МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Для всех специальностей СПО Учебная дисциплина ОУД.05 «ИСТОРИЯ»
учебно-методический материал

Самсоненко Олесия Ивановна

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Для всех специальностей СПО  Учебная дисциплина  ОУД.05 «ИСТОРИЯ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное профессиональное           образовательное учреждение

«Смоленский политехнический техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

 ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Для всех специальностей СПО

Учебная дисциплина

 ОУД.05 «ИСТОРИЯ»

                                                                     

Смоленск

2018г.

Рассмотрено и одобрено                                                                  

ЦМК общеобразовательных дисциплин

                                                                             

Предс. ЦМК                                                                                                        

_______________  Гмырикова С.В.                

подпись

Протокол № 1

 «30» августа  2018 г.

Составитель: Самсоненко Олесия Ивановна, преподаватель ОГБПОУ «Смоленский политехнический техникум»

        Методические указания  для обучающихся по проведению практических занятий являются частью программы подготовки специалистов среднего звена ОГБПОУ «Смоленский политехнический техникум» по специальностям 09.02.03 Программирование в компьютерных системах,

11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям), 15.02.05 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение в соответствии с требованиями  федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения (далее – ФГОС).

        Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий  включают в себя предисловие, цели работы, пояснения к работе, задание, литературу, приложения.


СОДЕРЖАНИЕ

Номер, название практических занятий

Страницы

Практическое занятие  № 1 «Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса».  

Практическое занятие № 2 «Начало возвышения Москвы. Образование единого Русского государства»  

Практическое занятие № 3 ««Русская культура XIX века»

Практическое занятие № 4 «Гражданская война в России»

Практическое занятие № 9«Развитие советской культуры (1945 —1991 годы».

ПРЕДИСЛОВИЕ

УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!

        Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий по учебной дисциплине «История» созданы Вам  в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим занятиям.

        Приступая к выполнению задания практического занятия, Вы должны внимательно прочитать цель, ознакомиться с пояснениями к работе, содержащими краткие теоретические сведения по теме работы и методические рекомендации, ответить на контрольные вопросы.

        Практическое занятие содержит задание, состоящее из двух вариантов, включающих шесть задач, соответствующие указанным в ФГОС требованиям к уровню вашей подготовки. Выполнять задание,  делать выводы по проделанной работе  Вы должны согласно инструкции преподавателя.

        Наличие положительных оценок по практическим занятиям необходимо для допуска к дифференцированному зачёту  и экзамену по учебной дисциплине «История». В случае отсутствия на учебном занятии по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическое занятие Вы должны выполнить работу  или пересдать.

ВНИМАНИЕ! В результате выполнения заданий практических занятий по учебной дисциплине «История» Вы освоите умения самостоятельно ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

Желаем вам успехов!


Практическая работа № 1

«Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса»

Цель: в результате  выполнения работы, обучающиеся должны уметь ориентироваться в развитии средневековой культуры Западной Европы, выявлять взаимосвязь между происходящими процессами и  работать с информационными источниками.

Пояснения к работе

1. Используя материал, изученный на уроках, рекомендованную литературу и Приложение 1 выполните задание.

2. Составьте отчёт о проделанной работе. Отчёт  должен содержать:

  • название темы практического занятия;
  • цели  практического занятия;
  • подробный ответ на вопросы.

3.  Устно ответьте на контрольные вопросы.

Задание

Вариант 1

Задача 1

Назовите основной тезис схоластики

Задача 2

Соотнесите философов и их взгляды:

1.П.Абеляр

А.Естественное знание

2.Н. Кузанский

Б. Обособление природы от богословия

3. Аристотель

В. Предварительное условие веры - понимание

            Задача 3

Знание имеет несколько уровней. Назовите и охарактеризуйте их.

Задача 4

Парижский университет основан:

А.1261 г.;

Б.1215 г.;

В.1236 г.

Задача 5

Кто является создателем европейского способа книгопечатания?

Задача 6

В Средневековой Европе стали появляться первые высшие школы. Где и когда они появились?

Вариант 2

Задача 1

Дайте определение понятия «гуманизм».

            Задача 2

Назовите основные признаки романского и готического стилей в архитектуре:

Романский стиль

Готический стиль

            Задача 3

Перечислите, на какие факультеты подразделялся университет.

Задача 4

Кто из гуманистов ставил вопрос о соотношении церковной и светской власти:

А.Лоренцо Валл;

Б.Леонардо Бруни;

В.Сандро Ботичелли.

Задача 5

Назовите «семь свободных искусств»

Задача 6

В ХV веке в Италии стали строить здания нового типа. Как они назывались? Назовите их характерные черты.

Контрольные вопросы

1.Назовите хронологические рамки Средних веков.

2.Что такое схоластика?

3.Дайте определение понятию «Ренессанс».

4.Почему ХVI век называют «Возрождение»?

5.какие архитектурные стили Вы знаете?

Литература

1.Артёмов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно -научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. Образования: в 2 ч. Ч.1/ В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. - 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. –  с.115-120.

Приложение 1

Наука и богословие. Общественная мысль в Средние века развивалась в рамках христианской веры. Высшим авторитетом являлась Библия. Однако это не исключало жарких споров по самым разным вопросам. Философы искали общие закономерности развития природы, человеческого общества и их взаимоотношения с Богом.

XIвек стал временем рождения схоластики, Схоластике присуще подчинение мысли авторитету. Один изсхоластом сформулировал тезис, что философия есть служанка богословия. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня — «сверхъестественное», даруемое в откровении Богом, и «естественное», отыскиваемое человеческим разумом. «Сверхъестественное» знание можно было получить, изучая Библию и писания отцов Церкви. «Естественное» знание отыскивалось человеческим разумом в сочинениях Платона и Аристотеля.

В XII в. противоборство различных направлений в схоластике привело к открытому противостоянию авторитету Церкви. Возглавил его Пьер Абеляр, которого современники называли «самым блестящим умом своего века». Абеляр ставил необходимым предварительным условием веры понимание. В середине XV в. по схоластике нанес удар Николай Кузанский. Он настаивал на обособлении изучения природы от богословия.

Развитие образования. С XI в. начинается подъем средневековых школ. Обучение в школах велось сначала на латинском языке. Благодаря знанию латыни образованные люди разных стран могли свободно общаться между собой. В XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках. Основой образования в Средние века являлись так называемые «семь свободных искусств». Их делили на два уровня: начальный, куда входили грамматика, диалектика и риторика, и высший, включавший астрономию, арифметику, геометрию и музыку.

В XII — XIII вв. с ростом городов набирали силу городские школы. Они были неподвластны прямому влиянию Церкви. Учащиеся-школяры стали носителями духа свободомыслия. Многие из них писали остроумные стихи и песни на латинском языке. Особенно доставалось в этих песнях Церкви и ее служителям.

Некоторые школы превращались с XII в. в университеты. Так назывался союз школяров и преподавателей для учебы и защиты своих интересов. Первые высшие школы, подобные университетам, появились в итальянских городах Солерно(медицинская школа) и Болонъя(юридическая школа). В 1215 г. был основан Парижский университет. В XV в. в Европе было уже около шестидесяти университетов.

Университеты обладали широкой автономией, которую даровали им короли или папы. Преподавание велось в форме лекций и диспутов (научных споров). Университет подразделялся на факультеты. Младшим, обязательным для всех студентов, был артистический факультет. Здесь преподавали «семь свободных искусств». Старших факультетов было три; юридический, медицинский и богословский. Основой образования во многих университетах являлись труды Аристотеля, которые стали известны в Европе через мусульманскую Испанию.

