Влияние выплат материнского капитала на демографию в РФ
проект

В данной работе рассматривается актуальность,проблемы и пути совершенствованию программы материнского капитала для повышения демографического положения страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt20obshchestvoznanie.docx57.52 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Обществознание»

на тему: «Влияние выплат материнского капитала на демографию в РФ»

Выполнила:

студентка группы 20-ПР1-9

Специальность: Право и организация социального обеспечения

Емельянова Антонина Алексеевна

Руководитель:

Радионов А.П.________________

Краснодар, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

Глава 1. Материнский капитал, его роль и место в системе поддержки материнства, детства и социальной политики государства        4

1.1 Демографическое положение в РФ в связи с низкой рождаемостью        4

1.2 Получение и направление материнского (семейного) капитала        7

Глава 2.Развитие института материнского (семейного) капитала: современные проблемы и пути их решения        10

2.1 Проблемы нормативного регулирования и правоприменительной практики получения и использования материнского (семейного) капитала        10

2.2 Пути совершенствования программы материнского капитала для улучшения демографического положения страны        12

Заключение        15

Список использованных источников        16

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия складывающаяся российская социокультурная действительность актуализирует проблемы, связанные с изменениями в социально-демографическом составе населения. Несмотря на данные официальной статистики, рождаемость остается крайне низкой. Проблема социальной поддержки семьи в настоящее время является, на наш взгляд основной проблемой социальной политики в России.

Актуальность: в нашей стране стоит острая демографическая проблема. В связи с низкой рождаемостью в годы Великой Отечественной войны и 10-летия после распада СССР происходит активное старение населения, государство всячески пытается стимулировать рост рождаемости второго, третьего и последующих детей, чтобы семьи были многодетными и постепенно происходило обновление общества.

Цель работы: выявление влияния выплат материнского капитала на демографию в РФ.

Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:

- изучить демографическое положение в России в связи с низкой рождаемостью;

-  способы, варианты и направление получения материнского капитала в РФ;

- выявить нормативные проблемы регулирования в сфере получения материнского капитала;

- предложить варианты усовершенствования программы материнский капитал.

Объектом исследования выступает материнский капитал, предметом – выявление созависимости материнского капитала и роста демографии в РФ.

В процессе написания работы использовались следующие методы исследования: сбор и систематизация информации; составление статистики.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


Глава 1.Материнский капитал, его роль и место в системе поддержки материнства, детства и социальной политики государства

1.1 Демографическое положение в РФ в связи с низкой рождаемостью

Согласно пункта 1 ст. 38 Конституции РФ «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [1]. Это создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей.

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и реализуется посредством принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению [12, с. 154].

В период с 2000 до 2006 год, ещё до начала выплат материнского капитала, количество рождённых составило 1579 тыс. человек, ежегодно прибавлялось около 38 тыс. человек. Это объясняется тем, что граждане стали реализовывать свои семейные планы.

Начиная с 2007 и вплоть до 2015 никаких благоприятных демографических прогнозов не ожидалось. Это обусловлено тем, что число рожениц стало резко сокращаться. За период выдачи сертификата рождаемость в РФ всё же увеличилась. Ежегодное прибавление составило около 60 тыс. человек, что в 1,5 раза больше чем в период с 2000 по 2007.

Вклад данного пособия на репродукцию оказался совсем не  большим, всего 15 детей на 100 женщин.

В 2020 году программа материнского капитала была существенно расширена. Теперь выплаты будут положены при рождении первенца в размере 466 тыс. рублей. При рождении второго дополнительно 150 тыс. рублей.

На 1 января 2020 года, по оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации составила 146 745 098 человек. С января по декабрь 2019 года число жителей России сократилось на 32 130 человек, (в аналогичном периоде предыдущего года наблюдалось уменьшение численности населения на 99 712 человек) [21].

Естественный прирост в 2019 году зафиксирован в 17 субъектах федерации (11 – республики) против 66 в 2018 году (12 – республики) [21].

«Демографическая яма», в которой находится Россия в настоящее время, несет в себе значительную угрозу для её экономики. В нашей стране четвертый год подряд снижается рождаемость, а в 2017 году произошёл настоящий обвал. Росстат сообщил, что естественная убыль российского населения в 2019 году стала самой высокой за последние 11 лет, а количество россиян уменьшилось до 146 745 098 человек [5, с. 58].

