От первых железных дорог до высокоскоростных магистралей
статья

Завьялова Светлана Владимировна

В статье рассказывается об истории развития скоростных электропоездов и потребности в них общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ksyunov_s.v._zavyalova_s.v.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы транспортной отрасли: материалы III научно-практической студенческой конференции. 25.05.2020 г. - 29.05.2020 г. Казань. 2020 / Самарский государственный университет путей сообщения в г. Казани (филиал СамГУПС в г. Казани). С. 403-407.

ОТ ПЕРВЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ДО ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ

С.В. Ксюнов 1, С.В. Завьялова 2

1 филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей

сообщения» в г. Нижнем Новгороде, студент

2 филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей

сообщения» в г. Нижнем Новгороде, кандидат исторических наук, преподаватель

FROM THE FIRST RAILWAYS TO HIGH-SPEED HIGHWAYS

S. V.  Kunov 1, S. V. Zavyalova 2

1 branch of the Samara state University OF transport messages" in Nizhny Novgorod, student  

2 branch of the Samara state University OF transport messages" in Nizhny Novgorod, candidate of historical Sciences, teacher

Аннотация. В статье рассказывается об истории развития скоростных электропоездов и потребности в них общества.

Ключевые слова: железная дорога, электропоезд, Россия.

Annotation. The article describes the history of the development of high-speed electric trains and the needs of society for them.

Key words: railway, electric train, Russia.

Железная дорога – это одна из важнейших транспортных артерий  России, она выполняет более 46% всего грузооборота (без учета трубопроводного транспорта – 87,4%) и более 24% всего пассажирооборота [1].

Самое главное в железнодорожном транспорте  -  обеспечить безопасность движения, но кроме этого необходимо обеспечить также  комфорт для пассажиров и скорость движения поездов, так как современный мир развивается все быстрее, увеличиваются потребности в быстрых перемещениях людей и доставках грузов. В связи с этим  в России все стремительно развивается скоростное движение.

Первый российский поезд доехал из Санкт-Петербурга в Царское село за 35 минут, и обратно - за 27 минут, то есть его средняя скорость составила 50 км/час. Это уже был прорыв в истории развития транспорта. Изначальная средняя скорость российских пассажирских поездов составляла всего 32 км/час, грузовых локомотивов 16 км/час.  В  1838 г. по железной дороге перевезли 598 тыс. пассажиров, а на следующий год эта цифра увеличилась до 726 тыс. [2]. Уже к середине 60-х годов XIX века российские поезда перемещались со скоростью 43-45 км/час [3].

Сейчас же средняя скорость пассажирских (скорых) поездов по  Российским железным дорогам составляет около 70 км/ч, а средняя скорость грузовых поездов около 50 км/ч с учетом их времени,  затраченного на стоянки. В России также развивается скоростное и высокоскоростное движение.  К скоростным поездам относят «Ласточку» и «Стриж», средняя скорость которых 160 км/ч.

Скоростной электропоезд серии ЭС1 "Ласточка" (Desiro RUS) изготовлен компанией «Siemens AG» в городе Крефельд (Германия) на основании технических требований компании ОАО «РЖД» [4]. Он состоит из 5 вагонов, общая длина всего состава достигает 130 м. Электропоезд может развивать скорость до 160 км/ч. [5]. Они имеют модификации: Электропоезда ЭС1 и ЭС1П  могут работать как на постоянном токе (3Кв), так и на переменном (25кВ), а ЭС2Г и ЭС2ГП — только на постоянном токе 3 кВ.

Электропоезда ЭС1 строились с 2011 по 2014 гг. на заводе Siemens в городе Крефельде в Германии, всего было выпущено 54 состава [6]. Электропоезда ЭС2Г, ЭС2ГП и ЭС1П строились на российском заводе «Уральские локомотивы». Их производство стартовало 11 ноября 2013 г. Первый поезд (Модель ЭС2Г) был изготовлен в июне 2014 г. 62 % компонентов для него произведены в России. В 2017 г. уровень локализации производства «Ласточек» составил свыше 80 %. C 2015 г. объём производства составов резко увеличился в связи с открытием в сентябре 2016 г. движения городского поезда на Малом кольце МЖД (Московская железная дорога) [7]. К июлю 2016 г. изготовлено 40 поездов "стандарт" и 2 состава премиум [8]. По состоянию на сентябрь 2019 г. изготовлено 123 электропоездов серии ЭС2Г, 17 серии ЭС2ГП и 7 серии ЭС1П с салонами повышенной комфортности, имеющими отдельную от ЭС2Г и ЭС1 нумерацию [7]. К 2021 г. должно быть произведено 240 поездов (Модель ЭС2Г) [8].

В настоящее время скоростные электропоезда - «Ласточки» востребованы. В большинстве случаях они работают как региональные экспрессы между городами, а также как современные электрички. Ласточки «летают» по московскому центральному кольцу, которое пользуется большой популярностью у жителей столицы.

Скоростной поезд «Стриж» — адаптированный для России вариант испанского поезда «Тальго» (Talgo). Максимальная скорость «Стрижа» - 200 км/ч [9]. По российским железным дорогам, например между Москвой и Нижним Новгородом скорость составляет 160 км/ч. Кроме маршрута Москва – Нижний Новгород скоростной поезд «Стриж» курсирует также по международному  маршруту Москва – Берлин.

Впервые регулярное движение высокоскоростных поездов началось в 1964 г. в Японии по проекту «Синкансэн» [10].