Архитектура. Скульптура. С ростом городов интенсивно развивались архитектура. Возводились храмы, жилые дома, ратуши, торговые ряды и купеческие склады. В центре города обычно находился собор или замок. Вокруг главной городской площади строились дома с аркадами. От площади в разные стороны расходились улицы. Вдоль улиц и набережных выстраивались дома в 2 — 5 этажей. В XI — XIII вв. в европейской архитектуре господствовал романский стиль. Такое название возникло, поскольку зодчие использовали некоторые строительные приемы Древнего Рима. Для романских храмов характерны массивные стены и своды, наличие башен, маленькие окна, обилие арок.

Соборы в готическом стиле стали возводить с XII в. в Северной Франции. Постепенно этот стиль распространился по всей Западной Европе. Готические соборы возводились по заказу городских коммун и подчеркивали не только могущество Церкви, но силу и вольность городов. В готическом соборе легкие, ажурные стены как бы растворялись, уступая место высоким узким окнам, украшенным цветными витражами. Внутреннее пространство собора озарялось светом витражей. Ряды стройных столбов и мощный взлет остроконечных стрельчатых арок создавали чувство неудержимого движения ввысь.

Изобретение книгопечатания. Изобретение печатного станка произвело переворот не только в книжном деле, но и в жизни всего общества. Создателем европейского способа книгопечатания считается немец Иоганн Гутенберг. Изобретенный им печатный набор позволил получать произвольное число одинаковых оттисков текста с формы, составленной из литер — подвижных и легко заменяемых элементов. Гутенберг первым применил пресс для получения оттиска, разработал рецепты типографской краски и сплава для отливки литер. Около 1455 г. Гутенбергом была издана первая полная печатная книга Европы — 42-строчная Библия (2 тома, 1282 страницы). Открытие Гутенберга сделало книгу, а вместе с ней знания намного более доступными для людей.

Раннее Возрождение. В XIV — XV вв. в культуре Европы начинают происходить большие перемены, связанные с невиданным взлетом науки, литературы, искусства. Это явление получило название Возрождение (Ренессанс). Деятели Возрождения считали, что после гибели античного мира наступил период упадка — Средние века. И только теперь начинается истинное возобновление античной образованности, науки, культуры. Родиной Возрождения являлась Италия, где сохранилось немало из античного наследия и куда бежали, спасаясь от турок, многие образованные люди из Византии. С XIV в. любители античности развивали идеи гуманизма (признание ценности человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей). Позже их самих начали называть гуманистами. Центрами гуманизма становятся Флоренция, Венеция. Милан. Одним из ведущих направлений в первой половине XV в. гражданский гуманизм. Его основоположником считали Леонардо Бруни, высшее должностное лицо Флорентийской республики. Он перевел с греческого на латинский ряд сочинений Аристотеля, писал собственные труды, среди которых «История флорентийского народа».

Еще один выдающийся итальянский гуманист XV в. Лоренцо Балла четко поставил вопрос о соотношении светской культуры и христианской веры. Культура, считал Балла, — одна из сторон духовной жизни, не зависящая от Церкви. Она отражает и направляет мирскую жизнь, побуждает человека жить в согласии с самим собой и окружающим мирим.

Живопись, ваяние и зодчество ступили на путь новаторства в первые десятилетия XV в. В это время в Италии формируется новый тип зданий — палаццо и вилла (городское и загородное жилище). Простота фасада, совершенство пропорций, просторные интерьеры — вот характерные черты ноной архитектуры.

Центром живописи в эпоху Возрождения становится Флоренция. Во второй половине XV в. художники ищут принципы построения перспективы для изображения трехмерного пространства. В этот период складываются различные школы — флорентийская, северо-итальянская, венецианская. Внутри них возникает большое количество течений. Самым известным живописцем Раннего Возрождения стал Сандро Боттичелли.

Практическое занятие № 2

 «Образование единого Русского государства»

Цели: в результате  выполнения работы, обучающиеся должны уметь ориентироваться в процессах образования единого русского государства,  выявлять особенности процессов и  работать с информационными источниками.

Пояснения к работе

1. Используя материал, изученный на уроках, рекомендованную литературу и Приложение 2 выполните задание.

2. Составьте отчёт о проделанной работе. Отчёт  должен содержать:

  • название темы практического занятия;
  • цели  практического занятия;
  • подробный ответ на вопросы.

            3.  Устно ответьте на контрольные вопросы.

Задание

Вариант 1

Задача 1

Дайте определение -  феодальная война.

Задача 2

Перечислите, какие города Василий I присоединил к Руси.

Задача 3

Соотнесите дату и событие:

1.Начало войны между Москвой и Казанью

А.1471г.

2.Победа Москвы над Новгородом

Б.1462 г.

3.Начало правления Ивана IV

В.1467г.

Задача 4

Соотнесите дату и событие:

1.Русским войскам удалось взять Казань

А.1492г.

2.Заложен Иван-город

Б.1500г.

3.Война с Литвой

В.1487г.

             Задача 5

Назовите имя князя, который руководил русскими войсками при взятии Казани.

Задача 6

Назовите причины, позволившие победить ордынцев.

Вариант 2

Задача 1

Охарактеризуйте понятие «Юрьев день», назовите его дату

Задача 2

            Почему Василия II называли Тёмным?

            Задача 3

Назовите дату

1.Появление Судебника

2.Набег крымского хана

3.Взятие русскими войсками Смоленска при Василии III

            Задача 4

            Заполните таблицу

Понятие

Определение

Приказ

Дворец

Казна

           Задача 5

           Назовите год и место падения ордынского ига.

           Задача 6

Охарактеризуйте значение победы Москвы над Новгородом

Контрольные вопросы

1.Дайте определение понятию «Боярская Дума».

2.Что такое «Судебник»?

3.С какого времени начинает встречаться слов «Россия»?

4.Почему Ивана III называют создателем российского государства?

5.Дайте определении понятию «пожилое».

Литература

1.Артёмов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно -научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. Образования: в 2 ч. Ч.1/ В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. - 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с.153-161.

Приложение 2

После смерти в 1389 г. Дмитрия Донского московский престол занял ого старший сын Василий I. Он присоединил к княжеству Нижний Новгород, Городец, Мещеру, Тарусу и Муром.

После смерти Василия I в 1425 г. его брат Юрий отказался признать наследником сына умершего великого князя Василия II. Началась долгая борьба за московский престол (историки иногда называют эту усобицу феодальной войной). Юрию дважды удавалось занимать Москву. После смерти Юрия в 1434 г. его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка продолжили борьбу против Василия П. Борьба сопровождалась большой жестокостью: были ослеплены Василий Косой и Василий II (по этой причине последний получил прозвище Темный.

После смерти в 1462 г. Василия II престол перешел к его старшему сыну Ивану III, который уже давно являлся соправителем отца, прозванный еще современниками Великим, является одним из самых выдающихся деятелей российской истории, создателем нового Русского государства.

В начале своего правления Иван III присоединил Ярославское и Ростовское княжества. В 1467 г. начались войны Москвы с Казанью.

Присоединение Новгорода. В 1471 г. Иван III решил нанести удар по боярской республике. В поход, принявший религиозный характер, двинулось не только московское войско, но и войска других русских княжеств, остававшихся пока независимыми. Наиболее рьяными противниками новгородцев были псковичи. Московский воевода князь Даниил Холмский в битве на реке Шелонъ наголову разгромил многократно превосходившие по численности войска Новгорода.

Победа Москвы над Новгородом в 1471 г. знаменовала собой победу идеи о соединении русских земель под покровительством Москвы.

В 1478 г. Новгород окончательно был присоединен к Москве.

Падение ордынского ига. Летом 1472 г. в поход на Русь двинулся хан Ахмат. Этот поход окончился ничем благодаря героической обороне маленького городка Алексин и умелым действиям московских воевод. Большую роль сыграло централизованное управление русскими войсками.

