Образовательная среда: понятийное поле исследования
статья
Образовательная среда: понятийное поле исследования
Шаров Антон Валерьевич
В последние годы растет интерес к понятию «Образовательная среда». В общем случае оно определяется как совокупность условий, влияющих на становление и развитие личности, её интересов и склонностей. И хотя это понятие появилось относительно недавно, но интерес к влиянию окружающей ребенка среды на его обучение и воспитание уходит своими корнями в глубокую древность.
Котова Н.А. применяя историко-логический подход рассматривает развитие представлений об образовательной среде в виде последовательных этапов [6]. Данные этапы взяты нами за основу для краткого экскурса к истории проблемы.
Еще древнекитайский мыслитель Конфуций (551-479 до н.э.), говорил о несостоятельности всякой заданности и декларированности в обучении. Человека, нельзя выковать по заранее созданному плану, поэтому необходимо создать условия, которые позволили бы развивать его активность, и стремление к новому знанию.
Античными мыслителями — Сократом, Платоном, Аристотелем развивается идея образовательной системы, в основе которой лежат принципы сотрудничества, диалога, открытости [6, 3]. Впервые определяются факторы влияющие на становление личности: внешние - окружающий мир, внутренние силы - силы, развивающие задатки человека и целенаправленное воспитание способностей человека (Аристотель). В центре обучения рассматривается фигура педагога, своим примером вдохновляющего учеников к поиску новых знаний (Сократ), а в приоритетах образования выделяется формирование духовно развитого индивида (Платон). Образование должно строится на принципах профессионализма и нравственности, практической направленности обучения (Аристотель).
Таким образом в античную эпоху были сделаны попытки теоретически обосновать роль окружающей человека среды в гармоничном развитии личности.
Начиная с 17 века проблема влияния среды на человека становится объектом более тщательного внимания. Утверждается что «образование и воспитание человека играют решающую роль в его индивидуальном и социальном развитии. Более того, они должны соответствовать природе человека; и окружающая человека среда должна быть соответствующим образом искусственно организована». При этом, как отмечает С.В. Журавлева [3] под «средой» подразумевается преимущественно социальная среда, рассматриваемая как нечто неизменное, предопределяющее судьбу человека. Человек в свою очередь рассматривался как пассивный объект влияния среды (К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Дж. Локк).
Однако постепенно акцент влияния среды смещается к пониманию человека как субъекта обучения. Ж. Ж Руссо (1712-1778) считал среду условием оптимального саморазвития личности, полагая, что благоприятные тенденции саморазвития заложены в человеке изначально, но подавляются существующими системами воспитания, которые игнорируют природу человека[3]. Поэтому должна быть создана среда учитывающая возрастные особенности человека, его возможности и потребности. Таким образом закладывается идея, о том, что среда не должна быть полностью задана изначально, она должна создаваться с учетом возможностей ребенка.
За исключением консерватизма эпохи средневековья, идея рассмотрения человека как субъекта обучения и развития «внутренних благоприятных тенденций» будет рассматриваться в педагогических подходах вплоть до наших дней.
Одним из первых идеи развивающего обучения были декларированы швейцарским педагогом И.Г. Пестолоцци (1746-1827). Будучи сторонником гармоничного саморазвития личности И.Г. Песталоцци говорит о необходимости создания среды, которая позволит дать детям хорошую трудовую подготовку и одновременно разовьет физические и духовные силы. Сделать это может только любящий воспитатель, овладевший искусством обучения.
Немецкий педагог Ф.В. Дистервег (1790-1866) развивая идеи Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци считал, что образовательная среда должна обеспечивать возможность свободного, разностороннего развития ребенка. Свободное развитие означает отсутствие насилия над ребенком в отношении его природных дарований и, наоборот, требует содействовать возбуждению деятельности заложенных в нем свежих и здоровых сил.
Ф.В. Дистервег впервые сформулировал принципиально новый подход: ученик - субъект обучения [6]. Каждый человек от рождения обладает суммой определенных способностей, которые при правильно организованном воспитании развиваются, а при неумелом - могут заглохнуть. Педагог же должен создать условия при которых дети смогут развить свои способности и умения.
Таким образом к середине 19 века оформляется смещение акцента понимания среды от формирующей, задающей к развивающей, создающей условия. Обосновывается тезис что среда (окружение) может как способствовать, так и препятствовать развитию ребенка и поэтому среда должна целенаправленно формироваться. Тем самым создаются объективные предпосылки для появления понятия «образовательная среда» и её всестороннего исследования.
