Разработка учебного занятия "Особенности средневековой философии"
план-конспект занятия

Левагина Любовь Михайловна

Разработка учебного занятия "Особенности средневековой философии" может быть использована на занятиях "Основы философии" в учреждениях СПО. В разоработкке раскрывается механизм  реализации  ккомпетентностного подхода на основе технологии проблемно- диалогического  обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levaginal.m._razrabotka_uchebnogo_zanyatiya.docx57.51 КБ

Предварительный просмотр:

Левагина Любовь Михайловна,

преподаватель общественных дисциплин

ГАПОУ СО  «Жигулевский государственный колледж»,

Самарская область

Методическая разработка учебного занятия  по дисциплине

«Основы философии»

Тема занятия: Особенности средневековой философии

Предмет: Основы философии

Участники: студенты третьего курса

Тип занятия:  изучение  и первичное закрепление новых знаний.

Время: 90 минут

Цель занятия:  сформировать у обучающихся представление  об особенностях средневековой философии.

Задачи:

Обучающие:

1. Охарактеризовать  особенности средневековой философии

2. Рассмотреть основные  направления средневековой философии: патристику и схоластику

 3. Проанализировать учения Августина Аврелия (Блаженного) и Фомы Аквинского

4. Раскрыть содержание основных понятий дисциплины.

Воспитательные:

1 Воспитание мировоззренческой и социальной культуры обучающихся.

2.Воспитание культуры исследовательского труда.

Развивающие:

1.Развитие умения самостоятельного построения логических схем мышления.

2.Развивать умения выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на занятии.

3.Развивать следующие общие  компетенции:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

По окончании занятия студент должен:

Уметь:

- давать общую характеристику средневековой философии;

- характеризовать основные  направления средневековой философии: патристику и схоластку;

- делать выводы;

- работать с информацией (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи; использовать факты, содержащиеся в источниках, сравнивать  их со свидетельствами других источников);

- представлять результаты изучения  материала в  продукте письменной коммуникации (таблицы и т.д.).

Знать:

- значение и особенности средневековой философии;

- основные положения учений Августина Блаженного и Фомы Аквинского

Методы и приемы:

  • методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: информационный рассказ, беседа, дискуссия);
  • методы наглядной передачи информации и зрительского восприятия информации (прием: показ слайдовой презентации);
  • метод передачи информации с помощью  практической деятельности студентов (практическая работа в группах, составление  таблицы);
  • метод учебного исследования (аналитическая работа с источниками, проблемные задания);
  • методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: проблемное изложение, создание «ситуации успеха»);
  • методы контроля (приемы: самооценка).

Форма организации учебной деятельности — сочетание групповой работы с индивидуальной.

Оборудование занятия : компьютер, проектор, экран

Междисциплинарные связи: учебные дисциплины «История», «Литература»

Учебно-наглядный материал:

  • презентация «Средневековая  философия», выполненная в программе Microsoft  Power Point.

Информационное обеспечение занятия:

1.Волкогонова О. Д.Основы философии: Учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2016. - 480 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0258-5

2.Горелов A. A. Основы философии : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / — 15-е изд., стер. — М: Издательский центр «Академия», 2014. — 320 с.

3. Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие / В.Д. Губин.- 4-е изд.- М.: Форум: НИЦ  ИНФРА-М, 2015

4.Матяш Т.П. Основы философии: учебник/Т.П. Матяш, Л.В. Жаров, Е.Е. Несмеянов; под. ред. Т.П. Матяш.-Изд. 2-е.-Ростов н/Дону: Феникс, 2017. – 314( среднее профессиональное образование)

5. Сычев А.А.        Основы философии: Учебное пособие / А.А. Сычев. — Изд. 2-е, испр. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2016. - 368 с.

Аннотация.

Согласно ФГОС нового поколения  одной из главных целей профессионального обучения является формирование у студентов  общих и профессиональных компетенций.

 Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации не только умений и  знаний, но и  типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности, т.е. процесс обучения должен быть практико-ориентированным.

В методической разработке учебного занятия по теме «Особенности средневековой философии» раскрывается механизм реализации  компетентностного  подхода  на основе технологии проблемно-диалогического обучения.

 Методическая разработка включает план – конспект учебного занятия  и презентацию к нему.

План занятия.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний, мотивация и целеполагание.

3. Изучение нового материала:

3.1  Особенности средневековой философии 

3.2. Основные  направления средневековой философии: патристика и схоластика. Августин Аврелий и Фома Аквинский.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

 5. Домашнее задание.