В борьбе против Орды и польско-литовского короля Казимира IV Москва нашла себе союзника. Это было Крымское ханство один из осколков Золотой Орды. В 1480 г. Ахмат вновь двинулся на Русь. Он решил идти к притоку Оки — реке Угра, где мог получить помощь от Литвы. Ордынцы, попытавшись форсировать Угру, встретили упорное сопротивление русских войск, которые впервые применили на поле боя пищали (легкие полевые орудия). Бои продолжались четыре дня, а 11 октября к русским подошли подкрепления, приведенные из Москвы Иваном III. Ахмат был вынужден перейти к обороне. Казимир так и не выступил на стороне Орды, поскольку на его владения напал крымский хан.

В конце октября ударили ранние морозы. Угра покрылась льдом и больше не сдерживала ордынцев, но 11 ноября Ахмат неожиданно приказал отступить. В погоню за ним были Орошены русские полки. Отступление врага превратилось в бегство. Вскоре Ахмат был убит.

На берегах Угры в 1480 г. пало ордынское иго.

Окончательное объединение русских земель. Войны с Казанью, Ливонским орденом, Литвой и Швецией. В 1485 г. к московским владениям было присоединено Тверское княжество. В конце 80-х гг. после применения силы власть Москвы признали Вятские земли со столицей в городе Хлынове (ранее они формально входили в состав Новгородской республики, но на деле были самостоятельными) и большая часть Рязанских земель. После походов московских воевод за Урал дань Москве стала платить Югорская земля: (племена ханты и манси).

В 1487 г. начался очередной поход московских полков на Казань. Войсками руководил князь Даниил Холмский, самый опытный из русских полководцев. Несмотря на упорное сопротивление, русским войскам удалось взять город. Ханом в Казани стал лояльный по отношению к Москве человек. На длительный период между двумя государствами установились нормальные отношения, набеги казанцев прекратились.

В 1490 г. Русское государство заявило о непризнании захвата Литвой некоторых земель. В результате боевых действий были заняты города Мценск, Любутск, Мезецк и Серпейск, Вязьма. В феврале 1494 г. с Литвой был заключен мирный договор, закрепивший за Русским государством эти земли.

Весной 1492 г. на восточном берегу реки Нарова, напротив Нарвы — крепости Ливонского ордена, — был заложен Иван-город. Это был первый морской порт Русского государства. Несмотря на постоянный огонь нарвских пушек, ивангородская крепость была сооружена в кратчайшие сроки и стала важнейшим опорным пунктом в борьбе против ордена.

В 1500 г. началась новая война с Литвой. Православное население и князья ряда областей Великого княжества Литовского переходили на сторону Русского государства. Русская рать во главе с князем Даниилом Щеней в битве на реке Ведроша наголову разгромила литовские войска.

Новое государство. Иван III умер 27 октября 1505 г. Главный итог его многолетнего правления заключался в возрождении Русского государства. В отдельных документах того времени уже встречается слово «Россия» как название нового государства. Самого Ивана III в источниках его времени именовали «государем всея Руси».

В 1497 г. в Москве для Ивана III была вырезана печать, на одной стороне которой был изображен двуглавый орел, а на другой — всадник, поражающий копьем змея. Это первоесовместное изображение двух главных символов государственного герба России. Постепенно складывалась новая система управления государством. Во главе страны стоял государь. Важнейшие решения он принимал после совета с Боярской думой, в которую входили представители самых знатных родов страны, я также некоторые люди, приближенные к государю. Бояре и другие приближенные выполняли поручения (приказы) государя. Для этого они привлекали помощников. Именно так при Иване III зародились приказы как органы центрального правления (само слово появилось позже). Начальников приказов называли дьяками. В документах того времени можно обнаружить названия первых таких центральных учреждений Казна и Дворец. Казна ведала сбором налогов, Дворец — организовывал несение военной службы и предоставление за это земли. На местах, в уездах, от имени государя управляли кормленщики. За свою службу они получали плату (корм) с населения уезда.

:В 1497 г. появился новый общерусский сборник законов — Судебник.

Судебник вводил единые правовые нормы на всей территории государства. Главной опорой новой системы управления и новой русской армии стал быстро складывавшийся в XIV — XV вв. слой населения — дворяне, или помещики. Их еще называли служилыми людьми по отечеству, т.е. по рождению. Великие князья предоставляли дворянам небольшие земельные участки с крестьянами (поместья) в качестве платы за военную или иную службу («помещали на землю»). Невыполнение служебных обязанностей вело к отнятию у помещика его земли. Сын наследовал имение лишь при условии продолжения отцовской службы. Дворяне были гораздо более верны правителю, чем бояре, получавшие свои вотчины по наследству. Иван III раздавал дворянам конфискованные у новгородских бояр обширные земли.

Поместье представляло собой земли, обрабатываемые крестьянами нескольких, обычно всего двух-трех, семей. Крестьяне должны были обеспечить помещика средствами на приобретение оружия, доспехов, коня, а также кормить и создавать условия для жизни его семьи. Понятно, что положение помещичьих крестьян было гораздо более тяжелым, чем положение крестьян, живших в больших вотчинах бояр или на государственных землях. Крестьяне на Руси издавна имели право свободно выбирать себе место жительства, переходить на новые земли, и, естественно, они стали уходить от помещиков. В результате помещики теряли рабочие руки, и государство — военные силы.-Государство стало постепенно ограничивать право крестьян на переходы.

Одна из статей Судебника 1497 г. вводила единый срок для таких переходов — Юрьев день (неделя до и неделя после 26 ноября). Определялся также размер «пожилого» — платы крестьянина землевладельцу, от которого он уходил.

Правление Василия III. При сыне Ивана III Василии II I(1505 —1533) были присоединены Псков и Рязань. Очень тяжелой была война с Великим княжеством Литовским. Русское войско в июле 1514 г. взяло Смоленск. Однако в том же году в битве под Оршей оно было наголову разбито. Опустошительный набег крымского хана в 1521 г. и восстание в Казани против приверженцев Москвы побудили Василия II прекратить войны с Литвой.

Практическое занятие № 3

«Русская культура XIX в.»

Цель: в результате  выполнения работы обучающиеся должны уметь ориентироваться в развитии русской культуры ХIХ века, оценивать   ее особенности и  работать с информационными источниками.

Пояснения к работе

1. Используя материал, изученный на уроках, рекомендованную литературу и Приложение 3  выполните задание.

2. Составьте отчёт о проделанной работе. Отчёт  должен содержать:

  • название темы практического занятия;
  • цели  практического занятия;
  • подробный ответ на вопросы.

            3.  Устно ответьте на контрольные вопросы.

Задание

Вариант 1

Задача 1

Дайте определение понятию «романтизм», используя следующие слова и словосочетания:

-направление в литературе и искусстве;

-национальное и индивидуальное своеобразие;

-идеальные чувства.

Задача 2

Соотнесите путешественника и объект его исследования:

1.Г. И. Невельский

А.исследование Уссурийского края, районов Монголии, Китая.

2.Н.М. Пржевальский

Б.открыта Антарктида

3.Н. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев

В. изучение устье р. Амур, доказал, что Сахалин – остров.

Задача 3

Соотнесите учёного и открытие:

1.Н.И. Лобачевский

А.изобрёл радио

2.И.И. Мечников

Б.«неэвклидова геометрия»

3.А.С. Попов

В.создал станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями

Задача 4

Соотнесите автора и произведение:

1.И.С. Тургенев

А. «Кому на Руси жить хорошо»

2.Н.А. Некрасов

Б. «Отцы и дети»

3. Л.Н.Толстой

В. «Капитанская дочка»

4.А.С. Пушкин

Г. «Анна Каренина»

Задача 5

Соотнесите архитектора и произведение:

1.А.Н. Воронихин

А.Исторический музей в Москве

2. К.А.Тоту

Б. Казанский собор в Санкт -Петербурге

3. А.А. Семёнов, В.О. Шервуд

В. Храм Христа Спасителя, Ленинградский вокзал

4.И.О. Бове

Г.Ансамбль на Театральной площади и манеж в Москве

Задача 6

ХIХ век называют расцветом русской живописи. Используя текст, приведите доказательства этому. Приведите примеры.

