Лекции по Обществознанию (сентябрь)
план-конспект занятия

Солоненко Ярослав Алексеевич

Предварительный просмотр:

Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность" — совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Таким образом, человек — это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

Можно выделить две группы свойств, образующих структуру психики человека:

1. Врожденные свойства:

Врожденными свойствами человека являются биологически обусловленные свойства, то есть качества, данные человеку природой.

2. Приобретенные свойства:

Приобретенными качествами определяются те качества, которые человек накапливает в продолжение всей своей жизни.

Если говорить о том, какие качества преобладают в том или ином человеке - врожденные или приобретенные, то однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно. Человек постоянно приобретает какие-либо новые качества, меняется, меняет своё мировоззрение, жизненную позицию. Зачастую и характер человека тоже меняется. Это значит, что соотношение приобретенных человеком свойств и свойств биологически обусловленных - величина крайне непостоянная.

К группе врожденных качеств личности относятся:

· Темперамент, врожденный психический склад личности. Гиппократ описал четыре типа темперамента: сангвинический (человек с этим типом темперамента подвижный и веселый), холерический (истеричный и хамовитый), флегматический (спокойный и медлительный), меланхолический (грустный и боязливый). Карл Юнг выделяет два психотипа человека - экстраверт (реакции и деятельность человека зависят от внешних впечатлений, возникающих в данный момент) и интроверт (реакции и деятельность преимущественно зависят от внутренних образов человека, связанных с прошлым и будущим). Также, дополнительно выделяют сильного экстраверта (сангвиник) и слабого экстраверта (холерик), а в интровертном психотипе выделяют сильного (флегматика), слабого (меланхолика).

· Половые, гендерные особенности человека. Особенности психологии обоих полов.

· Возрастные особенности личности. Они исследуются особенными областями психологии развития, такими как детская психология или юношеская.

К группе приобретенных качеств личности относятся (являются наиболее важными):

· Выработанные в течение жизни привычки, как хорошие, так и плохие.

· Объем накопленных знаний, умений и навыков человека, уровень образования. В современном обществе это особенно важно


Природа человека включает следующие аспекты: происхождение человека; место
человека в ряду жизни; собственно человеческое бытие.

При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности— врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека.

В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.

В философии выделяют позитивные моральные качества:

· Гуманизм

· Человечность

· Честь

· Совесть

· Скромность

· Великодушие

· Справедливость

· Верность

· Иные качества

И общественно осуждаемые – негативные:

· Чванливость

· Цинизм

· Грубость

· Тунеядство

· Трусость

· Нигилизм

К общественно полезным качествам относят:

· Воля

· Решительность

· Мудрость

· Умение

· Установки

· Убеждение

· Патриотизм

· Направленность личности по праву является важнейшим из приобретенных качеств человека. Под направленностью мы понимаем свойство, в котором выражаются динамика развития человека как социального и духовного (или бездуховного) существа, а также главные тенденции его поведения. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, её мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности. Направленность оказывает организующее влияние на психические состояния личности и на компоненты её структуры. Воплощается же направленность в самых различных формах. Например, в симпатиях или антипатиях, в склонностях, привязанностях и проявляется в разных сферах жизнедеятельности человека: политической, профессиональной, семейной и т.д. Направленность определяет психический склад личности.

Следует подчеркнуть значимость для любого человека, особенно руководителя, умение различать в людях характерные для них врождённые и приобретённые качества. Врожденные качества практически невозможно существенно изменить, чего нельзя сказать о приобретенных свойствах. Их можно изменить, развивать, регулировать, причем как у себя, так и у других людей.

3. Структура личности включает:

а) направленность;

б) знания, умения, навыки;

в) целостность;

г) индивидуально-типологические особенности;

д) все ответы верны.

Укажите правильный ответ. Обоснуйте его.

Ответ: Д

Все варианты ответов верны, так как направленность является ведущим психологическим свойством личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности. Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ей психический склад, и оказывает влияние на всю область протекания психических процессов личности.

Самореализация — это выявление и реализация человеком своих возможностей и способностей – как творческих, так и личностных. Самореализация это , собственно, самоутверждение себя как личности.

Свобода – это способность человека делать осознанный выбор, обоснованием которому являются его интересы и стремления, это возможность создавать условия для реализации себя как личности.