Технологическая карта учебного занятия

Этапы занятия

Методические приемы

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

I этап.

Организационный момент

5 минут

1.Метод

словесной передачи и слухового восприятия информации

Дисциплинарный момент:

- приветствие;

-определение отсутствующих;

-проверка готовности студентов к занятию

Приветствуют преподавателя.

Создает эмоциональный настрой занятия

Эмоционально настраиваются на занятие

II этап.

Актуализация знаний, мотивация и целеполагание

15 минут

1.Метод стимулирования и мотивации учащихся (проблемное изложение).

2. Метод наглядной передачи информации

( слайд 1-3)

Сообщает тему  и цели занятия

Знакомятся с темой и целями, записывают тему в тетрадь

Мотивирует студентов к активности предварительными вопросами:

-Опираясь на знания  курса Истории, дайте характеристику периоду Средних веков.

-Какое мировоззрение  человека формируется в период Средневековья?

-выслушивает ответы студентов;

- совместно со студентами определяют верные ответы.

Отвечают на предварительный вопрос:

-высказывают свое мнение;

- совместно с преподавателем определяют верные ответы;

-делают записи в тетради

Задает проблемный вопрос для выяснения значимости изучаемой темы в курсе «философия»: Как вы думаете, зачем современному человеку необходимо знать особенности и характерные черты средневековой философии?

Участвуют в обсуждении  проблемного  вопроса:

 - высказывают свое мнение.

III этап

Изучение нового материала

50 минут

3.1. Особенности средневековой философии

1.Метод словесной передачи и слухового восприятия информации

2.Метод передачи информации с помощью практической деятельности студентов (заполнение таблицы

3.Метод наглядной передачи информации (демонстрация слайда 4-7)

Организует эвристическую беседу:

- задает вопросы;

-выслушивает ответы, делает выводы

-мотивирует студентов на анализ полученной в ходе беседы информации

-знакомятся с информацией преподавателя;

-участвуют в беседе;  обсуждении:

-устно отвечают на вопросы

Организует  заполнения таблицы «Основные характеристики философии Средневековья» 

Заполняют таблицу «Основные характеристики философии Средневековья»

Комментирует показ презентации

Просматривают презентацию,

3.2.Основные  направления средневековой философии: патристика и схоластика. Августин Аврелий и Фома Аквинский 

1.Метод словесной передачи и слухового восприятия информации

1.Метод учебного исследования (аналитическая работа с источником,

и решения проблемных вопросов).

2. Метод наглядной передачи информации (просмотр видеофильмов

Августин - https://www.youtube.com/watch?v=oknQsJ7gOuw

Фома - https://www.youtube.com/watch?v=SJFDUHcMRIo

Слайды 8-10)

Организует восприятие материала, дает  характеристика патристики и схоластики

Слушают, просматривают видеофильмы, участвуют в обсуждении

-Организует работу с источниками по вариантам;

-раздает задание:

Вар.1: На основе анализа материала учебника заполнить колонку таблицы «Августин Аврелий и его основные  идеи»

Вар.2: На основе анализа материала учебника заполнить колонку таблицы «Фома Аквинский и его основные  идеи».

 -проводит обсуждение;

- делает выводы

-Работают с материалом учебника;

-выполняют задание;

-анализируют полученную информацию,

- участвуют в обсуждении вопроса.

-делают вывод.

IVэтап.

Закрепление знаний.

Рефлексия.

Подведение  итогов.

15 минут

  • 1.Методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: «создание ситуации успеха»)
  • 2. Метод наглядной передачи информации
  • ( слайд 11-12)

Организует эвристическую беседу:

- задает вопросы;

-выслушивает ответы, делает выводы

Благодарит  их за участие в работе.

Отвечают на вопросы и записывают в тетради основные выводы.

Проводят самооценку.

V этап.

Домашнее задание

5 минут

Метод словесной передачи и слухового восприятия информации

Слайд 13

Дает задание на выбор в форме творческой работы (эссе)

Комментирует задания.

Записывают домашнее задание.

Решают проблемную задачу в форме эссе

Конспект  занятия

1.Организационный момент

Взаимное приветствие преподавателя и студентов. Преподаватель отмечает отсутствующих в журнале, проверяет готовность студентов к занятию.

2.Актуализация знаний, мотивация и целеполагание

Преподаватель: Сегодня на занятии мы рассматриваем  особенности средневековой философии.

Вопрос обучающимся: Опираясь на знания  курса Истории, дайте характеристику периоду Средних веков

Ответ обучающихся: Средние века – это период истории Европы, который  начинается с 5-го века (распад Римской империи), включает эпоху феодализма и завершается в начале 15-го века с наступлением эпохи Возрождения.