Вариант 2

Задача 1

Дайте определение понятию «классицизм», убрав лишнее:

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление, одной из важных черт которых являлось обращение к формам и образам средневековой литературы и искусства как к романтическому эталону, изображавшему идеальные чувства  героев.

Задача 2

Составьте таблицу «Путешественники и первооткрыватели» (не менее 6 позиций):

Путешественники

Открытия, исследования

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Задача 3

Соотнесите учёного и открытие:

1. И.М.Сеченов

А.открыл гальванопластику

2.Б.С. Якоби

Б.основоположник физиологической школы и естественнонаучного направления в психологии

3.Д.И.МенделеевА.С.

В.открыл закон периодических элементов и создал таблицу

Задача 4

Соотнесите автора и произведение:

1.Ф.М. Достоевский

А. «Человек в футляре»

2. А.П. Чехов

Б. «Мёртвые души»

3.Н.В. Гоголь

В. «Герой нашего времени»

4.М.Ю. Лермонтов

Г. «Преступление и наказание»

Задача 5

Заполните таблицу «Архитектор и произведение»

1.К. И. Росси

2.А.Н. Померанцев, В.Г. Шухов

3. А.А.Парланд

4. И.П. Мартос

Задача 6

ХIХ век называют расцветом русской музыки. Используя текст, приведите доказательства этому. Приведите примеры.

Контрольные вопросы:

1.Дайте определение понятию «культура».

2.Почему в ХIХ  многие направления культуры стали активно развиваться?

3.Назовите основные функции культуры.

4.Дайте определение понятию «романтизм».

5.Дайте определение понятию «классицизм».

Литература:

1.Самыгин П.С.  «История»; Учебник для СУЗов. –  Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. –  с. 251-255.

Приложение 3

Развитие науки.

Ускоренное развитие промышленности предъявляло запросы к разным областям знаний.

Значительные успехи были сделаны в медицине, математике, химии, физике. Труды замечательного русского хирурга и педагога Н. И. Пирогова нанесли удар по натурфилософским идеалистическим взглядам на природу и жизнь. Ученый указал на опыт как на главный метод научного познания природы и человека.

Материалистическое представление великого русского математика Н. И. Лобачевского о пространстве позволило ему создать неэвклидову геометрию. Он решил проблему, которая была недоступна всем математикам мира в течение 2 тыс. лет.

Основы электрохимии и электрометаллургии заложил В. В. Петров, Открывший тепловое и световое действие электрического тока. Академик Б. С.Якоби открыл в 1836 г. новое направление в технике - гальванопластику. Его мастерская изготовила медные барельефы для Исаакиевского собора и Эрмитажа в Петербурге и для Большого театра в Москве.

Всемирное значение имели открытия И. М Сеченова, И. И. Мечникова, КА. Тимирязева. И. М. Сеченов - крупнейший естествоиспытатель-материалист - явился основоположником отечественной физиологической школы и естественно-научного направления в психологии. И. И. Мечников был специалистом в области биологии и медицины. Он создал первую в России бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями. Основоположник русской школы физиологии растений К. А. Тимирязев исследовал процесс фотосинтеза, обосновал роль хлорофилла в этом процессе.

Высокую оценку в мировой науке получили труды ученых-химиков Д И. Менделеева, А. М.Бутлерова, Н. Н. Зинина и др. Менделеев открыл закон периодических элементов и составил на основе этого закона специальную периодическую таблицу. Бутлеров создал теорию химического строения, явившуюся фундаментом современной органической химии. Широкое признание во всем мире получили труды ученого-физика А. Г. Столетова в области электричества и магнетизма. Мировую известность ему принесло открытие первого закона фотоэффекта.

Значительными достижениями отмечено и развитие техники в России. Талантливым военным инженером П. Н. Яблочковым была изобретена дуговая лампа. Русский электротехник А. Н. Лодыгин изобрел электрическую лампу накаливания. В конце столетия А. С. Попов изобрел радио.

Путешественники и первооткрыватели.

В XIX в. русскими путешественниками было сделано немало выдающихся географических открытий. В 1803 г. началась и в 1806 г. завершилась первая русская кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. На кораблях «Надежда» и «Нева» мореплаватели прошли Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Особенно важные исследования были проведены на Дальнем Востоке, где были нанесены на карту очертания берегов Сахалина, других островов. На основе материалов экспедиции составили «Атлас Южных морей».

В 1819-1821 гг. состоялась вторая русская кругосветная экспедиция. Ее возглавили Ф. Ф.Беллинсгаузен и М. П. Лазарев. В январе 1820 г. шлюпы (одномачтовые корабли) экспедиции совершили крупнейшее открытие - подошли к неведомому тогда ледяному континенту - Антарктиде. Шлюпы в тяжелейших условиях обошли вокруг весь материк, нанеся на карту часть его побережья. Кроме того, моряки Беллинсгаузена и Лазарева открыли ряд островов в южной части Тихого океана.

Выдающимся исследователем Дальнего Востока стал Г. И. Невельской. Он возглавил Амурскую экспедицию, изучившую устье реки Амур и многие километры дальневосточного побережья. Невельской доказал, что Сахалин - остров, а не полуостров, как полагали ученые. Результатом экспедиции Невельского стало более активное освоение русскими людьми берегов Амура, а затем и Уссурийского края.

Во второй половине XIX в. все больше внимания уделялось изучению Северного Ледовитого океана. Значительных успехов достигли русские географы в глубинных районах Азии. Большое значение имела экспедиция П. П. Семенова - Тян-Шанского на ТяньШань в 1856-1857 гг. Прославленным путешественником стал Н. М Пржевальский. Он исследовал Уссурийский край, труднодоступные районы Монголии и Китая, Средней Азии, побывал в пустыне Гоби, на Тянь-Шане, в Тибете. Среди его достижений открытие неизвестных науке озер, хребтов, животных (дикая лошадь Пржевальского, дикий верблюд, тибетский медведь), растений. Не менее известным путешественником был Н. Н. Миклухо-Маклай. Два с половиной года прожил он среди жителей острова Новая Гвинея. Его описание обычаев, быта, культуры племен Новой Гвинеи до сих пор сохраняют большое научное значение. Русский путешественник стремился защитить местные народы от натиска европейцев.

Литература.

XIX век - самый блестящий период в истории русской литературы. В это время были созданы творения, получившие всемирное признание.

Литературная жизнь в начале века характеризовалась борьбой между старым и новым. Уходящим литературным направлением был классицизм.

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление, одной из важных черт которых являлось обращение к формам и образам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону.

Затем появляются новые направления - сентиментализм, романтизм. Романтизм (от фр. romantisme - романтическое) — направление в литературе и искусстве конца XVIII - первой половины XIX века, боровшееся с канонами классицизма, утверждавшее национальное и индивидуальное своеобразие, изображавшее идеальные чувства и героев, стремящихся к свободе.

В 20 - 30-е гг. XIX в. господствующие позиции занимает критический реализм, прославивший русскую литературу. В первой половине XIX в. творили великие русские поэты и писатели А. С. Пушкин («Евгений Онегин», «Капитанская дочка», Н. В. Гоголь («Мёртвые души»), М.Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»). Популярнейшими литераторами середины - второй половины XIX в. были И. С. Тургенев («»Отцы и дети»), Н.А. Некрасов  («Кому на Руси жить хорошо») и др. Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»), Ф. М.Достоевский («Преступление и наказание»), А. П. Чехов («Человек в футляре») оставили неизгладимый след не только в отечественной, но и в мировой литературе.