Рисунок 1 – Динамика численности родившихся и умерших в РФ за 2015 – 2019 гг. (чел.)

На фоне сокращения женщин активного репродуктивного возраста произошло снижение абсолютного числа родившихся.

На фоне негативных последствий пандемии никакого бэби-бума в России не предвидится – наоборот, страну ждет новый провал по числу рождений, глубина которого будет зависеть от длительности и тяжести кризиса. Опыт предыдущих эпидемий показывает, что после них наступает «пауза в беременностях»: число рождений сокращается на 15–25% от среднего ежемесячного показателя. [6, с. 39].

Нынешнее снижение рождаемости в основном связано с демографическими волнами. Сейчас дети, рожденные в 1990-х, вошли в свой репродуктивный возраст. Количество женщин в возрасте от 20-29 лет составляет 7,5 млн. человек. Эта возрастная категория, начиная с 2010 года, сократилась на 37 %.

Так по официальным данным статистики рождаемость за март 2020 года, в самый пик пандемии составила 102,1 тыс. В марте 2021 родились 128,2 тыс. человек. В общем, за первые 3 месяца 2020 года родилось 338 тыс. человек, а в 2021 за этот же период 337 тыс. человек.

То есть мы приходим к выводу, что эффект от материального стимулирования при рождении первенца дает свои плоды. И хотя в 2021 году за первый квартал родилось на одну тысячу младенцев меньше, чем за тот же период годом ранее, без материнского капитала на первенца мы могли бы увидеть цифры ниже на десятки тысяч младенцев. Поэтому очевидна положительная роль дополнительных мер, введенных президентом и правительством.

Однако, несмотря на предпринимаемые государством меры, в настоящее время материальное положение семей с детьми продолжает характеризоваться следующими показателями:

- 32% российских семей с детьми относятся к бедным семьям, т.е. имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума;

- в бедности живут примерно ½ семей с двумя детьми;

- появление 2-го ребенка ухудшает материальное положение семьи в 2 раза, 3-го – в 4 раза по сравнению с материальным положением однодетной семьи;

- ¼ детей проживает в семьях, испытывающих трудности с обновлением одежды и обуви;

- 24 % - с доступом к медицинской помощи и лекарствам;

- 16 % проживает в семьях, вынужденных ограничивать питание;

- каждый 5-й ребенок живет в семье, имеющей плохие жилищные условия, в том числе каждый 3-й из них – в возрасте до 1 года [20].

Целью государственной политики в отношении семьи, материнства и детства введена программа материнского капитала.

Рассмотрим динамику социальных пособий по поддержке материнства и рождаемости в РФ за 2017 – 2020 гг. [21].

Официальная инфляция в России с начала 2020 г. (по данным Росстата) составляет 2,2%. С 2017 года индексация социальных выплат, адресованных семьям с детьми, опережает темп инфляции, это является положительным фактом государственной поддержки материнства и детства. [12, с 154]

Таким образом, государственная политика социальной сферы в целом, и семейная государственная политика, в частности, имеют в настоящее «переходное время» большое значение для создания нормальных условий создания и существования российской семьи. Одним из направлений проводимой государством семейной политики является социальная защита материнства и детства, к сожалению, в силу неблагополучности современных экономических и социальных условий несет основную нагрузку как государственная мера по поддержке материнства, отцовства и детства, то есть осуществлению семейной политики РФ.

В целом граждане положительно встретили нововведения в программе, однако выплаты воспринимаются скорее как способ материальной поддержки семей с детьми. Они мало влияют на планы рождения детей.

Подводя итог можно сказать, что проблема рождаемости в стране больше связана не с пандемией, а с общим снижением числа женщин репродуктивного возраста.

1.2 Получение и направление материнского (семейного) капитала

Получить и направить материнский семейный капитал можно на следующие нужды:

1. На улучшение жилищных условий.

