О некоторых аспектах социализации студентов в Ленинск - Кузнецком Политехническом Техникуме
статья

Аносов Валерий Ильич

История Политехнического Техникума
Роль обществознания в становления личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_nekotoryh_aspektah_sotsializatsii_studentov_v_lkpt.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Развитие молодежи, ее духовный мир и убеждения складываются под влиянием разных факторов. Один из них – образование - актуальный фактор социализации личности в современных условиях.

Развитие России, процессы формирования гражданского общества и правового государства, утверждение рыночной экономики, признание человека его прав и свобод высшей ценностью требуют от образовательных организаций эффективно готовить молодое поколение к жизни в существующей реальности.

В условиях современного общества на одно из первых мест выдвигается проблема подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего  звена.  Без определенной системы профессиональной подготовки молодежи , без воспитания нравственных убеждений и ценностей, без формирования политической и демократической культуры, без культурного развития молодого человека невозможно решать задачи развития России в начале  21-  го века.

В период обучения в Ленинск – Кузнецком Политехническом Техникуме студенты проходят очередной этап социализации.

Под социализацией понимается процесс становления личности, усвоение определенной системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, той или иной общности людей, позволяющих человеку функционировать в качестве полноправного члена общества.

Целью данной работы является попытка освещения некоторых аспектов социализации студентов в период  получения ими образования в Ленинск – Кузнецком  Политехническом Техникуме.

1.Из истории  Ленинск – Кузнецкого  Политехнического  техникума.

История Ленинск – Кузнецкого Политехнического Техникума  началась в 2014 году.

В соответствии с распоряжением Коллегии Администрации  Кемеровской области от 1 -  го июля  2014 года  № 430 р « О реорганизации государственных  образовательных учреждений среднего профессионального образования» ГБОУ СПО « Ленинск – Кузнецкий  Политехнический Техникум»  реорганизован в форме присоединения к нему ГБОУ СПО « Ленинск – Кузнецкий Технологический Техникум».

У каждого из объединившихся  профессиональных учреждений имелась к тому времени своя длительная и богатая различными событиями история .

29 октября 1947 года  приказом № 664 Кемеровского областного управления трудовых резервов было образовано  ФЗО № 134 .Первый набор учащихся состоял

из 150 человек, которые были направлены  на обучение  из областей  Центральной России. Срок обучения длился всего три месяца. Училище в те годы  располагало  одним зданием, в которым и жили, и обучались .

В 1951 году  ФЗО №134 было переименовано в Горнопромышленную школу № 64. Срок обучения увеличился до одного года. Увеличилась территория: школа располагала  теперь тремя корпусами. Через год срок обучения увеличился до двух лет.

С 1984 года учащимся предоставляется возможность одновременно с профессией получать и среднее образование.

С 1995 года  осваиваются новые направления : открыта подготовка по профессии  « Секретарь  -  референт, в 1997 г.- « Оператор ЭВМ»,  в 1999 г. – « Исполнитель художественно - оформительских работ»,  в 2011 г -  « Наладчик программного  и аппаратного обеспечения» ; « Делопроизводитель» . Таким образом училище стало многопрофильным  образовательным учреждением . В 2012 году начали подготовку по специальностям СПО: « Программирование  в компьютерных системах» и « Документационное обеспечение управления и архивоведение».

В 2012 году училище переименовано в ГБОУ СПО  « Ленинск – Кузнецкий  Политехнический Техникум.

Градообразующими  предприятиями  Ленинска  - Кузнецкого  всегда были шахты, на которых работало большинство мужского населения . Возникла острая нехватка рабочих мест для женщин . В 1965 году было начато строительство  Камвольно – Суконного комбината на семь с половиной тысяч рабочих мест. А первого сентября  1977 года было открыто  Профессиональное  училище № 17 . Оно стало кузницей рабочих кадров для базового предприятия – Камвольно – Суконного ком бината. Подготовка кадров велась по десяти текстильным профессиям . Было оборудовано семь учебных мастерских с ткацкими станками, прядильными , ленточными, ровничными и гребнечесальными машинами.

С 1988 года училище становится многопрофильным : с помощью  швейной фабрики «Одежда» и ПАТП №1 создается материальная база ( мастерские, кабинеты, лаборатории) для подготовки специалистов по профессиям « Портной» , «Автомеханик».