Российским педагогом П.Ф. Лесгафтом (1837-1909) установлена взаимосвязь между определенным типом личностного развития и соответствующим типом педагогической среды. Лесгафтом было выделено шесть «школьных типов»: «лицемерный», «честолюбивый», «добродушный», «забитый-мягкий», «забитый-злостный», «угнетенный», «нормальный тип (представляемый в идеале)» [7], описаны их черты и проанализированы особенности среды, влияющие на их формирование.
Выдающийся польский педагог Я. Корчак (1878-1942) в своей работе "Как любить ребенка" отмечает "Почему в добропорядочной семье иной раз вырастает сын-шалопай? Почему обычная средняя семья дает выдающеюся ребенка? ... необходимо также проводить исследования воспитательной среды, и тогда, быть может, не одна загадка найдет свое разрешение" [5]. Я. Корчак выделил типы воспитывающей среды: среда догматизма, среда идейная, среда довольная жизнью, среда успеха и карьеры. Типы среды, предложенные Я. Корчаком могут рассматриваться с позиции положительного или отрицательно влияние на развитие личности ребенка.
Таким образом, постепенно получает фундамент позиция, что человека со всеми его взглядами и чувствами формирует окружающая среда, а улучшить воспитание можно через конструирование среды.
В то же время на рубеже 19-20 веков в России, в виду усиления профессионально-воспитательной направленности школы развивается концепция трудовой среды (И.А. Анопов, К.И. Ариольди, П.А. Кропоткин). Трудовая среда основывается на идеях: тесной взаимосвязи теоретических и практических занятий; введения в учебный процесс трудовой подготовки включающей воспитательную и профориентирующую функции; формировании «школы-мастерской» -школа должна располагаться на производстве где осваиваемые ремесла сразу могли быть применены в труде. Таким образом обучение соединяется с трудом.
В 20–30-е годы разрабатывается обоснование образовательных и воспитательных возможностей окружающей ребенка среды. Идея воспитания средой разрабатывалась А.Г. Калашниковым; Н.В. Крупениной, С.Т. Шацким, А.С. Макаренко и др.
В 70-80-е годы В.И. Слободчиковым разрабатывается антрополого-психологический [8]подход к образовательной среде. Слободчиков акцентирует внимание на развитии, как ключевой характеристике образовательной среды. Развитие он рассматривает в трех проявлениях: как природный, естественный процесс; как искусственный процесс, регулируемый с помощью специально сконструированной деятельности; как саморазвитие, отражающее фундаментальную способность человека быть субъектом своей жизни. При этом саморазвитию отводится центральная роль.
В своем подходе В.И. Слободчиков подчеркивает относительность образовательной среды, её изначальную незаданность, формируемость"...нетрадиционной управленческой задачей – [является]превращение наличного социокультурного содержания в средство и содержание образования. е. в собственно образовательную сред"[4]. Сама среда понимается им как совокупность обстоятельств, окружающих индивида. Показателем образовательной среды выступает её насыщенность (ресурсный потенциал) и концентрированность (способ организации). Создание образовательного ресурса делает наличное социокультурное содержание образовательного пространства средством и содержанием образования, образовательной средой. В зависимости от типа внутренних связей, способа внутренней упорядоченности Слободчиков выделяет три принципа организации среды:
- Единообразие, где доминируют административно-целевые связи и показатель структурированности стремится к максимуму.
- Разнообразие, где отношения имеют конкурентный характер, что приводит к атомизации образовательных систем и разрушению единого образовательного пространства. В этом случае структурированность стремится к минимуму.
- Вариативность — где связи и отношения имеют кооперирующий характер, поэтому происходит объединение разного рода ресурсов в рамках образовательных программ. Показатель структурированности в этом случае стремится к оптимуму.
Педагогическая задача- образовательное пространство преобразовать в образовательную среду. Образовательная среда — не данность. А динамическое образование, она начинается там, где происходит встреча педагога и учащегося и где они совместно начинают её проектировать и строить — как предмет, и как ресурс совместной деятельности и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения. Образовательное пространство- существующее в социуме место где субъективно задаются множества отношений и связей и осуществляются различные виды деятельности по развитию индивида и его социализации.
В.В. Рубцовым была разработана Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды. Сама образовательная среда в этой модели раскрывается через взаимодействия между учащимися и педагогом и между самими учащимися[10]. Главное условие развитие ребенка - его участие в совместной деятельности, сотрудничестве которое протекает как между детьми, так и между детьми и взрослыми. Образовательная среда должна обеспечить возможность раскрытия интересов и способностей детей в соответствии с их индивидуальными особенностями. При этом должны создаваться условия для решения различных задач развития детей.
В модели образовательной среды Рубцова выделяются следующие компоненты:
- внутренняя направленность школы
- психологический климат
- социально-психологическая структура коллектива
- психологическая организация передачи знаний
- психологические характеристики учащихся и т.п.