Наиболее широкие возможности использования средств материнского (семейного) капитала предусмотрены на цели улучшения жилищных условий семьи, поэтому данное направление является наиболее востребованным [16,c. 35]. Средства материнского (семейного) капитала могут направляться:

1) на приобретение (строительство, реконструкцию) жилого помещения или дома – объекта индивидуального жилищного строительства;

2) на исполнение финансовых обязательств, связанных с приобретением (строительством, реконструкцией) указанных объектов (уплата взносов, процентов по кредитам или займам, погашение долга и др.).

2. На оплату образовательных услуг.

По сравнению с вышеуказанным направлением это менее востребованная сфера использования средств.

При этом предполагается:

1) получение образования ребенком (детьми) на территории РФ;

2) осуществление оплаты при получении образования первым, вторым или последующим ребенком;

3) возраст ребенка на дату начала обучения не должен превышать 25 лет.

3. На будущую пенсию матери.

4. На приобретение товаров и услуг для детей-инвалидов.

5. Денежные выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала.

Новый этап денежных выплат за счет средств материнского (семейного) капитала начался с 1 января 2018 г. с принятием Федерального закона от 28 декабря 2017 г. №418-ФЗ. Данный закон предусматривает предоставление гражданам РФ за счет средств материнского (семейного) капитала ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка. Условия предоставления данной выплаты включают следующие требования:

1) граждане РФ – получатели выплаты должны постоянно проживать на территории РФ;

2) право на получение ежемесячной выплаты возникает, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 г. и является гражданином РФ;

3) если доход семьи не превышает 1,5-кратную (с 1 января 2020 г. – 2-кратную) величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте РФ. Срок предоставления такой выплаты – до достижения ребенком возраста полутора лет (с 1 января 2020 г. – трех лет).

Таким образом, можно выделить следующие нужды, куда можно использовать материнский капитал: на улучшение жилищных условий; на оплату образовательных услуг; на будущую пенсию матери; на приобретение товаров и услуг для детей-инвалидов; на денежные выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала.


Глава 2 Развитие института материнского (семейного) капитала: современные проблемы и пути их решения

2.1 Проблемы нормативного регулирования и правоприменительной практики получения и использования материнского (семейного) капитала

Проведенный анализ нормативных правовых актов, судебной практики, а также литературы по теме работы позволил сформулировать следующие предложения по материнскому (семейному) капиталу.

Разработан алгоритм получения сертификата на материнский семейный капитал. Представим схематично порядок получения материнского капитала в 2019 году (рисунок 3).

Рисунок 3 – Алгоритм получения сертификата на МСК

1. Необходимо подготовить следующие документы:

- заявление о выдаче сертификата;

- свидетельства о рождении (или усыновлении) детей;

- документ, удостоверяющий личность и место жительства (пребывания) заявителя, то есть паспорт или заменяющий его документ, в том числе подтверждающий гражданство РФ заявителя;

- документ, подтверждающий гражданство РФ ребенка, с рождением которого возникло право на материнский капитал.  [17].

2. Далее необходимо представить документы в ПФР.

Подготовленные документы направьте в территориальное подразделение ПФР по месту жительства (пребывания) или фактического проживания.

3. Получить уведомление о принятом решении.

После получения необходимых документов в месячный срок должно быть вынесено решение о выдаче сертификата или дан аргументированный отказ. Не позднее чем через пять дней с даты вынесения решения вам по почте или в форме электронного документа будет направлено соответствующее уведомление.

Если документы подавались через МФЦ, уведомление будет направлено в этот центр в форме электронного документа. Чтобы не дожидаться его, можно поинтересоваться о принятом решении, например, по телефону.

Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган ПФР или в суд.

4. Получить сертификат установленной формы.

Если принято положительное решение, то выдается сертификат на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного уполномоченным должностным лицом ПФР с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Институт материнского (семейного) капитала непрерывно совершенствуется, становясь все более удобным инструментом поддержки семей с детьми. За 12 лет действия Федерального закона были внесены многочисленные изменения, направленные на повышение доступности дополнительных мер государственной поддержки, удобства использования соответствующих средств материнского (семейного) капитала, защиты их от нецелевого использования и различных мошеннических действий.