Преподаватель: Средние века пришли на смену Античности. Античная культура пришла в упадок не только из-за нашествия варваров, но и потому, что античный разум, стоявший в центре ее, не смог обосновать возможность и неизбежность посмертного вознаграждения за муки жизни, уча преодолевать их или уходить от них в небытие. Нужна была новая мифология, новые мифы, новые символы

Вопрос обучающимся: Какая идеология  формирует мировоззрение человека в период Средневековья?

Ответ обучающихся: В  средние  века формируется  религиозное  мировоззрения

Преподаватель: Господствующим мировоззрением эпохи было религиозное мировоззрение.  Философы Средневековья -  это христианские мыслители, которые заложили основы образа жизни человека, определили художественное творчество, средневековую словесность, а также школы, университеты и научные дисциплины.

Проблемное задание: Как вы думаете, зачем современному человеку необходимо знать особенности и характерные черты средневековой философии?

Обучающиеся высказывают свое мнение :         

-Философия – это эпоха, охваченная мыслью. (Г.Гегель)        В философию  впечатано само историческое время его жизни со всеми особенностями и противоречиями, ценностями и жизненными смыслами. Поэтому, чтобы понять историю средних веков, надо разобраться в мировоззренческих установках.

-Философия есть синтез культуры и всех достижений человечества, в том числе и культуры Средневековья, изучение философии — самый короткий путь к пониманию культуры.

- В современном обществе достаточно людей, которые исповедуют идеологические воззрения, заложенные в Средние века. Чтобы понять философию этой категории человечества, надо ее изучить.

Обобщив ответы  обучающихся, преподаватель делает вывод: следует знать философию средних веков, для того, чтобы понять, объяснить и принять многие проявления этой философии в современном мире.

3.Изучение нового материала

3.1. Особенности средневековой философии

Вводный вопрос обучающимся: Назовите основные разделы философии

Ответ обучающихся: онтология-  учение  о  бытии, гносеология- Учение   о  познании,  философская антропология- учение о человеке, социальная философия- учение об обществе,  Аксиология- учение о ценностях

Преподаватель: Первые религиозные философы использовали античное наследие, прежде всего классиков (Платона и Аристотеля) и неоплатоников, которое они перерабатывали в духе библейских канонов и традиций.

Мы рассмотрим итоги этой переработки  по основным разделам философии в форме заполнения таблицы: « Основные характеристики философии Средневековья»

Вопрос обучающимся: Важнейшей чертой философии Средневековья, отличающей её от античной была её тесная связь с монотеистической религией. Какой?

Ответ обучающихся: Христианство.

Вопрос обучающимся: дайте краткую характеристику христианству
Ответ обучающихся: Христианство провозглашало духовное спасение всех людей через веру в искупительную жертву божественного спасителя как гарантию избавления людей от греха. Наряду с буддизмом, иудаизмом и некоторыми другими религиями христианство называют иногда «религией спасения». Христианство призывало людей безропотно «нести свой крест», уповая на сверхъестественное избавление и волю Бога. В вероучении подчёркивалось страдание Иисуса, необходимость человеческого страдания, смирения и терпения.

Вопрос обучающимся: Важнейшей чертой философии Средневековья, отличающей её от античной была её тесная связь с монотеистической религией. Какой?

Ответ обучающихся: Христианство.

Вопрос обучающимся: дайте краткую характеристику христианству
Ответ обучающихся: Христианство провозглашало духовное спасение всех людей через веру в искупительную жертву божественного спасителя как гарантию избавления людей от греха. Наряду с буддизмом, иудаизмом и некоторыми другими религиями христианство называют иногда «религией спасения». Христианство призывало людей безропотно «нести свой крест», уповая на сверхъестественное избавление и волю Бога. В вероучении подчёркивалось страдание Иисуса, необходимость человеческого страдания, смирения и терпения.

Раздел философии

Основные идеи Средневековья

Принципы Средневековья

Онтология

Бог как истинное бытие

Бог есть реальность, определяющая все сущее. Именно он -истинное, первичное бытие («Аз есмь Сущий» — говорит он о себе в Ветхом Завете). Все остальное — мир и человек — вторично и несамостоятельно, изменчиво и непостоянно, поскольку существует не само по себе, а благодаря богу. Таким образом, мировоззрение средневекового человека определяет центральная идея бога

Монотеизм – вера в одного Бога; более узкое определение монотеизма – вера в существование только одного всемогущего Бога, создавшего мир и вмешивающегося в дела мира.

