ПОНЯТИЕ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья

Четверикова Виктория Владимировна

Определении сущности понятия «критическое мышление», помощь в решении актуальных проблем, стоящих перед системой образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


ПОНЯТИЕ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ


ВВ. Ильина, Д.П. Мучкин 

ПГПИ, г. Павлодар

В своём выступлении «Приоритетные направления развития образования и 

науки на 2014-2016 годы» министр образования и науки Республики Казахстан 

отметил, что в среднем образовании необходимо обновить содержание, в частности, в связи с тем, чтобы развивать у учащихся критическое мышление. В то же время, необходимо отметить, что определение понятия «критическое мышление» на данный момент не имеет однозначной трактовки как среди педагогической общественности Республики Казахстан в частности, так и среди педагогов в глобальном масштабе вообще.  Это актуализирует необходимость научного исследования сущности понятия «критическое мышление»,

для целесообразности поиска путей решения обозначенной Министром образования и науки Республики Казахстан задачи. 

Важно, как мы убеждены, подчеркнуть, что: «важнейшим признаком научного 

исследования является однозначность используемых терминов, ибо с самого начала должно быть ясно, какой смысл вкладывается в главные понятия, о чем идет речь. Один и тот же термин нельзя употреблять в разных значениях. Это важно и потому, что понятийная характеристика (теоретическое описание) предмета исследования является условием содержательного раскрытия сущности исследуемого явления, разработки его 

теоретической модели и критериально-признакового аппарата. С помощью последнего 

оцениваются состояние исследуемого явления реальной педагогической действительностии эффективность предлагаемых рекомендаций для практической деятельности, которые закладываются в проект будущей педагогической деятельности как пакет методических материалов и указаний для практики» [1].  

В современной научной литературе уже накоплен достаточно обширный объём 

определений и точек зрения на понятие «критическое мышление». К настоящему 

времени исследование в данной сфере привлекает внимание большого числа учёных (Д.  Клустер, Д.  Халперн, Е.С.  Полат, И.Ю. Загашев, Х. Джонсон [2], В.Р. Руджиеро, Е.Н. Волков, Р.У. Поль, С. Плаус [3] и многих других. 

Определяя понятие «критическое мышление» (КМ), участники Болонского 

процесса, Совет Европы объявили, что: 

 образование – важнейший приоритет политики государств; 

 главная цель европейской школы – формирование критического мышления; 

 сохранение единого образовательного пространства. 
Критическое мышление определяют как:  
           
 способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить 

обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к 

стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам (Толковый 

словарь); 

 особый вид мышления, имеющий целью оценку идей. Более узко оно связано с проверкой точности утверждений и обоснованностью рассуждений (американский учебник по курсу КМ); 

 систематическая оценка аргументов, основанная на ясных рациональных критериях (американский учебник по КМ); 

 особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точки зрения или модели поведения (профессор Ральф Х. Джонсон из Канады); 

 принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить;
           
 мышление, влекущее к самоусовершенствованию; 

 способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения (российская педагогика). 

Критическое мышление (Дэвид Клустер): 

 критическое мышление есть мышление самостоятельное; 

 информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления; 

 критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать; 

 критическое мышление стремится к убедительной аргументации; 

 критическое мышление есть мышление социальное. 

Интеллектуальные умения критического мышления: 

  анализ / выводы;  

  выдвижение, формулировка, разработка гипотез;  

  установление и создание, поиск аналогий, метафор;  

  активизация ранее приобретенных знаний;  

  активизация причинно-следственных отношений;  

  анализ значимости;  

  сравнение – сопоставление – противопоставление;  

  применение в реальных условиях;  

  контраргументация;  

  оценка и ее достоверность / валидность;  

  обобщение идей;  

  изучение других точек зрения (Д.  Халперн). Таким образом, критическое 

мышление – значит «искусство суждения, основанное на критериях» [2].  

Р.У. Поль в своей работе «Критическое мышление:  

Что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире» пишет: 

«Теперь мы можем дать определение критического мышления, что поможет связывать вместе все сказанное, определение выдвигает на первый план три решающих 

измерения критической мысли: 

1. Совершенствование мысли;  

2. Элементы мысли;  

3. Области мысли.  

