Проблемные направления социальной работы города Воркуты
статья

К числу наиболее остро стоящих проблем на сегодняшний день в городе Воркуте относится проблема юного материнства. Увеличение числа несовершеннолетних матерей - явление, вызывающее особую тревогу. Многолетний опыт работы показывает, что наибольшее число отказов от детей приходится именно на данную категорию. Беременность и роды в подростковом возрасте – это, помимо  всего прочего, крах многих надежд и желаний. Если школьницы прервут свое образование, то часто утрачивают возможность его  продлить в будущем. Кроме того, юные матери во многом изолируют  себя от общества сверстников и не имеют шанс приобрести опыт полноценного общения  в столь ответственный период жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемные направления социальной работы города Воркуты

К числу наиболее остро стоящих проблем на сегодняшний день в городе Воркуте относится проблема юного материнства. Увеличение числа несовершеннолетних матерей - явление, вызывающее особую тревогу. Многолетний опыт работы показывает, что наибольшее число отказов от детей приходится именно на данную категорию. Беременность и роды в подростковом возрасте – это, помимо  всего прочего, крах многих надежд и желаний. Если школьницы прервут свое образование, то часто утрачивают возможность его  продлить в будущем. Кроме того, юные матери во многом изолируют  себя от общества сверстников и не имеют шанс приобрести опыт полноценного общения  в столь ответственный период жизни.        

Учитывая многоплановость обозначенной проблемы, в ГУ РК «Центр социальной помощи семье и детям» Козловой Ольгой Николаевной была разработана и внедрена в практику комплексная реабилитационная программа «Юная мама». Она призвана дать возможность юной маме (до 18 лет) реализовать свои материнские возможности, обрести нормальный социальный статус семьи, помочь юной маме самой нести ответственность за свою повседневную жизнь и жизнь своего ребенка. Специалистами по социальной работе ведется работа с семьей до родов путем создания доверительных отношений  с будущей мамой, проводится работа по оказанию психологической помощи и поддержки по выявлению жизненной ситуации, в которой оказалось юная мама, а также психологической подготовки к родам, а родителей и близких юной мамы с целью минимализации стресса юной мамы и ее родителей.

С целью повышения качества предоставляемых услуг данной категории матерей в  рамках программы  «Юная мама» было проведено анкетирование. Оно было направлено на выявление следующих актуальных вопросов, касающиеся материнства и детства: кто эти женщины, каков их возраст, образование, кто их родители и какая семья, какие занятия в семье, каковы взаимоотношения детей и родителей, с друзьями  и сверстниками и изменились ли они после рождения ребенка, пытались ли они освободиться от ребенка и почему не сделали этого и т.п.  

       Чтобы ответить на эти вопросы, на основании анонимных анкет, заполняемых несовершеннолетними матерями при постановке их в ГУ РК «ЦСПСиД», в анкету были включены следующие аспекты: семейное положение, уровень образования, возраст,  статус семьи юной мамы, взаимоотношения с окружающими.  

       Полученные результаты свидетельствуют,  что 80 %  респонденток состоят в незарегистрированном браке, 80 %  девушек родили ребенка вне брака. Вплоть до настоящих родов 70 % молодых мам учились в школе и ПТУ,  другие 30 % - нигде не учились и не работали.  

      Довольно часто девушки начинают ранние половые контакты,  предполагая, что именно с этим человеком  они создадут семью и не задумываются о последствиях.  По  данным исследования, выяснилось,  что 35 %  родили ребенка в 16 лет; 65  % - в 17 лет. Для  всех юных мам это была первая беременность.  

       Что касается образовательного уровня несовершеннолетней мамы. Так, 25 % получают среднее специальное образование; 35 % - получили среднее полное, 40 % - окончили только 9 классов. Эти факты свидетельствуют о том, что раннее материнство занимает много времени у матери и перечеркивает на какой-то период все ее планы на будущее. Среди опрошенных есть и такие матери, которые со временем стремятся заполнить этот пробел.

По данным исследования, выявлено, что только 10% девушек воспитывались в полных семьях.  65% опрошенных - в неполных семьях, где воспитателем, чаще всего, выступает мама, а 25 % - выросли в детском доме. Следовательно, есть основание говорить,  что неполная семья является “поставщиком” юных одиноких  мам.

