Сценарий игрового занятия. Квест-игра. "От финансовой грамотности к успеху"
методическая разработка

Путешествие по станциям. Игра проводится в рамках тематической недели Финансовой грамотности, как обобщающее занятие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_igrovogo_zanyatiya.docx43.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Воронежской области

«Россошанский техникум

сельскохозяйственного  и строительного транспорта»

СЦЕНАРИЙ КВЕСТ-ИГРЫ

В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ

ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

пос. Молодежный, 2021 г.

ОДД. 02 Финансовая грамотность

Группы: 1-2-х  курсов

Тип занятия.   Обобщение и систематизация знаний.

Форма. Деловая (групповая)  игра в виде  квеста.

Цель:  повторение и обобщение  изученных тем по финансовой грамотности в игровой форме; развитие у обучающихся познавательной активности и творческого мышления; формирование навыков сотрудничества и работы в команде.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление и осмысление изученного материала по финансовой грамотности;
  • формирование у обучающихся  необходимых умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений при командной работе.

Развивающие:

  • развитие критического мышления и адаптивных возможностей в изменяющихся внешних условиях;
  • развитие умения решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в финансовой сфере;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления, умения анализировать информацию, аргументировать выводы.

Воспитательные:

  • совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы;
  • развитие у обучающихся нравственной и финансовой культуры, способности к самоопределению и самореализации.

Оборудование:

  • аудиозапись песни «Money, Money, Money» в исполнении группы ABBA;
  • маршрутные листы;
  • таблички с названиями станций;
  • грамоты и сувениры для награждения команд;
  • оформление станций соответственно её теме.

 Технология проведения игры:

Игра состоит из  вводно-информационной, деятельной и финальной частей. Соревновательный аспект игры является мотивирующим для получения дополнительных знаний по финансовой грамотности и дальнейшего образования в этой области.

Для  игры понадобятся:

  • ведущий - организатор (1);
  • помощники ведущего (примерно 7, можно больше), но не менее 1 помощника на каждой станции;
  • команды игроков (не менее 5 человек в каждой), минимально 4, максимально 6-8 команд;
  • маршрутные листы для каждой команды;
  • аудитории, где будут размещаться станции, их распечатанные названия;
  •  материал с заданиями на каждой станции для руководителя и для каждой команды.

Ход игры.

  1. Общее собрание. Построение команд.

   Дорогие друзья! Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом, применять  знания в решении финансовых задач.

   Квест – это игра-путешествие, в которой много головоломок и задач, требующих приложения умственных усилий.

   В нашей игре будут принимать участие ____ команд (желательно командам иметь название). Каждая команда будет двигаться по станциям, согласно маршрутному листу. В маршрутном листе указан ваш путь, название станций. Вы совершите путешествие по 7 станциям. На станциях преподаватели-тьюторы будут давать вам задания. За правильное выполнение этих заданий каждая из команд получит определенное количество валюты – у.е.. На заключительной станции (она будет находиться здесь же)  команды встретятся, подсчитают количество заработанной валюты. Команда – победитель получит диплом.

Каждая команда может находиться на станции 3 - 5 минут, переход со станции на станцию сопровождается звуковым сигналом – звонком.

Маршрутный лист команды _______________________

Название станций

Количество валюты, полученное на станции

Подпись руководителя станции

Бережливая

Накопительная

Проектная

Инвестиционная

Народная мудрость

Денежная

Банковская

  1. Путешествие команд по маршруту.

  1. Денежная

(Всего 14 у.е.: 5 вопросов - 10 у.е; тест на соответствие валют - 4 у.е)

1. Что такое деньги?

Ответ: Деньги [money] — всеобщее средство платежа, одна из форм накопления богатства домохозяйств, фирм и государства.

2. Для чего нужны деньги? Т.е. функции денег.  

Ответ:

  • мера стоимости 
  • средство обращения 
  • средство платежа
  • средство накопления.

 3. Какие бывают деньги?

Ответ: товарные, наличные (монеты, банкноты) и безналичные.

4. В чем положительные и отрицательные моменты использования наличности?

Ответ: Плюсы: самая распространенная форма денег и везде принимается. Минусы: деньги изнашиваются, рвутся, пачкаются; деньги (наличные) очень легко украсть; возникает проблема со сдачей (иногда даже со 100 руб. сдача не находится).

5. В чем положительные и отрицательные моменты использования безналичных денег?

Ответ: Плюсы: нет необходимости таскать с собой много наличности; нет проблем со сдачей; возможность оплачивать покупки в Интернет; защита от банкротства банка. Минусы: многие люди теряют над собой контроль и тратят слишком много; далеко не везде принимают к оплате карточки; содержание счета и карты стоит денег; довольно распространены случаи мошенничества с картами, в том числе через сеть Интернет.

