Лекции по Обществознанию (февраль)
план-конспект занятия

Солоненко Ярослав Алексеевич

Лекции по Обществознанию (февраль)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальный контроль

Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов, определяются понятием «социальный контроль».

Социальный контроль — механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

В широком смысле слова социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе*, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и санкции.

Санкции — любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.

Существует следующая классификация санкций.

Виды санкций

•  Формальные:

- негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.

- позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.

•   Неформальные:

- негативные — осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

- позитивные — благодарность и одобрение неофициальных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобрительная улыбка и т. п. и др.

Социологи выделяют две основные формы социального контроля.

Социальный контроль

Внутренний (самоконтроль)

Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами

Внешний

Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов

Неформальный (внутригруппо-вой) — основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации

Формальный (институциональный) — основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образование и т. д)

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, муки совести. Совесть — проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

В традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство — благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения, печати.

В Российской Федерации созданы специальные органы для осуществления социального контроля. К ним относятся Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и т. д. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, все большую роль в России играют различные общественные организации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружающей среды и т. д.

 

Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в специализированный общественный институт.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия.

Методы социального контроля

Изоляция

 Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его

Обособление

Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы

Реабилитация

Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе



Предварительный просмотр:

Девиантное поведение, его формы, проявления

Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Главным инструментом установления и поддержания порядка в обществе, стабилизации его социальных структур является социальный контроль, представляющий собой совокупность средств, с помощью которых общество регулирует поведение своих членов, делает его социально полезным и предсказуемым. В качестве главных элементов социального контроля выступают социальные нормы и санкции — средства поощрения или наказания, направленные на поддержание социальных норм. Социальные нормы — это общепринятые шаблоны поведения, которые усваиваются индивидом в процессе социализации и выполняют следующие функции:

1. служат образцами, эталонами поведения;

2. регулируют общий ход социализации;

3. интегрируют, включают индивидов в социальные общности;

4. контролируют отклоняющееся поведение.

Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения, как в положительную, так и в отрицательную сторону, грозили стабильности общества, которая всегда ценилась превыше всего. Поведение, не соответствующее социальным нормам, называют девиантным, т.е. отклоняющимся поведением. В обществе контроль за девиантным поведением не симметричен: отклонения в негативную сторону осуждаются, в позитивную — одобряются. Отсюда два основных типа девиации (отклонений) — культурно осуждаемые отклонения (террористы, предатели, преступники, алкоголики, бездомные) и культурно одобряемые (святые, гении, герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые). Таким образом, термин девиантное поведение может включать в себя самые разнообразные виды социальных отклонений. В настоящее время в социологии существует множество теорий девиантного (культурно осуждаемого) поведения, которые дополняют друг друга. Их анализ позволяет выделить три основных подхода к объяснению причин девиации: биологический (теории физических типов), психологический (психоаналитическая теория 3. Фрейда), социологический (теория аномии Э. Дюркгейма, теория аномии Р. Мертона, теория наклеивания ярлыков Г. Беккера).

Девиантным (отклоняющимся) называется такое поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Так, известный социолог Э. Дюркгейм полагал, что девиация помогает обществу получить более полное представление о многообразии социальных норм, ведет к их совершенствованию, способствует социальному изменению, раскрывая альтернативы уже существующим нормам. Однако в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Причем в узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются преступлениями. Совокупность преступных действий индивида имеет в социологии особое название — деликвентное (буквально — преступное) поведение.

Исходя из целей и направленности девиантного поведения выделяют деструктивный и асоциальный его типы. К первому типу относятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.), ко второму — поведение, наносящее вред общностям людей (нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины и т. п.).

Исследуя причины отклоняющегося поведения, ученые-социологи обратили внимание на то, что и девиантное и деликвентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию социальной системы. Причем в условиях общего кризиса социума такое поведение может приобретать тотальный характер.

Противоположностью отклоняющемуся поведению является поведение конформистское (от лат. conformis — подобный, сходный). Конформистским называют социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям. В конечном счете основной задачей нормативного регулирования и социального контроля является воспроизводство в обществе именно конформистского типа поведения.



