Программа психолого- педагогической поддержки и адаптации первокурсника "На пути к взрослой жизни"
рабочая программа

Ефремова Юлия Евгеньевна

Личная самореализация, профессиональное самоопределение, получение нужной профессии, построение собственной карьеры - может ли вчерашний школьник справиться с этим самостоятельно, при этом спокойно адаптироваться в новой для него социальной среде? Конечно да, но не каждый, и не без помощи взрослых, которые должны сопровождать его на протяжении всего этапа становления, как формирующуюся личность, так и сложившегося профессионала. 

Данная программа направлена на помощь вчерашним школьникам хорошо адаптироваться в новой образовательной среде сегодня, чтобы стать успешным специалистом своего дела завтра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_puti_k_vzrosloy_zhizni_adaptatsiya.docx39.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение Владимирской области

«Муромский промышленно- гуманитарный колледж»

Программа

психолого- педагогической поддержки и адаптации первокурсников

«На пути к взрослой жизни »

                                           о.Муром

Паспорт программы

Наименование программы

Психолого- педагогической поддержки и адаптации первокурсников «На пути к взрослой жизни »

Наименование учреждения

ГБПОУ ВО «МПГК»

Автор программы

Педагог- психолог Ефремова Юлия Евгеньевна

Цель программы

Создать условия для успешной адаптации учащихся 1 курса

Задачи

1. Формирование представлений о структуре учебного процесса, выбранной  профессии,  профессиональных компетенциях.

2. Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе.

3. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.

4. Формирование личности физически развитой, ведущей здоровый образ жизни, способной к физическому самосовершенствованию и развитию.

5. Развитие позитивной самооценки, творческих способностей учащихся, способности к рефлексии.

 6. Развитие навыков работы в команде, принятие решений, ответственности.

7. Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

Направления программы

1. Просветительское направление:

-организационные мероприятия для классных руководителей и мастеров групп, по воспитательной работе со студентами первого курса;

-информирование преподавателей, мастеров и классных руководителей о психологических особенностях первокурсников.

2. Диагностическое направление:

-изучение индивидуально – психологических особенностей студентов, их интересов, мотивов поступления в колледж, отношения к будущей профессии;

-мероприятия по исследованию уровня социально-психологической адаптации и выявление дезадаптации;

-определение профессиональных склонностей, исследование творческих способностей.

3. Профилактическое направление:

-мероприятия в форме классных часов, психологических игр, групповых бесед, часов общения с элементами тренингов направленных на успешное протекание социально-психологической адаптации первокурсников;

-организация воспитательной и внеучебной работы с первокурсниками по формированию устойчивого интереса к избранной профессии;

-мероприятия по предотвращению стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения в период адаптации  первокурсников.

4. Коррекционно – развивающее направление:

-организация психокоррекционной работы при нарушениях протекания процесса социально-психологической адаптации студентов первого курса.

Срок проведения

2020-2021 учебный год

Ожидаемые результаты

1. Создание единой адаптационной среды.

2. Включение всех первокурсников в целенаправленный управляемый процесс социально-психологической адаптации.

3. Осознание первокурсниками трудностей связанных с первыми месяцами обучения, умение справляться с эмоциональными кризисами.

4. Осознание правильности сделанного профессионального выбора, умение «вжиться» и полюбить выбранную профессию.

5.  Сохранность контингента.

Исполнители программы

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по УМР

Педагог – психолог

Социальный педагог

Мастера производственного обучения

Классные руководители

Медицинский работник

Воспитатель общежития

Нормативно-правовое обеспечение программы

 Нормативно-правовой базой для разработки программы адаптации первокурсников являются следующие документы:

1. Устав государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Владимирской области «Муромский промышленно- гуманитарный колледж»

2.Локальный акт о психологической службе.

3.Локальный акт о внутриколледжном контроле.

4.Локальный акт о постинтернатном сопровождении в отношении детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет в Муромском промышленно- гуманитарном колледже.

