Iетодическая разработка: План -конспект занятия студии "Основы рисунка и дизайна" по теме: Графика. Выполнение монотипий
методическая разработка

Доильницына Ирина Алексеевна

Сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия», с новой технологией в декоративно-прикладном творчестве, способам и последовательностью выполнения работы. Научить использовать различные способы рисования монотипии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_zanyatiya_odo_monotipii.docx284.88 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ «ЗВЕЗДНЫЙ»

СПб ГБ ПОУ «КОЛЛЕДЖ «ЗВЁЗДНЫЙ»

МАСТЕР-КЛАСС:

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРОЦЕССА ВЫПОЛНЕНИЯ РИСУНКА В ТЕХНИКЕ «МОНОТИПИЯ»

СТУДИЯ РИСУНКА И ДИЗАЙНА

РУКОВОДИТЕЛЬ

ДОИЛЬНИЦЫНА ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА

САКТ-ПЕТЕРБУРГ

2020

План -конспект занятия студии рисунка и дизайна

Раздел 2 Техники рисунка

Тема 2.1 Графика

Тема занятия:Выполнение монотипии

Вид занятия : мастер – класс (демонстрация процесса выполнения рисунка в технике «монотипия»);

Образовательные цели

-формирование эстетического вкуса

-знакомство с нетрадиционными техниками рисунка

-развитие художественного изобразительного творчества

- закрепление умений составлять композицию рисунка

- формирование межпредметных связей

Развивающие цели:

-создание ситуации успеха   

- развитие творческих способностей

- развитие зрительной памяти

- развитие профессиональной наблюдательности к деталям

- развитие способности к самооценке и самоконтролю

- развитие умения отстаивать свою точку зрения

- развитие познавательного интереса и творческих способностей

Воспитательные цели: 

 - воспитание эстетической культуры и аккуратности

- воспитание художественного вкуса, образного мышления

- воспитание быстроты реакции восприятия

- воспитание самостоятельности в работе

-формирование общего уровня культуры

-воспитание патриотизма

Методы обучения:     Эвристическая беседа, с элементами игры , электронная презентация , наглядная демонстрация, мастер-класс,  практическая работа, сравнительный анализ,актуализация личного опыта обучающихся, выставка.

Оборудование:     Кабинет специального рисунка, мультимедийная установка, интернет-сайты художников-монотипистов

Средства наглядности:  образцы художественных работ, примеры работ художников-монотипистов, дополнительная литература, показ педагога.

раздаточный материал:глянцевая бумага, кисти толстые и тонкие, стекло,акварель, гуашь, акрил, салфетки, стаканы для воды, палитры

Учебное занятие в классе по программе является основной формой учебной и воспитательной работы. Это дает возможность педагогу работать с учащимися эффективнее и больше внимания уделять развитию основных навыков, предусмотренных программой, а также будет способствовать расширению общего художественного кругозора учащихся. 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы:

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • пользоваться средствами выразительности языка изобразительного искусства,
  • осуществлять поиск информации с использованием средств массовой информации;
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
  • учебно – познавательный  интерес к графическому рисунку, как одному из видов изобразительного искусства;
  • эстетические чувства на основе знакомства с нетрадиционными техниками рисунка
  • навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
  • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
  • основы социально ценностных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, патриотизм,организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • в результате занятий у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, патриотизм.

План занятия

Этапы занятия

Время

Приемы и методы

Что делают обучающиеся

Что делает преподаватель

I

Организационный

2мин

Стимулирование к восприятию Актуализация внимания

Сообщение темы, целей, задач

Мотивация к учебно-познавательной деятельности

Приветствие

Концентрируют внимание,  сосредотачиваются

установление дисциплины, создание комфортных условий для работы

Концентрирует внимание на экран

II

Подготовка к мастер-классу

3 мин

Эвристическая беседа, наглядная демонстрация, раздаточный материал,поиск в интернете, активизация познавательной деятельности, межпредметных связей, поощрение

Формирование сознания для активной работы по теме конкурса посвященного 75-летию победы в великой отечественной войне

Активизируют внимание на экран,

Слушают и смотрят показ  педагога  и подготовленный материал обучающегося и  выполняют  задание .

Отмечает актуальность и значимость формируемых навыков для будующей  профессии

Показывает образцы работ художника, педагога, показ репродукций картин художников.

Задает вопрос об усвоении материала.

Отмечает активную работу обучающихся

III

Этап формирования навыков и умений

25 мин

актуализация личного опыта обучающихся, выполнение работы  по созданию графического пятна

в комфортных условиях (музыкальное сопровождение)

Создают по желанию образ из графического пятна по предложенной ситуации с использованием темы ВОВ,пользуясь полученными знаниями.