Предварительный просмотр:

Понятие социального конфликта.

 

Понятие социального конфликта – гораздо более емкое, чем может показаться сначала. Давайте попробуем в нем разобраться.

По-латински конфликт означает «столкновение». В социологии конфликт – это высшая стадия противоречий, которая может возникнуть между людьми или социальными группами, как правило, это столкновение основано на противоположно направленных целях или интересов сторон конфликта. Есть даже отдельная наука, занимающаяся изучением этого вопроса – конфликтология. Для обществознания социальный конфликт – это еще одна форма социального взаимодействия людей и групп.

Причины социальных конфликтов.

Причины социальных конфликтов очевидны из определения социального конфликта – разногласия людей или групп, которые преследуют какие-то социально значимые интересы, при этом реализация этих интересов идет в ущерб интересам противоположной стороны. Особенность этих интересов в том, что они как-то связаны между собой каким-либо явлением, предметом и т.д. Когда муж хочет посмотреть футбол, а жена – сериал, связывающим предметом является телевизор, который один. Вот если бы было два телевизора, то и интересы не имели бы связующего элемента; конфликт бы не возник, или же возник, но по другой причине (разница в размере экрана, или более удобного кресла в спальне, чем стул на кухне).

Немецкий социолог Георг Зиммель в своей теории социального конфликта заявил, что конфликты в обществе неизбежны, потому что они обусловлены биологической природой человека и социальной структурой общества. Он также предложил, что частые и непродолжительные социальные конфликты полезны для общества, так как при положительном разрешении они помогают членам общества избавиться от враждебности друг к другу и достигнуть понимания.

Структура социального конфликта.

Структура социального конфликта состоит из трех элементов:

  • объект конфликта (то есть конкретная причина конфликта – все тот же телевизор, упомянутый ранее);
  • субъекты конфликта (их может быть два и более – например, в нашем случае третьим субъектом может стать дочь, которая захотела смотреть мультики);
  • инцидент (повод для начала конфликта, точнее его открытой стадии – муж переключил на НТВ+ Футбол, и тут все началось…).

Кстати, развитие социального конфликта не обязательно протекает в открытой стадии: жена может молча обидеться и уйти гулять, но конфликт при этом останется. В политике такое явление называют «замороженным конфликтом».

Виды социальных конфликтов.

  1. По количеству участников конфликта:
  • внутриличностные (большие интересы для психологов и психоаналитиков);
  • межличностные (например, муж и жена);
  • межгрупповые (между социальными группами: конкурирующие фирмы).
  1. По направленности конфликта:
  • горизонтальные (между людьми одного уровня: работник против работника);
  • вертикальные (работник против начальства);
  • смешанные (и те, и другие).
  1. По функции социального конфликта:
  • деструктивные (драка на улице, ожесточенный спор);
  • конструктивные (поединок на ринге по правилам, интеллигентная дискуссия).
  1. По длительности протекания:
  • кратковременные;
  • затяжные.
  1. По средствам разрешения:
  • мирные или ненасильственные;
  • вооруженные или насильственные.
  1. По содержанию проблемы:
  • экономические;
  • политические;
  • производственные;
  • бытовые;
  • духовно-нравственные и т.д.
  1. По характеру развития:
  • спонтанные (непреднамеренные);
  • преднамеренные (заранее спланированные).
  1. По объему:
  • глобальные (II мировая война);
  • локальные (Чеченская война);
  • региональные (Израиль и Палестина);
  • групповые (бухгалтера против сисадминов, менеджеры продаж против кладовщиков);
  • личные (бытовые, семейные).

Разрешение социальных конфликтов.

Разрешением и предотвращением социальных конфликтов ведает социальная политика государства. Конечно же невозможно предотвратить все конфликты (в каждую семью – по два телевизора!), но предвидеть и предотвращать глобальные, локальные и региональные конфликты – первостепенная задача.

