнительное образование:

• дополнительное образование детей и взрослых;

• дополнительное профессиональное образование;

• профессиональное обучение.

Государственные гарантии в получении образования.

В России существует три основные формы получения образования:

• очная (дневная);

• очно-заочная (вечерняя);

• заочная.

Ограничения на получение образования по той или иной форме обучения может устанавливаться законодательством об образовании и (или) образовательным стандартом.

Также возможно получение образования в форме экстерната (самообразования) и семейного образования с правом прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях

В новом законе об образовании появились новые формы организации образования:

• сетевое обучение. Сетевая форма реализации образовательных программ — реализация образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;

• электронное и дистанционное обучение.



Предварительный просмотр:

Образование является частью процесса социализации личности, представляя собой формализованную целенаправленную передачу накопленного опыта,знаний последующим поколениям, который осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов.

Институты (учреждения) образования координируют и формализуют деятельность множества людей, направленную на удовлетворение такой непреходящей, социально значимой потребности, как потребности в обучении подрастающих членов общества, передачи им научных и практических знаний, ценностей, идеологии, социальных норм, профессиональных умений и навыков. Для реализации этой деятельности в обществе сформирована система образовательных учреждений: средние школы, училища, техникумы, институты, академии, университеты. Учебные программы, использующиеся в них, являются стандартизированными и взаимосвязанными, что определяет унификацию образования.

В традиционном обществе получение образования в учебных заведениях было доступно не многим. В основном, это были религиозные деятели, священники, т.е. социальная группа, представителям которой грамотность была просто необходима для чтения и толкования священных текстов. Для большинства же членов общества процесс образования ограничивался спонтанным перениманием социального опыта и профессионального мастерства у старшего поколения.

Процесс индустриализации стимулировал потребность в учебных заведениях. Постепенно стало появляться образование в его современной форме, предполагающей передачу знаний с помощью профессиональных педагогов, в специально построенном здании по специальным учебным программам. В настоящее время в процессе обучения преобладают абстрактные дисциплины, так как члены современного общества должны не только обладать базовыми умениями и навыками (чтение, письмо, счет), но и иметь представления об окружающем их физическом мире, о жизни общества, его хозяйственной деятельности. Важно также, чтобы люди умели учиться сами, порождая новые и порой весьма специфические формы знаний.

XX век стал переломным в развитии системы образования. Изменились цели образования к идеализированности, существенно возросло количество людей, имеющих высшее образование, научные звания.

Проблемы развития современной системы образования связываются с его гуманизацией, гуманитаризацией и интернационализацией.

Гуманизация образования предполагает направление большего внимания интересам, запросам личности, ее нравственному развитию; гуманитаризация означает акцентирование внимания на изучении общественных дисциплин; интернационализация образования ведет к созданию единой системы образования для различных стран.



Предварительный просмотр:

Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов[1].

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от 
пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, 
убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния 
здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. 
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния 
здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом. 
2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и 
соответствующих социально-экономических условий для получения образования. 
3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного 
общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а 
также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и 
послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных 
учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного 
уровня гражданин получает впервые. 
4. Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих 
государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, 
возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат 
на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении 
соответствующих типа и вида. 
5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство 
полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. 
Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники 
устанавливаются федеральным законом. 
6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими 
образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных 
педагогических подходов. 
7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся 
способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, 
включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Российской Федерации. 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - овладение определенными знаниями и навыками по конкретнойпрофессии и специальности. В Российской Федерации основной путь получения профессиональногообразования - обучение в профессионально-технических, средних специальных учебных заведениях (на базеполного или неполного среднего образования) и в вузах (на базе полного среднего образования). Практикуетсяподготовка рабочих на производстве, а также курсовое обучение. Рабочие и специалисты обновляютпрофессиональные знания и навыки в учреждениях по переподготовке и повышению квалификации.



Предварительный просмотр:

Понятие морали.

Мораль – это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошемСогласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали – нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука – этика.

Мораль имеет свои характерные черты.

Признаки морали:

  1. Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).
  2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).
  3. Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности – и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).

Функции морали.

Философы выделяют пять функций морали:

  1. Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  2. Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.
  3. Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей.
  4. Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.
  5. Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков.

Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали.

Нормы морали. 

Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

  1. Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.
  2. Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей. Наш великий пост – одно из проявлений этой моральной нормы.
  3. Справедливость. Принцип «не рой яму другому, сам попадешь», который направлен на развитие уважения к другим людям.
  4. Стойкость. Умение переносить неудачи (как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее).
  5. Трудолюбие. Труд всегда поощрялся в обществе, поэтому эта норма закономерна.
  6. Смирение. Смирение – это умение вовремя остановиться. Это родственница благоразумия с упором на саморазвитие и самосозерцание.
  7. Вежливость. Вежливые люди всегда ценились, так как худой мир, как известно, лучше доброй ссоры; а вежливость – основа дипломатии.

Принципы морали.

Моральные принципы – это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.

Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали» (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).

Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный – принцип гуманизма. Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.

Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.

Искусство – это особая сфера духовной деятельности людей это объективное выражение образов, окружающего мира созданных или сотворённых человеком, особой чертой искусства является сочетание вымысла и реальности.

Искусство формирует внутренний мир человека. От того, какое оно и как им воспринимается, зависит многое в духовной культуре личности и общества.

Виды искусства – формы творческой деятельности, различающиеся по способам воплощения. Основные из них, - слово ( литература), звук ( музыка). Колористические и пластические материалы ( изобразительное искусство).