Опираясь на приведенные выше обобщенные трактовки основных понятий, можно сделать вывод, что самореализация – это действие, направленное на развитие своих возможностей и утверждения себя как личности, а свобода – возможность создать условия для этого, средство для достижения этих целей.



Предварительный просмотр:

В современном понимании характер – это совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Не всякую индивидуальную особенность человека называют чертой характера. 

Например, такие индивидуальные особенности, как острота зрения и слуха, скорость и длительность запоминания, не являются свойствами характера.

Физиологической основой характера, как и темперамента, является тип нервной системы, но эта связь не прямая, а опосредованная. 

Люди с различными типами нервной системы могут иметь одинаковые черты характера, точно так же, как и люди с одним типом нервной системы — разные.

Тип нервной системы может помогать или затруднять формирование тех или иных свойств характера человека.

В психологии выделяют четыре системы свойств характера, выражающих следующие отношения личности, в их числе:

•         отношение к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т.д.);

•         отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственность и т.п.);

•         отношение к вещам (аккуратность, неряшливость, бережное отношение и т.д.);

•         отношение к самому себе (самолюбие, честолюбие, тщеславие, гордость, скромность и т.д.).


Под характером обычно подразумевают совокупность некоторых выдающихся психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. 

Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как: доброта или эгоистичность; общительность  или замкнутость; отзывчивость или безразличие.

Позже формируются другие черты характера: трудолюбие-лень; аккуратность-неаккуратность; добросовестность-злонамеренность; ответственность-безответственность; настойчивость или малодушие.

Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. 

Характер влияет также на профессиональную деятельность человека.

Если человек выбрал профессию, которая соответствует его способностям, интеллектуальному уровню, личностным особенностям и интересам, если данная работа нравится ему, то у него повышаются шансы на успех в ней. Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцами своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства.  Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные.

 Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон: суждения окружающих людей о жизни; поступки окружающих людей; художественная литература; кино; господствующая идеология в обществе.



Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА, УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА В ОБЩЕНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

http://womanadvice.ru/sites/default/files/imagecache/width_250/formirovanie_haraktera.jpg


Внутренний мир человека – это явление, которое находится внутри нас и постоянно изменяется в течении всей жизни. В частности это касается характера. События, которые мы переживаем, накладывают отпечаток на наше поведение. Характер- есть основа личности. Это своего рода стержень, который позволяет реагировать на различные проявления и изменения в  жизни.

Характер человека формируется и закладывается в возрасте от 2 до начала полового созревания. В этот период становления характера дети очень активно ведут себя в обществе, с интересом познают всё новое и новое и даже начинают делать свои собственные выводы, которые они наблюдают. Как правило, первым сформировавшимися качествами характера у ребенка является общительность или закрытость, доброта или злоба.  

http://images.myshared.ru/211311/slide_10.jpg

Эти качества зависят от воспитания родителей, каким будет их ребёнок. А позже, уже к окончательному сформированию характера дитя, начинают проявляться черты- усидчивость, трудолюбие или лень, аккуратность. Но к дошкольному периоду формирование этих качеств заканчивается. Зачастую в школьном периоде у ребёнка повышается активность в общении, которая влияет и на его характер. Начиная с начальных классов, волевые качества заканчивают свое формирование, а начинает прорабатываться самовоспитание. Позже, в средних классах, начинается формирование нравственных и мировоззренческих качеств человека. В подростковом периоде характер человека начинает уже окончательно достраиваться. Но в период полового созревания, когда идут гормональные изменения все черты характера значительно обостряются. К окончании школы характер человека уже полностью сформирован и готов окончательно к жизни.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/gamez/04_clip_image001_0002.jpg

Если ты хорошо знаком с характером человека, то можно предвидеть, как он поведет себя в тех или иных обстоятельствах.

Характер получает наиболее яркое выражение в  поступках, общении, поведении, профессиональной деятельности, накладывая отпечаток на внешность человека. В первую очередь о характере следует судить на основании поступков человека, в которых более ярко отражается их сущность. Человеческие поступки, которые часто повторяются, становятся привычными и начинают закладываться в черты характера, которые в дальнейшем начинают влиять на положение человека в социуме и также на отношение к нему со стороны других людей. Аргументом этого высказывания может служить следующая поговорка:«Посей поступок — пожнешь привычку, посей привычку — пожнешь характер, посей  характер— пожнешь судьбу». Эта и есть система привычных поступков — фундамент характера человека.

развитие и формирование характераЧеловек- это деятельное существо. В эту деятельность входят мимика, походка, движение, действие, выполнение которых становятся привычными для человека. 

