Cценарий урока нравственного воспитания "Педагоги в лицах. А.С.Макаренко
презентация к уроку

Владимир Ильич Безгубов

Актуальность взглядов А.С. Макаренко не утрачена в современном мире: воспитание является важнейшим компонентом образования в интересах человека, общества, государства, в том числе и в местах лишения свободы. Одним из направлений совершенствования уголовно-исполнительной политики являются «поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных». Для реализации данного положения все более осознается необходимость изучения педагогической системы А.С. Макаренко и практического применения его основополагающих идей и принципов воспитания.

Вопрос  духовно-нравственного   воспитания  является одной из ключевых проблем современного общества. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в числе основных видов воспитания осужденных (нравственное, правовое, трудовое, физическое и др.) нравственное воспитание выделяет особо и ставит его на первое место. Это объясняет тем, что нравственность – базовая составляющая личности. Она влияет на все стороны жизни и проявляется практически во всём: взаимоотношениях, работе, учёбе, общении и т.п. Это основное содержание процесса исправления способствует формированию уважительного отношения осужденного к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития.

В соответствии с уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации на УИН возложены обязанности по организации и проведению воспитательной работы с осужденными. Огромную помощь в воспитательном процессе оказывают образовательные учреждения, располагающиеся на территории исправительных колоний.

  Нравственность – это совокупность положительных качеств человека, основанных на идеалах добра, справедливости, долга, чести и др. Формируются, совершенствуются эти качества в процессе нравственного воспитания, т.е. систематического воздействия на развитие человека в целях становления такой личности, для которой нравственные нормы и принципы в её повседневной жизни и деятельности являлись бы основополагающими.

   Главная задача воспитания заключается в том, чтобы изменить внутреннюю систему ценностей осужденного, привести ее в соответствие с общечеловеческими духовно-нравственными стандартами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_met.razrabotka.docx42.07 КБ
Package icon prezentatsiya_-_makarenko_a.s.zip2.79 МБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №79

(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №79)

ФИЛИАЛ – 5

Методическая разработка сценария урока

гражданско – патриотического воспитания

на тему: «Педагоги в лицах».

Адресат: студенты филиала – 5, ученики ГОУ ТО «Донская школа №3».

Автор: Безгубов Владимир Ильич, преподаватель.

г. Донской

2019 г.

Пояснительная записка.

Актуальность взглядов А.С. Макаренко не утрачена в современном мире: воспитание является важнейшим компонентом образования в интересах человека, общества, государства, в том числе и в местах лишения свободы. Одним из направлений совершенствования уголовно-исполнительной политики являются «поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных». Для реализации данного положения все более осознается необходимость изучения педагогической системы А.С. Макаренко и практического применения его основополагающих идей и принципов воспитания.

Вопрос  духовно-нравственного   воспитания  является одной из ключевых проблем современного общества. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в числе основных видов воспитания осужденных (нравственное, правовое, трудовое, физическое и др.) нравственное воспитание выделяет особо и ставит его на первое место. Это объясняет тем, что нравственность – базовая составляющая личности. Она влияет на все стороны жизни и проявляется практически во всём: взаимоотношениях, работе, учёбе, общении и т.п. Это основное содержание процесса исправления способствует формированию уважительного отношения осужденного к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития.

В соответствии с уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации на УИН возложены обязанности по организации и проведению воспитательной работы с осужденными. Огромную помощь в воспитательном процессе оказывают образовательные учреждения, располагающиеся на территории исправительных колоний.

        Нравственность – это совокупность положительных качеств человека, основанных на идеалах добра, справедливости, долга, чести и др. Формируются, совершенствуются эти качества в процессе нравственного воспитания, т.е. систематического воздействия на развитие человека в целях становления такой личности, для которой нравственные нормы и принципы в её повседневной жизни и деятельности являлись бы основополагающими.

         Главная задача воспитания заключается в том, чтобы изменить внутреннюю систему ценностей осужденного, привести ее в соответствие с общечеловеческими духовно-нравственными стандартами.

        Нравственное воспитание, как и воспитательная работа в целом, представляет собой единый учебно-воспитательный процесс, оно является сплавом обучения и воспитания.

