«Лестница успеха». Стратегия и тактика.
статья

Задачами современного образования является научить учиться и научить думать, научить ставить цели, достигать их и грамотно действовать в выбранном направлении  или научить быть успешным (успешно адаптироваться в постоянно меняющемся мире). Что значит быть успешным для выпускника? Быть инженером, менеджером, строителем? Думаю, что нет.  Цель выпускников  - поступить в вуз и стать студентом. А как студент он как раз и должен уже уметь учиться, ставить цели и проводить исследования разного вида, грамотно действовать в выбранном направлении  или, иными словами, научиться быть успешным. Именно об этом и говориться в моей статье и показываются практические приемы используемые на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lestnitsa_uspeha._strategiya_i_taktika.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Лоскутникова Ольга Петровна, учитель истории и обществознания ГБОУ Гимназия № 295

Фрунзенского района, г. Санкт-Петербург

«Лестница успеха».  Стратегия и тактика.

А что такое УСПЕХ? Когда речь в поставленных выше вопросах идет о развитии творческих способностей всех детей.

Успех – это достижение человеком определенной цели, совершенное с верой в себя и в значимость поставленной цели.

В 1890 году американский философ и психолог У. Джемс создал чрезвычайно оригинальную формулу «человеческого счастья»:                                              

                                         успех

          самооценка = -----------------

                                    притязания

Отсюда задачами современного образования является научить учиться и научить думать, научить ставить цели, достигать их и грамотно действовать в выбранном направлении  или научить быть успешным (успешно адаптироваться в постоянно меняющемся мире). Что значит быть успешным для выпускника? Быть инженером, менеджером, строителем? Думаю, что нет.  Цель выпускников  - поступить в вуз и стать студентом. А как студент он как раз и должен уже уметь учиться, ставить цели и проводить исследования разного вида, грамотно действовать в выбранном направлении  или, иными словами, научиться быть успешным.

Успешность – это свободное владение всеми методами, способами, видами учебно-исследовательской деятельности, приобретёнными в стенах школы. Отсюда термин стратегия – как наша совместная с учеником нацеленность на приобретение, усвоение способов исследования предмета.

   Я уверена, что все мы занимаемся подготовкой к исследовательской работе, (мы и раньше этим занимались, но скорее всего не с 5-го класса и чаще не со всеми ребятами). Прежде, чем я расскажу о том, как конкретно работаю со своими учениками в классе и дома, то есть о том, что обозначается понятием тактика, все же позволю себе перечислить, то, что бывает необходимо при выполнении исследования, чтобы убедиться, что всем этим действиям научить в короткие сроки невозможно. Значит необходимо постепенно формировать разнообразные умения и воспитывать творческого человека реально.

- уметь планировать свою работу, заранее просчитывать возможные результаты;

- использовать различные источники информации, а также самостоятельно отбирать и накапливать материал;

- анализировать отобранный материал, сопоставлять факты;

- умение отделять важное от не важного;

- аргументировать свою точку зрения, отстаивать её;

- распределять обязанности внутри группы;

- представлять созданный проект перед аудиторией;

- оценивать себя и других;

- лучше овладевать умениями и навыками работы с современными информационно-техническими средствами.

    Эти умения можно формировать на уровне 5-6 классов, используя групповую форму обучения.  

Работая в группах в этих классах, редко применяю сменный состав, чаще использую смену ролей. Выполняя разные роли (организатора, аналитика, репортера) ребенок развивает уверенность в себе, накапливает опыт маленьких побед и признания, повышает самооценку.

Можно выделить несколько общих принципов, при соблюдении которых групповая   работа на уроке будет по-настоящему эффективной.

Внедрение групповых форм работы на уроке должно быть системным, т.е. групповые формы должны применяться не от случая к случаю, а периодически, причём именно тогда, когда они могут дать максимальный эффект. Оптимальный вариант – полноценные, интенсивные занятия в малых группах равномерно в течение учебного года, по 1-3 занятия в каждом крупном тематическом блоке. В группе каждый отвечает за свою часть выполнения задания. Оценка деятельности ученика на уроке складывается из оценки его личной деятельности и деятельности группы в целом.

