Самопредентация как вид представления человеком собственного образа в социальном мире
статья

Самопрезентация становится одним из важных средств достижения высоких уровней профессионального мастерства, самореализации личности в деятельности, значимое условие продуктивности педагогического труда. Технические возможности мировой информационной сети задают условия, ранее не доступные и не существовавшие в сфере человеческой деятельности, которые определяют некоторую специфичность деятельности и общения пользователей Интернета.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самопредентация как вид представления человеком собственного образа в социальном мире

Самопрезентация становится одним из важных средств достижения высоких уровней профессионального мастерства, самореализации личности в деятельности, значимое условие продуктивности педагогического труда. Технические возможности мировой информационной сети задают условия, ранее не доступные и не существовавшие в сфере человеческой деятельности, которые определяют некоторую специфичность деятельности и общения пользователей Интернета.

Проблема самопрезентации была поставлена, в первую очередь, основателями «символического интеpакционизма». Идеи классиков этого направления (Ч. Кули, Дж. Мид, Г. Блумер, М. Кун, Т. Макпартленд, И. Гоффман, Т. Шибутани и др.) во многом определяют современное представление о самопрезентации человека.

Данная тема очень актуальна, так как после окончания учебного заведения обязательно встанет вопрос о дальнейшем трудоустройстве. А при устройстве на работу необходимо, грамотно презентовать себя, тем самым зарекомендовав потенциальному работодателю.

Говоря о способах самопрезентации, необходимо прежде всего отметить, что желание контролировать впечатление на других людей является врожденным. Согласно психологическим исследованиям, каждый человек от природы нуждается в одобрении. Люди ищут одобрения, избегают неодобрения и поэтому стараются представить себя позитивно. Какое впечатление нужно стремиться произвести, зависит от целей человека и ситуаций общения. Однако существует и универсальный набор характеристик, который оптимален для большинства ситуаций. Во всем мире, как показывают различные психологические исследования, ценятся некоторые человеческие качества: честность, скромность и компетентность. Поэтому их наличие усиливает благоприятное впечатление.

Самопрезентация (с лат. — «самоподача») — это процесс представления человеком собственного образа в социальном мире, характеризующийся намеренностью и направленностью на создание у окружающих определенного впечатления о себе.

Понятие «самопрезентации» является объектом изучения множества наук: психологи подчеркивают её направленность на появление желаемой субъектом самопрезентации реакции, путем вызывания у объекта воздействия заданного спектра эмоций. Социологи подчеркивают необходимость самопрезентации в целях составления окружающими полного и достоверного образа самопрезентующегося. При этом, говоря о достоверности и возможной идеализации образа, важна степень приближения и стремлениям к указанной идеализации.

В качестве основной функции самопрезентации американский социолог И. Гофман называет определение характера социальной ситуации с учетом возможности регулирования большинства социальных взаимодействий. За счёт использования самопрезентации происходит эффективное принятие социумом личностных ролей субъекта воздействия и их взаимодействия. Характер самопрезентации может меняться в зависимости от обстоятельств или целей субъекта самопрезентации. Благодаря анализу данного понятия И. Гофманом, самопрезентация стала выступать в качестве предмета социально-психологических исследований.

Самопрезентация выступает в качестве важной части навыков общения, используемых различными субъектами в целях формирования определенного образа в сознании других людей для дальнейшего получения материальных и социальных выгод. Использование самопрезентации может осуществляться в различных условиях: от общения с незнакомыми людьми на улице до встречи с высокопоставленными партнерами.

Самопрезентация бывает двух видов:

— природная, называемая природным распределением,- свойственна всем индивидам и характеризующаяся не надуманностью процесса и естественностью. В результате природной самопрезентации происходит определение человека в системе общественного сознания. Отличительными особенностями самопрезентации данного вида является невозможность контроля и корректировки, что можно расценить в качестве недостатка природной самопрезентации в силу неизвестности характера произведенного эффекта.

— искусственная самопрезентация, в рамках которой применяются специально наработанные навыки представления себя, со спланированным результатом. Главной целью искусственной самопрезентации является формирование положительного отношения со стороны значимых для субъекта воздействия людей.