5.Локальный акт о студенческом общежитии Муромского промышленно- гуманитарного колледжа.

6.Правила внутреннего распорядка Муромского промышленно- гуманитарного колледжа.

Пояснительная записка

Каждый год наш колледж гостеприимно распахивает двери для пополнения большого и дружного коллектива обучающихся, которые поступают из разных сельских и городских школ, становятся первокурсниками нашего учебного заведения. Переход из школы в колледж является для многих обучающихся переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить.

Новый коллектив, новые преподаватели, новый учебный процесс отличающийся от школьного, порой неопределенность в выборе профессии, неумение осуществить психологическую саморегуляцию (отсутствие навыков выполнения самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, каталогами) ,социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких. Все это приводит к возникновению психологических проблем,  к затруднению в адаптации.

Личная самореализация, профессиональное самоопределение, получение нужной профессии, построение собственной карьеры - может ли вчерашний школьник справиться с этим самостоятельно, при этом спокойно адаптироваться в новой для него социальной среде? Конечно да, но не каждый, и не без помощи взрослых, которые должны сопровождать его на протяжении всего этапа становления, как формирующуюся личность, так и сложившегося профессионала.

А начинаться все должно с адаптации обучающегося в той среде, в которую он пришел, не важно сделал он выбор самостоятельно или при помощи взрослых, которые за него решили. Помогать и сопровождать вчерашнего школьника должны все те же взрослые, которые берут на себя ответственность в данный период его жизни, его жизненного становления, как  творческой личности, как будущего профессионала. Поэтому в период адаптации на весь коллектив ложиться большая ответственность в создании условий для успешной адаптации, безболезненного принятия той новой обстановки, которая существует в учебном заведении и которая благоприятно влияет на психологическое состояние человека.

Вчерашние школьники, поступившие в колледж, ещё только на пути к самоопределению, они по-разному относятся к своей будущей профессии, а также к обучению в учебном учреждении. Поэтому очень часто возникают  трудности и неудачи, которые приводят к разочарованию, утрате интереса, пассивности, не желанию учить и  учиться, а также посещать колледж. Все они очень разные, каждый имеет за плечами свой багаж знаний и умений, каждый обладает определенным уровнем коммуникабельности, уверенности в себе и ответственности, но все они пришли за одним и тем же, за  профессией, которую выбрали, поэтому наша главная задача не только адаптировать их, но и сформировать желание получить данную профессию, чтобы в будущем стать хорошим квалифицированным специалистом.

Цель: создание условий для успешной адаптации обучающихся первого курса.

Задачи:

1. Формирование представлений о структуре учебного процесса, выбранной  профессии,  профессиональных компетенциях.

2. Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе.

3. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.

4. Формирование личности физически развитой, ведущей здоровый образ жизни, способной к физическому самосовершенствованию и развитию.

5. Развитие позитивной самооценки, творческих способностей учащихся, способности к рефлексии.

 6. Развитие навыков работы в команде, принятие решений, ответственности.

7. Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

Формы работы:

- Анкетирование;

- Социологические опросы;

- Диагностирование;

- Лекционно-практические занятия;

- Тренинги;

- Ролевые и ситуативные игры;

- Дискуссии;

- Беседы;

- Социально-педагогическое сопровождение;

- Психологокоррекционное воздействие;

- Включение студентов во внеучебную деятельность.

Механизм реализации:

1 этап – входная диагностика (сентябрь- октябрь) : Среди обучающихся – первокурсников и классных руководителей проводится анкетирование и социологический опрос с целью выявления проблемной области, связанной с адаптацией первокурсников. Через диагностирование выявляются особенности психологических проблем, затрудняющих адаптацию: мотивация к учебной деятельности, способность к сознательной  саморегуляции поведения, уровень притязаний, коммуникативные особенности обучающихся – первокурсников. На основании комплексного психодиагностического обследования формулируются цели и задачи психокоррекционной  работы со студентами по адаптации.