Пребывание  контингента   в местах лишения свободы было в значительной степени предопределено всей предшествующей жизнью. По своему социальному происхождению подавляющее большинство принадлежат к наиболее незащищённой части  общества.  

По статистике у 71% осужденных семьи считаются полными, но не благополучными,  у 48% из них – это вторые и последующие браки родителей.  

Именно эта часть семей является источником социального сиротства, когда в результате развода отец и мать стараются устроить личную жизнь, а дети от первого брака им просто мешают  в этом. В результате «лишних» детей передавали людям старшего поколения, чаще всего бабушкам, которые по естественным причинам не могли компенсировать полноценное семейное воспитание, 39%    находились на воспитании одного из  родителей, как правило, матери (в таких семьях чаще всего дети от разных отцов).  Полными сиротами являются 6%, их детство началось в доме малютки, в 12% семей родители были лишены родительских прав, как алкоголики.

Выдвинутые А.С. Макаренко идеи по нравственному, эстетическому воспитанию осужденных сохраняют свою актуальность и сегодня. Его опыт находит широкое применение в процессе исправления осужденных всех возрастных категорий, вне зависимости от степени их моральной запущенности. А.С. Макаренко был талантливым педагогом и организатором. Его отличали идейная направленность и целеустремленность, страстность и постоянное горение в работе, глубокая вера в личность и уважение к ней, требовательная любовь к людям. При организации воспитательной работы с правонарушителями А.С. Макаренко придавал огромное значение роли воспитателя и его авторитету. Он сам был примером дисциплинированности, доброжелательности, трудолюбия и требовал этого в первую очередь от педагогов, а затем и от колонистов.

Цель – формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышения образовательного и культурного уровня.

Задачи:

- знакомство с ярким представителем ХХ столетия, великим педагогомА.С. Макаренко;

- формировать осознанное отношение к профессиональному образованию на основе литературных произведений А.С. Макаренко;

- показать, что нравственное воспитание как элемент педагогической системы

А.С. Макаренко обладает огромными потенциальными возможностями в создании условий для реализации каждым осужденным собственной гражданской позиции семейного воспитания, родительского долга;

- активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию;

- проследить динамику изменений в личности осужденных в процессе взаимоотношений с педагогом, общением с семьёй.

Технические средства:

Мультимедиа.

Оформление.

Наглядное: Презентация А.С. Макаренко -  Выдающийся педагог XX века.

Видео №1 Фрагмент фильма Педагогическая поэма.

Видео №2 Фрагмент фильма Педагогическая поэма.

Музыкальное:

Клип Ю. Антонов, Крыша дома.

Место проведения:

Клуб ФКУ ИК – 5.

Время проведения:

24.12.2019 г. в1100 часов.

Участники:

Ведущий 1 – Безгубов В.И., преподаватель.

Ведущий 2 – Кондратьев А.В., начальник отряда.

Чтец - Братков С.В.,зав.уч. ГОУ ТО «Донская школа №3».

Студент 1 – ПарцевА.В. гр. №2.

Студент 2 – Доронкин А.А., гр. №4.

Тема: «Педагоги в лицах».

Ведущий 1.

Добрый день! Благодарю всех, кто пришёл на эту встречу. Рассчитываю на вашу помощь, поддержку и взаимопонимание. Уверен, что наше сотрудничество будет успешным. Сегодня мы с вами проведём урок гражданско – патриотического воспитания на тему: «Педагоги в лицах».

Слайд – 1.

«Научить человека быть   счастливым - нельзя,   но воспитать его так, чтобы он был   счастливым, можно».

«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».

Это слова выдающегося педагога всех времен - Антона Семеновича Макаренко. Процесс воспитания в семье - это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. А. С. Макаренко большое внимание уделял проблемам семейного воспитания. Он часто выступал с лекциями для родителей.

И поэтому своё сегодняшнее мероприятие мы решили посвятить самой яркой личности в советской педагогике - Антону Семеновичу Макаренко – воспитателю, учёному, писателю.

1 – студент.

Слайд – 2.

Антон Семенович Макаренко (1888—1939) был талантливым педагогом-новатором. Его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий мировое значение, изучается повсюду.

Многочисленные труды А. С. Макаренко, особенно «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.

2 – студент.

Слайд – 3.