В 1991 году  к  Профессиональному училищу № 17  присоединилось училище  № 36,  которое тоже имеет свою историю. В 1960 году  по решению  Управления рабочего снабжения ( УРС) по Кузбассу  на базе  Отдела рабочего снабжения ( ОРС) Ленинскуголь было создано училище для подготовки  рабочих кадров торговли  и общественного питания  - Торговое  Профессиональное  училище № 36. Так в 1991 году в Профессиональном училище № 17 добавились еще две профессии:  « Повар - кондитер» , « Продавец, контролер- кассир».

В 2004 году открыта новая профессия  - « Социальный работник» .  

В 2012 году училище переименовано  ГБОУ СПО « Ленинск – Кузнецкий технологический техникум» .

В июле 2014  ГБОУ СПО  « Ленинск – Кузнецкий технологический техникум» присоединился к  «Ленинск – Кузнецкому политехническому техникуму».

В настоящее  время  Ленинск – Кузнецкий   Политехнический Техникум осуществляет подготовку молодежи по следующим специальностям и профессиям:

 « Техническое обслуживание и ремонт автомобильного  транспорта», « Программирование в компьютерных системах», « Правоохранительная деятельность», « Банковское дело», « Технология продукции общественного питания»,  « Документационное обеспечение управления и архивоведение», « Мастер сухого строительства», « Слесарь по ремонту строительных машин», « Повар , кондитер» , « продавец , контролер- кассир».

2. Профессиональное самоопределение студентов в Ленинск – Кузнецком Политехническом  Техникуме.

Профессиональная подготовка студентов важнейшая составляющая  в работе  Ленинск – Кузнецкого Политехнического Техникума.

Возраст  обучающихся  в системе среднего  профессионального образования соотносится с особым этапом социализации  -  решением проблемы  профессионального самоопределения . Эта проблема является одной из наиболее актуальных  для обучающихся .

Студентам необходимо ответить на такие вопросы как:  « Насколько важен правильный выбор профессии»? , « Всегда ли люди правильно делают свой профессиональный выбор»?, « Что необходимо учитывать при выборе профессии»?.

Главную роль  в профессиональном становлении   играют профессиональные дисциплины и МДК. Ну и такие дисциплины как «Экономика» , « Право», «Обществознание», « Основы эффективного поведения на рынке труда», « Экономика отрасли и предприятия»  способствуют профессиональному становлению и самоопределению студентов.

Профессиональная деятельность человека строится в соответствии с ее экономической  составляющей. В техникуме формируется экономическая культура будущего работника. На занятиях  не только раскрывается содержание понятия « экономическая культура» , но и показывается тесная связь « экономической культуры» и профессиональной деятельности. Экономические знания позволяют понимать  сущность экономических  процессов, анализировать конкретные экономические ситуации  более  эффективно выполнять социальную роль работника – профессионала. Изучение экономической сферы общества  дает студентам возможность  самостоятельно ориентироваться в экономических отношениях,  субъектом  которых является каждый из них, способствует формированию ценностного отношения  к явлениям в экономической жизни.

Экономическое мышление отражает способность человека поставить цель и сделать выбор в области экономических отношений. Если в мышление человека адекватно отражается система экономических отношений , то его поведение окажется соответствующим  этой системе и он сумеет обеспечить себе благоприятные материальные условия существования, благополучие семьи и близких .

Но только ли стремление заработать деньги заставляет трудиться?  В процессе труда не только  создаются материальные  и духовные ценности , но и развиваются сами работники, которые раскрывают свои способности, пополняют и обогащают  знания, взаимодействуют друг с другом, вступая в трудовые отношения . Развитие личности во многом определяется тем, как в процессе труда удовлетворяются основные потребности и интересы человека. Среди них можно выделить следующие потребности -  самоуважение , самовыражение, активности, стабильности, общении. Интересы делятся на материальные и нематеральные.  К первым относятся интересы к денежным и материально – вещественным средствам  - удовлетворение потребностей - это оплата труда, премирование, льготы и компенсации за неблагоприятные условия труда, удобный график работы. Ко вторым относятся интересы к занятиям, науке, искусству, общению, культуре, общественной деятельности. Итак, в процессе трудовой деятельности  удовлетворяются потребности и интересы человека, происходит его развитие как личности. Этот  фактор влияет на отношение к труду, удовлетворенность трудом, степени интересу к труду, уровень производительности и качества труда.

