«Знаешь ли ты право»
статья

Митрунен Оксана Сергеевна

Значение правовой грамотности и описание конкурса для обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znaesh_li_ty_pravo_-_statya.docx746.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Знаешь ли ты право?»

Знают ли «Право» наши студенты? Важно это для них? На эти вопросы мы должны ответить честно в первую очередь себе. И, как правило, на первый вопрос ответ — НЕТ, а на второй, однозначно — ДА.

Основная часть населения России не задумывается о своих правах и свободах, не знает, как вести себя в той или иной ситуации, в каких документах прописаны их обязанности и какое вообще значение имеют законы. Юридическая — правовая грамотность в нашей стране находится на крайне низком уровне. Если человек не знает о своих правах, можно с уверенностью говорить, что у него их нет. В случае необходимости он не сможет применить свое право просто потому, что не знает о его существовании. Именно поэтому вопросы повышения юридической и экономической грамотности обучающихся актуальны как никогда.

Становление правовой культуры, где главной ценностью являются законы, должно протекать параллельно с научно-техническим, социальным развитием современного общества. На основании законов издаются нормативно-правовые акты, появляются новые, ранее не известные правовые институты, что свидетельствует об укреплении правосознания. Законы позволяют устанавливать модель образцового поведения в обществе, правоотношений, соответствующих стандартам международного права, формируются органы государственной власти, несущие правовую культуру в массы. 

В современных реалиях повышение уровня правовой грамотности должно стать основным фактором становления личности, формирования устойчивых позиций общества и демократической современной России. Граждане РФ должны жить в комфортных социально-правовых условиях друг с другом и поддерживать стремление государства к сокращению уровня правовой безграмотности, оказывать содействие органам государственной власти в решении важнейших задач, пропагандировать и разъяснять необходимость соблюдения обязанностей и правил общежития на территории России.

Уважение прав и законных интересов других лиц, вне зависимости от расы, религиозной и национальной принадлежности, пола, языка и политических взглядов – один из главных принципов в реализации мер по ликвидации юридической безграмотности.

В своей статье, хочу представить конкурс «Знаешь ли ты право?». Проведение данного конкурса помогает и оценить обучающихся, и замотивировать их на повышение уровня собственной правовой грамотности.

Участвует вся команда. Ведущий задаёт вопросы командам поочерёдно. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Вопросы:

  1. Кто изображён на плакате? Объясните смысл изображённого.

(Фемида – правосудие. Фемиду изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершенные смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает).

  1. Кто одним из первых обратился к изучению проблемы воспитания в человеке гражданской заинтересованности?

(Сократ (около 469-399 гг. до н.э.) считал, что воспитать личность сложно, но главное - надо помочь ребенку стать достойным человеком)

  1. Как называется документ международного уровня, защищающий права ребёнка? Когда принят?

(«Конвенция о правах ребёнка» принята 20 ноября 1989г., вступила в силу

02 сентября 1990г.)

  1. Каким правовым документом регулируются отношения людей в нашей стране?

(«Конституция РФ»)

  1. Какими правами, гарантированными «Конвенцией», пользуются дети?

(право на образование; право и на охрану здоровья; право на законный отдых; право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни; право свободно выражать свое мнение; право на свободу ассоциаций и собраний; право на защиту от всех форм физического или психического насилия)

  1. Согласно «Конвенции», до какого возраста человек считается ребёнком?

(до 18 лет)

  1. Какая инстанция выносит окончательное решение по любому случаю нарушения закона?

(суд)

  1. Можно ли изменить имя, отчество, фамилию? В каком возрасте?

(право на имя считается личным правом каждого гражданина. После 18 лет можно изменить имя, отчество, фамилию)

  1. Кто такой истец, ответчик, адвокат?

(истец – лицо, обратившееся в суд за защитой нарушенного права;

ответчик – лицо, которому предъявлен судебный иск;

адвокат – юрист, которому поручается защита чьих-либо интересов в суде)

  1. Какие спецсредства может применить сотрудник милиции во время задержания преступника?

(дубинка, газ, наручники, пистолет)

Правовой тир «Если можешь, объясни»

В этом конкурсе используется мишень с дротиками. Ведущий приглашает от каждой команды по очереди двух стрелков. Необходимо удачно попасть в мишень и правильно ответить на вопрос. Ответ дать подробный. Если стрелок, удачно попадая в мишень, набирает 10 очков, но не даёт полного ответа на вопрос, то жюри по своему усмотрению снижает количество баллов.