Способы разрешения социальных конфликтов:

  1. Избегание конфликта. Физический или психологический уход от конфликта. Недостаток этого способа в том, что причина остается, и конфликт «замораживается».
  2. Переговоры.
  3. Использование посредников. Здесь уже все зависит от опытности посредника.
  4. Откладывание. Временная сдача позиций для накопления сил (методов, аргументов и т.д.).
  5. Арбитраж, судебное разбирательство, разрешение третьей стороной.

Условия, необходимые для успешного разрешения конфликта:

  • определить причину конфликта;
  • определить цели и интересы конфликтующих сторон;
  • стороны конфликта должны хотеть преодолеть разногласия и разрешить конфликт;
  • определить пути преодоления конфликта.

 

Как видите, социальный конфликт многолик: это и взаимный обмен «любезностями» между фанатами «Спартака» и «ЦСКА», и семейные споры, и война на Донбассе, и события в Сирии, и спор начальника с подчиненным и т.д., и т.п. Изучив понятие социального конфликта и ранее понятие нации, в дальнейшем мы рассмотрим наиболее опасный вид конфликта – межнациональный (или межэтнический) конфликт.



Предварительный просмотр:

Особенности стратификации современного российского общества

Социальной стратификацией (ог лат. stratum — слой + facere — делать) называют дифференциацию людей в обществе в зависимости от доступа к власти, профессии, дохода и некоторых других социально значимых признаков. Понятие «стратификация» предложил социолог Питирим Александрович Сорокин (1889- 1968), который позаимствовал его из естественных наук, где оно, в частности, обозначает распределение геологических пластов.

Под воздействием социально-экономических и политических реформ в России произошли большие перемены, структура российского общества претерпела значительные изменения. В качестве исходной модели многомерной стратификации современной России возьмем четыре ее основных параметра: уровень доходов, власть, образование и престиж.

В России наметилась тенденция формирования отдельных социальных слоев, относящихся к среднему классу − это предприниматели, менеджеры, отдельные категории интеллигенции, высококвалифицированные рабочие. Но такая тенденция противоречива, так как общие интересы различных социальных слоев, потенциально образующих средний класс, не подкрепляются процессами их сближения по таким критериям, как престиж профессии и уровень доходов.

Изменения, происходящие в системе социальной стратификации по основным параметрам, позволяют выделить шесть слоев:

- верхний слой (0,5) – экономическая, политическая элита;

- верхний средний слой (6,5%) – крупные и средние предприниматели;

- средний слой (20%) – мелкие предприниматели, менеджеры производственной сферы, специалисты высшего уровня, рабочая элита, кадровые военные;

- базовый слой (60%) – специалисты, имеющие средне специальное и высшее образование, основная часть рабочего класса, крестьяне, работники торговли и сервиса;

- нижний слой (7%) – неквалифицированные рабочие, длительно безработные, одинокие пенсионеры;

- «социальное дно» (5%) – бездомные, освобожденные из мест заключения и др.

Профиль современной российской стратификационной системы можно представить в виде придавленного к основанию треугольника, где большинство населения прижато к низу, немногие составляют вершину, а среднего класса почти нет. Особое значение приобретает не срединная часть, а маргинальность как состояние, характерное для большинства социальных групп. Маргиналы переживают глубокие, принципиальные изменения в социальном статусе, характеризующиеся неопределенностью, неустойчивостью положений, противоречивостью. В результате маргинализации в обществе растет напряженность, национализм, экстремизм.

Молодежь (приблизительно от 16 до 25 лет) социальная группа, занимающая особое положение в обществе в силу возрастных характеристик и определенных социальных свойств. Специфика положения молодёжи как социальной группы:

  • Переход к социальной ответственности
  • Смена социального статуса и ролевого набора
  • Расположенность к перемещению в пределах социальной структуры общества
  • Стремление к новым знаниям
  • Эмоциональная неуравновешенность, юношеский максимализм, желание показать свою индивидуальность, готовность к решительным действиям.