Для студентов особое значение имеет изучение вопросов о месте  человека в трудовых отношениях, о социальной роли работника. В условиях  рыночной экономики рабочая сила продается и покупается. Работники  предлагают рабочую силу за оплату, а работодатели предъявляют спрос на рабочую силу и платят за нее. Ценой рабочей силы является зарплата. А цена товара на рынке  зависит от спроса и предложения. Если спрос значительно ниже предложения, то не весь предлагаемый товар ( рабочая сила) будет куплен, да и цена на него упадет. Между ищущими работу возникает конкуренция. Кто же более конкурентоспособен?  Что позволит выиграть в конкуренции на рынке труда. Обучаясь в техникуме , студенты осознают что такие показатели конкурентоспособности, как   более высокая квалификация, качество образования , наличие практического опыта ( стаж работы), коммуникативные способности, умение вести переговоры с работодателем и на бирже труда имеют важнейшее  значение в трудовой деятельности. Большое значение имеет также стремление к повышению образовательного уровня, позволяющего в случае необходимости приобрести  новую профессию.

С точки зрения современной экономической науки  получение образования можно рассматривать как накопление человеческой формы капитала – профессиональных знаний и компетенций однако  в профессиональной деятельности есть и другая сторона – человеческие взаимоотношения, постоянные взаимодействия работника со многими людьми. Для того  , чтобы это взаимодействие было эффективным , необходимо считаться с интересами других людей , прислушиваться к их мнению, учиться работать в коллективе. Для собственной успешной профессиональной деятельности необходимо уметь сотрудничать, не подводить своих партнеров.

В трудовых отношениях бывают и конфликтные ситуации. Поэтому, каждому будущему работнику полезно иметь элементарные представления о конфликтах, о способах достойного выхода и правилах поведения в конфликтных ситуациях.

Таким образом в процессе подготовки специалиста ,кроме обретения  знаний  и компетенций профессионального характера, немаловажную роль играет воспитание определенных качеств личности, позволяющих выпускнику  успешно работать  в коллективе  по выбранной специальности.

3. Становление гражданина в период обучения в техникуме.

Поступая в техникум , молодые люди попадают в новую социальную ситуацию развития , которая характеризуется не только новым коллективом( учебная группа) вместо школьного класса, но, что самое главное, направленностью на  будущее: на выбор образа жизни , профессии. Необходимость этого выбора диктует самой жизненной ситуацией  и направляется  учебным заведением . Огромное значение  для студентов имеет ценностно- ориентационная активность .

Студенческие годы – период формирования мировоззрения   молодых людей. Молодежь критически осмысливает окружающую действительность  и находится в поиске истинных ценностей. Ценностные ориентации составляют ту основу, которая определяет  мотивацию, выбор самоопределения личности.  В ходе обучения в техникуме студенты рассматривают   вопросы, которые ,связаны с гражданственностью и патриотизмом, свободой и ответственностью. Все эти знания потребуются выпускникам техникума в тот период , когда они вступят на путь самостоятельной жизни. Содержание образования в техникуме несет  в себе  значительный ценностно – мировоззренческий потенциал.

Получение образования в техникуме позволяет студентам овладеть знаниями  , системой жизненных ценностей , социальными  нормами ,способами деятельности,  которые необходимы любому гражданину  в его отношениях с другими людьми , государством.

Можно ли говорить  о гражданственности человека, не знающего основные положения Конституции РФ , права и свободы  человека и гражданина? Может ли гражданин быть сознательным избирателем,  если он не разбирается в предвыборных программах, в облике политических партий и деятелей? Можно ли быть собственником, производителем товаров и услуг, их потребителем, не вступая  в многообразие  отношений  с другими  людьми  и юридическими лицами, не зная принципов экономической деятельности? Реально ли выработка собственной гражданской позиции человеком , который не имеет представления о социальной структуре общества, социальном статусе личности ?  Ответы на эти вопросы очевидны.

 Можно ли быть гражданином без уважения к закону , без правосознания, без ориентации на правомерное поведение.  Изучение правовых тем и вопросов способствует, ознакомлению студентов с законами , которые  регулируют жизнь  в стране, пониманию их роли в обществе и обязанности их соблюдения. Стержнем гражданского воспитания  является воспитание патриотизма, любви к Родине, которая осуществляется как на уроках так и во внеурочной  деятельности в техникуме.