         А. С. Макаренко родился 13 марта 1888 г. в г. Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. В 1905 г. он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими курсами.Огромное влияние на формирование мировоззрения Макаренко оказал М. Горький, владевший тогда умами передовых людей России.

Ведущий 2.

«Удивительный Вы человечище и именно такой, в каких Русь нуждается». Эти слова Алексея Максимовича Горького, обращенные к Антону Семеновичу Макаренко, звучат сегодня необыкновенно современно.

1 – студент.

Слайд – 4.

         По окончании училища А. С. Макаренко работал учителем русского языка, черчения и рисования в двухклассном железнодорожном училище пос. Крюково Полтавской губернии. В своей работе он стремился осуществить прогрессивные педагогические идеи: установил тесные связи с родителями учеников, пропагандировал идеи гуманного отношения к детям, уважения их интересов, пытался ввести труд в школе.

2 – студент.

Слайд – 5.

Его настроения и начинания встретили неодобрение со стороны консервативного школьного начальства, которое добилось перевода Макаренко из Крюкова в школу захолустной станции Долинская Южной железной дороги. С 1914 по 1917 г. Макаренко учился в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью. Затем он заведовал высшим начальным училищем в Крюкове, где прошли его детство и юность и где ныне открыт музеи его имени.

Ведущий 1.

А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания, которые актуальны в настоящее время. Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.

1 – студент.

Слайд – 6.

Из анкеты Макаренко: "Астрономию знаю хорошо... знания имею в общей биологии. Общие положения и новейшая философия, химия мне хорошо известны, географию знаю прекрасно, и особенно промышленную жизнь мира и сравнительную географию. Свободно чувствую себя в области экономической политики... История -мой любимый предмет, читал все, что имеется на русском языке, по психологии. Люблю изящную литературу. Из новейшей знаю и понимаю Горького..."

2 – студент.

Слайд – 7.

          А. С. Макаренко восторженно встретил Великую Октябрьскую революцию. В период гражданской войны и иностранной интервенции в южных украинских городах скопилось огромное число беспризорных подростков, органы Советской власти начали создавать для них специальные воспитательные учреждения, и А. С. Макаренко был привлечен к этой труднейшей работе. В 1920 г. ему было поручено организовать колонию для малолетних правонарушителей.

Видео 1.

Ведущий 2.

А.С. Макаренко в «Лекциях о воспитании» говорил - воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое.

1 – студент.

Слайд – 8.

В 1920 году когда Макаренко стал заведующим колонией несовершеннолетних правонарушителей, той самой, о которой он рассказал в своей «Педагогической поэме», ему исполнилось 32 года, и он имел уже 16-летний учительский стаж. Совсем еще молодым, работая в железнодорожной школе, он состоял в «надзирателях» в интернате для детей рабочих, стрелочников, будочников, получая за это десятку надбавки к жалованью.

2 – студент.

Слайд – 9.

Золотую медаль Макаренко получил за дипломную работу, которая, называлась «Кризис современной педагогики». Так что «свою» педагогику в колонии начинал человек опытный, исходивший в своей практике и из жизни, и из солидной суммы знаний.

Ведущий 1.

А.С. Макаренко отмечает, что если сын оскорбляет мать, никакой педагогический фокус не поможет. Всю воспитательную работу нужно начинать сначала, нужно многое в их семье пересмотреть, о многом подумать и, прежде всего, самих  себя положить под микроскоп. А как поступить немедленно после грубости, нельзя решить вообще, — это случай сугубо индивидуальный. Родить ребенка — это значит на много лет вперед вы отдали ему все напряжение вашей мысли, все внимание.  Родители должны быть не только шефом своих детей, они должны быть еще и организаторами собственной жизни, ибо вне их деятельности, вне их самочувствия как личности не может существовать и воспитатель.

Чтец:  

По ночам звучал надрывно кашель, Заболела мать и той же ночью

Старенькая женщина слегла.Телеграф не успевал стучать:

Много лет одна в квартире нашейДети срочно, очень срочно

Одиноко в комнате жила.Приезжайте, заболела мать.

Письма были, только очень редко.Из Ташкента, Таллина, Игарки,

И она не замечая нас,Отложив до времени дела

Всё ходила и шептала: «Детки,Дети собрались, да только жалко –

Вам ко мне собраться хоть бы разУ постели, а не у стола.