В качестве отдельной социальной группы молодежь стала рассматриваться только после модернизации – перехода к индустриальному обществу из-за роста мобильности людей и обнаружившегося различия между образом жизни старших поколений и более молодых.

Молодежи свойственна самодеятельность и ее разновидности:

  1. Агрессивная. Выражается в ином представлении о системе жизненно важных ценностях, более наглядном и примитивном. Как следствие – недовольство современными реалиями или равнодушие.
  2. Эпатажная. Такая самодеятельность направлена на привлечение всеобщего внимания на определенную молодежную группу с помощью провокационных поступков или вызывающего стиля одежды. Сюда можно отнести рокеров, панков, тамблер-девочек.                          
  3. Альтернативная. Основывается на нахождении альтернативных жизненных установок, несовпадающих с общепринятыми (например, хиппи).
  4. Социальная – различные проявления социальной активности (например, феминизм, движения для привлечения внимания на проблему экологии).
  5. Политическая – недовольство конкретным политическим режимом, вступающим в противоречие с понятиями о политическом строе какой-либо молодежной группы.

Активные попытки молодежи найти свое предназначение или просто выделиться из общей массы влекут за собой образование субкультур и прочих неформальных объединений.

Субкультура – отделившаяся от общей культуры часть, возникающая вследствие образования собственных системы ценностей, традиций.

Субкультуру выделяет ряд особенностей:

  • Индивидуальность стиля общения/одежды/поведения
  • Неформальность, спонтанность возникновения
  • Обособленность от главного течения культуры
  • Попытка бегства от реальной социальной действительности и общественных установок



Предварительный просмотр:

Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Межнациональные отношения включают две разновидности: отношения между разными национальностями внутри одного государства; отношения между разными нациями-государствами.

Способы мирного сотрудничества

А) Этническое смешивание: разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.

Б) Этническое поглощение (ассимиляция): представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции.

В) Создание многонационального государства (культурный плюрализм), в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными (в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский).

Тенденции в развитии наций

1. Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносов, народов, наций через сферы общественной жизни. Формы интеграции: экономические и политические союзы (Евросоюз), транснациональные корпорации, международные культурные центры, взаимопроникновение религий, культур, ценностей.

2. Межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения, противостояния различных этносов, народов, наций. Формы дифференциации: самоизоляция, протекционизм в экономике, национализм в различных формах в политике и культуре, религиозный фанатизм, экстремизм.

Формы межнациональных отношений

1. Этническая миксация – смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка).

2. Ассимиляция.

3. Аккультурация – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.

4. Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

5. Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации. Виды национализма: этнический; державно-государственный; бытовой.

6. Шовинизм – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм; крайняя, агрессивная форма национализма.

7. Дискриминация – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п.

8. Сегрегация – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.

9. Апартеид – крайняя форма расовой дискриминации, означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.

10. Геноцид – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

11. Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.

Межнациональный конфликт – 1) любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов; 2) одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Причины межнациональных конфликтов: социально-экономические; культурно-языковые; этнодемографические; экологические; экстерриториальные; исторические; конфессиональные; культурные.

Типы межнациональных конфликтов: 1) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт); 2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в свое время идея Уральской республики); 3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.

Пути решения межнациональных конфликтов

* Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

* Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

* Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

* Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

* Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

* Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

* Применение широкого спектра санкций. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткий курс лекций по дисциплине " Обществознание" для специальностей среднего профессионального образования

Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой  дисциплины  "Обществознание" для подготовки по специальностям среднего профессионального образования...

Лекции по Обществознанию (сентябрь)

Лекции по Обществознанию (сентябрь)...

Лекции по Обществознанию (октябрь)

Лекции по Обществознанию (октябрь)...

Лекции по Обществознанию (ноябрь)

Лекции по Обществознанию (ноябрь)...

Лекции по Обществознанию (декабрь)

Лекции по Обществознанию (декабрь)...

Лекции по Обществознанию (январь)

Лекции по Обществознанию (январь)...

Лекции по Обществознанию (март)

Лекции по Обществознанию (март)...