Конспект занятия по по дисциплине МДКВ.03.03 по теме Социальные функции, экономический и социальный эффект от применения краудсорсинга в сфере муниципального управления
план-конспект занятия

Вишневецкая Алла Анатольевна

В материале дается понятие применения краудсорсинговых технологий в муниципальном управлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по дисциплине  МДКВ.03.03 Краудсорсинг и основы местного самоуправления (для  набора 2018 года)

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся – 4-го курса,

специальность Право и организация социального обеспечения

преподаватель Вишневецкая А.А.

Тема 23.  Социальные функции, экономический и социальный эффект от применения краудсорсинга в сфере муниципального управления
 Цели: изучение концептуальных основ технологии краудсорсинга, освоение инновационных коммуникационных технологий.

Задачи занятия:

Обучающая: - ознакомление с существующими практиками краудсорсинга в России и мире

Воспитательная: создать условия для  развития мышления , учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать.
Стремиться воспитать уважительное отношения к гражданству России, чести и достоинству личности, соблюдению и защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Развивающая: Способствовать развитию логического мышления обучающихся, развитию коммуникативной культуры.

Междисциплинарные связи: Правовое обеспечение профессиональной деятельности, Социальная политика и технологии социальной работы.
Информационно-справочное оснащение:

Основная литература:

  1.   Джефф Хау – Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса -- М.: «Альпина Паблишер», 2012. -- 288с
  2. Краудсорсинг в России [Электронный ресурс] -- Режим доступа: URL:http://www.uipdp.com/articles/2011-11/07.html
  3. Гайдукова Г.Н. (НИУ «БелГУ», Белгород) статья «БАРЬЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАУДСОРСИНГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В РЕГИОНАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ»

Дополнительная литература:

  1. Что такое краудсорсинг? [Электронный ресурс] -- Режим доступа: URL:http://crowdsourcing.ru/article/what_is_the_crowdsourcing

 

Интернет-ресурсы

  1. Материалы открытой площадки для обмена информацией о технологиях Краудсорсинга и Краудфандинга/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.facebook.com/crowdsourcing.ru  
  1. Социальные функции, экономический и социальный эффект от применения краудсорсинга в сфере муниципального управления

Краудсорсинг - весьма популярный в настоящее время тренд развития социально ориентированных технологий, по своей сути он подразумевает вовлечение множества людей в решение задач на основе их добровольного и, чаще всего, безвозмездного участия. Главная идея краудсорсинга заключается в том, чтобы необходимую работу исполняли не профессионалы, а любители.

То есть целью краудсорсинговых технологий является использование интеллектуального и инновационного потенциала большего количества людей для решения социально значимых задач.

 Краудсорсинг в муниципальном управлении выполняет ряд социально значимых функций.

1. Информационная. Соответствующие процедуры позволяют собрать ценную информацию о положении в обществе различных социальных групп, функционировании государственных и муниципальных учреждений. Эта информация является ценной не только в прагматическом плане (нацеливая на решение конкретных проблем), но и в социокультурном, фиксируя черты определенного менталитета в определенный период времени.

2. Контрольная. Своевременно выявленная информация позволяет предотвратить злоупотребления, исправить положение в той или иной сфере и тем самым улучшить работу органов власти и подведомственных структур.

3. Исследовательская. Данные реализации краудсорсинговых проектов, зафиксированные на определенном носителе информации, представляют собой ценный исследовательский материал.

4. Обучающая. Отработка процедур краудсорсинга повышает уровень профессионализма во взаимодействии между общественностью и властью. Инициаторы краудсорсинговых проектов получают навык обоснованно формулировать проблемы, оперировать социальными показателями, прогнозировать ожидаемые результаты деятельности.

5. Коммуникативная. Деятельность в формате краудсорсинговых проектов способствует налаживанию диалога между гражданскими активистами и служащими власти. Увеличение частоты взаимодействия при условии высокого уровня культуры общения повышает доверие сторон друг к другу.

Желание граждан участвовать в управлении должно быть поддержано региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, поскольку проявляется в реальной жизни.

 Между тем, значение краудсорсинга в муниципальном управлении определяется несколькими факторами:

1. Краудсорсинг по своей сути носит социальный характер. Несмотря на то, что краудсорсинг может проводиться по любым темам и проектам, он в первую очередь оценивает социальные факторы и последствия принимаемых решений, а также использует социальные механизмы участия граждан в общественном управлении.

 2. Краудсорсинг является инструментом лоббирования интересов отдельных общественных групп. Сегодня в России лобби общественных интересов чрезвычайно неразвиты. Различные организации берут на себя функции по агрегированию и выражению интересов отдельных социальных групп.

3. Краудсорсинговые технологии служат средством формирования гражданской активности. В результате, краудсорсинг - это технология институциализации форм работы третьего сектора по формированию и учёту общественного мнения в управленческой практике. В ряде российских регионов, реализуются проекты внедрения краудсорсинговых технологий, направленных на решение комплекса задач: привлечение инвестиций в региональную экономику; разработка социально-экономических стратегий развития региона; поддержка и развитие малого бизнеса в регионе; создание новых высокотехнологичных рабочих мест.

Факторами формирования и реализации краудсорсингового потенциала в условиях муниципального управления выступают различные явления и процессы, оказывающие стимулирующее или, наоборот, сдерживающее влияние на краудсорсинговые проекты.