              О причинах иметь ребенка респондентки подчеркнули следующие: «хотела  иметь  ребенка»,  «родители  запретили  делать  аборт», «совместное решение с отцом ребенка», «был слишком большой срок для аборта» и многое другое. Эти причины свидетельствуют о том,  что  некоторые юные мамы еще недостаточно понимают, что рождение ребенка в таком юном возрасте может оказаться рискованным шагом  как для матери,  так и для ее ребенка.

       На вопрос, к кому обратилась молодая мама по вопросу ранней беременности, 33 % респонденток отметили полового партнера,  26  % - обращение к врачу- специалисту или к маме. Лишь 13  % решили проблему самостоятельно.

       При проведении анкетирования также было выявлено отношение родителей, друзей и сверстников, полового партнера к юной маме. В основных случаях отношения не изменились, лишь в единичных случаях родители признались в своем нежелании иметь внуков. В 87% половой партнер настаивал на аборте, и будущая юная мама оставалась одна  с проблемой рождения ребенка.

      Исходя из вышеизложенного можно констатировать тот факт, что  юные матери  не отказываются от своего ребенка (кроме единичных случаев) и  воспитывают его,  не смотря ни на какие причины. Подавляющее большинство юных матерей живут в социально неустойчивых, неблагополучных семьях, не имеют достаточного образования и постоянного партнера, ставшего полноценным помощником в уходе за ребенком.  

 Таким образом, проведенное исследование показало, что девушки в возрасте 16 – 18 лет социально и психологически не готовы стать матерью. Такая ранняя беременность требует систематического социально- психологического сопровождения из-за морально-социального климата, отнюдь не благоприятного для дальнейшего развития молодой мамы и её малыша.

Данная работа с юными матерями проводилась с целью изучения материнства как психосоциального феномена. Мы рассматривали материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности.

Рождение ребёнка принесёт много перемен, к которым женщина должна быть готова. Девушки должны быть готовы стать матерью, должны осознанно принять на себя выполнение материнских функций.

 Юным матерям, выросшим в асоциальных неполных семьях, где они приобрели негативный опыт взаимоотношений со своими родителями, сверстниками, и другими людьми,  сложно принять новую и малознакомую для них роль любящей и заботливой матери, так как у 70% девушек из таких семей не сформирована психологическая готовность к материнству, а следовательно отсутствует модель благоприятного выстраивания отношений с ребенком.

Большую роль в подготовке будущих матерей играет социально - психологический патронаж и сопровождение юных беременных и матерей, которые  включают индивидуальное консультирование, обучение юных матерей навыкам грудного вскармливания, массажа, развития и ухода за ребенком, проведения бесед по повышению их родительской компетенции.

Список использованных источников:

  1. Андреева, Т.В. Психология семьи. – СПб.: Речь, 2004. - 244 c.
  2. Алешина, Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Журнал-вестник московского университета. – 2008. - № 5. - 239 c.
  3. Козлова, О.Н. Юная мама Текст: программа.- 2006.-12 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема : Принципы социальной работы по дисциплине Теория и методика социальной работы

Данная учебная презентация на тему: " Принципы социальной работы" может быть полезна преподавателям специальности 040401 " Социальная работа" для СПО , студентам очной и заочной форм обучения по специ...

Лекция - Субъект и объект социальной работы по дисциплине Теория и методика социальной работы

Данная лекция предназначена для преподавателей специальности 040401 " Социальная работа" СПО, для студентов специальности 040401 " Социальная работа", очной и заочной форм обучения , базовой подготовк...

лекция - методы социальной работы по дисциплине ОП.02 Теория и методика социальной работы

Данная лекция может быть полезна как преподавателям , так и студентам специальности СПО 040401 " Социальная работа", базовой подготовки...

Курсовая работа студентки Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы

Курсовая работа  студентки  Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы...

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 Социальная работа Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 " Социальная работа" Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему-  особенности социальной работы за рубежом, ее отличие о...

Методические рекомендации по производственной практике ПП. 04.01. по профилю специальности ПМ. 04 Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохранение, образование, культура) Специальность 39.02.01 Социальная работа

Методические рекомендации по производственной практике ПП. 04.01. по профилю специальности    ПМ.  04 Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохр...

Презентация по направлению "Социально-культурная деятельность" на тему :Социально-культурная деятельность на Руси10-15вв

ull;Досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он всходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками, как большой пр...