2.2 Пути совершенствования программы материнского капитала для улучшения демографического положения страны

         В этой связи представляется актуальным внесение ряда предложений, направленных на усовершенствование системы дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Дополнительные меры государственной социальной поддержки можно рекомендовать для:

1. Дальнейшего продления срока действия Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» до 31 декабря 2030 года.

2. Повторной выплаты средств материнского (семейного) капитала в случае рождения (усыновления) пятого и последующих детей.  

3. Увеличения размера материнского (семейного) капитала, в случае рождения не одного ребёнка, а нескольких (при многоплодной беременности).

4. Возврата к механизму индексации размера материнского (семейного) капитала. Допустим проиндексировать сумму материнского (семейного) капитала до 490 000 рублей в 2021 году.

5. Продолжать проводить постоянный мониторинг исполнения и применения Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

6. Продолжить предоставлять дополнительные меры государственной помощи (социальной поддержки) семьям, имеющим детей, уделив особенное внимание семьям с тремя детьми и более.

7. Пропагандировать увеличение количества семей с двумя и более детьми, используя методы социальной рекламы, информирования жителей регионов о предлагаемых государством мерах социальной поддержки таких семей.

Помимо основных направлений по совершенствованию института материнского семейного капитала было бы полезным для семей ввести еще несколько путей. Ведь случаются совершенно непредвиденные ситуации, когда требуются немалые суммы денег, например, болезнь ребенка или одного из родителей, ситуации, когда не хватает денежных средств на необходимые товары для ребенка или нет средств на погашение кредита. По моему мнению, должны быть добавлены несколько путей, они будут направлены на:

- оплату лечения ребенка/детей;

- направление средств материнского (семейного) капитала на необходимые товары для ребенка, включая питание до достижения им возраста трех лет;

- приобретение автомобиля;

- погашение любых кредитов, которые имеются в семье.

Программа материнского капитала действует до 2026 года и является демографической мерой, стимулирующей рост числа рождений, оказывает поддержку семьям, позволяет им решиться на рождение или усыновление второго и последующего детей путем выдачи сертификата, который позволяет обналичить денежные средства по установленным законом направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования детьми; накопительная часть пенсии мамы; социальная адаптация ребенка – инвалида.

Ещё одной мерой стимулирующей рост рождаемости может стать отцовский (семейный) капитал, проект которого был предложен в ходе недавно состоявшегося в палате общественных слушаний. Автором данной инициативы стал председатель комиссии Общественной палаты России по демографии Сергей Рыбальченко.

Отцовский капитал предполагается предоставлять:

  1. Единожды
  2. При рождении третьего или последующих детей, в одной семье, в зарегистрированным браке
  3. Сумма выплаты не должна быть ниже суммы материнского капитала. В процессе опроса ряда многодетных семей была предложена сумма- 750 тыс. рублей.
  4. Направить отцовский капитал можно будет на следующие нужды:
  1. Улучшение жилищных условий
  2. Приобретение автомобиля
  3. Образование детей
  4. Развитие семейного бизнеса

Кроме отцовского капитала предлагаются такие меры как:

-Расширение направления использования материнского капитала семьям с 3 детьми и более

-Ежемесячная выплата многодетным семьям на каждого ребёнка в размере 2,5 тыс. рублей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 2020 году программа «Материнский капитал» была существенно пересмотрена. Сумма выплат с 2020 года, составляет 466 617 рублей на первого ребенка и 616 617 рублей на второго ребенка.

В целом можно сделать вывод, что для людей, которые планируют завести детей, материальное благосостояние важно, но не является решающим фактором. Тех, кто изначально не настроен на рождение и воспитание детей, редко прельщают материальные блага.

Материнский капитал, безусловно, положительно влияет на рождаемость, но чаще это распространяется на семьи, которые и планировали рождение ребёнка, но не решались из за недостаточной материальной обеспеченности.

Данная программа нуждается в непрерывной модернизации, для стабилизации социально-экономического развития РФ. Список представленных путей модернизации данной программы расширяется и дополняется в ходе дальнейших исследований. При этом есть уверенность что программа будет существовать еще не одно десятилетие, так как полное исключение выплат будет не выгодно государству.