Теоцентризм – теологическая концепция, согласно которой Бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага

Вопрос обучающимся:

1.Назовите Священные писания христианства( Новый и Старый Завет, Библия)

2.Завершите предложение: –принимаемое на веру основоположение, которые превращаются в незыблемые выводы ( догма)

3.Ребята, какие христианские догматы вам известны?

1) человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой,

2) провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

3) выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

4) выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества

Гносеология

Вера и откровение как путь познания Истинное бытие сверхъестественно и недоступно для ограниченного человеческого познания. Однако бог открывает себя через откровение: священные книги Ветхого и Нового Завета, идеи которых считались непререкаемыми. Для пути к богу необходима вера в это откровение, не допускающая сомнений.

Догматизм -истины, не нуждающиеся в доказательства;

принимаемые на веру, применяющиеся без учёта конкретных условий жизни

Вопрос обучающимся: Какой смысл вкладывается в выражение : «Человек – тварь божья»? ( Ответ: Человек - творение бога)

Философская антропология

Человек как творение бога

Человек, как и весь мир, — творение бога,    созданный «по образу и подобию божьему». Человек превосходит остальных существ и господствует над ними. Но он не способен ни на что без божественной воли и помощи;

Креационизм -  религиозно-философская концепция, согласно которой вселенная и жизнь являются актом божественного творения

Вопрос обучающимся: Как строились в Средние века отношения власти и церкви? ( Ответ: церковь выше власти)

Социальная философия

Власть как божественное установление

Социальное расслоение понимается по аналогии с небесной иерархией. Бог с архангелами и ангелами на небе соответствует монарху с вассалами на земле. Всякая власть дана от бога, но высшая власть есть власть самого бога и церкви как его представительницы на земле

Иерархия - порядок подчинённости низших звеньев к высшим, организация их в структуру типа «дерево»; принцип управления в централизованных структурах

Притча: Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают. Первая сказала: — Я — Спокойствие… К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!
И огонёк этой свечи погас.
Вторая чуть слышно промолвила:
— Я — Вера… К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше. Едва она замолчала, подул лёгкий ветерок и загасил свечу.
Третья свеча опечалилась:
— Я — Любовь… У меня больше нет сил поддерживать свой огонёк. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят даже тех, кто их любит больше всего — своих близких, — сказала она и погасла.
Вдруг в комнату вошёл ребёнок и, увидев три потухшие свечи, испуганно закричал:
— Что вы делаете!? Вы должны гореть — я боюсь темноты! — плакал он.
Четвёртая свеча произнесла:
— Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я — Надежда.

Вопрос обучающимся: В чем смысл притчи?

Аксиология

Приоритет духовных ценностей

Познание бога не есть познание внешнего мира: чтобы прийти к богу, необходимо углубиться в себя. Душа сопричастна истине, поскольку является творением бога и хранит в себе его отражение. Ведущими духовными ценностями средневековые философы объявляют веру, надежду и любовь.

Психологизм - объяснению духовных явлений и идеальных сущностей работой индивидуального или коллективного сознания.

Духовность человека - причастность к божественному посредством веры, надежды и любви

Вывод: Средневековое мировоззрение основано на принципе, согласно которому все в мире определено богом.

3.2.Основные  направления средневековой философии: патристика и схоластика. Августин Аврелий и Фома Аквинский

Преподаватель: Идеи и принципы средневековой философии прошли два этапа в своем развитии. Первый этап – патристика. Второй этап – Схоластика.

Патристика (от греческого «pater» — отец) в философии кратко — это теология и философия Отцов Церкви, продолживших дело Апостолов. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский и другие выработали учение, положенное в основу христианского мировоззрения. Наиболее известный представитель патристики Августин Аврелий

Обучающиеся : просмотр фильма Августин - https://www.youtube.com/watch?v=oknQsJ7gOuw

Преподаватель: Схоластика (лат. scholastica, от греч. scholastikós - школьный, учёный, schol   - учёная беседа, школа)  в философии – это средневековая европейская философия, характеризующаяся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике.

Наиболее известный представитель схоластики Фома Аквинский. 

Обучающиеся : просмотр фильма

Фома - https://www.youtube.com/watch?v=SJFDUHcMRIo

Задание  обучающимся:  Используя материал учебника Сычева А.А. Основы философии  с.54-55 , наглядный материал , охарактеризуйте взгляды двух великих философов Средневековья Августина Аврелия и Фомы Аквинского

1 вариант - основные идеи Августина Аврелия

2 вариант - основные идеи Фомы Аквинского

Период

Время

Представители

Основная идея

Патристика    

I-VIII века

Аврелий Августин

-Духовное развитие личности- цель развития исторического процесса.