«Денежка без ног, а весь свет обойдет»

Сопоставьте, страну и её  денежную единицу.

Рубль

Доллар

Евро

Гривна

Злотый

Фунт стерлингов

Иена

Юань

Польша

Япония

Россия

Великобритания

США

Китай

Страны Европы

Украина

Ответ:

Рубль

Доллар

Евро

Гривна

Злотый

Фунт стерлингов

Иена

Юань

Россия

США

Страны Европы

Украина

Польша

Великобритания

Япония

Китай

  1. Инвестиционная

(Всего 12 у.е.)

   Тот, кто живет одним днем, рискует остаться у разбитого корыта, как старуха из сказки про золотую рыбку. Наше здоровье и силы небезграничны, а потому нам необходимо иметь резерв, который защитит нас в случае потери дохода, болезни и т. д. Это означает, что свое потребление надо ограничивать и часть дохода откладывать про запас на черный день.  

 

Задание 1 (по 1 у.е.)

1.  Какие достоинства есть у депозита?

  1. гарантированный доход;
  2. возможность существенно приумножить свои сбережения;
  3. гарантия сохранности средств даже при банкротстве банка;
  4. возможность иметь регулярный доход, не снимая сбережений.

2. Какие недостатки есть у депозитов?

  1. невысокая доходность;
  2. риск потерять все сбережения;
  3. иногда – невозможность изъять всю сумму до окончания срока вклада;
  4. невозможность открыть депозит в какой-то другой валюте, кроме рублей.

3. Какие депозиты наиболее доходны?

  1. до востребования;
  2. с возможностью пополнения;
  3. с возможностью частичного снятия;
  4. без возможности пополнения и снятия.

4. Какие депозиты наименее доходны?

  1. на 1 месяц;
  2. на 3 месяца
  3. на 12 месяцев;
  4. на 2 года.

Ответы:

  1. 1,2,3
  2. 1,3
  3. 4
  4. 1

Задание 2 (до 8 у.е.)

Какие  акции покупать выгоднее?

Ответ:

Единого правильного ответа на этот вопрос нет. Так как среди акций нет акции, обладающей строгим преимуществом  (т.  е. одновременно  и  с  низким  риском,  и  с  высокой  доходностью),  выбор  будет  индивидуален. При инвестировании невозможно избежать рисков, поэтому нужно научиться  ими грамотно управлять.  Важнейшая задача  каждого инвестора – найти оптимальный баланс между приемлемым уровнем риска и желаемой доходностью. «Осведомлён – значит, вооружен» - так говорили в Древнем Риме. Применив этот принцип к инвестициям, можно сказать: вкладывайте только в те инструменты, суть которых вам понятна.

  1. Народная мудрость

(Всего 20 у.е. : высказывание – 3 у.е.; продолжить фразу - 11 у.е.; выполнить тест – 5 у.е.)

1)Из рассыпавшихся слов составить высказывание  о деньгах и объяснить его смысл.

« Нажить много денег - храбрость, сохранить их - мудрость, а умело расходовать - искусство»  (храбрость, мудрость, искусство – вырезаны) – 3 у.е.

2) Продолжить фразу: по1у.е. за правильный ответ.

За деньги можно купить дом, но не … семью.

За деньги можно купить кровать, но не … сон.

За деньги можно купить часы, но не время.

За деньги можно купить книгу, но не … знания.

За деньги можно купить еду, но не … аппетит.

За деньги можно купить положение, но не … почёт.

За деньги можно купить лекарство, но не … здоровье.

За деньги можно купить секс, но не … любовь.

За деньги можно купить пышные наряды, но не … красоту.

За деньги можно купить развлечения, но не … счастье.

За деньги можно купить икону, но не … спасение.

3) Выполнить тест: по 0,5 балла за правильный ответ.

  1. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей?

а) сто долларов;

б) сто евро;

в) сто друзей;

г) сто лет одиночества.

2. Как говорят о деньгах, если они пропали впустую?

а) страдали монетки;

б) горевали рублики;

в) плакали денежки;

г) повесились банкноты.

3. Чем должен обладать денежный знак?

а) гордостью;

б) достоинством;

в) самоуверенностью;

г) мужеством.

4. Как в шутливой форме говорят о деньгах?

а) презренный металл;

б) ненавистная бумага;

в) жалкий пластик;

г) ужасная наличка.

5. Что делает с рублём копейка?

а) стережёт;

б) бережёт;

в) питает;

г) воспитывает.

6. Каким из этих слов не характеризуют деньги?

а) лимон;

б) капуста;

в) зелень;

г) ботва.

  1. Как говорят о больших деньгах?

а) куры не клюют;

б) мыши не грызут;

в) волки не дерут;

г) глаза не смотрят.

  1. Какие знаки надеется увидеть на должных банкнотах каждый кассир?