Ваша мать согнулась, постарела.Гладили морщинистые руки,

Что ж поделать – старость подошла.Мягкую серебряную прядь.

Как бы хорошо мы посиделиТак зачем же дали вы разлуке

Рядышком у нашего стола.Так подолгу между вами встать?

Вы под этот стол пешком ходили.Мать ждала и в дождь, и в снегопады.

Раньше пели песни до зари.Тягостной бессонницей ночей.

А теперь уехали, уплыли,Неужели горя ждать вам надо.

Улетели – вот и собери.Чтоб приехать к матери своей.

Неужели только телеграммы

Приведут вас к скорым поездам?

Слушайте! Пока есть мамы,

Приезжайте к ним без телеграмм!

1 – студент.

Слайд – 10.

Педагогика первых лет Советской власти без конца экспериментировала. Многие выступали за свободное воспитание: каким человек уродился, таким и будет. Было школьное самoуправлениe, все было, и была серьезная проблема: беспризорщина. Восемь миллионов детей оказались на улице, потеряв дом и родителей. Их надо было не просто накормить и одеть, но вернуть из воришек, воров, бандитов в общество, в работники, «перевоспитать».

          В течение восьми лет напряженного педагогического труда и смелых новаторских поисков методов коммунистического воспитания Макаренко одержал полную победу, создав замечательное воспитательное учреждение, прославившее советскую педагогику.

Видео 2.

Ведущий 2.

А.С. Макаренко отмечает: «Ребенок — это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь.  Если вы эту насыщенную, яркую и нежную жизнь видите и знаете, если вы размышляете над ней, если вы в ней участвуете, только тогда становится действенным и полезным ваш родительский авторитет, та сила, которую вы накопили раньше, в собственной, личной и общественной жизни. Но если ваш авторитет, как чучело, раскрашенное и неподвижное, только рядом стоит с этой детской жизнью - грош цена вашему авторитету, каким бы гневом или ремешком он ни был вооружен».

2– студент.

Слайд – 11.

Так начиналась колония Макаренко - нашли старый монастырь, наложили заплаты на крышу, чтобы не протекала, и привезли ребят, беспризорников от 14 до 18 лет, собранных в течение нескольких дней на вокзалах и улицах. И сказали им: - Вы здесь хозяева. Нет кроватей - сделайте для себя кровати, нет столов - сделайте столы, стулья, побелите стены, вставьте стекла, почините двери... С первых дней работы он установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно.

Оставалось только разумно управлять этим процессом, ставить цели, повышать требования. «Максимум требования, максимум уважения» - его принцип. И еще - безграничное доверие. ...

1 – студент.

Слайд – 12.

          В 1928 г. М. Горький посетил колонию, носившую с 1926 г. его имя. Он писал по этому поводу: “Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто сами создали его”.

Ведущий 1.

А.С. Макаренко говорит об устройстве семьи как первичной среде воспитания ребенка и о важности родительской любви для всестороннего и гармоничного формирования и развитии личности ребенка. Люди, воспитанные без родительской любви, часто искалеченные люди. Он говорит: «Я не знаю ни одного случая, когда бы полноценный характер возник без здоровой воспитательной обстановки, или, наоборот, когда характер исковерканный получился бы, несмотря на правильную воспитательную работу».

2– студент.

Слайд – 13.

  Героическая история создания и расцвета этой колонии прекрасно изображена

А. С. Макаренко в “Педагогической поэме”. К ее написанию он приступил в 1925 г. Все произведение по частям было опубликовано в 1933—1935 гг.

        У одной из бывших воспитанниц Макаренко, ставшей педагогом, как-то спросили: «Как вы объясните феномен Макаренко-воспитателя?» «Феномена не было, - ответила она. -  Воспитывал он, как и жил - сердцем».

1 – студент.

Слайд – 14.

Довольно скоро колония стала стабильным учебно-воспитательным трудовым учреждением. Макаренко не только возил ребят на все спектакли харьковских театров. У них был свой театр. И уже тогда, в конце 20-х, они с успехом экспериментировали, вовлекая в действие и зрительный зал. Труд и учеба, быт и творчество – всё в полной гармонии.

Ведущий 2.