-Для развития личности необходима вера.

-Человечество делится на богопослушных и богоотступников. Но бог милостив и великодушен. «Живи, верь и спасешься!»

-Знания берутся из двух источников:

А. чувственный опыт

Б. вера.

-Истины веры выше истин разума, но им не противоположны

«Верую, чтобы знать»

Схоластика

IX – XV века

Фома Аквинский

-Истины веры выше истин разума и не зависят друг от друга

-Разум имеет место в жизни, но это место необходимо определить.

-Истинный разум должен служить теологи.

-Есть реалии, которые разуму недоступны – сотворение мира, святая Троица, Воскрешение – здесь необходимо опираться на веру. -Если истинный разум противоречит вере – эти истины – неверны.

-Предложил следующие доказательства существования бога:

1) движение предполагает неподвижный первый движитель (всё в жизни находится в движении);

2) цепь причин и следствий не может идти в бесконечность — нужно предположить существование первой причины;

3) в мире не может господствовать случайность и должен быть источник необходимости;

4) все предметы различаются по степени совершенства, и должно быть нечто, представляющее высшую степень реальности и совершенства;  

5) наличие целесообразности в мире предполагает Бога как ее источника

Проблемное задание: продолжите предложение:

Августин Аврелий трансформировал идеи …..( Платона)

Фома Аквинский использовал философию… ( Аристотеля)

Вывод: Главная проблема средневековой философии-  отношение веры и знания. Основной тезис - вера выше разума. Основной философский вопрос – отношение общего к единичному

4.Подведение итогов. Рефлексия

Преподаватель: Каковы характерные черты и проблемы средневековой философии

Обучающиеся: отвечают на вопрос преподавателя.

Преподаватель: совместно с обучающими делает вывод:

  • проблема отношения веры и разума;
  • проблема доказательства существования и единства Бога;
  • проблема познания Бога;
  • проблема свободы воли;
  • монотеизм; теоцентризм; креационизм;  догматизм, иерархизм, духовность

Преподаватель:

В чём же заключается значение средневековой философии для дальнейшего развития философской мысли? Как вы считаете?

Обучающиеся: Отвечают на вопрос преподавателя.

Преподаватель:        

Итак, подведём итог значению средневековой философии для развития философской мысли в последующие эпохи.

  • сохранила и развила ряд античных философских идей;
  • способствовала появлению гносеологии – учения о познании;
  • способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;
  • положила начало появлению эмпирического и рационалистического направлений философии
  • пробудила повышенного интереса к проблеме самосознания;
  • пробудила интерес к осмыслению исторического процесса.

5.Домашнее задание: (слайд 15)

Творческое задание: выполнение задания в форме эссе. Выбрать одно из высказываний и написать эссе

Августин Аврелий

Фома Аквинский

  1. Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому.
  2. Во власти человека то, что приходит ему в голову.
  3. От верности в малом зависит успех в великом
  4. Все человеческие беды происходят оттого, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться.
  5. Любовь к ближнему ограничена тем, насколько каждый человек любит самого себя.
  1. Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.
  2. Мы должны искренне любить других ради их собственного блага, а не ради нашего. 
  3. Знание — настолько ценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника. 
  4. В каждой душе живет тяготение к счастью и смыслу.
  5. Кого можно считать умным? Того, кто стремится лишь к достижимой цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Основы философии" тема: Основные категории бытия

Конспект занятия по дисциплине "Основы философии" для обучающихся СПО...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы философии» для студентов 2-3 курсов учреждений СПО: «Древний восток – колыбель философской мысли».

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы философии» для студентов 2-3 курсов учреждений СПОТема: «Древний восток – колыбель философской мысли»....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Средневековая Русь"

Методическая разработка написана  для проведения внеклассного мероприятия – интеллектуальной игры «Средневековая Русь» в рамках  Декады ЦК ГЕНД, для обучающихся 1 курса. За...

"Средневековая философия"

Практическая работа по теме "Средневековая философия", направленная на закрепление знаний, умение работать с тестами, способствовать самостоятельному рассуждению...

Открытое занятие по учебной дисциплине "Основы философии" по теме "Философия искусства и культуры" 09.06.2023

Методическое пособие Солоненко Я.А. «Философия искусства и культуры»Раздаточный материал. Закрепление изученного материалаТесты «Философия искусства и культуры»...