2 этап – социально-психологическое воздействие (ноябрь- январь): Проводятся социально – психологические мероприятия по адаптации обучающихся. Психокоррекционные мероприятия подразумевают организацию Т-групп, групп встреч, деловых игр в учебных группах первокурсников при тесном взаимодействии с классными руководителями.

3 этап - итоговая диагностика (февраль- март): заключительное социально-психологическое обследование студентов-первокурсников после проведения психокоррекционных мероприятий. Оценка эффективности проведения социально-психологической работы.

4-этап – углубленное психокоррекционное воздействие (апрель- июнь): Проводится по необходимости  специалистами отдела по социально - воспитательной работе со студентами –первокурсниками имеющими очень низкий уровень адаптации после проведения социально - психологической работы.

Календарно-тематическое планирование по реализации программы адаптации обучающихся –первокурсников

№ П/п

этап

Содержание работы

Сроки проведения

Ответственные

1. Аналитико- диагностическое направление

1

Изучение личных дел студентов

Сентябрь

Социальный педагог

Педагог- психолог

Классные руководители

Мастера п/о

2

Сбор информации об учащихся( анкетирование учащихся, родителей)

Сентябрь

3

Составление социальных паспортов групп, колледжа

Октябрь

4

Определение степени адаптированности первокурсников к условиям колледжа

Ноябрь

5

Определение степени установки на ЗОЖ, на степень осведомленности о вопросе ПАВ

Декабрь

6

Выявление мотивации обучения, удовлетворенности учебно- воспитательным процессом

Январь

2. Организация учебного процесса

1

Взаимодействие с педагогами- предметника с целью изучения особенностей социально- психологической адаптации к специфике учебных предметов:

  • Анализ объема домашнего задания;
  • Изучение расписания занятий;
  • Посещение уроков;

В течение года

Классные руководители

Заместитель директора по УМР и УПР

3. Организация воспитательной деятельности

1

1.Вовлечение учащихся в деятельность секций, кружков колледжа.

2.Формирование и развитие духовно- нравственных ценностей.

3.Формирование правовых знаний первокурсников.

4.Формирование навыков ЗОЖ.

5.Формирование эстетических ценностей.

6.Привитие трудовых навыков.

7.Участие в мероприятиях в рамках недели специальности, конкурсах по профессии, тд.

8Участие в общественной жизни колледжа, спортивных и культурно- массовых мероприятиях.

В течение года

Классные руководители

Руководители кружков

Заместитель директора по УВР и УПР

Социальный педагог

Педагог- психолог

4. Взаимодействие с родителями

1

Родительские собрания (групповые, общеколледжные) по заданным тематикам: знакомство, адаптация, успеваемость

В течение года

Классные руководители

Педагог- психолог

Социальный педагог

Заместитель директора по УВР

2

Индивидуальные консультации по возникающим вопросам

3

Взаимодействие родительского комитета группы и колледжа со всеми структурными подразделениями

5.Организованные мероприятия по адаптации студентов к новым жилищно- бытовым условиям проживания в общежитии

1

Заселение в студенческое общежитие, ознакомление с правилами и нормами проживания в нем

Сентябрь- октябрь

Заместитель директора по УВР

Воспитатели общежития

Комендант общежития

Социальный педагог

2

Контроль за соблюдением правил проживания в общежитии

В течение года

6. Социально- психологическое сопровождение учащихся, родителей, педагогов

1

Классный час «Давайте познакомимся» с целью знакомства коллектива друг с другом, создание благоприятного психологического климата и выявление личностных качеств и навыков

Социологический опрос по выявлению соцдемографических данных учащихся

Сентябрь

Классные руководители, педагог- психолог

2

Классный час с элементами тренинга «Я- первокурсник» с целью психолого- педагогическое сопровождение процесса адаптации

Анкетирование по выявлению уровня учебной мотивации и адаптации

Октябрь

Классные руководители, педагог- психолог

3

Классный час «Наша группа» с целью сплочения коллектива учащихся, создания ощущения целостности, нужности каждого учащегося.