Таким образом, характер имеет социальную природу, которая зависит от мировоззрения человека, его деятельности, от коллектива в социуме, в котором он живет и действует, от активного взаимодействия и общения  с другими людьми. В начале жизни основу составляет влияние семьи и социальной среды на формирование характера. Но чем старше становится личность, тем больше будущее зависит от работы над собой и своим внутренним миром.



Предварительный просмотр:

Общая характеристика проблемы познания

Познание определяетс как особая, активная духовная деятельность людей направленная на активную деятельность людей.

Знание – результат познавательной деятельности, который выражается в идеальных образах (понятия, теории, представления) и закрепляется в знаках естественных и искусственных языков.

Существуют различные виды познания:

  1. Обыденное познание – основано на повседневном опыте и на здравом смысле
  2. Художественное познание – чувственно-образное отражение действительности
  3. Научное познание – отличатся системностью и обоснованностью, а также применением специально разработанных методов исследования

Любое познание обладает общими закономерностями и общими проблемами.

К разряду общих проблем познания относятся: познаваем ли мир, вопрос о том какова природа познания, вопрос как соотносятся знания с реальностью, которую они отражают, проблема истинности познания. Такого рода общие проблемы составляют предмет гносеологии (теории познания).

Гносеология тесно связана с онтологией.

Категории онтологии используются в познавательном процессе, а значит они имеют свою гносеологическую сторону. В свою сторону гносеологические категории и принципы имеют онтологическое обоснование. Познавательную деятельность изучает не только гносеология, но и разделы психологии, лингвистика. Но при этом специальные частные науки изучают не познание в целом, а какие либо отдельные стороны этого сложного процесса. Общее изучение познания является предметом только гносеологии. Исходной проблемой гносеологии является проблема познаваемости мира.

2. Проблема познаваемости мира

- это общая гносеологическая проблема формулируется в таких вопросах, как «познаваем ли мир?», а также «способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности?»

Большинство философов отвечают на эти вопросы положительно. Этот вопрос решают положительно с разных позиций (гностицизм, гносеологический оптимизм):

  • Субъективный идеализм. Беркли
  • Объективный идеализм. Гегель
  • Французские материалисты
  • Материалисты. Фейербах
  • Марксизм

Агностицизм(агностос - не доступный познанию)

Когда речь идет об агностицизме, ошибочно трактовать его, как учение полностью отрицает познание мира. Правильное определение:

Агностицизм – учение, отрицающие возможность достоверного познания сущности материальных систем, а также закономерностей природы и общества.

Элементы агностицизма содержатся в релятивизме древнегреческих софистов.

Релятивизм (релятивус – относительный) – методологический принцип, состоящий в признании относительности и условности наших знаний. Наиболее известный софист – Протогор. «Человек есть мера всех вещей» - изречение Протогора. Он принял и разделял утверждение Героклита, что мир текуч и изменчив, развивает эту идею. Протогор говорит, что если мир текуч, то и знания о нем изменчивы и текучи, а значит о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом. Следовательно в мире нет ничего истинного, как и нет ничего ложного. Мнений об одной и той же вещи будет столько, сколько людей ее воспринимают. Как кому кажется, так оно и есть на самом деле.

Релятивизм софистов послужил непосредственным источником для средневекового скептицизма.

Скептицизм – философская концепция, которая подвергает сомнению возможность познания действительности.

Представитель скептицизма Пиррон утверждал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувством, ни разумом, а потому мы не можем предпочесть какое либо знание о них.

Ученик Пиррона – Тимон говорил «я чувствую, что вещь сладка, но я не знаю сладка ли он на самом деле».

Сомневаясь в рациональном познании говорят, если логическое (рациональное) познание основывается на доказательстве, то значит предполагается истина на которую оно (логическое доказательство) опирается, как на свою основу. Но это истина сама должна быть обоснована другой истиной и т.д. и т.д. Поэтому никакое суждение нельзя признать истинным.

Софисты и скептики выделили субъективную сторону познания, относительный характер знаний , который обусловлен изменчивостью вещей. Они полностью игнорировали относительную устойчивость людей, а также объективное содержание наших ощущений и восприятий.

Релятивизм и скептицизм сыграл свою положительную роль тем, что поставил под сомнение все то, что принималось прежде на веру без рационального обоснования. Скептицизм – необходимый элемент философии. Сомнение, критика, отрицание направлены на преодоление догматизма и на абсолютизацию тех или иных истин.