Архитектура.

В начале XIX в. русские зодчие обогатили неоклассицизм ХVIIIв. национальными чертами, создав стиль русского классицизма. Выдающимся русским зодчим был А. Н. Воронихин. Он создал Казанский собор - сооружение монументальное и величественное, органически вошедшее в ансамбль Невского проспекта Петербурга. А.Д. Захаров известен как автор уникального здания Главного адмиралтейства, для композиции которого характерна четкая, законченная ритмическая система. Ряд градостроительных архитектурных работ огромного масштаба выполнил также ведущий мастер этого времени К. И. Росси. Ему принадлежит создание многих дворцов Петербурга (Михайловский дворец) и других городов. Черты триумфальной приподнятости, особой мажорности архитектуры - особенность стиля позднего русского классицизма. И.О. Бове создал ансамбль на Театральной площади и манеж в Москве.

С 30-хгг. XIX в. все более распространенным становится так называемая эклектика - смешение разных архитектурных стилей. Своеобразный «русско-византийский стиль» был присущ К. А. Тоту - автору храма Христа Спасителя в Москве, Николаевского (Ленинградского) вокзала и многих других сооружении.

Во второй половине XIX в. строительство приобрело огромный размах. Сооружались фабричные здания, магазины, банки, вокзалы, жилые дома, театры, музеи; внедрялись новые материалы (цемент, железные конструкции). Продолжалось господство эклектики. В 70-80-х гг. XIX в. архитекторы в поисках национального стиля обратились к народному прикладному искусству и памятникам русского зодчества ХVII в. Наиболее значимыми постройками этого стиля стали здания Исторического музея (А. А. Семенов и В. О. Шервуд), Верхних торговых рядов (ГУМ) (А. Н. Померанцев, инженер В. Г. Шухов), храм Спаса на крови в Петербурге на месте убийства Александра II (А. А. Парланд) и др.

Мартос И.П. спроектировал памятник Минину и Пожарскому в Москве.

 Живопись.

 В живописи в первой половине XIX в. господствовал академический классицизм, центром которого была императорская Академия художеств. Среди представителей академического искусства выделялись своим талантом К.П. Брюллов и Ф. А.Бруни. Картина Брюллова «Последний день Помпеи» произвела большое впечатление на современников. Важнейшим событием в живописи стало творчество А.А. Иванова, автора эпической картины «Явление Христа народу».

Мастер портрета О.А.Кипренский представлял романтическое направление в живописи. Обращение А. Г. Венецианова к изображению крестьян ввело в живопись новое содержание.

Полотна П.А. Федотова написаны в реалистическом стиле. В картинах «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» сатирически изображался быт купцов и чиновников.

Началом нового этапа развития русской живописи послужили выставки в Академии художеств в 1860 и 1861гг., и прежде всего картины В. Г. Перова «Приезд станового на следствие» и «Сельский крестный ход на Пасхе».

В 1863 г. лучшие выпускники Академии художеств отказались от конкурса на золотую медаль, порвали с Академией и создали художественную артель. Идейным руководителем артели был И. Н.Крамской. Он возглавил Товарищество передвижников.

Высочайших вершин достиг в своем творчестве выдающийся художник И. Е. Репин. Особый успех имела его картина «Бурлаки на Волге». В исторической живописи ведущее место занимали картины В. И. Сурикова. Важнейшие исторические события были изображены в таких работах художника, как «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы» и др.

В работах художников В. Г. Перова (например, «Тройка»), Н. А. Ярошенко (« Кочегар»), Г.Г.Мясоедова («Земство обедает») и других нашли отражение социальные мотивы. Получил дальнейшее развитие и жанр психологического портрета. Глубоким психологизмом отмечены портреты Крамского. Прекрасны портреты, созданные Репиным и Перовым. Ко второй половине XIX в. относится расцвет пейзажной живописи. Картины И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. И. Куинджи, А. К Саврасова, В.Д. Поленова, И. К.Айвазовского принадлежат к числу шедевров мировой живописи.

Театр.

В первой половине XIX в. классицизм и сентиментализм на сцене русского театра также сменились романтизмом. Сценическое истолкование романтической драматургии связано с именами трагиков В.А. Каратыгина и П. С. Мочалова.

Выдающимся актером России был М.С. Щепкин, выходец из крепостных. Не надеясь на случайное вдохновение, Щепкин стремился найти объективные законы искусства актера, разработав метод сценического творчества, основанный на глубоком обобщении жизненных наблюдений. Свои лучшие роли артист сыграл в пьесах по произведениям русской сатирико-обличительной драматургии, стремясь к раскрытию характеров, отражающих сущность той или иной социальной группы.

С середины XIX в. ведущее место в репертуаре театров заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь А. Н. Островского. Главными драматическими театрами были Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге. Появилось большое число театров и в провинции. Но любимым театром оставался Малый театр в Москве. На его сцене выступали выдающиеся актеры: П.М.Садовский, М.Н. Ермолова, А. П.Ленский, Г. Н. Федотова, С. В. Шумский и др.

Музыка.

В начале XIX в. творили талантливые композиторы А.А.Алябьев, А.Н.Верстовский,А.Е.Варламов, А.Л.Гурилев и др. В их произведениях были сильны романтические мотивы. Во второй четверти XIX в. начался период бурного расцвета русской музыки. Подлинно национальную музыку создал М И. Глинка, который написал оперы «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», симфоническую пьесу «Камаринская». Младшим современником Глинки и продолжателем его традиций был А. С.Даргомыжский. Над оперой «Русалка» композитор работал около 10 лет. В своем творчестве он утверждал принципы критического реализма.

Традиции Глинки и Даргомыжского во второй половине XIX в. продолжили композиторы «Могучей кучки»: М.А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П Бородин, Н.А. Римский-Корсаков.  Они собирали и обрабатывали русские народные песни. Они использовали народную песню в симфонических и оперных произведениях. Сюжеты брали в русской литературе. Драма Пушкина «Борис Годунов» легла в основу оперы Мycopгского. Бородин создал оперу «Князь Игорь» по мотивам «Слова о полку Игореве».

В 60 - 70-е п. XIX в. музыка достигла своего расцвета,  и вышла за пределы салонов на публичную сцену. Вместе с композиторами «Могучей кучки» этому способствовал близко примыкавший к ним великий русский композитор П.И. Чайковский, чья слава получила мировое признание (наиболее известны опера «Евгений Онегин», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», симфонические и другие произведения).

Практическое занятие № 4

«Экономическое, политическое и культурное развитие

 Турции, Китая, Индии, Японии».

Цель: в результате  выполнения работы обучающиеся должны уметь ориентироваться в общих процессах экономического, политического и культурного развитии Турции, Китая, Индии и Японии и работать с информационными источниками.

Пояснения к работе

1. Используя материал, изученный на уроках, рекомендованную литературу и Приложение 4  выполните задание.

2. Составьте отчёт о проделанной работе. Отчёт  должен содержать:

  • название темы практического занятия;
  • цели  практического занятия;
  • подробный ответ на вопросы.

            3.  Устно ответьте на контрольные вопросы.

Задание

Вариант 1

Задача 1

Дайте определение понятию «рисовые бунты», используя необходимые словосочетания:

-стихийные восстания;

-дороговизна продуктов;

-спекулятивный рост цен.

Задача 2

Соотнесите событие и дату

1.Принята Декларация о независимости Турции

А.1937 г.

2.Провозглашение Китайской Советской Республики

Б.1920  г.

3.Начало войны Японии и Китая

В.1923  г.

4.Землетрясение в Японии

Г.1931  г.

Задача 3

Соотнесите политического лидера и занимаемый им пост

1.Сунь Ятсен

А. генерал, глава правительства в Японии

2.Чан Кайши

Б. лидер революционного движения в Китае

3.Танака

В. генерал национального правительства в Китае

Задача 4

Назовите причины освободительного  движения в Турции.

