Специфика процесса общения как социокультурного феномена
статья

ОГСЭ 06. Психология общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2144_.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Торопыгина М.В.

Преподаватель ГБПОУ Юридический колледж, г. Москва

Специфика процесса общения как социокультурного феномена

        В настоящее время существует множество различных понятий общения, и прежде всего, это связано с различными подходами и взглядами на эту проблему.

В рамках данной статьи будет использоваться следующее определение: общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой системы взаимодействия, восприятие и понимания другого человека.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому[1]. Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации. Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществимое с помощью слов называется вербальным. При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и т.д.).

Живая речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых невербальных элементах общения, среди которых можно назвать следующие:

1. Позы, жесты, мимика. В целом они воспринимаются как общая моторика различных частей тела. Эта общая моторика отображает эмоциональные реакции человека. Именно эти особенности и называются кинетикой;

2. Паралингвистика или просодика - особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации и контакта;

3. Проксемимика. Основатель проксемимики Э. Холл назвал ее пространственной психологией;

4. Визуальное общение - контакт глаз;

        Невербальные элементы очень важны в процессе общения, поскольку они указывают на особо важные моменты сообщения, дополняют содержание высказывания, свидетельствуют об отношении к собеседнику, поскольку в них выражаются чувства говорящего, дают возможность судить о самом человеке  и его психологических чувствах.

Данный вид общения чаще всего используется для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько, хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди владеют собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других. Американский психолог Дж. Трейгер назвал неречевые средства общения эмоциональным языком, так как чаще всего они "говорят" на именно о чувствах собеседника[2].

Учитывая сложность понятия "общение", необходимо обозначить его структуру с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. Характеризовать структуру общения мы будем путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон.

Коммуникативная сторона общения включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.

        Между собеседниками здесь могут возникать барьеры непонимания, такие как:

1. избегание - выражается отсутствием зрительного контакта между участниками общения, невнимательностью и использования любого предлога для прекращения разговора собеседником;

2. авторитет – заключается в передаче и восприятии информации только от авторитетного источника;

3. непонимание – защита от самой информации.

Во многих ситуациях барьеры непонимания могут сослужить социальному работнику плохую службу, когда ничего угрожающего или опасного в воздействии нет, а ложное срабатывание барьеров приводит к тому, что нужная и актуальная информация не воспринимается.

Однако данные барьеры общения могут быть преодолены с помощью различных приёмов. Среди них такие, как: приём нейтральной фразы, приём завлечения, прием установления зрительного контакта, прием изоляции, прием навязывания ритма, прием акцентировки.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.  

Рассматривая процесс познания человека человеком в общении, С.Л   Рубинштейн писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы "читаем" его, то есть расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план»[3].

Вопросы о том, как происходит это "беглое чтение" другого человека, что позволяет нам понимать его поведение, встают перед каждым из нас, особенно перед специалистами, работающими с людьми. Очень часто важно не только само по себе понимание того или иного поведения, но и его основ, истоков, движущих сил и механизмов.   Именно поэтому необходимо понимать, что стоит за словами «восприятие и понимание другого в общении».

        Взаимодействие в процессе общения представляет интерактивную его сторону. Основными действиями в общении являются действия осознанно или осознанно или неосознанно направленные на изменение или регулирование своей или чужой позиции в общении.

        Широко известна и получила максимальное применение схема, разработанная Э. Берном.

        В его теории транзактного анализа основными понятиями являются эгосостояния и транзакции[4]

Под эгосостояниями он понимает относительно независимые и обособленные во внутреннем мире человека совокупности эмоций, установок и схем поведения. Таких обособленных комплексов и способов поведения учёный выделяет три: родитель, взрослый и ребенок.

Родитель - это такое эгосостояние, чувства, установки и привычное поведение которого относятся к роли родителя. Состояние взрослого обращено к реальной действительности. Состояние ребенка - это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве. Предполагается, что в любой момент каждый человек может быть либо взрослым, либо ребенком, либо родителем. А конкретное эгосостояние, от которого ведется разговор, определяет позицию и статус человека в общении.