Положительная философия может осознавать, что она содержит в себе некоторую долю скептицизма.

Крайний скептицизм как философская концепция сливается с агнестицизмом. В наиболее последовательной форме агностицизм проявился в скептицизме Юма.

Для того чтобы ответить на вопрос как возможно объективное познание, необходимо рассмотреть саму познавательную деятельность. Познавательная деятельность складывается из субъекта и объекта познания, а также из самого познавательного процесса.



Предварительный просмотр:

Общество как сложная система.

  1. С давних пор люди, живя а коллективе, задумывались об особенностях и закономерностях совместной жизни, стремились ее организовать, обеспечить ей стабильность.
  2. Древнегреческие философы Платон и Аристотель сравнивали общество с живым организмом.
  3. Человек – существо общественное, не может жить изолированно.

Общество- это совокупность отношений между людьми, разумно организованная жизнь и деятельность их больших групп.

Система (греч.) – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство.

КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕСТВА:

  • Народ- это историческая форма общности людей, связанных с условиями производства материальных и духовных благ, языком, культурой и происхождением.
  • Нация - историческая форма организации жизни какого-либо одного народа (или нескольких близких). Это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экон. связей, языка, культуры.
  • Государство- это основанная на праве и законе форма организации жизни народа или нации. Осуществляет управление населением определенной территории.
  • Природа- это совокупность естественных условий существования человеческого общества(находятся в тесной взаимосвязи).
  • Человек- это живое существо, которое оказывает максимальное воздействие на природу.

Общество – совокупность отношений между людьми, складывающиеся в процессе их жизнедеятельности.

Общество – понятие многогранное (филателисты, охрана природы и т.п.); общество как противопоставление природе;

Не Сдал ЕГЭ? Поступай в наш Колледж!На 2 курс! По программе 2-ух Дипломов! Гарантированное Трудоустройство. Идет набор!ksu.college Яндекс.Директ

В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни.

Общественные отношения – совокупность различных связей, контактов, зависимостей, возникающих между людьми (отношение собственности, власти и подчинения, отношение прав и свобод)

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

  • Экономическая сфера- это совокупность общественных отношений, которые возникают в процессе производства материальных ценностей и существуют по поводу этого производства.
  • Политико-правовая сфера- это совокупность общественных отношений, которые характеризуют отношения власти(государства) к гражданам, а также отношения граждан к власти(государству).
  • Социальная сфера- это совокупность общественных отношений, организующих взаимодействие между различными социальными группами.
  • Духовно-нравственная, культурная сфера- это совокупность общественных отношений, которые возникают в духовной жизни человечества и функционируют как ее основа.

Существует тесная взаимосвязь всех сфер человеческой жизни.

Общественные отношения – совокупность различных связей, контактов, зависимостей, возникающих между людьми (отношение собственности, власти и подчинения, отношение прав и свобод).

Общество – сложная система, которая объединяет людей. Они находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Институт семьи – первичный социальный институт, связанный с воспроизводством человека как биолог. Вида и его воспитанием и социализацией как члена общества. Родители-дети, любовь и взаимопомощь.

Общество – сложная динамическая саморазвивающаяся система, которая состоит из подсистем (сфер общественной жизни).

Характерные черты (признаки) общества как динамической системы:

  • динамизм (возможность изменения с течением времени как общества, так и отдельных его элементов).
  • комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты).
  • самодостаточность (способность системы самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, производить все необходимое для жизни людей).
  • интеграция (взаимосвязь всех компонентов системы).
  • самоуправляемость (реагирование на изменения в природной среде и мировом сообществе).



Предварительный просмотр:

Урок обществознания для 10 класса

Тема урока: «Общество как сложная система»

Цель: продолжить формировать условия для понимания обучающимися общества как целостной системы через развитие умения анализировать, синтезировать, преобразовывать информацию из текста.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы учащихся

Ожидаемые результаты: На уроке учащиеся смогут:

Образовательные:

  • Знать понятия и термины "общество", "общество как система", "сферы жизни общества", "общественные отношения";

Развивающие:

  • уметь анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
  • уметь:сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать в группе, выступать публично;

Воспитательные:

  • формировать воспитания интереса к обществоведению; попытаться воспитать гуманность.

Основные понятия:

Общество - Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.