а) водяные;

б) воздушные;

в) магические;

г) астрономические.

9. Какие деньги родители выделяют своим детям?

а) домашние;

б) ручные;

в) карманные;

г) декоративные.

10. На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане?

а) на черный день;

б) на полярную ночь;

в) на високосный год;

г) на золотой век.

  1. Накопительная

«Откуда берутся деньги?»

(Всего 6 у.е.)

1. Перечислите источники поступления денег.

Основных источника всего три: по 1 у.е.

  1. Доходы от текущей деятельности (от труда).
  2. Доход от активов (от таких источников, которые будут приносить тебе доход, неважно, работаешь ты или нет. Например, квартира, вклад в банке и т.д.).
  3. Доход социальный (то есть те деньги, которые тебе платит государство).
  1. Перечислите основные методы повышения доходов. За каждый правильный метод – 1 у.е., но не более 3 у.е.

Ответ:

  • мотивировать повышение зарплаты по текущему месту работы;
  • сменить работу на более высокооплачиваемую;
  • повысить количество подработок;
  • подыскать подходящий вариант второй работы по совместительству или агентскому договору и т.д.

Повысить доходы от активов можно, если использовать грамотно подобранные для нас инструменты инвестиций.

Повысить же социальные доходы можно также несколькими способами:

  • улучшив успеваемость (стипендия);
  • грамотно распорядившись своей накопительной частью пенсии;
  • воспользоваться причитающимися льготами, пособиями, налоговыми льготами и т.д.
  1. Бережливая

(Всего до 15 у.е., по 1 у.е. за название категории или способа экономии)

  1. Перечислите  категории расходов.

Расходы на текущую деятельность (то есть «на жизнь»):

- расходы на питание;

- расходы на проживание (ЖКХ);

- расходы на транспорт;

- расходы на досуг и отпуск;

- расходы на хобби и иные увлечения;

- расходы на телекоммуникации;

- расходы на лечение и спорт и т.д.

Расходы на активы (то есть на квартиру, вклад в банке и т.д., которые приносят или могут приносить нам доход, даже если вы не работаете):

  • расходы на квартиру, которую ты сдаешь;
  • расходы на развитие собственного бизнеса;
  • расходы на управление доверительным управляющим компаниям;
  • расходы на обслуживание счета и т.д.;
  • расходы на добровольное пенсионное обеспечение и накопительное страхование жизни и т.д.

Социальные расходы (то, что вы платите  государству):

  • расходы на благотворительность;
  • расходы на налоговые платежи;
  • штрафы, пени и т.д.

2. Как уменьшить расходы на текущую деятельность?

Введение учета расходов в специальных программах учета личных финансов. Самый простой вариант – таблица в Excel.

  1. Более экономное использование электричества, воды и т.д. Экономия на связи.
  2. Экономия на питании.
  3. Экономия на одежде, обуви.
  4. Экономия на транспорте:
  5. Экономии на досуге и развлечениях.
  6. Экономия на походах в магазин.

3. Как уменьшить расходы на активы и социальные расходы?

  • Подбор наименее затратных инвестиционных инструментов;
  • выбор управляющих, банков, брокеров и т.д. с наиболее привлекательными тарифами.
  • оформление прав на льготы и субсидии в отношении квартплаты, лекарств, транспорта, отчасти  - отдыха.
  • оформление налоговых вычетов, что позволит сэкономить на налоге на доходы физических лиц.
  1. Проектная

(Всего 8 у.е.)

     В семье Разумковых, состоящей из 4-х человек папа, работая на заводе, получает 17 000 рублей, мама, работая парикмахером, зарабатывает 12 000 рублей. Старший сын, учится в колледже и получает стипендию в размере 500 рублей, а дочь еще только ходит в детский сад. Семья проживает в двухкомнатной квартире и платит за коммунальные услуги – 7 000 рублей. Оплата детского сада составляет 2 500 рублей. На проезд (проездной) в общественном транспорте у них выходит по 500 рублей (его покупают только 3 человека). Вопрос: На какую сумму в неделю семья может покупать продукты, выберете из списка те продукты, которые  семья  Разумковых может позволить себе покупать.

1) хлеб

2) сахар

3) минеральная вода

4) масло сливочное

5) кукурузные хлопья

6) масло растительное

7) рыба

8) кальмар сушеный

9) газированные напитки

10) молоко

11) яйцо

12) майонез

13) картофель

14) овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др.)

15) сухофрукты

16) соль

17) креветки

18) кондитерские изделия

19) сельдь

20) финики сушеные

21) маринады

22) сало копченое

23) орешки соленые

24) конфеты

25) чипсы

26) мясо

Ответ. Из списка возможно выбрать 12-15 позиций (до 6 у.е.)

В среднем семья может покупать продукты на сумму 3 500-4 000 рублей (2 у.е.)