Виды искусств подразделяются на три группы:

1) Пластические изобразительное декоративно – прикладное, архитектура, фотография;

2) Динамические виды искусств, - музыка, литература.

3) Синтетические или зрелищные – хореография, литература, театр, кино.



Предварительный просмотр:

Религия (от лат. religio — благочестие, святость) — внутренняя убежденность в существовании сверхъестественного — Бога (или богов), который является объектом поклонения. С точки зрения современного обществознания, религия — особое социальное явление, феномен культуры, вызванный определенными социальными и индивидуальными потребностями в ответах на все вопросы. Главным признаком религии является вера, когда что-то наделяется необычными качествами, особой силой и воспринимается с благоговением, страхом, почтением. Религия выступает необходимым элементом культуры, т.к. индивид может существовать без религиозной веры, общество — нет. Религию можно рассматривать как институт культуры, поскольку в процессе исторического развития она приобрела определенные организационные формы: храм, церковь, обрядовые действия, систему догматов (учений), систему ценностей.

Политеизм (от греч. — «polus» — «много») — многобожие, почитание нескольких или многих богов. Монотеизм — единобожие.

Основными формами монотеизма являются национальные (иудаизм, индуизм и др.) и мировые (христианство, ислам, буддизм) религии. Мировые религии имеют громадное число последователей; носят эгалитарный характер (проповедуют национальное и социальное равенство); выходят за рамки отдельных национальностей и государств.

Буддизм — самая древняя из мировых религий. Возник в 6—5 вв. до н.э. в Индии, а затем распространился в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Основателем буддизма стал Сиддхарта Гаутама, сын правителя небольшого государства на севере Индии.

Основы буддистского вероучения:

— страдания правят миром;

— причиной страданий является сама жизнь с ее страстями и желаниями;

— уйти от страданий можно, лишь уйдя в «нирвану» (просветление);

— существует путь, метод, посредством которого познавший истину может достичь нирваны: праведная вера, праведная речь, праведные дела, праведные помыслы и пр. Фактически здесь идет речь о практической морали.

Цель буддизма — не обретение бессмертия, а избавление от перерождения своей души (кармы).

Сегодня в мире насчитывается более 500 млн. последователей буддизма. На территории РФ — это Тува, Бурятия, Калмыкия. Буддийские общины есть и в странах Европы и США.

Христианство — наиболее распространенная из мировых религий благодаря доступности своих догматов. Возникнув в еврейской среде в Палестине в I в. н.э., христианство быстро распространилось на другие земли, а с IV столетия стало официальной религией Римской империи.

В процессе эволюции христианство образовало три конфессии (направления): православие, католицизм, протестантизм.

Основные положения христианства содержатся в Священном писании (или Библии):

— христианская доктрина Троицы — единства бога Создателя (отца), Спасителя (Сына) и Святого Духа;

— изначальная греховность человеческого рода (первородный грех Адама и Евы);

— богочеловеческая природа Иисуса Христа (сын смертной женщины и Бога);

— страдания Иисуса и его смерть на кресте как искупление грехов человеческих;

— воскресение Иисуса как залог спасения бессмертных душ праведников;

— вера в рай для праведников и ад для грешников;

— вера во второе пришествие Иисуса Христа для суда над живыми и мертвыми, поощрения праведников и наказания грешников, установления Царства божьего на Земле;

— культ страданий, как повторение Страстей Господних;

— заповедь любви ко всему человечеству.

Сегодня в мире около 1,4 млрд. последователей христианства. Русь приняла крещение в 988 г. Современная Россия — православная страна.

Ислам — самая молодая из мировых религий, возник в VII в. н.э. в Аравии. В переводе с арабского «ислам» — «покорность» и «покой». Вверивший себя Аллаху (от арб. Илах — божество) человек получает внутренний покой, душевное успокоение. Слово «мусульманин» означает «отдавший или предавший себя Аллаху». Основателем является Мухаммед (Магомет), лицо вполне историческое. Основные положения ислама записаны в Коране (от араб, ал-куран — чтение вслух) — священной книге мусульман:

— строгое единобожие, т. е. вера в единого Бога Аллаха;

— человек не способен влиять на ход событий, все в руках Аллаха (идея предопределенности), справедливость Аллаха (поэтому Коран запрещает, изображение живых существ в виде скульптур или рисунков);

— пророческая миссия Мухаммеда;

— молитва (намаз) пять раз в день;

— обязательный пост (рамадан);

— «хадж» — паломничество в Мекку (родина Мухаммеда);

— обязательная милостыня бедным;

— «джихад» — борьба с неверными, которую сам пророк понимал как духовную, а не с оружием в руках;

— вера в Воскресение, Страшный суд, рай и ад;

— установление не только моральных, но и правовых норм (шариат — мусульманское право, основанное на Коране и Сунне).

В современном мире последователей ислама около 1,5 млрд. человек. Ислам является доминирующей религией на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Исламскими регионами на территории РФ являются Татарстан, Башкортостан, кавказские республики. Воинственный ислам (например, в Ираке) представляет угрозу народам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекции по Обществознанию (сентябрь)

Лекции по Обществознанию (сентябрь)...

Лекции по Обществознанию (ноябрь)

Лекции по Обществознанию (ноябрь)...

Лекции по Обществознанию (декабрь)

Лекции по Обществознанию (декабрь)...

Лекции по Обществознанию (январь)

Лекции по Обществознанию (январь)...

Лекции по Обществознанию (февраль)

Лекции по Обществознанию (февраль)...

Лекции по Обществознанию (март)

Лекции по Обществознанию (март)...