В СССР с 1963 г. на маршрут Москва — Ленинград вышел скоростной поезд «Аврора». Его скорость доходила до 160 км/час. В 2009 г. в рейс впервые вышел такой сверхбыстрый поезд под названием «Сапсан».  Для того чтобы запустить маршрут высокоскоростного поезда, потребовалась большая подготовительная работа. Первый высокоскоростной поезд российского производства был разработан к 2000 г., но потом был признан технически недоработанным, а также экономически невыгодным. Руководство РЖД приняло решение закупить составы у германской компании «Siemens», с возможностью техобслуживания в течение 30 лет. Документ о покупке 8 поездов высокоскоростного типа подписали в 2006 г. представители РЖД и «Siemens». В 2007 г. в Германии открыли производство первого высокоскоростного электропоезда для России. Первоначально предполагалось, что собирать составы «Сапсан» будут в России. Планировалось собрать порядка 60 составов, для этого создать специальное совместное производство, но потом от этой идеи отказались. Закупили только 8 поездов этого типа. Эти поезда будут развивать скорость до 250 км/час, в будущем планируется увеличение максимальной скорости до 330 км/час. Специальные рельсы для высокоскоростной железной дороги закупили у японской фирмы. Их использовали на Октябрьской дороге при разработке пути с высокой скоростью. В конце июля 2009 г. «Сапсан» сделал пробный рейс, а постоянно курсировать по направлению Петербург-Москва он начал с декабря того же года, так же поезд курсировал по маршруту Петербург – Нижний Новгород, но вскоре его заменили на скоростной поезд «Стриж» [11].

Сейчас в России самым загруженными участками в перевозки пассажиров являются города: Москва, Санкт – Петербург, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, поэтому в этих городах востребованы новые высокоскоростные магистрали.

С постройкой высокоскоростных магистралей появится немалый экономический прирост, ВСМ поможет многим бизнесменам, да и простым жителям добираться быстро и с комфортом через всю нашу большую страну – Россию. Не стоит забывать, что наша страна богата большим количеством полезных ископаемых, поэтому не нужно останавливаться на развитии только высокоскоростных пассажирских перевозок, но и стоит задуматься о высокоскоростном грузовом движении, а также  получать экономическую выгоду от создания российских электропоездов.

Список используемых источников

  1. Железнодорожный транспорт России: вызовы до 2025 г. Институт проблем естественный монополий. Апрель, 2019, с. 5.
  2. Инженеры путей сообщения / Ред. В.Г. Ряскин, С.В. Любимов; Отв. за вып. А.И. Ратников. – М.: ООО «Путь Арт», 2003, с. 9.
  3. Первый поезд в России: развитие ж/д транспорта с XIX века до наших дней. [Электронный ресурс]. – URL: vokzal.ruБлогpervyy-poezd-v-rossii… 17.12.19
  4. Высокоскоростное и скоростное движение в России. [Электронный ресурс]. – URL: rzd-expo.ru…skorostnoy-elektropoezd-lastochka/
  5. Скоростной поезд «Ласточка». [Электронный ресурс]. – URL:carteservice.rutickets/firm_trains/high-speed…
  6. Ласточки спешат. [Электронный ресурс]. – URL: sapr.ruarticle/25849
  7. Что за электропоезд такой, «Ласточка»?  [Электронный ресурс]. – URL: zen.yandex.ru
  8. Ласточкино гнездо. Современные поезда России - "Ласточка". [Электронный ресурс]. – URL: cont.wsМакрон315948
  9. Высокоскоростное и скоростное движение в России. Скоростное движение на участке Москва - Нижний Новгород. [Электронный ресурс]. – URL: rzd-expo.ruinnovation/high…traffic_and…discov
  10. Первый серьёзный инцидент с высокоскоростным поездом в Японии. [Электронный ресурс]. – URL:  sularu.comnews/10002/10303
  11. История поезда Сапсан. [Электронный ресурс]. – URL: sapsans.ruistorija

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кл/час "И пролегла железная дорога..." (профориентация)

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА –МЕСТО МОЕЙ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ140-летию станции Грязи,125-летию вокзалаи 70-летию присвоения рабочему посёлку Грязи статуса города.посвящаетсяПрезентацию◄Скачать►...

Типовая учебная программа практики по "Техническим средствам железных дорог"

Настоящая типовая учебная программа практики разработана в соответствии с Государственным  общеобязательным стандартом Республики Казахстан по специальности: 1203000 «Организация перевозок и упра...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ПМ.02 СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, РЕМОНТ И ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

В настоящей работе рассматривается формирование профессиональных компетенций у студентов специальности 270835 (08.02.10) Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, в ходе выполнения лабор...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия на тему: «ЦАРСКО - СЕЛЬСКАЯ ЧУГУНКА – первая железная дорога России»

Методическая разработка  внеклассного  мероприятия является актуальной для преподавателей, работающих в железнодорожных образовательных учреждениях.Перед мастерами производственного обучения...

Доклад на тему: Сравнение технической оснащенности Европейского и Российского подвижного состава на железных дорогах. Перспективы его совершенствования

Цель работы: Сравнить техническое состояние Западного и Российского подвижного состава. Выявить технологию обновления вагонного и локомотивного парков с помощью сбора информации из источников, проведе...

Рабочая программа учебной дисциплины Общий курс железных дорог

Рабочая программа учебной дисциплины Общий курс железных дорог программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии23.01.10  Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижног...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог"- "Железная логика"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог"- "Железная логика"...