Задача же педагога —дать ребенку средствами среды новые возможности, которые ребенок взаимодействуя со средой, преобразует в свой потенциал.
В более поздней работе он пишет, что учитель и ученик " в идеале они должны теперь образовать единую развивающуюся систему «учебный материал – учитель – ученик». Причем ученик превращается из «объекта» педагогического воздействия в «субъекта» -партнера по педагогическому взаимодействию с учителем, и не только с ним, но и со своими одноклассниками, что является необходимым условием для его социализации. Учитель же из «транслятора» учебного материала превращается в «организатора» познавательного взаимодействия между учебным материалом и учащимися, с которым он образует совместного субъекта познавательного развития" [11].
На рубеже 20-21 века подымается вопрос о безопасности образовательной среды (И.А. Баева Т.С. Кабаченко). Безопасная среда рассматривается в аспекте соответствия между потребностями индивида и его возможностями, ресурсами, что является условием сохранения здоровья, способности к адекватному поведению и совместной деятельности, возможностью полноценного личностного развития[1].
На данный момент детальным исследованием образовательной среды отличается Эколого-личностного подход (Г.А. Ковалев, В.А. Ясвин). В своей работе "образовательная среда: от моделирования к проектированию" [12]В.А. Ясвин опирается на работы Дж. Гибсона, где среда рассматривается как совокупность возможностей окружающего мира, обеспечивающих или препятствующих удовлетворению жизненных потребностей индивида. По сути одна и та же среда дает разным людям разные возможности развития, что зависит от их интересов, потребностей и т.д. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно проходит её развитие. Отсюда Ясвин определяет образовательную среду как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможность для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении"[12].
Опираясь на типы воспитывающей среды Я. Корчака и «школьные типы» выделенные П.Ф. Лесгафтом, Ясвин выделяет 4 типа образовательной среды:
- догматический (способствует развитию пассивности и зависимости ребенка)
- карьерный — (сочетаются активность и зависимость ребенка)
- безмятежный (способствует как свободному развитию, так и зависимости ребенка)
- творческая — (способствует активности и свободному развитию ребенка)
Для обладания развивающим эффектом среда должна обеспечить ребенку комплекс возможностей, который выражен в трех компонентах среды:
- Пространственно-предметный (здание, учебные помещения, прилегающая территория)
- Социальный компонент — характерные межличностные взаимодействия, настрой, сплоченность и т.п.
- Психодидактческий — содержание и методы обучения
Образовательная среда — место взаимодействия индивида (с его потребностями и мотивами) и внешним миром, свойства и качества которого препятствуют или способствуют развитию индивида.
В.П Лебедевой, В.А. Орловым разработан психодидактический подход [2]. В нем речь идет о значимости личностно-ориентированного обучения, где построение образовательного процесса идет от личности школьника, от значимости его индивидуального субъективного опыта, от сформированности его познавательных способностей. Если в традиционной системе становление личности рассматривалось как следствие целенаправленного обучения и воспитания, то развивающее образование признает за школьником приоритет его индивидуальности, его значимости как субъекта познания до погружения его в образовательную среду, специально смоделированную образовательным учреждением. Разработка индивидуальной образовательной траектории предполагает:
- соответствующей личностным потребностям образовательной среды
- индивидуального учебного плана
- индивидуального выбора образовательных программами
Организация образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных планов требует, как его вариативного содержания, так и вариативных методов, форм и средств. Индивидуальные образовательные планы и программы разрабатываются в соответствии с персональными жизненными целями и образовательными задачами обучающихся. Такая разработка ведется на основе диагностических данных о особенностях, интересах, склонностях ребенка.
Обучение выстраивается с учетом познавательных интересов и способностей учащихся, с учетом возможностей педагогического коллектива, традиций и особенностей социокультурной среды.
Близким к эколого-личностному подходу В.А. Ясвина является экопсихологический подход, разрабатываемый В.И. Пановым[9]. Под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей и их развития в соответствии с природными задатками индивида и требованиями возрастной социализации, социальным заказом на продукт системы образования.
Образовательная среда должна быть направлена на:
- создание условий раскрытия творческого потенциала личности и её способностей
- создание условий удовлетворения потребностей ребенка в соответствии с его индивидуальными интересами и особенностями возрастной социализации
- применение таких образовательных технологий, которые соответствуют природным физиологическим, психическим, социальным особенностям развития детей
Элементами образовательной среды выступают:
- деятельностный — совокупность различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся. Речь идет о видах деятельности, которые характерны для данного индивидуального, возрастного этапа развития.
- коммуникативный — пространство межличностного взаимодействия. При этом педагогические действия могут осуществляться в форме воздействия, взаимодействия, содействия.