Таким образом, критическое мышление -дисциплинированное, самонаправленное мышление, которое иллюстрирует усовершенствование мысли, соответствующие к специфическому способу или области мысли.  Оно разделяется на две формы. Если дисциплинировано отвечать интересам специфического индивидуума или группы, исключая других уместных людей и группы, это софистический или слабый смысл критического мышления. Если дисциплинировано принимать во внимание интересы разнообразных людей или групп, это – справедливый или сильный смысл критического мышления. 

В критическом размышлении мы используем нашу команду элементов мысли, 

чтобы приспосабливать наше мышление к логическим требованиям типа или способа 

мысли.  Если мы привыкли мыслить критически в сильном смысле, то мы развиваем

специальные черты мышления: интеллектуальное смирение, интеллектуальную 

храбрость, интеллектуальную настойчивость, интеллектуальную честность и доверие 

причине.  Софистический или слабый смысл критической мысли подразумевает 

развитие этих черт только узко в соответствии с эгоцентрическими и 

социоцентрическими обязательствами. 

Теперь я объясню, что подразумеваю под совершенствами и несовершенствами 

мысли, элементами мысли, областями мысли и чертами мышления. В каждом случае 

комментирую кратко их значение.  Я буду тогда связывать эти измерения с процессом помощи студентам, чтобы прийти к соглашению не только с логикой их собственной мысли, но и с логикой дисциплин, которые они изучают» [3]. 

Нам хотелось бы обозначить, что: «В 80-е годы было достигнуто определённое 

взаимопонимание в отношении того, что должно являться сутью образования. Согласие 

было достигнуто на позициях, обычно отстаиваемых сторонниками либерального 

образования: суть образования должна заключаться, скорее, в разборе, усвоении и 

обдумывании, нежели в накоплении несистематизированных навыков и устаревающих 

сведений.  К концу десятилетия процесс внедрения критического мышления (КМ) в 

учебные планы учреждений среднего и повышенного среднего образования уже набрал 

заметную динамику.  Этот успех породил, однако, несколько новых вопросов.  В чём 

конкретно состоят навыки и черты характера, служащие отличительными признаками КМ?  Какие существуют эффективные методики обучения КМ?  И как можно дать 

оценку КМ, в особенности внедрённому в масштабах всего учебного городка, округа или штата? На эти вопросы достаточно трудно ответить отдельно взятому учителю или 

профессору, намеревающемуся ввести КМ для своих учеников.  <…> Поскольку 

философы играют центральную роль в оценке полезности КМ для человека и общества, 

в анализе основных положений КМ, при разработке учебных программ для колледжей, 

а также в оказании помощи по внедрению КМ в учебные программы средних школ, совсем не удивительно, что Американская философская ассоциация в лице её комитета 

по довузовской философии проявила большой интерес к КМ и его влиянию на 

профессию [4]. 

Было опубликовано согласованное заявление о критическом мышлении и 

идеальном критическом мыслителе, в котором говорилось: «Под критическим 

мышлением мы понимаем целенаправленную, саморегулирующуюся систему 

суждений, используемых для интерпретации, анализа, оценки и формулирования 

выводов, а также для объяснения доказательных, концептуальных, методологических, 

критериологических или контекстуальных рассуждений, на которых сама система 

суждений основана. КМ важно, как инструмент для исследования. 

Таким образом, КМ раскрепощает систему образования и предоставляет 

большие возможности для личной и общественной жизни.  Не являясь синонимом 

«хорошего мышления», КМ представляет собой всепроникающее и самоулучшающееся 

гуманитарное явление.  Идеальный критический мыслитель дотошен, хорошо 

информирован, разумно доверчив, непредубеждён, гибок, справедлив в оценках, честно 

признаёт собственные слабости, рассудителен при принятии решений, готов 

пересмотреть свою точку зрения, имеет чёткое представление о предмете, спокоен в 

сложных ситуациях, упорен в поисках нужной информации, разумен в выборе 

критериев, нацелен на познание и получение результатов, которые настолько точны, 

насколько того требуют обстоятельства и предмет исследования.  Таким образом, 
воспитание хорошего критического мыслителя должно быть направлено на достижение 

этого идеала.  Воспитание должно включать в себя как развитие навыков КМ, так и 

взращивание таких внутренних качеств, которые будут способствовать более глубокому 

познанию вещей и станут основой рационального и демократического общества» [там 

же]. 