А.С. Макаренко рассматривает проблему воспитания у детей отношения к деньгам. Ребенок под деньгами не должен понимать ни средство могущества и потому  что-то единственно желанное, ни  средство, которое губит человечество и потому отвратительное. Ребенок должен понять, что деньги - это обычное удобство жизни, которое не требует никаких моральных напряжений. Необходимо смотреть на деньги как на будничную и полезную деталь. Именно поэтому деньги не должны валяться по ящикам и прятаться с накопительской судорогой. Они должны храниться с простой и убедительной серьезностью, как всякая нужная вещь.

2– студент.

Слайд – 15.

В 1928—1935 гг. Макаренко руководил организованной харьковскими чекистами коммуной имени Ф. Э. Дзержинского. Работая здесь, он смог подтвердить жизненность и действенность сформулированных им принципов и методов воспитания. Он призывал в каждом преступнике видеть человека.Жизнь коммуны отражена А. С. Макаренко в его произведении “Флаги на башнях”.

1 – студент.

Слайд – 16.

В 1935 г. Макаренко был переведен в Киев для заведования педагогической частью трудовых колоний НКВД Украины. В 1936 г. он переехал в Москву, где занимался теоретической педагогической деятельностью. Он часто выступал среди педагогов и перед широкой аудиторией читателей своих произведений.

2 – студент.

Слайд – 17.

В 1937 г. было опубликовано крупное художественно-педагогическое произведение А. С. Макаренко “Книга для родителей”. В 30-е годы в газетах “Известия”, “Правда”, “Литературная газета” появилось большое число статей А. С. Макаренко литературоведческого, публицистического и педагогического характера. Эти статьи вызывали большой интерес читателей.

Макаренко часто выступал с лекциями и докладами по педагогическим вопросам, много консультировал учителей и родителей. Выступал он и по радио. Ряд его лекций для родителей неоднократно издавался под заглавием “Лекции о воспитании детей”.

1 – студент.

Слайд – 18.

             А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания — самое непременное условие успешной педагогической деятельности, доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. “... Воспитание нового человека — дело счастливое и посильное для педагогики”,— говорил он.

Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко.

2 – студент.

Слайд – 19.

К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”.

К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать” в человеке лучшее.

Ведущий 2.

Семья - это опора, которая может ускорить движение общества к духовному обновлению, проявляющееся при обращении всех членов семьи к морали, освященной веками и опытом поколений, где воспитание членов семьи считается долгом всех и каждого. Но как достичь этого? Однозначно ответить на этот вопрос затруднительно, т. к. ответом на него являются пять составляющих: первая - любовь к детям, вторая - взаимопонимание, третья - взаимоуважение, четвертая - традиции, на которые опирается воспитание, и пятая - диалог. Значение каждой из составляющих трудно переоценить, ибо нехватка хотя бы одной из них, несомненно, приведет к бесполезности существования остальных.

1 – студент.

Слайд – 20.

             Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив.

              Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед.

Ведущий 1.

Над человеком шефствуют законы человеческого общества, а не только законы природы. Законы социальной жизни обладают гораздо большей точностью, гораздо большим удобством, большей логикой, чем законы природы. Но они предъявляют к человеку гораздо более суровые требования дисциплины, чем мать-природа, и за пренебрежение этой дисциплиной наказывают очень строго.

2– студент.

Слайд – 21.

А.С. Макаренко опередил в своем творчестве время, в которое он жил; его педагогические воззрения остаются и долго еще будут оставаться актуальными. Многие исследователи наследия Макаренко справедливо считают, что оно ̶ не только наше историческое прошлое, но и наше настоящее и наше будущее.

Ведущий 2.

Чувства солидарности, соучастия, толерантности возможно воспитать в ребенке только по средством  опыта социальных контактов как с взрослыми, так и со сверстниками. При этом родители должны помнить, что забота и воспитание ребенка не сводится к удовлетворению его потребностей.  Необходимо и формировать потребность в сочувствии и соучастии.В самом человеческом желании нет жадности. Жадность начинается там, где потребность одного человека сталкивается с потребностью другого, где радость или удовлетворение нужно отнять у соседа силой, хитростью или воровством. Необходимо объяснить ребенку, что такие средства удовлетворения своих потребностей и желаний унизительны, прежде всего, для него самого.