Вопросы:

  1. Что такое детектор лжи?

C:\Users\310\Desktop\Митрунен О.С\всякое\Новая папка\детектор.jpg

(Этот прибор в России называется полиграф. Он регистрирует самые разнообразные явления, происходящие в организме человека, которого подвергают неприятным расспросам. Самые заковыристые вопросы вызывают у преступника, как бы он ни хотел скрыть, учащённое дыхание, повышение давления)

  1. Для чего служат отпечатки пальцев?

C:\Users\310\Desktop\Митрунен О.С\всякое\Новая папка\отпечатки.jpg

(Во всём мире нет двух людей с одинаковыми узорами на коже. Рисунок кожи, особенно на ладонях, ступнях, кончиках пальцев представляет собой прекрасное средство для идентификации человека.)

  1. Существовали ли в Древнем Риме правила дорожного движения?

C:\Users\310\Desktop\Митрунен О.С\всякое\Новая папка\знаки 2.jpg

(Да. Ещё Юлий Цезарь ввёл в употребление древнеримские правила дорожного движения. Например, уже тогда на некоторых улицах вводилось одностороннее движение. Была создана специальная служба, вроде ГИБДД)

  1. Вы нашли клад. Что вы должны сделать?

C:\Users\310\Desktop\Митрунен О.С\всякое\Новая папка\клад 2.jpg

(Найденный клад необходимо сдать государству. Обнаруживший клад вправе получить вознаграждение в размере 25% стоимости сданных ценностей. Присвоение клада считается уголовным преступлением и карается законом.)

Практикум «Следствие ведут знатоки»

Ведущий приглашает от каждой команды по одному участнику. Они будут следователями. За каждое правильно выполненное задание следователь получает 5 баллов.

Задание № 1.

На столе лежит несколько предметов, они накрыты листом ватмана. Ведущий на 5 секунд открывает эти предметы, убрав лист бумаги.

Следователям необходимо по памяти составить список предметов, указав их последовательность.

Задание № 2.

Ведущий предлагает следователям внимательно оглядеть помещение, после этого просит их выйти. Затем вносит некоторые изменения в расположение предметов: переставляет стулья, цветы, сдвигает шторы и т.д. Вернувшись в помещение, следователи должны указать, какие произошли изменения.

Примени свои знания «Не попади в беду»

Участвует вся команда. Ведущий предлагает обсудить ситуацию и дать оценку по таким критериям:    какой кодекс;

есть ли состав преступления;

с какого возраста привлекается к ответственности.

Полный правильный ответ – 5 баллов.

Ситуация № 1 (первой команде).

Из озорства вы толкали в коридоре школы одноклассников. Один из ребят упал, получив при этом серьёзную травму головы. Вас привлекли к ответственности. На основании какого законодательного акта? С какого возраста? Если вы не достигли 16 лет?

(Уголовный кодекс. Неумышленные телесные повреждения. С 16 лет. Если нет 16 лет, отвечают родители: за их счёт лечение пострадавшего, денежное возмещение морального ущерба)

Ситуация № 2 (второй команде).

На подоконнике в вестибюле школы лежит чужой пакет с вещами. Видя, что нет хозяина, вы берёте пакет и уносите домой. Находящиеся в нём куртку и сотовый телефон продаёте, учебники выбрасываете. Вас привлекают к ответственности. На основании чего? Какой кодекс?

(Уголовный кодекс. Кража. С 14 лет). Как правильно поступить в данной ситуации?

Ситуация № 3 (первой команде).

Вы решили заняться бизнесом, перепродавая диски прямо в школе. Вас задержали, конфисковали товар и наложили штраф. Почему вас привлекли к ответственности? Какой кодекс действует?

(Административный кодекс. С 16 лет. Торговля разрешена в определённых местах, нужно иметь сертификат качества, уплатить госпошлину в налоговую инспекцию. Если нет 16 лет, штраф платят родители).

Ситуация № 4 (второй команде).

Вы спускаетесь по лестнице из квартиры со своей собакой. Неожиданно собака бросается на человека, идущего вам навстречу, кусает его. Вас привлекают к ответственности. На основании чего? Какой кодекс?