Предлагает обучающимся выполнить,по выбору, работу на глянцевой бумаге или на стекле

Одновременный показ навыков и умений выполнять рисунок из графического пятна

на листе. показ рисунка, выполняемого на стекле обучающимся,

дифференцированная помощь отстающим

Заключение выполненной работы, остановкой музыки

Обобщение сформированных навыков, умений,

IV

Подведение итогов и результатов занятия

Рефлексия

10мин

Эвристическая беседа, самостоятельные выступления обучающихся,  показ своих работ.контроль результатов работы

Показ работ обучающихся, Выполняют самооценку своего готового рисунка

Отвечают выборочно с места

Что нового было на занятии?

Что было интересным?

Что получилось?

Что было сложным?

Выбор хороших работ, анализ допущенных ошибок, определение путей их устранения.

Спрашивает обучающихся о сложностях предложить участие со своей работой в конкурсе Поощрение

VI

Домашнее задание

5 мин

домашнее задание по выбору,выполнение рисунка - монотипии дома, подготовка к поиску материала по следующим темам занятий программы .

Обобщение результатов работы в виде выставки на стенде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гузь А.В., Беспалова Т.И. Основы художественного проектирования причёски. Специальный рисунок.:учебник.-М.:Академия.64с.2017
  2. Гузь А.В., Беспалова Т.И. Основы художественного проектирования причёски. Специальный рисунок. Практикум :учеб. пособие.- М.:Академия.64с.2015
  3. Энциклопедия моды и стиля
  4. История прически: Учебник для театр.худож.техн.училищ.-Изд. 2-е доп.-М.:Искусство,.-303 Сыромятникова
  5. Иллюстрированная энциклопедия моды
  6. Искусство создания портрета
  7. Создание монотипий А.Даур


Приложение 1

НЕТРАДИЦИОННАЯ  ТЕХНИКА  РИСОВАНИЯ «МОНОТИПИЯ»

Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования

 (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток). вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665). 

Российские художники-графики увлеклись монотипией в конце 19-го века. В то время для получения монотипии использовали бумагу или картон, рисовали масляной краской и оттиск делали на печатном станке. Масло не создавало столь тонких переходов цвета и случайных фрактальных полос, которые получаются при использовании водных красок. И задачи монотипии были в то время иными - не идти от случайно получившегося изображения, дорисовывая его, а создавать конкретный рисунок, который лишь немного изменялся, приобретал особый нерукотворный вид после оттиска на станке.

 

Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.) . Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую. Получается два листа с необычным пятнистым узором. Его можно использовать либо как фон будущего рисунка, либо его можно доработать, добавить деталей, превратив бесформенное пятно в полноценный рисунок.

Если брать не два листа, а один, сложенный пополам, краска отпечатается практически зеркально. В таком варианте техники очень хорошо получаются акварельные пейзажи: более четкая половина — это, допустим, лес, а более размытая — это отражение леса в каком-нибудь водоеме. Остается только доработать детали

Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии — любое.

Для рисования в технике «Монотипия» нам понадобится: плотная глянцевая бумага

любого цвета, гуашевые или акварельные краски, кисти, банка с водой, салфетки.

В результате работы толстой кистью и гуашью или тушью или акварелью, наложения на лист другого листа, получается разноцветное пятно. Затем при работе тонкой кистью получаются линии,очень неоднородные по толщине. Важно, чтобы размер кисти соответствовал размеру пятна и рисунка в целом: для рисунка небольшого формата выбирают небольшую кисть. Следует помнить, что стирать и подправлять рисунок, вы-

полненный в этой технике, невозможно: потеряется живость, свежесть, точность рисунка. Можно применять как черную, красную тушь, так и разноцветную гуашь, акварель. Кисть создает мазок разной площади в зависимости от нажима на нее. Если кисточка хорошая, то ее кончиком можно провести тончайшую линию, а при большем нажатии получается достаточно широкая заливка.В этой технике можно сделать наброски животных и людей, пейзажи, рисунки головы человека, включая прическу.Выполните  оттиск пятна и быстрый рисунок в виде наброска дерева, когда нет листьев и виден скелет ствола и веток. Линиями различной толщины передайте темное пятно ствола на светлом фоне и тонкие дрожащие ветки. Всего несколько прикосновений кисти — и появится ощущение переднего плана дорожки в парке, пятен голой земли, фрагмента пейзажа,силуэты людей, птиц и т.д.