Рассмотрим несколько классификаций типов общения, каждая из которых основана на каком-либо собственном признаке. По содержанию высказывания выделяют такие типы речи, как повествование, описание и рассуждение. Повествование - это рассказ о событиях соответственно их последовательности во времени, сообщение о развивающихся действиях и состояниях. Описание – это констатирующая речь, которая даёт понятие о характере, составе и свойствах объекта. Рассуждение – тип речи, в котором исследуются предметы и явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения. Эти функционально-смысловые типы речи могут чередоваться и соединяться друг с другом в рамках одного текста.

Лингвист А.А. Холодович[5], характеризуя речевое поведение человека, устанавливает следующие пять признаков речевого акта: средство выражения речевого акта (звук, письменный знак, жест); степень коммуникативности речевого акта (от коммуникативности до отсутствия коммуникативности); ориентированность речевого акта (есть ли ожидание ответа); количество участников речевого акта; контактность речевого акта[6].

Высказывания этого типа имеют высокие показатели содержания и низкие показатели оформления. Знание типов и видов общения необходимо для правильного построения текста и понимания целей речевых действий собеседника.

Несколько иного взгляда на описание разновидностей общения придерживается А.А. Леонтьев[7]. Автор утверждает, что в исследовании общения неправомерно принимать за простейшую "клеточку" анализа "чистое" межличностное общение в диаде, поскольку каждый человек представляет собой совокупность (ансамбль) общественных отношений[8].

Они возникают непосредственно в силу общественной потребности, общественной необходимости и реализуют общественные отношения. На основе этого автор выделяет три вида общения: социально-ориентированное общение, групповое предметно-ориентированное общение и личностно-ориентированное общение.

Говоря о видах общения, А.А. Леонтьев выделяет деловое и личностное общение[9].

Деловое общение (его также называют ролевым или функционально-ролевым общением) направлено на организацию какой-либо совместной деятельности, того или иного дела. В центре такого общения - интересы дела, функциональные обязанности партнеров, вклад каждого из них в достижение результата, а личностные особенности партнеров: их симпатии или антипатии, чувства, настроение, психическое или физическое состояние как бы отодвигаются на задний план. В центре личностного (или межличностного) общения, напротив, находятся психологические, физиологические, нравственные и иные личные проблемы партнеров: их интересы, склонности, настроение, отношения с окружающими, самочувствие. Деловые проблемы в таком общении не столь значимы для партнеров, дело может подождать, его можно завершить и после решения личных вопросов. Деловое и личностное общение довольно тесно переплетаются и неотрывны друг от друга.

От взгляда опытного социального работника не скроется физическое или психическое состояние инвалида, его радостное или подавленное настроение, наличие внутренней тревоги, озабоченности чем-либо.

Таким образом, общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека, состоящей  из трех сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной, взаимодействующих как единое целое


[1]Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: «Педагогика», 2013. С. 70.

[2]Знаков В.В. Понимание в познании и общении / РАН. М.: «ИП РАН», 2012.  С.165.

[3]Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии. СПб.: «Питер», 2014, С. 321.

[4] Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., «Братство», 2015. С. 221.  

[5]Холодович А.А. О типологии речи // Историко-филологические исследования. К 70-летию академика Н.И. Конрада. М.: Пресс-бук., 2015, С. 346.

[6]Там же.

[7]Леонтьев А.А. Психология общения. М.:Смысл, 2011. С.112.

[8]Там же.

[9]Леонтьев А.А. Проблемы развития психики . М.: Наука, 2013. С. 95.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АПИМ по ПМ.04 Разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов

Аттестационные педагогические измерительные материалы по профессиональному модулю ПМ.04 Разработка моделирование несложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов для специал...

Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ.04 Разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов

Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ.04 Разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов для специальности Автоматизация технологическ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Специальность: 220703 Автоматизация технологических процессов и производств ПМ. 04 Разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ    Специальность:   220703 Автоматизация технологических процессов и производств ПМ. 04 Разработка и моделирование несложных систем автоматизаци...

ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ПМ. 04 Разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов

ПРОГРАММА  ЭКЗАМЕНА КВАЛИФИКАЦИОННОГО  ПМ. 04 Разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов...

Процесс общения

Особое внимание в школе уделяется конструктивным способам общения как в семье, так и в школе. Инициативная группа детей под руководством педагогов выполняет презентации для разговора с родителями на р...

Специфика общения сотрудников социального обеспечения с людьми с ограниченными возможностями

Работа посвящена правилам общения сотрудникам  социального обеспечения с людьми с ограниченными возможностями....