- пространственно-предметный — пространственные условия и предметные средства.
Образовательная среда в данном подходе направлена на проявление творческой природы, развитие психики. Для этого необходимо создать условия:
- для проявления и развития интересов и способностей детей посредством включения в различные виды деятельности, необходимые для возрастной социализации
- формирование способности быть субъектом своего развития и развития образовательной среды
- переход от репродуктивной деятельности к продуктивному (предполагающему сотрудничество субъектов образовательного процесса)
- полисубъектность среды, где формируются детские и детско-взрослые общности как субъекты этой среды
- формирование рефлексивности — когда субъект обретает способность смотреть на себя со стороны, отдавая отчет своим действиям и намерениям
Реализация экопсихологической модели требует превращения знаний, умений, навыков из цели обучения в средство развития познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся. Предметом же развития становится сознание учащихся.
Таким образом не смотря на отличия в подходах на сегодняшний день понятие «образовательная среда» приобретает вполне конкретные черты и измеряемые характеристики. Образовательную среду можно представить, как совокупность социальных, культурных и педагогических условий, возможностей, влияний, обеспечивающих становление и развитие личности, её продуктивную деятельность.
Литература
- Баева И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психологическое здоровье школьников [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «Киберленинка» /И.А.Баева, В.В. Семикин. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2005. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/bezopasnost-obrazovatelnoy-sredy-psihologicheskaya-kultura-i-psihicheskoe-zdorovie-shkolnikov
- Григорьева М.В. Понятие «образовательная среда» и модели образовательных сред в современной отечественной педагогической психологии [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «Киберленинка» / М.В. Григорьева // Ученые записки. Т.3. Сер. Психология. Педагогика. -2010. -№4(12).– Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ponyatie-obrazovatelnaya-sreda-i-modeli-obrazovatelnyh-sred-v-sovremennoy-otechestvennoy-pedagogicheskoy-psihologii
- Журавлева С.В. Исторический обзор понятия «Образовательная среда» в педагогической науке [Электронный ресурс] /С.В. Журавлева //Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 3 – С. 48-56. – Режим доступа: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1497
- Исаев. Е.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах: Учебное пособие [Электронный ресурс] /Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков – Режим доступа: https://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1034564/...
- Корчак Я. Как любить ребенка [Электронный ресурс]: Электронная библиотекаLibreBook / Я. Корчак – Режим доступа: http://librebook.me/kak_liubit_rebenka__chast_1/vo...
- Котова Н.А. Историко-логический анализ становления понятия «Образовательная среда» в научно-педагогической литературе в контексте методологического базиса [Электронный ресурс]:Научная электронная библиотека «Киберленинка» / Н.А. Котова // Вестник ТГУ, - 2015. -т.20,- вып 11(151), 2015. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/istoriko-logiche...
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Электронный ресурс]:Библиотека Гумер-педагогика / П.Ф. Лесгафт. - Режим доступа:- https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/gala...
- Молотова Н.Ю. «Современные подходы к определению образовательной среды школы в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях [Электронный ресурс]:Научная электронная библиотека «Киберленинка» /Н.Ю. Молотова, Н.Ю. Шуваева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2013. -т.15. -№2(2). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennye-podh...
- Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика[Текст] /В.И. Панов. -СПб.: Питер, 2007. -352 с.: ил. -(Серия «Практическая психология»)
- Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии: Избранные психологические труды [Электронный ресурс]: Электронная библиотека МГППУ. / В.В. Рубцов — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с. – Режим доступа: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=13441.
- Рубцов, В.В.Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся [Электронный ресурс] / В.В. Рубцов. Н.И. Поливанова. – Москва–Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2007. – 288 с. – Режим доступа: https://www.pirao.ru/upload/iblock/1be/obrazovatel...
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] /В.А. Ясвин. -М.: Смысл, 2001. – 365 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная среда: понятийное поле исследования
Шаров Антон Валерьевич
В последние годы растет интерес к понятию «Образовательная среда». В общем случае оно определяется как совокупность условий, влияющих на становление и развитие личности, её интересов и склонностей. И хотя это понятие появилось относительно недавно, но интерес к влиянию окружающей ребенка среды на его обучение и воспитание уходит своими корнями в глубокую древность.
Котова Н.А. применяя историко-логический подход рассматривает развитие представлений об образовательной среде в виде последовательных этапов [6]. Данные этапы взяты нами за основу для краткого экскурса к истории проблемы.
Еще древнекитайский мыслитель Конфуций (551-479 до н.э.), говорил о несостоятельности всякой заданности и декларированности в обучении. Человека, нельзя выковать по заранее созданному плану, поэтому необходимо создать условия, которые позволили бы развивать его активность, и стремление к новому знанию.