Задача 5

Подведите итоги преобразований Ататюрка

Задача 6

Охарактеризуйте политику «новой политической и экономической структуры»  в Японии.

Вариант 2

Задача 1

Раскройте понятие «метод ненасильственного сопротивления» в Индии.

Задача 2

Заполните таблицу

Событие

Дата

Турция объявлена республикой

Попытка восстановления монархии  на юге Китая

Великая национальная революция в Китае

Япония вышла из Лиги Наций

Задача 3

Заполните таблицу

Политический деятель

Занимаемый пост

Мао Цзедун

Махатма Ганди

Ататюрк

Задача 4

Назовите особенности индийского общества.

Задача 5

Охарактеризуйте отношения Японии и Китая.

Задача 6

Правление Мустафы Кемаля способствовала модернизации страны. Охарактеризуйте реформы, которые были проведены.

Контрольные вопросы:

1.Назовите дату окончания Первой мировой войны.

2.Почему после окончания Первой мировой войны начинается интенсивное развитие стран Азии?

3.Почему Япония была агрессивно настроена против других стран?

4.Какие страны оставались колониями после окончания Первой мировой войны?

5.Почему несмотря на ускоренные темпы развития Азия не могла догнать развитые страны?

Литература:

1.Самыгин П.С.  «История»; Учебник для СУЗов. –  Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. –  с. 357-364.

Приложение 4

Турция

Поражение в мировой войне, распад империи, оккупация части территории страны войсками держав Антанты и Греции вызвали в Турции подъём движения за независимое и сильное государство. В январе 1920 г. парламент принял «Национальный обет» — декларацию независимости Турции. В ответ на это западные державы направили войска в Стамбул и разогнали парламент. Султан не противодействовал вмешательству. Но страна была охвачена негодованием. В апреле 1920 г. в Анкаре собрался новый парламент — Великое национальное собрание Турции (в него вошли и 105 членов разогнанного ранее парламента). Его председателем, а также главой нового правительства стал генерал Мустафа Кемаль-паша (Ататюрк–«отец турков») Турецкая армия начала боевые действия за освобождение своей территории. Новое правительство поддержала Советская Россия. Осенью 1923 г. Турция была провозглашена республикой. Западным державам пришлось считаться с новой ситуацией. Условия тяжёлого для Турции мирного договора, навязанного султану в 1920 г., были пересмотрены, признавался суверенитет государства в его современных границах.
Последующее десятилетие стало для Турции временем больших перемен. Их инициаторами выступили Кемаль-паша и деятели созданной им Народно-республиканской партии.
В соответствии с конституцией 1924 г. устанавливался режим президентской республики. Провозглашались основные демократические права и свободы. Особое значение придавалось утверждению светского характера государства и общества.
Это означало ограничение или отмену религиозных норм, которые господствовали тогда во всех сферах жизни турок. Упразднялись исламские шариатские суды, судопроизводство перешло в ведение государства. Закрывались духовные школы-медресе, образование перестраивалось по европейским образцам. Был введён европейский календарь, арабский алфавит заменялся латинизированным. Появились отсутствовавшие до этого фамилии. Населению предложили перейти на европейскую одежду. Устанавливался гражданский брак и отменялось многожёнство. В 1930-е годы поэтапно были введены избирательные права для женщин.
В экономической сфере усилились позиции государства. Ликвидировались иностранные концессии (договоры с иностранными компаниями на строительство и использование ими промышленных и иных предприятий в Турции). Под контроль государства перешло строительство железных дорог, ряда крупных промышленных предприятий. Работа здесь строго регламентировалась, профсоюзы также подчинялись государственным чиновникам.
Созданный М. Кемалем режим сильной власти ограничил деятельность оппозиции, многие политические партии, особенно коммунистическая, периодически подвергались запрету. Жёсткая государственная политика во всех сферах не обходилась без издержек. В целом же она способствовала модернизации страны, более динамичному её развитию.

Китай.

Всю первую половину ХХ в. Китай сотрясали восстания, революции и войны. В 1915 г. в ответ на попытку Юань Шикая восстановить монархию на юге Китая было провозглашено свое правительство, главой которого стал в 1917 г. Сунь Ятсен. С 1923 г. он привлек к сотрудничеству с Гоминьданом коммунистическую партию, возникшую под влиянием революции в России. В 1925 г. началась Великая национальная революция. Гоминьдановское правительство на юге Китая провозгласило себя национальным правительством всего Китая. В 1925 - 1928 гг. войска национального правительства, возглавляемого генералом Чан Кайши, вели успешное наступление на север, где правили местные военные клики.

Однако раскол между Гоминьданом, во главе со вступившим в соглашения с северными милитаристами Чан Кайши и коммунистической партией вызвал десятилетнюю гражданскую войну. Гоминьдан провел ряд реформ, но добиться решающих успехов не смог. Этому не благоприятствовала и международная обстановка, В 1931 г. Япония отторгла от Китая Маньчжурию, где возникло марионеточное государство Маньчжоу-Го. Западные державы потворствовали Японии, что заставило Чан Кайши обратиться за помощью к СССР.

С 1927 г. в южной части Китая возникли так называемые советские районы в качестве баз новой китайской революции, руководимой коммунистами. В 1931 г. съезд Советов провозгласил Китайскую Советскую Республику во главе с лидером коммунистов Мао Цзэдуном. Последовали пять походов Гоминьдана против советских районов. Четыре похода 1930-1932 гт. были успешно отражены коммунистами. После пятого похода 1933-1934 гг. революционное движение под лозунгом Советов потерпело поражение. Остатки Красной армии коммунистов совершили северо-западный (великий) поход и создали на стыке провинций Шэнси, Ганьсуп Нинся так называемый Особый район.

В 1937 г. началось открытое вторжение Японии в Китай. Гоминьдановские войска всюду терпели поражения и вынуждены были оставить значительную часть территории. В то же время Красная армия, получавшая помощь из СССР, действовала значительно успешнее, создав крупные освобожденные районы. В 1941 г. войска Чан Кайши нанесли неожиданный удар по Красной армии в Центральном Китае. На протяжении последующих лет войны гоминьдановские войска воевали и с японцами, и с Красной армией, Окончание Второй мировой войны и антияпонской войны в Китае привело к еще большему усилению гражданской войны. В 1947 1949 гг. наступление коммунистической Народно-освободитель ной (Красной) армии на юг привело к поражению войск Чан Кайши. Остатки гоминьдановцев укрылись на Тайване.

Индия.

Английские колониальные власти в годы войны обещали предоставить Индии самоуправление, но обещание не выполнили. Это подстегнуло антиколониальную борьбу.

Развитие капиталистического уклада упрочило позиции национальной буржуазии. Росли и ряды рабочего класса, но численность рабочих была невелика. Не рабочий класс, а многомиллионное крестьянство определяло характер индийского общества. Индийская деревня являлась особой социальной организацией. Жизнь деревни пронизывал кастовый строй, племенной и сословный принцип деления общины и брахманство как сплачивающий религиозный фактор. Вовлечь индийцев в антиколониальную борьбу можно было лишь с учетом социально-психологических особенностей индийского крестьянина и городского рабочего - крестьянина вчерашнего. Выдающаяся роль в организации массовых ненасильственных кампаний сопротивления в 20-40-е гг. принадлежала Махатме Ганди (1869-1948 гг.). В этот период Ганди стал идейным вождем Индийского Национального Конгресса. Благодаря Ганди, а также тому, что национальная буржуазия выдвинула идею полной национальной независимости, в Индии сформировался общенациональный антиимпериалистический фронт.