Социальная система — это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект

Социальный институт — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Оборудование:  Компьютер, мультимедийное оборудование, раздаточный материал для анализа поставленной проблемы.

Литература: Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. М.: 2014. — 351с.

План урока.

I. Оргмомент (2 мин.).

II. Проверка домашнего задания (43 мин.).

III. Изучение нового материала.(39 мин).

Понятие "общество".

Взаимосвязь общества и природы.

Сферы общественной жизни и их взаимодействие.

Общественные науки, их особенности.

IV. Закрепление изученного материала. (4мин.).

V. Домашнее задание (2мин.)



Предварительный просмотр:

1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Лекция: 


Вы уже знаете о том, что общество – это динамичная саморазвивающаяся система. Общественное развитие имеет свою направленность (прогресс, регресс и стагнация) и пути эволюционного или революционного характера. Поэтому можно утверждать о многовариантности общественного развития, о сменах одного типа общества на другой. Существует множество классификаций обществ. По наличию письменности общества делятся на дописьменные и письменные. По общественно - экономической формации на первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое. Самой актуальной на сегодняшний день классификацией является деление обществ на традиционный (аграрный), индустриальный и постиндустриальный (информационный) типы. Рассмотрим их признаки. 

https://cknow.ru/uploads/posts/2017-04/1492958607_1491153786_1490624362_check.pngТрадиционное (аграрное) общество

Признаки:

  • главная отрасль экономики – сельское хозяйство;
  • ведущий фактор производства – земля;
  • преобладание ручного труда и примитивные технологии;
  • экстенсивный путь экономического роста;
  • натуральное хозяйство (производство на себя);
  • господство общинной собственности, коллективизм;
  • сословная структура населения;
  • социальная мобильность отсутствует;
  • регуляторы общественных отношений  обычаи и традиции, религия;
  • основой жизни выступают семья и семейные ценности;
  • подданичество  преданное подчинение власти, слабое участие населения в политической жизни.  

Примеры: общества Древнего Египта, Греции, Рима, общество допетровской России, современное общество Алжира, Эфиопии и других стран Северной Африки.

https://cknow.ru/uploads/posts/2017-04/1492958607_1491153786_1490624362_check.pngИндустриальное общество


Признаки:

  • главная отрасль экономики – промышленность;
  • ведущий фактор производства – капитал;
  • преобладание машинного производства и механизация;
  • интенсивный путь экономического роста;
  • рыночное хозяйство (производство на продажу);
  • господство частной собственности;
  • урбанизация – рост и развитие городов и городского населения;
  • высокая социальная мобильность;
  • основу структуры общества занимает класс промышленных рабочих;
  • развивается массовая культура;
  • регуляторы общественных отношений – закон и право;
  • демократизация общества, предоставление политических свобод гражданам.

Примеры: российское, английское общества 19 века.

https://cknow.ru/uploads/posts/2017-04/1492958607_1491153786_1490624362_check.pngПостиндустриальное (информационное) общество

Признаки:

  • главная отрасль экономики – сфера услуг;
  • ведущий фактор производства – информация;
  • преобладание наукоёмких высокотехнологичных отраслей производства;
  • компьютеризация, автоматизация, роботизация производства;
  • внедрение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества;
  • многообразие форм собственности;
  • высокая социальная мобильность;
  • основу структуры общества занимает средний класс (мелкие и средние предприниматели, имеющие устойчивый доход);
  • формируется правовое государство и гражданское общество;
  • глобализация.

Примеры: Япония, Испания, Швеция и др.



Предварительный просмотр:

Духовная культура и духовная жизнь человека

Под словом «культура» понимают воспитание, развитие и образование людей. Ее считают результатом жизнедеятельности общества. Культура является целостным системным объектом, состоящим из отдельных важных частей. Ее разделяют на духовную и материальную.

Духовная культура личности

Часть общей культурной системы, которая учитывает духовную деятельность и ее результаты, называют духовной культурой. Она подразумевает сочетание литературного, научного, нравственного и других направлений. Духовная культура человека – это содержание внутреннего мира. По его развитию можно понять о мировоззрении, взглядах и ценностях личности и общества.

Духовная культура включает огромное количество элементов, которые формируют основные понятия.

  1. Общие моральные устои, научные обоснования, богатство языка и другие элементы. На нее невозможно повлиять.
  2. Формируется благодаря воспитанию родителей и знаниям, полученным путем самообразования и обучения в разных учебных заведениях. С ее помощью взращивается личность человека, имеющая собственные взгляды по поводу разных аспектов жизни.