Античными мыслителями — Сократом, Платоном, Аристотелем развивается идея образовательной системы, в основе которой лежат принципы сотрудничества, диалога, открытости [6, 3]. Впервые определяются факторы влияющие на становление личности: внешние - окружающий мир, внутренние силы - силы, развивающие задатки человека и целенаправленное воспитание способностей человека (Аристотель). В центре обучения рассматривается фигура педагога, своим примером вдохновляющего учеников к поиску новых знаний (Сократ), а в приоритетах образования выделяется формирование духовно развитого индивида (Платон). Образование должно строится на принципах профессионализма и нравственности, практической направленности обучения (Аристотель).
Таким образом в античную эпоху были сделаны попытки теоретически обосновать роль окружающей человека среды в гармоничном развитии личности.
Начиная с 17 века проблема влияния среды на человека становится объектом более тщательного внимания. Утверждается что «образование и воспитание человека играют решающую роль в его индивидуальном и социальном развитии. Более того, они должны соответствовать природе человека; и окружающая человека среда должна быть соответствующим образом искусственно организована». При этом, как отмечает С.В. Журавлева [3] под «средой» подразумевается преимущественно социальная среда, рассматриваемая как нечто неизменное, предопределяющее судьбу человека. Человек в свою очередь рассматривался как пассивный объект влияния среды (К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Дж. Локк).
Однако постепенно акцент влияния среды смещается к пониманию человека как субъекта обучения. Ж. Ж Руссо (1712-1778) считал среду условием оптимального саморазвития личности, полагая, что благоприятные тенденции саморазвития заложены в человеке изначально, но подавляются существующими системами воспитания, которые игнорируют природу человека[3]. Поэтому должна быть создана среда учитывающая возрастные особенности человека, его возможности и потребности. Таким образом закладывается идея, о том, что среда не должна быть полностью задана изначально, она должна создаваться с учетом возможностей ребенка.
За исключением консерватизма эпохи средневековья, идея рассмотрения человека как субъекта обучения и развития «внутренних благоприятных тенденций» будет рассматриваться в педагогических подходах вплоть до наших дней.
Одним из первых идеи развивающего обучения были декларированы швейцарским педагогом И.Г. Пестолоцци (1746-1827). Будучи сторонником гармоничного саморазвития личности И.Г. Песталоцци говорит о необходимости создания среды, которая позволит дать детям хорошую трудовую подготовку и одновременно разовьет физические и духовные силы. Сделать это может только любящий воспитатель, овладевший искусством обучения.
Немецкий педагог Ф.В. Дистервег (1790-1866) развивая идеи Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци считал, что образовательная среда должна обеспечивать возможность свободного, разностороннего развития ребенка. Свободное развитие означает отсутствие насилия над ребенком в отношении его природных дарований и, наоборот, требует содействовать возбуждению деятельности заложенных в нем свежих и здоровых сил.
Ф.В. Дистервег впервые сформулировал принципиально новый подход: ученик - субъект обучения [6]. Каждый человек от рождения обладает суммой определенных способностей, которые при правильно организованном воспитании развиваются, а при неумелом - могут заглохнуть. Педагог же должен создать условия при которых дети смогут развить свои способности и умения.
Таким образом к середине 19 века оформляется смещение акцента понимания среды от формирующей, задающей к развивающей, создающей условия. Обосновывается тезис что среда (окружение) может как способствовать, так и препятствовать развитию ребенка и поэтому среда должна целенаправленно формироваться. Тем самым создаются объективные предпосылки для появления понятия «образовательная среда» и её всестороннего исследования.
Российским педагогом П.Ф. Лесгафтом (1837-1909) установлена взаимосвязь между определенным типом личностного развития и соответствующим типом педагогической среды. Лесгафтом было выделено шесть «школьных типов»: «лицемерный», «честолюбивый», «добродушный», «забитый-мягкий», «забитый-злостный», «угнетенный», «нормальный тип (представляемый в идеале)» [7], описаны их черты и проанализированы особенности среды, влияющие на их формирование.
Выдающийся польский педагог Я. Корчак (1878-1942) в своей работе "Как любить ребенка" отмечает "Почему в добропорядочной семье иной раз вырастает сын-шалопай? Почему обычная средняя семья дает выдающеюся ребенка? ... необходимо также проводить исследования воспитательной среды, и тогда, быть может, не одна загадка найдет свое разрешение" [5]. Я. Корчак выделил типы воспитывающей среды: среда догматизма, среда идейная, среда довольная жизнью, среда успеха и карьеры. Типы среды, предложенные Я. Корчаком могут рассматриваться с позиции положительного или отрицательно влияние на развитие личности ребенка.
