Особенности коммуникации трудных подростков
статья

Минко Наталья Николаевна

В статье рассматриваются современные взгляды ученых педагогов на коммуникативную компетентность трудных подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности коммуникации трудных подростков.

Подростковый возраст — период жизни человека с 10 до 15 лет, который приходится на 5–9-е классы средней школы. Как только ни определяется этот промежуток времени учителями, психологами, родителями… «Трудный возраст», «переходный период», «переломный возраст» — все эти характеристики относятся к подростковому возрасту. И это неслучайно: именно в этот возрастной период происходит трудный для самого ребёнка переход от детства к взрослости, идёт серьёзная перестройка психических процессов, изменяется характер учебной деятельности и отношения к ней, бурно развивается самосознание и личность подростка в целом. В поведении подростка нередко появляются неожиданные для окружающих срывы и отклонения, приводящие к возникновению конфликтов подростка со сверстниками и взрослыми либо к серьёзным внутренним переживаниям.

Изучение особенностей коммуникативной компетентности у подростков, которые находятся в трудной жизненной ситуации, является наиболее приоритетным как в области психологии, так и в области педагогики и других наук. Социальное неблагополучие детей и подростков является острой общественной проблемой и представляет собой вызов для современной социальной политики. Исследования показывают, что подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеют специфические социально-психологические качества, проявляющиеся в сопротивлении внешним требованиям, оппозиционным действиям, в агрессии, конфликтности, отсутствии доверия к другим. Следовательно, такие подростки неспособны к установлению конструктивных, эмоционально-адекватных отношений с окружающими. Негативный социальный опыт у таких подростков формирует неадекватное восприятие действительности и делает возможным формирование особой «группы социального риска» [1]. Проблема общения, коммуникации является фундаментальной проблемой психологии, а само понятие общения, коммуникации является базовой категорией психологической науки [2]. Психологические проблемы общения нашли отражение в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева. Большой вклад в развитие теории коммуникации внесли отечественные психологи (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В.А. Лабунская, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, А.А. Реан и др.), а также зарубежные исследователи (J. Bowlby, M. Argyle, J.S. Bruner, M.L. Hoffman).

Актуальность изучения коммуникативной стороны у подростков в трудной жизненной ситуации набирает обороты, так как неблагополучных семей становится все больше, и необходимость знаний личности и ее сторон у подростка в трудной жизненной ситуации приобретают все большую значимость. При попадании подростков в трудную жизненную ситуацию, у которых личность еще не сформирована, коммуникативные способности деформируются. В частности, коммуникативная компетентность в трудной жизненной ситуации у подростка не формируется в полной мере или не формируется вовсе. Это влияет не только на взаимоотношения подростка с окружающими его людьми, но и деформирует его личность, уменьшает возможность установления компетентных межличностных отношений, влияет на качество жизни подростка [5]. Понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» обращено к особой категории детей, не имеющих объективных и субъективных возможностей для осуществления полноценной социальной и индивидуальной жизнедеятельности [1]. К трудным жизненным ситуациям в нашем исследовании относятся ситуации, в которых дети воспитываются в неблагополучных семьях, учреждениях закрытого типа, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, подвергшиеся физическому, психологическому и эмоциональному насилию. Трудная жизненная ситуация детей характеризуется нарушениями средовых условий нормальной жизнедеятельности (объективные факторы) и особенностями субъективного восприятия детьми таких ситуаций (субъективные факторы). Объективные факторы представлены симптомами нарушения ценностного отношения к ребенку и ослаблением необходимых социальных связей. Субъективные факторы характеризуют нарушения субъективного восприятия детьми трудных жизненных ситуаций и проявляются в искажении представлений детей о способах жизнедеятельности людей, неоднозначности эмоциональных состояний ребенка, неадекватном взаимодействии ребенка с социальным окружением (нарушение способов выстраивания отношений со взрослыми и сверстниками, нарушение способов общения, возникновение особых форм дезадаптивного и деструктивного поведения ребенка) [6]. Подростки, оказавшиеся в трудных жизненных условиях, испытывают сложности или вообще не способны к установлению конструктивных, эмоционально адекватных отношений с другими, для них характерны агрессивность и враждебность. Проявлению агрессивности подростков в отношениях и поведении способствует «социальная дезориентация», связанная с пониженной чувствительностью к социальным нормам, что считается одним из последствий трудной жизненной ситуации. В подростковом возрасте при социальной дезориентации часто складывается представление о враждебности и несправедливости окружающего мира, ведущее к самосознанию изгоя, асоциальным установкам и агрессии [7].