Выделяют два типа самопрезентации:

1. соответствует собственной самооценке — в качестве основной цели такой самопрезентации выступает стремление субъекта воздействия к идеалу себя, сформированному в своем сознании.

2. соответствует ожиданиям и предпочтениям аудитории — наиболее часто встречающийся тип самопрезентации, который направлен на формирование образа субъекта воздействия в глазах окружающих.

Неоспоримым фактом является выразительность самопрезентации, что обусловлено стремлением людей создавать себе образ, соответствующий их личной идентичности. Но часто идентификацию субъекта общество контролирует из-за существования условных правил поведения в каждой сфере. Реакция субъекта на такой контроль может быть провокационной. Этому примером является"дочь церковнослужителя", у которой вследствие особенностей профессиональной деятельности отца подавлены идентичность личности и эмоции. В таких условиях она не может самопрезентовать себя в каком-то ином, несвойственном для «дочери проповедника» качестве. В конечном итоге, вызывает негативную реакцию в ее семье и обществе.

В повседневной жизни используются следующие тактики:

— хвастовство (способствует чрезмерной саморекламе и демонстрации компетентности субъекта с целью получения уважения со стороны других);

— лесть (способствует повышению социальной привлекательности);

-запугивание (способность заставить других слушать или повиноваться своим требованиям).

-пояснение примером (демонстрация превосходства субъекта над окружающими)

-мольба (демонстрация слабости и зависимости от других в надежде получения помощи или сочувствия у окружающих, полагаясь на социальную ответственность)

Стратегии самопрезентации могут приобретать оборонительный или утверждающий характеры. Оборонительная самопрезентация направлена на то, чтобы предотвращать угрожающие жизненные ситуации. В данном случае используется тактика «мольба». Убеждающий стиль самопрезентации характеризуется более активным поведением, которому присуща идеализация своей личности, доброжелательность. К этому стилю относятся тактики: «лесть», «хвастовство», «пояснение примером».

В поддержании своей самооценки этим стратегиям отводится важная роль. Самооценка человека зависит от оценки его собственной деятельности, восприятия того, как на его производительность реагируют другие. В результате, людьми активно изображаются впечатления, вызывающие чувство собственного достоинства, усиливающееся реакцией со стороны других.

Очень часто к искусственной самопрезентации прибегают общественные деятели и политики, создающие свой целостный имидж в целях формирования уважительного отношения со стороны окружающих и убеждения людей в своей компетенции. Однако, критике подвергается способность к трансформации имиджевых характеристик в условиях меняющейся политики, что приводит к непостоянству искусственной самопрезентации. Также в условиях активно развивающегося информационного общества всё большую популярность набирает самопрезентация в интернете, для реализации которой субъект воздействия создаёт собственную страницу, на которой размещает информацию о себе и своих качествах, зачастую утаивая или перевирая факты своей жизни и истинную информацию о своей личности, чтобы манипулировать общественным мнением. Таким образом, виртуальность телекоммуникационных технологий делает такую самопрезентацию недостоверной.

Самопрезентация личности широко используется в массовой культуре, в политике, в бизнес-сфере, в образовательной деятельности, в социо-культурной деятельности, управлениипродажахрекламесвязях с общественностью и других сферах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного инновационного опыта учителя мордовского языка МБОУ «Зубово – Полянской средней общеобразовательной школы №1» Лаксаевой Елены Николаевны.

Представление собственного инновационного опытаучителя мордовского языка  МБОУ «Зубово – Полянской средней общеобразовательной школы №1»...

Представление собственного педагогического опыта

Представление собственного опыта...

Представление собственного педагогического опыта преподавателя анатомии и физиологии человека

Перед каждым преподавателем в течение всей его педагогической деятельности  стоит вопрос: чему учить и как учить? Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость преп...

Конспект занятия по социальному миру старшая группа «ЭРДМ»

Конспект занятия по социальному миру старшая группа «ЭРДМ»...

Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении  и работе лёгких.На изучение данной темы в программе отводи...

Конспект занятия по социальному миру в старшей группе «Кто такие дикие животные»?

Конспект занятия по социальному миру в старшей группе №9 «Кто такие дикие животные»Цель: Расширить знания детей о диких животных.Задачи:- Обогащать представления детей о диких животных;- У...