Таким образом, постепенно получает фундамент позиция, что человека со всеми его взглядами и чувствами формирует окружающая среда, а улучшить воспитание можно через конструирование среды.
В то же время на рубеже 19-20 веков в России, в виду усиления профессионально-воспитательной направленности школы развивается концепция трудовой среды (И.А. Анопов, К.И. Ариольди, П.А. Кропоткин). Трудовая среда основывается на идеях: тесной взаимосвязи теоретических и практических занятий; введения в учебный процесс трудовой подготовки включающей воспитательную и профориентирующую функции; формировании «школы-мастерской» -школа должна располагаться на производстве где осваиваемые ремесла сразу могли быть применены в труде. Таким образом обучение соединяется с трудом.
В 20–30-е годы разрабатывается обоснование образовательных и воспитательных возможностей окружающей ребенка среды. Идея воспитания средой разрабатывалась А.Г. Калашниковым; Н.В. Крупениной, С.Т. Шацким, А.С. Макаренко и др.
В 70-80-е годы В.И. Слободчиковым разрабатывается антрополого-психологический [8]подход к образовательной среде. Слободчиков акцентирует внимание на развитии, как ключевой характеристике образовательной среды. Развитие он рассматривает в трех проявлениях: как природный, естественный процесс; как искусственный процесс, регулируемый с помощью специально сконструированной деятельности; как саморазвитие, отражающее фундаментальную способность человека быть субъектом своей жизни. При этом саморазвитию отводится центральная роль.
В своем подходе В.И. Слободчиков подчеркивает относительность образовательной среды, её изначальную незаданность, формируемость"...нетрадиционной управленческой задачей – [является]превращение наличного социокультурного содержания в средство и содержание образования. е. в собственно образовательную сред"[4]. Сама среда понимается им как совокупность обстоятельств, окружающих индивида. Показателем образовательной среды выступает её насыщенность (ресурсный потенциал) и концентрированность (способ организации). Создание образовательного ресурса делает наличное социокультурное содержание образовательного пространства средством и содержанием образования, образовательной средой. В зависимости от типа внутренних связей, способа внутренней упорядоченности Слободчиков выделяет три принципа организации среды:
- Единообразие, где доминируют административно-целевые связи и показатель структурированности стремится к максимуму.
- Разнообразие, где отношения имеют конкурентный характер, что приводит к атомизации образовательных систем и разрушению единого образовательного пространства. В этом случае структурированность стремится к минимуму.
- Вариативность — где связи и отношения имеют кооперирующий характер, поэтому происходит объединение разного рода ресурсов в рамках образовательных программ. Показатель структурированности в этом случае стремится к оптимуму.
Педагогическая задача- образовательное пространство преобразовать в образовательную среду. Образовательная среда — не данность. А динамическое образование, она начинается там, где происходит встреча педагога и учащегося и где они совместно начинают её проектировать и строить — как предмет, и как ресурс совместной деятельности и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения. Образовательное пространство- существующее в социуме место где субъективно задаются множества отношений и связей и осуществляются различные виды деятельности по развитию индивида и его социализации.
В.В. Рубцовым была разработана Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды. Сама образовательная среда в этой модели раскрывается через взаимодействия между учащимися и педагогом и между самими учащимися[10]. Главное условие развитие ребенка - его участие в совместной деятельности, сотрудничестве которое протекает как между детьми, так и между детьми и взрослыми. Образовательная среда должна обеспечить возможность раскрытия интересов и способностей детей в соответствии с их индивидуальными особенностями. При этом должны создаваться условия для решения различных задач развития детей.
В модели образовательной среды Рубцова выделяются следующие компоненты:
- внутренняя направленность школы
- психологический климат
- социально-психологическая структура коллектива
- психологическая организация передачи знаний
- психологические характеристики учащихся и т.п.
Задача же педагога —дать ребенку средствами среды новые возможности, которые ребенок взаимодействуя со средой, преобразует в свой потенциал.
В более поздней работе он пишет, что учитель и ученик " в идеале они должны теперь образовать единую развивающуюся систему «учебный материал – учитель – ученик». Причем ученик превращается из «объекта» педагогического воздействия в «субъекта» -партнера по педагогическому взаимодействию с учителем, и не только с ним, но и со своими одноклассниками, что является необходимым условием для его социализации. Учитель же из «транслятора» учебного материала превращается в «организатора» познавательного взаимодействия между учебным материалом и учащимися, с которым он образует совместного субъекта познавательного развития" [11].
На рубеже 20-21 века подымается вопрос о безопасности образовательной среды (И.А. Баева Т.С. Кабаченко). Безопасная среда рассматривается в аспекте соответствия между потребностями индивида и его возможностями, ресурсами, что является условием сохранения здоровья, способности к адекватному поведению и совместной деятельности, возможностью полноценного личностного развития[1].