Анкетирование учащихся по адаптированности к обучению в колледже, самооценке, тревожности

Ноябрь

Классные руководители, педагог- психолог

4

Проведение классных часов, занятий с элементами тренинга по профилактике трудностей адаптации с теми учащимися, которые испытывают те или иные трудности

Ноябрь-январь

По запросу

Педагог- психолог

5

Психодиагностика по интересующим направлениям

-адаптация

-отношение к ЗОЖ

- мотивация

- удовлетворенность учебным процессом

В течение года

Педагог- психолог

Классные руководители

6

Оказание консультационной помощи по возникающим вопросам учащимся, родителям педагогам

В течение года

Заместитель директора по УВР, педагог- психолог

7

Оформление информационного стенда, размещение информации на сайте «Я- первокурсник», изготовление буклетов для родителей

Сентябрь- октябрь

Заместитель директора по УВР, педагог- психолог

Заключение

Главным в адаптации остается  процесс психологической перестройки личности обучающегося, его заинтересованности, а также  способности, умение и желание приспосабливаться к новой социальной среде, к  условиям обучения в колледже.

И здесь большую роль играет самостоятельная, творческая работа обучающегося. Задачей педагогического коллектива является, прежде всего, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему  квалифицированному рабочему «войти» в реальные условия современной жизни.

Поэтому помощь должна осуществляться всеми специалистами колледжа на основе их совместного взаимодействия.

Таким образом, выявление трудностей у обучающихся и определение путей их преодоления позволит повысить адаптационную  активность первокурсников, успеваемость и качество их знаний.

Литература

  1. Анн Л.Ф.  Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн - Питер, 2008.
  2. Выготский Л.С. Психология.-М: Изд-во Эксмо-Пресс, 2000. (Серия «Мир психологии»)
  3. Грецов А.Г., Жукова Е.В. Из школы в жизнь: социально психологическая адаптация старшеклассников / Грецов А.Г., Жукова Е.В.: журнал «Психология и школа», 2002 -№ 1.
  4. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008.
  5. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков / А.Г. Грецов - Питер, 2005.
  6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
  7. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М., “Флинта”, 2003.
  8. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., 2001.
  9. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.,1996.
  10.  Психологический тренинг с подростками /Л.Ф. Анн. - СПб., 2003.
  11.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.,2001.  




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путь во взрослую жизнь

Каждая эпоха выдвигает свои типичные варианты жизненных целей и свои варианты их замены...

Статья "Психолого-педагогическая поддержка студентов-первокурсников в адаптационный период в ССУЗе"

Адаптация личности студентов в динамично развивающейся социокультурной среде ССУЗа приводит к необходимости активизации самой личности в образовательном процессе, актуализации возможностей личности в ...

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников

Результатом психолого -педагогической поддержки в профессиональном самоопределении старших школьников является готовность школьника к самостоятельному, ответственному и осознанному выбору дальнейшего ...

Особенности психолого-педагогической поддержки первокурсников в процессе адаптации к условиям обучения в колледже

Особенности психолого-педагогической поддержки первокурсников в процессе адаптации к условиям обучения в колледже...

«Организация психолого-педагогической поддержки классным руководителем детей-мигрантов и их семей»

Статья авторская. В этой статье вы познакомитесь с организацией психолого-педагогической поддержки классным руководителем детей-мигрантов и их семей....

Доклад и мультимедийная презентация к педагогическому совету по теме; "Психолого-педагогические условия успешной адаптации и профессиональной мотивации обучающихся нового набора"

Адаптация - приспособление к окружающим условиям. Это динамический процесс в ходе которого происходит личностное, профессиональное развитие и самореализация.Уже,с первых дней обучения учебная мотиваци...

Аттестационная работа к КПК «Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации одаренных детей и подростков»

В материале представлена аттестационная работа к КПК «Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации  одаренных детей и подростков» «Система работы с одаренным...