Тактический метод гандизма в национально-освободительной борьбе, метод ненасильственного сопротивления (бойкот, мирные марши, отказ от сотрудничества и т. д.). В этом методе своеобразно сочетались терпение и протест, консерватизм и стихийная революционность. Это было характерно для веками воспитанного в фаталистическом, религиозном мировоззрении индийского крестьянина.

В 20-е - 30-е гг. проходят несколько компаний ненасильственного сопротивления. Англия пытается лавировать, признавая права на выборы региональных органов власти. Кампании ненасильственного сопротивления расшатали колониальный режим. В 1937 г. прошли выборы в центральные и провинциальные законодательные собрания по новой избирательной системе. Индийский Национальный Конгресс получил большинство выборных мест в 8 из 11 провинций Индии и сформировал там местные правительства.

Япония.

В годы первой мировой войны Япония оставалась в стороне от военных действий и использовала эту ситуацию для наращивания своей военной мощи, особенно флота. Японию 20-х гг. потрясали «рисовые бунты» - стихийные восстания против спекулятивного роста цен на рис и дороговизны, охватившие 2/3 территории страны, но они подавлялись.

В 1920-1921 гг., в Японии имел место экономический кризис. В 1923 г. произошло гигантское землетрясение в самом густонаселенном районе Японии. Столица Токио была полностью разрушена, погибло 150 тыс. человек. Выход из кризиса, начавшийся в 1924 г., был кратковременным. В 1929 г. Японию потряс новый экономический кризис. Правящие группировки страны и императорский двор, а также крупнейшие корпорации (дзайбацу) видели выход из трудностей лишь в переходе к новому этапу милитаризации страны и сопутствующей такому курсу внутренней реакции и внешней экспансии, в захвате чужих территорий, создании колониальной империи. В 1927 г. в меморандуме главы правительства генерала Танака была сформулирована программа крупномасштабной агрессии в Азии: сначала захват Китая, затем Индокитая, Бирмы, Юго-Восточной Азии, Индии. В 1931 г. с Маньчжурии начал осуществляться этот план. В 1932 г. были захвачены провинция Жэхэ и проходы в великой китайской стене. В 1933 г. Япония вышла из Лиги наций. Милитаризация, внешняя агрессия в 30-е гг. подталкивали страну к тоталитаризму. Правящие круги провозгласили политику создания «новой политической и экономической структуры». Под ней подразумевалась система жесткого политического контроля военно-государственной бюрократии над обществом. В стране были распущены все политические партии, создана единая и единственная партия, слившаяся с государственными органами. Так появилась - «Ассоциация помощи трону». Целью Японии провозглашалось «создание Великой восточно-азиатской сферы совместного процветания».

К 1937 г. Япония начала большую войну с Китаем. До 1939 г. были захвачены почти все приморские территории Китая. Однако у озера Хасан (1938 г.) и у реки Халхин-Гол (1939 г.) японцы потерпели поражение от советской Красной армии.

Практическое занятие № 5

«Развитие советской культуры в 1945 —1991 годах».

Цель: в результате  выполнения работы обучающиеся должны уметь ориентироваться в развитии советской культуры 1945-1991 гг., оценивать   ее особенности и  работать с информационными источниками.

Пояснения к работе

1. Используя материал, изученный на уроках, рекомендованную литературу и Приложение 5  выполните задание.

2. Составьте отчёт о проделанной работе. Отчёт  должен содержать:

  • название темы практического занятия;
  • цели  практического занятия;
  • подробный ответ на вопросы.

            3.  Устно ответьте на контрольные вопросы.

Задание

Вариант 1

Задача 1

Назовите фильмы, снятые после Великой Отечественной войны

Задача 2

Назовите имя человека, который первым полетел в космос. Когда состоялось это событие?

Задача 3

Соотнесите писателя произведение

1.Э. Казакевич

А. «Молодая гвардия»

2.А. Фадеев

Б. «Знаменосцы»

3.О. Гончар

В. «Весна на Одере»

Задача 4

Соотнесите автора и пьесу

1.А. Сафронов

А. «Великая сила»

2.А. Корнейчук

Б. «Московский характер»

3.Б. Ромашов

В. «Калиновая роща»

Задача 5

Соотнесите автора и произведение

1.А.И. Солженицын

А. «Чевенгур»

2.М.И. Булгаков

Б. «Архипелаг ГУЛАГ»

3. А. Платонов

В. «Мастер и Маргарита»

Задача 6

Охарактеризуйте понятие «оттепель». Почему эпоха получила такое название?

Вариант 2

Задача 1

Назовите имена композиторов, чьи имена приобрели известность после Великой

Отечественной войны

Задача 2

Перечислите фильмы, которые появились в период перестройки. Почему стало возможным появление фильмов различного характера?

Задача 3

Заполните таблицу «Автор и произведение»

Б. Полевой

А. Твардовский

Б. Лавренёв

Задача 4

Заполните таблицу «Автор и произведение»

К. Симонов

Н. Вирте

С. Михалков

Задача 5

Заполните таблицу «Автор и произведение»

Ч. Айтматов

В.Д. Дудинцев

А.Н. Рыбаков

Задача 6

Охарактеризуйте духовную жизнь в эпоху правления Л.И. Брежнева (диссиденты, их цели и основные направления).

Контрольные вопросы:

1.Какая основная тематика фильмов, музыки и книг была после Великой отечественной войны?

2.Почему годы правления Н. С. Хрущёва назвали «оттепель»?

3.Почему эпоху Л. И. Брежнева называли «застоем»?

4.Дайте определение понятию «перестройка».

5. Дайте определение понятию «гласность».

Литература:

1.Самыгин П.С.  «История»; Учебник для СУЗов. –  Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. –  с.452-456.

Приложение 5

Развитие культуры в послевоенные годы.

Основные достижения в послевоенной литературе были связаны с разработкой темы Великой Отечественной войны. Появляются новые писатели Э. Казакевич, Б. Полевой, Дудин, В. Панова и др.

Б. Полевому принадлежит замечательное произведение «Повесть о настоящем человеке», очень популярное не только в СССР, но и за границей.А. Фадеев написал роман «Молодая гвардия»,  в котором показал мужественную борьбу советских людей против фашистов. Почти сразу после воины, в 1946 г., известный поэт А. Твардовский создал стихотворение «Я убит подо Ржевом", ставшее одной из вершин всей послевоенной поэзии. О событиях войны пишут Э. Казакевич ("Звезда", "Весна на Одере"), Л. Соболев ("Зеленый луч"), О. Гончар ("Знаменосцы"), П.Вершигора ("Люди с чистой совестью"), Б. Лавренев («За тех, кто в море») и др.  

На сценах, прежде всего Московских театров начинают идти пьесы А. Сафронова («Московский характер" и «В одном городе,) Б. Ромашова «Великая сила», А. Крона («Кандидат партии,), А. Kopнеичука («Калиновая роща,) и др.

В заданном ключе ряд драматических произведений рассказывал о гнилости буржуазного общества, тлетворности его идеологии и особенно об «американском образе жизни»: «Голос Америки» Б.Лавренева, «Русский вопрос» К. Симонова, «Заговор обреченных» Н. Вирте, «Я хочу домой» С. Михалкова.

Во время войны киносеть в оккупированных фашистами районах была полностью разрушена. Однако производство фильмов не прекратилось. Фильмы создавались на студиях Ташкента и других городов. В послевоенные годы советская кинематография была в значительной мере восстановлена, но производство художественных фильмов сократилось. Однако именно в эти годы были сняты художественные ленты («Молодая гвардия", «Подвиг разведчика»), «Повесть о настоящем человеке», «Сельская учительница», «Кубанские казаки», «Весна,), «Встреча на Эльбе» и др., до сих пор пользующиеся популярностью.

Музыка после войны приобрела новые черты. Появилось такое понятие, как военная песня, массовая песня и Т.Д. Композиторы активно сочиняли музыку к кинофильмам. Творчество таких композиторов, как Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, приобрело всемирную известность.