Рисование поролоном

Текстурный фон или «пушистость» на рисунке можно создать при помощи обыкновенной губки. Можно попробовать этот прием и с мягкой фольгой или тонким целлофановым пакетом: небольшой кусок губки (если фольга или пакет — небольшой комочек) обмакните в краску и макайте по поверхности листа.

Пятна-кляксы

Такие пятна из туши могут стать заготовкой для полноценной работы: они могут быть фоном, а могут и являться базой рисунка, которую необходимо дополнить деталями. На сухой лист бумаги нанесите несколько капель цветной туши (если хотите много, лучше наносите их не все сразу). Берем трубочку для коктейля и раздуваем каплю. Можно просто дуть, стараясь растянуть кляксу как можно дальше, а можно пытаться придать пятну какую-то форму, чтобы потом использовать его для создания рисунка.

Акрил и гуашь

Эти краски, в отличие от акварели и туши, плотные и непрозрачные. Оттиски получаются так же другими: они фактурные и текстурные (особенно при использовании акрила). Акрил, кстати, для монотипии подойдет абсолютно любой. Если использовать густую, неразбавленную краску, при снятии второго листа (если снимать без сдвига) вы получите красивые древовидные или коралловидные структуры. Если при снятии верхнего листа его слегка сдвинуть или повернуть, получится красивый и фактурный эффект размазывания.

Акварель и чертежная тушь

Так как акварель и тушь — краски прозрачные, текучие, требующие обилия воды, монотипию с их использованием можно делать двумя способами. Во-первых, можно смочить лист бумаги водой, а потом широкой кистью или каплями наносить краску. Во-вторых, можно наносить краску на сухой лист, а потом разбавлять ее каплями воды. Результаты в обоих случаях будут заметно различаться.

Не берите слишком много краски и мало воды — отпечатки получатся излишне яркими. Если, наоборот, необходимо избавиться от лишней жидкости, промокните лист смятой бумажной салфеткой или насыпьте на бумагу крупную соль. Это еще и создаст необычные текстуры. После высыхания краски соль можно просто стряхнуть.

работы современного художника Екатерины Шемяк

C:\Users\Ирина Алексеевна\Desktop\кругликова.jpg

Е.С.Кругликова. "Астры" (б., монотипия, 1917)

C:\Users\Ирина Алексеевна\Desktop\кр2.jpg

Работы современного художника Арины Даур

C:\Users\Ирина Алексеевна\Desktop\120322153426.jpg

Работы обучающихся студии рисунка и дизайна

C:\Users\Ирина Алексеевна\Pictures\2015-09-30 воспит.раб.130\воспит.раб.130 857.jpgC:\Users\Ирина Алексеевна\Pictures\2015-09-30 воспит.раб.130\воспит.раб.130 863.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия на тему «Профилактика и методы борьбы со стрессом»

Данный материал предназначен для проведения занятия в виде тренига, а также может быть использован в качестве темы занятия по конфликтам, стрессам, управлением эмоциями....

План-конспект занятия по английскому языку для специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок IV курс Тема "Bunkering"(Бункеровка)

Данный конспект разработан для проведения урока-обобщения и систематизации знаний по теме Бункеровка на IVкурсе специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок.Большое внимание на...

План-конспект занятия (класс гитары) "Игра в ансамбле как средство изучения простых музыкальных форм", авторская разработка учебного модуля

Занятие разработано в рамках авторского учебного модуля "Ансамблевая деятельность как средство изучения простых музыкальных форм". Данный модуль предполагает свою реализацию в рамках освоени...

«Универсальное изображение трансформер». Конспект занятия по по дисциплинам: Дизайн-проектирование и Средства исполнения дизайн-проектов

Данная методическая разработка нацелена на практическое освоение методов  проектирования и художественного конструирования при создании целостного художественного изображения, социального или рек...

Методическая разработка. ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия в 1классе по теме " Русская народная сказка «Курочка Ряба». Инсценировка"

Групповое логопедическое занятие в 11 классе для детей с интеллектуальными нарушениямиТема занятия: «Курочка Ряба. Инсценировка»Цель: коррекция произносительной стороны речи в театрализова...

План- конспект урока по Рисунку "Врезка геометрических тел"

Методическая разработка урока по теме : «Построение линии пересечения геометрических тел». План - конспект включает в себя последовательность действий при построении линии пересечения куба и конуса. У...

Методическая разработка «План-конспект практического занятия «Действия водителя на маршруте при возникновении нештатных ситуаций»»

Методическая разработка «План-конспект практического занятия»Мастер производственного обучения Старунь В.С.Учебная практика: «Обучение практическому вождению автомобиля категории &la...