Ведущий 1.

В современной педагогике в процессе исправления  несовершеннолетних обращение к наследию одного из выдающихся педагогов ХХ века – А.С. Макаренко, попытки перечитать его заново, представляются закономерными.

А.С. Макаренко отмечает, что настоящий отец, воспитывающий, дающий пример, вызывающий любовь, восхищение, желание подражать, будет только тот отец, который сам живет настоящей полной жизнью. Отец, который ограничивает свои обязанности простым прислуживанием детям, — это уже раб своих детей, а не отец воспитывающий.

Мы обращаемся к педагогическому наследию А.С. Макаренко не ради знания тех или иных цитат из произведений педагога, а для того, чтобы использовать знания, его идеи в своей практике.

1 – студент.

Слайд – 22.

В отечественной науке его называли человеком, осуществившим беспримерный в педагогической практике опыт  массового перевоспитания  детей-правонарушителей путем соединения обучения с производительным трудом учащихся,  а также развившим  теорию семейного воспитания.

2– студент.

Слайд – 23.

С социально-педагогической системой, воплощенной в жизнь  А.С. Макаренко, приезжали знакомиться авторитетные педагоги из-за рубежа. Педагог по мнению ЮНЕСКО, определивший наравне  с Марией Монтессори, Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером педагогическое мышление ХХ века.

А.С. Макаренко ушел из жизни в 51 год, не дожив и до середины века, но и в двадцать первом веке педагоги обращаются к наследию Макаренко, к его идеям, которые он выводил из реальных дел.Время не гасит, а открывает все новые и новые грани его подвижнической и разносторонней педагогической работы, пережитых им 200 тысяч часов рабочего напряжения — тех драгоценных часов, в течение которых через его руки прошло более 3000 детей и подростков.

Заключение:

Ведущий 2.

История всех рассудит. До сих пор в России спорят о методах Макаренко, а за рубежом постоянно переиздают его книги и ориентируются в своей работе с трудными подростками на опыт Антона Семеновича. Проведение таких мероприятий направлено

на преодоление у вас чуждых обществу моральных взглядов и убеждений, отрицательных качеств, на формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения, на формирование в конечном итоге личности гражданина.

Одним из основных критериев в оценке эффективности исправления является воспитание привычек и норм нравственного поведения. Привычки правильного поведения вырабатываются в системе основных средств исправления: режиме, труде, воспитательной работе, обучении. Ваше участие в общеобразовательном и профессиональном обучении формирует стремление к знаниям, освоению и приобретению профессии, воспитывает привычки к умственному труду, работе с литературой. Таким образом, приобретая привычки нравственного поведения в различных сферах деятельности вы готовите себя к правопослушной жизни на свободе.

Надеюсь, содержание этого мероприятия заинтересовало вас икто то захочет ближе познакомиться с творчеством А.С.Макаренко, ведь многие из вас родители, а кому то это ещё предстоит, пожалуйста обращайтесь в чтении оригинала поможем. А сама книга покажет, что воспитание ребенка – это и, правда, не только долг…

Спасибо за участие и внимание.

Показ видеоклипа Ю.Антонова -  Крыша дома твоего.

Литература:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.» // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

 2.  Макаренко А.С. Собрание сочинений: В 7 т. М., 1957. Т. 2., Т. 5.

3. Зауторова Э.В. Нравственно-эстетическое развитие осужденных к лишению свободы: Метод. рекомендации для сотрудников пенитенциарных учреждений.

4. Учебно-методическое пособие НИИ УИС Минюста России "Характеристика личности осужденного (социально-психологический портрет)".

5. А.Е.Киселева. Об организации эффективного учебно-воспитательного процесса в колонии и психологических особенностях обучения осуждённых.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антон Семенович Макаренко Выдающийся педагог XX века «Научить человека быть счастливым- нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.» А.С.Макаренко

Слайд 2

Антон Семенович Макаренко Антон Семенович Макаренко (1888—1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы воспитания подрастающего поколения. Его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду. Многочисленные труды А С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма” и “Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.

Слайд 3

Жизнь и деятельность А.С.Макаренко А. С. Макаренко родился 13 марта 1888 г. в г. Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. В 1905 г. он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими курсами. Огромное влияние на формирование мировоззрения Макаренко оказал М. Горький, владевший тогда умами передовых людей России.