Развитие культуры в период «оттепели».

Духовная атмосфера времен «оттепели» была весьма либеральной. Шла активная реабилитация писателей, которые стали жертвами репрессии. Но одновременно действовала установка авторам наделить своих героев лучшими моральными качествами строителей коммунизма.

При Хрущеве получили большое распространение различные вечера поэзии, на которых проходили встречи с молодыми поэтами - кумирами поколения. Устраивались также художественные выставки (например, в Манеже), кинофестивали.

В период «оттепели» произошли сдвиги. В сфере общественного сознания. Всячески проводилась концепция «возврата к ленинизму», культивировалась революционная романтика. Ликвидация черт сталинизма консолидировала власть и общество, породив культурный феномен «шестидесятников».

В СССР увеличилось число научных учреждений и научных работников. В каждой союзной республике была своя Академия наук, в подчинении которой находилась целая система научных учреждений. В развитии науки были достигнуты значительные успехи. 4 октября 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли, затем космические аппараты достигли Луны. 12 апреля 1961 г. состоялся первый в истории полет человека в космос. Первопроходцем космоса стал Ю.А. Гагарин.

Строились новые все более мощные электростанции. Успешно развивались самолетостроение, ядерная физика, астрофизика и другие науки. Во многих городах создавались научные центры. Например, в 1957 г. возле Новосибирска был построен Академгородок

После войны катастрофически уменьшилось количество школ, поэтому одной из задач правительства было создание новых средних учебных заведений. Увеличение числа выпускников средних школ вело к росту числа студентов вузов.

С 1954 г. в школах было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек. Была также отменена плата за обучение старшеклассников, студентов. Студентам стали выплачивать стипендию. В 1958 г. было введено обязательное восьмилетнее образование, а десятилетняя школа переводилась на ll-летнее обучение. Вскоре в учебные планы школ был включен труд на производстве.

Духовная жизнь в эпоху правления  Л.И. Брежнева

Ответом на господство во всех сферах общества коммунистической идеологии явилось возникновение в конце 50-х гг. ХХ в. неформальных объединений, кружков. Вначале представители этих движений пытались бороться за улучшение советской системы, против отдельных ее недостатков, но затем перешли к оказанию сопротивления властям и начали бороться за свержение коммунистического режима. Слово «диссидент» в переводе с латыни означает «несогласный», или в переносном смысле «инакомыслящий». Количество диссидентов было невелико. Это были или отдельные критически мыслящие личности, или небольшие группы. Основная масса населения в 60 - 70-е п. ХХ в. не поддерживала идей диссидентов. Между тем диссиденты составляли собственные программы, выдвигали требования от улучшения жилищных условий до политических свободы слова, печати, освобождения политических заключенных. «Западническое» направление диссидентской борьбы фактически возглавлял академик А.Д Сахаров - сторонник сближения капитализма с социализмом. Движение сторонников возвращения к православной монархии, существовавшей в России до 1917 г., возглавил А. И. Солженицын. К 70-м п. ХХ в. движение переходит на новый этап - правозащитный. Правозащитники отстаивали права той или иной группы населения. После общеевропейской конференции в Хельсинки в 1975 г. в Москве образовалась группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений во главе с физиком Ю. Орловым. Группа собирала сведения о нарушениях прав человека в Советском Союзе, которые затем направляла главам европейских стран. Деятельность группы Орлова продолжалась недолго, и в скором времени ее участники были арестованы, приговорены к различным срокам тюремного заключения. Многие правозащитники затем покинули Советский Союз или были высланы за границу.

Культура 1985-1991 гг.(перестройка)

Гласность, открывшая перед советским человеком всю глубину кризиса, в который впала страна, и поставившая перед обществом вопрос о путях дальнейшего развития, вызвала огромный интерес к истории.

Литературные журналы печатали неизвестные ранее широкому советскому читателю литературные произведения, воспоминания очевидцев и мемуары, представляющие новый взгляд на историческую правду (журналы «Нева»«Новый мир»«Юность»)

За несколько лет в журналах и отдельными изданиями в свет вышли романы А. И. Солженицина («В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»), Ю. Домбровского («Хранитель древностей»), Е. И. Замятина («Мы»), М. А. Алданова («Святая Елена, маленький остров»), Б. Л. Пастернака («Доктор Живаго»), М. А. Булгакова («Мастер и Маргарита»), В. В. Набокова («Лолита»), Б. Пильняка («Голый год», «Повесть непогашенной Луны»), А. Платонова («Чевенгур», «Котлован»), поэтические произведения Г. В. Иванова, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама.

Появились произведения-Ч. Айтматова «Плаха» (1986 г.), роман А. Н. Рыбакова «Дети Арбата» (1987 г.), романы В. Д. Дудинцева «Белые одежды» (1987 г.) ,Д. А. Гранина «Зубр» (1987 г.). А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая» (1987 г.).

 В музыкальную культуру было возвращено творчество А. Шнитке, М. Ростроповича, на широкую сцену вышли представители музыкального «андеграунда»: группы «Наутилус», «Аквариум», «Кино» и т. д.

В художественном и документальном кинематографе перестроечных лет появляется ряд замечательных фильмов, созвучных эпохе:«Покаяние» Т. Абуладзе«Легко ли быть молодым» Ю. Подниекса«Так жить нельзя» С. Говорухина, «Завтра была война» Ю. Кары«Холодное лето пятьдесят третьего». Вместе с тем кроме серьезных, глубоких фильмов, снималось много картин, авторы которых старались обеспечить зрительский интерес («Маленькая Вера» реж. В. Пичул).

Наиболее широкую аудиторию имели телевизионные публицистические передачи, такие как «Взгляд»«Двенадцатый этаж», «До и после полуночи»«600 секунд». Ведущие программ были не похожи на традиционных советских дикторов: раскованны, современны, умны (В. ЛистьевВ. ЛюбимовВ. Молчанов и др.)

Система оценки задания

«Отлично»: Все задачи выполнены полностью. Ошибки отсутствуют (допущено 2 неточности).

«Хорошо»: Все задачи выполнены, допущено не более 2 ошибок или  4 неточностей.

Выполнены задачи 1-5 без ошибок.

 «Удовлетворительно»: Выполнены задачи 1-5, допущено не более 4-х ошибок.

Выполнены задачи 1-4, допущено не более 2 ошибок или  4 неточностей.

Выполнены задачи 1-3 без ошибок, 1 неточность.

Выполнена 2 задачи без ошибок.

«Неудовлетворительно»: выполнено менее 2 задач.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для обучающихся специальности СПО 36.02.01. «Ветеринария» выполнению лабораторно практических занятий по учебной дисциплине Болезни мелких животных

Методические рекомендации по выполнению практических работ составлены согласно учебной программы в соответствии с ФГОС специальности  СПО 36.02.01. «Ветеринария».В результате освоения...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Прочность, осознанность и действенность знаний студентов наиболее эффективно обеспечивается при помощи активных методов обучения. Среди них важное место занимают практические занятия. Методические ука...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ для специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» «ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ»

Методические указания для самостоятельной работы содержат задания, в результате выполнения которых у студентов формируются ОК и ПК...

ПМ 01 «Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью»: методические указания и задания для производственной практики (по профилю специальности) обучающихся СПО специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Методические рекомендации разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.04 «Коммерция».З...

ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»: методические указания и задания для производственной практики (по профилю специальности) обучающихся СПО специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Методические рекомендации разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.04 «Коммерция».З...

Методические указания для обучающихся по выполнению практических занятий по общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.(б)01 Русский язык Специальность 43.02.10 Туризм

Методические указания для обучающихся по выполнению практических занятий разработаны на основе рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.(б)01 Русский язык, Фонда оценочных средств ...