  1. Банковская

(Всего 10 у.е.)

Задание 1 (по 0,5 у.е.)

1.     В какой стране впервые появились банковские карты? (США) Из чего они были сделаны? (из картона).

 

2.     Как вы думаете, какой размер банковской карты?

А) 55 Х33 мм

Б) 94.2 Х 45.7 мм

В) 85.6 Х 53.98 мм 

 

3.     С какого возраста ребенок может получить свою банковскую карту, привязанную к карте родителей:

А) с 5 до 14 лет

Б) с 6 до 14 лет 

В) с 9 до 14 лет

 

Задание 2 (по 1 у.е.)

1. Верно ли следующее утверждение?

Пластиковая карта не может быть использована для снятия наличных денежных средств.

1. да                2. нет

2. Выберите правильный ответ:

Производить платежи по такой карте можно как за счёт собственных средств держателя карты, так и за счёт кредита.

1. Кредитная карта    2. Овердрафтная карта       3.Дебетовая карта

 

3. На данной карте хранятся деньги, которые банк предоставляет во временное пользование держателю карты.

1.Овердрафтная карта     2. Кредитная карта       3. Дебетовая карта

 

4. Верно ли следующее утверждение?

На дебетовой пластиковой карте хранятся исключительно личные денежные средства держателя.

1. да                        2. нет

5. Выберите правильный ответ:

На данной пластиковой карте хранятся исключительно личные денежные средства владельца.

1. Овердрафтная карта    2. Дебетовая карта      3. Кредитная карта

 

6. (возможны несколько вариантов ответа)

К недостаткам банковских карт относят:

1. владельцы банковских карт всё чаще и чаще подвергаются атакам мошенников

2. нет необходимости носить с собой большие суммы наличных денежных средств

3. в случае потери карты её можно заблокировать, тогда денежные средства останутся на счету нетронутыми

4. удобство совершения платежа

5. высокий процент за пользование средствами по кредитной карте

6.  за снятие наличных денежных средств  в банкоматах других банков берётся процент

7. не все покупки можно оплатить картой

7. Чтобы воспользоваться картой, необходимо ввести:

1. номер своего телефона  2. свое имя   3. кодовое слово  4. паспортные данные   5. РIN-код

    Общее построение команд. У.е. подсчитывают тьюторы по сданным маршрутным листам. Награждение победителей.

Заключительное слово организатора.

        Вот и закончилась наша игра-конкурс «От финансовой грамотности – к успеху». Согласитесь, такие игры развивают в человеке умения находить ответы на самые разные вопросы. Один из главных вопросов сегодняшнего мира – каким должно быть новое творческое отношение к деньгам, личным финансам. Причем адресован он и к тем, у кого их нет, и к тем, у кого они есть. Я думаю, что ВЫ - новое поколение, поколение молодых, активных людей, найдете ответ на этот актуальный вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по организации внеаудиторного занятия КВЕСТ – игра «VENI. VIDI. VICI.» для специальности 34.02.01. Сестринское дело (очная, очно - заочная форма обучения),

Представленная методическая разработка предназначена для проведения КВЕСТ – игры со студентами 2 курса специальности Сестринское дело.  Внеаудиторное занятие предполагает переход от одной с...

Сценарий Квест-игра "Молодым - право выбора"

Цель: содействовать формированию активной гражданской позиции. Задачи:Показать смысл и значение выборов в демократическом обществе;Повысить уровень правовой культуры и образования учащихся в сфер...

Сценарий экологической квест-игры на участке группы «В поисках летних цветов»

Этим летом прогулки с детьми за пределы детского сада под запретом из-за ограничительных мер. Чтобы внести элемент новизны в детскую деятельность на прогулке, предложите воспитател...

сценарий квест – игры «Подвиги Молодой гвардии в наших сердцах»

Квест-игра направленная на патриотическое воспитание обучающихся....

Сценарий квест-игры по профилактике правонарушений

Сценарий квест-игры по профилактике правонарушений.Цель: снижение подростковой преступности Задачи мероприятия:Повышение и проверка уровня знаний по кодексам Р.Ф.Повышение интеллектуального и кул...

Сценарий квест- игры для подростков «Тайна страны Счастливых людей»

Цели: создают и способствуют эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого обучающегося....

«ВНУШАЙ ПАЦИЕНТУ НАДЕЖДУ НА ХОРОШЕЕ!» «Comple aegrotum bona spe!»Методическая разработка по организации внеаудиторного занятия квест-игры (WEB-Квест)

laquo;ВНУШАЙ ПАЦИЕНТУ НАДЕЖДУ НА ХОРОШЕЕ!» «Comple aegrotum bona spe!» Методическая разработка по организации внеаудиторного занятия квест-игры (WEB-Квест) ...