В настоящее время преобладают сдерживающие факторы, которые можно оценить как социальные барьеры реализации краудсорсинга в условиях региона. Практика показывает, что в настоящее время, несмотря на востребованность технологий краудсорсинга, они крайне недостаточно реализуются в российском социуме, что обусловлено комплексом барьеров, среди которых следует выделить социокультурные и организационно-технологические. Особенно наглядно они проявляются на региональном и муниципальном уровнях. Социокультурные барьеры обусловлены тем, что социально-политическая ситуация в современной России характеризуется параллельным сосуществованием государства и общества. Они все более отдаляются друг от друга, представляя собой не просто социально-политические реальности, но и обособленные социокультурные миры. Существуют, как минимум, два основания для констатации данного вывода. Прежде всего, социологически фиксируемый факт отчуждения общества от власти, выражающийся в недоверии граждан к основным социальным институтам. Для взаимодействия современного российского государства и общества наиболее характерна ситуация несовпадения ценностно-смысловых диспозиций.

Технология краудсорсинга в муниципальном управлении, кроме всего прочего, это коммуникация, построенная максимально эффективно и действующая постоянно. А это значит, что должны быть соблюдены несколько обязательных условий, обеспечивающих коммуникативный процесс. Прежде всего, обеспечена информационная открытость системы государственного управления. Она должна быть, насколько это возможно, прозрачной не только на стадии реализации управленческих решений, но их подготовки и принятия. К сожалению, в настоящее время приходится констатировать, что уровень этой открытости остается сравнительно низким. Сравнительно низкий уровень информированности свидетельствует, прежде всего, о том, что властные структуры пока еще с большим трудом переориентируются от традиционной для них установки на закрытость и своеобразную «келейность» функционирования к открытой модели взаимодействия с населением. При этом переоценка ценностей в большей степени происходит на уровне «первых лиц» управления, нежели на уровне бюрократических структур. Однако следует отметить, что коммуникативный процесс является двусторонним, и эффективность его зависит от позиции обоих контрагентов. К сожалению, можно констатировать, что пока к нему в полной мере не готовы не только государственные структуры и органы местного самоуправления, но и значительная часть населения. Следующим важным условием эффективной коммуникации является готовность населения к участию в управлении и его способность осуществлять это на практике. Однако для российских граждан типично пассивно-созерцательное отношение к социальной действительности, выражающееся в уверенности, что «от меня ничего не зависит».

В настоящее время на муниципальном уровне действует ряд социокультурных и организационных барьеров осуществления краудсорсинговых проектов: а) корпоративно-бюрократический барьер. Он выражается в том, что отечественная модель государственного и муниципального управления пока еще весьма близка к патримониальной (по классификации все того же М. Вебера), то есть основанной на идее личной преданности чиновника руководителю, распределении должностей в зависимости от близости к нему и отсутствием четких разграничений между имуществом чиновника и имуществом организации. Этот тип бюрократии ориентирован на закрытость в применении управленческих практик, ограничение вторжения общественного мнения в процесс подготовки и принятия решений; б) социально-психологический барьер. Он обусловлен нерефлексивностью мышления и низкой критической самооценкой бюрократии. Это - типичные черты бюрократического сознания. Чиновник не только убежден в собственной правоте, но - прежде всего - в правоте системы управления, которую он представляет. В свою очередь вся практика государственного и муниципального управления ориентирована на поддержание стереотипа непогрешимости своих служащих. Система государственного и муниципального управления продуцирует подобные иллюзии в массовом порядке. К наиболее распространенным среди них относятся: - «иллюзии собственного статуса». Они связаны с возникновением неадекватных представлений о положении современного государственного чиновника, мотивации его деятельности и возможностях влияния на социальные процессы. Довольно типичными в данной связи являются: преувеличение собственной значимости и возможностей влияния; убеждение в изначальном благородстве служебной миссии; - «иллюзии объекта». Данная группа иллюзий концентрирует в себе искаженные представления о населении, выступающем главным объектом управленческого воздействия, и обычно сводится к заниженным оценкам социального потенциала «массы».

Необходимым условием преодоления социокультурных и технологических барьеров реализации краудсорсинга является их системный социологический анализ и - на этой основе - разработка практических рекомендаций для органов государственного, муниципального управления и институтов гражданского общества.

  1. Домашнее задание.

   Аналитический вопрос для самостоятельной работы:

Какое значение имеют краудсорсинговые технологии в муниципальном управлении?

Преподаватель                                                         А.А.Вишневецкая        ___________________                                                        

        СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Цикловой комиссии

___________________________

ГБПОУ Юридический коллеж

от ___ ____________ 20__ г. № ____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в младшей группе детского сада на тему знакомства с правилами дорожного движения "Светофор".

Знакомство с правилами дорожного движения и понятием " Светофор" в игровой и занемательной форме....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеТема: «Составление описательного рассказа об игрушке»Цели: «Учить составлять описательный рассказ»Задачи:Образовател...

План- конспект занятия в разновозрастной группе (10-13 лет) тема: «Культура поведения в школе и в общественных местах»

Мероприятие воспитательного и просветительского характера . Подходит для детей среднего школьного возраста. Рекомендовано и для учреждений с временным пребыванием  детей 10-13 лет( санаториев, ла...

Конспект занятия в первой младшей группе по рисованию. Тема: « Елочки в лесу »

Цель: формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Задачи:- учить детей рисовать красками с помощью штампа, используя губку и прищепку.- ориентироваться на листе бумаги, располагать...

Конспект занятия в первой младшей группе по рисованию. Тема: Узоры Гжель. Праздничная посуда для куклы.

Цели:  Познакомить с изделиями малой скульптуры Гжельских мастеров; формировать представление о народно- прикладном искусстве ;  учить рисовать мотивы Гжельской росписи «точки», ...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей на тему: «Православный храм-Дом Божий»

Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям....

Iетодическая разработка: План -конспект занятия студии "Основы рисунка и дизайна" по теме: Графика. Выполнение монотипий

Сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия», с новой технологией в декоративно-прикладном творчестве, способам и последовательностью выполнения работы. Научить и...