На данный момент детальным исследованием образовательной среды отличается Эколого-личностного подход (Г.А. Ковалев, В.А. Ясвин). В своей работе "образовательная среда: от моделирования к проектированию" [12]В.А. Ясвин опирается на работы Дж. Гибсона, где среда рассматривается как совокупность возможностей окружающего мира, обеспечивающих или препятствующих удовлетворению жизненных потребностей индивида. По сути одна и та же среда дает разным людям разные возможности развития, что зависит от их интересов, потребностей и т.д. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно проходит её развитие. Отсюда Ясвин определяет образовательную среду как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможность для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении"[12].
Опираясь на типы воспитывающей среды Я. Корчака и «школьные типы» выделенные П.Ф. Лесгафтом, Ясвин выделяет 4 типа образовательной среды:
- догматический (способствует развитию пассивности и зависимости ребенка)
- карьерный — (сочетаются активность и зависимость ребенка)
- безмятежный (способствует как свободному развитию, так и зависимости ребенка)
- творческая — (способствует активности и свободному развитию ребенка)
Для обладания развивающим эффектом среда должна обеспечить ребенку комплекс возможностей, который выражен в трех компонентах среды:
- Пространственно-предметный (здание, учебные помещения, прилегающая территория)
- Социальный компонент — характерные межличностные взаимодействия, настрой, сплоченность и т.п.
- Психодидактческий — содержание и методы обучения
Образовательная среда — место взаимодействия индивида (с его потребностями и мотивами) и внешним миром, свойства и качества которого препятствуют или способствуют развитию индивида.
В.П Лебедевой, В.А. Орловым разработан психодидактический подход [2]. В нем речь идет о значимости личностно-ориентированного обучения, где построение образовательного процесса идет от личности школьника, от значимости его индивидуального субъективного опыта, от сформированности его познавательных способностей. Если в традиционной системе становление личности рассматривалось как следствие целенаправленного обучения и воспитания, то развивающее образование признает за школьником приоритет его индивидуальности, его значимости как субъекта познания до погружения его в образовательную среду, специально смоделированную образовательным учреждением. Разработка индивидуальной образовательной траектории предполагает:
- соответствующей личностным потребностям образовательной среды
- индивидуального учебного плана
- индивидуального выбора образовательных программами
Организация образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных планов требует, как его вариативного содержания, так и вариативных методов, форм и средств. Индивидуальные образовательные планы и программы разрабатываются в соответствии с персональными жизненными целями и образовательными задачами обучающихся. Такая разработка ведется на основе диагностических данных о особенностях, интересах, склонностях ребенка.
Обучение выстраивается с учетом познавательных интересов и способностей учащихся, с учетом возможностей педагогического коллектива, традиций и особенностей социокультурной среды.
Близким к эколого-личностному подходу В.А. Ясвина является экопсихологический подход, разрабатываемый В.И. Пановым[9]. Под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей и их развития в соответствии с природными задатками индивида и требованиями возрастной социализации, социальным заказом на продукт системы образования.
Образовательная среда должна быть направлена на:
- создание условий раскрытия творческого потенциала личности и её способностей
- создание условий удовлетворения потребностей ребенка в соответствии с его индивидуальными интересами и особенностями возрастной социализации
- применение таких образовательных технологий, которые соответствуют природным физиологическим, психическим, социальным особенностям развития детей
Элементами образовательной среды выступают:
- деятельностный — совокупность различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся. Речь идет о видах деятельности, которые характерны для данного индивидуального, возрастного этапа развития.
- коммуникативный — пространство межличностного взаимодействия. При этом педагогические действия могут осуществляться в форме воздействия, взаимодействия, содействия.
- пространственно-предметный — пространственные условия и предметные средства.
Образовательная среда в данном подходе направлена на проявление творческой природы, развитие психики. Для этого необходимо создать условия:
- для проявления и развития интересов и способностей детей посредством включения в различные виды деятельности, необходимые для возрастной социализации
- формирование способности быть субъектом своего развития и развития образовательной среды
- переход от репродуктивной деятельности к продуктивному (предполагающему сотрудничество субъектов образовательного процесса)
- полисубъектность среды, где формируются детские и детско-взрослые общности как субъекты этой среды
- формирование рефлексивности — когда субъект обретает способность смотреть на себя со стороны, отдавая отчет своим действиям и намерениям
Реализация экопсихологической модели требует превращения знаний, умений, навыков из цели обучения в средство развития познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся. Предметом же развития становится сознание учащихся.