Основываясь на вышеприведенных данных, мы соглашаемся с мнением 

Е.Н. Волкова и М.В. Плотникова, которые считают, что: «Основные принципы 

(признаки) и навыки здорового (критического) мышления можно условно разделить на 

две группы: 

-  философские и базисные методологические принципы, включающие в себя 

соответствующие философские и общенаучные положения, а также некоторые 

специфические фундаментальные положения научной психологии; 

- конкретные инструментальные принципы. 

Если формулировать общемировоззренческие принципы критического (здорового)мышления, то они будут примерно следующие: 

-  признание и принятие фундаментального когнитивного несовершенства 

любого человеческого существа; 

-  признание своей неистощимой способности к самообману и иллюзиям 

вследствие опосредованной, а не прямой, связи с реальностью; 

-  признание того, что такое несовершенство может быть существенно 

исправлено (компенсировано) определенными навыками связи с объективной 

реальностью и проверкой себя реальностью; 

- признание существования вопросов без (человеческих) ответов и явлений без 

(человеческого) смысла, т.е. просто непознанных (или непознаваемых), неопределенных, непонятых, неизвестных; 

-отказ от крайнего желания дать ответы на все вопросы и придать всему смысл в 

виде необоснованных откровений и фантазий, выдаваемых за истину; 

- признание неопределенности (ни веры, ни знания) в целом ряде вопросов как 

нормального аспекта человеческого существования; 

- признание того, что всего лишь сам факт существования человека в осязаемом 

реальном мире является самодостаточным основанием для бесконечно богатой и 

осмысленной жизни без привлечения сверхъестественных или инопланетных «причин» 

и «смыслов»; 

- признание того, что у человека как индивида есть лишь одна жизнь, до которой 

и после которой есть лишь жизнь человечества, такая же потусторонняя и пока 

исключительно одинокая; 

- признание веры лишь в оптимально разумной мере, как одного из необходимых 

компонентов психики и жизни человека, но не оправдывающего отказ от критического 

мышления или от результатов критического мышления [5]. 

Таким образом, вышеприведённые данные, как мы считаем, могут 

способствовать педагогической общественности прийти к консенсусу об определении 

сущности понятия «критическое мышление» и, тем самым, помочь решению 

актуальных проблем, стоящих перед системой образования Республики Казахстан на современном этапе модернизации.   

Литература 

1. Педагогика. Учебник. - Алматы: Print-S, 2005. – С. 14. 

2.  Инновационные подходы в образовании: учеб. пособие / В.К.  Омарова.  – 

Павлодар, ПГПИ, 2012. – 275 с.  

3.  http://www.evolkov.net/critic.think/  

4. http://www.evolkov.net/critic.think/basics/delphi.report.html 

5. Мучкин Д.П.  Critical thinking –as a major factor in the fight  against  destructive cults // Материалы  ХVII  международной  научно-практической  интернет-конференции  «Проблемы  и  перспективы  развития  науки  в  начале  третьего  тысячелетия  в  странах СНГ»// Сборник научных трудов. – Переяслав-Хмельницкий, 2013 год. - С. 130 -132. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные образовательные технологии.Технология развития критического мышления. Приём ЗИГЗАГ"

Современное образование требует активных форм общения обучающихся с информационным полем.В этом учителям и преподавателям призваны помочь образовательные технологии.Печатный документ содержит краткое ...

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.

Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна   Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...

Проектируем современный урок. Технология развития критического мышления. Приём "Зигзаг"

Данная презентация может быть использована преподавателями СПО, учителями ОУ, студентами для подробного ознакомления со стуктурными элементами технологии развития критического мышления через подробное...

Методическая разработка комбинированного открытого урока с применением технологии критического мышления по дисциплине ОДП 13 Экономика на тему «Понятие, виды и причины безработицы»

Методическая разработка комбинированного открытого урока с применением технологии критического мышления по дисциплине ОДП 13 Экономика на тему «Понятие, виды и причины безработицы» рекомен...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные за...

Современные педагогические технологии в реальной практике учителей. Технология критического мышления в моей практике

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ с применением современной образовательной технологии развития критического мышления По дисциплине МДК.01.01. "Устройство автомобиля"

Методическая предназначена для проведения учебного занятия по дисциплине МДК.01.01. Устройство автомобиля, для студентов, обучающихся по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...