(Административный кодекс: собак выгуливать необходимо в наморднике. За данное деяние привлекают с 16 лет).

Словесный портрет (домашнее задание)

Команды представляют друг другу словесный портрет человека (одноклассника, учителя, т.е. человека, известного в школе). Самый точный словесный портрет – 5 баллов

Проект «Правовая Россия будущего» (см. приложение)

Ведущий предлагает командам разработать проект «Правовая Россия будущего», защитить его. Для этого необходимы ватман, фломастеры, иллюстрации, афоризмы, записанные на плакатах. Высшая оценка – 10 баллов. Время на выполнение задания 30 минут.

Игра с болельщиками.

IX. Криминальное чтиво «Школа юных сыщиков»

Ведущий задаёт вопрос болельщикам: угадай сказку, назови автора. Кто первый поднимает руку, тот отвечает. За правильный ответ 3 балла той команде, за которую болеет ответивший.

  1. Голова, отделённая от туловища, сама называет своего убийцу. Кто это?

(Черномор. Пушкин «Руслан и Людмила»)

  1. Некая высокопоставленная особа выслеживает свою родственницу. Найдя её, отравляет. Умершую помещают в гроб, но она оживает. Как звали жениха девушки?

(Елисей. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

  1. Под угрозой расправы гость выселяет хозяина из дома. Друзья хозяина не могут урезонить захватчика. Только угроза применения холодного оружия заставляет его покинуть дом. Какое это оружие?

(Коса. «Заюшкина избушка»)

  1. Два брата из ревности убивают друг друга. Их престарелый отец хочет жениться на красавице, ради этого убивает своего благодетеля. За это злодейство был наказан мстителем, прилетевшим с неба. Кто это был?

(Петушок. Пушкин «Петушок – золотой гребешок»)

  1. Несчастная, «отсидевшая по вине деда».

(Репка: «Посадил дед репку...»)

Покажи свои знания (см. приложение)

Ведущий показывает иллюстрацию и задаёт вопросы болельщикам: угадай сказку, назови автора. Кто первый поднимает руку, тот отвечает. За правильный ответ 3 балла той команде, за которую болеет ответивший.

  1. За какое вознаграждение и на какой сорок поп нанял работника?

Получил ли работник вознаграждение, которое могло обеспечить достойное существование его самого и его семьи? Какое право нарушено?

(Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». Нет, это право нарушено)

  1. Каковы отношения между обитателями двора? Какие права нарушены?

(Андерсен «Гадкий утёнок». Все пользуются равными правами независимо от своего происхождения)

  1. Оцените действия жабы. Какие противоправные действия она совершила?

(Андерсен «Дюймовочка». Право на неприкосновенность жилища, похищение)

  1. Кто герои этой сказки? Кто и какие права нарушает?

(Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Лиса посягает на жизнь Серой шейки)

  1. Кто герои этой сказки? Каково отношение мачехи к падчерице? Какие права нарушены?

(Маршак «Двенадцать месяцев». Жестокое обращение с несовершеннолетней, выполнение непосильного труда в тяжёлых условиях)

Разгадай кроссворд (см. приложение)

Болельщики разгадывают кроссворд, баллы засчитываются команде, за которую болеют. (5 баллов, смотри приложение)

XII. Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что ты знаешь о СПИДе?»

Сценарий классного часа на тему «Что ты знаешь о СПИДе?»...

Melting pot , викторина" Знаешь ли ты Америку"

Данная методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие , в котором участникам предлагается ответить на ряд интересных вопросов по истории, культуре, геграфии Америки...

Интеллектуально-правовая игра. "Знаешь ли ты право"?

Данная  разработка , интелликтуально-правовая игра "Знаешь ли ты право " предусматривает воспитание законопослушных граждан; расширять правовые знания учащихся; развить умение работать в гру...

Олимпиада " Знаешь ли ты Англию?

Викторина призванная обобщить знания по теме, обобщает знания по истории, географии, литературе, кулинарии, традиций страны, изучаемого языка....

Викторина "Хорошо ли ты знаешь Великобританию"

Викторина "Хорошо ли ты знаешь Великобританию"...

Игра Брейн-ринг. Знаешь ли ты свои права?

Внеурочное мероприятие «Знаете ли вы свои      права?»  для 1, 2, 3 курсов   специальности «Право и организация социального  обеспечения...