Пример: 5 класс. Класс делится на группы, у каждой  группы задания с вопросами к историческому документу или тексту учебника, даётся примерно 7-10 минут на выполнение  и после рассказа (представления своей работы), ребята должны задать по 1 вопросу каждой группе по своей теме. При этом обязательное условие при представлении своих отчетов, если материал был из учебника, учебники д.б. закрыты.

     На доске в таблицу оценивания вносится балл за презентацию-ответ группы и за ответы на вопросы.

Далее в 7-8 классах, как я себе представляю, уже пойдет развитие таких умений как:

- структурированное выступление;

- формулирование гипотез;

- оппонирование;

- рецензирование;

- написание черновой работы

Предполагаю, что уже к 9-10 классу, учащиеся будут способны пойти на полноценные уроки-исследования, проблемные уроки, лабораторные занятия. Можно сказать и сейчас это используется, но идут они со «скрипом». Счастье, если класс сильный, а если средненький + слабые, как раз они выпадают из таких форм работы.

Обращу ваше внимание на такую форму работы как овладение умениями и навыками работы с современными информационно-техническими средствами и дистанционное обучение.

Кроме публичного сайта, у меня есть сайт для работы с учениками, доступ имеют только мои ученики. Что там?

Материала по истории очень много, всего за урок не рассмотришь, поэтому там размещаю видеоролики (кому-то лень читать, кто-то более визуальный); дополнительные материалы, тесты для проверки себя, конечно ответы и кто работал я вижу, за отдельные выставляю оценки; и конечно д/з. Очень удобно для тех, кто часто болеет или по каким-то причинам пропустил урок. Особенно это важно при соблюдении правила «отсутствие на уроке не освобождает от выполнения д/з»

Естественно встаёт вопрос, как ученик овладел методом исследований?

Установить, овладел ли учащийся и в какой мере методом исследований можно, очевидно, только наблюдая в течение сравнительно продолжительного времени за его повседневной работой. Только наблюдение за тем, как учащийся в повседневной работе пользуется этим методом, как он ставит вопрос, как отклоняет предлагаемые решения вопроса, как сам решает его и обосновывает свое решение, и способы его презентации учителю и одноклассникам, как использует его для постановки новых вопросов, — одним словом только близкое знание ученика, его однажды случайно сорвавшееся замечание может играть, иногда, решающую роль, а не экзамены и не письменные задачи, в состоянии установить степень его компетентности в исследовательской деятельности.

И ещё хочу сказать, что прекрасно понимаю, что исследовательские работы, в нашем старом варианте понимания, писать, создавать будут опять же лучшие, наиболее любознательные, трудолюбивые, творческие ученики. А кто-то к такой работе будет готов только на пороге, на выпуске из школы. Но очень надеюсь, что готовы будут все!

__________________________________________________________________________

А ещё мы играем, потому что интеллектуальные игры объединяют в себе черты игровой и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.).

Ребята получают новые коммуникативные навыки, заряд энергии, толчок, побуждающий увеличивать свои знания, расширять кругозор.  И в игре они получают пусть маленький «успех», но в целом формируется «лестница успеха» и устойчивая ориентация на успех, повышает веру в собственную компетентность, оптимизм в отношении своих интеллектуальных возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «По лестнице добра», 5 класс, обществознание

Урок по  теме «По лестнице добра» рассчитан на использование проблемно-диалогической технологии* освоения нового материала. Эта технология учит самостоятельно открывать новые знания и...

Лестница ловкости

Данный тренажер представляет из себя решетку в виде лестницы, состоящей из двух синтетических строп и соединенных с ними гибких пластиковых перекладин (поперечин), положение которых инструктор (воспит...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по английскому языку «Ящик Пандоры: пожелания или крик о помощи» по произведению Б. Кауфман «Вверх по лестнице ведущей вниз»

Чтение художественного произведения Б. Кауфман «Вверх по лестнице ведущей вниз» на языке оригинала при изучении английского языка Титова М.И. Чтение аутентичных текстов на занятиях по иностранному я...

Комплекс заданий для координационной лестницы

Комплекс заданий для координационной лестницы...