Слайд 4

По окончании училища А. С. Макаренко работал учителем русского языка, черчения и рисования в двухклассном железнодорожном училище пос. Крюково Полтавской губернии. В своей работе он стремился осуществить прогрессивные педагогические идеи: установил тесные связи с родителями учеников, пропагандировал идеи гуманного отношения к детям, уважения их интересов, пытался ввести труд в школе.

Слайд 5

Его настроения и начинания встретили неодобрение со стороны консервативного школьного начальства, которое добилось перевода Макаренко из Крюкова в школу захолустной станции Долинская Южной железной дороги. С 1914 по 1917 г. Макаренко учился в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью. Затем он заведовал высшим начальным училищем в Крюкове, где прошли его детство и юность и где ныне открыт музеи его имени.

Слайд 6

Из анкеты Макаренко: "Астрономию знаю хорошо... знания имею в общей биологии. Общие положения и новейшая философия, химия мне хорошо известны, географию знаю прекрасно, и особенно промышленную жизнь мира и сравнительную географию. Свободно чувствую себя в области экономической политики... История -мой любимый предмет, читал все, что имеется на русском языке, по психологии. Люблю изящную литературу. Из новейшей знаю и понимаю Горького..."

Слайд 7

А. С. Макаренко восторженно встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В период гражданской войны и иностранной интервенции в южных украинских городах скопилось огромное число беспризорных подростков, органы Советской власти начали создавать для них специальные воспитатель-ные учреждения. А. С. Макаренко был привлечен к этой труднейшей работе. В 1920 г. ему было поручено организовать колонию для малолетних правонарушителей.

Слайд 8

В 1920 году, когда Макаренко стал заведующим колонией несовершеннолетних правонарушителей, той самой, о которой он рассказал в своей «Педагогической поэме», ему исполнилось 32 года, и он имел уже 16-летний учительский стаж. Совсем еще молодым, работая в железнодорожной школе, он состоял в «надзирателях» в интернате для детей рабочих, стрелочников, будочников, получая за это десятку надбавки к жалованью. 1920 год

Слайд 9

Золотую медаль Макаренко получил за дипломную работу, которая, называлась «Кризис современной педагогики». Так что «свою» педагогику в колонии начинал человек опытный, исходивший в своей практике и из жизни, и из солидной суммы знаний. 1923 год

Слайд 10

В течение восьми лет напряженного педагогического труда и смелых новаторских поисков методов коммунистического воспитания Макаренко одержал полную победу, создав замечательное воспитательное учреждение, прославившее советскую педагогику. Педагогика первых лет Советской власти без конца эксперименти-ровала. Многие выступали за свободное воспитание: каким человек уродился, таким и будет. Было школьное самoуправлениe, все было, и была серьезная проблема: беспризорщина. Восемь миллионов детей оказа-лись на улице, потеряв дом и роди-телей. Их надо было не просто накормить и одеть, но вернуть из воришек, воров, бандитов в общес-тво, в работники, «перевоспитать».

Слайд 11

Так начиналась колония Макаренко - нашли старый монастырь, наложили заплаты на крышу, чтобы не протекала, и привезли ребят, беспризорников от 14 до 18 лет, собранных в течение нескольких дней на вокзалах и улицах. И сказали им: - Вы здесь хозяева. Нет кроватей - сделайте для себя кровати, нет столов - сделайте столы, стулья, побели-те стены, вставьте стекла, почи-ните двери... С первых дней ра -боты он установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно. Оставалось только разумно управлять этим процессом, ставить цели, повышать требования. «Максимум требования, максимум уважения» - его принцип. И еще - безграничное доверие. ...

Слайд 12

В 1928 г. М. Горький посетил колонию, носившую с 1926 г. его имя. Он писал по этому поводу: “Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто сами создали его”. Героическая история создания и расцвета этой колонии прекрасно изображена А. С. Макаренко в “Педагогической поэме”. У одной из бывших воспитанниц Макаренко, ставшей педагогом, как-то спросили: «Как вы объясните феномен Макаренко-воспитателя?» «Феномена не было, - ответила она. - Воспитывал он, как и жил - сердцем».