Хочется надеяться, что программа материнского капитала принесет ещё в будущем свою максимальную пользу.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты:

1. Указ Президента РФ от 20.03.2020 №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

Специальная литература:

2. Абдульмянова Т. В., Фролкина И.А. Предупреждение мошенничества в сфере материнского капитала [Текст] / Т.В. Абдульмянова, И.А. Фролкина // Вопросы российского и международного права. 2018. Т. 8. № 10A, с. 137.

3.  Афтахова А.В. Обзор судебной практики по делам, связанным с использованием средств материнского (семейного) капитала [Текст] / А.В. Афтахова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2017. № 2, с. 67.

4. Ахмедшина А.Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения [Текст] / А.Н. Ахмедшина // Журнал российского права. 2019. № 1, С. 99.

5. Быстров А. А. Материнский капитал: стимулирование рождаемости?  [Текст] / А.А. Быстров // Социологические исследования - 2020. - N 12. – 96 с.

6. Данилов В. Н. О распоряжении средствами материнского (семейного) капитала [Текст] / В.Н. Данилов // Пенсия. - 2019. - № 6. - С. 38-43.

7. Типикина А. Е. Анализ эффективности реализации программы материнского капитала [Текст] / А.Е. Типикина, О.М. Болтенкова // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 615-617.

8. Фомин А.А. Законодательная конструкция «социальная помощь малоимущим»: содержание и соотношение со смежными правовыми понятиями [Текст] / А.А. Фомин // Российская юстиция. - 2019. -№ 2. -C.6

Периодические издания

9. Габитдинов Р.Ф., Сайдашев И.Х. Сделки по реализации прав граждан по овеществлению материнского (семейного) капитала [Текст] / Р.Ф. Габитдинов, И.Х. Сайдашев // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2017. № 31, С. 54.

10. Герич А.А. Семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы [Текст] / А. А. Герич // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. - №3-1. – С. 64-66.

11. Гусева Т.С. Использование российским законодательством новой терминологии для обозначения социальных выплат: объективная необходимость или недостаток юридической техники [Текст] / Т.С. Гусева // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. №1, С. 130.

12. Дунаева Т.Ю. Роль социальной политики государства в контексте семейно-брачного поведения [Текст] / Т.Ю. Дунаева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. - №3 – С.153-155

13. Корсаненкова Ю.Б. Некоторые проблемы правового регулирования предоставления материнского капитала [Текст] / Ю.Б. Корсаненкова // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Современное состояние законодательства и науки трудового права и права социального обеспечения». М., 2020, С. 581.

14. Курченко О.С. Возврат средств материнского (семейного) капитала в бюджет Пенсионного фонда России: основания, порядок, правовые последствия [Текст] / О.С. Курченко // LexRussica. 2018. № 7, С. 67.

15. Митрофанов Т.И. Квалификация мошенничества при получении выплат, совершаемого в соучастии [Текст] / Т.И. Митрофанов // Российский следователь. - 2016. - № 1. С. 36 – 39

16. Серебрянникова М.В. Этапы установления способов хищений средств материнского (семейного) капитала [Текст] / М.В. Серебрянникова // Российский следователь. - 2018. - № 2.- С. 25 - 28.

17.   Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России [Текст] / Э.Г. Тучкова. М.: Проспект, 2017, С. 363.

Интернет-ресурсы:

18. Материнский капитал [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Электрон.дан. – Режим доступа: https://materinskij-kapital.ru. (Дата обращения: 16.04.2021)

19. Пенсионный Фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Электрон.дан. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/family_capital.  (Дата обращения 17.04.2021)

20. Правительство России [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/688/events/. (Дата обращения: 18.04.2021)

21.        Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Электрон.дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru. (Дата обращения: 20.04.2021)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материнский капитал

Оформление материнского капитала...

Материнский капитал

Презентация по теме: "Материнский капитал"....

Практическая работа. Расчет выплат по акциям.

Данная практическая работа предназначена для выполнения студентами по дисциплине "Рынок ценных бумаг"...

Методические указания. Расчет выплат по облигациям.

Данные методические указания предназначены для выполнения практической работы....

Презентация к теоретическому занятию на тему "Медико-социальные аспекты демографии"

Презентация к теоретическому занятию на тему "Медико-социальные аспекты демографии"...