Признаки духовной культуры

Чтобы лучше понять, чем духовная культура отличается от других областей, следует учесть некоторые черты.

  1. В сравнении с технической и социальной сферой, духовная является бескорыстной и неутилитарной. Ее задача развивать человека и дарить ему счастье, а не получать выгоду.
  2. Духовная культура – это возможность свободно проявлять свой творческий потенциал.
  3. Духовность связана с нематериальными сферами и существует по индивидуальным законам, поэтому отрицать ее влияние на реальность нельзя.
  4. Духовная культура человека является чувствительной к каким-либо внутренним и внешним изменениям в личности и обществе. Например, во время реформ или других глобальных перемен о культурном развитии все забывают.

Виды духовной культуры

Первыми видами духовного развития человека, являются религиозные верования, традиции и обычаи, нормы поведения, сформировавшиеся в течение многих лет. Духовная культа включает в себя результаты интеллектуальной или духовной деятельности человека. Если ориентироваться на социальную составляющую, то можно выделить массовую и элитарную культуру. Есть классификация, основанная на том, что культура воспринимается, как форма общественного сознания, так существует:

  • политическая;
  • нравственная;
  • эстетическая;
  • религиозная;
  • философская и другие культуры.

Сферы духовной культуры

Есть большое количество форм, через которые выражается духовная культура и к основным вариантам можно отнести.

  1. Миф – исторически самая первая форма культуры. Человек использовал мифы, чтобы соединить людей, природу и общество.
  2. Религия как форма духовной культуры подразумевает отделение людей от природы и очищение от страстей и стихийных сил.
  3. Нравственность – самооценка и саморегуляция человека в сфере свободы. Сюда можно отнести стыд, честь и совесть.
  4. Искусство – выражает творческое воспроизведение реальности в художественных образах. Она создает некую «вторую реальность», через которую человек выражает жизненные переживания.
  5. Философия – особый тип мировоззрения. Выясняя, что включает в себя сфера духовной культуры, нельзя упустить из внимания философию, выражающую взаимосвязь человека с миром и его ценности.
  6. Наука – используется для того, чтобы воспроизвести мир, используя существующие закономерности. Тесно контактирует с философией.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Что касается материальной культуры, то это предметно-вещевой мир, который создан человеком при помощи использования собственного труда, ума и технологий. Многим может показаться, что материальная и духовная культура – это два понятия, между которыми пропасть, но это не так.

  1. Любой материальный предмет был создан после того, как человек его придумал и продумал, а идея является продуктом духовной работы.
  2. С другой стороны, чтобы продукт духовного творчества стал значимым и имел возможность влиять на деятельность и жизнь людей, он должен материализоваться, например, стать действием или описанным в книге.
  3. Материальная и духовная культура – два взаимосвязанных и взаимодополняющих понятия, которые неделимы.

Способы развития духовной культуры

Чтобы понять, как человек может духовно развиваться, стоит обратить внимание на сферы влияния этой системы. Духовная культура и духовная жизнь основывается на общественном и личностном развитии в нравственном, экономическом, политическом, религиозном и других направлениях. Получение новых знаний в сфере науки, искусства и образования, дает человеку шанс развиваться, достигая новых культурных высот.

  1. Желание совершенствоваться, постоянно работая над собой. Искоренение недостатков и развитие положительных сторон.
  2. Необходимо расширять свой кругозор и развивать внутренний мир.
  3. Получение информации, например, при просмотре фильма или прочтении книги, для обдумывания, анализа и выводов.
    Источник: 
    https://womanadvice.ru/duhovnaya-kultura-i-duhovnaya-zhizn-cheloveka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткий курс лекций по дисциплине " Обществознание" для специальностей среднего профессионального образования

Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой  дисциплины  "Обществознание" для подготовки по специальностям среднего профессионального образования...

Лекции по Обществознанию (октябрь)

Лекции по Обществознанию (октябрь)...

Лекции по Обществознанию (ноябрь)

Лекции по Обществознанию (ноябрь)...

Лекции по Обществознанию (декабрь)

Лекции по Обществознанию (декабрь)...

Лекции по Обществознанию (январь)

Лекции по Обществознанию (январь)...

Лекции по Обществознанию (февраль)

Лекции по Обществознанию (февраль)...

Лекции по Обществознанию (март)

Лекции по Обществознанию (март)...