Свобода и социальная ответственность очень важны  для становления гражданского общества. В техникуме  осуществляется воспитание  чувства личной ответственности  студентов за свои поступки, что позволит в будущем  создать основу осознания выпускником своих прав и обязанностей , определит характер его деятельности.

Определенный упадок  нравственных устоев в современной жизни затронул и молодежь. Только ясное понимание основных принципов морали  может  стать необходимым условием самореализации личности , ее самовоспитания и становления. Свобода и нравственность  тесно связаны между собой. Свобода предполагает уважение других людей. Нравственность отличает свободу от произвола.

Развитие мира в современную эпоху отличается многообразием, противоречивостью и , вместе с тем, взаимозависимостью процесс в отношениях толерантности между людьми. К чертам толерантной личности можно отнести: чуткость, доверие, терпение, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, способность оценить  других, гуманизм. Обучение в техникуме  способствует освоению студентами  социальных ролей, что предполагает воспитание и самовоспитание в духе толерантности. Например, для успешного выполнения роли труженика нужны настоящие толерантные контакты с коллегами по трудовой деятельности, правильное поведение в коллективе , нацеленность совместных усилий на достижение  поставленных целей. Студенты приходят к пониманию того ,что толерантность  одна из основ общения между людьми во всех сферах  общественной жизни.

Заключение

Вышеизложенный материал  позволяет сделать некоторые выводы о значимости получения образования в Ленинск – Кузнецком Политехническом Техникуме. Для всех студентов, независимо от того какую профессию выбрал каждый из них.

Получение образования в техникуме способствует  социализации личности , профессиональному самоопределению, познанию окружающей действительности , самореализации, ориентирует выпускников  на сознательное выполнение социальных ролей, на усвоение определенной  системы ценностей , создает условия  для формирования чувства  гражданственности, патриотизма, толерантности, для понимания взаимосвязи свободы и ответственности.

 Обучение в техникуме помогает подготовиться  студентам к взрослой жизни. Выпускник техникума должен стать творцом своей собственной судьбы, принимать участие в жизни  своей страны , своего народа. Для этого молодой человек должен  правильно оценивать  свои возможности, которые, ему открывают современные общества и пути их использования;  учиться принимать ответственные решения в экономической , политической и других сферах деятельности, научиться оценивать вероятные последствия своих действий. Знания и компетенции , полученные в техникуме призваны помочь выпускникам выработать собственные взгляды на мир, на происходящие в обществе процессы, помочь самостоятельно определить  свою собственную позицию в современном мире, приложив для этого свои интеллектуальные и душевные усилия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты исследовательской работы студентов в Муромском медицинском колледже

Важной составляющей современных образовательных технологий является самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Исследовательская деятельность студентов  нашего колледжа на дисциплинах специа...

Методическая разработка на тему: «Формирование основной профессиональной компетенции при изучении МДК. 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации у студентов ГБПОУ РК «Феодосийский политехнический техникум»

Методическая разработка на тему: «Формирование основной профессиональной компетенции при изучении МДК. 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации у студентов  ГБПОУ РК «...

СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ГПОУ «ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКОЕ УОР» КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Статья, в которой описывается система оценки результатов реализации образовательных программ в условиях училища олимпийского резерва...

Методические указания и контрольные задания для студентов – заочников Волховского политехнического техникума по предмету "Математика"

Данное методическое пособие поможет  педагогам провести занятия по предмету "Математика"  в группах, обучающихся по специальности ....

«Смоленский политехнический техникум» Об участии в открытой военно-спортивной игре "Звезда" среди студентов профессиональных образовательных организаций (20 апреля 2018 года)

laquo;Смоленский политехнический техникум» Об участии в открытой военно-спортивной игре "Звезда" среди студентов профессиональных образовательных организаций (20 апреля 2018 год...

Статья. Некоторые аспекты стигматизации ВИЧ-инфицированных пациентов студентами медицинского колледжа

В статье представлены результаты изучения проявлений стигматизации ВИЧ-позитивных людей студентами медицинского колледжа, прослеживается своеобразие ситуативной оценки возможного события (встречи ВИЧ-...