Таким образом не смотря на отличия в подходах на сегодняшний день понятие «образовательная среда» приобретает вполне конкретные черты и измеряемые характеристики. Образовательную среду можно представить, как совокупность социальных, культурных и педагогических условий, возможностей, влияний, обеспечивающих становление и развитие личности, её продуктивную деятельность.
Литература
- Баева И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психологическое здоровье школьников [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «Киберленинка» /И.А.Баева, В.В. Семикин. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2005. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/bezopasnost-obrazovatelnoy-sredy-psihologicheskaya-kultura-i-psihicheskoe-zdorovie-shkolnikov
- Григорьева М.В. Понятие «образовательная среда» и модели образовательных сред в современной отечественной педагогической психологии [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «Киберленинка» / М.В. Григорьева // Ученые записки. Т.3. Сер. Психология. Педагогика. -2010. -№4(12).– Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ponyatie-obrazovatelnaya-sreda-i-modeli-obrazovatelnyh-sred-v-sovremennoy-otechestvennoy-pedagogicheskoy-psihologii
- Журавлева С.В. Исторический обзор понятия «Образовательная среда» в педагогической науке [Электронный ресурс] /С.В. Журавлева //Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 3 – С. 48-56. – Режим доступа: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1497
- Исаев. Е.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах: Учебное пособие [Электронный ресурс] /Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков – Режим доступа: https://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1034564/Slobodchikov_-_Psihologiya_obrazovaniya_cheloveka._Stanovlenie_subektnosti_v_obrazovatelnyh_processah.html
- Корчак Я. Как любить ребенка [Электронный ресурс]: Электронная библиотекаLibreBook / Я. Корчак – Режим доступа: http://librebook.me/kak_liubit_rebenka__chast_1/vol1/1
- Котова Н.А. Историко-логический анализ становления понятия «Образовательная среда» в научно-педагогической литературе в контексте методологического базиса [Электронный ресурс]:Научная электронная библиотека «Киберленинка» / Н.А. Котова // Вестник ТГУ, - 2015. -т.20,- вып 11(151), 2015. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/istoriko-logicheskiy-analiz-stanovleniya-ponyatiya-obrazovatelnaya-sreda-v-nauchno-pedagogicheskoy-literature-v-kontekste
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Электронный ресурс]:Библиотека Гумер-педагогика / П.Ф. Лесгафт. - Режим доступа:- https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/23.php
- Молотова Н.Ю. «Современные подходы к определению образовательной среды школы в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях [Электронный ресурс]:Научная электронная библиотека «Киберленинка» /Н.Ю. Молотова, Н.Ю. Шуваева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2013. -т.15. -№2(2). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennye-podhody-k-opredeleniyu-obrazovatelnoy-sredy-shkoly-v-zarubezhnyh-i-otechestvennyh-psihologo-pedagogicheskih
- Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика[Текст] /В.И. Панов. -СПб.: Питер, 2007. -352 с.: ил. -(Серия «Практическая психология»)
- Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии: Избранные психологические труды [Электронный ресурс]: Электронная библиотека МГППУ. / В.В. Рубцов — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с. – Режим доступа: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=13441.
- Рубцов, В.В.Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся [Электронный ресурс] / В.В. Рубцов. Н.И. Поливанова. – Москва–Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2007. – 288 с. – Режим доступа: https://www.pirao.ru/upload/iblock/1be/obrazovatelnaya_sreda_shkoly.pdf
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] /В.А. Ясвин. -М.: Смысл, 2001. – 365 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-492679-1412584685.jpg)
Условие обеспечения образовательной среды учреждения для (образовательной, воспитательной, психологической) деятельности «Познавательные мотивы».
Условие обеспечения образовательной среды учреждения для (образовательной, воспитательной, психологической) деятельности «Познавательные мотивы»....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/18/picture-711610-1447853138.jpg)
Формирование у обучающихся технологической компетентности в условиях мотивирующей интерактивной образовательной среды на базе цифрового и гуманитарного образовательного центра «Точка роста»
quot;Практика без теории ценнее, чем теория без практики"-Марк Фабий Квинтилиан, римский ритор....
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Статья посвящена проблеме социализации детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде колледжа. Обучение осуществляется по адаптированным программам профессионального обучения,...
Инфраструктура информационно-образовательной среды в контексте использования электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в системе инклюзивного профессионального образования инвалидов
Выступление на семинаре...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-635666-1439886068.jpg)
материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»
Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-пелагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней професионализации как условии построения кар...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/15/picture-986228-1513326013.jpg)
Создание информационной образовательной среды как условие эффективной модернизации образовательного процесса
Доклад "Создание информационной образовательной среды как условие эффективной модернизации образовательного процесса" освещает вопросы модернизации российского образования на совр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-635666-1439886068.jpg)
материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»
Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-пелагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней професионализации как условии построения кар...