Слайд 13

Довольно скоро колония стала стабильным учебно-воспитательным трудовым учреждением. Макаренко не только возил ребят на все спектакли харьковских театров. У них был свой театр. И уже тогда, в конце 20-х, они с успехом экспериментировали, вовлекая в действие и зрительный зал. Праздник первого снопа Сбор дров колонистами Часовой охраняет знамя колонии

Слайд 14

Труд и учеба, быт и творчество – всё в полной гармонии.

Слайд 15

В 1928—1935 гг. Макаренко руководил организованной харьковскими чекистами коммуной имени Ф. Э. Дзержинского. Работая здесь, он смог подтвердить жизненность и действенность сформулированных им принципов и методов коммунистического воспитания. Жизнь коммуны отражена А. С. Макаренко в его произведении “Флаги на башнях”. Он призывал в каждом преступнике видеть человека.

Слайд 16

В 1935 г. Макаренко был переведен в Киев для заведования педагогической частью трудовых колоний НКВД Украины. В 1936 г. он переехал в Москву, где занимался теоретической педагогической деятельностью. Он часто выступал среди педагогов и перед широкой аудиторией читателей своих произведений.

Слайд 17

В 1937 г. было опубликовано крупное художественно-педагогическое произведение А. С. Макаренко “Книга для родителей. В 30-е годы в газетах “Известия”, “Правда”, “Литературная газета” появилось большое число статей А. С. Макаренко литературоведческого, публицистического и педагогического характера. Эти статьи вызывали большой интерес читателей. Макаренко часто Выступал с лекциями и докладами по педагогическим вопросам, много консультировал учителей и родителей. Выступал он и по радио. Ряд его лекций для родителей неоднократно издавался под заглавием “Лекции о воспитании детей”.

Слайд 18

Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания — самое непременное условие успешной педагогической деятельности, доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. “... Воспитание нового человека — дело счастливое и посильное для педагогики”,— говорил он. Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко.

Слайд 19

К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать” в человеке лучшее.

Слайд 20

Педагогика А.С.Макаренко в наши дни А.С. Макаренко опередил в своем творчестве время, в которое он жил; его педагогические воззрения остаются и долго еще будут оставаться актуальными. Многие исследователи наследия Макаренко справедливо считают, что оно ̶ не только наше историческое прошлое, но и наше настоящее и наше будущее.

Слайд 21

В отечественной науке его называли человеком, осуществившим беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей путем соединения обучения с производительным трудом учащихся, а также развившим теорию семейного воспитания. С социально-педагогической системой, воплощенной в жизнь А.С. Макаренко, приезжали знакомиться авторитетные педагоги из-за рубежа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями Мотивация познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики в профессиональном лицее

     В настоящее время внимание к математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение основ  математики становится всё более существенным элементом обще...

Урок нравственности "Все лучшее от матери"

Данный сценарий рассчитан на школьников 4- 7классов. Содержит тематические стихи, пословицы, игры, загадки о маминых качествах....

Cценарий интеллект-шоу Колесо истории:Древняя Русь. Cценарий интеллект-шоу Колесо истории:Царская Россия.

   История – это живая связь времён. Настоящее берёт начало в прошлом. Мы благодарны тем людям, которые жили до нас, за то, что они сберегли и сохранили нашу Родину. А будут ли п...

Развитие способности к эмоционально-нравственной отзывчивости на основе сопереживания литературным героям. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» г. Воронеж

Уроки литературного чтения вызывают у ребенка желание стать лучше,сделать что-то хорошее, помогают осознать взаимоотношения между различными людьми, знакомят с нормами поведения. ...

Актуальные проблемы проектирования урока производственного обучения в лицее

   Урок является основной формой организации педагогического процесса в школе и училище. В основном на уроке осуществляется обучение. В свою очередь, обучение есть процесс познания че...

Урок нравственности

Методическая разработка внекласного мероприятия о стремлении к дружбе, потребности иметь настоящего друга, которому можно деверять....

Урок нравственности "Вирус сквернословия"

Материал поможет в проведении урока нравственности по теме: "Вирус сквернословия". В доступной форме описано пагубное влияние сквернословия на личность, какую отрицательную роль причиняют сл...