Подросткам чрезвычайно важно помочь сформировать у себя настойчивость как черту характера. Ведь в средних классах происходит значительное усложнение учебного материала и существенное возрастание его объёма, требующее от школьников большого умственного напряжения и усилий. Неуспех в учёбе может стать причиной появления нарушений в поведении, а по мнению ряда исследователей — и первопричиной хронической неуспешности в жизни [2]

Несформированность коммуникативной компетентности компенсируется у подростков формированием различных защитных образований. Поэтому вместо становления произвольности поведения у них появляется ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справиться с трудной ситуацией – аффективные реакции на нее, обида, агрессия, перекладывание ответственности на других [7]. Подростки занимают негативную позицию к другим из-за неправильно сформированного опыта общения. У подростков данной группы плохо развито умение сопереживать, устанавливать прочные контакты, не развиты навыки общения. Вследствие нарушения общения с взрослыми и сверстниками у данной категории детей возникает недоверие к людям, замкнутость, отчужденность, низкая социальная активность, желание не привлекать к себе внимания, что отрицательно сказывается на процессе социализации личности [11]. У таких подростков формируется потребительское отношение к близким, государству и обществу в целом, стремление удовлетворять свои желания, потребности без учета мнения окружающих, что сопровождается слабо развитым чувством ответственности за свои действия. Среди подростков, оказавшихся в трудных жизненных условиях, подавляющее число – это дети с девиантным поведением. Жестокость, пренебрежение нормами поведения и обязанностями, равнодушие к общезначимым явлениям – таков далеко не полный перечень внутренних установок депривированных подростков.

Таким образом первоочередная задача, которую ставит система общего образования, заключается в создании таких условий обучения и воспитания, при которых дети и подростки могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, независимо от социально-сложившихся жизненных ситуаций. В связи с вышеизложенным, остро встает проблема адаптации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации к социальному окружению.

Источники:

Полина Анжелика Владимировна, Овчарова Елена Владимировна ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ПОПАВШИХ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kommunikativnoy-kompetentnosti-u-podrostkov-popavshih-v-trudnuyu-zhiznennuyu-situatsiyu (дата обращения: 18.09.2020).

Годовникова Лариса Владимировна ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ // Социальная педагогика. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualno-psihologicheskie-osobennosti-trudnyh-podrostkov (дата обращения: 18.09.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С «ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ»

Рекомендации по взаимодействию с "трудными подростками"...

Значение психодиагностики в работе с трудными подростками

В статье представлены материалы для проведения диагностического обследования подростков, примеры заключений, рекомендации родителям и педегогам...

Преодоление девиантного поведения у трудных подростков.

Преодоление девиантного поведения в условиях социальной квартиры по семейному типу у трудных подростков.              Изменения, ...

План работы с трудными подростками

Подробный план работы на год с детьми девиантного поведения....

Рекомендации педагогам при работе с трудными подростками

Рекомендации педагогам при работе с трудными подростками by schoolpsyОснову трудности подростков составляют: агрессивность, грубость, конфликтность, нетерпимость к замечаниям, вспыльчивость,...

Психолого – педагогическое сопровождение трудных подростков в процессе учебно – воспитательной деятельности в среднем профессиональном образовании (из опыта работы).

Подготовила: педагог психолог «МСЦ ПТО им.Ф.И.Бачурина»Ручий Н.И.Тенденция детей и подростков с характерными проявлениями школьной и социальной дезадаптации, проявляющимися в нарушении поведения ...

Доклад На тему: «Психолого-педагогические особенности воспитания «трудных» подростков»

ДокладНа тему: «Психолого-педагогические особенности воспитания  «трудных» подростков»...